Научная статья на тему 'Развитие эколого-ориентированного сознания дошкольников в условиях дополнительного образования'

Развитие эколого-ориентированного сознания дошкольников в условиях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Татьяна Владимировна

В статье уточняются содержание и структура понятия «эколого-ориентированное сознание дошкольника». Показан педагогический потенциал учреждения дополнительного образования детей в формировании экологоориентированного сознания дошкольника. Определены организационнопедагогические условия формирования такого сознания. Особое внимание уделяется значению исследовательской составляющей в экологическом образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие эколого-ориентированного сознания дошкольников в условиях дополнительного образования»

Развитие

исследовательской деятельности

г)

Исследование исследования | ■ \

А1 \

Развитие эколого-ориентированного сознания дошкольников в условиях дополнительного образования

Зотова

Татьяна

Владимировна,

руководитель программ по развитию Сенаторского клуба Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

В статье уточняются содержание и структура понятия «эколого-ориентированное сознание дошкольника». Показан педагогический потенциал учреждения дополнительного образования детей в формировании эколого-ориентированного сознания дошкольника. Определены организационнопедагогические условия формирования такого сознания. Особое внимание уделяется значению исследовательской составляющей в экологическом образовании.

Глобальная экологическая ситуация на современном этапе характеризуется продолжающимся развитием кризиса, ставящего под угрозу существование всего человечества. Причиной этого кризиса во многом является деэкологизация сознания современного человека. В связи с этим актуализируется необходимость понимания обществом ценности Природы, формирования гармоничных взаимоотношений с ней как высшей цели человеческой деятельности. Становление экологического сознания - один из фундаментальных аспектов развития мировоззрения человека. Основания этого сознания закладываются на первых этапах формирования образа мира и представлений о взаимодействии с ним, то есть в дошкольном детстве.

Экологическое образование граждан на сегодняшний день - важнейшая педагогическая задача, приоритетное направление педагогических исследований и работы по совер-

Зотова Татьяна Владимировна

шенствованию образовательных систем. Преодоление кризиса экологического сознания, сложившегося в индустриальной и урбанизированной среде обитания человека, связывается с формированием нового подхода к образованию, целью которого должно стать изучение природы, ее самоценности, признание необходимости максимально возможного сохранения окружающего мира для будущих поколений; интеграция общего и экологического образования, что предусматривает усиление экологической составляющей учебных программ на всех ступенях обучения, для всех возрастных категорий. При этом принципиальное значение имеет системность экологического образования, опирающаяся на возрастные и социальные особенности развития человека. Сензитивным периодом для становления экологического сознания является возраст 5-7 лет,

когда основы экологических знаний созвучны спонтанным интересам ребенка, его любознательности, направленной на изучение окружающего мира, природы, а также имеют особую эмоциональную значимость в силу присущего детскому сознанию анимизма.

В России параллельно с общеобразовательной школой функционирует система дополнительного образования детей как многоуровневый социально-педагогический и образовательный институт. Отсутствие в учреждениях дополнительного образования жесткой регламентации деятельности, преобладание гуманистических взаимоотношений участников процесса обучения, наличие более широкого спектра услуг по сравнению с другими образовательными институтами создают благоприятные условия для развития их деятельности в современных социально-экономических условиях. Удовлетворяя постоянно изменяющиеся индивидуальные

потребности детей и подростков, дополнительное образование расширяет культурное пространство самореализации личности, стимулирует ее к творчеству, формирует гуманистические ценностные ориентации, помогает учащимся овладевать различными способами деятельности в соответствии с их интересами, социальными запросами, возможностями и способностями.

