5. Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска [Текст] / Н.Ю.Пахомова // Учитель. -2000. - № 1.
6. Рахматуллина, А.Х. Развитие экологической культуры у младших школьников: учебно-метод. пособие [Текст] / А.Х. Рахматуллина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 158 с.
7. Рябова Н.В., Терлецкая О.В. Опыт формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Вестник Мининского университета. 2018.Т.6, №2. С.10. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-10
8. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский - 8-е изд. - К.: Рад. школа, 1984. - 288 с.
Педагогика
УДК: 373.21
кандидат педагогических наук, доцент Зебзеева Валентина Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); магистрант Булатова Татьяна Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Статья посвящена проблеме проектирования процесса формирования эмоционально -ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста. В статье рассматривается сущность понятия «эмоционально - ценностное отношение к природе», приводится содержание программы, раскрываются формы организации детской деятельности, виды культурных практик детей, требования и содержание предметно - пространственной развивающей среды, описываются результаты исследования по данной проблеме.
Ключевые слова: проектирование, эмоционально-ценностное отношение к природе, дошкольный возраст, формы организации детской деятельности, культурные практики, предметно-пространственная развивающая среда.
Annotation. The article is devoted to the problem of designing the process of formation of emotional - value attitude to nature in preschool children. The article deals with the essence of the concept of "emotional - value attitude to nature", provides the content of the program, reveals the forms of organization of children's activities, types of cultural practices of children, the requirements and content of the subject - spatial developing environment, describes the results of the study on this problem.
Keywords: design, emotional-value attitude to nature, preschool age, forms of organization of children's activities, cultural practices, subject-spatial developing environment.
Введение. В погоне за современными тенденциями, когда большое внимание уделяется развитию интеллекта ребенка, его кругозора, упускается из виду необходимость формирования у детей правильного отношения к природе. Между тем, современное состояние процесса взаимодействия человека и природы, экологические проблемы свидетельствуют о важности данного направления работы с детьми, что актуализирует вопросы, связанные с формированием эмоционально-ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста. Именно дошкольный возраст является сензитивным периодом для решения этой задачи.
Общение детей с природой имеет огромный потенциал. Систематически организованное общение детей с природой удовлетворяет интерес к природным объектам, учит ответственно относиться к растениям и животным, способствует формированию потребности в проявлении заботы о них. Однако процесс формированием эмоционально-ценностного отношения к природе требует от воспитателя и родителей слаженности и систематичности работы, что обеспечивается за счет проектирования этого процесса.
Проектирование выступает как прообраз чего-то задуманного и предполагаемого. Данный термин ввел А.С. Макаренко, который рассматривая педагогику с точки зрения личности, считал, что функция педагогов заключается в составлении программ воспитания для каждого члена коллектива с учетом его индивидуальных особенностей.
В.П. Беспалько под педагогическим проектированием понимал особый вид профессиональной деятельности, целью которой является создание и реализация педагогических замыслов, направленных на совершенствование педагогических объектов.
Целью нашего исследования стало проектирование процесса формирования эмоционально - ценностное отношение к природе у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели мы проанализировали сущность понятия «эмоционально - ценностное отношение к природе», изучили состояние уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста эмоционально - ценностное отношение к природе, определили формы организации различных видов деятельности детей в природе, культурных практик, требования к предметно - пространственной развивающей среде.
Изложение основного материала статьи. Проблема формирования эмоционально - ценностного отношения к природе активно рассматривалась учеными, психологами, практиками. В философии отношение рассматривалось, как взаимосвязь между вещами или как частный случай отношения. В психологии «отношение» выступает как практическое действие к объекту. Основной характеристикой отношения является личностный смысл, который получает объект для человека [4, с. 321.
