Научная статья на тему 'Тенденции развития OSS/BSS-систем в условиях перехода на сети NGN'

Тенденции развития OSS/BSS-систем в условиях перехода на сети NGN Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
469
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаврилов Андрей

Одной из ключевых проблем для операторов связи продолжает оставаться падение средней величины доходности на линию (ARPU). Несмотря на общий рост абонентской базы, высокая конкуренция не позволяет операторам увеличивать стоимость тарифных планов. Однако повысить ARPU можно за счет предоставления пользователям большего количества услуг, таких как MMS, доступ к электронной почте, мобильный Интернет, загрузка различного контента, видео, голосовые вызовы и т.д. Переход на сети NGN позволит операторам серьезно увеличить не только количество, но и качество услуг, предоставляемых абонентам, что, несомненно, отразится на конкурентном преимуществе операторов связи. Что же такое NGN-сети, и в чем их привлекательность?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития OSS/BSS-систем в условиях перехода на сети NGN»

т

Таким образом, операторы должны изыскивать новые пути выживания в телекоммуникационном бизнесе с жесткой конкуренцией. Предполагается, что способствовать выживанию фирм в столь сложных условиях будут конвергированные системы OSS/BSS.

Что касается стран Западной Европы, то некоторые компании, включая Alcatel Lucent, начали предлагать свои конвергированные сис-

темы OSS/BSS на телекоммуникационный рынок. Alcatel Lucent является одной из ведущих компаний-по-ставщиков систем OSS/BSS для телекоммуникационной отрасли. Компания объединяет свой опыт по инсталляции оборудования и эксплуатации сетей, интеграции услуг, внедрению различных приложений с наиболее современным программным обеспечением для систем OSS и

BSS от своих стратегических партнеров — компаний AMDOCS/Cramer, Convergys, Genesys и Comtel.

Продукция и решения OSS/BSS Alcatel Lucent уже используются на 1000 действующих сетях, в число которых входят сети компаний Telstra, Deutsche Telekom, Sprint и Telefonica. J

По материалам журнала Eastern European Wireless Communications

Развитие OSS/BSS-систем

в условиях перехода на сети NGN

Андрей ГАВРИЛОВ,

главный специалист ЗАО «ПЕТЕР-СЕРВИС»

Введение в сети NGN

NGN (Next Generation Network — сеть следующего поколения) представляет собой универсальную многоцелевую сеть, предназначенную для передачи речи, изображений и данных с использованием коммутации пакетов. Сеть NGN обеспечивает качество обслуживания, необходимое для различных видов телекоммуникационного трафика. Ее особенностью является то, что передача и маршрутизация пакетов, а также элементы оборудования передачи (каналы, маршрутизаторы, коммутаторы, шлюзы) физически и логически отделены от устройств и логики управления вызовами и услугами (рис. 1). Использующаяся логика поддерживает все типы услуг в сети с коммутацией пакетов — от базовой телефонной связи до передачи данных, изображений, мультимедийной информации, широкополосных приложений и приложений управления. Указанные особенности отличают сети NGN от обычных телефонных и IP-сетей, наиболее широко распространенных в мире телекоммуника-

Век Качества N° 3

Одной из ключевых проблем для операторов связи продолжает оставаться падение средней величины доходности на линию (ARPU). Несмотря на общий рост абонентской базы, высокая конкуренция не позволяет операторам увеличивать стоимость тарифных планов. Однако повысить ARPU можно за счет предоставления пользователям большего количества услуг, таких как MMS, доступ к электронной почте, мобильный Интернет, загрузка различного контента, видео, голосовые вызовы и т.д. Переход на сети NGN позволит операторам серьезно увеличить не только количество, но и качество услуг, предоставляемых абонентам, что, несомненно, отразится на конкурентном преимуществе операторов связи. Что же такое NGN-сети и в чем их привлекательность?

ций. Сети NGN, будучи результатом слияния сети Интернет и телефонных сетей, объединяют в себе их лучшие черты.

