УДК 37.32
Чернецов Петр Иванович
Доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Челябинского государственногоуниверситета, [email protected], Челябинск
Виноградова Татьяна Игоревна
Аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики Челябинского государственного университета, [email protected], Челябинск
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В настоящее время постоянно меняющиеся социально-экономические и политические условия требуют от человека особого, творческого подхода к разрешению возникающих проблем. В связи с этим формирование креативной личности, способной к самостоятельной адаптации, приобретает общественную значимость. Однако, к сожалению, в настоящий момент среди исследователей имеются серьезные разногласия по поводу природы креативности, ее определения, что существенно затрудняет процесс разработки стратегии и тактики педагогической деятельности, направленной на развитие вышеуказанной способности.
В статье приведены результаты исследования взаимосвязи между интеллектом и креативностью подростков с целью выявления и уточнения структуры, сущности и содержания понятия «креативность». В ходе работы автор использовал теоретические (теоретико-методологический анализ, а также понятийно-терминологический и системный) и эмпирические (анкетирование, тестирование) методы. При обработке результатов эксперимента применялись методы математической статистики. Главный вывод проведенного исследования заключается в том, что креативность является относительно независимой от интеллекта способностью, следовательно: несмотря на невысокий интеллект, благодаря развитой креативности у подростка могут быть хорошие возможности для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.
Ключевые слова: креативность, интеллект, развитие креативности, взаимосвязь, подростки.
Chernetcov Petr Ivanovich
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the Pedagogic Department of Chelyabinsk State University, [email protected], Chelyabinsk
Vinogradova Tatiana Igorevna
Post graduate student at the Pedagogic Department of Chelyabinsk State University, [email protected], Chelyabinsk
CORRELATION OF CREATIVITY AND INTELLIGENCE OF TEENAGERS
Abstract. Currently, the ever-changing socio-economic and political conditions require a creative approach to solving problems. In this regard, the formation of the creative personality acquires social significance.
This article contains the results of studies on the interaction between creativity and intelligence. The primary aim of the given research is to identify the structure and content of the term «creativity». The author uses a number of theoretical and empirical methods. The methods of mathematical statistics are used to analyze the results of the experiment. The main conclusion of the study is that creativity is the ability which is relatively independent of intelligence. Therefore, due to highly developed creativity, teenagers may have a good chance to integration into society.
Keywords: creativity, intelligence, creativity development, correlation, teenagers.
Возрастание сложности и разнообразия процессов, возникающих в современном мире, обуславливает необходимость развития, обучения и воспитания людей, обладающих креативностью, способностью
к нестандартному решению проблем. Несмотря на многие дискуссионные вопросы, психолого-педагогическая наука и реальная практика обучения доказали не только присутствие индивидуальных особенностей
PSYCHOLOGICAL RESEARCHES
в усвоении знаний, но и различие в способностях детей к творчеству.
В психологическом словаре термин «интеллект» трактуется как «общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности...» [8, с. 263]. Дифференциация учащихся по показателям интеллектуального развития варьируется от умственной отсталости до гениальности, высокой одаренности. Что касается уровней развития креативности, то на данном этапе развития науки подобный вопрос остается спорным, поскольку взгляды исследователей сильно разнятся по поводу природы исследуемой способности, а также ее взаимосвязи с интеллектом.