Создание в учреждениях дополнительного образования специальных программ формирования эколого-ориенти-рованного сознания у детей 5-7 лет целесообразно и актуально в современных социальных условиях по нескольким причинам: 1 - данный возраст характеризуется особой сензи-тивностью в развитии, в том числе в формировании эмоционального и ценностного отношения к окружающему миру, природе, живому; 2 - система дополнительного образования позволяет гибко учитывать индивидуальные особенности и социальную ситуацию развития ребенка, что дает возможность выстраивать индивидуальную траекторию обучения, используя адекватные педагогические методы и формы работы; 3 - работа с детьми 5-7 лет в данной системе позволяет задействовать семью ребенка, включая родителей и ближайшее социальное окружение, в процесс экологического образования.

Обращение к анализу различных научных работ, связанных с рассматриваемой нами темой, позволило увидеть основу эколого-ориентированного сознания как процесса, раскрыть сущность и механизмы его формирования. Важными для нашего исследования явились обобщения в области философии, представляющие эколого-ориентированное сознание как: 1) понимание человеком окружающего мира, процессов, происходящих

Зотова Татьяна Владимировна

в нем, своих действий, мыслей, отношения к внешнему миру и самому себе; 2) высший уровень психической активности человека; 3) предварительное мысленное построение предполагаемых действий и предвидение их результатов (С.В. Алексеев,

A.Г. Бусыгин, Н.Ф. Винокурова, Э.В. Гирусов, С.Н. Глазачев).

В психологической науке сознание определяется как система отношения к миру, включающая знание его объективных закономерностей, характеризующегося сознательным отражением действительности; высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Впитав в себя опыт и методы мышления, выработанные предшествующей историей, сознание осваивает действительность идеально, ставит при этом новые цели, задачи, направляет всю практическую деятельность (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Д. Дерябо,

B.А. Ясвин). В науке сложились подходы к изучению экологического сознания личности: традиционный (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина), практико-ориентированный (А.В. Гагарин, А.Н. Камнев), активно-смысловой (Д.Н. Кавта-радзе), экопсихологии развития (В.И. Панов), позволяющие выявить особенности соотношения и взаимодействия основных структурных компонентов такого сознания.

Изучение работ С.Д. Дерябо, Н.В. Добрецовой, И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, О.Г. Тавстуха, Е.В. Тутыниной, В.А. Ясвина позволило выявить структурно-содержательное обоснование понятия «эколого-ориентированное сознание». Данное понятие в нашем исследовании рассматривается как интегративное образование личности, которое характеризуется совокупностью экологических знаний, отношения к природе, на основе которых вырабатывается стратегия природоориентированной деятельности. Именно в дошкольном возрасте закладываются эмоционально-ценностные основы эколого-ориентированного сознания.

Экологические знания включают в себя понимание действия экологических законов, принципов взаимоотношений разнообразных объектов природы между собой и с человеком, использования природы и ее ресурсов для жизнеобеспечения человека и общества. Исследования доказывают (В.А. Зебзеева,

C.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, И.Т. Суравегина, З.И. Тюмасева) способность дошкольников усваивать знания о взаимосвязях в природе, зависимости жизнедеятельности растений от условий среды, приспособлении животных к среде, единстве живого и среды обитания. Знания предшествуют развитию эколого-ориентированного сознания, предваряют его, а экологическое мировоззрение является итогом. Экологические знания - это проверенный практикой логический результат процесса познания природы, адекватное отражение его в сознании дошкольника в виде представлений, понятий, суждений.

Развитие сознательного, ответственного отношения к природе является важнейшей задачей формирования эколого-ориентированного сознания дошкольника. Отношение направляется потребностями, выступая как форма проявления чувственной, предметно-практической деятельности человека. Дошкольникам свойственно преимущественно созерцательное отношение к природе, любование ее красотой и интерес к новому, неизведанному. Они остро реагируют на негативное поведение окружающих по отношению к природе, животным и растениям, однако для них характерно противоречие между высказываниями и поступками. Их спонтанные действия зачастую бывают деструктивными или негативными по отношению к природе, животным или растениям. Такие действия характеризуются тем, что в их основании лежат импульсивные мотивы, а эколого-ориентированное сознание не сформировано и не выступает эмоционально-ценностным основанием поступков.

