ISSN 2687-0770 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2023. № 1
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ PHILOSOPHICAL SCIENCE
Научная статья УДК 128
doi: 10.18522/2687-0770-2023-1-4-11
СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ)
Рустам Акимович Акимов113, Джамиля Платоновна Бабаева2
1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Республика Дагестан, Россия
2 Дагестанский медицинский университет, Махачкала, Республика Дагестан, Россия
Аннотация. Исследуется смысл человеческой жизни. Определяется фундаментальный статус данной проблемы в спектре философского знания. В понятии «смысл жизни человека» выделяются два интегрированных в нем смысловых основания - прагматическое (регулятивное), задающее практические установки на программирование жизни, и теоретическое (философское), обосновывающее цель и выбор жизненного пути, в соответствии с принятой мировоззренческой системой и идеологией. Анализируется вопрос выбора идеологии в современном обществе, принятие которой позволяет сформировать или приобщиться к смыслу жизни. Рассматривается выбор смысла жизни человека с позиции религиозного и светского мировоззрения. Отмечается, что в идеологических дискуссиях явно прослеживается различие в мышлении, способах аргументации и доказательств людей со светским и религиозным мировоззрением. С позиции философского анализа смысл жизни человека есть реализация априорной установки разума в познании своего бытия и себя в нем. Светский человек не «получает» предписанный смысл своей жизни, он формирует его, наблюдая, знакомясь с идеями смысла других людей, корректирует и формирует личностный смысл жизни.
Ключевые слова: смысл, жизнь, человек, идеология, религия, мировоззрение, философия, познание Для цитирования: Акимов Р. А., Бабаева Д. П. Смысл жизни человека (теоретический анализ понятия) // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2023. № 1. С. 4-11.
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0). Original article
THE MEANING OF HUMAN LIFE (THEORETICAL ANALYSIS OF THE CONCEPT)
Rustam A. Akimov13, Jamila P. Babaeva2
1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russia
2 Dagestan State Medical University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russia
Abstract. The problem of the meaning of human life is investigated. The fundamental status of this problem in the spectrum of philosophical knowledge is determined. In the concept of "the meaning of human life" there are two semantic bases integrated in it - pragmatic (regulatory), setting practical guidelines for pro-
© Акимов Р. А., Бабаева Д. П., 2023
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1
gramming life and theoretical (philosophical), justifying the goal and choice of life path, in accordance to the accepted worldview system and ideology. The analysis of the choice of the meaning of human life from the standpoint of religious and secular worldview is given. It is shown that in ideological discussions there is clearly a difference in thinking, ways of argumentation and proof of people with secular and religious world outlook. From the standpoint of philosophical analysis, the meaning of human life is the realization of the a priori mindset in the knowledge of one's being and oneself in it. It is concluded that a secular person does not receive the prescribed meaning of his life, he forms it by observing, getting acquainted with the ideas of the meaning of other people, corrects and forms the personal meaning of life.
Keywords: meaning, life, man, ideology, religion, world outlook, philosophy, cognition
For citation: Akimov R. A., Babaeva J. P. The Meaning of Human Life (Theoretical Analysis of the Concept). Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2023;(1):4-11. (In Russ.).
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Определяя актуальность избранной темы исследования, отметим ее фундаментальный статус в спектре проблем философии. Культура, идеалы, ценности, выработанные человеческим обществом, претерпевают непрерывные изменения, которые обусловлены сменой лидерства цивилизаций в мире, гетерогенных эпох, что ведет к становлению новых парадигм ментально-сти, систем личностных и общественных ценностей, мировоззренческих ориентиров.
Актуальность исследования проблемы смысла человеческой жизни диктуется социальными преобразованиями, произошедшими в современную эпоху: распад влиятельного и мощного моноидеологического государства и образование на его основе нового государственного объединения (Россия), радикально изменившего конституционные экономические, политические и идеологические установки [1].
