Научная статья на тему 'ХРИСТИАНСКОЕ СОЗНАНИЕ В ФИЛОСОФИИ ФРАНЦУЗСКОГО НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВА'

ХРИСТИАНСКОЕ СОЗНАНИЕ В ФИЛОСОФИИ ФРАНЦУЗСКОГО НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
83
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСКОЕ СОЗНАНИЕ / РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО / АТЕИЗМ / НЕСЧАСТНОЕ СОЗНАНИЕ / ДИАЛЕКТИКА / ОБЪЕКТ / КУЛЬТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зыкова Юлия Александровна

Исследуется вопрос о том, как французская мысль интерпретирует понятие христианского сознания, представленное в работах Г.В.Ф. Гегеля по философии религии. Анализируется подход Г.В.Ф. Гегеля к изучению христианского сознания в интерпретации его философией французского неогегельянства. Используется междисциплинарный подход в связи с тем, что оценка метода, применяемого к исследованию христианского сознания, невозможна без обращения к христианской теологии. Подтверждается, что метод гегелевской философии, используемый французскими философами-неогегельянцами, имеет важное значение для исследований в области философии религии, но не является универсальным для анализа изменений христианского сознания. Проблема требует проведения дополнительного изучения, в том числе и суждений современных мыслителей Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHRISTIAN CONSCIOUSNESS IN THE PHILOSOPHY OF FRENCH NEO-HEGELIANISM

The French neo-Hegelianism of the 20th century is one of the essential moments of the diverse philosophical life of France. In contrast to earlier studies on the philosophy of French neo-Hegelianism, this article answers the question how French thought interprets the concept of Christian consciousness presented in the works of G. V. F. Hegel on the philosophy of religion. The purpose of this study is to analyze G. V. F. Hegel's approach to the study of Christian consciousness in its interpretation by the philosophy of French neo-Hegelianism. Achieving this goal involves the use of an interdisciplinary approach due to the fact that the evaluation of the method applied to the study of Christian consciousness is impossible without reference to Christian theology. The study allows us to conclude that the method of Hegelian philosophy used by French neo-Hegelian philosophers is important for research in the field of philosophy of religion, but is not universal for the analysis of changes in Christian consciousness. The problem presented in the article requires additional research, including, among other things, the judgments of modern thinkers in France.

Текст научной работы на тему «ХРИСТИАНСКОЕ СОЗНАНИЕ В ФИЛОСОФИИ ФРАНЦУЗСКОГО НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВА»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ PHILOSOPHICAL SCIENCES

УДК 1(091)

doi 10.18522/2687-0770-2021-1-4-7

ХРИСТИАНСКОЕ СОЗНАНИЕ В ФИЛОСОФИИ ФРАНЦУЗСКОГО НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВА

© 2021 г. Ю.А. Зыкова а

а Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия

CHRISTIAN CONSCIOUSNESS IN THE PHILOSOPHY OF FRENCH NEO-HEGELIANISM

I.A. Zykova а

а Kuban State University, Krasnodar, Russia

Зыкова Юлия Александровна -аспирант,

Кубанский государственный университет,

ул. Ставропольская, 232, г. Краснодар, 350040, Россия.

E-mail: z.julie@list.ru

Iuliia A. Zykova -

Postgraduate,

Kuban State University,

Stavropolskaya Str., 232, Krasnodar, 350040, Russia. E-mail: z.julie@list.ru

Исследуется вопрос о том, как французская мысль интерпретирует понятие христианского сознания, представленное в работах Г.В. Ф. Гегеля по философии религии. Анализируется подход Г.В. Ф. Гегеля к изучению христианского сознания в интерпретации его философией французского неогегельянства. Используется междисциплинарный подход в связи с тем, что оценка метода, применяемого к исследованию христианского сознания, невозможна без обращения к христианской теологии. Подтверждается, что метод гегелевской философии, используемый французскими философами-неогегельянцами, имеет важное значение для исследований в области философии религии, но не является универсальным для анализа изменений христианского сознания. Проблема требует проведения дополнительного изучения, в том числе и суждений современных мыслителей Франции.

Ключевые слова: христианское сознание, религиозное сознание, неогегельянство, атеизм, несчастное сознание, диалектика, объект, культ.