Природоориентированная деятельность - это взаимодействие с объектами природы, которое характеризуют умения, навыки, способности. Согласно исследованиям (В.С. Мухина, Н.Н. Поддьяков и др.), дошкольники способны освоить умения экологической деятельности, специфические особенности которой заключаются в изучении окружающего природного мира, созидательного и охранительного аспектов воздействия на него.

Дошкольное детство - начальный этап формирования эколого-ориентированного сознания. В этот период онтогенеза ребенок овладевает социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми в семье, а также через игровые и иные формы деятельностного взаимодействия со сверстниками и значимыми взрослыми (В.С. Мухина). В этом возрасте устанавливаются связи ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, природы, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент личностной позиции.

Формирование эмоционально-ценностных основ эколого-ориентированного сознания происходит именно в дошкольном возрасте, что связано с возрастными особенностями детей 5-7лет - развитием их мышления, морального сознания, воображения, формированием системы эмоционально-ценностных отношений к миру, другим людям, самому себе, а также доминантной (как спонтанной, так и произвольной) направленностью их познавательной активности на природную и предметную реалии мира, выражающейся в когнитивной, эмотивной и поведенческой составляющих деятельности.

Обозначим основные принципы построения системы экологического образования дошкольников. Особенность старшего дошкольного возраста - слабая произвольность по-

знавательной и иных форм деятельности при высоком уровне познавательной, игровой, творческой активности. В связи с этим в качестве образовательных условий для дошкольников важно создавать вариативную развивающую среду, стимулирующую познавательную активность, направленную на освоение определенного содержания, в нашем случае -эколого-ориентированного. Здесь следует задействовать потенциалы всех сред: природной, предметной, знаковой, социальной (В.С. Мухина, С.Л. Новоселова и др.). Основную форму педагогического воздействия в процессе экологического образования дошкольников во многом определяет то, что ведущей деятельностью детей этого возраста является игра (Д.Б. Эльконин). Необходимость включения в разные типы взаимодействия всех участников образовательного процесса объясняется важностью для формирования познавательной мотивации дошкольников общения с родителями, педагогом, сверстниками. Целесообразность максимального использования деятельностых форм построения образования (исследовательского, проектного, игрового, творческого видов деятельности) определяется тем, что познавательная мотивация старших дошкольников более ярко проявляется в деятельности, требующей действенного способа познания, по сравнению с образным (Е.Л. Виноградова). Совместная познавательная деятельность дошкольника как со взрослым, так и со сверстником способствует становлению познавательной мотивации и наполняет познавательную деятельность ребенка новым личностным смыслом (Е.Л. Виноградова, В.С. Мухина).

Опираясь на теоретические положения, мы определили структуру эколого-ориентированного сознания, включающую

аналитически различимые, но взаимосвязанные компоненты: когнитивный (знания), эмотивный (отношения) и опера-ционно-действенный (поведение), - уровневые показатели которых представлены в таблице.

Критерии и уровневые показатели сформированности эколого-ориентированного сознания дошкольника

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Когнитивный (знания)

Показатели: экологические знания, представления об окружающем мире, природе (животных, растениях, неживой природе, временах года и т. д.), экологическое мышление (умение сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, явления)

Свободное владение знаниями,предметными понятиями в закономерных связях; умение давать завершенный и полный ответ на вопросы; обобщения и суждения делаются на эмпирической основе; характерно многоаспектное понимание объектов, явлений Знания и представления конкретны, соответствуют требуемому объему, но не всегда точны; преобладают обобщенные и естественно-научные знания; развито умение устанавливать причинно-следственные связи, умение быстро формулировать ответ (но ответ может быть неточным); расширяется количество объектов, явлений, рассматриваемых в одном аспекте Знания и представления узкие; возможны частые заблуждения, непонимание вопросов; неумение оперировать знаниями; отсутствие обобщенного взгляда на вещи, неумение классифицировать объекты, явления

