Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОГО РАЗИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОГО РАЗИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТЬ К КОНСТРУКТИВНОМУ / НЕСТАНДАРТНОМУ МЫШЛЕНИЮ / ПРЕОДОЛЕНИЕ СЛОЖИВШИХСЯ СТЕРЕОТИПОВ / АКТУАЛИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кукубаева Асия Хайрушевна, Чижевская Лилия Дмитриевна

В статье рассмотрена роль креативности в развитии качеств студенческой молодежи. Выделены понятие, содержание креативности как одного из важных компонентов творческой личности. Определены методологические основы, условия и основные направления исследований творческого развития. Показана специфика различий между креативностью, творчеством и интеллектом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОГО РАЗИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ»

УДК 378.159.923

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОГО РАЗИТИЯ ЛИЧНОСТИ

СТУДЕНТОВ

Кукубаева А.Х., Чижевская Л.Д. Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан),

Аннотация. В статье рассмотрена роль креативности в развитии качеств студенческой молодежи. Выделены понятие, содержание креативности как одного из важных компонентов творческой личности. Определены методологические основы, условия и основные направления исследований творческого развития. Показана специфика различий между креативностью, творчеством и интеллектом.

Ключевые слова: способность к конструктивному, нестандартному мышлению, преодоление сложившихся стереотипов, актуализация интеллектуальной активности, творческое развитие, креативность в педагогической деятельности, активизация творческих ресурсов личности.

Профессиональная подготовка студентов в высших учебных заведениях наравне с формированием профессиональных качеств и навыков практической работы, предполагает развитие их креативности.

Креативность (от лат. сгеайо -«созидание») - это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Креативность является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами.

Креативность - это некоторое глубинное свойство, устойчивая особенность личности, обусловливающее способность к

конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, направленность на открытие нового и активное преодоление сложившихся стереотипов.

Значительный вклад в развитие проблемы креативности внесли как российские (С.Т. Рубинштейн, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, В.В. Мороз), зарубежные (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, С. Медник, Р. Мэй, А. Маслоу, К. Роджерс), так и отечественные ученые (А.К. Мынбаева, В.Т. Тихомирова, А.В. Вишневская, Галимова Н.Р. [1-5].

В современной психолого-педагогической науке креативность рассматривается как личностная категория в следующих аспектах: 1) проявления дивергентного мышления (Дж.

Гилфорд, О.К. Тихомиров), 2) актуализации интеллектуальной активности (ДБ.

Богоявленская, Л.Б. Ермолаева-Томина), 3) интегрированного качества личности (Я.А. Пономарёв, А.В. Хуторская).

Методологическими основаниями

рассматриваемой проблемы являются базовые принципы гуманистической терапии и педагогики А. Маслоу, Р. Мэй, исследования художественного творчества Л.С. Выготского, А.В. Бакушинского, креативного развития личности Д.Б. Богоявленской, Я.А. Пономарёва, Дж. Гилфорда, Торренса, представления о художественной педагогике как науке воспитания и обучения Г.Рида, С.А. Герасимова, Г.М. Цыпина, Б.М. Неменского, гештальттерапевтический подход Ф. Перлза, Дж. Энрайта и система интегральной педагогики и психологии К.Уилбера.

Основу профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений составляет процесс формирования

профессиональных навыков, способствующих развитию креативности в различных формах педагогической деятельности.

В основу многих научных трудов по креативности положены достижения современных исследований, связанных с проблемами высшего профессионального образования и творческого развития (Ф.Т. Михайлова, В.П. Зинченко, В.В. Краевский, A.C. Запесоцкий, А.А. Реан, В.И. Андреева и

др.), принципы гуманной педагогики (В.И. Вернадский, Н.К. Рерих, Ш.А. Амонашвили), положения системы развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, B.П. Зинченко, концепция культуросообразного образования (В.Т. Кудрявцев, Б.И Слободчиков, Л.В. Школяр).

По мнению исследователей [6], креативное развитие личности студентов в процессе образования будет проходить наиболее эффективно, если в образовательном пространстве будут созданы условия, способствующие активизации творческих ресурсов личности.

Развитие креативности как устойчивого свойства личности детерминировано следующими базовыми условиями. Во-первых, внутренними условиями, к которым относятся: 1) осознание ценности креативных черт собственной личности; 2) эмоционально положительное отношение к креативному процессу; 3) развитые дивергентные интеллектуальные функции; 4) позитивное самоотношение; 5) наличие таких личностных качеств, как независимость, решительность, настойчивость при достижении цели, способность отстаивать свое мнение, способность к риску.

Во-вторых, внешними условиями, в качестве которых выступают параметры креативной среды, являются: проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.

Можно выделить несколько направлений в исследовании явления креативности [7]. Представители одного из них - когнитивного -связывают исследование креативности с изучением познавательных процессов, выявляют связи креативности с уровнем интеллекта, выделяют и рассматривают стадии, уровни и типы креативного процесса.