Основные свойства NGN:

S «мультисервисность» — независимость технологий предоставления услуг от транспортных технологий, что дает возможность предлагать множество разных услуг в одном пакете;

S «широкополосность» — возможность гибкого и динамического изменения скорости передачи информации в широком диапазоне в зависимости от текущих потребностей пользователя;

S «мультимедийность» — способность сети передавать многокомпонентную информацию (речь, данные, видео, аудио) с необходимой синхронизацией этих компонентов в реальном времени и использованием сложных конфигураций соединений;

S «интеллектуальность» — возможность управления услугой, вызовом и соединением со стороны пользователя или поставщика услуг;

S «инвариантность доступа» — возможность организации доступа к услугам независимо от используемой технологии;

S «многооператорность» — участие нескольких операторов в процессе предоставления услуги и разделение их ответственности в зависимости от области их деятельности.

На рисунке представлена блок-схемаодного из вариантов архитектуры NGN-сети.

Сегодня на рынке нет недостатка в предложении оборудования NGN-класса со стороны производителей. Отечественные системные интеграторы давно и активно предлагают проекты как для корпоративных пользователей, так и для операторов связи. Первым шагом, который сделали операторы в этом направлении, стало внедрение Triple Play Service (TPS). Решение Triple Play позволяет добавить услуги передачи видео и различного рода контент-услуг к традиционной передаче голоса и данных. Как правило, TPS поддерживают не только традиционные ус-

луги сетей кабельного телевидения, но и уникальные сервисы, возможные лишь в пакетных сетях.

Эволюция и запуск новых интерактивных услуг приведет к увеличению ежемесячного счета на одного абонента (ARPU), a впоследствии и доходов операторов. По мере роста абонентов, подключенных к сервисам Triple Play, все большее значение для операторов с точки зрения получения дополнительных прибылей будет приобретать такой инструмент, как интерактивная реклама. В этой связи становятся все более актуальными изменения OSS/BSS-систем для полноценной поддержки бизнеса оператора в условиях, когда растет число новых сервисов, повышается сложность архитектуры сетей, появляются новые маркетинговые и управленческие функции у оператора связи.

Тенденции развития OSS/BSS-систем при работе в NGN-сетях

Как уже отмечалось, операторы начинают присматриваться к NGN-архитектуре. Однако для того чтобы дополнительные сервисы работали, одного оборудования для построения сети NGN недостаточно. Необходимы также клиентские устройства, управляющие оборудованием, биллинговые системы, способные выставить счет за услуги, и еще целый ряд компонентов, без которых предоставление услуг может оказаться невозможным или не будет обеспечено необходимое качество услуг и удобство пользования ими. Большинство компонентов по организации работы сетей и бизнеса оператора предоставляют OSS/BSS-системы. Не секрет, что существующие OSS/BSS-решения не в полной мере отвечают потребностям NGN как в части управления архитектурой сети, так и в части поддержки услуг мультимедиа. Рассмотрим, в каких направлениях могут развиваться OSS/BSS-системы, чтобы реализовать предоставляемые архитектурой NGN возможности, и как эти направления претворяются в жизнь на примере нескольких продуктов компании «ПЕТЕР-СЕРВИС».

NGN — это не услуги, не тарифные планы, не счета пользователю, а инфраструктура для предоставления услуг пользователю, то есть «железо», поэтому в первую очередь потребуется изменить компоненты по управлению этой инфраструктурой. Усложнение сетей, изменение их архитектуры потребуют от разработчиков OSS сократить время, затрачиваемое на поиск решения проблемы, на изменение или настройку топологии сети, то есть на смену проактивности системы. Данный про-

.рхитектура сети NGN (источник: «Концептуальные построению мультисервисных сетей на ВСС России»)

Узел служб

* * Узел *

; *** управления*»

. услугами

Контроллер |л.................

