Научная статья на тему 'Ребёнок как субъект экспертизы качества дошкольного образования'

Ребёнок как субъект экспертизы качества дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
630
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА / РЕБЁНОК КАК СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ / QUALITY OF PRESCHOOL EDUCATION / QUALITY EXAMINATION / A CHILD AS A SUBJECT OF ACTIVITY AND BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гогоберидзе Александра Гививна, Солнцева Ольга Викторовна

В статье раскрыты подходы к экспертизе примерной основной образовательной программы дошкольного образования с позиции потребителя-ребёнка дошкольного возраста. Определены характеристики экспертной оценки программы ребёнком. Основания для экспертизы рассматриваются с позиции субъектного подхода, который выступает методологической основой изучения особенностей ребёнка, выявления его интересов и потребностей, значимых для проектирования и экспертизы образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гогоберидзе Александра Гививна, Солнцева Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A CHILD AS A SUBJECT OF QUALITY EXAMINATION IN PRESCHOOL EDUCATION

In the article the approaches to examination of an approximate main educational program of preschool education from the position of a consumer, a child of preschool age, are revealed. The characteristics of expert assessment of the program by a child are defined. The bases for examination are considered from a position of the subject approach which acts as a methodological basis of studying child's peculiarities, of detecting his interests and necessities, significant for design and examination of an educational program.

Текст научной работы на тему «Ребёнок как субъект экспертизы качества дошкольного образования»

Психолого-педагогический поиск

YAK 373.2 ББК 74.102.3

А.Г. ГОГОБЕРИДЗЕ, О.В. СОЛНЦЕВА

A.G. GOGOBERIDZE, O.V. SOLNTSEVA

РЕБЁНОК

КАК СУБЪЕКТ ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

A CHILD

AS A SUBJECT OF QUALITY EXAMINATION IN PRESCHOOL EDUCATION

В статье раскрыты подходы к экспертизе примерной основной образовательной программы дошкольного образования с позиции потребителя-ребёнка дошкольного возраста. Определены характеристики экспертной оценки программы ребёнком. Основания для экспертизы рассматриваются с позиции субъектного подхода, который выступает методологической основой изучения особенностей ребёнка, выявления его интересов и потребностей, значимых для проектирования и экспертизы образовательной программы.

In the article the approaches to examination of an approximate main educational program of preschool education from the position of a consumer, a child of preschool age, are revealed. The characteristics of expert assessment of the program by a child are defined. The bases for examination are considered from a position of the subject approach which acts as a methodological basis of studying child's peculiarities, of detecting his interests and necessities, significant for design and examination of an educational program.

Ключевые слова: качество дошкольного образования, экспертиза качества, ребёнок как субъект деятельности и поведения.

Key words: the quality of preschool education, quality examination, a child as a subject of activity and behaviour.

Качество дошкольного образования - это:

- гарантированная реализация минимальных стандартов образования, т. е. качество образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, позволяющего ребёнку как субъекту образовательного процесса гарантированно достичь уровня образованности, обеспечивающего переход на следующую образовательную ступень - начальной школы.

- способность отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон, т. е. качество результатов дошкольного образования, удовлетворяющего ожиданиям и запросам потребителей и соответствующего государственным нормативам.

Один из показателей качества образования - это его ориентация на потребности тех, в чьих интересах осуществляется образовательная деятельность Требования к содержанию и организации образовательной деятельности определяются на основе примерной основной образовательной программы. С одной стороны, образовательная программа должна учитывать государственные требования к её содержанию и структуре, с другой - отражать потребности и интересы ребёнка дошкольного возраста. Соответственно процессы проектирования и экспертизы примерных основных образовательных программ дошкольного образования должны осуществляться с учётом осо-

бенностей современного ребёнка, только в этом случае будет обеспечено её качество. Следовательно, в процесс экспертизы образовательной программы включается ребёнок как носитель определённых потребностей и интересов, которые необходимо удовлетворять в процессе образовательной деятельности.

Следует отметить, что подобное включение ребёнка дошкольного возраста не просто в процесс собственного образования, а в процесс оценки качества образовательного процесса, становится возможным только в методологии субъектного подхода.

Принципиально важным для становления субъектности является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потребностная сфера ребёнка. Это годы оформляющегося образа «Я», когда самоидентификация, сравнение Я и Другого Я происходит по начинающей складываться шкале ценностей, ценностных отношений, ориентаций. Иными словами, ребёнок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных для него видах деятельности и общении.

Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольник - практик, и в этом смысле природа ребёнка изначально субъектна, поскольку это, прежде всего, деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив.

Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребёнка как субъекта доступных ему видов деятельности.

Можно выделить две группы субъектных проявлений ребёнка: эмоционально-субъектные и деятельностно-субъектные.

Эмоционально-субъектные проявления выражаются в интересе и предпочтениях ребёнка к какому-либо виду деятельности или объекту культуры. Одни дети любят слушать музыку, другим нравится участвовать в разных видах игр, третьим постоянно экспериментировать.

Другим, не менее важным проявлением субъектности, становится избирательность, избирательное отношение к миру, т. е. предпочтения ребёнка к той или иной возможности взаимодействия с ним (общаться со сверстниками, рисовать одному, заниматься со взрослым).

Деятельностно-субъектные проявления связаны с активностью и инициативностью ребёнка в выборе видов деятельности. Его субъектность определяется самостоятельностью и творчеством в выборе содержания деятельности. Ребёнок начинает самостоятельно предлагать варианты решения той или иной задачи, предпринимая первые попытки анализа и самоанализа «продуктов» самостоятельной деятельности.

Таким образом, субъектные проявления дошкольника выражаются в оформляющемся отношении к миру и осуществлении деятельности, инициируемой этими отношениями.

У ребёнка как субъекта проявляются следующие качества: интерес к миру и культуре; избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности; инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности; творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности.

Результаты исследования, проводимого учеными кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена в рамках РГНФ (проект № 08-06-00375а) в течение 2008-2009 гг. (общая выборка - 2500 детей старшего дошкольного возраста из 10 регионов России), позволяют заключить, что современный дошкольник обладает выраженными характеристиками субъекта. Так о себе размышляют не только дети, с этим согласны и родители, и воспитатели детских садов России.

Результаты диагностики показывают, что самооценка детьми субъектных начал довольно высокая. В старшем дошкольном возрасте дети отмечают у себя такие качества и свойства, как:

- самостоятельность (87%);

- инициативность (65%);

- активность (93%);

- избирательность (73%);

- личное отношение к делу, какому-либо занятию (94%);

- настроенность на конечный и успешный результат (100%).

В старшем дошкольном возрасте помимо перечисленных субъектных параметров, дошкольники определяют, что они способны поставить цель и довести её до результата, подобрав для этого необходимые средства и способы. Потребность в самостоятельных поступках, действиях, проявлениях является естественной потребностью современных детей. Они сконцентрированы на результате, его качестве, стремятся достичь его быстро, используя для этого арсенал доступных средств и способов деятельности.

Экспертиза ребёнком качества образовательной программы в большей степени носит косвенный характер и осуществляется через анализ и интерпретацию детских суждений, высказываний, в частности, полученных при ответах на вопросы в рамках изучения проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве современной России в рамках указанного выше исследования коллектива кафедры дошкольной педагогики.

Определение возможностей ребёнка оценить программу дошкольного образования побуждает обратиться к потребностям самого ребёнка и попытаться рассмотреть, насколько содержание программы соотносится с ними. При оценке ребёнком образовательной программы в качестве ориентиров могут выступать те аспекты, которые характеризуют дошкольное детство и отражают его основные проблемы. В этом случае качество образовательной программы может быть рассмотрено с позиции тех проблем, которые характеризуют современное дошкольное детство.

Современный дошкольник ориентирован на разнообразную активную деятельность: он любит играть, рисовать, раскрашивать, петь, лепить, гулять на площадке и пр. Соответственно, о качестве образовательной программы с точки зрения потребителя-ребёнка свидетельствует её направленность на разнообразную детскую деятельность. Параметром оценки программы становится разнообразие детской деятельности, предоставление ребёнку возможности проявлять активность, выбирая наиболее привлекательные виды деятельности. Среди детских видов деятельности наиболее предпочитаемыми для ребёнка являются игровая, продуктивная и двигательная. Общение как особый вид деятельности пронизывает названные виды деятельности и тесно связано с ними. По оценке педагогов, современный дошкольник стал более общителен, свободнее чувствует себя в общении как со сверстниками, так и с взрослыми.

