Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
750
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СТАТУС ПЕДАГОГА / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кукубаева Асия Хайрушевна, Кульжанова Сания Ауесхановна

В данной статье рассмотрены проблемы формирования профессиональной компетентности педагогов и развития педагогического мастерства как показателя высшего квалификационного уровня педагога. Представлены различные подходы к данному понятию в зарубежной, российской и отечественной науке. Выделена проблема формирования педагогического мастерства как основной показатель профессиональной компетентности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кукубаева Асия Хайрушевна, Кульжанова Сания Ауесхановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ»

УДК 371.21

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО

УЧИТЕЛЯ

Кукубаева А.Х., Кульжанова С.А.

Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы формирования профессиональной компетентности педагогов и развития педагогического мастерства как показателя высшего квалификационного уровня педагога. Представлены различные подходы к данному понятию в зарубежной, российской и отечественной науке. Выделена проблема формирования педагогического мастерства как основной показатель профессиональной компетентности педагога.

Ключевые слова: образование, статус педагога, структура личности, инновационные технологии.

В современных условиях образовательных реформ кардинально меняется статус педагогов и их воспитательные функции, в результате чего повышаются требования к их профессиональной компетентности и навыкам. Тенденции развития образования и интеграционные процессы, происходящие в современном обществе и в образовании, выдвигают на первый план потребность во всесторонне развитых, социально активных педагогических кадрах с фундаментальной научной подготовкой, богатой внутренней культурой и высоким уровнем педагогического мастерства. Это находит свое отражение в повышении качества образовательных услуг, прозрачности функционирования знаний и методов мониторинга их развития на уровне образовательного процесса и др.

Ориентация модернизации системы образования в стране на значительное совершенствование профессионального образования и подготовки будущих специалистов, повышение качества подготовки педагогических кадров считается одним из важнейших национальных приоритетов. В этом контексте новая парадигма образования выдвигается на первый план личностно-ориентированный подход к подготовке будущего учителя, суть которого заключается в ориентации на личность учителя, формирование его профессиональной компетентности путем реализации собственной системы ценностей в профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность педагогов влияет на развитие современного общества, поскольку она способна гарантировать оптимальное решение конфликтов поколений, а также способствовать адаптации молодежи к новым социальным условиям.

В последнее время профессиональная компетентность педагогов находится в центре внимания многих зарубежных исследователей: Bauer K.-O., Kopka A., Brindt S., Katane I, Koballa T., Jr., L. Bradbury, C.M. Deaton, Wong K. H.

Так, К.-O. Бауэр, А. Копка, С. Бриндт считают определяющим «комплекс знаний, действий и этики» [1, с. 29]. В процессе профессиональной деятельности происходит становление учителя через образование, опыт и рефлексию своей профессиональной компетентности.

К. Гупта к содержанию педагогической компетентности относит «знания, навыки, взгляды, ценности, мотивы и убеждения, необходимые для того, чтобы быть успешным в своей профессии» [2, с. 67].

С появлением на общественной арене казахских просветителей наступает новый этап развития психологической мысли в Казахстане. Сформировалось новое направление, представители которого предприняли попытку осмыслить социальную ситуацию в стране, особенности духовной культуры народа.

Одна из важных идей общественной мысли того времени была идея просвещения народа. Приоритет знаний, образования позволил перестроить прежние социально-экономические, нравственные ценности, воздействовать на национальную психологию людей.

Классики народной педагогики в свое время говорили о важности проблем формирования педагогического мастерства в обучении будущих учителей. Казахские просветители Ч. Валиханов, А.Байтурсунов, М.Жумабаев, Ш.Кудайбердиев, М.Дулатов, Ж.Аймаутов, С.Кубеев, С.Аманжолов и многие другие). Внесли особый свой вклад внесли в развитие отечественной науки. Их высказывания стали актуальной проблемой и сегодняшнего дня [3].

Российские ученые в своих работах рассматривали различные аспекты понятия компетентности (В. Байденко, А. Булавенко, С. Гончаренко, А. И. Зимняя, Хуторский); особенности компетентностного подхода к подготовке будущих специалистов (В. Анищенко, А. Михайличенко, Е. Зейер); формирование профессиональной компетентности специалистов, в том числе будущих педагогов (Л. Дыбкова, Л. Васильченко, И. Гришина, Т. Григорчук, А. Карпова, А. Маркова, С. Сысоева, , А. Чумакова, М. Ярмыстый).

В педагогической науке профессиональная компетентность рассматривается как целостное свойство, проявляющееся в профессионализме и обеспечивающее единство теоретической и практической готовности педагога к профессиональной деятельности. Теоретические знания и практические навыки, опыт, профессиональные и личностные качества объединяются в профессиональную компетентность. К его компонентам относятся критическое мышление, потребность в самосовершенствовании, склонность к творчеству, любовь к профессии.

В. Сластенин рассматривает профессиональную компетентность учителя как «единство теоретической и практической готовности к осуществлению образовательной деятельности и характеризует профессионализм учителя» [4], в то время как базовую структуру компетентности учителя составляют многочисленные педагогические умения, характеризующие ее.

Н.В. Кузьмина предлагает рассматривать профессиональную компетентность учителя как его осознанность, личностное свойство, позволяющее учителю эффективно решать учебно-воспитательные задачи, направленные на формирование личности другого человека [5].

Другие исследователи трактуют профессиональную компетентность учителя как специальные, социальные, личностные и индивидуальные виды профессиональной компетентности (А. Маркова).

Понятие «педагогическая компетентность» характеризуется наличием знаний для достижения успеха, пониманием его последствий для практики, совокупностью оперативных умений, владением алгоритмами решения профессиональных задач, умением творчески действовать.

