Научная статья на тему 'Формирование системы оценки качества процесса дошкольного образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования'

Формирование системы оценки качества процесса дошкольного образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1736
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / КРИТЕРИИ / АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоненко Тамара Григорьевна, Панченко Людмила Никифоровна, Пшеничная Любовь Александровна

Развитие современного дошкольного образовательного учреждения происходит сегодня в очень сложной ситуации. Работу системы образования, в том числе, дошкольного, объективно дестабилизируют факторы, среди которых основными являются: изменения управления как системой дошкольного образования в целом, так и конкретным дошкольным образовательным учреждением, в связи с реализацией требований ФГОС ДО. Стандарт предполагает некоторые изменения подходов к организации и содержанию дошкольного образования. Особое внимание в процессе реализации требований стандарта уделено оценке качества дошкольного образования и системе оценивания его результативности. С одной стороны оценить качество дошкольного образования необходимо в связи с тем, что согласно структуре системы образования, обозначенной в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». С другой стороны, своеобразие развития ребёнка дошкольного возраста определяется неравномерностью, скачкообразностью, наличием кризисов развития, сензитивностью развития. Тогда необходим иной механизм оценивания результатов дошкольного образования, не нарушающий права ребёнка дошкольного возраста. ФГОС ДО предлагает механизм оценивания, который требует осмысления, понимания его педагогическим сообществом, принятием и внедрением в педагогическую практику дошкольного образования Таким образом, противоречие между обязательностью реализации стандарта дошкольного образования, обеспечением его качества и отсутствием критериев оценки качества, невозможности их использования относительно детей дошкольного возраста, неготовность педагогической команды к быстрой реакции на эти изменения определяет актуальность, необходимость методической работы с педагогами, призванными обеспечить развитие ребёнка в период дошкольного детства, качество которого в дальнейшем обеспечит ему оптимальную адаптацию при переходе на следующую ступень начального школьного образования. Цель проекта апробация и внедрение в образовательную практику технологии оценки качества дошкольного образования в процессе реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В качестве способов диагностики развития ребёнка в период дошкольного детства ФГОС ДО рассматриваютя условия, способствующие (или мешающие) его развитию. При этом в качестве основного условия рассматривается педагог. В рамках статьи мы представляем модель оценки эффективности деятельности педагога через анализ условий, которые он создает для создания социальной ситуации развития детей соответствующей специфике дошкольного возраста. 1 критерий: Обеспечение эмоционального благополучия. Маркеры оценки: Непосредственное общение с каждым ребёнком. Обращение к ребёнку по имени спокойным тоном. Уважительное отношение к ребёнку, его чувствам, потребностям. Готовность педагога к содействию, взаимодействию по инициативе ребёнка. Создание предметной, социальной среды развития ребёнка, сообразно его психотипу, полу, особенностям, закономерностям развития нервной системы. 2 критерий: Поддержка индивидуальности и инициативы детей Маркеры оценки: Условия для свободного выбора детьми деятельности (познавательной, художественной, музыкальной, двигательной, творческой, по интересам). Создание условий для принятия детьми решений, адекватного выражения своих чувств, мыслей (без крика, аффекта, угроз, обращения к взрослому с жалобой на сверстника; не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы, самостоятельности в выборе деятельности: игровой, исследовательской проектной, познавательной (индивидуальной, совместной (рядом, вместе). 3 критерий: Установление правил взаимодействия в разных ситуациях. Маркеры оценки: Условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям; имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей (умение обратиться к сверстнику, взрослому, работающих непосредственно в группе, которую посещает ребёнок или обеспечивающих общее руководство детского сада, позволяющих детям без проблем общаться со сверстниками, разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; общаться с посторонними (гостями) детского сада; Умение детей действовать в группе сверстников. 