Вопрос о смысле жизни присутствует во всех развитых мировоззренческих системах, и ответ на него сопрягается с отношением личности к мировоззренческим установкам, моральным и иным ценностям, пропагандируемым в обществе. Человек может видеть смысл своей жизни в соблюдении принятых им идеологии, мировоззрения и ценностей. Или же смысл своего существования он видит в критике общественной идеологии и мировоззрения, имеющей место в социальной организации, или критике и оппозиции в отношении пропагандируемых идей смысла жизни человека. В разные исторические эпохи смысл жизни человека определялся исходя из соответствующего социокультурного устройства жизни общества, духовных и моральных устоев, развитости теоретических, научно-философских знаний о мире и человеке. Современные исследования вопроса о смысле человеческой жизни сосредоточивают свое внимание на сущности человеческого существования, «программе» жизни, которая придала бы ей смысл и принципиальной возможности существования смысла жизни [2-7].
Универсального, общепринятого решения вопроса о смысле жизни нет. Думается, наиболее перспективен путь поиска ответа о смысле жизни не в чем-то «ином», а во внесении смысла в человеческую жизнь самим человеком, принятие или создание духовных идеалов, формирование цели жизни, достижение которых сделает жизнь наделенной смыслом; смыслом не навязанным, смыслом не зомбирующим человека, а осознающим свою сопричастность к идее смысла.
В понятии «смысл жизни человека» можно выделить два интегрированных в нем смысловых основания - прагматическое (регулятивное), задающее практические установки на программирование жизни, и теоретическое (философское), обосновывающее цель и выбор жизненного пути, в соответствии с принятой мировоззренческой системой и идеологией.
О человеке можно говорить с позиции социальных моделей, задающих образцы социальной реальности, парадигмы культуры, требования социализации и формирования личности. В числе известных социальных моделей отметим: модель «экономического детерминизма» (П. Лафарг, Ф. Меринг, В. М. Шулятиков, Р. Джонс); метатеоретическая модель (идеократизм), усматривающая сущность общества в духовных феноменах (религиозно ориентированных - В. Соловьев, Н. Бердяев, К. Ясперс; не религиозно ориентированных - П. Сорокин, О. Шпенглер), и модели
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1
дополнительности объективной и субъективной сторон общества как системы (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, А. Богданов, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и др.) [8].
Принимая ту или иную модель общества в качестве базовой теоретической установки, можно предположить возможные выводы о смысле жизни человека. В такой ситуации возникает проблема выбора теоретической модели, идеологии, системы ценностей. Для духовно сложившихся личностей данная проблема решается в соответствии с уровнем образования, аналитических способностей, психологического склада. Отметим, что общество «устало» от идеологического диктата, навязывания парадигм личностных и социальных ценностей. В результате всякая идеология стала восприниматься с позиции скептицизма и нигилизма. Исключение составляет одна идеология - религия, хотя и к ней в интеллектуальной среде отношение неоднозначное.
В литературе высказывается точка зрения, что религия и идеология в понятийном смысле не тождественны, однако в контексте нашего вопроса будем считать понятие «идеология» более широким, включающим в себя выработанные человечеством различные системы социально значимых идей, в том числе сопряженных с религией. Значительная часть российского общества обратилась к религии, ставшей смыслом и ориентиром их жизни. Причем, приобщаясь к той или иной религии, люди показывают не пассивное ее принятие, а берут на себя роль ее апологета. В идеологических дискуссиях явно прослеживается различие в мышлении, способах аргументации и доказательств людей со светским и религиозным мировоззрением. Люди со светскими духовными ценностями и знаниями постепенно утрачивают свой авторитет в обществе как носителя эталона духовности, так как светские ценности и идеология были дискредитированы в процессе модернизации общества.