Другое направление в изучении природы креативности - личностно-ориентированое, направленное на изучение тех личностных аспектов, которые связаны с процессом творчества. Представителями этого

направления выявляются характерологические, мотивационные, эмоциональные, социально-ролевые качества личности творчески проявивших себя людей, рассматривается связь креативности с самоактуализацией личности.

Понятие «креативность» тесно переплетается с понятием «творчество». Так,

если творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека, его способность отказаться от стереотипных способов мышления или способность обнаруживать новые варианты решения проблем. Креативность также можно определить, как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, осознанию и развитию своего опыта.

Существуют определенные различия между креативностью и интеллектом. Первым, кто обратил внимание на эту проблему (различия между дивергентным и конвергентным интеллектом), был Дж. Гилфорд, который предложил концепцию креативности как универсальной

познавательной творческой способности [8].

Дж. Гилфорд отказался от классического деления мышления на индуктивное и дедуктивное. Он считал их лишь разновидностями конвергентного

(однонаправленного) мышления.

Конвергентное мышление, по Дж. Гилфорду, актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение.

Направление исследований, начатое Дж. Гилфордом, наиболее последовательно было продолжено Е.П. Торренсом, который тоже описывает креативность в терминах мышления. Под креативностью Е.П. Торренс понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т.д.

Множество исследований, проводимых в области связи креативности и интеллекта, выявило большое количество данных, которые были весьма разнообразны [8]. Так, практически все специалисты в области интеллекта (Г. Айзенк, Д. Векслер, Л. Термен, Р. Уайсберг и др.) считали, что высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития креативности.

Представители этой точки зрения опираются на результаты эмпирических исследований Л. Термена и К. Кокса. В исследованиях они опирались на шкалу Стэнфорд-Бине. Но, поскольку при оценке Щ исследовались не только интеллектуальные, но

и творческие достижения, естественно, что связь между ^ и креативными показателями оказалась высокой [9].

Исходя из анализа теоретической литературы по развитию креативности молодежи можно сделать следующие выводы:

1. Анализ психолого-педагогической, научно-методологической литературы по названной проблеме позволил выделить теоретические основания креативного развития студентов в процессе их профессиональной подготовки. К ним можно отнести интеграцию знания и опыта, соотношение теоретических знаний и навыков практической работы, развитие творческого подхода к решению профессиональных задач.

2. Выявлены основные критерии креативного развития студентов, с учетом их степени готовности к принятию и освоению будущей профессии. Такими критериями являются: неординарное решение творческих задач, открытость новому опыту, рост творческого потенциала, эмпатия, низкий уровень тревожности, чувство юмора, заинтересованная вовлеченность в учебный процесс.

3. Возможно составление модели развития креативности студентов, направленной на формирование знаний изучаемого предмета, навыков самостоятельной работы, профессиональных навыков будущего педагога и внедрению в педагогическую практику изученных на занятиях технологий.

Итак, проблема психологических особенностей креативного развития актуальна и требует пристального к ней внимания. Особенно она значима в условиях развития кредитной системы обучения, когда большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов.

Библиографический список

1. Рубинштейн С.Т. Основы общей психологии. Издательство: АСТ, 2019. - 960 с.

2. Семенов И. Н. Взаимодействие.А. Пономарева и М.Г. Ярошевского в развитии психологии творчества и рефлексии. //Психологический журнал. - 2015. - Т. 36. - № 6. - С 45-54.

3. Мороз В.В. Развитие креативности студентов. Оренбург: Оренбургский госунив., 2011. - 220 с.

4. Мынбаева А.К., Тихомирова В.Т., Вишневская А.В. Развитие интеллектуальных способностей студентов университета как фактор повышения интеллектуального потенциала Казахстана: монография, 2015. -191 с.

5. Мынбаева А. К. Креативность и творческие способности личности: теории, принципы и карты развития: Монография /Мынбаева А.К., Вишневская А.В., Галимова Н.Р. - Алматы: ^азак университет^ 2016. - 165 с.

6. Кукубаева А.Х., Кульжанова С.А. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя //Наука и реальность. 2020. - № 2. - С.47-51.

7. Петрушин В.И. Развитие творческих способностей: Учебное пособие. М.: Юрайт, 2019. - 173 с.

8. Дж. Гилфорд. Три стороны интеллекта // Психология мышления. - М.: Прогресс, 1965. - 14 с.

9. Никитин, О.Д. Развитие креативности как основа профессиональной подготовки студентов педагогических вузов: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Никитин Олег Денисович; [Место защиты: Ин-т худож. образования Рос. акад. образования]. - Москва, 2009. - 22 с.

Кукубаева Асия Хайрушевна, доктор психологических наук, профессор кафедры «Социально-педагогических дисциплин», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г.Кокшетау).

е-mail: kukubaeva_2011@mail.ru

Чижевская Лилия Дмитриевна, студентка 3 курса образовательной программы «Педагогика и психология», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г.Кокшетау).

Дата поступления статьи: 04.05.2021

© Кукубаева А.Х., Чижевская Л.Д., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.