Научная статья на тему 'СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ФАКТОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЬСКОГО КОЛЛЕКТИВА'

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ФАКТОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЬСКОГО КОЛЛЕКТИВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / УЧИТЕЛЯ / КОЛЛЕКТИВ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / УЧЕНИКИ / ПЕДАГОГИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кукубаева Асия Хайрушевна, Ирмашева Магрипа Бекбулатовна

В статье рассмотрены основные смысложизненные ориентации в деятельности педагогического коллектива. Определена роль учителя в современном обществе. Раскрыт аспект коллективной деятельности учителей. Определена задача выработки, следования ценностным ориентациям со стороны учителей и передача их своим ученикам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кукубаева Асия Хайрушевна, Ирмашева Магрипа Бекбулатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ФАКТОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЬСКОГО КОЛЛЕКТИВА»

УДК 378.14

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ФАКТОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЬСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Кукубаева А.Х., Ирмашева М.Б. Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье рассмотрены основные смысложизненные ориентации в деятельности педагогического коллектива. Определена роль учителя в современном обществе. Раскрыт аспект коллективной деятельности учителей. Определена задача выработки, следования ценностным ориентациям со стороны учителей и передача их своим ученикам.

Ключевые слова: Смысложизненные ориентации, учителя, коллектив, смысл жизни, ученики, педагоги.

Смысложизненные ориентации

выступают как своеобразный комплект, присущих непосредственно конкретному индивидууму ценностей и миссии, обозначенные им как фундамент своей жизнедеятельности.

Смысловая регуляция

жизнедеятельности является фундаментальной характеристикой человеческого образа жизни, и поэтому мы рассматриваем ее как важную особенность для понимания функционирования педагогического коллектива в современной школе.

Психологический аспект смысла жизни был наиболее полностью раскрыт Д.А. Леонтьевым, который отождествляет смысл жизни как психологическую реальность независимо от того, в чем конкретно человек видит этот смысл [1].

Поиск смысла в нашей жизни, возможно, является самой важной движущей силой всего, что мы делаем. Это причина, стоящая за всеми причинами. И на этот вопрос нет простого ответа.

Президент страны К-Ж. Токаев, выступая на августовской конференции педагогов в Нур-Султане отметил, что актуальная задача состоит в том, чтобы подготовить новое поколение к грядущим трудностям и вызовам. Именно в воспитании

трудолюбивой нации заключается

фундаментальная задача наших педагогов [2].

Чтобы развить навыки учащихся 21 века и сделать образование более чутким к вызовам общества, основанного на знаниях, постоянно требуется повышение квалификации учителей. Концепция преподавания как процесса обучения на протяжении всей жизни набирает обороты благодаря разнообразию конференций, курсов, программ и опубликованных материалов, поддерживающих ее.

Учителя проводят много времени со своими учениками в течение всего года. Они влиятельны по своей природе и часто пользуются возможностями преподавать жизненные уроки, когда представляют себя. Жизненные уроки, преподаваемые учителями, оказали длительное влияние на многих учащихся. Во многих случаях обмен этими жизненными уроками может оказать гораздо большее влияние, чем преподавание стандартного контента.

Мы все являемся потенциальными агентами перемен, а это значит, что у нас есть потенциал для того, чтобы изменить жизнь окружающих нас людей. Учителя демонстрируют это непосредственно на ежедневной основе. Они существуют для того, чтобы изменить жизнь детей, которых им поручено учить. Они могут научить учеников,

как они могут изменить ситуацию, включив в нее различные проекты.

Быть заслуживающим доверия означает, что окружающие люди верят, что они будут говорить правду, хранить секреты. Учителя ежедневно прививают детям понятия честности и лояльности. Это основная часть любых правил или ожиданий в классе.

Учителя играют важную роль в жизни каждого человека. Они не только учат нас в школах, но и учат многим полезным вещам, таким как моральные ценности, социальный этикет, как обращаться с другими и быть дружелюбными с нашими одноклассниками.

