Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОДЕЛИ "ДЕТСКИЙ СОВЕТ" / ПРИНЦИПЫ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ / АНКЕТНЫЙ ОПРОС / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL INTERACTION / MODELS "CHILDREN'S COUNCIL" / PRINCIPLES OF ETHICAL STANDARDS / QUESTIONNAIRE SURVEY / JOINT ACTIVITIES / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / "РОДИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ" / "NEW-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ" / PEDAGOGICAL DESIGN / "PARENT COUNCIL" / "NEW-PEDAGOGICAL COUNCIL"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельнюк Ирина Владимировна, Ищук Марина Александровна, Алыкова Марина Валерьевна, Казакова Юлия Александровна, Гинбутис Марина Александровна

Обсуждается модель педагогического взаимодействия субъектов образовательной деятельности - воспитателей, детей и их родителей. Приводится технология проектирования моделей «Детский совет», «Родительский совет», «NEW-педагогический совет» и др., которые применяются в практике работы дошкольной организации, а также в условиях семьи. Отражены принципы этических норм, на основе которых реализуются подходы в совместной деятельности субъектов образовательной среды. Интерактивные отношения изучаются с помощью анкетных опросов, что позволяет корректировать структуру совместной деятельности и способствует становлению самостоятельности, активности и ответственности детей в реализуемых мероприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тельнюк Ирина Владимировна, Ищук Марина Александровна, Алыкова Марина Валерьевна, Казакова Юлия Александровна, Гинбутис Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING A MODEL OF PEDAGOGICAL INTERACTION OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF A PRESCHOOL ORGANIZATION

The model of pedagogical interaction of subjects of educational activity - educators, children and their parents is discussed. The technology of designing models «Children’s Council», «Parent Council», «new-pedagogical Council», etc., which are used in the practice of preschool organizations, as well as in the family environment, is given. The article reflects the principles of ethical standards, which are used to implement approaches in the joint activities of subj ects of the educational environment. Interactive relationships are studied using questionnaires, which allows you to adjust the structure of joint activities and contributes to the formation of independence, activity and responsibility of children in the implemented activities.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 373.2

И. В. Тельнюк, М. А. Ищук, М. В. Алыкова, Ю. А. Казакова, М. А. Гинбутис, А. И. Бушуева

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Введение. Педагогическое проектирование в современных условиях образовательной деятельности становится приоритетным направлением, отражающим перспективы развития образования [1—2]. Дошкольные организации не являются исключением, и задают изначальный тон реализации теоретических аспектов педагогической науки в практику дошкольного образования. Поэтому квалифицированное проектирование модели педагогического взаимодействия участников совместной образовательной деятельности позволит повысить эффективность работы дошкольной образовательной организации, достоверность оценки которой определяется в соответствии с существующими «экспертными оценками в образовании» [3-4].

Основные понятия. Рассмотрим некоторые понятия, с которыми связано настоящее исследование. Так, понятие «педагогическое проектирование» в современной педагогике рассматривается в контек-

сте конкретной образовательной среды, для которой определяются инновационные концепции [5]. Непосредственно педагогическое проектирование интегрирует в себе единство педагогической науки и практики. В условиях дошкольной организации педагогическое проектирование реализует задачи практических преобразований в сфере воспитания и обучения дошкольников на основе реконструкции существующих и внедряемых новых образовательных систем. Иными словами, педагогическое проектирование реали-зовывает функцию создания инновационных образовательных программ, направленных на совершенствование совместной деятельности субъектов образовательной среды - педагогов, воспитан-никовиихзаконныхпредставителей (родителей). В то же время в условиях нашей работы педагогическое проектирование не исключает возможности адаптации существующих программ и технологий в соответствии с задачами научно-при-

кладных исследовании, в частности, речь идет о реализации конструктивной функции процесса проектирования, совершенствования реализуемых дошкольной организацией развивающих образовательных программ. Поэтому для педагога важно, наряду с этим, владеть технологиями развивающего оценивания и прогнозирования, планирования, моделирования [6].

