Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1031
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / СЕМЬЯ / ДЕТИ / ДОШКОЛЬНИКИ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саржанова Г.Б., Кукубаева А.Х.

Ценностное отношение к семье формируется в детстве. И именно в дошкольном и школьном возрасте на процесс формировании данного отношения следует уделять большое внимание. В статье описаны особенности формировании ценностного отношения к семье в дошкольном и школьном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саржанова Г.Б., Кукубаева А.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 37.036:398 (56)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ В ДОШКОЛЬНОМ И

МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Саржанова Г.Б., Кукубаева А.Х.

Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Ценностное отношение к семье формируется в детстве. И именно в дошкольном и школьном возрасте на процесс формировании данного отношения следует уделять большое внимание. В статье описаны особенности формировании ценностного отношения к семье в дошкольном и школьном возрасте.

Ключевые слова: ценностное отношение, воспитание, семья, дети, дошкольники, ценности.

Отношение к семье формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. На это оказывает влияние множество факторов и событий. Однако, ключевые характеристики этого отношения закладываются ещё в детстве. Психологи, как один, говорят о том, что детские впечатления являются самыми сильными и отпечатываются на всей жизни человека. Власюк И.В. отмечает, что если в детстве человек рос в неблагополучной семье, в которой отсутствовал механизм формирования семейных ценностей, то, скорее всего, во взрослой жизни, он будет испытывать трудности при формировании адекватной модели взаимоотношений в семье [1, а35].

Внимание же, уделяемое социологами и психологами проблеме формирования ценностного отношения к семье объясняется тем, что семья занимает в жизни каждого человека абсолютно особое место. Значение данного социального института для общества крайне велико. В связи с этим огромное количество специалистов занимается проблемой изучения семьи, её специфики, специфики её влияния на индивида, группу людей, возможностей влиять на формирование положительных семейных ценностей и т.д.

Только крепкая, здоровая семья, в которой сформированы все ключевые ценности нормального развитого общества, может являться основой нормально функционирующего социума и крепко, развивающейся страны.

Самое большое влияние на формирование у ребёнка ценностного отношения к семье, естественно, оказывает сама семья: родители, братья, сёстры и другие родственники. Однако, социум, в лице образовательных учреждений, СМИ, психологических служб может корректировать процесс формирования ценностного отношения, если внутри семьи он идёт по деструктивному сценарию [2, а222].

Кильдюшова П.Е. отмечает, что детский сад и младшая школа способны скорректировать отношение к семье ребёнка, если внутри семьи оно формируется в негативном ключе, без акцента на ключевые моральные ценности, которые должна воспитывать семья: верность, честность, чувство долга, гуманизм и т.д. Корректировка эта возможна благодаря тому, что образовательный и воспитательный процесс, протекающий в детском саду и начальной школе, сам по себе является немалозначимым фактором формирования ценностного отношения к семье у ребёнка, так как соответствует его личностному развитию, способствует созданию ценностного мировоззрения, удовлетворяет потребностям, интересам, способствует выработке критериев оценки ключевых жизненных позиций развивающегося человека (в том числе, и касающихся семьи), вовлекает ребёнка в общественно полезную и социально-нравственную деятельность, которые позитивно сказываются на формировании общих моральных ценностей [3, а20].

В настоящее время образовательными учреждениями, как дошкольного, так и школьного и послешкольного уровня, проводится определённая работа по формированию ценностного отношения детей к семье. Но большая проблема состоит в том, что работа эта фрагментарная, не

существует какого-то определённого, единого комплекса мероприятий, нацеленного на развитие человека в этой сфере. Конечно, в образовательных учреждениях проводятся классные часы, беседы, просматриваются фильмы, но всё это не даёт нужного положительного результата, о чём свидетельствует всё возрастающее количество разводов и в Казахстане, и в России [4, ^117].

Особый акцент на развитие ценностного отношения к семье следует делать именно при работе с дошкольниками, в детских садах. Объяснить это можно следующим:

- Дети находятся в детском саду большее время, чем, например, учащиеся в школе. Поэтому, у воспитателей, психологов и социологов есть большая возможность для влияния на их ценностные отношения к чему-либо, в том числе, и к семье;

- Чем младше ребёнок, тем больше вероятность изменить уже сформировавшиеся отношения к чему-либо;

- В дошкольном возрасте у детей преобладает потребность в игровой деятельности, а через игру взрослым легче передать посыл к формированию «правильного» отношения к семье.

