Научная статья на тему 'СМК РТКомм и ее отражение в работе службы эксплуатации'

СМК РТКомм и ее отражение в работе службы эксплуатации Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
86
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы —

В настоящее время в области предоставления услуг связи ужесточается конкурентная борьба. Основная борьба ведется в сфере современных услуг, предлагаемых на основе мультисервисной сети. Массовое внедрение новых услуг вынуждает операторов переходить к организации более высокого уровня поддержки качества сервисов и развитию систем биллинга. Сегодня все понимают, что при большом числе пользователей в сети требуется сложная и интеллектуальная система управления. В мультисервисной сети одновременно существует несколько типов трафика, причем требования к параметрам качества для каждого из них существенно различаются. Для обеспечения требуемого уровня качества и предотвращения перегрузок в сети требуется специализированные средства. При их отсутствии операторы могут столкнуться с критичными для бизнеса авариями, недовольством пользователей и существенными финансовыми потерями. Успешно предоставлять новые услуги, обеспечивать необходимое качество, правильно управлять трафиком в сети, учитывать использование сервисов можно только при жестком соблюдении требований к системе менеджмента качеством (СМК). В ОАО «РТКомм.РУ» СМК рассматривается как действенный инструмент, позволяющий выстроить эффективные бизнес-процессы и управлять ими. Результатом построения такой системы является предоставление клиентам услуг с гарантированным стабильно высоким уровнем качества, соответствующим их ожиданиям и требованиям рынка телекоммуникационных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СМК РТКомм и ее отражение в работе службы эксплуатации»

пт

С! в МК РТКОЛ работе сл Ш и ее отражение іужбьі эксплуатации

И.С. БОРИСЕНКОВ,

директор департамента качества и бизнес-процессов ОАО «РТКомм.РУ»

В.В. САВЕНКО,

директор департамента эксплуатации ОАО «РТКомм.РУ»

В настоящее время в области предоставления услуг связи ужесточается конкурентная борьба. Основная борьба ведется в сфере современных услуг, предлагаемых на основе мультисер-висной сети. Массовое внедрение новых услуг вынуждает операторов переходить к организации более высокого уровня поддержки качества сервисов и развитию систем биллинга. Сегодня все понимают, что при большом числе пользователей в сети требуется сложная и интеллектуальная система управления.

В мультисервисной сети одновременно существует несколько типов трафика, причем требования к параметрам качества для каждого из них существенно различаются. Для обеспечения требуемого уровня качества и предотвращения перегрузок в сети необходимы специализированные средства. При их отсутствии операторы могут столкнуться с критичными для бизнеса авариями, недовольством пользователей и существенными финансовыми потерями. Успешно предоставлять новые услуги, обеспечивать необходимое качество, правильно управлять трафиком в сети, учитывать использование сервисов можно только при жестком соблюдении требований к системе менеджмента качества (СМК).

В ОАО «РТКомм.РУ» СМК рассматривается как действенный инструмент, позволяющий выстроить эффективные бизнес-процессы и управлять ими. Результатом построения такой системы является предоставление клиентам услуг с гарантированным стабильно высоким уровнем качества, соответствующим их ожиданиям и требованиям рынка телекоммуникационных услуг

омпания РТКОММ декларирует следующие цели в области качества:

1. Строгое соответствие предоставляемых услуг международным, национальным и корпоративным стандартам и требованиям.

2. Обеспечение технического уровня предоставляемых услуг, соответствующего или превышающего уровень ведущих предприятий и фирм, действующих на рынке услуг связи в России и за рубежом.

3. Ответственность перед клиентом за качество предоставляемых услуг.

4. Достижение оптимального соотношения «цена/качество» предоставляемых услуг для наших клиентов по сравнению с фирмами, действующими на рынке.

5. Расширение номенклатуры предоставляемых услуг, преимущественно за счет использования новейших технологий в области связи. Разработка и внедрение новых услуг, максимально полно удовлетворяющих запросы наших клиентов.

