Научная статья на тему 'ДОПУСТИМА ЛИ СОВМЕСТИМОСТЬ РЕЛИГИИ И НАУКИ?'

ДОПУСТИМА ЛИ СОВМЕСТИМОСТЬ РЕЛИГИИ И НАУКИ? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
597
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / НАУКА / ВНЕНАУЧНЫЙ ОПЫТ / МОДЕРН / ПОСТМОДЕРНИЗМ / РЕАЛИЗМ / ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / ДИАЛОГ / КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ / СИМБИОЗ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Акаев Вахит Хумидович, Исламова Лайла Магомедовна, Акаев Асламбек Вахидович

Рассматривается вопрос о соотношении науки и религии как культурных феноменов, которые длительное время находились в контрарном состоянии. Осмысливаются возможности преодоления их радикальной несовместимости, установления общих позиций, достижения пути примирения. Нередко исследователи считают их взаимосвязь невозможной, ибо развитие науки и глобализационные процессы не дают оснований для их совместимости. Вместе с тем в современном постмодернизме существует точка зрения, ориентированная на преодоление их резкого противостояния, взаимоотрицания на основе размывания базовых положений. В связи с этим исследователи стремятся преодолеть кризис религии и современной науки посредством установления диалога между данными формами культуры. Для них сближение и взаимодополнение религии и науки - реальная перспектива, образующая некий симбиоз современного их развития. При этом сторонники такого подхода высказывают позицию, меняющую смысл религии и трансцендентального, поскольку, по их мнению, меняется и смысл объективного, истинного знания для науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IS THE COMPARABILITY OF RELIGION AND SCIENCE ACCAPTABLE?

The article considers the issue of the relationship between science and religion as cultural phenomena that have been in a contradictory state for a long time. The possibilities of overcoming their radical incompatibility, establishing common positions, and achieving the path of reconciliation are being comprehended. Researchers often consider their relationship to be impossible, because the development of science and globalization processes do not provide grounds for their compatibility. At the same time, in modern postmodernism there is a point of view focused on overcoming their sharp opposition, mutual denial based on the erosion of basic provisions. In this regard, researchers strive to overcome the crisis of religion and modern science by establishing a dialogue between these forms of culture. For them, the convergence and complementarity of religion and science is a real prospect, forming a kind of symbiosis of their modern development. At the same time, supporters of this approach express a position that changes the meaning of religion and the transcendental, who believe that the meaning of objective, true knowledge for science is also changing.

Текст научной работы на тему «ДОПУСТИМА ЛИ СОВМЕСТИМОСТЬ РЕЛИГИИ И НАУКИ?»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 100.0

doi: 10.18522/2687-0770-2021 -4-4-10

ДОПУСТИМА ЛИ СОВМЕСТИМОСТЬ РЕЛИГИИ И НАУКИ?

Вахит Хумидович Акаев 1н, Лайла Магомедовна Исламова 2, Асламбек Вахидович Акаев 3

1 3 Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова Российской академии наук, Грозный, Чеченская Республика, Россия

2 Грозненский государственный нефтяной технический университет

им. акад. М.Д. Миллионщикова, Грозный, Чеченская Республика, Россия

1 akaiev@mail.ruH

2 ismailova_lm@mail.ru

3 aka.aslambek@gmail.com

Аннотация. Рассматривается вопрос о соотношении науки и религии как культурных феноменов, которые длительное время находились в контрарном состоянии. Осмысливаются возможности преодоления их радикальной несовместимости, установления общих позиций, достижения пути примирения. Нередко исследователи считают их взаимосвязь невозможной, ибо развитие науки и глобализационные процессы не дают оснований для их совместимости. Вместе с тем в современном постмодернизме существует точка зрения, ориентированная на преодоление их резкого противостояния, взаимоотрицания на основе размывания базовых положений. В связи с этим исследователи стремятся преодолеть кризис религии и современной науки посредством установления диалога между данными формами культуры. Для них сближение и взаимодополнение религии и науки - реальная перспектива, образующая некий симбиоз современного их развития. При этом сторонники такого подхода высказывают позицию, меняющую смысл религии и трансцендентального, поскольку, по их мнению, меняется и смысл объективного, истинного знания для науки.