си гнализации Fü

факс в

_ Оконечный

- узел

телефон

цесс должен быть максимально автоматизирован, так как, во-первых, это уменьшит время простоя системы в нерабочем состоянии, что положительно скажется на лояльности клиентов, а во-вторых, позволит не увеличивать накладные расходы на персонал с ростом абонентской базы. Идеальный вариант, когда поиск неисправности или изменения параметров сети происходит в режиме реального времени. Вот почему популярность современных, гибко настраиваемых OSS-решений для управления сетью будет расти. Например, для выполнения этих задач компания «ПЕТЕР-СЕРВИС» предлагает систему PETER-SERVICE HEX, предназначенную для управления телекоммуникационным оборудованием предприятия связи, таким как коммутаторы, голосовая почта и prepaid-системы. Использование

данного продукта позволяет операторам максимально отделить бизнес-логику управления услугами в биллинговой системе от технических деталей взаимодействия с оборудованием.

Еще одним «железным» свойством архитектуры NGN-сети является «инвариантность доступа» к услугам. Это подразумевает, что услуга должна быть доступна для клиента независимо от того, как он подключился к этой услуге и по каким протоколам работает оборудование. Для клиента доступ к услуге должен быть прозрачен, будь то GPRS, 3G, WiMAX или Wi-Fi. Поэтому современные информационные системы операторов должны хорошо интегрироваться с оборудованием разных производителей и базироваться на открытых технологиях и протоколах, поддерживающих SOA . Открытая архитектура платформ позволит операторам легко интегрировать новые ре-

шения в уже существующую инфраструктуру.

Если рассматривать NGN-сеть в рамках обозначенных выше свойств, то на первом месте не случайно стоит «мультисервисность», так как именно это свойство напрямую способствует увеличению средней величины доходности на линию. Для биллинговых систем это означает, что они должны быть готовы к учету и тарификации множества новых услуг. При этом услуги могут в корне отличаться не только способом тарификации, но и методом учета на балансе клиента. Это накладывает на биллинговые системы требования в части конвергент-ности в широком смысле этого слова. Система уже не может оставаться жесткой, сильно интегрированной и монолитной. Гибкие, конфигурируемые и эффективные системы управления тарификацией помогут операторам сократить время вывода новой услуги на рынок с нескольких месяцев (а иногда и лет) до нескольких дней или недель. Чем быстрее новые сервисы будут выходить на рынок, тем эффективнее будет работа оператора.

Но для современного рынка услуг даже этого уже недостаточно. Сегодня клиент сам хочет управлять своими услугами, видеть свой баланс и держать его под контролем. Это нашло отражение в таком свойстве NGN-сети, как «интеллектуальность». Поэтому биллинговые системы должны отражать подход, ориентированный на клиента. Все большую популярность получают не просто системы учета баланса клиента, а комплексные решения, объединяющие в себе функциональность, достаточную для полноценного ведения бизнеса оператора, — от тарификации трафика и выставления счетов до гибкого

Май-июнь 2009 г.

(L

управления тарифами и услугами на основе решения аналитических задач и получения отчетов для отделов маркетинга. Это позволяет операторам более гибко реагировать на изменения потребностей абонентов и, в конечном итоге, проводить более грамотную рыночную политику. CRM-системы (системы управления взаимодействием с клиентами) как раз ориентированы на эти цели. Они состоят из комплекса подсистем, которые отвечают за улучшение обслуживания клиентов, повышение уровня продаж, оптимизацию маркетинга и т.д. Например, линейка CRM-продуктов компании «ПЕТЕР-СЕРВИС» включает в себя: PETER-SERVICE SCC — центр самообслуживания; PETER-SERVICE SBMS — система управления абонентской базой; PETERSERVICE CMS — система управления контактами; PETER-SERVICE IVR — сервер-автоинформатор.