Любую работу в области формирования ценностного отношения, с любой возрастной группой следует проводить системно, по определённому алгоритму. В детском саду этот алгоритм может выглядеть следующим образом:

1. Анализ семей дошкольников;

2. Вычленение ключевых проблем в формировании ценностного отношения к семье у детей конкретной группы;

3. Определение главных негативных факторов, влияющих на отношение к семье у детей;

4. Анализ сущности и силы каждого из данных факторов и проблем;

5. Разработка программы формирования ценностного отношения к семье у дошкольников, включающей:

- занятия общего цикла;

- занятия, направленные на решение проблем, встречающихся в какой-то конкретной семье;

- индивидуальную работы с некоторыми детьми.

6. Апробация данной программы.

В качестве рекомендаций при работе с дошкольниками в данном направлении следует назвать следующие:

- необходимо внедрять элементы групповой и индивидуальной работы;

- в процесс должны быть вовлечены, воспитатели, психолог, администрация дошкольного учреждения и, желательно, родители;

- следует использовать разноплановые формы работы с детьми, чтобы поддерживать их интерес;

- ключевой формой работы должны быть игра (особенно подойдёт сюжетно-ролевая игра).

В детском возрасте игровая деятельность является ведущей. Она привлекает больше

учебной или трудовой. Именно поэтому, многие педагоги и психологи говорят о высоком потенциале игры как метода и средства воспитания и обучения. В частности использовать данный метод возможно и при формировании ценностного отношения ребёнка к семье.

Высоким потенциалом при формировании ценностного отношения к семье обладают сюжетно-ролевые игры. Бондаренко А.К. отмечает, что сюжетно-ролевая игра создаёт эмоциональную благоприятную обстановку для общения детей между собой. Основой сюжетно -ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослых людей и в игровой форме воспроизводит их деятельность и отношения между ними [5, а98].

При использовании сюжетно-ролевых игр в описываемом в данной статье воспитательном направлении, сюжеты и виды игр следует выбирать исходя из индивидуальных особенностей детского коллектива, особенностей семей конкретных детей.

Очень важно, чтобы работа по формированию ценностного отношения к семье в образовательных учреждениях была целостной и последовательной. Систему работы, начатую в дошкольных учреждениях следует внедрять в школьную практику, меняя формы организации, исходя из возрастных и психологических особенностей детей.

В целом, как отмечает Айгумова З. И., содержательная сторона направленности ребёнка-дошкольника по отношению к окружающему миру и другим людям, к семье, где он живет, и самому себе, является некой сердцевиной мотивации его жизненной активности и представляет собой базовую основу будущей жизненной концепции в вопросах семьи и брака. И здесь главным является то, чтобы ребенок понимал непреходящую ценность семьи и для своего собственного развития, куда входит и его семейная культура, т.е. понимание и принятие безусловной ценности семьи как первоосновы принадлежности к своему народу; почитание родителей и забота о старших и младших; бережное отношение ко всем членам своей семьи; сохранение национальных и культурных традиций семьи и т.д. Именно на это должна быть направлена работа образовательных учреждений: сначала детского сада, а затем школы колледжа и университета[6, ^107].

Таким образом, прямо повлиять на «правильное» воспитание семейных ценностей внутри каждой семьи невозможно, но можно влиять на процесс данного воспитания через образовательные и информационные институты. И если этот процесс будет плодотворным, то, в дальнейшем, в будущих семьях сформируется эффективный процесс развития ценностного отношения к семье.

Библиографический список

1. Власюк И.В. Семья как социокультурная ценность (теория и практика взаимодействия семьи и школы).- Оренбург: «Пресса», 2006. - 207 с.

2. Михайлова Е.В. Особенности формирования нравственных ценностей у младших школьников // Актуальные проблемы психологии, педагогики и общественных наук: Международный межвузовский сборник научных работ. Вып. 2. В 2-х частях. Часть 1. - М.: Экон-Информ, 2006. - С. 221-228

3. Кильдюшова П.Е., Валеева Р.А. К вопросу о формировании у детей ценностного отношения к семье // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - С.19-26.

4. Андреева Т. В. Психология семьи. - СПб. : Речь, 2007. - 384 с.

5. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2003. - 123 с.

6. Айгумова З. И. Психология биэтнических семейных отношений. - М.: Прометей, 2016. -

634 а

Саржанова Г.Б., магистрант социально-педагогических дисциплин по специальности педагогика и психология, Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)

e-mail: sarzanovagulmira81@gmail.com

Кукубаева А.Х., научный руководитель, доктор психологических наук, профессор кафедры социально-педагогических дисциплин Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)

Дата поступления статьи: 08.12.2020

© Г.Б. Саржанова, А.Х. Кукубаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.