Ключевые слова: религия, наука, вненаучный опыт, модерн, постмодернизм, реализм, фундаментализм, диалог, комплементарность, симбиоз

Для цитирования: Акаев В.Х., Исламова Л.М., Акаев А.В. Допустима ли совместимость религии и науки? // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2021. № 4. С.4-10.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).

PHILOSOPHICAL SCIENCES

Original article

IS THE COMPARABILITY OF RELIGION AND SCIENCE ACCAPTABLE?

Vakhit Kh. Akayev 1H, Laila M. Islamova 2, Aslambek V. Akayev 3

1 3 Ibragimov Comprehensive Research Institute, Russian Academy of Sciences, Grozny, Chechen Republic, Russia

2 Millionshchikov Grozny State Oil Technical University, Grozny, Chechen Republic, Russia

© Акаев В.Х., Исламова Л.М., Акаев А.В., 2021

1 akaiev@mail.ruH

2 ismailova_lm@mail.ru

3 aka.aslambek@gmail.com

Abstract. The article considers the issue of the relationship between science and religion as cultural phenomena that have been in a contradictory state for a long time. The possibilities of overcoming their radical incompatibility, establishing common positions, and achieving the path of reconciliation are being comprehended. Researchers often consider their relationship to be impossible, because the development of science and globalization processes do not provide grounds for their compatibility. At the same time, in modern postmodernism there is a point of view focused on overcoming their sharp opposition, mutual denial based on the erosion of basic provisions. In this regard, researchers strive to overcome the crisis of religion and modern science by establishing a dialogue between these forms of culture. For them, the convergence and complementarity of religion and science is a real prospect, forming a kind of symbiosis of their modern development. At the same time, supporters of this approach express a position that changes the meaning of religion and the transcendental, who believe that the meaning of objective, true knowledge for science is also changing.

Keywords: religion, science, extrascientific experience, modernity, postmodernism, realism, fundamentalism, dialogue, complementarity, symbiosis

For citation: Akayev V.Kh., Islamova L.M., Akayev A.V. Is the Comparability of Religion and Science Accaptable? Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2021;(4):4-10. (In Russ.).

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).

В современной философии актуализируется проблема понимания взаимосвязи религии и науки, рассматривается возможность их совместимости, взаимодополнительности. Формируются точки зрения, допускающие совместимость противоположности идей, концепций, методов, выражающих различные взгляды на объективную действительность, предлагающие разные интерпретации. В связи с этим представляется важным теоретико-методологическое рассмотрение соотношения религии и науки как контрарных форм бытования общественного сознания, определение позиций, которые их сближают и взаимодополняют. Религия и наука как разные формы бытования культуры отличаются глобальным характером воздействия на бытие индивидуального человека, этноса, общества, формируя при этом разные типы мировоззрения социальных групп, отдельного человека.

Как отмечает Б. Рассел, «религиозная вера тем и отличается от научной теории, что хочет возвестить вечную и абсолютно достоверную истину, в то время как наука всегда предположительна - она признает, что изменение существующих на данный момент теорий рано или поздно окажется необходимым: сам ее метод не допускает полного и окончательного доказательства» [1, c. 135]. Как известно, наука - это результат познания объективной реальности, выраженный в знаниях о связях и законах природы, общества и человеческого мышления. Вместе с тем наука, научные знания - результат развития культуры, вне которой она не существует, но активно продуцирует современные формы культуры. При научном познании субъект опирается на экспериментальные данные, рациональные знания, логику, а ненаучное познание опирается на обыденное знание, иррациональное, религиозные чувства, веру, которая не может подвергаться сомнению.

Религия, будучи ненаучным способом познания, опирается на обыденное сознание, а ее положения не имеют формализованного и логического характера. Сознанию человека она нередко навязывает трансцендентные ценности, не подлежащие сомнению и критическому разбору. Ее положения воспринимаются как абсолютные истины, допущение сомнения в них - большой грех. Между тем положения науки относительны, процессуальны, демократичны, подвергаются сомнению. Они движутся от незнания к знанию, от единичного, особенного к общему, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д. Но религиозные знания не допускают такое движение мысли, не ориентируют мышление на выявление внутренних связей, законо-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 4

мерностей изучаемого объекта. Как отмечает В.С. Степин, «и если наука центрирована на исследовании объект-предметных структур мира, то религия акцентирует прежде всего опыт субъект-субъектных отношений, опыт человеческих коммуникаций, регулируемых фундаментальными ценностями культуры» [2, с. 253].