6. Постоянное снижение количества жалоб и рекламаций со стороны наших клиентов.

7. Формирование имиджа компании как высокотехнологичной и предоставляющей услуги высокого качества.

Стратегией достижения поставленных целей является:

1. Ориентация на процессную модель управления и совершенствование структуры компании.

2. Разработка, внедрение и поддержание СМК в соответствии с требованиями международных стандартов серии ЕЮ 9000.

3. Принятие управленческих решений на основе анализа данных и информации о деятельности компании.

30

Век Качества N° 5

II

METOДOЛOГИЯ I Менеджмент качества

Схема 3-уровневой поддержки клиентов в PTKOMM

С

Клиент

J

ш

24x7

/Служба оперативной Л /Сл V эксплуатации у I

Служба эксплуатации дата-центров

Ту

с

V по

11

Менеджеры

коммерческой

дирекции

)

Служба тех. поддержки клиентов,

о

4. Удовлетворение требований к услугам связи - при кратчайших сроках реализации клиентских заказов и полной гарантии качества, в том числе и на основе соглашений об уровне качества услуг (Service Level Agreement - SLA).

5. Понимание того, кем является наш клиент, каковы его специфические требования сегодня и какими они будут завтра.

6. Систематическая работа с клиентами с целью изучения их запросов.

7. Открытость перед клиентом -предоставление клиентам доступа к информации о качестве потребляемых ими услуг.

8. Приоритетное решение проблем качества в цепочке «персонал -технология - организация», максимальное использование опыта наиболее успешных операторов связи.

9. Строгий контроль за обеспечением качества предоставляемых услуг на всех стадиях их жизненного цикла, регламентированная ответственность всего персонала за качество.

10. Направленность работ в основном на предупреждение возможного снижения качества услуг, а не только на его устранение.

11. Систематическое обучение персонала в области качества, привлечение каждого сотрудника к участию в совершенствовании процесса предоставления услуг связи, стимулирование персонала за работы по повышению качества.

СМК РТКОММ разработана, внедрена, действует и постоянно совершенствуется в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9001-2000 и ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

24x7

(При решении высокоприоритетных проблем клиентов)

/ Служба систем Д V передачи данных J

24x7

(При решении высокоприоритетных проблем на сети )

В нынешним году в рамках ежегодного инспекционного контроля в Системе сертификации ГОСТ Р и Системе сертификации DAR (Германия) РТКОММ в очередной раз подтвердил действие ранее выданных сертификатов соответствия ГОРТ Р (Россия) и DAR (Германия). По итогам проверки комиссия экспертов дала положительное заключение, а также высоко оценила деятельность РТКОММ в области менеджмента качества.

В РТКОММ разработаны и предложены клиентам соглашения о гарантиях качества предоставляемых услуг (SLA). В их основе лежит финансовая ответственность компании перед ее клиентом за выполнение заранее оговоренных показателей качества предоставления услуг.

В целях дальнейшего совершенствования процессов поддержки пользователей и развития СМК в настоящее время в РТКОММ идет работа по следующим направлениям: ^ автоматизация процесса контроля качества предоставляемых для государственных структур услуг на основании данных существующих систем и вновь вводимых систем мониторинга сетевых ресурсов компании;

^ разработка, внедрение и корректировка ключевых показателей деятельности каждого подразделения и увязка их со сбалансированными показателями деятельности компании;

^ обеспечение ежемесячного и еженедельного контроля и разработки отчетности по сбалансированным показателям деятельности компании;

й

развитие информационной системы качества ЦМБ, что позволяет дать клиентам более полную информацию о параметрах предоставления услуг и ходе решения его проблем;

^ совершенствование существующих подходов и методик анализа, моделирования и разработки бизнес-процессов.