С понятием «модель» в педагогике связывают различные умозрительные схемы построения образовательной деятельности, включающие интегративные процессы по созданию продуктов образовательных услуг, анализу образовательной среды и пр., как средств решения теоретических и практических задач воспитания и обучения [7]. Существует многообразие таких моделей, каждую из которых следует рассматривать с учетом понятийного и категориального аппарата; технологий и средств их реализации в условиях образовательной среды, в том числе и дошкольной организации. При создании практико-ориенти-рованной модели педагогического взаимодействия в различных условиях образовательной деятельности учитываются: а) особенности образовательного пространства и временные характеристики оказания образовательных услуг; б) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности; в) программные продукты

и технологии сопровождения детей дошкольного возраста в ДОО; г) оценочно-диагностические характеристики развивающего обучения. Применительно к дошкольной организации выделенные критерии оценивания эффективности работы должны соответствовать требованиям ФГОС ДО.

Проектирование модели взаимодействия участников образовательных отношений. Нами была реализована задача по проектированию модели становления взаимоотношений между педагогами дошкольной организации1 и детьми, а также их законными представителями — родителями. Условно данная модель получила название «Детский совет», в которой была реализована концепция «содействия и сотрудничества детей и взрослы», то есть признания ребёнка полноценным участником образовательных отношений, что соответствовало одному из основных принципов дошкольного образования ФГОС ДО; способствовала развитию у дошкольников самостоятельности и активности; поддержке детских инициатив и творческой деятельности.

Как известно, задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует выстраивания субъектных отношений между участниками педаго-

1 Исследование проводилось в ДОО станицы Ленинградская Краснодарского края в период 2018—2020 гг.

гического взаимодействия, а также организации сотрудничества на паритетных началах между ними. В условиях детского сада на основании модели «Взаимодействие участников образовательных отношений» была спроектирована система субъект-субъектных отношений: «педагог-ребёнок», «ребёнок-родитель», «родитель-педагог», «ребёнок-ребёнок», «педагог-педагог», «родитель-родитель», которую условно обозначили как «Детский совет», «Родительский совет», «NEW-педагогический совет»1.

Система субъект-субъектных отношений, реализуемая посредством технологии «Детский совет», была направлена на становление системы ценностей, стилей взаимодействия как между детьми, так и взрослыми, посредством определения совместных действий, деятельности по реализации определенных задач. При этом дети являлись полноправными участниками всей цепочки действий - от формирования замысла и целей до конечного результата совместного труда. Дети, наряду со взрослыми,

1 Данная модель взаимодействия педагогов предполагает установление активных деятельностных отношений, обусловливающих совместное обсуждение и решение задач образовательной организации по воспитанию и обучению детей; создание условий для формирования инновационного сознания и развития интеллектуального потенциала педагогов [8].

обсуждали проблемы, планировали и принимали решения, то есть на основе свободного, осознанного и ответственного выбора определяли содержание своего участия в образовательной деятельности, конечным итогом которой выступали сформированные коммуникативные и деятельностные компетенции.

Задача педагогов заключалась в эффективном (направляющем) мо-дерировании (проектировании) педагогических ситуаций в работе так называемого «Детского совета» - в побуждении детей выражать свои чувства и мысли, рассказывать о событиях, формировать навыки общения; в обучении правилам поочерёдного высказывания; в развитии способности к управлению своей «свободой»; в принятии ответственности за себя и других. Конечно, что это непростая задача, стоящая перед педагогами. Умение её направить и реализовать зависит от профессионализма воспитателя, а нередко - и от его личностных особенностей, экзальтированности и других необходимых характеристик. Становление «Детского совета» должно быть ранним, а его деятельность - систематической. Обучение детей способам коммуникации, рассудительности, мотивированию принятия решений относительно длительный процесс, затрагивающий их когнитивно-личностное развитие. При этом педагог нередко

сталкивается с известными трудностями, когда, в частности, дети раннего возраста еще не подготовлены к такого рода социальным отношениям. Поэтому очень важно подготавливать данную работу в условиях семьи, а родителей более активно вовлекать в социально-коммуникативную и образовательную среду дошкольной организации, которую посещает их ребёнок.