Важное место в разработке данной проблемы заняли научные труды Джоя Пола Гилфорда (Joy Paul Guilford), который в качестве характеристик креативности выделил несколько гипотетических интеллектуальных способностей. Это беглость и гибкость мышления (способность продуцировать множество идей за единицу времени и быстро переключаться с одной идеи на другую); оригинальность мышления (способность генерировать идеи, отличающиеся от общепринятых); иррелевантность (логическая независимость реакций человека от стимулов среды); любознательность и др. В 1967 году Гилфорд объединил вышеуказанные характеристики в одно понятие - «дивергентное мышление». Оно рассматривалось, в противоположность конвергентному (логическому, однонаправленному), как творческое, идущее одновременно в разных направлениях и отступающее от логики [10]. Данные исследования положили начало разработкам тестов для изучения креативности, в которых большинство заданий ориентировано на выявление дивергентных способностей: они не предполагают определенное число ответов; оценивается не правильность решения, а соответствие заданию; учитывается количество идей, возникающих в единицу времени; поощряется поиск нетривиальных и нестандартных решений. Однако некоторые исследователи (А. В. Петровский, С. С. Степанов, Н. Б. Шумакова, Е. И. Ще-бланова, Н. П Щербо, М. Г. Ярошевкий.) не склонны отождествлять креативность с творческим (дивергентным) мышлением. М. Г. Ярошевкий, А. В. Петровский пони-
мают под креативностью определенный уровень способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Более того, из определения следует, что вышеуказанные ученые разделяют понятия «способность к творчеству» и «творческие способности», т.к., по мнению С. С. Степанова, они хоть и очень близкие, но не идентичные [2; 6; 9].
Взгляды научных деятелей на структуру креативности так же неоднозначны.
В тестах, разработанных Торренсом (Ellis Paul Torrance), результатом выполнения заданий является оценка креативности в показателях гибкости, беглости, оригинальности и разработанности идей [11]. Схожие параметры креативности выделяет в своих трудах Г. М. Коджаспирова, а именно: беглость, гибкость, четкость, оригинальность, чувствительность к проблемам, конструктивность при их решении и другие [4].
Согласно В. Н. Козленко, в мышлении креативных личностей в основном преобладают такие составляющие креативности как гибкость, беглость и оригинальность [5].
Таким образом, среди исследователей нет единой точки зрения на структуру, сущность и содержание понятия «креативность». Однако можно выделить несколько схожих компонентов, выделяемых авторами, это беглость, гибкость мысли и оригинальность идей.
В психолого-педагогической литературе присутствует определенное противоречие относительно установления взаимосвязи интеллекта и креативности личности. Существует как минимум два подхода в рассмотрении данной проблемы.
1. Креативность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, Э. П. Торренс, Я. А. Пономарев и др.). Приверженцы данного подхода говорят о том, что взаимосвязь между креативностью и интеллектом очень незначительная [2]. Э. П. Торренс пытался создать модель соотношения креативности и интеллекта. Согласно его теории, интеллектуальные и творческие способности образуют единый фактор, если коэффициент интеллекта (IQ) ниже 115-120, т.е. неттворческихличностей с невысоким интеллектом. Однако последующие его исследования привели к противоречивым результатам [11].
2. Высокий уровень развития интеллекта
предполагает высокий уровень креативности, и наоборот. Эту точку зрения разделяли и разделяют многие специалисты в области интеллектуальных способностей (Д. Век-слер, Г. Айзенк, Р. Стернберг и др.) [2].
Наиболее интересными представляются результаты Калифорнийского лонгитюдного исследования, организованного Л. М. Тер-меном (Ь. М. Тегшап) в 1921 году. В ходе эксперимента было организовано 3 среза по измерению интеллекта: в 1927-1928, 1932-1940 и 1951-1952 гг. Согласно полученным данным, все высокоинтеллектуальные дети успешно окончили школу, 2/3 получили высшее образование, а более 150 человек стали докторами наук. Говоря о творческих достижениях, следует отметить, что ни один ранний интеллектуал из выборки Термена не проявил себя в качестве особенно талантливого творца в области науки, искусства или литературы. Таким образом, согласно Льюису Медисону, высокий уровень интеллекта не гарантирует выдающихся достижений в творчестве - можно быть интеллектуалом, но не обладать креативностью [Там же].
С целью устранения ранее описанных противоречий в изучении корреляционных связей креативности и интеллекта нами было организовано экспериментальное исследование, в котором приняли участие подростки, обучающиеся в МАОУ «Лицее № 97» г. Челябинска. Для диагностики были выбраны следующие методики: «Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ -М)» (Батурин Н. А., Курганский Н. А.), «Миннесотский тест творческого мышления (МТТМ)» (МаркинаН. В., Матвеева Л. Г.).
