МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 373.2
И. В. Тельнюк, В. А. Худик
МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дошкольное образование является изначальной ступенью в общей цепи системы образования. Данная ступень закреплена законодательством Российской Федерации [1], что свидетельствует о государственной политике в оказании образовательных услуг детям с различной этно-культуральной принадлежностью, вероисповеданием, а также с учётом особенностей физического и психического развития — инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья [2]. Последние десятилетия отличаются существенными переменами стиля классических форм и методов работы дошкольных образовательных организаций, что обусловлено тенденциями технологического развития общества, прежде всего, информационно- и телекоммуникативного аспектов его составляющих. А это значит, что педагоги, применяющие ранее разработанные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста, в
частности, советского периода времени, непременно должны учитывать особенности меняющегося образовательного пространства, которое не может быть обособленным и включает в данный процесс ряд других социальных институтов — семью, другие социальные институты, интегрирующие детей разного возраста в социокультурное пространство на основе новых образовательных потребностей и технологий взаимодействия.
Педагогам следует знать, что в их деятельности подлежит экспертизе качества в оказании образовательных услуг [3]. Отметим, что Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательные результаты обучающихся ДОО выведены за рамки систем контроля, надзора и мониторинга состояния системы дошкольного образования. Федеральный стандарт сфокусировал новые требования к системе дошкольного образования на созда-
нии качественных образовательных условий и образовательного процесса, которые позволят каждому дошкольнику достичь лучших для себя результатов развития.
Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольной организации ставит перед педагогами целый ряд задач, связанных с качеством их профессиональных компетенций, возможностями учёта особенностей психофизического развития детей, в условиях стремительно меняющегося технологического потребления услуг взаимодействия между людьми в реальном и стремительно меняющемся мире системы окружающих отношений [4]. То есть, с одной стороны, педагогу необходимо ориентироваться на знания и опыт в воспитании и обучении дошкольников, выработанный классической отечественной педагогикой и психологией, а с другой, — ему необходимо своевременно соотносить меняющиеся тенденции образования с фактологической характеристикой социальной ситуации развития конкретного ребёнка (Л. С. Выготский [5]), интегрированного в среду дошкольной образовательной организации, а, следовательно, инклюзивный аспект образовательной программы становится неотъемлемой частью деятельности педагога-воспитателя на современном этапе оказания образовательных услуг детям и их законным представителям.
Качество образовательных услуг нередко становится предметом всевозможных лицензионных проверок и внутреннего мониторинга образовательной организации. В этой связи документарная отчётность порой является более актуальной, чем реальное отражение дел в сфере обучения и воспитания дошкольников. Конечно, так не должно быть. Педагогический коллектив дошкольной организации хотел бы работать без «напряжений», «конфликтов» и стремиться к качеству своей профессиональной деятельности.
Поэтому вопрос, что оценивать и кого оценивать остаётся открытым. Качество образовательных услуг определяется изначально функциональными обязанностям работника, с которыми педагог-воспитатель знакомится при приёме на работу. Если эти обязанности определены недостаточно чётко, размыто, то и «спрашивать» с педагога ДОУ что-либо будет затруднительно. А главное, что в этом случае может быть подвергнуто экспертизе качества? Следующим важным аспектом выступает реальное соотнесение полученного образования (то есть, что прописано в дипломе об образовании) с должностью, на которую принят субъект деятельности. Если у педагога нет базового среднего / высшего профессионального или педагогического образования по профилю «Дошкольное образова-
ние», а представлены другие документы об образовании, в том числе и профессиональная переподготовка по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование»), то с этим могут быть связаны вопросы, относящиеся к знаниям в области дошкольной педагогики и психологии; в области медико-биологических и индивидуальных особенностей развития детей, их психического состояния; в области методики обучения речи и восприятия окружающего мира, музыкального и художественно-эстетического развития пр. Конечно, нередко бывает так, что длительное время работающие воспитатели дошкольных учреждений, изначально не имеющие базового образования по дошкольной педагогике, отличаются особым профессиональным опытом и высоким уровнем самообразования и самосознания, согласно требованиям профессионального стандарта проходят соответствующее обучение и получают профильное образование, что заслуживает соответствующего уважения и внимания. В этой связи важным аспектом выступает оценка результата деятельности педагога-воспитателя. И здесь меньше всего хотелось бы говорить о количественной оценке, как статистическом показателе. Очевидно, что речь должна идти о качественной оценке таких свойств у дошкольников, как «воспитанность», «культура», «отно-
шение к родным и близким, сверстникам и старшим»; наличие сформированных «привычек» поведения и мотивов, познавательных интересов и потребностей. Важным является и то, какие психологические характеристики и свойства личности сформировались у ребёнка в динамическом процессе его подготовки к будущему школьному обучению — какими навыками он овладел, каких успехов достиг в когнитивном и личностном развитии. Оценивание ребёнка по данным показателям носит комплексный характер, при этом широко используется помощь других специалистов — детского психолога, педагога-дефек-толога, логопеда, музыкального работника и др.