В этой связи актуальной является задача по проектированию модели «Родительский совет», которую реализовывает воспитатель группы дошкольной организации. Суть «Родительского совета» заключается в том, чтобы совместно с педагогами конструировать образовательную среду с учетом санитарно-гигиенических, эргономических и психологический факторов, обеспечивающих эффективную деятельность образовательной организации. Поэтому воспитателями группы была организованна новая модель взаимодействия с родителями воспитанников — «Родительский совет», под которым понимается определенное образовательное пространство (территория), частота встреч (время) и реализуемые субъект-субъектные отношения (взаимодействие), то есть особенности установления духовного, делового, конструктивного сотрудничества всех субъектов педагогического взаимодействия на благо нравственного и когнитивно-личностного развития детей.

Характер взаимодействия педагогов и родителей строится на следующих принципах:

— принцип содействия и сотрудничества — обеспечивает участие родителей в деятельности группы;

— принцип деятельности — позволяет родителям сформировать собственный значимый опыт в вопросах воспитания, образования и развития детей;

— принцип эмоционального благополучия — способствует успешному взаимодействию педагогов и родителей, создает условие благоприятного психологического климата в процессе деятельности;

— принцип «Право на ошибку» — качественный источник ценного опыта и повышения квалификации, компетентности родителей в вопросах образования, развития и обучения детей;

— принцип личного примера — интеграция собственного опыта в систему педагогического взаимодействия, основанного на критериях эффективного оценивания и самокритичности личности педагога и родителя.

Все родители мечтают вырастить хороших детей, и у большинства это получается неплохо, причем без особого проникновения в теорию воспитания и обучения. Однако рано или поздно они все же обращаются к источникам педагогической литературы, когда сталкиваются с различными проблемными ситуациями в воспита-

нии собственных детей. Многие из родителей начинают понимать, что искусство воспитания, как и всякое искусство, легче перенять, чем понять. Скрытый педагогический потенциал родителей раскрывается и актуализируется во взаимодействии с педагогами и другими родителями. Для этого мы организовали «Родительский совет», который позволяет мотивировать родителей к саморазвитию, самообразованию, рефлексии собственной педагогической деятельности (анализу успешного и неудачного опыта).

Методы изучения особенностей взаимодействия субъектов совместной образовательной деятельности. Для эффективности деятельности «Родительского совета» воспитатели группы используют интерактивные формы сотрудничества. Это диалог и обмен информацией, который позволяет: а) выявить многообразие точек зрения; б) обратиться к личному опыту; в) поддержать активность; г) соединить теорию и практику; д) обменяться опытом. Одной из форм интерактивного взаимодействия является маркерная доска обратной связи. Она повышает эффективность обмена информацией. На доске обратной связи мы размещаем для родителей некоторые темы «социологических опросов», мотивируя их к активному участию. В качестве примера можно привести один из них: «Какие вопросы зада-

ют Вам дети?». Ответы родителей помогли нам определить темы будущих проектов. В результате появились детские вопросы различной тематики. Мы их проанализировали и сгруппировали по темам: «Игрушки», «Домашние животные», «Скоро Новый год» и др., которые были предложены для их родителей. Большая часть родителей отдали предпочтение в обсуждении темы «Скоро Новый год». При этом их взаимодействие отличалось творческим подходом и проявлением оригинальности в планировании и проведении мероприятий, с участием в том числе и детей групп дошкольной организации.

Эффективен метод «Кластера», для совместного решения аналогичных проблем, возникающих в воспитании детей. Рисуется графическая модель кластера. В центре кластера обозначается проблема. Далее родители могут поделиться собственным опытом или идеями для решения педагогической задачи, заполняя графические элементы кластера.