Многие исследователи соотношение науки и религии трактуют как диаметрально противоположные, взаимоотрицающие формы общественного сознания. Вместе с тем они оказывают существенное воздействие на культуру общества, придавая ей разнообразные цивилизацион-ные особенности. Сопоставляя религию и науку, А. Уайтхед отмечал, что в рамках формальной логики их противоречие является «сигналом бедствия, но в развитии реального знания оно означает первый шаг к победе, что должно служить основой для предельной терпимости к разным мнениям» [3, с. 248]. Вопрос о терпимости разных мнений, научных и религиозных мировоззрений, их комплементарности - мировоззренческая парадигма, которая выпукло обозначается в современной западной постмодернистской философии.

В классической философии при сопоставлении науки и религии отмечается их явная противоположность. Так, науке характерен критический взгляд в познавательном процессе, не признание абсолютных истин, а под давлением новых доказательств пересматривание своих прежних результатов. Для религии источником веры является не объективная реальность, а сверхналичное откровение, некие представления, которые даны человеку свыше. Она отвечает на предельные вопросы, сопряженные с абсолютными идеалами. Тем самым между религией и наукой устанавливается демаркационная линия, которая не преодолевается ни при каких обстоятельствах.

Наука, представляя собой совокупность объективных знаний, верно отражает реальные процессы, поэтапно раскрывая сложный характер изучаемого объекта. Религия и наука используют противоположные понятия: если религиозные - статичны, неизменны, то научные - подвижны, изменчивы. Например понятие «Бог». В Библии Бог слишком чист, чтобы благосклонно взирать на зло, он слишком свят, чтобы иметь какую-либо связь с грехом. Бог - любовь, он послал Иисуса на крест, который умер за людей. Можно привести и целый ряд других характеристик Бога, которые приводятся в священном писании христиан. Бог мусульман - это Аллах, у верующего представление о нем формируется через его множество атрибутов. Некоторые из них таковы: нет божества, кроме Аллаха, который един, самодостаточен, нет никого равного и подобного ему. Он проницательный, добрый, сведущий, слышащий и видящий, высочайший и ближайший, дарующий и умерщвляющий, знающий о всякой вещи, могущественный и мудрый [4]. Указанные религиозные положения изучаются, интерпретируются в формировании религиозного представления, но они не могут быть рассмотрены наукой, она их подвергает сомнению, считает алогичными.

Рассматривая соотношение науки и религии, французский религиовед Э. Ренан пишет, что наука не что иное, как здравый смысл, просвещенный и развитый познанием причины [5, с. 60]. С его точки зрения, человечество всегда будет серьезным, верующим и религиозным. «Никогда легкомыслие (атеизм. - Авт.), ни во что не верующее, не будет играть первой роли в человеческих делах» [5, с. 61]. Это его высказывание оказалось прозорливым, прошло более полутора столетий, и оно не потеряло своей актуальности. Сегодня миллионы верующих, обладающих неатеистическими ценностями, вносят колоссальный вклад в развитие науки, техники, технологий, коммуникаций, строительства, во все сферы жизни людей, народов, их культур.

Для представителя аналитической философии Л. Витгенштейна религия и наука - это виды двух различных языковых игр, не имеющих общих точек соприкосновения. Научные высказывания в соответствии с его позицией являются теоретическими гипотезами, основывающимися на эмпирических данных об окружающем мире, который объясняется рационально. Он пишет: «Как ни странно это звучит, с исторической точки зрения могла бы быть доказана ложность Евангелий, но вера при этом ничего бы не потеряла, и не потому, что дело касается каких-то "всеобщих истин разума". Дело в другом: историческое доказательство не имеет ничего общего с верой» [6, с. 442]. В то же время религиозные высказывания являются своего рода высказываниями об определенном отношении к жизни, формирующем как сам образ жизни, так и суждения о ней. Л. Витгенштейн так же пишет: «В религиозном дискурсе мы используем такие вы-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 4

ражения, как "Я верую, что то-то и то-то произойдет" - и используем их отлично от того способа, при помощи которого мы пользуемся ими в науке» [6, с. 52].

Американский ученый Ф. Коллинз анализировал совместимость науки и религии в свете нового открытия - генома человека. Им воспринята идея Бога, находящаяся вне нашего пространства-времени, а потому недоступная науке, вторая же причина, по которой он принял идею, что Бог - это сверхъестественное существо, т. е. чудо (a miracle), когда в науке отсутствуют понятия «чудеса», «душа» или «жизнь после смерти», которыми она не может оперировать [7].