Агностик - человек, признающий существование Творца мира, но не принявший ту или иную веру, в новых общественных отношениях и духовных ценностных приоритетах оказывается в духовной изоляции, подвергается критике и ему трудно социализироваться в обществе, несмотря на светский характер устройства государства. Плюрализм идеологий — это достижение современного цивилизованного общества. Оно дает возможность человеку сделать выбор в определении смысла своего существования. Нежелание продолжать жить, суицид, объясняется не только психическим состоянием, но и отсутствием смысла и логических доводов к продолжению своего существования. Многие религии осуждают самоубийство, причисляя его к одному из тяжких грехов. Ислам категорически запрещает самоубийство: «Не убивайте себя, воистину, Аллах милостив к вам» [9]. Проблема суицида обостряется в эпоху социальных перемен, смены духовных ценностей и перспектив существования общества.
С позиции христианского мировоззрения существование человечества объясняется необходимостью восстановления утраченной связи с Богом, так как после грехопадения прародителей людей такая связь была утеряна. Она может быть восстановлена после второго пришествия посланника Бога и полного обновления человека и мира (событие, ожидаемое во всех христианских конфессиях и в исламе). Как правило, религии обещают своим последователям спасение, которое является общим для множества различных культур. Идея спасения наводит на мысль, что человечество, начав свой жизненный путь, не имело знания того, как и по каким правилам следует его осуществлять. Бог ниспослал свод основных предписаний жизненного пути человечества. Спасение характеризуется как одно из центральных понятий религиозной антропологии, тесно связанной с понятием греха. В христианстве человек изначально не грешен, но в его сущности заложена интенция к совершению греха. Главный - это первородный грех, совершенный прародителями, но носителем которого стал весь человеческий род. Поскольку греховность людей носит экзистенциальный характер, должен быть путь их «спасения».
В исламской антропологии грех не является экзистенциальной потенцией людей и имеет не онтологическую, а нравственную основу. Поскольку человек в исламе - наместник Аллаха на земле, то смысл его существования - обустроить свое бытие в мире в соответствии с Божественной волей и своими нуждами [10].
В Коране сказано, что Аллах «сотворил и вас и тех, которые были прежде вас» [11]. Таким образом, в исламе Творение людей есть перманентный процесс. Следовательно, человечество и смысл его существования находятся под непрестанным вниманием Творца.
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1
Буддизм представляет собой одну из древнейших идеологий, её причисляют к религии по причине огромного количества последователей этого учения. Религия ли буддизм или философия - вопрос спорный. Доминирует мнение, что он представляет собой не культ поклонения какому-либо Божеству или богам, а философское учение, мировоззренческую идеологию, основанную на личностном мировосприятии, и имеет автора - человека, именем которого это учение и названо. На Востоке, где в основном распространен буддизм, нет четкого разграничения между понятиями «религия» и «философия», а это снимает вопрос об идентификации буддизма как религии или философии. Буддизм определяет, что смысл нашей жизни - это сама жизнь. Если другие философские учения и религии, которые пропагандируют цель человеческого существования в достижении бессмертия, то в буддизме возврат к жизни в новом качестве рассматривается как наказание, а самого понятия «бессмертной души» как бы и не существует. Мир религиозных ценностей не создается в процессе творческой деятельности человека, а открывается ему в божественных откровениях, изложенных в священных книгах. Через принятые религиозные истины сознание человека раскрывает замысел создателя в отношении людей, их истории и ее завершения.
Религиозная идеология критично относится ко всему тому, что несовместимо и противоречит религиозным догматам. Речь идет о свободомыслии. Этот термин стал употребляться в просветительской и философской лексике после выхода в свет книги английского философа-деиста А. Коллинза «Рассуждение о свободомыслии» [12]. Э. Фромм, изучая психику современного человека, взаимодействия между психологическими и социологическими факторами, заострил свое внимание на одном аспекте: как современный человек понимает слово «свобода». Он отмечает, что суть свободы можно уяснить лишь на основе анализа психики современного человека в целом. Свобода, согласно Э. Фромму, принесла человеку независимость и наделила смыслом его существование, при этом изолировала его, внесла чувство бессилия и тревоги [13].
