7 декабря 2011 г, 19:02
ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Современные методы оптимизации бизнес-процессов разработки и внедрения новых инфокоммуникационных услуг
На сегодняшний день на рынке инфокаммуникации наблюдается появление все большего количество новых услуг, имеющих непродолжительный жизненный цикл и приносящих небольшие доходы. В то же время их доля но рынке инфокоммуникаций продолжает расти. При существующих процессах предоставления услуг такие услуги не могут стать для операторов прибыльными. Рассматриваются новые методы и технические решения, появившиеся на рынке инфокоммуникаций, которые позволяют существенно огттилчэироватъ бизнес-процессы разработки и внесения новых услуг, привлечь небольшие компании или даже конечных потребителей к процессу создания услуг для небольших целевых групп и, тем самым занять свое место в данном сегменте рынка.
Полканов Е.И.,
технический директор ООО"Фирма "СВЕТЕЦ", [email protected]
Ефимушкин И.В.,
ведущий специалист ООО 'СВЕТЕЦ 1ехналоджи"
Введение
Последние несколько лет рынок инфокоммуникационных услуг продолжает развиваться значительными темпами. Растет не только суммарный объем д оходов от услуг, но и спектр предлагаемых услуг. Сегодня абонентам уже недостаточно традиционной телефонной связи, их требования и запросы неуклонно возрастают, становясь все более содержательными и избирательными.
При этом стоит отметить, что вместе с количеством изменились и сами услуги. В начале 21 веко основную часть д оходов составляло всего несколько услуг с длительным жизненным циклом, например, телефония и доступ в Интернет. В настоящее время в Интернете активно развиваются услуги сервис-провайдеров, отличительной особенностью которых является короткий жизненный цикл (ЖЦ) и, как следствие, небольшие прибыли.
В то же время, хотя прибыли от таких услуг не велики, десятки тысяч услуг предлагаются как небольшими сервис-провайдерами, так и частными лицами (рис 1), и за счет их большого числа, суммарные объемы доходов от их предоставления составляют существенную часть современного рынка инфокоммуникаций.
06ъ«м рым к л услу* с до.сдлми и
Количество услуг
1. Обьем рынка услуг с невысокими доходами
Операторские ограничения. Услуги с коротким ЖЦ
На сегодняшний день операторы связи не могут охватить весь спектр услуг. Значительные затраты на разработку и внедрение каждой услуги ограничивают операторов связи в выборе услуг, доступных для внедрения. Внедрение услуг с коротким жизненным циклом и невысокими доходами операторам связи экономически не выгодны (например, на рис 1 услуги с показателем дохода ниже Скр).
Прежде всего, это связано с
• длительными сроками внедрения и тестирования услуги;
•отсутствием эффективных возможностей интеграции с инфраструктурой оператора;
•невозможностью позиционировать услуги на узкие целевые группы.
Существенно затрудняет процесс внедрения огромная сеть связи и множество оборудования в инфраструктуре оператора, с которым необходимо провести интеграцию [1]. Кроме того, отсутствие специального персонала (особенно у операторов сетей фиксированной связи) приводит к тому, что серьезные решения внедряемые поставщиками оборудования используются с низкой эффективностью. Например, решения, рассчитанные на предоставление множества разноплановых услуг, задействуются только для предоставления нескольких услуг, предварительно настроенных специалистами поставщиков оборудования.
Устоявшееся выражение - "одна платформа — одна услуга" не может конкурировать на современном рынке инфокоммуникаций с гибкостью сервис-провайдеров, которым для предоставления услуг достаточно выхода в Интернет и внешнего адреса 1Р
Рассмотрим множество сервис-провайдеров, которые делают основной упор на новизну услуг — новые возможности, новый контент, новые розыгрмш. Низкая стоимость разработки и внедрения, позволяет таким компаниям вывести услугу на рынок, получить доходы от первой волны спроса пользователей, желающих попробовать новую возможность и, уже через несколько недель, вывести на рынок новую услуг с новым контентом.
Для успешной деятельности подобных компаний необходимо реи^ть два основных вопроса:
•монетизация услуг;
• выход на абонентскую базу.
Монетизация
Вопросы монетизации для сервис-провайдеров уже много лет решают операторы сетей подвижной связи. При этом доля операторов составляет процент от платежа абонента, который может варьироваться от 15 до 50% в зависимости от установленных договоренностей и доходов услуги.
200
Т-Сотт, #7-2010
Развитие электронных платежных систем, комиссия которых при оплате услуг сервис-провайдеров составляет 2-7%, может существенно сказаться на доходах операторов СПС. В настоящее время для сервис-провайдеров обычной практикой является предоставление множества способов оплаты собственных услуг
•отправка сообщения SMS с кодовым словом на специальный короткий номер;
• оплата услуги средствами платежных терминалов;
• оплата услуг с помощью электронных денег.