Само собой разумеется, что технология открыла двери для нового обучения, а также изменила курс обучения. Но хороший учитель обладает силой изменить нашу жизнь, воспламенить нас самым совершенным образом.

Сегодня мы должны знать, что только учитель может изменить экономическую, нравственную и социальную жизнь человека. Мы должны уважать их, ценя все, что они делают для нас. Поэтому говорят, что преподавание-это профессия, которая учит и создает все другие профессии. Хорошие учителя всегда напоминают своим ученикам, что они прошли долгий путь от того, с чего начали. Ставя краткосрочные цели, делая упор на улучшение, продолжая самооценку, они отслеживают каждую минуту прогресса детей и действуют как усилитель уверенности [3].

Учителя также помогают им, ставя разумные цели, которые могут быть легко достигнуты. Они создают сложные задания для студентов, которые помогают им в решении сложных жизненных условий.

Почему учителя важны в нашей жизни? Ребенок, когда приходит в этот мир, ничего не знает. Он учится всему у окружающей среды и общества. От учителя он получает знания и образование, что невозможно без руководства.

Так же, как и наши родители, учителя также важны в нашей жизни. Они учат нас мудрости во всем. Они оказывают моральную поддержку и побуждают нас жить одинаково в этом обществе и относиться ко всем одинаково. Они учат нас важности жизни и показывают нам правильный путь, чтобы убедиться, что мы достаточно способны выжить в этом обществе.

Учитель-это не только человек, который преподает школьникам учебную программу. Начиная с дошкольного образования и заканчивая колледжами и университетами, они играют важную роль в формировании будущего студентов. В классе они ведут себя как строгий учитель, и как только они выходят из класса, они ведут себя как добросердечный друг, шутят, делят немного места и даже наслаждаются весельем с нами.

Дети начинают акцентировать внимание на окружающем их мире. Учителя - это больше, чем просто наставники в нашей жизни. Их роль не только зависит от классов и школы, но и выходит за рамки этого. Учителя делают мир лучшим местом для жизни. Можно с полным правом сказать, что учителя являются отличным примером для подражания в индивидуальной жизни. Они задают тон школе, наставляют, учат детей и хорошо воспитывают их. Вот почему роль учителя как нравственного наставника имеет решающее значение в жизни человека.

Важен и коллективный аспект в деятельности учителей. Если атмосфера в педагогическом коллективе здоровая и крепкая, то и его учебно-воспитательный потенциал значительно выше.

Ценности-это суждения, основанные на представлении о том, что хорошо и что плохо.

Ценности-это не личные предпочтения, основанные на вкусе, это суждения, основанные на более или менее явных и систематических представлениях о том, как человек относится к своему окружению [4].

Как учителя, так и ученики имеют свои собственные ценности, которые

взаимодействуют в образовании. Учителя хотят повлиять наценности учеников, видя своей моральной задачей эффективное

функционированиешколы как учебной организации, при этом моральные ценности-это устойчивые тенденции и вера в моральную справедливость.

Списки ценностей для образования могут включать такие моральные ценности, как справедливость и солидарность, и более регулятивные ценности, такие как порядок и структура в работе и поведении, развитие самодисциплины и автономии, эмпатии и умение справляться скритикой.

Списки ценностей часто различаются по измерениям: «ориентированные на личность -ориентированные на общество»;

«конфронтация-независимость»; «принятие ценностей - критическое осмысление ценностей» [5]. Наборы ценностей, которые заложены в учебную программу и в педагогическуюмиссию школ являются рецептами для учителей. Учителя реализуют их в своей педагогической практике. Приобретение навыков размышления о ценностях необходимо для сохранения критической дистанциив отношении ценностей, наблюдения за различными перспективами и вынесения сужденийо своем собственном поведении и поведении других участников педагогического коллектива.