Качественное и быстрое обслуживание клиентов в наши дни является приоритетным для любой компании. Под «обслуживанием» чаще всего понимается техническая поддержка, а также работа с претензиями клиентов. В компании РТКОММ за эти вопросы отвечает служба эксплуатации, именно поэтому руководство РТКОММ рассматривает систему эксплуатации как важный элемент гарантии эффективности ведения бизнеса и уделяет этому направлению большое внимание.

Факторами, усиливающими внимание к эксплуатации, являются оценка рисков компании, ответственность за оказание услуг по контрактам, возрастающая конкуренция на телекоммуникационном рынке, повышение требований клиентов к услугам связи и возможностям операторов оперативно реагировать на изменение потребностей.

Система эксплуатации, как и любая система с обратной связью, требует постоянного контроля и выполнения корректирующих действий. Подразделения эксплуатации и менеджмента качества на ежемесячной основе независимо формируют подробную отчетность для руководства о показателях эффективности системы эксплуатации РТКОММ.

В компании разработаны и действуют все необходимые процедуры информирования руководства о проблемах и принятия мер по их устранению, базирующиеся на использовании современных информационных систем. Департамент качества совместно с дирекцией развития анализирует отчетность по загрузкам магистралей, также анализируется статистика обработки заявок клиентов. На ежедневной основе готовится сводка по всем возникающим у клиентов проблемам, на еженедельной основе проводится анализ статистики по обработке обращений в Службу оперативной эксплуатации. Положения СМК четко определяют приоритеты, нормативные сроки, порядок информирования и эскалации.

Эксплуатационные подразделения полностью укомплектованы квалифицированными специалистами. В компании проводится профессиональное обучение, стимулирование сотрудников, уделяется большое внимание технической оснащенности подразделения эксплуатации,

Сентябрь 2008 г.

31

METOДOЛOГИЯ I Менеджмент качества

также проводится анализ появляющихся на рынке новых информационных систем, в первую очередь, контроля качества.

Схема 3-уровневой поддержки клиентов в РТКОММ приведена на рисунке.

Благодаря реализованной схеме обслуживания РТКОММ клиенты имеют возможность в любое время обратиться в службу эксплуатации по возникшим проблемам и получить поддержку услуг. Служба технической поддержки клиентов отвечает за эксплуатацию и качество предоставляемых клиенту услуг, в то время как служба систем передачи данных занимается эксплуатацией опорной сети. Такое разделение функций оптимизирует необходимые ресурсы и повышает эффективность работы.

Система эксплуатации активно использует следующие информационные системы компании:

SS систему регистрации и обработки проблем (Service Desk);

SS систему управления заказами (Order Management System, частично обеспечивает функционал CRM);

SS систему управления работами на сети (Work Ticket System);

SS систему мониторинга и сбора статистики NMS (Network Management System);

SS систему SLA-мониторинга

(Performance Monitoring).

В планах компании реализовать личный кабинет пользователя через Web-интерфейс, где будет содержаться информация по оказываемым услугам, информация о ходе решения проблем, а также статистика по доступности оборудования пользователя. В компании продолжаются работы по интеграции и совершенствованию OSS/BSS-систем.

Успешность работы службы эксплуатации оператора во многом определяется следующими факторами:

1. Построение сети на оборудовании вендора, решения которого надежны и эффективны в эксплуатации (например, позволяют выполнять многие операции без перерывов сервиса).

2. Заказ сервисной поддержки оборудования со стороны вендора оборудования (или интегратора), играющего ключевую роль в функционировании сети.

3. Обязательное тестирование и документирование применяемых решений.

4. Разработка и своевременная корректировка технологической документации - нормативных документов, методик, инструкций, процедур менеджмента качества и т.п.

5. Наличие SLA или понятной ответственности (подрядчиков) по арендуемым сетевым ресурсам.

6. Внедрение системы контроля качества услуг, использование автома-

тизированных средств контроля, использование измерительной техники.

7. Внедрение основных информационных систем согласно eTOM (Enhanced Telecom Operations Map).

8. Строгий контроль процесса приемки объектов/услуг в эксплуатацию.