Существует множество предложений уже готовых решений, которые предоставляют сервис-провайдерам в одном пакете различные способы оплаты услуг без необходимости заключения договорных отношений с каждым участником бизнес-процесса.
В то же время для рядового потребителя услуг наглядно проявляется разница цен при различных вариантах оплаты. С одной стороны оплата услуг с мобильного телефона удобна, поскольку у каждого абонента уже есть счет, с которого можно совершить платеж. С другой стороны разница цены на оплату той же самой услуги с помощью электронных платежных систем заставляет абонентов задуматься о создании собственного электронного кошелька
Постепенно с развитием средств д оступа в Интернет и платежных терминалов все большее кол^ество абонентов выбирают для оплаты электронные платежные системы, цены которых, несмотря на наличие комиссий при пополнении счета и совершении платежей, все равно остаются ниже, чем стоимость оплаты услуг средствами мобильного телефона. Кроме того, использование электронных денег снимает с абонента услуг территориальные ограничения, позволяя получить доступ к возможностям зарубежного сервис-провайдеро.
Абонентская база
возможности Интернет проектов и предлагаются наравне с остальными.
Значительно способствует такому развитию наличие в социальных сетях внутренней валюты, за которую можно покупать доступ к специальным платным возможностям.
Ярким примером успешной монетизации является Российский проект "В контакте" и его зарубежный аналог "Facebook" Каждый пользователь социальной сети может пополнить свой внутренний счет множеством удобных для него способов, включая электронные платежные системы и сообщения SMS с добавочной стоимостью. Все сервис-повайдеры, интегрирующие свои возможности в данные социальные сети, как правило, предоставляют набор бесплатных возможностей для привлечения пользователей и некоторью уникальные возможности, д оступные только после их оплаты внутренней валютой системы.
В качестве сервис-провайдеров с социальными сетями начинаются интегрироваться и сами платежные системы. Например, сеть платежных терминалов Qiwi, предоставляющая своим абонентам личный кабинет с электронным кошельком, недавно добавила свои возможности в социальную сеть "В контакте". Теперь пользователям социальной сети доступны средства пополнения внутреннего счета, оплаты услуг сервис-провайдеров социальной сети со счета лкино-го кошелька Qiwi и другие возможности личного кабинета платежной системы.
Таким образом, социальные сети стали универсальными площадками для развития Интернет-сервисов за счет объединения всех необходимых ресурсов (рис.2).
Выделение отдельной структуры для разработки
и внедрения новых услуг
Еще одним важным аспектом для успешного предоставления услуг в качестве сервис-провайдера является абонентская база. Успех современных услуг зачастую зависит от предварительной рекламной кампании и начального продвижения: чем больше пользователей узнали о новых возможностях, тем выше интерес оо стороны других пользователей [2].
В части данного вопроса значительную роль начинают играть социальные сети, при этом не только для рекламы нового продукта. Согласно последним тенденциям социальные сети становятся площадками для услуг небольших сервис-провайдеров. То есть, сервис-провайдеры разрабатывают и внедряют свои услуги на базе абонентских и технологических ресурсов социальных сетей. Новые возможности сервис-провайдеров встраиваются в уже существующие
Абонентская база
Монетизация
Платежные системы
Услуги и возможности
Ьк.2. Необходимые ресурсы для органиэа^и успешной деятельности в качестве сервис-провайдера
С одной стороны у операторов связи с их сетевыми И ЛЮДСКИМИ ресурсами и телефонией есть все возможности стать аналогичной площадкой для сервис-провайдеров с целью выхода на рьнок услуг с небольших уровнем доходов и коротким жизненным циклом. С другой стороны традиционным операторам связи, в силу недостаточного опыта и квалифицированных кадров, затруднительно в короткий срок выйти на рынок услуг Интернета и самостоятельно подключать небольших сервис-провайдеров с их творческим и интеллектуальным потенциалом, который может быть направлен на любые, даже соиые небольшие целевые группы пользователей.
В этой ситуации, как показывает практика зарубежных компаний, существует несколько подходов, активно использующихся крупнейшими зарубежными компаниями:
• глобальная реструктуризация компании с выделением одной или нескольких отдельных структур, занимающихся непосредственно взаимодействием с сервис-провайдерами (Deutsche Telekom, France Telecom);
• партнерское соглашение с крупной компанией в области инфокоммуникаций (Frane Telecom);
• покупка и развитие небольшой компании в облости инфокоммуникаций (British Telekom, Verizon).
Одной из основных задач новых структур оператора связи является оптимизация бизнес-процессов разработки и внедрения новых услуг целью выхода на рынок услуг связи и Интернета с коротким жизненным циклом.
Выделение новой компании, как правило, направлено на решение следующих вопросов:
• внедрение единого решения для предоставления услуг (например, с использованием технологии OSA и платформы SDR Service Delivery Platform) [31
Т-Comm, #7-2010
201
• интеграция решения с инфраструктурой оператора связи (ЦКПС АСР OSS/BSS и пр.);
• разработка и настройка единых внешних интерфейсов для сервис-провайдеров;
• проработка вопросов информационной безопасности;
• отработка и оптимизация бизнес-процессов взаимодействия с сервис-провайдерами (присоединение/отключение, вьвод новой услуги и настройка ее тарификации, продвижение новой услуги и пр.).