Игра выступает как наиболее привлекательный для ребёнка вид деятельности. И здесь перед образовательной программой встаёт проблема согласования традиционного содержания игр. Взрослый мир считает педагогически целесообразным и необходимым для социализации ребёнка с тем содержанием игры, которое привносится детской субкультурой. Привносимое самими детьми содержание тесно связано образами супермена, Человека-паука, принцессами Винкс и многими другими образами массовой культуры. Воссоздавая в игровом мире данные образы, ребёнок «творит культуру», а культура творит ребёнка. При проектировании образовательной программы современная игровая субкультура детей должна учитываться и использоваться взрослыми, так как её игнорирование создаёт непреодолимую пропасть между миром детей и миром взрослых.

В тоже время программа учитывает, что для ребёнка привлекателен мир взрослых людей, их интересы, способности, личностные качества, про-

фессиональные умения. Этот интерес должен найти отражение в содержании традиционной игровой деятельности. Следовательно, в программе ориентированной на потребителя-ребёнка важен баланс между содержанием привносимым взрослым в качестве необходимого для успешной социализации ребёнка и содержанием, привносимым самими детьми.

Учитывая, что образовательная программа определяет не только содержание, но и организацию образовательного процесса в детском саду, детские виды деятельности не должны быть в программе чрезмерно регламентированными. Чрезмерная регламентация детской деятельности приводит ребёнка к ощущению, что «играть некогда, все время занимаемся». Так, например, организация игровой деятельности должна сочетать игры, привносимые и организуемые взрослым с играми, в которые детьми играют самостоятельно. Если первые являются основой содержательного общения взрослых с детьми в образовательном процессе, несут содержание целенаправленной и организуемой социализации, то вторые - это отражение миропонимания детьми, присвоения ими системы ценностей, основа общения между детьми, которое составляет одну из основных потребностей ребёнка-дошкольника.

Современный ребёнок стремится к установлению содержательных разнообразных связей с миром сверстников; большинство детей считают, что у них много друзей, что с друзьями весело, интересно. Это значит, что экспертиза примерной ООП должна показать наличие в ней содержания и способов организации образовательного процесса, направленных на поддержку дружеских отношений детей, обеспечение эмоционального благополучия ребёнка в отношениях со сверстниками. Стремление детей к установлению взаимоотношений со сверстниками, особенно в старшем дошкольном возрасте, показывает, что программа, ориентированная на ребёнка должна включать организацию совместной детской деятельности разнообразного содержания. В этом случае может быть реализована направленность программы на поддержку дружеских отношений между детьми. Это предполагает наличие в программе задач и ситуаций, которые решаются детьми совместно, тематики коллективной деятельности, групповых и подгрупповых проектов.

Анализ проблемы общения детей в детском саду, показывает, что положительные ожидания и прогнозы связаны с общением со сверстниками одного пола. Здесь возникает вопрос о гендерной направленности содержания и организации образовательного процесса, необходимости обеспечения эмоционального благополучия в общении со сверстниками противоположного пола.

Для дошкольника характерна потребность в свободном общении со сверстниками в детском саду. Такое общение приводит к становлению дружеских отношений, формированию самооценки ребёнка, коммуникативных способностей. Соответственно, примерная ООП должна быть направлена на развитие способности детей к общению, а в организационном разделе выделять время для нерегламентированной взрослыми детской деятельности, которая даёт детям возможность реализовать свою потребность в общении и совместной со сверстниками деятельности по интересам.

В тоже время для дошкольников, особенно в старшем дошкольном возрасте, особую ценность приобретает общение с взрослыми, которое протекает в форме разговоров на разнообразные темы, обсуждение волнующих детей проблем: «Люблю, когда воспитатель с нами разговаривает, рассказывает интересное. И мы тоже рассказываем про наши дела». Это значит, что в организационном разделе образовательной программы должно быть определено время для содержательного общения воспитателя с детьми, например в форме ежедневного круга, как это делается во многих зарубежных системах дошкольного образования. Такое общение удовлетворяет детские потребности признании своего взросления, демонстрации знаний и умений.

В старшем дошкольном возрасте у детей появляется потребность в деятельности «по интересам» - рисовании, лепке, раскрашивании картинок, конструировании. С этой позиции для примерной ООП важен баланс между организованной образовательной деятельностью, которая позволяет ребёнку стать умелым в продуктивных видах деятельности, и нерегламентированной взрослым деятельностью, которая позволяет ребёнку проявлять свою самостоятельность, активность, способности и интересы.