Первый анализ отношений человека был выполнен ещё в двадцатом веке. Его автором стал А.Ф. Лазурский. В дальнейшем В.Н. Мясищев построил свою концепцию, в которой он рассматривал «отношение», как потенциал личности, определяющий степень интереса, выраженности эмоций и потребностей [7]. В.Н. Мясищев отмечал, что эмоциональное отношение, включает в себя восприятие
объекта и его специфическую оценку. В отличие от «классического» отношения, эмоциональное — более непосредственное, часто бессознательно импульсивное и строится на индивидуальном опыте.
Н.Е. Щуркова, подчеркивала, что «отношение» обеспечивает связь, установленную между человеком и объектом, которая позволяет воспринимать объект в структуре жизненных ценностей.
В.А. Сластенин определит ценностное отношение, как целостное образование личности, которое основано на опыте, полученном в процессе деятельности с учетом приобретенных человеком ценностей общественного сознания [81.
Т.А. Маркова отмечает, что ценностное отношение - это один из компонентов экологической воспитанности дошкольников и представляет единство экологических представлений и умений.
Н.Г. Васильев и А.Н. Кочергин рассматривают ценностное отношение человека к природе, как универсальный регулятор, определяющий способы воздействия человека на природу, выбор средств воздействия и результат деятельности, а значит и процесса становления системы «природа-общество».
В.М. Бехтерев «отношение» рассматривал, как «отзывчивость на внешние раздражения, проявляющуюся не только в отражении среды, но и в ее преобразовании.
Таким образом, эмоционально-ценностное отношение детей к природе рассматривается как комплексное понятие, целостное образование, основанное на опыте, полученном в процессе деятельности и с учетом приобретенных ценностей общественного сознания.
Изучение уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста проводилась в трех направлениях. Нами изучались представления детей об отношении к природе, проявления детьми эмоций и чувств к природным объектам, умения демонстрировать в своем поведении эмоционально-ценностное отношение к природе. Для диагностики уровня сформированности представлений об эмоционально-ценностном отношении к природе у детей старшего дошкольного возраста мы использовали метод беседы. Были разработаны серии вопросов, направленные на выяснение представлений детей о ценности природы, о роли природоохранной деятельности человека, о чувствах проявляемых человеком по отношению к природе.
Для выявления у детей способности различать и определять эмоции и чувства по отношению к природным объектам использовался метод наблюдения. Наблюдение за детьми проводилось на прогулке. В процессе наблюдения за детьми мы отмечали, как дети проявляют свое отношение к природным объектам, какие проявляют эмоции и чувства по отношению к природным объектам. Мы отмечали интерес детей к природным объектам, желание наблюдать за объектами природы.
Изучение уровня сформированности умений эмоционально - ценностно относиться к природе у детей старшего дошкольного возраста проводилось с помощью заданий практической направленности. Детям предлагались ситуации, например, в которой ребенок должен был продемонстрировать умение среди нескольких растений выбрать то, которое нуждается в уходе.
Особое внимание в диагностике уделялось не знаниям детей о растениях, а проявлению положительного отношения к растению, сочувствия, сопереживания, желания помочь растению, самостоятельности выбора.
Результаты диагностики показали невысокий уровень сформированности эмоционально-ценностного отношения к природе у детей. Высокий уровень составил всего -28,6%, средний уровень - 40%, низкий уровень - 31,4%.
Было отмечено, что дети уверенно чувствуют себя в беседах. Они раскрывают взаимосвязи, существующие в природе, демонстрируют достаточно высокий уровень представлений о природоохранной деятельности, однако вопросы о том, почему природа является особой ценностью для каждого человека, у них вызвали затруднения. Дети с интересом наблюдали за объектами природы, но делали это в большей степени по приглашению воспитателя. Дети не проявляли желания самостоятельно проводить наблюдение за объектами природы.
Получив невысокий результат диагностики, мы приступили к проектированию процесса формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста. Образовательный процесс мы представили как совокупность компонентов: целей задач, содержания, форм, методов, приемов работы с детьми, содержания предметно-пространственной развивающей среды. Модель проектируемого образовательного процесса должна была обеспечить организационно-содержательные и методические условия, которые позволили бы установить связь между природой и процессом формирования эмоционально - ценностного отношения детей к ней.