Таким образом, при формировании концепции оценивания качества образования возникает вопрос. Кого мы собираемся оценивать — педагога и его качество работы, результаты его деятельности или ребёнка с его результатами развития? Или же оценке должны подвергаться все условиях образовательной среды дошкольной организации — образовательное пространство, учебные программы, характеристика педагогического коллектива и пр.?
По утверждению И. Е. Федосовой [6], концепция мониторинга качества дошкольного образования (МКДО) определяет многоуровневый, комплексный и разно-
сторонний мониторинг качества дошкольного образования на основе системы показателей качества, сгруппированных в девять областей:
1) образовательные ориентиры и образовательная программа;
2) квалификация педагогов;
3) содержание образовательной деятельности;
4) организация образовательного процесса;
5) образовательные условия;
6) создание условий получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
7) взаимодействие с родителями;
8) организация питания обучающихся и работников ДОО и охрана и укрепление здоровья детей и сотрудников ДОО;
9) управление и развитие организации.
Следует отметить, что именно лицензионный контроль осуществляет проверку указанных параметров деятельности образовательной организации. Не исключено, что по формальным признакам дошкольная организация проходит такую проверку, когда представленные документы отражают реальное положение дел, а выявленные замечания легко устраняются в течение короткого времени. Очевидно, что оцениванию должны быть подвергнуты все перечисленные выше параметры, относящиеся к показателям результативности деятельности ДОО. Однако возни-
кает вопрос, каким образом самостоятельно дошкольная организация может осуществить мониторинг совей деятельности посредством самообследования, какие при этом показатели могут быть подвергнуты изучению? Относительно проще, наверное, выявить недостатки в требованиях санитарно-гигиенического, эпидемиологического или пожарной безопасности, пр., тогда как вопросы, касающиеся психологического климата организации, уровня профессиональных компетенций педагога-воспитателя, взаимодействия субъектов образовательной среды, оказываются значительно трудными, не лишенными субъективно окрашенных претенциозных оценок со стороны руководства дошкольной организации или родителей, являющихся законными представителями детей, посещающих ДОУ.
ФГОС дошкольного образования позволяет проектировать и реализовать вариативные модели оказания образовательных услуг, которые бы учитывали различные аспекты взаимодействия субъектов образовательной среды и обеспечивали бы качество образования.
В отечественной дошкольной педагогике проблема оценивания качества образования рассматривается сквозь призму комплексного подхода [7—12], когда во главу угла ставятся возрастные особенности развития детей, их культурные и социальные условия жизни в
семье, развивающие методики воспитания и обучения (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эль-конин и др.).
Учитывая, что дети отличаются по уровню своего развития (даже в рамках одного возраста), обнаруживают большой индивидуальный разброс вариантов развития, то на первый план выходит проблема объективной оценки работы педагога с детьми и качества предоставляемых образовательных услуг.
В этой связи актуальной на сегодняшний день представляется проектирование в дошкольной образовательной организации педагогической модели развивающего обучения и, соответственно, разработки критериев динамической оценки и экспертного контроля качества оказываемых образовательных услуг, которые, с одной стороны, согласно ст. 64. ФЗ № 273 «Об образовании», будут нацелены на разностороннее комплексное развитие ребёнка («формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста»), с учетом его психофизиологических и индивидуально-личностных особенностей развития, а с другой стороны, — будут учитывать образовательные потребности каж-
дого ребёнка в группе и ожидания родителей в отношении развития их детей и условий образования, в том числе это относится к запросам родителей детей с ОВЗ и детей одаренных.
