Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ В ОБРАЗОВАНИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF EDUCATION QUALITY ASSESSMENT / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / EXPERT ASSESSMENTS IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельнюк Ирина Владимировна, Терехова Наталья Николаевна, Худик Владимир Александрович

Обсуждаются вопросы проектирования педагогических технологий в оценивании качества образования в условиях дошкольной образовательной организации. Предлагаются методики оценка качества образовательных услуг, адаптированные в дошкольных организациях Санкт-Петербурга. Рекомендуется осуществлять оценку качества образовательных услуг по следующим направлениям: 1) диагностика уровня когнитивно-личностного развития ребенка на различных этапах его пребывания в ДОО; 2) определение необходимости включения в психолого-педагогическое сопровождение ребенка других специалистов: дефектолога, логопеда, инструктора по физической культуре, др.; 3) анализ эффективности реализуемых образовательных программ в ДОО и уровня профессиональной компетентности специалистов ДОО; 4) выявление особенностей взаимодействия педагогов ДОО с детьми и их законными представителями по вопросам качества оказываемых образовательных услуг. Указывается, что проектирование технологии оценивания развивающего обучения является сложной методологической и методической задачей. Реализация технологий оценивания затруднена с точки зрения этико-нормативных актов и с учетом требований, предъявляемых к экспертам, реализующим мониторинг качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тельнюк Ирина Владимировна, Терехова Наталья Николаевна, Худик Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN ASSESSING THE QUALITY OF EDUCATION OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The issues of designing pedagogical technologies in assessing the quality of education in the conditions of preschool educational organization are discussed. Methods of assessment of quality of educational services adapted in preschool organizations of St. Petersburg are offered. It is recommended to assess the quality of educational services in the following areas: 1) diagnostics of level of cognitive-personal development of children at various stages of his stay in pre-school educational institution; 2) the definition should include psychological and pedagogical support of the child other professionals: speech pathologists, speech therapist, instructors of physical culture, etc.; 3) analysis of the effectiveness of educational programs in preschool educational institutions and the level of professional competence of specialists of preschool educational organization; 4) identification of features of interaction of teachers of the preschool organization with children and their legal representatives concerning quality of the rendered educational services. It is indicated that the design of technology assessment of developmental learning is a complex methodological and methodical task. The implementation of assessment technologies is difficult from the point of view of ethical and regulatory acts and taking into account the requirements imposed on experts who monitor the quality of education.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

УДК 373.2

И. В. Тельнюк, Н. Н. Терехова, В. А. Худик

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Введение. В соответствии с ФГОС ДО [1] эффективность деятельности дошкольной организации основана на оценке качества предоставляемыемых образовательных услуг детям и их законным представителям (родителям и опекунам). Поскольку ребенок раннего и дошкольного возраста не может самостоятельно определиться с потребностями в сфере дошкольного образования, то его законные представители выступают в качестве заказчика данных образовательных услуг, у них также есть право брать на себя функцию мониторинга деятельности образовательной организации, начиная от условий пребывания ребенка в ДОО (по вопросам безопасности, питания, экологии и пр.) и до уточнения вопросов по реализуемым образовательным программ различной направлениям согласно ФГОС ДО.

Следует отменить, что образовательная организация руководствуется в своей деятельности

уставом и другими разрешающими нормативно-правовыми документами (заключение СЭС, МЧС, лицензия на образовательную деятельность, утвержденные образовательные программы, в том числе программы развития по выделенным направлениям, перспективные планы развития организации и др.). Кроме того, в соответствии с планом проверок изучаются условия жизнедеятельности организации, выявляются и устраняются недостатки, что объективно способствует улучшению качества реализуемых образовательных услуг детям и их законным представителям.

Объективные критерии качества оказываемых образовательных услуг, как правило, являются очевидными и сводятся к анализу условий организации быта, функционирования игровых и развивающих площадок, организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды групповых комнат, соблю-

дения санитарно-гигиенических норм и пр. В то же время субъективный аспект качества образования, к которому можно отнести особенности образовательных программ и их реализацию конкретными педагогами ДОУ, уровень развития профессиональных характеристик и компетенций в целом педагогического коллектива ДОО, оказывается размытым, и чаще всего становится предметом дискуссий между администрацией и законными представителями детей.