The French neo-Hegelianism of the 20th century is one of the essential moments of the diverse philosophical life of France. In contrast to earlier studies on the philosophy of French neo-Hegelianism, this article answers the question how French thought interprets the concept of Christian consciousness presented in the works of G. V. F. Hegel on the philosophy of religion. The purpose of this study is to analyze G. V. F. Hegel's approach to the study of Christian consciousness in its interpretation by the philosophy of French neo-Hegelianism. Achieving this goal involves the use of an interdisciplinary approach due to the fact that the evaluation of the method applied to the study of Christian consciousness is impossible without reference to Christian theology. The study allows us to conclude that the method of Hegelian philosophy used by French neo-Hegelian philosophers is important for research in the field ofphilosophy of religion, but is not universal for the analysis of changes in Christian consciousness. The problem presented in the article requires additional research, including, among other things, the judgments of modern thinkers in France.

Keywords: Christian consciousness, religious consciousness, neo-Hegelianism, atheism, unhappy consciousness, dialectic, object, cult.

За последние два столетия учение Гегеля, благодаря универсальному диалектическому методу, не только стало неотъемлемой частью

классической философской системы, но и породило множество трактовок со стороны его последователей, в том числе у французских мыс-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

лителей XX в. Впрочем, если об интерпретации основных положений гегелевского учения сказано достаточно, то отдельные его аспекты все еще нуждаются в пояснении и актуальны для исследования, в особенности учение о христианском сознании и попытка интерпретации его философией французского неогегельянства.

Обусловлено это тем, что на фоне огромного количества работ [1], посвященных анализу философии французского неогегельянства, в том числе современных исследований И.С. Курило-вича [2], рассматривающих данное направление в его целостности, тема религиозного сознания встречается достаточно редко. Притом что для самого Гегеля религиозная проблематика имеет важное значение в его основных работах и требует соответствующего изучения.

Новизна темы данной статьи заключается в том, что в ней анализируется христианское сознание в философии Гегеля и французских неогегельянцев в отличие от более ранних системных исследований в этой области.

Цель работы - анализ подхода Гегеля к изучению христианского сознания в интерпретации его философией французского неогегельянства. В связи с этим предполагается использование междисциплинарного подхода с тем, что оценка метода христианского сознания невозможна без обращения к христианской теологии.

Исследование осуществлено на основе общефилософских и общенаучных методов диалектики, индукции и дедукции, анализа и синтеза, обобщения и гипотезы. Подробный анализ источников потребовал также применения герменевтического метода.

Рассматривая христианское сознание в философии французского неогегельянства, необходимо отметить, что основу представления о христианстве как таковом следует искать в «Философии религии» Гегеля, где он подробно описывает религию как одну из форм самосознания абсолютного духа, содержание которой внутренне тождественно философии, но отлично от нее по форме. В контексте исследования у Гегеля практически не встречается термин «христианское сознание», зато довольно часто упоминается более обобщенный термин - «религиозное сознание». Его главным элементом является представление, в котором один образ существует отдельно от другого, и для христианского сознания остается скрыто внутреннее значение христианской религии. Следовательно, религиозное сознание как таковое не дает, та-

ким образом, подлинного знания о боге (да и всех вещах) [3]. То есть с точки зрения учения Гегеля христианская религия не может раскрыть тот подлинный смысл, которым обладает, так как она только транслирует его в несовершенной форме представления. Чтобы раскрыть внутреннее значение христианской религии, необходимо перевести ее смыслы из формы представления в форму понятия.

Прослеживая подобную логику гегелевского учения о религии, представитель французской философской мысли А. Койре пишет о глубокой арелигиозности Гегеля. Впрочем, несмотря на это замечание, учение Гегеля показывает достаточно ясную структуру религиозного сознания, к которой далее будут обращаться в том числе и неогегельянцы Франции, в особенности Жан Валь [2].

Итак, «структура данной формы сознания состоит из трех элементов: а) Бог - объект; б) человек и на бога направленное познание -субъект; в) объединение их - культ, т.е. бог, сознание бога и культ. По Гегелю, бог есть "все во всем", "Всеединое" Если под всем понимать сумму всего существующего, то получается представление "все есть бог". Это Гегель называет пантеизмом и всячески открещивается от него, ибо в таком случае и все плохое будет богом» [3].