Также модель динамической оценки качества образования должна быть удобной и объективно отражать текущую ситуацию в ДОУ с выявлением сильных и слабых (требующих коррекции, профессионального развития) сторон деятельности специалистов ДОУ. Данная модель должна строиться на тезисе ФГОС ДО — «не контролировать, а развивать».
В основу развивающей модели качества образования могут быть положены следующие направления:
— реализация методически грамотного индивидуально-дифференцированного подхода (с учётом гете-рохронности развития) в соответствии с поло-возрастными возможностями и способностями детей [13];
— проектирование педагогического процесса в ДОУ (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы и т. д.), обеспечивающего ребёнку реализацию субъектной позиции в деятельности, поддержку детских инициатив [14];
— создание образовательных условий в ДОУ ориентированных, с одной стороны, на создание про-
странственной предметно-развивающей материальной среды, соответствующей самоценности дошкольного детства, образовательным потребностям ребёнка и запросам семьи, а с другой, — создание положительного микроклимата в коллективе [15];
- объективная система стимулирования качественной работы, творческой направленности деятельности коллектива ДОУ и его руководителя; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т. д.
Однако, как и сама модель оценки, так и методика оценивания должны учитывать единый понятийный и категориальный аппарат, к которому можно отнести:
- педагогическую диагностику, представляющую собой комплексное изучение (мониторинг), анализ и оценку состояния педагогического процесса, и определение его перспектив.
- балл, как единицу оценки степени различных достижений дошкольника;
- балльно-уровневую систему, отражающую уровни разностороннего развития воспитанника ДОУ по пяти образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО на основе накопительного принципа оценивания его деятельности, его результатов;
- виды детской деятельности дошкольников, представляющих собой систему сквозных образовательных и других мероприятий с детьми распределённых в режиме дня детей до-
школьного возраста и ограниченных по времени. Традиционно выделяют следующие: игра, общение и исследовательская познавательная деятельность, др.;
- мониторинг индивидуального развития детей, направленный на изучение особенностей развития ребёнка как субъекта познания, общения и деятельности для определения его индивидуальных особенностей, понимания мотивов его поступков, видения скрытых резервов личностного развития, предвидения его поведения в будущем;
- индивидуальный уровень развития ребёнка, отражающий индивидуальный кумулятивный (накопительный) балльный показатель, как максимально возможный по данному направлению в соответствии с выделенными целевыми ориентирами и образовательными областями ФГОС ДО;
- педагогический контроль, как функцию управления образовательным процессом, осуществляемым с целью получения достоверной информации о ходе и результатах образовательного процесса, проверки соответствия параметров достигнутых результатов запланированным, выявления причин низкого качества образовательных услуг;
- независимый контроль, осуществляемый «внешними экспертами» (не связанными с процессом обучения в данном образовательном учреждении) по анализу уровня образовательных достижений;
- оценочные мероприятия, осуществляемые в рамках балльно-уровневой системы, проводимые с целью контроля процесса развития и индивидуальных достижений дошкольников;
- вертикальная шкала оценивания, представляющая собой сравниваемые показатели развития, достижения и пр. у одного и того же ребёнка на различных этапах наблюдений.
Целью введения настоящей методики оценки динамики результатов развития дошкольников (развивающее оценивание), как одной из составляющих качества дошкольного образования, является комплексная оценка образовательной деятельности дошкольников и достигнутых ими в соответствии с ФГОС ДО результатов воспитания и обучения, формируемая на основе регламентации процедур оценивания, непрерывности контрольных мероприятий, обеспечения разностороннего и объективного оценивания.
Принципами применения методики развивающего оценивания качества дошкольного образования являются:
• динамический характер оценивания индивидуального освоения ребёнком детских видов деятельности и его достижений в освоении запланированных образовательной программой результатов в соответствии с ФГОС ДО;
• дидактическая обоснованность содержания, методов контроля и оценивания;
• объективность оценивания;
• экспертность процедур динамического оценивания.