Эмотивный (отношение)

Показатели: эмоциональное отношение к природе, ее объектам, познавательный интерес, любознательность, инициативность во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, природными объектами, желание участвовать в посильной природоориентированной деятельности

Преобладают постоянный интерес к познанию природы, увлеченность природоориентированной деятельностью, инициативность Характерна потребность получать, искать, перерабатывать информацию; инициативность; интерес к овладению знаниями о природе и умениями природоориентированной деятельности; этическая оценка явлений, событий Низкая эмоциональная отзывчивость на явления природы; отсутствие познавательного интереса, инициативности; эгоцентристская позиция при оценке событий, явлений, объектов; частая смена эмоциональных проявлений с преобладанием отрицательных эмоций

Операционально-действенный (поведение)

Показатели: характер деятельности, навыки заботы о природе, умение экологически безопасно вести себя в быту и на природе

Характер деятельности активный, творческий;участие в посильной самостоятельной исследовательской работе, в природоохранных мероприятиях; навыки экологически безопасного поведения в быту и природе имеют характер привычки Присутствует действия самостоятельного характера, но чаще необходима помощь взрослых; посильное участие в природоохранных мероприятиях по настроению; навыки экологически безопасного поведения в быту и природе сформированы, но используются ситуативно Характер деятельности пассивный, часто необходима помощь взрослых в выполнении практических заданий; отсутствие самостоятельности; неучастие (пассивное участие) в природоохранных мероприятиях; навыки экологически безопасного поведения в быту и природе не сформированы

Зотова Татьяна Владимировна

Учреждения дополнительного образования обладают высоким педагогическим потенциалом развития, в том числе формирования эколого-ориентированного сознания дошкольника. Они позволяют детям свободно выбирать и осваивать дополнительные образовательные программы, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, опираются на потенциалы развития и определяют индивидуальную траекторию развития, помогают удовлетворять интересы, развивать интеллект, познавательную и деятельностную активность (А.И. Щетинская, А.В. Леонто-вич и др.). По мнению ряда исследователей (Р.Г. Баранцев, В.Г. Буданов, О.В. Заславская), специфика работы учреждений данного типа заключается в следующем: гибкость и демократичность реализации учебно-воспитательного процесса, поиск, поддержка и развитие детской одаренности, создание условий для педагогического творчества, формирование здорового образа жизни, саморазвитие личности, создание нового поколения учебно-программного и методического обеспечения.

Как отмечает А.С. Обухов, система дополнительного образования детей - уникальный социальный институт, имеющий мощные традиции и опыт образовательной деятельности по воспитанию в детях активной жизненной позиции и обладающий следующей спецификой:

- вариативность направлений деятельности, которая дает учащемуся возможность выбора форм и содержания собственной работы;

- наличие различных по форме организации обучения программ и проектов, что позволяет учащимся иметь необходимую для них самих степень вовлеченности;

- направленность на позитивную включенность каждого ребенка в созидательную продуктивную деятельность (с опорой на его индивидуальные способности, склонности, интересы, запросы), в ходе которой происходит раскрытие его творческого потенциала и становление субъектной позиции.

В рамках системы дополнительного образования зародился исследовательский подход к обучению. Данный подход позволяет использовать познавательный потенциал ребенка, задать культурное нормирование исследовательской деятельности, развивать исследовательскую позицию по отношению к миру, другим, самому себе. Именно этот подход в наибольшей степени способствует развитию системы экологического образования, направленного на формирование эколого-ориентированного сознания. Экологическое образование традиционно ориентировано на учащихся школьного возраста, однако в последние годы стали развиваться формы построения такого образования для дошкольников.