В 2012 г. с помощью вышеуказанных психодиагностических методик мы выявили коэффициент интеллекта и уровень развития креативности у 30 учащихся 5-х классов. При этом было обнаружено, что средним интеллектом характеризуется 26,7% учащихся, интеллектом выше среднего - 53,3% и высоким - 20% учащихся. Используя метод математической статистики «Коэффициент ранговой корреляции Спирмена», удалось выявить прямую статистически значимую взаимосвязь интеллекта и креативности (на уровне 0,05%, при р=0.32). Также была обнаружена взаимосвязь между интеллектом и отдельными структурами креативности -скоростью (на уровне 0,05%, при р=0.32)
и гибкостью (науровне 0,01%, при р=0.46).
Однако в 2013 г. при увеличении числа испытуемых до 114 человек, включая в исследование учащихся 6-х и 8-х классов, были получены несколько иные результаты. Вышеуказанный параметр креативности, такой как скорость, в данном случае, хоть и незначительно, коррелирует с интеллектом обратно пропорционально (р= - 0.03).
В настоящем исследовании было интересным проверить ранее выдвинутую теорию Э. П. Торренса, согласно которой интеллект и креативность образуют единый фактор, если коэффициент интеллекта (1Р) ниже 115-120. Для выполнения данной задачи мы сопоставили значения 1р, находящиеся в пределах 90 - 114, и соответствующие им значения креативности у 30 выбранных испытуемых. При этом обнаружили наличие прямой, но слабой и статистически не значимой (р=0.24), взаимосвязи между интеллектом и креативностью.
Таким образом, данное исследование подтверждает наличие индивидуальных различий в проявлении креативности, а также позволяет сделать вывод о том, что взаимосвязь между интеллектом и креативностью очень незначительная:
1) существуют высокоинтеллектуальные личности с низкой креативностью;
2) креативные личности могут быть не только с высоким, но и средним, невыдающимся интеллектом. Это, вероятно, объясняется тем, что, по мнению некоторых авторов (Р. Альберта, М. Рунко и др.), между креативностью и негармоничными отношениями в семье, психотичностью родителей, существует взаимосвязь: ребенку необходимо постоянно искать новые способы приспособления к ситуации. С другой стороны, эмоциональная неустойчивость и противоречивые требования членов семьи могут привести к недостаточной мотивации ребенка в учебе, а следовательно, и к слабому усвоению учебных программ, что непосредственно сказывается на уровне интеллекта [7].
Подводя итог проведенного исследования, отметим, что под креативностью следует понимать относительно независимую от интеллекта способность к творчеству, которая предполагает порождение необычных идей, лежащих в разных областях знаний,
PSYCHOLOGICAL RESEARCHES
отклонение от традиционных схем мышления, а также быстрое решение проблемных ситуаций.
Библиографический список
1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: ЛКАБЕМА, 2002. - 318 с.
2. Дружинин В. Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.
3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2011. -448 с.
4. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 256 с.
5. Козленке В. Н. Проблема креативности личности: Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. - М., Наука, 1990. -
С. 131-148.
6. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевско-го. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 173 с.
7. Куприна М. В. Мотив достижения в структуре креативной личности: дис. ... канд. психол. наук. - Хабаровск, 2004. - 175 с.
8. Мещеряков Б. Г., ЗинченкоВ. П. Полный энциклопедический справочник по психологии. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - С. 321-322.
9. Шумакова Н. Б., Щебланова Е. И., Щер-бо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов Е. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. - 1991. -№ 1. - С. 27-32.
10. Guilford J. P. The Nature of Human Intelligence. - N.Y., 1967.
11. Torrance E. P. Torrance Tests of Creative Thinking. - Scholastic Testing Service, Inc., 1974.