оценивание осуществляется не ради контроля, а ради определения наличия динамики развития, то есть оценивание, как сравнение уровня достижений в когнитивно-познавательной сфере, деятельности, поведении и т. д. ребёнка на различных этапах его жизнедеятельности в условиях ДОУ, семьи, других социальных институтов.
Главные участники мониторинга образовательной деятельности в ДОУ и их функции:
- дошкольники, вовлекающиеся во все виды детской деятельности и другие развивающие мероприятия;
- родители (законные представители детей), обеспечивающие преемственность взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;
- педагог-воспитатель, реализующий программы воспитания и обучения детей в условиях ДОУ; определяет дидактически и нормативно обоснованный объём времени на мониторинговые мероприятия, а также количество, структуру, формы, график мероприятий оценки динамики развития ребёнка. В рабочей программе воспитатель прописывает сроки проведения промежуточного контроля освоения программного материала и проектирует технологическую карту динамики развития детей, а по результатам мониторинга индивидуальный образовательный маршрут или карту индивидуальной работы.
В основе данных принципов за- Порядок и требования к динами-ложено положение о том, что - ческому бально-уровнему оценива-
нию результатов развития дошкольников.
Рассмотрим общие требования к оцениванию образовательной деятельности дошкольников, их результатов.
1. Основным методом оценивания воспитателями детей в ДОУ является наблюдение за их деятельностью и поведением. При этом наблюдение выступает как процесс сбора точной и объективной информации, результаты которого регистрируются воспитателем [16]. Особенностью данного метода является то, что дети не испытывают тревоги и неудобства, поскольку наблюдение носит опосредованный характер, специального оборудования не требуется. Для более полной объективной оценки могут быть привлечены специалисты, владеющие специальными методами и методиками исследования (психолог, логопед, дефектолог, инструктор ЛФК и др.).
2. Оценивание образовательной деятельности детей, детских инициатив и формирование у дошкольников различных компетенций при освоении пяти областей (социально-коммуникативное развитие; познавательно развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое; физическое развитие) в соответствии с ФГОС ДО осуществляется на основе выделенных уровней по всем видам детской деятельности (рис. 1).
По каждой образовательной области проводятся предусмотренные программой промежуточное оценивание по балльно-уровневой шкале.
Оценочным ключом для фиксации достижений ребёнка является 5-уровневая шкала:
- нулевой уровень — отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения умения, выполнения задания (0 баллов);
- низкий уровень — демонстрирует редко, в единичных случаях (0,25 балла);
- средний уровень — демонстрирует относительно некоторых ситуаций, людей из близлежащего социального окружения, близлежащей социальной среды, относительно отдельных видов детской деятельности (0,5 балла);
- достаточный уровень — демонстрирует часто, относительно большинства людей из близлежащего социального окружения, близлежащей социальной среды, большинства видов детской деятельности (0,75 балла);
- высокий уровень — демонстрирует постоянно (1 балл).
Получив такой профиль в промежуточном оценивании, можно сразу вычленить как наиболее не-сформированные, так и наиболее благополучные зоны в развитии ребёнка и, основываясь на этом, определить ближайшие шаги в направлении корректировки промежуточных образовательных результатов (изменении, пересмотре, возврате назад и др.).
Рис. 1. Выявление компетенций в процессе наблюдения за поведением и деятельностью дошкольников
Воспитатель по своему усмотрению выставляет количество баллов по освоению образовательных областей, освоение детьми целевых ориентиров в соответствии с их возрастом и модулями рабочей программы. Максимально возможное количество баллов приравнивается к абсолютному значению и при обработке данных переводится в процентное выражение:
Уо = Х * 100 / N
где Уо — уровень оценивания; X — количество баллов за выполнение определенного задания, N — максимально возможный результат за все выполненные задания.
Так, если указанные выше цифры (соответственно данному возрасту) принять за 100%, то процент успешности выполнения заданий каждым ребёнком можно вычислить, умножив суммарный балл за выполнение всех заданий на 100 и разделив полученный результат на N (максимально допустимое количество балов). Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения заданий соотносится затем с одним из четырех уровней успешности, выявленных в результате выполнения ребёнком всех заданий.