В ходе опроса было установлено, что большинство родителей не имеют педагогического образования, однако хорошо знают, что интересно именно их ребёнку. При проектировании деятельности «Родительского совета» необходимо было сделать, так чтобы инициатива одного родителя не противоречила выбору других; учитывалось также и то, какое мнение и

что по тому или иному поводу думают остальные участники совместной деятельности. Обсуждаемые темы и вопросы совместных мероприятий должны были быть полезными для развития детей как в условиях группы дошкольной организации, так и в семье. Таким образом, обмен информацией между семьёй и детским садом являлся основой для совместного партнёрства между родителями и педагогами. Анкетные опросы играли важную роль в изучении мнений, точек зрения как педагогов, так и родителей, что способствовало принятию необходимых решений по организации совместных видов образовательной деятельности.

Обсуждение результатов опроса и особенностей совместных проектов.

Анкетные опросы имели цель: привлечение родителей к жизни группы детского сада, создание необходимой положительной мотивации у родителей на взаимодействие и совместное участие в деятельности группы в интересах детей. Анкетные опросы позволили: а) уточнить, спланировать актуальную тему проекта, которая могла быть интересной для детей и родителей; б) изучить различные мнения и предложения родителей по темам проекта; в) проектировать и прогнозировать результативность планируемых мероприятий.

Поскольку дети младших групп совсем маленькие, то мы предло-

жили родителям принять участие в составлении примерного плана детско-взрослых проектов. Они с удовольствием откликнулись на предложение. Один раз в два месяца совместно с родителями, выбирав тему проекта, составляли «Лотос-план» — совместный план работы над проектом. Большинство родителей интересовались, чем наполнена жизнь детей в детском саду и готовы были принять участие в образовательной деятельности, принести свои умения: поставить кукольный спектакль, украсить группу к празднику, пошить костюмы, изготовить игрушки. Как только наша работа в этом направлении набирала обороты, родители тут же зажигались новыми идеями, чему мы все были очень рады. В этом смысле «Родительский совет» был обречен на успех, в том числе и в аспекте реализации отдельных фрагментов проекта в условиях семьи.

«Детский совет» во второй младшей группе являлся очень хорошим методом социально-коммуникативного взаимодействия детей друг с другом и со взрослым, что дало возможность выбирать интересные занятия (дела). Основная роль при проведении «Детского совета» отводилась, конечно же, воспитателю. Задача педагога сводилась к тому, чтобы познакомить всех участников с особенностями работы совета. Учитывая, что проводимые мероприятия приобрета-

ли характер некого ритуала (место проведения мероприятия, видео-и аудио оформление и пр.), то и особенности игровой и поведенческой характеристики отличались своей разнообразностью и свободой в рамках норм и требований образовательной организации. Дети могли самостоятельно регулировать стиль поведения, реали-зовывать собственные инициативы в соответствии с направленностью того или иного совместного проекта.

В младшей группе интересно всё, именно поэтому важно научить слышать окружающих, выбирать интересное для себя. Как удержать нужную тему разговора? Вечная проблема: с одной стороны, нужно идти за ребёнком, чтобы учитывать его интересы и потребности, обеспечить личностно-ориентированный подход, а с другой стороны, важно реализовать то, что задумано, заложено в план деятельности педагога в соответствии с программой. Импровизация нужна, но где и как? Прежде всего, чтобы удержать разговор в нужных рамках, надо научится правильно реагировать на высказывания детей. Например: во время разговора, посвящённого диким животным, возникает высказывание из другого сюжета «поездка к бабушке». Где бабушка и где дикие звери? Но если ребёнок об этом говорит, значит, его мысли далеки от вашей темы. Стоит ли его ругать?

нет. Лучше спросите его: «А там, где живёт твоя бабушка, есть дикие животные?» - таким образом мы вернём ребёнка и всех остальных к обсуждаемой теме.