Как отмечает М. Форвард, любая религия является бесконечно сложной системой [8, c. 9], которая обладает признаками самостоятельной культурной системы, имеющей свою структурную организацию, включающей догматику, ритуалы, одежды, особенности питания. Как система верований, ценностей и поведенческих образцов религия создает духовное пространство, она задает людям контекст высшего смысла, при этом формирует особое религиозное мировоззрение человека и соответствующий характер его действий. По мнению М. Форварда, «религии являются высокоорганизованными защитными системами, способствующими выживанию человеческого рода и придающими смысл жизни» [8, c. 66].

Религия артикулирует известные всем божественные заповеди, призывающие к позитивному настрою, поведению, нравственному совершенству. Она призывает к добру. Перед наукой проблема добра не стоит, она его не распространяет, она в ее предметную область не включается. На это обращал внимание физик В. А. Гинзбург, утверждавший, что религия призывает к соблюдению известных этических норм. Вместе с тем он заявляет, что под знаменами ислама совершаются дикие преступления, террор, взрывают самих себя [9].

В условиях постмодернистской культуры, признания равноценными различного вида плюрализма мнений, знаний конфликт между религией и наукой не способен определить эпистемологическую приоритетность одной из них. В связи с этим возникает необходимость их диалога, равноправной позиции. В современных социокультурных процессах участие религии становится все более ощутимым.

Протестантский теолог П. Тиллих выступает против противопоставления религии и науки. Касаясь проблемы дефиниции религии, он пишет, что она должна быть теологически и философски корректной, а при этом сохранять свою идентичность, адекватной современности и быть открытой к научному и социальному прогрессу. Он считает, что нет противоположности между религией и наукой, а ее наличие - это почти шизофрения, угрожающая нашей духовной свободе, толкающая современную мысль к иррациональному и вынужденному утверждению или отрицанию религии [10, c. 237].

Постмодернистский подход пытается снять противоположность науки и религии, рассматривая их как содействующие друг другу в достижении поставленных целей. С этой позиции ко всем религиям следует относиться терпимо, поскольку каждый человек попадает на небо своим путем. В связи с этим нужно отметить, что научное познание имеет свои границы, а стало быть будет существовать и религиозное мировосприятие.

В ходе развития естествознания вырабатывается фрагментарное мышление, которое приводит к устранению воздействия человеческой души на людей, природу. Религия не удовлетворяет требованиям разума, а наука (и медицина в том числе) не хочет знать ни о душе, ни о духе человека. Эта ситуация приводит к глубокому разладу между религией и наукой. В результате осуществляются новые попытки решить накопившиеся противоречия между ними.

В современных условиях роль науки в обществе значительно возрастает, и она стала притязать на абсолютную власть над религией. Представляется, что борьба между наукой и религией еще не завершена, она продолжится достаточно длительное время, приобретая новые формы. К примеру, в СССР ставилась задача просвещения «народных масс», освобождения их от «религии как опиума народа», как непрерывного препятствия на пути прогресса науки и техники. При этом считалось, что научную картину мира, научное мировоззрение формирует только атеизм, а любые попытки примирения веры и научного знания объявлялись антинаучными, проявлением буржуазной философии. Между тем в западной философии велись исследования, выявляющие взаимосвязь между религией и наукой. И сегодня этот процесс продолжается, достигая своих результатов, нацеленных на сближение религиозных и научных позиций.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 4

В современной России в связи с введением теологии в перечень научных дисциплин 10 академиков РАН обратились с протестным письмом к президенту РФ В.В. Путину, в котором пишут, что «вообще-то говоря, все достижения современной мировой науки базируются на материалистическом видении мира. Вопрос этот давно решен и в этом смысле нам просто не интересен. Ничего иного в современной науке просто нет» [11].

Наука и религия имеют свои содержательные особенности, поскольку возникли на разных идейных, ценностных основаниях. Поиск общих оснований данных противоположностей -сложный путь, нацеленный на сближение противоположностей. Сторонники этого пути находятся в его начале, он ориентирует на взаимодействие, примирение, сближение альтернатив. Здесь важно осуществить целенаправленный поиск их взаимодополнительности, комплемен-тарности. В культуре постмодерна анализируются весьма разнообразные формы интеграции научного и религиозного мировоззрения. Говоря языком постмодерна, выражение этой ком-плементарности есть коллаж, соединение разрозненных элементов, асимметрия, некоторое подобие на науку и на религию одновременно. Здесь наблюдается искусственное соединение гетерогенных компонентов, представляющих антиосновность, антиреализм.