Подавление свободомыслия может рассматриваться и как подавление волевых решений человека. Но, по библейскому канону («Бытие» - первой книги Библии), Бог создал все сущее, в том числе и человека свободным. Таким образом, можно сказать, что смысл человеческого существования заключается в реализации дарованной человеку Богом свободы.
Ответ на вопрос, каков смысл человеческого существования, мы не найдем в религиозных текстах. Видимо, он скрыт от людей в промыслах создателя, а, как известно, «пути господни неисповедимы» [14]. Хотя Бог создает человека по своему образу и подобию, тем не менее смысл жизни этого «подобия» не раскрывается [15]. Можно предположить, что слово «подобие» следует интерпретировать не только как «внешнее» подобие, но «подобие» в способности к творчеству, правда, несоизмеримым по сравнению с божественным. И это подтверждается колоссальным прогрессом человечества во всех сферах жизнедеятельности. Таким образом, религиозный смысл жизни человека можно свести к реализации заложенных богом в человеке свободе воли и творчества.
Перейдем к вопросу о смысле человеческого бытия с позиции философского знания. Здесь нужно сделать акцент на то, что жизнь человека должна рассматриваться не только как естественное «развертывание» во времени биосоциальных форм и событий. Она становится проблемой осознания своего Я в мире природы, рефлексии по поводу своей значимости и ценности как духовно-нравственного существа. Одной из особенностей философского познания является интенция к познанию себя, точнее, себя в себе. Вопрос о смысле существования человека скрыт в глубине подсознания и начинает проявляться на сознательном уровне уже в подростковом возрасте. В чем же философское содержание вопроса о смысле человеческой жизни: в познании самого себя, познании смысла своего прихода в этот мир, в познании смысла жизни, если неизбежна естественная смерть, почему смерть одних людей становится результатом реализации идей других и т.п.?
Поиск ответов на эти и другие вопросы привел к формированию различных областей знания, одно из которых сделало своим предметом изучение человека. В философии - это антропология. Человек - существо, имеющее два начала - материальное (биофизическое) и духовное. Жизнь представляет собой реализацию единства этих двух сущностей в одной субстанции.
ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1
Единство и противоречие между ними, развертывание, становление их во времени и есть человеческая жизнь. Человек ищет смысл во всем: в устройстве природы, высказываниях людей, поступках и отношениях между людьми в назначении своего существования. Поэтому смысл жизни есть реализация априорной установки разума в познании своего бытия и себя в нем.
Античные философы четко ставили задачу исследования индивидуальной жизни личности, их рассуждения не выстраиваются в стройную и непротиворечивую концепцию, однако имеют несомненную фундаментальную ценность для последующего осмысления жизненного пути человека [16,17].
Толчком к смене гносеологических парадигм послужила философия эмпиризма и рационализма Нового времени, которая явилась ответом на вызов интенсивного развития научного знания. Был брошен вызов традиции во имя разума. Новые философские учения противопоставляли религиозным откровениям строгие логические рассуждения, сопровождавшиеся доказательностью, обоснованностью и эмпирическим подтверждением получаемых знаний. Важным фактором, повлиявшим на ориентиры поиска смысла жизни, послужил процесс секуляризации. Считается, что он восходит к возникновению и развитию так называемых общечеловеческих ценностей жизни - ценностей гуманизма. Идейной основой секуляризации является пересмотр центральных понятий мировоззрения: Бог, Природа, Человек. Формируются и пропагандируются новые концепции мироустройства - деизм и дуализм, что позволило мыслителям эпохи Ренессанса обосновать автономный статус природы и человека [18].