Педагогический потенциал (понятие «потенциал» рассматривается нами в самом широком аспекте как приведение в действие внутренних сил педагогического процесса и определяется как резерв существующих возможностей системы (Э.Ф. Зеер, Л.Г. Попова, Н.В. Кузьмина) учреждения дополнительного образования детей в формировании эколого-ориентированного сознания дошкольника раскрывается в следующих аспектах образовательного процесса:

- личностно-деятельностных (60-70 % содержания программ направлено на практическую деятельность воспитанников в социоприродной среде; делается ставка на развитие личностного опыта, реализацию индивидуальных образовательных маршрутов);

- предметно-материальных (для занятий используются уголки природы, площадки для детского исследовательского мониторинга, экологические тропы; применяются микроскопы, бинокли, гербарные сетки, ловушки, сачки; оборудование для изучения состояния водной, воздушной сред, лаборатория для проведения анализов; палатки, спальники для проведения комплексных экологических полевых экспедиций);

- профессионально-деятельностных (рост профессионального уровня педагогов, обеспечиваемый системой их обучения, повышения квалификации на семинарах, тренингах, курсах, в результате взаимопосещений занятий);

- организационно-содержательных (содержание, формы, методы работы, программно-методическое и психологическое сопровождение).

Развитию эколого-ориентированного сознания дошкольников способствуют следующие педагогические условия: 1) создание эколого-ориентированной среды; 2) активизация поисково-исследовательской деятельности, способствующей обогащению эколого-ориентированного опыта дошкольника; 3) организация взаимодействия с родителями.

Первое организационно-педагогическое условие - создание эколого ориентированной образовательной среды, включающей предметно пространственные, информационные, событийные компоненты, межличностные отношения.

Предметно-пространственный компонент. В учреждении дополнительного образования детей - Областном Дворце творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко (г. Оренбург) -были созданы лаборатория природы для самостоятельных исследований, экологические тропинки, зимний сад, комната природы, живые уголки в холлах, зона коллекций (камней, семян растений, сухих листьев, ветвей, образцов песка и глины, почвы, речные и морские раковины), оформлялся интерьер коридоров помещений.

Комната природы служила местом отдыха, релаксации, так как там находились комнатные растения, аквариум, альпийская горка, фонтан. Здесь также проходили занятия: педагог знакомил детей с разнообразными видами растений и животных, рассказывал о месте их произрастания и проживания, особенностях приспособленности к среде, общности этих особенностей у растений и животных одной климатической зоны. В комнату природы поместили черепашек, морских свинок, крыс, попугаев, кроликов, ежей, и дошкольники с удовольствием включались в поиск условий, необходимых для комфортного проживания каждого животного. То есть дети получали возможность проявить деятельностное участие в организации пространства комнаты. Все это обеспечивало проявление заботы о различных живых существах, участия к ним, выраженных в когнитивном, эмотивном и поведенческом аспектах.

Информационный компонент. Для расширения информационного поля проводились учебные занятия по программе экологического воспитания. Помимо этого в комнате природы была организована зона библиотеки. Она представляет собой уголок с собранием разнообразных красочных книг, энциклопедий для детей, периодических изданий. Путешествовать по стране знаний детям помогали сказочные персонажи.

Событийный компонент. Особую роль сыграли мероприятия, ставшие яркими событиями в жизни дошкольников: прогулки в лес (зимний, осенний), экскурсии в тепличное хозяйство, на выставки цветов, кошек, страусиную ферму.

Эффективность эколого-ориентированной среды обеспечивалась также г отовностью педагогов дополнительного образования к процессу формирования эколого-ориентированного сознания дошкольника, которая заключается в овладении новыми формами и методами работы, использовании их в практической деятельности. Для повышения профессионального уровня педагогов в области экологического воспитания дошкольника было создано проблемное методическое объединение. Методы работы с учителями в рамках объединения: деловая игра, мини-сочинение, анкетирование, коллективное обсуждение проблем, просмотр открытых занятий с детьми, игровой практикум, презентация опыта. В результате педагоги ознакомились с новыми технологиями, формами экологического образования, начали активно применять их в практической деятельности.

