Научная статья на тему 'Эффективное управление пакетами услуг построение системы активации услуг для мультисервисных сетей с использованием компонентного подхода'

Эффективное управление пакетами услуг построение системы активации услуг для мультисервисных сетей с использованием компонентного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антипин Константин

Бурное развитие информационных технологий и сервисных приложений, рост бизнес потребностей и увеличение количества домашних и мобильных пользователей ПК все это способствует повышению спроса на услуги, предоставляемые в мультисервисных сетях. в этих условиях у операторов телекоммуникационных услуг возникает качественно новое понимание того, как создавать и ис пользовать услуги, необходимые как бизнес, так и домашним пользователям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективное управление пакетами услуг построение системы активации услуг для мультисервисных сетей с использованием компонентного подхода»

УСЛУГИ

Эффективное управление пакетами услуг

Построение системы активации услуг для мультисервисных сетей с использованием компонентного подхода

БУРНОЕ РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ, РОСТ БИЗНЕС-ПОТРЕБНОСТЕЙ И УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ДОМАШНИХ И МОБИЛЬНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПК - ВСЕ ЭТО СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ СПРОСА НА УСЛУГИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ В МУЛЬТИСЕРВИСНЫХ СЕТЯХ. В ЭТИХ УСЛОВИЯХ У ОПЕРАТОРОВ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ ВОЗНИКАЕТ КАЧЕСТВЕННО НОВОЕ ПОНИМАНИЕ ТОГО, КАК СОЗДАВАТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ УСЛУГИ, НЕОБХОДИМЫЕ КАК БИЗНЕС-, ТАК И ДОМАШНИМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ.

Константин Антипин,

консультант по системам класса ОББ/ВЗБ,

ЗАО "Энвижн Груп"

Компонентный подход: предпосылки появления

На современном этапе в качестве движущей силы рынка услуг можно назвать появление инновационных УДБ-услуг и клиент-ориентированный взгляд на услуги. В качестве примера услуг нового поколения можно привести разнообразные приложения, основанные на использовании мультимедийного контента: видеоконференцсвязь, пакетная передача видео на базе IРТУ, включающая услуги Video-on-Demаnd, социальное телевидение (трансляция телеканалов), передача звукового (аудио) контента, игровые приложения, и т.п.

Критическими факторами становятся необходимость обеспечить быстрое и безошибочное выполнение процесса подключения клиентов с множественными точками активации и сложными процессами взаимодействия операционных и бизнес систем предприятия связи, обеспечить гибкое конфигурирование оборудования и инфокоммуникационных систем для адаптации дифференцированных уровней обслуживания к условиям функционирования заданных видов услуг. Необходимо иметь возможность прозрачного доступа по мониторингу качества работы услуг, а также для самостоятельного конфигурирования и управления спектром, профилем и качеством предоставляемых услуг непосредственно пользователями.

Весь разнообразный и сложный спектр указанных задач призваны решать системы управления услугами, также называемые

системы провижининга (Provisioning), в составе операционного окружения OSS/BSS (Operations Support Systems/Business Support Systems) оператора связи. К современным системам провижининга выдвигаются повышенные требования в отношении сложности стоящих перед ними задач, комплексной функциональности, гибкости адаптации к стремительно развивающимся и новым видам услуг, надежности для гарантирования своевременного подключения и бесперебойной работы пользователей. Принимая во внимание широту спектра производителей оборудования и видов технологий, применяющихся в современных сетях связи, становится понятным, насколько нетривиальной может стать задача реализации системы провижининга для крупного оператора связи. Другой важный момент связан с тем, что система провижининга, будучи одним из основных звеньев технологического процесса предприятия связи, должна работать в тесной интеграции и взаимодействии с другими бизнес- и операционными системами, как например: биллинга, обслуживания проблемных билетов, инвентаризации и т.д.

Что такое компонентный подход, и как он работает?

Для построения полнофункциональной промышленной системы провижининга для достаточно крупного предприятия связи, обладающего большим продуктовым портфелем, сегодня, как правило, применяются го-

УСЛУГИ

товые программные продукты, представленные на соответствующем сегменте рынка. Однако внедрение такого ПО в промышленную эксплуатацию является трудоемким процессом, требующим существенной настройки базового ПО под конкретные особенности и телекоммуникационную среду заказчика, а подчас и разработки дополнительных модулей. Обычно такие проекты сравнимы по трудозатратам с программной разработкой и выполняются компаниями-интеграторами. Одним из факторов, способствующих существенному снижению затрат и сокращению сроков внедрения проектов провижининга, является структурированный подход к моделированию услуг путем компоновки из реализующих их компонентов и модулей. Данный подход, в соединении с общей модульной архитектурой, реализован компанией AXIOM в своем продукте AXIOSS, и позволяет разрабатывать системы провижининга комплексных услуг в кратчайшие сроки с повторным использованием уже готовых или ранее разработанных компонентов.