Интерпретация ценностей и

саморегуляция рассуждений, общенияи собственное поведение становится более утонченным, когда моральное развитиерастет.

Ценности выражаются не только в предметной области, но и непосредственно в педагогических, дидактических действиях учителей, а также и в школьной культуре. В школьной практике, учащиеся должны соответствовать ценностям, которые

переплетаются в школьной культуре; правила и предписания должны соблюдаться.

Исследователи, эксперты и преподаватели едины во мнении о важности школьной культуры для развития ценностей и норм.

В школьной культуре, как показывают исследования, образцовая роль учителей, взаимоотношениямежду преподавателями и учениками, и отношения между ними имеют большое значение.

Учителя могут в данных организационных условиях повлиять на это строительство школьной культуры в условиях сложности педагогической деятельности иразвития ценностей и норм. Для учителей это означает, что они стимулируютучеников и друг друга развивать навыки, необходимые для понимания и обсуждения смыслаценностей. Они также стимулируют принятие ценностей. Для достижения этой цели они формируют и развивают комплексно школьную культуру, позволяя активно участвовать учащимся в развитиинавыков и принятие ценностей, необходимых для получения желаемой гражданской позиции. Такой

интегрированныйподход имеет последствия для смысловой культуры учителей и для ихколлективной деятельности, а также для педагогических и дидактических подходов.

Учителя никогда не могут быть свободны от смысложизненных ценностей, так этиценности отражаются в их предмете, вопросах со стороны учеников, а также в их поведении.

В рамках своего школьного предмета учителя обучают и воспитывают учеников посредством своих педагогических и дидактических действий—предоставляют свою собственную интерпретацию-понятию

«образование» как главной формирующей ценности. В целом, образование-это взаимодействие между наполненными ценностным смысломконструкциями учителей и ценностно-смысловыми конструкциями учащихся.

Учитель при этом является одновременно и игроком и, в некоторой степени, судьей в игре, которую мы называем образованием.

Это требует соответствующего смысложизненного вектора, направленного как на своих коллег, так и своих подопечных.

Синергия действий учителей в рамках коллектива позволит добиться более эффективного формирования

смысложизненных ориентаций у своих учеников.

Только тогда, когда учитель теряет интерес к своей работе, размываются и его смысложизненные ориентации, что ослабляет эффективность педагогического коллектива и угрожает коррозией системе образования в целом. Поэтому очень важно сохранять и поддерживать в коллективе учителей их смысловую составляющую.

Библиографический список

1.Леонтьев, Д. А. Психология смысла: Природа, строение и динамика смысловой реальности: Учеб. пособие / Д. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 2003. - 486 с.

2. Токаев К-Ж. Выступление на августовской конференции https://www.nur.kz/politics/power/1811338-o-cem-govoril-tokaev-na-avgustovskoj-konferencii-pedagogov-v-nur-sultane/

3. Васильева Т. В. Взаимосвязь удовлетворенности трудом с общностью ценностно-смысловой сферы руководителя и сотрудников организации //Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2013. - №1. - С. 3-16.

4. Ташимова Ф. С., Ризулла А. Р. К проблеме смыслообразования субъекта как

многоликого мира: монография. Saarbrucken, Deutschland: Lap Lambert Academic Publishing, Germany, 2012. - 385 с.

5. Густелева А. Н. Смысложизненные ориентации учителей с разным уровнем профессионального выгорания // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. - №61. - С.385-389.

Кукубаева Асия Хайрушевна, доктор психологических наук, профессор кафедры «Социально-педагогических дисциплин», Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан)

e-mail: kukubaeva_2011@mail.ru

Ирмашева Магрипа Бекбулатовна, магистрант специальности «Педагогика и психология», Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан), педагог-психолог школы-гимназии № 10 (г. Нур-Султан, Республика Казахстан). e-mail: magripa98@mail.ru

Дата поступления статьи: 25.11.2021

© Кукубаева А.Х., Ирмашева М.Б., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.