4 критерий: Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребёнка. Маркеры оценки: действия ребёнка, проявляющиеся в совместной деятельности с взрослым более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зона ближайшего развития каждого ребёнка) через создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организация различных форм и видов деятельности (по инициативе детей с разным социальным статусом в группе: инициаторы лидеры, организаторы, ведомые, безынициативные дети), способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения, детского творчества, личностного, физического, художественноэстетического развития детей; Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценка индивидуального развития детей (согласно целевым ориентирам. 5 критерий: Взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам образования ребёнка. Маркеры оценки: Непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; семинары для родителей по проблемам развития и воспитания ребёнка в семье (наблюдение); консультативная поддержка. 6 критерий: Профессиональное развитие педагогических и руководящих работников. Маркеры оценки: дополнительное профессиональное образование, подготовка, переподготовка, повышение квалификации; консультативная поддержка в рамках деятельности образовательной организации. Также нами разработаны маркеры оценки эффективности деятельности педагога в контексте внутренней независимой экспертизы качества образования включающие условия, которые создает педагог для освоения образовательной программы. Маркеры оценки психолого-педагогических условий Формы обращения к детям, к отдельному ребёнку (по имени, по фамилии, окрик, спокойная реакция педагога на действия, поступки детей относительно друг друга. Использование взрослыми различных форм поощрения: «Сережа, ты молодец; я рада за тебя; у тебя обязательно получится, я уверена; давай я чуть-чуть помогу тебе. Подготовка индивидуальных заданий ребятам сообразно их возможностям, способностям; возрасту, темпераменту, психологическому типу, полу, возрасту индивидуальным особенностям. Психологическое состояние ребёнка: спокоен, уверен, обращается за помощью к детям, воспитателю; нервничает, сердится, торопится, кричит, плачет, бросает предметы, отбирает игрушки у ребят, выражает несогласие, неприятие. Учитываются ли в развивающей среде интересы детей (мальчиков, девочек разного возраста, детей с особыми образовательными потребностями). Педагог, обращаясь к детям, чаще использует подсказку или включается в совместную деятельность с ребёнком, какова реакция ребёнка на такое взаимодействие с педагогом; проявляют ли дети самостоятельность в процессе взаимодействия со сверстниками или чаще обращаются за помощью к педагогу или другому взрослому. Как реагирует педагог на взаимоотношения между детьми в процессе совместной деятельности. Какие формы поддержки положительных, доброжелательных отношений между детьми поддерживает и как. Механизм оценки качества дошкольного образования предполагает четыре уровня: 1. Самооценка условий и процесса, обеспечивающих качество дошкольного образования в конкретной группе, участники, осуществляющие экспертизу: педагоги, включая помощников воспитателя, работающие с детьми конкретной группы; родители воспитанников группы. 2. Независимая экспертиза качества условий и процесса дошкольного образования в конкретной группе. Участники: независимая комиссия (педагоги, специалисты, родители (представители родительской общественности) согласно приказу руководителя по образовательной организации. 3. Экспертиза качества условий и процесса дошкольного образования в образовательной организации. Участники: управленческая команда дошкольной организации на основе анализа результатов экспертизы во всех предыдущих уровнях, включая третий. 4. Внешняя независимая экспертиза командой экспертов другого образовательного учреждения с целью обмена опытом оценки качества условий и процесса дошкольного образования в конкретной образовательной организации. Таким образом, в ходе проекта разработана и апробирована модель оценки качества образования, включая общественную экспертизу. Мы полагаем, что представленные критерии могут оказать помощь экспертам в качестве критериев оценки условий организации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белоненко Тамара Григорьевна, Панченко Людмила Никифоровна, Пшеничная Любовь Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы оценки качества процесса дошкольного образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