4. На этапе промежуточного оценивания динамики результатов развития детей также берётся во внимание систематическое посещение ребёнком ДОУ, сложность
выполненных заданий в определенном диапазоне, его посещение учреждений дополнительного образования (кружков, секций, школы).
5. Для достижения объективности результатов может быть проведен выборочный независимый контроль методистом или старшим воспитателем ДОУ.
6. При освоении программы дошкольного образования в течение нескольких лет динамическое оценивание деятельности дошкольников и их результатов производится отдельно по каждому году. Вертикальная шкала позволяет увидеть динамику развития ребёнка на протяжении всего периода посещения им детского сада. А воспитатели также могут оценить эффективность своего взаимодействия с каждым ребёнком, оптимизацию его образовательного маршрута в соответствии с образовательными потребностями, особенностями развития.
Таким образом, предложенная модель оценивания качества образования в ДОУ позволяет количественно и качественно отразить уровень актуальных достижений детей в их взаимодействии с окружающим миром, в общении и деятельности со сверстниками и старшими, в становлении интересов и компетенций на пути к переходу к новому виду деятельности — школьному обучению.
Коррекционно-педагогическое образование. 2020. № 4 (24) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ФГОС ДО. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на 21 января 2019 года) // http://docs.cntd. га^оситеП;/499057887 (дата обращения: 04.11.2020).
2. Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» // https://mosmetod.ru/files/pr_373.pdf (дата обращения: 04.11.2020).
3. Тельнюк И. В. Экспертная оценка деятельности педагогов и руководителей дошкольных образовательных учреждений // Детский сад от А до Я: теория и практика. Научно-методический журнал. 2006. № 5. С.40—54.
4. Тельнюк И. В. Педагогические условия формирования эффективной развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации // Детский сад будущего: ориентир на успех каждого ребенка: сборник научных статей по материалам восьмой межрегиональной научно-практической конференции с международным участием 28 марта 2019 года / ред. кол. Овечкина Т. А., Задворная М. С., Крулехт М. В., Ковалева Е. Б., Тельнюк И. В. Санкт-Петербург: Изд-во СПб АППО, 2019. Выпуск № 7. С. 296—302.
5. Выготский Л. С. Проблема возраста // Психология. М., 2000. С. 903.
6. Мониторинг качества дошкольного образования // https://edu.ru/
news/glavnye-novosti/monitormg-kachestva-doshkolnogo-obrazovaniya-pomo/ (дата обращения: 08.11.2020).
7. Крулехт М. В., Тельнюк И. В. Экспертные оценки в образовании: Учеб. пособие. М.: Academia, 2002. 110 с.
8. Задворная М. С., Овечкина Т. А. Организация консультационных центров для родителей, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019. 64 с.
9. Езопова С. А, Полякова М. Н., Таратухина М. С. Лицензирование дошкольных образовательных учреждений разных видов. Методические рекомендации. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. 21 с.
10. Практика включения родителей в независимую оценку качества образования в ДОО: методическое пособие / С. А. Езопова и др. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2019. 95 с.
11. Шамова Т. И., Худин А. Н., Под-чалимова Г. Н. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие. Курск: Курский гос. ун-т, 2005. 197 с.
12. Поташник М. М. Качество образования: проблемы и технология управления. М.: Пед. о-во России, 2002.350 с.
13. Тельнюк И. В., Худик В. А. Ген-дерный подход в организации самостоятельной деятельности старших дошкольников: теоретические и прикладные аспекты. Монография. Санкт-Петербург: Изд-во СПбАППО, 2004. 158 с.
14. Тельнюк И. В., Терехова Н. Н., Худик В. А. Педагогические технологии в оценке качества образования дошкольной образовательной организации // Коррекционно-педагогическое образование. 2019. № 3 (19). С. 48-56.
15. Худик В. А., Тельнюк И. В. Роль эмоций в социализации личности старшего дошкольника // Детский сад от А
до Я: теория и практика. Научно-методический журнал. 2014. № 4. С. 96-104.