Формируется также идея о том, что смысл бытия - одно из априорных свойств сознания, регулирующих жизненную позицию человека, определяющую вектор жизненного пути, поступков, смысловую оценку личностного и общественного бытия. Вхождение в жизнь, социализация, самоидентификация, самопознание - основные ступени, составляющие жизненный путь человека. Социализируясь, он открывает мир ценностей, регулирующих жизнедеятельность общества, осмысливает, соотносит социальные ценности со своим мировосприятием, миропониманием. Одни ценности принимает, другие - отвергает, третьи - оставляет без внимания. Человек не «получает» предписанный смысл своего существования, он формирует его, наблюдая, знакомясь с идеями смысла других людей, не только великих, не только прославленных, но и мудрых - не ставящих целью и смыслом жизни достижение величия, славы, богатства.
Интеллект современного человека все больше захватывают идеи личной свободы, личного пространства, личностного права и другие схожие установки. Приоритетной в жизнедеятельности личности становится самоидентификация, самооценка, утверждение своего социального статуса, развитие эгоистического основания и, как крайность, беспринципность в достижении своих интересов. «Ген» жажды власти - одно из опаснейших интенций человеческой сущности. Его можно определить и как биологически врождённое, и как априорное человеческому сознанию [19]. Биологически заложенное стремление к власти признается в научных исследованиях и рассматривается как естественное, природное явление. Альтернативой тезиса «другие для меня» выступает тезис «я для других», который сопрягается с принципом и моральной установкой, получившей название «альтруизм». Его можно назвать одним из видов стремления к власти, связанной не с биосоциальным принуждением, утверждением своего превосходства, а с «шокированием» иных субъектов своей бескорыстной жертвенностью другим тем, что принадлежит ему.
Особо сильный эффект альтруизма проявляется, когда он облекается в социально значимую идею, реализация которой приводит к достижению власти без опоры на принуждение. Стремление к власти в разных ее формах актуализируется в современную эпоху, становится для некоторых людей идеей фикс. Думается, что стремление к власти, возведенное в статус Смысла, -это проявление скрытой генетической патологии, которая должна обсуждаться на платформе социально-биологических и психологических знаний. З. Фрейд определял «желание власти» как один из видов неврологического помешательства, происходящего от чувства беспомощности и страха перед окружающим миром. А. Адлер утверждает, что в основе стремления к власти лежит такое патологическое явление, как «комплекс неполноценности» [20].
В сложные, кризисные состояния общества наблюдается нарастание социальной активности двух противоположных выражений смысловой жизненной позиции - неуёмного стремления и
ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1
удержания власти и альтруизма (волонтерство, гуманитарные акции и благотворительные фонды и пр.). Данная особенность ярко проявляется в современную эпоху.
История великих личностей показывает, что многие из них уходили из жизни, разочаровавшись в ней и в смысле того, что они считали ее «смыслом». Человек попадает в социум с ценностями, соответствующими исторической ступени его развития, уровню культуры. Это в определенной степени влияет на формирование смыслообразующих жизненных установок, а соответственно, на поступки человека, его отношение к другим людям и обществу в целом. Человек смертен, и эта фундаментальная истина создает предпосылку к нигилизму, отрицанию смысла жизни и всех социальных ценностей. Непобедимый «враг» смысла жизни - время. Оно несет в себе обманчивые надежды, а потом разрушает их. Однако, живя только сегодняшним днем, человек не способен понять значение смысла своего существования. Он должен помнить о прошлом и думать о будущем, если настроен на поиск смысла своего существования.
Подход к передаче знаний через смысловую составляющую обнаруживается в исследованиях советских психологов. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и В.П. Зинченко, исследуя проблему структурирования сознания, выработали подход, в котором сознание определяется через два слоя: бытийно-деятельностный и рефлексивно-созерцательный. В этой схеме значение и смысл образуют рефлексивно-созерцательный слой. Сознание включает в себя не только знание, но и отношение. Понятие смысла относится к индивидуальному сознанию, а значение выражает подключенность индивидуального сознания к общественному сознанию. Говоря о смысле жизни, мы, руководствуясь такой логикой, должны определяющим его сущность основанием считать индивидуальное сознание. Вопрос о смысле жизни, перенесенный на человечество в целом, решаем, видимо, с позиции теорий, мировоззрений, идеологий метафизического уровня, с выходом на трансцендентальные сущности.