Учитывая изложенное выше, нами была определена актуальность опытно-экспериментального исследования, целью которого являлось: разработка и адаптация критериев оценивания психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности педагогов ДОО.

Развитие как предмет оценивания качества образовательных услуг в ДОО. Пребывание ребенка в условиях детской образовательной организации обусловлено его правом на получение образовательных услуг в соответствии с федеральным законом «Об образовании» [2].

Следует отметить, что дети поступают в дошкольную образовательную организацию на различных этапах своего возрастного развития: одни — на этапе раннего возраста, другие — в возрасте трех и старше лет, третьи — в период

подготовки к школе. То есть, образовательная организация начинает оказывать образовательные услуги детям с различным уровнем их социализации, а также с различным уровнем когнитивного и личностного развития. Конечно, необходимо согласиться с тем, что независимо от времени начала посещения ДОО, ребенок в конечном итоге по завершению своего пребывания в детском саду должен быть подготовлен к следующей ступени образования — школьному обучению. Следовательно, весь период дошкольного детства рассматривается нами как развивающее обучение детей, в том числе с помощью утвержденных программ в конкретной образовательной организации, а также с учетом реализации данных программ конкретными педагогами ДОО. В этой связи возникает вопрос, каким образом может быть дана оценка качеству образования ребенка, например, посещающему данный детский сад с первого года жизни или ребенку, который стал посещать тот же детский сад, но с пяти лет? И в том, и в другом случае физическое и психическое развитие ребенка шло своим путем и с учетом «социальной ситуации развития» (Л. С. Выготский [3]). Еще отнюдь не известно, с каким потенциалом и психическими новообразованиями и тот, и другой ребенок подойдут к периоду своей готовности к школьному обучению.

Дошкольная образовательная среда является частью (отдельно взятым социальным институтом) в общей цепи когнитивно-личностного развития ребенка в дошкольном периоде детства. Роль других социальных институтов, в частности, семьи, детских развивающих центров различной направленности является не менее актуальной в деле воспитания и обучения ребенка. Данные социальные институты возможно не имеют четко очерченных «утвержденных» программ развития, однако их удельный вес в объективации качества образовательных услуг может являться достаточно значимым.

С учетом сказанного, необходимо согласиться с тем, что лицензионная деятельность ДОО имеет преимущества перед остальными социальными институтами, поскольку гарантирует качество оказываемых образовательных услуг и подготовку ребенка к следующему этапу обучающего развития.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в условиях ДОО, которое реализуется в процессе организованной образовательной деятельности, культурных практик, нацелено на формирование у детей соответствующих практико-ориентированных компетенций в восприятии и отражении окружающего мира, во взаимодействии со сверстниками и старшими, в удовлетворении раз-

личных биологических и социальных потребностей, становлении мотивации поведения в развивающей игровой деятельности. Наряду с этим психолого-педагогическое сопровождение ребенка дополнительно реализуется другими специалистами — логопедом, психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, которые применительно к ребенку или группе детей осуществляют диагностическую, коррекционную и профилактическую работу; дают рекомендации по организации здорового быта и соблюдению норм гигиены; разрабатывают индивидуальные программы физического и психического развития, в том числе когнитивно-речевого и личностного развития, что значительно улучшает социальную ситуацию развития ребенка и способствует качественному оказанию образовательных услуг педагогами ДОО.

Таким образом, развивающее обучение (и оценивание), как предмет исследования, в настоящей работе рассматривается по следующим направлениям:

1. Диагностика уровня когнитивно-личностного развития ребенка на различных этапах его пребывания в ДОО.

2. Определение необходимости включения в психолого-педагогическое сопровождение ребенка других специалистов: дефектоло-

га, логопеда, инструктора по физической культуре, др.

3. Анализ эффективности реализуемых образовательных программ в ДОО и уровня профессиональной компетентности специалистов ДОО.