9. Наличие в компании подготовленных квалифицированных специалистов.

10. Проведение регулярного анализа отчетов по ключевым показателям эффективности подразделений.

Контроль и управление сетью РТКОММ осуществляется из единого Центра управления, расположенного в Москве, который оснащен современными системами управления, мониторинга и регистрации проблем. Также сотрудники РТКОММ используют в работе контрольно-измерительные приборы для обеспечения качества услуг (в том числе GE-анализаторы с возможностью анализа L3, QoS).

Телекоммуникационная сеть РТКОММ построена на базе телекоммуникационного оборудования ведущих мировых производителей, таких как Cisco Systems и Juniper Networks. Использование такого оборудования повышает надежность сети и позволяет гарантировать клиентам высокое качество услуг.

Необходимо также отметить, что РТКОММ является исполнителем национального проекта «Образование» в части подключения школ к сети Интернет. Данный проект позволил компании получить уникальный опыт реализации проектов огромного масштаба. При этом подключение и обслуживание школ никак не сказывается на остальных клиентах компании как в части работы службы эксплуатации, так и клиентской поддержки, так как поддержка проекта «Образование» реализована с использованием аутсорсингового Центра обработки вызовов, над реализацией проекта работают выделенные инженеры.

Успешное внедрение СМК и OSS помогает успешно решать ряд бизнес-задач. Во-первых, повысить качество и оперативность обслуживания пользователей (а значит их лояльность) за счет четкой координации и информационной поддержки работ. Во-вторых, проводить оперативный мониторинг и управление телекоммуникационными ресурсами компании, что позволяет предоставлять услуги гарантированного качества и оптимизировать ресурсы и затраты. В-третьих, повысить эффективность управления производственными процессами компании и оптимизировать взаимодействие персонала. В итоге это приводит к минимизации операционных издержек и уменьшению недополученной выручки. ■»

ХРОНИКА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Компания «ИнтерТраст» ресертифицировала СМК

15-16 июля компания «ИнтерТраст» успешно прошла ресертификацию действующей системы менеджмента качества (СМК), определяющей политику в области проектирования, разработки, производства и обслуживания программного обеспечения для автоматизации делопроизводства, документооборота и управленческой деятельности, на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (1ЗО 9001:2000).

Ресертификационный аудит СМК проводился в связи с окончанием срока действия прежнего сертификата. Политика в области качества разработана и введена в действие приказом генерального директора «ИнтерТраст» в октябре 2001 г. Руководство использует ее как средство улучшения деятельности компании. В обеспечении качества участвуют все подразделения и сотрудники. Критерием качества является удовлетворенность клиентов компании.

Результаты проведенного аудита подтвердили соответствие СМК установленным ГОСТ Р ИСО 9001-2001 требованиям. Наличие сертификата является знаком высокого качества продукции и услуг компании для клиентов, дополнительной гарантией надежности систем автоматизации и профессиональной компетентности сотрудников «ИнтерТраст».

www.intertrust.ru

Компания ИНОТЕХ® открыла коммерческое представительство в Москве

В июне начало свою работу коммерческое представительство компании «Инотех®» в Москве. На начальном этапе функции представительства исключительно коммерческие - по продвижению обновленной версии системы биллинга АСР Р!а1вх® и выпущенной под тем же брендом ОЗЗ/БЗЗ-системы. Планируется, что новая структура усилит позиции компании на рынке Москвы и Московской области, тем более что с выпуском ОЗЗ/БЗЗ-системы компания может предложить операторам комплексное решение по автоматизации их бизнес-процессов. ОЗЗ/БЗЗ Р1А-ТЕХ®, первый запуск которой состоялся в прошлом году, интегрируется не только с «родной» системой биллинга, но и с любыми другими системами. К концу 2008 года московскому представительству компании «Инотех®» будет передана часть функций по внедрению продуктов линейки Р!а1вх®.

www.inotechgroup.ru

З2

Век Качества N° 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.