Не стоит забывать о проблемах, связанных с мошенническими действиями в сетях и недополучением вследствие этого доходов оператора. Мошенники наносят операторам связи существенные убытки: по некоторым оценкам, до 10% годового дохода, или свыше 13 млрд долл. в год. Значительный ущерб наносит мошенничество и законопослушным потребителям, так как одной из целей мошенников является добыча конфиденциальной информации и продажа ее на сторону, в том числе криминальным структурам. В NGN нарушители получают новые возможности для мошенничества, недоступные ранее в обычных телефонных сетях. Особенностью сетей NGN с точки зрения безопасности, отличающей их от традиционных сетей, является использование IP-протоколов и разнородных сред доступа. В традиционных телекоммуникационных сетях используются, как правило, закрытые алгоритмы и

протоколы. Это затрудняет нарушителю достижение его целей и требует наличия определенной внутренней информации. В отличие от традиционных сетей протоколы IP-сетей хорошо известны и документированы. Телефонная сеть общего пользования имеет централизованную архитектуру, «интеллект» сети сосредоточен в АТС, а телефоны не обладают большой функциональностью. В противоположность этому IP-сети децентрализованы по своей природе, абонентскими терминалами являются, по сути, компьютеры, используя которые мошенники могут создавать многочисленные угрозы. Вот почему при переходе с традиционных сетей на NGN потребуется пересмотр политики безопасности компьютерных сетей.

Исследования в области обеспечения доходов показывают, что операторы недополучают в среднем 12,2% доходов. При высоком уровне конкуренции на рынке это слишком высокий показатель, чтобы не обращать на него внимание. Борьба с дебиторской задолженностью де-факто стала необходимостью, и для эффективного управления ею требуется автоматизация этого процесса. Современные BSS-системы предоставляют операторам возможность своевременно отслеживать баланс клиента, информировать его о задолженности, при необходимости принимать решение на ограничение доступа к услугам и контролировать меры, предпринимаемые для взыскания долга. В сетях NGN от информационных систем, отвечающих за дебиторскую задолженность, требуется большая гибкость по управлению ограничением доступа к услугам, так как число услуг возрастает, и взаимосвязь между ними становится сложнее.

Необходимо также организовать обмен информацией по задол-

женности между операторами, чтобы они могли согласовывать свои действия по оповещению должников и взысканию с них долга. Как следствие, системы, работающие с долгами, становятся самостоятельными компонентами систем BSS, принимающими решения и управляющие частью бизнеса оператора. Такие системы, получившие название RMS (системы управления доходами), позволяют оператору автоматизировать работу с долгами, получать отчетность, взаимодействовать с внешними системами оповещения, отслеживать информацию по клиентам, подозреваемым в мошеннических действиях, формировать отчетность для коллекторских агентств, вести судебную работу. Примером может служить группа продуктов PETERSERVICE RMS компании «ПЕТЕР СЕРВИС»: RMS_PREVENT — система предотвращения задолженности; RMS_DEBT — система управления задолженностью, RMS_COURT — система управления судебной работой.

Заключение

Итак, мы рассмотрели некоторые аспекты архитектуры NGN-сетей и их влияние на развитие OSS/BSS-систем. В целом направления развития не отличаются новизной, однако увеличивающаяся сложность управления сетями NGN требует нетрадиционного подхода к системам поддержки эксплуатационных и бизнес-процессов. Еще раз кратко обозначим направления развития OSS/BSS-систем, которые будут востребованы в NGN:

1 Стремление к открытой, модульной архитектуре.

2 Умение эффективно выстраивать бизнес-процесс и безопасно управлять потоками информации.

3 Гибкость платформы, и поддержка решений разных производителей.

4 Масштабируемость системы и возможность ее расширения.

5 Эволюция OSS/BSS в сторону клиентоориентированого подхода.

Литература

1. NGN: от концепции к проектам // РС Week/RE. 2006. № 37 (547).

2. BOSS-2007: телеком-биллинг подстраивается под NGN и 3G // CNews.

3. Мировой рынок телекоммуникационных BSS и OSS: тенденции и анализ // in4tele.com.

4. Information Security / Информационная безопасность. 2006. № 1+2.

Век Качества < 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.