Данная точка зрения небесспорна. Попытки осуществления синтеза религии и науки в культуре постмодернизма - сопряжены с глубоким кризисом как религии в современном мире, так и науки, которая не может выразить рациональными средствами веру в Бога, состояние души верующего человека. Сегодня религия теряет свои базовые параметры, на Западе сложились богоборческие тенденции (Бог - умер, мир без Бога). Они развиваются. На Западе, по мнению П. Фейерабенда, происходит рост пренебрежения к духовным ценностям, подмена их грубым, но «научным» материализмом, иногда называемым даже гуманизмом, человек (профессионал) может решить все проблемы, ему не нужно доверие или помощь кого-то другого [12, c. 416]. Получается, что человек становится всесильным, он сам как бы наделен божественными атрибутами. Развитие науки, научного прогресса сегодня привело к тому, что церковь отступает перед достижениями науки, но в самой науке эта ситуация не наблюдается, хотя и здесь присутствует значительный оппортунизм [12].

Культура постмодерна сложилась на основе неверия в модерн, отказа от здравого смысла, морального совершенства, рационализма как общих ценностей для людей [13, c. 34]. Между тем ныне на веру принимается виртуальная Интернет-культура, позволяющая, переключая каналы в любое время, увидеть ангелов и вампиров, пришельцев и киборгов, проповедников, убеждающих о скором конце света. Демонстрируются ток-шоу, в которых серьезно обсуждаются предсказания Нострадамуса. В условиях такой культуры практически невозможно установить правду и ложь, истину и заблуждение, рациональное и иррациональное.

Стремление ученых и теологов заинтересовано вести диалог, а уже тем более, добиться интеграции науки и религии в целом поощрительно. Надо отметить, что это вызвано необходимостью преодолеть формирующиеся духовные, нравственные, интеллектуальные противоречия, набирающие ощутимые обороты в постмодернистской культуре. И ныне складывающиеся формы их синтеза не дают основание полагать, что такая интеграция будет успешной.

По мнению А. Эйнштейна, «космическое религиозное чувство является сильнейшей и благороднейшей из пружин научного исследования» [14, с. 129]. Люди такого научного склада, как Кеплер и Ньютон, «черпают силу в космическом религиозном чувстве», ... «в наш материалистический век серьезными учеными могут быть только глубоко религиозные люди» [14, c. 129]. С точки зрения британского физика Пола Дэвиса, «физики научились приближаться к своему предмету совершенно неожиданными и новыми способами, так что кажется, что они поставили здравый смысл на голову и находят более близкое согласие скорее с мистицизмом, чем с материализмом... Наука фактически продвинулась до той точки, которой ранее серьезно касались лишь религиозные вопросы» (цит. по: [15, c. 400]).

Это интересные суждения, которые преодолевают традиционный взгляд на соотношение религии и науки, согласно ему, эти формы культуры являются непримиримыми противоположностями. Ученые, в частности физики, в современных условиях научно-технического развития решение фундаментальных задач своей науки находят не в объективных материалистических знаниях, а в знаниях религиозных, мистических. Такая совместимость, комплементарность

науки и религии - явление, складывающееся в философии постмодернизма, сближение различных типов мировоззрения, культурных процессов, некое духовно-культурное обогащение. Но возможен ли их синтез - вопрос, ответ на который все-таки еще не ясен.

Список источников

1. Рассел Б. Почему я не христианин. М. : Изд-во полит. лит-ры, 1987. 340 с.

2. Степин В.С. Цивилизация и культура. СПб. : СПбГУП, 2011. 408 с.

3. УайтхедА. Избранные работы по философии. М. : Прогресс, 1990. 720 с.

4. Коран. Сура 59. Аят 22-24.

5. Ренан Э. Будущее науки. 3-е изд. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 368 с.

6. Витгенштейн Л. Культура и ценность // Философские работы. Ч. 1 / пер. М.С. Козловой, Ю.А. Асеева. М. : Гнозис, 1994. 544 с.