В средней группе на «Детском совете» воспитатели старались за-мотивировать детей на предстоящую организованную образовательную деятельную, вызвать интерес; запланировать самостоятельную работу в центрах активности по заданной теме. «Детский совет» подразумевает общее собрание группы детей вместе с педагогами. Каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, а также получить новую информацию от других. По инициативе детей и взрослых фиксировались темы, планировались предстоящие проекты, устанавливались групповые правила, поддерживалось позитивное расположение духа.

На «Детском совете» в старшей группе педагог совместно с детьми выбирали тему проекта группы, ориентируясь на высказывания детей, их новости, предложения.

В подготовительной группе «Детский совет» помогал детям выбрать направление своей самостоятельной деятельности после занятия. У ребят в группе есть специальные коробки с игрушками, на которых прикреплена цифра, соответствующая изображению на шкафчике каждого ребёнка. Под

определённый звуковой сигнал с помощью социометрии (лист бумаги с таблицей, в которой вписаны все идеи детей, где они отмечают то, что кажется наиболее интересным), в начале дня ребята выбирали сами, брали свою игрушку и собирались на «Детский совет». По завершению общего сбора, ребята ставили игрушки в тот центр активности, где они запланировали свою дальнейшую деятельность в условиях образовательной группы.

В подготовительной логопедической группе дети совместно с педагогами собирались на «итоговый детский совет», который помогал им создавать волшебные страницы для своей «Книги открытий».

Приводим примерный опыт работы с детьми логопедической группы1.

В пятницу утором на очередном детском совете, решили поговорить о том, что мы узнали нового о «птицах». И записали все ответы детей на листе бумаги. Ответов было очень много, и лист оказался полностью исписан. Кто-то из ребят сказал, что он похож на страницу книги. И тут у нас возникла идея создать свою «Книгу открытий» по лексическим темам недели. Все дружно поддержали эту идею. Свою работу начали с началом учебного года, оценив возможности наших ребят и интересы, мы решили, что

1 Занятие проводилось педагогом МАДОУ № 5 «Золотой ключик» станицы Ленинградская Краснодарского края Ищук Мариной Александровной.

данная технология поможет открыть в наших детях много талантов и знаний, которые помогут им в дальнейшем. «Книга открытий» — это элемент «Говорящей среды». Наша книга состоит из отдельных страниц. Каждая страница — это коллективная работа, где авторами являются дети. К концу каждой недели, в группе сформировывалась богатая предметно-развивающая среда по лексическим темам, предусмотренных программой. В ходе создания «Книги открытий» мы с ребятами использовали «цепочку» вопросов: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Что сделать, чтобы узнать? Эти вопросы помогли ребятам закрепить изученное.

Вместе с детьми определили правила, которые помогают осуществлять образовательный процесс без многочисленных замечаний:

1. «Внимательно слушай других».

2. «Доводи начатое дела до конца».

3. «Материалы, которые тебе нужны, положи так, чтобы их можно было взять другим».

Ребята делились на подгруппы, выбирали ту или иную деятельность в центрах по интересам, самостоятельно работали в них. А мы наблюдали и, если была нужна наша помощь, они обращались к нам. И если возникали спорные вопросы и трудности, мы всегда были готовы им помочь. В течении недели мы собирали разные вырезки, факты, из различных источников. Ведь в подготовительной к школе группе ребята уже практически все умеют читать.

В этот творческий процесс создания «Книги открытий» наши дети смогли привлечь и своих родителей,

которые с большим удовольствием откликнулись. Вместе с ребятами они искали новые факты по теме. Страница за страницей мы оформляли свои маленькие, но очень важные «открытия». Ребята, погрузившись в нашу работу, вовлекли даже тех ребят, которые не всегда участвуют в совместной деятельности, предложив сделать что-то самому. Совместная работа сплотила маленький коллектив «Дружная семейка». Наши ребята доводили начатое до конца, помогали товарищам в трудную минуту, справляться с трудностями, перебороть страх и неуверенность. В результате работы мы с детьми пришли к тем заветным словам «Давай вместе» — они открывают ребёнку дверь в область новых умений, знаний и увлечений.