При этом внедрение современного решения SDP позволяет не только автоматически решить большинство перечисленных вопросов, но и предоставить следующие возможности:
• API (Application Program Interface) - специфицированный и опубликованный набор функций, на базе которых программируются услуги;
• SCIM (Service Capabifcties Interaction Management) - функции координирования взаимодействия нескольких услуг на разных серверах приложений, позволяющие организовать пакетирование
услуг;
• OSA (Open Service Architecture) - набор открытых протоколов для взаимодействия с серверами приложений (J2EE, SOAR Ра Hay, HTTP УосеХМЦ;
• PRM (Partnership Relation Management) - функции управления отношениями с сервис-провайдерами, использующиеся для оперативного контроля действий;
• IDM (ID Management) - функции ведения единых идентификаторов, отличающихся от сетевых, что позволяет предотвратить работу сервис-провайдеров с абонентами напрямую и избежать злоупотреблений полученной информации;
• CF (Content Filtering) - функции пропуска трафика услуг для их анализа, позволяют выявлять предпочтения и интересов абонентов и предоставлять "родительские" услуги;
• SCE (Service Creation Environment) - среда разработки, отладки, тестирования услуг, позволяющая привязать сервис-провайдеров к оператору связи и снизить их затраты на инструментальные средства;
• SLEE (Service Logic Execution Environment) - среда выполнения услуг, позволяющая снизить затраты сервис-провайдеров на сервера приложений;
• CG (Charging Gateway) - функции начисления оплаты в зависимости от содержания услуги, позволяющие вести программы лояльности для абонентов и предоставлять единую точку взаимодействия с АСР для сервис-провайдеров.
Перечисленные выше функции и возможности платформ SDP прежде всего направлены на централизованное предоставление новых уникальных возможностей и снижение затрат на разработку и внедрение новых услуг, как операторами связи, так и сервис-лро-вайдерами
Бизнес-инкубаторы
Новые подразделения занимаются и самостоятельной разработкой и выводом новых услуг на рынок. В связи с этим наблюдает-
ся тенденция увеличения инвестиции ведущих телекоммуникационных компаний в научно-исследовательские и ольлно-конструктор-ские работы. Кроме того, крупнейшие операторы связи (например, France Telekom, British Telecom) организуют собственные научно-исследовательские подразделения и лаборатории, среди которых можно выделить:
• исследовательские и аналитические центры;
• эксплуатационные центры;
• технопарки и модельные сети.
Целью эксплуатационных центров является поиск и отбор интересных идей новых услуг и возможностей. При этом в последнее время представители операторских компаний начинают привлекать для этого не только специалистов отрасли, но небольшие компании (например, Deutsche Telekom и British Telecom), студентов и даже обычных пользователей услуг (например, компании France Telecom, British Telecom). Для этого операторы связи создают специальные площадки — бизнес-икубаторы, на базе которых все желающие, в том числе и обычные пользователи услуг, могут попробовать реализовать свои идеи, после чего наиболее удачные услуги операторы связи разрабатывают, тестируют на модельной сети и внедряют на коммерческую сеть [4].
Технопарки и модельные сети операторы используются для отработки технологических цепочек по разработке и выводу новых услуг на телекоммуникационный рынок. Такой подход позволяет не только существенно снизить риски и непредвиден нь»е расходы, но и подготовить квалифицированных специалистов.
Заключение
Новые методы и технические решения, появившиеся на рынке инфокоммуникаций позволяют существенно оптимизировать бизнес-процессы разработки и внедрения новых услуг, привлечь небольшие компании или даже конечных потребителей к процессу создания услуг для небольших целевых групп и, тем самым занять свое место в данном сегменте рьнка. Проанализированы бизнес модели внедрения новых инфокоммуникационных услуг операторами связи и сервис провайдерами.
Литература
1 Ефимушвм КВ., Журсялев СВ. Концепция UGC как основа создания ссилораэвиваюшихся услуг // В сб.: Технологии информационного сообщества. Тез. дока Московской отраслевой научно-технической конфе-ренцк*1. — М: Инсвязьиздот, 2007.
2 Ефимушм ИВ. Метод приведения услуги связи к модели самораз в»вающейся услуги // В сб.: Труд ы Московского техн. ун-та связи и информатики / М: ИД "Медиа Паблишер", 2008. — Т. I.
3 ЧурбоювДВ. Опфыгая сервисная архитектура OSA// Сети и системы связи, 2002. — №3.
4 Ефимуим* ИВ. Изменение роли пользователей в процессе создания и оказания услуг // Электросвязь, 2009. — № 9.
202
T-Comm, #7-2010