16. Губайдуллина Е. В. Наблюдение как метод оценки качества образовательного процесса в детском саду // Педагогическое мастерство. Материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). М.: Буки-Веди, 2016. С. 117-121.
REFERENCES
1. Federal State educational standard of preschool education. On Approval of the Federal State Educational Standard for Preschool Education (as amended on January 21, 2019) // http://docs.cntd.ru/ document/499057887 (date of the address: 04.11.2020).
2. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 373 of 31.07.2020 "On approval of the Order of organization and implementation of educational activities for basic general education programs — educational programs of preschool education" // https://mosmetod.ru/files/pr_373.pdf (date of the address: 04.11.2020).
3. Telnyuk I. V. Expert assessment of the activities of teachers and heads of preschool educational institutions// Kindergarten from A to Ya: theory and practice. Scientific and methodological journal. 2006. № 5. P. 40-54. (In Russ.).
4. Telnyuk I. V. Pedagogical conditions for the formation of an effective developing subject-spatial environment of a preschool educational organization // Kindergarten of the Future: a guide to the success of each child: a collection of scientific articles based on the materials of the eighth interregional scientific and
practical conference with international participation on March 28, 2019 // Editorial Board: Ovechkina T. A., Zadvornaya M. S., Krulekht M. V., etc. Sankt-Peterburg: Izd-vo SPb APPO, 2019. Vypusk № 7. P. 296-302. (In Russ.).
5. Vygotsky L. S. The problem of age // Psychology. M., 2000. P. 903.
6. Monitoring the quality of preschool education https://edu.ru/news/glavnye-novosti/monitoring-kachestva-doshkolnogo-obrazovaniya-pomo/ (date of the address: 08.11.2020).
7. Krulekht M. V., Telnyuk I. V. Expert assessments in education: A textbook. M.: Academia, 2002. 110 p. (In Russ.).
8. Zadvornaya M. S., Ovechkina T. A. Organization of counseling centers for parents who provide children with preschool education in the form of family education: educational and methodological guide. Sankt-Peterburg: Svoe izdatel'stvo, 2019. 64 p. (In Russ.).
9. Ezopova S. A, Polyakova M. N., Taratuhina M. S. Licensing of pre-school educational institutions of various types. Methodological recommendations. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A. I. Gercena, 2006. 21 p. (In Russ.).
10. The practice of including parents in an independent assessment of the
KoppeKUHOHHO-neflaroranecKoe o6pa3OBaHHe. 2020. № 4 (24)
quality of education in pre-school institutions: a methodological guide / S. A. Ezopova et al. Sankt-Peterburg: Detstvo-Press, 2019. 95 p. (In Russ.). (In Russ.).
11. Shamova T. I., Khudin A. N., Podchalimova G. N. Modern means of evaluating learning outcomes: a textbook. Kursk: Kurskij gos. un-t, 2005. 197 p. (In Russ.).
12. Potashnik M. M. Quality of education: problems and management technology. M.: Ped. o-vo Rossii, 2002. 350 p. (In Russ.).
13. Telnyuk I. V., Khudik V. A. Gender approach in the organization of independent activity of senior preschool children: theoretical and applied aspects. Monograph. Sankt-Peterburg: Izd-vo SPbAPPO, 2004. 158 p. (In Russ.).
14. Telnyuk I. V., Terekhova N. N., Khudik V. A. Pedagogical technologies in
assessing the quality of education of a preschool educational organization // Pedagogic Correction Education Journal. 2019. No. 3 (19). P. 48-56. (In Russ.).
15. Khudik V. A., Telnyuk I. V. The role of emotions in the socialization of the personality of an older preschooler // Kindergarten from A to Ya: theory and practice. Scientific and methodological journal. 2014. No. 4. P. 96-104. (In Russ.).
16. Gubajdullina E. V. Observation as a method of assessing the quality of the educational process in kindergarten. Proceedings of the IX International Scientific Conference (Moscow, November 2016). M.: Buki-Vedi, 2016. P. 117-121. (In Russ.).
nocmynuna e peda^um 05.12.2020 г.