Нами было определено содержание программы, в которую вошли разделы: «Я знаю, как эмоционально -ценностно относиться к природе», «Чувства и эмоции, которые я испытываю в общении с природой», «Я умею эмоционально-ценностно относиться к природе».
Содержание первого раздела составили следующие дидактические единицы: «Природа, семья, познание, жизнь - величайшие ценности. Растения, животные, люди - дети природы. Каждый организм ценен и нужен природе. Природа самоценна и существует независимо от человека. Человек обладает разумом, поэтому на него возлагается ответственность за сохранение жизни на Земле. Природоохранная деятельность человека не должна нарушать равновесие в природе. Общение с природой радует каждого человека, так как человек и природа взаимосвязаны. Забота о природе, есть забота о человеке и его будущем. Существуют правила поведения в природе, которые необходимо соблюдать. Природа - твой друг, ее необходимо беречь и помогать ей».
В содержание второго раздела «Чувства и эмоции, которые я испытываю в общении с природой» мы включили следующие дидактические единицы: «Общение с природой вызывает эмоциональный отклик, интерес к природе, желание ее познать. Природа вызывает различные переживания: радость, гордость. Гуманность по отношению к животным и растениям, выступает, как показатель положительного отношения к природе. Любование красотой природы, приводит к получению чувства наслаждения. Бережное и заботливое отношение к природе, проявляется в заботе о растениях в помещении и на участке детского сада».
В третьем разделе «Я умею эмоционально-ценностно относиться к природе» мы выделили следующее содержание: «Умение защищать и охранять природу. Участие в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ. Умение планировать свою работу по уходу за растениями, следовать правилам поведения в природе, в лесу, в саду во время прогулок. Контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде» [5].
Для реализации отобранного нами содержания мы подобрали комплекс мероприятий, направленных на формирование эмоционально - ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста. Основой для разработки комплекса составили личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Личностно-ориентированный подход выражался в сотрудничестве и сотворчестве взрослых и детей.
Мы строили свою работу с детьми на основе поддержки детской инициативы, организации культурных практик детей, использовании нетрадиционных форм организации детской деятельности, создании необходимой предметно пространственной развивающей среды
Мы использовали в своей работе культурные практики детей: совместные игры воспитателя с детьми: игры - экспериментирования, режиссерские, сюжетно - ролевые игры, театрализованные игры (кукольный театр, настольный театр, театр теней, театр марионеток и др.), игры-путешествия, различные способы поддержки детской инициативы, которая проявлялась в свободной детской деятельности и являлась источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Для поддержки детской инициативы мы стремились:
— работать над развитием интереса детей к окружающей природе, чтобы они стремились к получению новых знаний и умений действовать в природе;
— создавать для детей условия и ситуации, которые побуждали бы к применению этих знаний и способов деятельности при «общении» с природой;
— выдвигать перед детьми сложные задачи, которые требуют сообразительности, поиска новых путей решения проблемы;
— тренировать волевые способности, стимулировать желание детей в преодолении трудностей;
— направлять способности дошкольников на получение хорошего результата;
— обращать внимание не детей, которые проявляют торопливость или равнодушие к результату деятельности;
— дозировать помощь детям, развивать самостоятельность;
— поддерживать у детей чувство гордости и радости за успешно выполненную деятельность, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
Развивающая предметно-пространственная экологическая среда, созданная в группе, была ориентирована на развитие активности ребёнка, воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе, обогащение опыта экологической деятельности в природной среде [1].
Мы стремились сделать предметно - пространственную развивающую среду привлекательной, снимающей усталость, положительно влияющей на эмоциональное состояние детей, помогающей ребёнку познавать окружающий мир, заниматься самостоятельной деятельностью.