4. Выявление особенностей взаимодействия педагогов ДОО с детьми и их законными представителями по вопросам качества оказываемых образовательных услуг.

Выделенные направления могут отличаться различной степенью выраженности получаемых в ходе исследования субъективных и объективных данных, что не исключает влияние корреляционных зависимостей на общий итог оценки качества образования в ДОО.

Педагогические технологии оценки качества дошкольного образования. Оценка качества образования в последнее время становится одним их спорных и дискуссионных вопросов, затронувших все уровни образования. Поскольку, от решения экспертных комиссий нередко зависит то, сможет ли та или иная организация продолжить свою деятельность в случаях лишения аккредитации или приостановки действия лицензии на образовательную деятельность. Контролирующие органы (Рособрнадзор, Комитет по образованию региона) являются государственными учреждениями, уполномоченными в осуществлении плановых и внеплановых проверок образова-

тельных организаций, получивших соответствующую лицензию и аккредитацию. В своей деятельности контролирующие органы руководствуются Федеральным законом «Об образовании», различными приказами, положениями, рекомендациями и другими нормативно-правовыми документами, о чем не в полной мере могут быть осведомлены руководство и педагоги образовательной организации. Причем нередко сами контролирующие органы порой получают новые документы, регламентирующие проверку, тогда как образовательные организации об этих новых положениях могут быть вовсе не осведомлены.

Учитывая вышеизложенное, возникают трудности в проектировании конкретных педагогических технологий, связанные с анализом тех или иных особенностей деятельности образовательной организации, по пунктам проверки которой можно было бы спроектировать соответствующие оценивающие технологии. Наличие на сайте образовательной организации различных разделов и документов, касающихся деятельности учреждения и опросника по независимой оценке качества образования, является одним из формальных условий, относящихся к требованиям и подготовке к плановой или внеплановой проверки. То есть, может случиться так, что содержательная сторона этих

документов (материалов) полностью или частично не соответствует заявленным требованиям контролирующих органов. В этом смысле трудности проектирования педагогических технологий оценивания качества образования обусловлены целым рядом распорядительных документов, оформление которых вовсе не относится к понятию и явлению «педагогические технологии». Таким образом, на практике нередко случается так, что проверяют не само качество образования как педагогическое явление, а выполнение образовательной организацией формализованных требований к ведению документации, тогда как сами по себе педагогические технологии, связанные с оценкой качества образования, должны быть разработаны учеными-практиками и адаптированы к условиям деятельности той или иной образовательной организации.

Применительно к деятельности дошкольной образовательной организации можно было бы обратиться к опыту ряда ученых, которые попытались отразить методологию, методику и реализацию проведения экспертной оценки в дошкольном образовании [4]. Так, М. В. Крулехт, И. В. Тельнюк считают, что мониторинг качества образования должен осуществляться на всех структурных уровнях системы дошкольного образования (табл. 1). Но в этой связи возни-

кает вопрос, с помощью каких методов (инструментария) возможна реализация данного мониторинга? Если же рассматривать предложенный авторами «экспертный метод» как технологию научно-педагогической экспертизы, то становится проблематичным возможность освоения экспертного метода педагогами ДОУ, когда под механизмами экспертного оценивания понимается целый «комплекс логических и математических процедур, направленных на получение информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и принятия компетентного управленческого решения» [5, с. 13].

Однако, экспертный метод является далеко не единственным при проектировании педагогических технологий оценивания качества дошкольного образования. Следует выделить возможность применения и других методов, таких как:

— метод профессиональной диагностики и профессиональной пригодности педагогов и других специалистов ДОО;

— метод оценки педагогического взаимодействия субъектов образовательной среды;

— метод обоснования и проектирования содержания образовательных и развивающих программ;

— метод педагогического проектирования продуктов совместной деятельности субъектов педагогического взаимодействия;

Таблица 1

Классификация видов мониторинга качества дошкольного образования

Основание для классификации Виды мониторинга

Масштаб целей образования стратегический тактический оперативный

Этап проведения педагогической диагностики первичный промежуточный итоговый

Временная зависимость ретроспективный предупредительный (опережающий) текущий

Частота процедуры разовый периодический систематический

Охват объектов для мониторинга локальный выборочный сплошной

Организационные формы мониторинга индивидуальный групповой фронтальный

Формы объект-субъектных отношений внешний (социальный) взаимоконтроль самоанализ

Используемый инструментарий стандартизированный нестандартизированный

— метод проектирования развивающей предметно-пространственной среды и др.