Смысл человеческого бытия не следует непосредственно сопрягать с целью человеческого бытия. Смысл выражается сущностью, которая не связана непосредственно с временным. Цель же включает временные параметры. Связана с порядком событий во времени. Последовательность и завершенность событий входят в понимание цели. Разница между целью и смыслом в том, что цель «задается», а смысл распознается.
Завершая исследование проблемы сущности человеческой жизни, сделаем следующие выводы. Понятие «смысл жизни человека» имеет весьма сложный интегральный характер. Применяя метод абстрагирования, нами было выявлено два основных компонента, определяющих когнитивную значимость данного понятия: прагматическое (регулятивное), задающее практические установки на программирование жизни, и теоретическое (философское), обосновывающее цель и выбор жизненного пути. В процессе изучения значимости и понимания смысла жизни человека в системе сосуществующих идеологий было показано, что данное понятие приобретает особую актуальность в современную эпоху, когда динамично идет социальное переустройство общества, конкуренция мировоззрений, духовных ценностей. В этих условиях в числе наиболее значимых для человека становится вопрос о смысле своей жизни и его роли в жизни других людей, общества.
Список источников
1. Туев В.А., Суслова А.А. Смысл жизни человека как проблема современного общества // Вестн. Бурятского гос. ун-та. Педагогика. Филология. Философия. 2018. № 3, т. 3. С. 3-10.
2. Ершов Г.Г. Смысл жизни и социальное бессмертие. М.: Гардарики, 1990. 288 с.
3. ИвановаН.Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека. Киев: Наукова думка, 1980. 326 с.
4. КарповМ.М. Смысл жизни человека. Ростов н/Д.: Феникс, 1994. 356 с.
5. КоганЛ.А. Цель и смысл жизни человека. М.: Просвещение, 1984. 272 с.
6. Смысл жизни в русской философии. Конец XIX - начало XX века / ред. А.Ф. Замалеев. СПб.: Питер, 1995. 548 с.
7. Смысл жизни : антология / сост., общ. ред., предисл. и прим. Н.К. Гаврюшина. М.: Прогресс-Культура, 1994. 592 с.
ISSN 2687-0770 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2023. № 1
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1
8. Жак Л., Циганов К. К вопросу о моделях функционирования современного общества // Рос. гум. журн. 2015. Т. 4, № 3. С. 205-212.
9. Коран. Сура «Ан-Ниса». Аят 29.
10. Поломошнов А.Ф. Грех и спасение в религиозной антропологии: ислам и христианство // Исламо-ведение. 2018. Т. 9, № 4 (38). С. 111-119.
11. Коран. Сура «Корова». Аят 19.
12. Коллинз А. Рассуждение о свободомыслии, вызванное возникновением и развитием секты, называемой «свободомыслящие» // Философское наследие. Английские материалисты XVIII в. : в 3 т. М.: Мысль, 1967. Т. 2. 405 с.
13. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. М.: Попурри, 1998. 672 с.
14. Новый Завет. Рим. 11:33.
15. Ветхий завет. Бытие. 1:26.
16. Рукин А.В. Человек и его жизненный путь в античной философии // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2020. № 1. С. 11-14.
17.Алексеева М.С., Васильева С.В. Философские традиции анализа проблемы смысла жизни (от античности до модерна) // Вестн. БГУ. Философия. 2020. № 3. С. 30-43.
18. Гура В. А., Давыденкова А. Г. Ренессансные истоки секуляризации // Вестн. Ленинградского гос. ун-та (ЛГУ) имени А.С. Пушкина. 2018. № 3. С. 172-181.
19. Кожев А. Понятие власти. М.: Праксис, 2007. 182 с.
20. Черных С.С. Психоанализ метафизических основ власти: З. Фрейд, А. Кожев // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2015. № 3. С. 27-32.