7. Коллинз Ф. Доказательство Бога. Аргументы ученого / пер. с англ. М. Сухановой. М. : Альпина нон-фикшн, 2009. 216 с.

8. Форвард М. Религия. М. : ФАИР-ПРЕСС, 2003. 310 с.

9. Гинзбург В.А. Несколько замечаний об атеизме, религии и еврейском национальном чувстве // Вести. 2004. 15 апр.

10. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М. : Юристъ, 1995. 479 с.

11. Открытое письмо десяти академиков РАН Президенту Российской Федерации В.В. Путину. URL: https://www.skeptik.net/religion/science/10academ.htm (дата обращения: 15.05.2021).

12. Фейерабенд П. Прощай, разум. М. : АСТ: Астрель, 2010. 480 с.

13.Харт К. Постмодернизм. М. : ФАИР-ПРЕСС, 2006. 272 с.

14. Эйнштейн А. Собр. науч. тр. М. : Наука, 1967. Т. IV. 600 с.

15. Чёртон Т. Гностическая философия. От древней Персии до наших дней. М. : РИПОЛ классик, 2008. 462 с.

References

1. Russell B. Why I'm Not a Christian. Moscow: Publ. House of Political Literature; 1987. 340 p. (In Russ.).

2. Stepin V.S. Civilization and culture. Saint Petersburg: SPbGUP Press; 2011. 408 p. (In Russ.).

3. Whitehead A. Selected Works on Philosophy. Moscow: Progress Publ.; 1990. 720 p. (In Russ.).

4. Quran. Sura 59. Ayat 22-24. (In Russ.).

5. Renan E. The future of science. 3rd ed. Moscow: LIBROKOM Publ.; 2009. 368 p. (In Russ.).

6. Wittgenstein L. Culture and value. Philosophical works. Part 1. Tr. by M.S. Kozlova, Yu.A. Aseev. Moscow: Gnozis Publ.; 1994. 544 p. (In Russ.).

7. Collins F. Proof of God. Arguments of the scientist. Tr. from the English by M. Sukhanova. Moscow: Alpina non-fiction Publ.; 2009. 216 p. (In Russ.).

8. Forward M. Religion. Moscow: FAIR-PRESS Publ.; 2003. 310 p. (In Russ.).

9. Ginzburg V. A. Several remarks about atheism, religion and Jewish national feeling. Vesti. 2004. April 15. (In Russ.).

10. Tillich P. Selected works. Theology of culture. Moscow: Yurist Publ.; 1995. 479 p. (In Russ.).

11. An open letter from ten academicians of the Russian Academy of Sciences to the President of the Russian Federation V.V. Putin. Available from: https://www.skeptik.net/religion/science/10academ.htm [Accessed 15th May 2021]. (In Russ.).

12. Feyerabend P. Goodbye, reason. Moscow: AST: Astrel Publ.; 2010. 480 p. (In Russ.).

13. Hart K. Postmodernism. Moscow: FAIR-PRESS Publ.; 2006. 272 p. (In Russ.).

14. Einstein A. Collection of scientific works. Moscow: Nauka Publ.; 1967. Vol. IV. 600 p. (In Russ.).

15. Cherton T. Gnostic philosophy. From ancient Persia to the present day. Moscow: RIPOL classic Publ.; 2008. 462 p. (In Russ.).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 4

Информация об авторах

В.Х. Акаев - доктор философских наук, главный научный сотрудник КНИИ им. Х.И. Ибрагимова РАН, почетный профессор ГГНТУ им. акад. М.Д. Миллионщикова.

Л.М. Исламова - кандидат философских наук, заведующая кафедрой общегуманитарных дисциплин.

А.В. Акаев - младший научный сотрудник.

Information about the authors

V.Kh. Akayev - Doctor of Science (Philosophy), Chief Researcher, Ibragimov Comprehensive Research Institute, Russian Academy of Sciences; Honorary Professor, Millionshchikov Grozny State Oil Technical University.

L.M. Islamova - Candidate of Science (Philosophy), Head of the Department of General Humanitarian Disciplines.

A. V. Akayev - Junior Researcher.

Статья поступила в редакцию 09.10.2021; одобрена после рецензирования 27.10.2021; принята к публикации 13.12.2021. The article was submitted 09.10.2021; approved after reviewing 27.10.2021; accepted for publication 13.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.