С данными методами педагоги знакомы еще со времени их профессионального обучения, но в реальной практической деятельности их применение оказалось недостаточно востребованным.

Разработкой педагогических технологий оценки качества образования должны заниматься научно-

исследовательские организации. Тогда как проверка жизнеспособности данных методов «на совести» руководителей и педагогов образовательных организаций.

Некоторые результаты реализации технологий оценивания качества образовательных услуг в ДОО.

Практический аспект реализации технологии развивающего оценивания качества образования был предпринят нами на эксперимен-

тальных площадках ГБДОУ № 93 Выборгского района и ГБДОУ № 53 Петроградского района г. Санкт-Петербурга. В частности, изучались особенности педагогического взаимодействия субъектов образовательной среды — педагогов ДОО, детей и их законных представителей (родителей). С помощью метода анкеты закрытого типа выявлялись и анализировались сформированность культурно-гигиенических навыков детей [6], готовность к взаимодействию педагогов и родителей в решении вопросов качества образования [7—8], проектировались профилактические мероприятия по медико-социальному сопровождению детей и их родителей по вопросам развития и воспитания ребенка [9—10].

Важным вопросом в оценке профессиональных качеств педагога выступает этико-деонтологичес-кий аспект и нормативно-правовое регулирование трудовой деятельности педагогических работников ДОО. Поэтому профессионализация специалистов является одной из актуальных задач, решение которой лежит в плоскости повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлению деятельности. В АНО ВО «Санкт Петербургский педагогический институт» и в АНО «ДПО «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования» реализуются программы по дополнительному профессиональному образованию.

В частности, были разработаны и реализованы следующие программы:

— «Теория и практика дошкольного образования», (252 ч.);

— «Мониторинг и повышение качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС» (72 ч.);

— «Совершенствование педагогического мастерства педагогов ДОО в соответствии с требованиями профессионального стандарта» (72 ч.);

— «Сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО» (144 ч.);

— «Профессиональные компетенции в работе педагога образовательной организации при использовании информационно-коммуникативных и компьютерных технологий» (144 ч.).

Заключение. Проектирование технологии оценивания развивающего обучения является сложной методологической и методической задачей, так как в основу проектирования должны быть заложены: научные подходы педагогики и психологии, относящиеся к процессу воспитания и обучения дошкольников; критерии оценивания качества образовательной деятельности, дошкольной образовательной организации; экспертная оценка образовательных программ развития детей дошкольного возраста. Реализация технологий оценивания затруднена с точки зрения этико-нормативных актов и с учетом требований, предъявляемых к экспертам, реализующим мониторинг качества образования.

Коррекционно-педагогическое образование. 2019. № 3 (19) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // ЬИр://*™™ consultant.ru/document/cons_doc_LA W_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cc e7251c500a26cd/ (дата обращения 03.10.2019).

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 03.10.2019).

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. // Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.

4. Крулехт М. В., Тельнюк И. В. Экспертные оценки в образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 112 с.

5. Там же.

6. Тельнюк И. В., Худик В. А., Ван-чакова Н. П. Формирования навыков гигиены полости рта у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования: учебное пособие. СПб.: Изд-во Института непрерывного образования взрослых, 2015. 90 с.

7. Тельнюк И. В., Худик В. А., Сорокина О. Ю. Готовность к принятию инклюзивного образования субъектами дошкольной образовательной среды // Коррекционно-педагогическое образование. 2015. № 1 (1). С. 33-44.

8. Тельнюк И. В., Худик В. А., Сорокина О. Ю. Индивидуально-диф-

ференцированное и инклюзивное образование в дошкольном возрасте как психолого-педагогическая проблема // Коррекционно-педагогиче-ское образование. 2015. № 2 (2). С. 5-16.