Заключение. Полученный опыт проектирования моделей педагогического взаимодействия всех участников совместной образо-

вательной деятельности (педагогов, детей и родителей) позволяет по-новому подойти к реализации программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста, наметить пути оптимизации образовательного процесса и развивающей предметно пространственной среды, определить удельный вес участия каждого из субъектов образовательного процесса. Эффективность организации и реализации совместных проектов оказывает благотворное влияние на социально-коммуникативную и когнитивно-личностную сферу детей, формирует культуру общения и способы овладения предметной деятельностью, что, в свою очередь, способствует подготовке детей к новому виду деятельности — обучению в школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Заир-Бек Е. С. Педагогическое проектирование в системе образования. СПб.: Б. и., 1994.

2. Худик В. А. Педагогическая психология: учебное пособие / В. А. Худик; С.-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования. Санкт-Петербург: Изд-во СПбАППО, 2005. 73 с.

3. Крулехт М. В., Тельнюк И. В. Экспертные оценки в образовании: Учеб. пособие: для студентов фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 110 с.

4. Тельнюк И. В. Экспертная оценка деятельности педагогов и руково-

дителей дошкольных образовательных учреждений // Детский сад от А до Я. 2006. №5 (23). С. 40—52.

5. Колесникова И. А., Горчакова М. П. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М: Академия, 2005. 288 с.

6. Тельнюк И. В., Терехова Н. Н., Худик В. А. Педагогические технологии в оценке качества образования дошкольной образовательной организации // Коррекционно-педагогическое образование. 2019. № 3 (19). С. 48—56.

7. Ядровская М. В. Модели в педагогике // Вестник Томского государ-

ственного университета. 2013. № 366. С. 139-143.

8 Модель взаимодействия участников образовательных отношений «NEW-педагогический совет»: мето-

дические рекомендации / Л. Ю. Москалева, Е. Ю. Ненашева, А. Ю. Сысоева, Е. В. Чумакова, Е. В. Пригарина. Краснодар: Экоинвест, 2019. 34 с.

REFERENCES

1. Zair-Bek E. S. Pedagogical design in the education system. Sankt-Peterburg: B. i., 1994. (In Russ.).

2. Khudik V. A. Educational Psychology: a training manual. Sankt-Peterburg: Izd-vo SPbAPPO, 2005. 73 p. (In Russ.).

3. Krulekht M. V., Tel'nyuk I. V. Expert Assessments in Education: A Training Manual. M.: Akademiya, 2002. 110 p. (In Russ.).

4. Tel'nyuk I. V. Expert evaluation of the activities of teachers and heads of preschool educational institutions // Detskij sad ot A do Ya. 2006. №5 (23). S. 40-52. (In Russ.).

5. Kolesnikova I. A., Gorchakova M. P. Pedagogical design: a training manual. M.: Akademiya, 2005. 288 p. (In Russ.).

6. Tel'nyuk I. V., Terekhova N. N., Khudik V. A. Pedagogical technologies in assessing the quality of education of a preschool educational organization // Pedagogic Correction Education Journal. 2019. No. 3 (19). P. 48-56. (In Russ.).

7. Yadrovskaya M. V. Models in pedagogy // Vestnik Tomskogo gosudarst-vennogo universiteta. 2013. № 366. P. 139-143. (In Russ.).

8. The model of interaction of participants in educational relations "NEW-pedagogical council": guidelines / L. Yu. Moskaleva, E. Yu. Nenasheva, A. Yu. Sysoeva, E. V. Chumakova, E. V. Prigarina. Krasnodar: Ekoinvest, 2019. 34 p. (In Russ.).

Поступила в редакцию 12.02.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.