Как было отмечено ранее, данная структура сознания очень близка той, которую в своих исследованиях выстраивает представитель французского неогегельянства Жан Валь. Практически вся его работа посвящена более подробному изучению христианского сознания, которое, следуя примеру из работы «Феноменология Духа» Гегеля, Жан Валь называет несчастным.

Отвечая на вопрос о причине использования термина «несчастное сознание» применительно к христианскому, следует обратиться к определению, которое дает сам Жан Валь: «Несчастное сознание, следовательно, - это видение одного сознания в другом и единство этих двух сознаний; но оно еще не осознает, что является этим единством» [4, с. 196]. То есть, обращаясь к структуре христианского сознания и рассматривая ее в философии Жана Валя, необходимо говорить о ней с позиции диалектики внутреннего движения этой структуры. Сознание как субъект, обращенный к своему объекту, т. е. Богу, еще не знает того, что они объединены через культ. Более того, в философии Жана Валя несчастность сознания обусловливается не только причиной неосознавания этого факта

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

объединения. Нечто подобное можно найти и в иудаизме, когда есть неизменное и изменчивое как противоположности. Христианское сознание оказывается несчастным, согласно учению Жана Валя, еще и потому что «единичное становится "формой неизменного"» [4, с. 208].

Итак, неизменное становится единичным, единичное же в себе связано с неизменным, но связи этой оно еще не осознает. Здесь мы имеем противоречие, разрешение которого, согласно Жану Валю, обнаруживаем в разуме. Кроме Жана Валя вопрос несчастного сознания интересует также французского философа Жана Ипполита. В своей работе «Генезис и структура "Феноменологии духа" Гегеля» он поднимает вопрос о религиозной философии Гегеля и интерпретации в ее контексте понятия «несчастное сознание». Жан Ипполит также приходит к выводу о неадекватности использования формы представления для выражения всей полноты религиозного опыта сознания. Кроме того, он замечает, что «несовершенство» религии заключается еще и в том, что она является только частью индивидуальной жизни и не охватывает все человеческое эпохи.

Похожий вывод находим ещё у одного представителя французского неогегельянства Александра Кожева. Комментируя учение Гегеля о несчастном сознании, он наблюдает постепенную смену христианского сознания тем, которое опирается лишь на законы разума, и считает такой переход неизбежностью, которая произошла после зарождения революционных идей, даровавших индивиду свободу своих действий.

В целом трактовка гегелевского учения о роли религии весьма отличается в работах Кожева, который не только по-своему объясняет сложные части «Феноменологии духа», но и пытается соединить это понимание со своим принципиально иным видением.

Таким образом, если Гегеля обвиняли в пантеизме, то А.Кожева будут обвинять в атеизме на основе того, что христианское сознание в его концепции является неким промежуточным звеном, которое уже утратило свою необходимость, заключающуюся в развитии европейской науки.

Итак, рассматривая христианское сознание в философии французского неогегельянства, можно сделать вывод, что, несмотря на представленное многообразие интерпретаций, существует ряд положений, которые встречаются в работах самого Гегеля и сохраняются во всем представленном множестве пояснений его учения.

К таким положениям можно отнести и отношение к христианскому сознанию как максимально приближенному к философскому, как одной из форм самосознания абсолютного духа, по содержанию внутренне тождественную философии. Исходя из данного положения, учение Гегеля, в том числе в интерпретации его французскими неогегельянцами, должно представлять интерес не только для философии, но и для теологии как науки. Однако при более детальном изучении анализируемых ранее интерпретаций можно заметить ряд противоречий между содержанием христианского сознания и анализом этого же понятия в философии французского неогегельянства.

Например, в философии Жана Валя существует суждение о том, что «Бог - это движение в себе самом, и именно для этого он является живым Богом» [4, с. 212]. В философии религии Гегеля также часто упоминается термин «движение» применительно к понятию «бог». Например, «так, бог есть движение в самом себе» или «бог есть движение к конечному и тем самым посредством снятия этого конечного -движение к самому себе» [5, с. 362].