4.Дыхательная гимнастика, которая включает многие хорошо известные упражнения по развитию речевого дыхания у детей. Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, развивают самоконтроль и произвольность.

5.Босохождение - это хорошее средство укрепления сводов стопы и ее связок.

6.В развитии общей и ручной моторики используются комплексы физкультминуток, которые подбираются к изучаемым на занятии темам и проводятся в игровой форме.

7.Бодрящая гимнастика и гимнастика пробуждения в кроватях помогают детскому организму проснуться, улучшают настроение, поднимают мышечный тонус.

8.Воздушные ванны - это вид аэротерапии (лечения воздухом), который заключается в дозированном воздействии воздуха на обнаженное тело, при этом улучшается обмен веществ, а также тонус мышечной и нервной систем, тренируются системы терморегуляции организма, успокаивается и нормализуется эмоциональный фон, уменьшается повышенная возбудимость, улучшаются аппетит, сон, поднимается настроение и добавляется бодрости.

В своей работе уделяю особое внимание взаимодействию с родителями, так как считаю, что в центре работы по сохранению и укреплению здоровья детей должна находиться семья, включающая всех ее членов. Внедряю активные методы и формы работы с семьей. Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей включает.

- анкетирование "Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости";

- проведение родительских собраний: "Профилактика простудных заболеваний через проведение закаливающих мероприятий";

- консультации: "Закаливание организма солнцем, воздухом, водой";

- папки-передвижки: "Полезные советы родителям", "Игры, которые лечат", "Предупреждение простудных заболеваний";

- педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам закаливания;

- фотовыставки: "С солнцем, воздухом, водой крепко дружим всей семьей", "В здоровом теле -здоровый дух";

- семинар-практикум на тему: «Укрепляем здоровье малыша»;

- мастер-класс «Нетрадиционное оборудование своими руками».

По итогам работы был проведен анализ, который показал эффективность выбранных здоровьесберегающих технологий.

Таким образом, проведенное мною исследование показало, что повседневное использование здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению здоровья детей, и как следствие этого, снижается уровень заболеваемости в группе.

Список литературы:

1.Артюхова Ю. Как закалить свой организм / Ю. Артюхова.- Минск; Харвест.- 1999, - 222с.

2.Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет / А.С. Галанов-М: АРКТИ, 2003.

3.Ширяева И. Закаливание детей// Ребенок в детском саду - М: № 6 2001.

^Здравоохранение в России. 2015: Стат.сб./Росстат. - М., 2015. - 174 с.

5.Сивцова А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А. М. Сивцова //Методист№2. - С.65-68.

Формирование системы оценки качества процесса дошкольного образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования

Белоненко Тамара Григорьевна, Панченко Людмила Никифоровна, Пшеничная Любовь Александровна

МАДОУ МО г. Краснодар "Центр-детский сад № 134"

Ключевые слова:

Оценка качества, критерии, алгоритм оценки качества

Развитие современного дошкольного образовательного учреждения происходит сегодня в очень сложной ситуации. Работу системы образования, в том числе, дошкольного, объективно дестабилизируют факторы, среди которых основными являются: изменения управления как системой дошкольного образования в целом, так и конкретным дошкольным образовательным учреждением, в связи с реализацией требований ФГОС ДО. Стандарт предполагает некоторые изменения подходов к организации и содержанию дошкольного образования. Особое внимание в процессе реализации требований стандарта уделено оценке качества дошкольного образования и системе оценивания его результативности.

С одной стороны оценить качество дошкольного образования необходимо в связи с тем, что согласно структуре системы образования, обозначенной в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». С другой стороны, своеобразие развития ребёнка дошкольного возраста определяется неравномерностью, скачкообразностью, наличием кризисов развития, сензитивностью развития. Тогда необходим иной механизм оценивания результатов дошкольного образования, не нарушающий права ребёнка дошкольного возраста. ФГОС ДО предлагает механизм оценивания, который требует осмысления, понимания его педагогическим сообществом, принятием и внедрением в педагогическую практику дошкольного образования

Таким образом, противоречие между обязательностью реализации стандарта дошкольного образования, обеспечением его качества и отсутствием критериев оценки качества, невозможности их использования относительно детей дошкольного возраста, неготовность педагогической команды к быстрой реакции на эти изменения определяет актуальность, необходимость методической работы с педагогами, призванными обеспечить развитие ребёнка в период дошкольного детства, качество которого в дальнейшем обеспечит ему оптимальную адаптацию при переходе на следующую ступень начального школьного образования.

Цель проекта - апробация и внедрение в образовательную практику технологии оценки качества дошкольного образования в процессе реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В качестве способов диагностики развития ребёнка в период дошкольного детства ФГОС ДО рассматриваютя условия, способствующие (или мешающие) его развитию. При этом в качестве основного условия рассматривается педагог.

В рамках статьи мы представляем модель оценки эффективности деятельности педагога через анализ условий, которые он создает для создания социальной ситуации развития детей соответствующей специфике дошкольного возраста.

1 критерий: Обеспечение эмоционального благополучия.

Маркеры оценки:

• Непосредственное общение с каждым ребёнком.