Иногда педагогическая компетентность отождествляется с профессионализмом учителя, отражающего физиологические, психические и личностные изменения, происходящие в учебной деятельности. Данное понятие синтезирует когнитивный, наглядно-практический и личностный опыт, то есть представляет собой сложную сущность, содержащую совокупность знаний, умений, характеристик и личностных качеств и обеспечивающую вариативность, оптимальность и эффективность построения образовательного процесса (А.В. Хуторской). Педагогическую компетентность следует рассматривать не только как результат обучения, но и как результат саморазвития личности, синтеза ее личного опыта.

Анализ вышеприведенных высказываний доказывает, что педагогическая компетентность -это система научных знаний, интеллектуальных и практических умений, личностных качеств и сущностей, которая при достаточной мотивации и высоком уровне профессионализма психических процессов обеспечивает самореализацию, самосохранение и самоидентификацию в профессии учителя.

Таким образом, профессиональная компетентность учителя - это, прежде всего, многоуровневая структура личности. Педагогическое мастерство свидетельствует о своеобразии и уникальности личного вклада педагога в развитие образования. Если компетентность является нормативной характеристикой специалиста, то понятие педагогического мастерства определяется уровнем целостности и личностной самореализации в педагогической профессии. Благодаря

педагогическому мастерству учителя осознают механизмы успешности своей работы, а также себя как специфический «инструмент» работы с людьми.

Одним из основных показателей профессиональной компетентности педагога по праву считается проблема формирования педагогического мастерства, основные аспекты которой представлены в научных трудах Н.В. Кузьминой, В. А. Сластенина, Л. С. Подымовой, О.В. Соколовой, О.И. Панфиловой и др. педагогов [4-6].

Сегодня существует множество подходов к понятию «профессионализм». В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. К. Шиянов считают научно-теоретическую и практическую подготовку основой профессионализма. В. Бондаревский под профессионализмом понимает овладение в полном объеме достижениями своей науки, смежными областями знаний, искусством их применения в своей практике [Там же].

В педагогическом словаре под профессионализмом деятельности понимается «качественная характеристика субъекта деятельности, отражающая высокую профессиональную компетентность и компетентность, разнообразные эффективные профессиональные навыки, знание современных алгоритмов и методов решения профессиональных задач, что позволяет работать с высокой производительностью» [7, с. 276].

При анализе профессионализма выделяют состояние мотивационной сферы профессиональной деятельности человека: что мотивирует человека, в чем заключается смысл его жизни и профессиональной деятельности, каких целей он стремится достичь лично, насколько он удовлетворен своей работой и т.д., а также состояние операционных областей: как, какими методами он достигает поставленной цели, какие технологии использует, какие ресурсы-знания, мыслительные операции, умения применяет (И. В. Кузьмин, В. И. Гинецинский (1982), А. К. Маркова (1996), В. Ю. Синенко (1999) и др.

Все рассмотренные выше подходы выражают личностно-деятельностную сущность профессионализма, где для успешной профессиональной деятельности необходима совокупность знаний, умений и навыков. Наличие обоих компонентов в структуре профессионализма обеспечивает ему определенную целостность.

Сложность и многообразие задач формирования личности, соответствующей современному обществу, делают проблемы педагогического мастерства, особенно актуальными для современной теории и практики воспитания.

На наш взгляд, инновационные технологии помогают гуманизировать обучение. Само использование инновационных методов и приемов обучения создает условия для постоянного поиска, самообразования учителя. Оно включает в себя следующие педагогические условия: необходимость инновационного поиска; способы и методы инновационного подхода; использование инновационных методов и форм организации образования; закрепление передового опыта инновационных методов и приемов. Основываясь на инновационной деятельности, не исключаем важность других компонентов педагогического мастерства.

Высокий уровень педагогического мастерства определяет успешность профессиональной деятельности, позволяет педагогам реализовать свой личностный потенциал в творчестве, а также получать удовлетворение от профессиональной деятельности.

Непрерывный рост профессионального мастерства педагогов в условиях современных образовательных реформ должен быть направлен, с одной стороны, на повышение профессиональной компетентности педагогов, системное совершенствование выполнения ими своей профессиональной деятельности в целях повышения эффективности и качества образовательного процесса за счет внедрения новых образовательных технологий, развития мотивации к сознательной деятельности, профессионального и личностного роста.

С другой стороны, развитие и усовершенствование профессиональной деятельности способствует развитию педагогического мастерства как показателя высшей квалификации педагогов.

Библиографический список

1. Bauer K.-O, Bauer K.-O., Kopka A., Brindt S. (2006). Pedagogische Professional und Lehrerarbeit. Weinheim und Mbnchen.

2. Gupta Kavita (1999). A practical guide for need assessment. San Francisco: John Wiley & Sons. Inc.

3. Жарикбаев К.Б., Олжаева А.К., Ахметова М.К. Казахская этнопсихология. - Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2014. - 304 с.

4. Педагогика: учебник и практикум для вузов /под ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 246 с.

5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения - М.: Высш. шк., 2012. - 255 с.

6. Панфилова О.И. Понятие «профессиональная компетентность» и различные подходы к изучению феномена данного понятия //Инновационные педагогические технологии: матер. 5 Межд. научн. конф. (г. Казань, октябрь 2016). - Казань: Бук, 2016. - С. 3-6.

7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. (междисциплинарный). М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 448 с.

Кукубаева Асия Хайрушевна, доктор психологических наук, профессор кафедры «Социально-педагогических дисциплин», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)

Кульжанова Сания Ауесхановна, магистрант 2 курса специальности «Педагогика и психология», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.