Второе организационно-педагогическое условие - активизация природоориентированной деятельности, обеспечивающей не только становление сознательного, ответственного поведения в природе, отношения к природной среде, но и личностное развитие дошкольника. Это условие было реализовано посредством экологических игр, моделирования, проектной и поисково-исследовательской деятельности.

В играх экологического содержания («Экологическая почта», «Фито-бар», игры-походы «Помоги природе», «Мы и природа», игры с природным материалом (снегом, водой, песком) раскрывались творческие способности детей, формировалось их ценностное отношение к природе.

Игры способствовали решению различных учебных задач: формированию навыков умственной деятельности, усво-

Зотова Татьяна Владимировна

ению новых знаний, закреплению навыков правильного использования приобретенных знаний в различных ситуациях, развитию интеллектуальной активности. В дидактических играх использовались натуральные природные предметы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена), картинки с изображениями растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки.

Словесные дидактические игры, например, «Узнай предмет по описанию», «Угадай, что это?» или «Кто это?», активизировали мышление детей, помогали развивать их речь. Формированию умения классифицировать объекты на основе уже имеющихся конкретных представлений способствовало использование дидактических игр, в которых нужно объединить предметы по общему признаку: назвать, что растет в лесу или саду; подобрать картинки, которые отражают какое-либо время года; собрать картинки с изображениями птиц, зверей, рыб, деревьев.

Моделирование как метод способствует становлению у дошкольников навыков анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков предмета, самостоятельного кодирования и декодирования информации о предмете, окружающей действительности с помощью мнемотаблиц, составления небольших рассказов-загадок по пройденной теме (планеты, животные, растения, человек), обоснования правильности или ошибочности своих высказываний, отбора в энциклопедии нужной информации для мини-докладов.

В ходе проектной деятельности решались задачи формирования способностей переноса знаний и навыков в новую ситуацию, видения неизвестного в известном, новой функции объекта, структуры объекта, развития альтернативности мышления, умения комбинировать уже известные способы деятельности с целью получения нового, неизвестного. Например, при реализации проектов «Дом моей мечты», «Мусор» воспитанники учились применять ненужный, казалось бы, материал при оформлении помещений, изготовлении поделок. Работа над проектом проходила в несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного

процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной предметной

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности с педагогами, родителями и детьми;

7) работа над частями проекта, его коррекция;

8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

среды;

Поисково-исследовательская деятельность детей включала: наблюдения за «домом для червей» - аквариумом с почвой. Через стеклянные стенки дети наблюдали за передвижениями дождевых червей, за тем, как они перерабатывают остатки растений, проделывают ходы в земле. Почву ребята поддерживали во влажном состоянии, а дождевых червей через некоторое время выпускали «на волю». Они также с увлечением следили за стеклянной емкостью с клубнями растений - за развитием корней лука, за тем, как быстро растут у него корни, фиксировали свои наблюдения на экспериментальных бланках.

Третье организационно-педагогическое условие - организация такого взаимодействия с субъектами образовательного процесса (родителями, педагогами, психологами), которое обеспечивало бы ско-ординированность, системность и преемственность экологического воспитания дошкольников. Его реализация предполагала следующие направления работы с родителями:

- предоставление педагогами дополнительного образования экологической информации. Педагоги рекомендовали родителям интересоваться у детей тем, как живут животные в комнате природы, чем их кормят. Были организованы выставки методических рекомендаций по содержанию домашних животных, книг о природе. Родители изучали способы семейного экологического воспитания, формирования у дошкольников бережного отношения к природе, окружающему миру;

- ознакомление родителей с работой учреждения дополнительного образования по формированию эколого-ориентированного сознания посредством проведения Дней открытых дверей, открытых занятий, тематических экспозиций, организации просмотров видеофильмов;

- организация совместных мероприятий. Примером такой коллективной работы было создание проектов на темы «День земли», «Энциклопедия осени», «Гиганты прошлого». Фрагменты проектных заданий выполнялись дома, были собраны в энциклопедии и использовались в качестве учебных пособий при организации тематических фотовыставок.