Для ребёнка дошкольного возраста характерна высокая потребность в движении. При этом образовательные программы не в полной мере соответствуют удовлетворению этой детской потребности. Основная двигательная активность детей приходится на утреннюю гимнастику, физкультурные и музыкальные занятия. Двигательная деятельность по желанию детей не предписывается программой в явном виде. Такая деятельность бывает «неудобна» для воспитателя, что находит отражение в высказываниях детей «Бегать и прыгать можно только по разрешению воспитателя. А она иногда разрешает», «Играть надо в тихие игры». Следовательно, образовательная программа должна акцентировать внимание на необходимости удовлетворения потребности детей в активном движении, что важно для предотвращения истощения нервной системы ребёнка, перевозбуждения, нарушений поведения.

Для современного дошкольника характерна широкая ориентация в окружающем мире и наличие разнообразных интересов, в сферу которых попадают:

- отношения между взрослыми, мотивы их поступков и личные качества;

- практическая деятельность (например, как сделать что-либо, например, самолётик, как ухаживать за животными или растениями и пр.);

- устройство окружающего мира - от предметов до Вселенной (как устроено, как работает), технические устройства (компьютер, самолёт) - это особенно касается мальчиков;

- исторические события, сведения о которых затронули эмоциональную сферу детей (ленинградская блокада, события жизни страны и города);

- жизнь людей и животных в разных уголках планеты;

- фантастические события.

Соответственно, программа, ориентированная на ребёнка, должна отражать не только то традиционное содержание дошкольного образования, которое необходимо освоить детям для ориентации в окружающем мире, но и содержание, которое педагог может выбирать,в зависимости от интересов и вопросов детей, которое может стать основой для формулирования тематики проектной деятельности, реализуемой детьми. Такое содержание условно можно назвать «факультативным», то есть свободно выбираемым, не жёстко ограниченным по направленности и объёму. При этом и организационный раздел программы должен предоставлять детям возможность для «деятельности по интересам», в рамках которой может быть реализовано данное содержание.

При этом наличие в программе содержания для деятельности по интересам способствует развитию у детей самостоятельности, активности и инициативности, как направленности на решение тех задач, которое являются необходимыми для достижения результатом реализации образовательной программы.

Поскольку современная образовательная программа характеризует не только содержание образовательного процесса, но и способы его организации, важно обратить внимание на потребности ребёнка, связанные с организацией его деятельности. Для современного дошкольника характерны проявления инициативности и самостоятельности, связанные со стремлением предлагать свои варианты действий, рассуждениями о том, как можно решить ту, или иную проблему, готовности к решению целей деятельности

и получению результата. Дети стремятся к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности. Для современного дошкольника характерно стремление к проявлениям фантазирования и творчества, которые имеют разнообразную направленность, как продуктивную, так и социальную (например, как сделать детский сад лучше).

Это показывает, что организация образовательной деятельности, предлагаемая программой, должна быть направлена на дальнейшее развитие субъектных проявлений детей на основе:

- возможности выбора деятельности, её содержания, способов осуществления;

- проблематизации деятельности и решаемых в ней задач;

- наличия задач, решаемых детьми совместно в ходе коллективной деятельности и проектов;

- продуктивности, как наличия конкретного продукта - результата решения образовательной задачи;

- творческой направленности разных видов деятельности.

Современный дошкольник отличается от своих сверстников прошлых лет

большей рациональностью и прагматической направленностью, следовательно, организация образовательной деятельности, предлагаемая программой должна затрагивать мотивационную сферу личности ребёнка, ориентироваться на мотивы значимые для самого ребёнка и постепенно ориентировать ребёнка на мотивы, имеющие социальную значимость.

Таким образом, с позиции ребёнка-дошкольника параметрам качества отвечает программа, которая предоставляет ребёнку возможность, во-первых, играть и активно включаться в разные виды деятельности; во-вторых, дружить и общаться, как со сверстниками, так и со взрослыми; в-третьих, удовлетворять потребность в активном движении; в-четвёртых, осваивать разнообразное и интересное познавательное содержание; в-пятых, ориентироваться на субъектные особенности ребёнка в организации образовательного процесса.

Литература

1. Детство. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / науч. ред. : Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова. - СПб : Детство-Пресс, 2011.

2. Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России [Текст] : монография / науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.