Проектирование среды осуществлялось по образовательным областям. Например, в области «Социально - коммуникативное развитие» мы выделили «Центр сюжетно - ролевых игр», в которых дети участвовали в играх: «Отдых в лесу», «Заповедник», «Теплицы по выращиванию растений». Особое внимание в них обращалось на доброжелательное отношение детей к природным объектам. В области «Познавательное развитие» мы выделили центр «Природы», включающий «Календарь природы», дидактические игры природного содержания, серии картин и центр «Экспериментирования», включающий материалы необходимые для осуществления опытно-исследовательской деятельности. В образовательной области «Речевое развитие» в центре «Мир книг» были подобраны сказки, рассказы, повести, стихи о природе, в центре «Художественного творчества» мы разместили репродукции картин: пейзажи, натюрморты; раскраски «Забавные зверята», «Лесные жители».
Особое внимание уделялось подбору форм организации детской деятельности. Так в группе была организована работа музыкально-театральной и литературной гостиной, представляющая собой форму организации художественной и творческой деятельности детей на литературном или музыкальном материале. Например, мы предлагали детям прослушать музыкальные произведения, «Листопад» Т.Попатенко, «Грустный дождик» Д. Кабалевского, литературные произведения Я. Акима «Наша планета», С. Михалкова «Прогулка», А.Усачева «Мусорная фантазия», В.Бианки «Анюткина утка», К.Ушинского «Весна», М.Пришвина «Лесной доктор» и выразить в рисунке, танце отношение к их содержанию, показать модель настроения, которое сложилось в результате детской деятельности.
Творческая мастерская включала студийную, кружковую деятельность, образовательные ситуации с единым названием: «Лесной патруль».
Мы использовали сенсорный и интеллектуальный тренинг, представляющий систему заданий игрового характера, развивающих игр, логических упражнений, занимательные задачи: «Ароматная сказка», «Лесной карнавал», «Зоопарк». Мы использовали экологические сказки, которые вызывали у детей особый интерес. Новизна сюжета, присутствие необычных персонажей способствовали активному включению детей в процесс составления сказок. Например, вместе с детьми были составлены: экологические сказки о мусоре: «Как зайчик и медвежонок очищали лес», «Нет места мусору». Были составлены экологические сказки о растениях: «Почему у Земли платье зелёное», «История одной Ёлочки».
В утреннее время мы организовывали «круг общения» на экологические темы, в процессе которых создавалась проблемная ситуация, организовывалось моделирование. Дети включались в решение различных задач в доступной для них форме. Например, мы с детьми создавали модель зимнего леса, где животные были помещены в нетипичные для них условия. Задача детей состояла в том, чтобы найти ошибки и обосновать свое мнение. В результате у детей формировалась способность сопереживать, желание помочь животным вернуться в комфортные для них условия. В работе с детьми мы использовали различные проблемные ситуации, например, «Ягоды в лесу по одной собирать очень долго, легче их наломать ветками. Как Вы считаете, можно ли так поступать? Каково Ваше отношение к такому поступку?», «Вы пошли в лес за грибами и увидели - мухомор. Какие действия Вы предпримете?», «Вы увидели в лесу большой белый гриб. Что бы Вы сделали?», «После похода остался мусор. Каковы Ваши действия», «Весной Вы увидели, что на поляне распустились первые ландыши. Что Вы будете делать?».
Для формирования у детей эмоционально-ценностного отношения к природе, были использованы игровые ситуации: «Буратино беседует с детьми о деревьях», «Прогулка в лес», «Посещение животноводческой фермы» и другие. Например, игровая ситуация «Пожар в лесу», способствовала формированию у детей представлений о том, что неосторожное обращение с огнем в лесу приводит к большой беде - пожару.
Чтобы воспитать у детей любовь и заботливое отношение к домашним животным, мы использовали игровую обучающую ситуацию «Кот Матроскин обзаводится хозяйством», в которой дети рассказывали о своих домашних животных, в которых беседовали с Матроскиным об условиях их содержания.