9. Тельнюк И. В., Кузнецова О. В. Педагогическая диагностика индивидуальных особенностей развития дошкольников и сопровождение ребенка в условиях детского сада общераз-вивающей // Вопросы теории и практики тьюторства в социокультурной и образовательной деятельности: Сборник статей по материалам тезисов докладов к I Всероссийскому научно-практическому семинару по педагогике инклюзивного образования. Россия, г. Санкт-Петербург, 9-10 ноября 2017 года. СПб.: Фонд научных исследований в области гуманитарных наук «ЗНАНИЕ - СИЛА»; Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт педагогики и психологии высшего образования, 2017. 95 с.

10. Тельнюк И. В. Педагогические условия формирования эффективной развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации // Детский сад будущего: ориентир на успех каждого ребенка: сборник научных статей по материалам восьмой межрегиональной научно-практической конференции с международным участием; 28 марта 2019 года / ред. кол. Овечкина Т. А., Задворная М. С., Крулехт М. В., Ковалева Е. Б., Тельнюк И. В. СПб.: Изд-во СПб АППО, 2019. Выпуск № 7. С 296-302.

KoppeKUHOHHO-neflaroranecKoe o6pa3OBaHHe. 2019. № 3 (19)

REFERENCES

1. About the approval of the Federal state educational standard of preschool education (Registered in the Ministry of justice of the Russian Federation 14.11.2013 No. 30384) // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LA W_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cc e7251c500a26cd/ (date of the address 03.10.2019).

2. Federal law "on education in the Russian Federation " dated 29.12.2012 No. 273-FZ (latest edition) // http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (date of the address 03.10.2019).

3. Vygotskij L. S. Collected works: In 6 vols. // Vol. 4. Child psychology / Edited by D. B. Elkonin. M.: Pedagogika, 1984. 432 p. (In USSR).

4. Krulekht M. V., V., Telnyuk I. V. Expert assessment in education: textbook for students of higher pedagogical educational institutions. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2002. 112 p. (In Russ.).

5. Tam zhe.

6. Telnyuk I. V., Khudik V. A., Vanchakova N. P. Formation of oral hygiene skills in children of senior preschool age in conditions of inclusive education: textbook. SPb.: Izd-vo Instituta nepreryvnogo obrazovaniya vzroslyh, 2015. 90 p. (In Russ.).

7. Telnyuk I. V., Khudik V. A., Sorokina O. Yu. Readiness to accept inclusive education by subjects of preschool educational environment // Pedagogic Correction Education Journal. 2015. № 1 (1). P. 33-44. (In Russ.).

8. Telnyuk I. V., Khudik V. A., Sorokina O. Yu. Individual-differentiated

and inclusive education in preschool age as a psychological and pedagogical problem // Pedagogic Correction Education Journal. 2015. № 2 (2). P. 5-16. (In Russ.).

9. Telnyuk I. V., Kuznecova O. V. Pedagogical diagnostics of individual peculiarities of preschoolers development and maintenance of the child in the kindergarten... // Questions of theory and practice of tutoring in the social, cultural and educational activities: proceedings of abstracts of the I all-Russian scientific-practical seminar on pedagogy of inclusive education. Russia, St. Petersburg, November 9-10, 2017. SPb.: Fond nauchnyh issledovanij v oblasti gumanitarnyh nauk «ZNANIE — SILA»; Sankt-Peterburgskij nauchno-issledovatel'skij institut pedagogiki i psihologii vysshego obrazovaniya, 2017. 95 p. (In Russ.).

10. Telnyuk I. V. Pedagogical conditions for the formation of an effective developing subject-spatial environment of preschool educational organization // Kindergarten of the future: a guide to the success of each child: a collection of scientific articles on the materials of the eighth interregional scientific-practical conference with international participation; March 28, 2019 / editorial Board Ovechkina T. A., Zadvornaya M. S., Krulekht M. V., Kovaleva E. B., Telnyuk I. V. SPb.: Izd-vo SPb APPO, 2019. Vypusk № 7. P. 296—302. (In Russ.).

nocmynma e peda^um 20.09.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.