References
1. Tuev V.A., Suslova A.A. The meaning of human life as a problem of modern society. Vestn. Buryatskogo gos. un-ta. Pedagogika. Filologiya. Filosofiya = Bulletin of the Buryat State University. Pedagogics. Philology. Philosophy. 2018;3(3):3-10. (In Russ.).
2. Ershov G.G. The meaning of life and social immortality. Moscow: Gardariki Publ.; 1990. 288 p. (In Russ.).
3. Ivanova N.Ya. Philosophical analysis of the problem of the meaning of human existence. Kiev: Naukova dumka Publ.; 1980. 326 p. (In Russ.).
4. Karpov M.M. The meaning of human life. Rostov-on-Don: Feniks Publ.; 1994. 356 p. (In Russ.).
5. Kogan L.A. The purpose and meaning of human life. Moscow: Prosveshchenie Publ.; 1984. 272 p. (In Russ.).
6. Zamaleev A.F., ed. The meaning of life in Russian philosophy. The end of the 19th - beginning of the 20th century. St. Petersburg: Piter Publ.; 1995. 548 p. (In Russ.).
7. Gavryushin N.K., comp., general ed., preface and note. The meaning of life (anthology). Moscow: Pro-gress-Kul'tura Publ.; 1994. 592 p. (In Russ.).
8. Jacques L., Tsyganov K. On the issue of models of functioning of modern society. Ros. gum. zhurn. = Russian Humanitarian Journal. 2015;4(3):205-212. (In Russ.).
9. The Koran. Sura "an-Nisa. Verse 29. (In Russ.).
10. Polomoshnov A.F. Sin with salvation in religious anthropology: Islam and Christianity. Islamovedenie = Islamic Studies. 2018;9(4):111-119. (In Russ.).
11. The Koran. Sura the Cow. Verse 19. (In Russ.).
12. Collins A. Reasoning about freethinking caused by the emergence and development of a sect called freethinkers. Philosophical Heritage. English materialists of the 18th century. Collected works: in 3 vol. Moscow: Mysl' Publ.; 1967. Vol. 2. 405 p. (In Russ.).
13. Fromm E. Escape from freedom. A Man for himself Moscow: Popurri Publ.; 1998. 672 p. (In Russ.).
14. The New Testament. Rom 11:33. (In Russ.).
15. The Old Testament. Genesis 1:26. (In Russ.).
16. Rukin A.V. Man and his life path in ancient philosophy. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. Region. Obshchestv. nauki = Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2020;(1):11-14. (In Russ.).
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1
17. Alekseeva M.S., Vasilyeva S.V. Philosophical traditions of analyzing the problem of the meaning of life (from antiquity to modernity). Vestn. BGU. Filosofiya = Bulletin of BSU. Philosophy. 2020;(3):30-43. (In Russ.).
18. Gura V. A., Davydenkova A. G. Renaissance origins of secularization. Vestn. Leningradskogo gos. un-ta (LGU) imeni A.S. Pushkina = Bulletin of the Leningrad State University (LSU) named after A.S. Pushkin. 2018;(3):172-181. (In Russ.).
19. Kozhev A. The concept of power. Moscow: Praksis Publ.; 2007. 182 p. (In Russ.).
20. Chernykh S.S. Psychoanalysis of metaphysical foundations of power: Z. Freud, A. Kozhev. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. Region. Obshchestv. nauki = Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2015;(3):27-32. (In Russ.).
Информация об авторах
Р. А. Акимов - доктор философских наук, профессор. Д. П. Бабаева - кандидат химических наук, доцент.
Information about the authors
R. A. Akimov - Doctor of Science (Philosophy), Professor.
J. P. Babaeva - Candidate of Science (Chemistry), Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 16.01.2023; одобрена после рецензирования 17.01.2023; принята к публикации 20.03.2023. The article was submitted 16.01.2023; approved after reviewing 17.01.2023; accepted for publication 20.03.2023._