Мы побуждали детей к выполнению правил поведения в природе, способствовали возникновению желания принимать активное участие в уборке участка. Дети учились осознавать ценность ухода за растениями, понимать, что без удовлетворения потребностей растений в воде, свете и тепле растения могут погибнуть. Мы стремились подчеркнуть зависимость жизни и состояния растений от деятельности человека.
Мы организовывали природоохранные акции, которые были направленны на сохранение объектов природы. С детьми и их родителями были проведены природоохранные акции: «День цветов», «Птичья столовая», основной целью которых было пробуждение в детях заботливого и бережного отношения к природным объектам. Особый интерес у детей вызвала акция «Чистое утро», связанная с уборкой территории участка детского сада. В таких акциях дети осознавали ответственность за природу, демонстрировали положительное отношение к ней. Нами была организована экологическая тропа, первым объектом которой стал «Цветник». Дети знакомились с тюльпанами, ирисами, петуньями, ромашками. Дети наблюдали за цветами и ухаживали за ними. На остановке «Насекомые» дети наблюдали за муравьями, божьими коровками, бабочками, гусеницами. К детям приходил Лунтик, вместе с которым дети рассуждали, искали правильный ответ, выяснили важность насекомых в живой природе. На участке детского сада нами были размещены кормушки, поилки для птиц, организована остановка «Птицы вокруг нас». Там дети наблюдали за птицами: воробьями, воронами, ласточками. Мы воспитывали трудолюбие, доброе отношение к птицам.
Результаты повторной диагностики показали повышение высокого уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста на 31 %, что говорит об эффективности спроектированного нами комплекса мероприятий.
Выводы. Соблюдение всех этапов проектирования процесса формирования эмоционально -ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста обеспечило следующие результаты: повысился интерес к объектам природного мира; появились яркие эмоциональные реакции на природные объекты, желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленность на сохранение ценностей природного мира; увеличилось количество детей ориентированных на ценностное отношение к природе; существенно повысилась потребность дошкольников в самовыражении, что проявлялось в пожеланиях выразить отношение к природе.
Подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что в дошкольном возрасте закладывается не только основа для развития личности ребёнка, но и большинство ценностей, которые включают и отношение к природе. Как будет проявляться отношение, зависит от взрослых. Успешно организованная предметно -развивающая среда позволяет научить детей воспринимать красоту природы, привить милосердие и сострадание к растениям и животным, понимание необходимости проявления эмоционально-ценностного отношения к природе.
Литература:
1. Авдулова Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность // Справочник старшего воспитателя. 2014. №8.
2. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПб: Питер, 2007. 448 с.
3. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Педагогическое общество России, 2001. С. 75-78.
4. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.
5. Зебзеева В. А. Построение системы экологического образования детей дошкольного возраста на системно-деятельностной основе: принципы, этапы, технология // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 13. - С. 133-141. - URL: М1р://е-копсер1ш/2017/770298.Мт.(Дата обращения: 23.12.2018
6. Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ // Проблемы и перспективы развития образования. Пермь: Меркурий, 2011. С. 80-84.
7. Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. A.A. Бодалева. М.: Воронеж, 1998. С. 15-31.
8. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие. М., 2003. 149 с.
Педагогика
УДК: 378.11
магистрант Иванова Мария Константиновна
Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский гуманитарный университет» (г. Москва)
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты и опыт использования управленческого проекта как специфического вида образовательного проекта, разработка и реализация которого обусловлена стратегией развития школы и находится под непосредственным управлением руководителя образовательной организации.
Ключевые слова: проектное управление, образовательный проект, развитие образовательной организации.
Annotation. The article deals with the theoretical aspects and experience of using the management project as a specific type of educational project, the development and implementation of which is due to the development strategy of the school and is under the direct control of the head of the educational organization.
Keywords: Project management, educational project, development of educational organization.
Введение. Проектное управление -новая идеология управленческой деятельности, принятая на государственном уровне. Постановлением Правительства Российской Федерацииот 15.10.2016 № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» утвержден регламент