• Обращение к ребёнку по имени спокойным тоном

• Уважительное отношение к ребёнку, его чувствам, потребностям.

• Готовность педагога к содействию, взаимодействию по инициативе ребёнка.

• Создание предметной, социальной среды развития ребёнка, сообразно его психотипу, полу, особенностям, закономерностям развития нервной системы.

2 критерий: Поддержка индивидуальности и инициативы детей Маркеры оценки:

• Условия для свободного выбора детьми деятельности (познавательной, художественной, музыкальной, двигательной, творческой, по интересам).

• Создание условий для принятия детьми решений, адекватного выражения своих чувств, мыслей (без крика, аффекта, угроз, обращения к взрослому с жалобой на сверстника;

• не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы, самостоятельности в выборе деятельности: игровой, исследовательской проектной, познавательной (индивидуальной, совместной (рядом, вместе).

3 критерий: Установление правил взаимодействия в разных ситуациях.

Маркеры оценки:

• Условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям; имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

• развитие коммуникативных способностей детей (умение обратиться к сверстнику, взрослому, работающих непосредственно в группе, которую посещает ребёнок или обеспечивающих общее руководство детского сада, позволяющих детям без проблем общаться со сверстниками, разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; общаться с посторонними (гостями) детского сада;

• Умение детей действовать в группе сверстников.

4 критерий: Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на

уровень развития ребёнка.

Маркеры оценки:

• действия ребёнка, проявляющиеся в совместной деятельности с взрослым более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зона ближайшего развития каждого ребёнка) через создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

• организация различных форм и видов деятельности (по инициативе детей с разным социальным статусом в группе: инициаторы лидеры, организаторы, ведомые, безынициативные дети), способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения, детского творчества, личностного, физического, художественно-эстетического развития детей;

• Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

• оценка индивидуального развития детей (согласно целевым ориентирам.

5 критерий: Взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам образования ребёнка. Маркеры оценки:

• Непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; семинары для родителей по проблемам развития и воспитания ребёнка в семье (наблюдение); консультативная поддержка.

6 критерий: Профессиональное развитие педагогических и руководящих работников. Маркеры оценки:

• дополнительное профессиональное образование, подготовка, переподготовка, повышение квалификации; консультативная поддержка в рамках деятельности образовательной организации.

Также нами разработаны маркеры оценки эффективности деятельности педагога в контексте внутренней независимой экспертизы качества образования включающие условия, которые создает педагог для освоения образовательной программы.

Маркеры оценки психолого-педагогических условий

- Формы обращения к детям, к отдельному ребёнку (по имени, по фамилии, окрик, спокойная реакция педагога на действия, поступки детей относительно друг друга.

- Использование взрослыми различных форм поощрения: «Сережа, ты - молодец; я рада за тебя; у тебя обязательно получится, я уверена; давай я чуть-чуть помогу тебе.

- Подготовка индивидуальных заданий ребятам сообразно их возможностям, способностям; возрасту, темпераменту, психологическому типу, полу, возрасту индивидуальным особенностям.

- Психологическое состояние ребёнка: спокоен, уверен, обращается за помощью к детям, воспитателю; нервничает, сердится, торопится, кричит, плачет, бросает предметы, отбирает игрушки у ребят, выражает несогласие, неприятие.

- Учитываются ли в развивающей среде интересы детей (мальчиков, девочек разного возраста, детей с особыми образовательными потребностями).

- Педагог, обращаясь к детям, чаще использует подсказку или включается в совместную деятельность с ребёнком, какова реакция ребёнка на такое взаимодействие с педагогом; проявляют ли дети самостоятельность в процессе взаимодействия со сверстниками или чаще обращаются за помощью к педагогу или другому взрослому.

- Как реагирует педагог на взаимоотношения между детьми в процессе совместной деятельности. Какие формы поддержки положительных, доброжелательных отношений между детьми поддерживает и как.

Механизм оценки качества дошкольного образования предполагает четыре уровня:

1. Самооценка условий и процесса, обеспечивающих качество дошкольного образования в конкретной группе, участники, осуществляющие экспертизу: педагоги, включая помощников воспитателя, работающие с детьми конкретной группы; родители воспитанников группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.