В методологии AXIOSS используется понятие среды создания и разработки услуг (Service Creation Environment, SCE), в рамках которой производится проектирование, реализация и использование системы провижининга и ее внутренних процессов и компонентов. SCE обеспечивает автоматизацию всего жизненного цикла услуг и интегрирует две основные группы технологических процессов оператора — разработку новых типов услуг и доставку услуг. SCE — это набор готовых программных инструментов, реализующих парадигму создания сложных услуг, объединяющих как доступ, так и контент, непосредственно менеджерами по продуктам или продажам, причем в течение одного дня, без необходимости привлекать технический персонал компании. На сегодняшний день это единственный коммерческий продукт, в котором реализована такая возможность для операторов широкополосного доступа.

В основу метода SCE заложена автоматическая проверка ограничений, позволяющая создавать только такие услуги, которые поддерживаются оборудованием и пропускной способностью сети. Основа SCE — архитектурная концепция "компонент сервиса", которая реализует последовательно все необходимые уровни абстракции: от оборудования до услуг. Компонент реализует свои определения, интерфейсы и бизнес-логику. Он включает в себя данные и логику

проверки каждой услуги на реализуемость, таким образом, избавляя от необходимости осуществлять ее отдельной операцией, с затратами времени и привлечением технического персонала. Компонент также может описывать услуги, предоставляемые компа-ниями-партнерами. Благодаря этому создавать новые услуги на базе готовых компонентов могут менеджеры, без привлечения технического персонала. Комплексная услуга как пакет может быть получена путем компоновки ранее подготовленных и оттестированных элементарных составляющих. Соответственно модули, реализующие доставку услуг в рамках сквозной бизнес-логики процесса провижининга, будут комплектоваться из элементарных подзадач активации.

Сформированные таким образом продукты-услуги сохраняются в централизованном репозитории (библиотеке) услуг и могут быть использованы снова, равно как и любые их структурные составляющие. В любое время на протяжении существования услуг можно провести проверку каждой конкретной услуги, проверить зависимости между составляющими ее компонентами, а также произвести модернизацию или расширение услуги.

Лучшее подтверждение — это реализация

В настоящее время компания "Энвижн Груп" реализует проект по внедрению системы активации сервисов ДХЮББ в ОАО "Центральный Телеграф".

Напомним, что "Центральный Телеграф" входит в десятку крупнейших альтернативных операторов фиксированной связи и Интернет Московского региона. Компания постоянно развивает свою технологическую платформу — собственную волоконно-оптическую сеть, общая протяженность которой составляет около 2000 км. Сеть объединяет более 1,5 млн квартир в Москве и 100 тыс. квартир в городах ближнего Подмосковья.

На сети "Нео-Центел" предоставляется широкий набор услуг фиксированной телефонной связи (более 40 тыс. абонентов), широкополосного доступа в Интернет (более 120 тыс. абонентов или 7% регионального рынка), конвергентные услуги фиксированной и мобильной связи (более 10 тыс. пользователей). Оператор работает на корпоративном и операторском рынках.

Предложенное решение включает такие подсистемы, как: AXIOSS Order to Service, AXIOSS Service Inventory, AXIOSS Service Activation. Использование AXIOSS Framework обеспечивает модификацию конфигураций оборудования и систем, вовлеченных в предоставление абонентам услуг Triple Play на сети "Нео-Центел". Система поддерживает различные технологий доступа: Metro Ethernet, DSL.

Среди особенностей реализации можно отметить интеграцию с системой инвентаризации абонентов, сервисов и оборудования КИС "Центел" посредством XML-интерфейса. Кроме того, важным моментом стала интеграция системы активации с новыми типами оборудования (например, Juniper SDX, BroadSoft BroadWork, SWsoft Plesk, шлюзы "Протей" и AudioCodes, коммутаторы D-Link и ZyXel).

Внедрение системы AXIOSS позволяет оператору реализовать управление услугами в сети, включая: Интернет-доступ, доступ к информационным ресурсам, услуги IP-телефонии, услуги L2, L3 IP VPN, хостинг, e-mail — с учетом специфики пакетных сетей и сетей NGN. "Центральный Телеграф" получил возможность быстрого внедрения новых сервисов, а также поддержки всего спектра услуг в автоматическом режиме с учетом роста объема абонентской базы.

Благодаря использованию единой интегрированной платформы, объединяющей технологии, процессы и системы, задействованные при предоставлении услуг, планируется снижение общей стоимости владения сетью и экономичное управление ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.