В контексте содержания гегелевской философской мысли, казалось бы, нет ничего удивительного в том, чтобы рассматривать исследуемое понятие в его движении, так как движение понятия является тем уникальным звеном гегелевской философской системы, которое позволило философии проводить более глубокое исследование своего предмета, не опасаясь всех его противоречий. Однако с точки зрения самой христианской теологии термин «движение» не может быть применен к понятию Бога, поскольку его неизменность является одним из основных атрибутов божества.

Следующее существенное расхождение с классической христианской теологией находим в суждении Гегеля о том, что «без мира бог не есть бог» [5, с. 362]. Жан Валь интерпретирует это высказывание в форме особой концепции, «где Бог и мы создаем друг друга» [4, с. 212]. Подобное утверждение также не выдерживает представления классической христианской мысли о самодостаточности Бога.

Приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что между внутренним содержанием христианской религии и классической философской мыслью невозможно однозначно поставить знак тождества, который находим в философии французского неогегельянства.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

Наш вывод в целом не противоречит результатам, полученным другими исследователями в ходе изучения содержания христианской мысли и философии религии Гегеля в интерпретации французских неогегельянцев. Так, например, один из известных мыслителей ХХ в. Дьёрдь Лукач высказывает предположение «о преодолении Гегелем христианства, о возникновении новой, третьей, религии» [6, с. 217].

Настоящее исследование ограничено доступом к зарубежным источникам. Проблему следует также рассмотреть и с точки зрения современных мыслителей Франции.

Тем не менее нам удалось обнаружить основные проблемы философии французского неогегельянства, возникающие при междисциплинарном исследовании вопроса интерпретации христианского сознания в контексте представленной философии.

Во-первых, приведенный в философии французского неогегельянства тезис о тождестве содержания христианской религии и философии имеет ряд вопросов при исследовании его методом междисциплинарного подхода, с привлечением науки-теологии.

Во-вторых, для подтверждения или опровержения предположений, представленных в статье по данному ряду вопросов, необходимо проведение дополнительных исследований, включающих современных зарубежных (французских) философов и теологов, работы которых позволили бы более детально понять тот смысл, который был вложен философами-неогегельянцами при интерпретации философии религии Гегеля.

Литература

1. Кузнецов В. Н. Французское неогегельянство. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 200.

2. Курилович И.С. Французское неогегельянство: интерпретации и трансформации феноменологии : дис. ... канд. филос. наук. М., 2016. С. 221.

3. Омаров БМ. Структура религиозного сознания в философском учении г. Гегеля // Общество и право. 2011. № 3 (35). С. 307. URL: https:// cyberleninka.ru/ article/ nstmlkua-religiomogo-soznamya-v-filosofskom-uchenii-g-gegelya (дата обращения: 14.07.2020).

4. Валь Ж. Несчастное сознание в философии Гегеля / пер. с франц. В.Ю. Быстрова. СПб. : Владимир Даль, 2006. 334 с.

5. Гегель Г.В.Ф. Философия религии : в 2 т. М. : Мысль, 1975. Т. 1. С. 532.

6. Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. М. : Наука, 1987. 616 с.

References

1. Kuznetsov V. N. (1982). French neo-Hegelianism. Moscow, Moscow University Press, 200 p. (in Russian).

2. Kurilovich I. S. (2016). French Neo-Hegelianism: interpretations and transformations of phenomenology. Dissertation Thesis. Moscow, 221 p. (in Russian).

3. Omarov B.M. (2011). The structure of religious consciousness in the philosophical teaching of G. Hegel. Obshchestvo i parvo, No. 3 (35), p. 307. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-religioznogo-soznaniya-v-filosofskom-uchenii-g-gegelya (accessed July 14, 2020). (in Russian).

4. Val' Zh. (2006). Unhappy consciousness in the philosophy of Hegel. Tr. from Fr. by V. Yu. Bystrov. Saint Petersburg, Vladimir Dal Publ., 334 p. (in Russian).

5. Hegel G. V. F. (1975). Philosophy of Religion: in 2 vols. Moscow, Mysl Publ., vol. 1, p. 532. (in Russian).

6. Lukach D. (1987). Young Hegel and the problems of capitalist society. Moscow, Nauka Publ., 616 p. (in Russian).

Поступила в редакцию / Received 14 января 2021 г. / January 14, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.