Активно использовалась такая форма работы, как участие родителей в проведении тематических занятий. Родители включались в творческую деятельность: театральные постановки, создание выставок, изготовление поделок из природного материала. Кроме того, без участия семьи трудно было бы, например, организовать поездки в краеведческий музей, на природу, экскурсии, фиксировать детские впечатления в форме детских рассказов.

- ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, информация в «Уголках для родителей», родительские собрания).

Работа с родителями способствовала повышению их интереса к образовательному процессу учреждения дополнительного образования детей, к организации системы экологического воспитания в семье.

Была изучена результативность опытно-поисковой работы, имеющей целью экспериментальную апробацию организационно-педагогических условий формирования эколого-ориентированного сознания дошкольника.

Исследование включало констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты. В нем приняли участие вос-

питанники учреждения дополнительного образования (всего сто семнадцать детей 5-7 лет), их родители, педагоги дополнительного образования (семьдесят один человек).

Комплексная диагностика сформированности эколого-ориентированного сознания дошкольника, включающая диагностику его когнитивной, эмотивной, поведенческой сфер, проводилась:

- на констатирующем этапе - для выявления исходного уровня сформированности эколого-ориентированного сознания дошкольника;

- на формирующем этапе - для определения динамики формирования эколого-ориентированного сознания дошкольника;

- на контрольном этапе - для определения уровней сфор-мированности эколого-ориентированного сознания дошкольника в конце формирующего эксперимента. Результативность опытно-поисковой работы определялась посредством сравнительного анализа данных, полученных на констатирующем этапе, с данными контрольного этапа. Этот анализ позволяет сделать выводы о положительной динамике формирования эколого-ориентированного сознания дошкольника.

Методами математической статистики мы установили, что распределение дошкольников экспериментальной и контрольной групп по уровневым группам на контрольном этапе (окончание опытно-поисковой работы) не случайно, а является следствием специально организованной работы с учетом выделенных нами организационно-педагогических условий.

Основные выводы исследования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена возрастающими требованиями общества к уровню сфор-мированности личности в условиях обострения глобального экологического кризиса, вызывающего потребность теоретического обоснования системы работы по формированию эколого-ориентированного сознания дошкольника, научно-методического обеспечения исследуемого процесса.

2. На основе теоретического анализа уточнены содержание и структура понятия «эколого-ориентированное сознание дошкольника» как понятия об интегративном образовании личности, включающем экологические знания и эмоционально-ценностное отношение к природе, на основе которых вырабатывается стратегия природоориен-тированной деятельности. Его структура представлена когнитивным, эмотивным, поведенческим компонентами.

3. Выявлен педагогический потенциал учреждения дополнительного образования детей в формировании эколого-ориентированного сознания дошкольника, раскрывающийся в личностно-деятельностных, предметно-материальных, профессионально-деятельностных, органи-зационно-содер-жательных аспектах образовательного процесса.

4. Результаты опытно-поисковой работы позволяют отметить, что эффективность формирования эколого-ориентированного сознания дошкольника обеспечивают организационно-педагогические условия: создание эколого-ориентированной образовательной среды; активизация природоориентированной деятельности; организация взаимодействия с субъектами образовательного процесса (родителями, педагогами, психологами). Анализ результатов опытно-поисковой работы показал

положительные изменения в экспериментальной группе. Это позволяет нам считать, что работа проведена успешно, задачи научного поиска в основном решены, цель исследования достигнута.

Перспективными направлениями дальнейших научных поисков могут стать выявление особенностей формирования эколого-ориентированного сознания на разных возрастных этапах развития личности, разработка технологии формирования такого сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.