Научная статья на тему 'Организационные формы и структуры бизнеса в сфере инфокоммуникаций и их применение в условиях конвергенции связи и информатики'

Организационные формы и структуры бизнеса в сфере инфокоммуникаций и их применение в условиях конвергенции связи и информатики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
438
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНВЕРГЕНЦИЯ / ИНФОКОММУНИКАЦИИ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ФОРМЫ БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузовкова Татьяна Алексеевна, Таранова А. В.

На сегодняшний день инфокоммуникационный рынок предлагает множество услуг, таких как фиксированная и подвижная связь, доступ в сеть Интернет, проводная и беспроводная передача данных, сервисы на базе различных инфокоммуникационных технологий. Многообразие предлагаемых на современном телекоммуникационном рынке продуктов и услуг, а также конвергенция связи и информатики диктуют необходимость применения инновационных подходов и механизмов организации и управления бизнесом в сфере инфокоммуникаций, при которых использование этих сервисов станет более удобным как для пользователя, так и для самого оператора. Одним из приоритетных направлений является разработка интегрированных форм бизнеса. Дается оценка влияния конвергенции связи и информатики на организацию реализации инфокоммуникационных услуг, раскрываются сущность, принципы деятельности и характер бизнеса новых участников рынка услуг, в частности, изложен вопрос функционирования на рынке виртуальных операторов подвижной связи и контент-провайдеров. Исходя из принципов и методов формирования аутсорсинговых структур, бизнеса обосновывается приоритетность интегрированных форм бизнеса и механизма его разработки. Поднимается вопрос о целесообразности перехода на аутсорсинг и эффективности применения подобной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные формы и структуры бизнеса в сфере инфокоммуникаций и их применение в условиях конвергенции связи и информатики»

Организационные формы и структуры бизнеса в сфере инфокоммуникаций и их применение в условиях конвергенции связи и информатики

На сегодняшний день инфокоммуникационный рынок предлагает множество услуг, таких как фиксированная и подвижная связь, доступ в сеть Интернет, проводная и беспроводная передача данных, сервисы на базе различных инфокоммуникационных технологий. Многообразие предлагаемых на современном телекоммуникационном рынке продуктов и услуг, а также конвергенция связи и информатики диктуют необходимость применения инновационных подходов и механизмов организации и управления бизнесом в сфере инфокоммуникаций, при которых использование этих сервисов станет более удобным как для пользователя, так и для самого оператора. Одним из приоритетных направлений является разработка интегрированных форм бизнеса. Дается оценка влияния конвергенции связи и информатики на организацию реализации инфокоммуникационных услуг, раскрываются сущность, принципы деятельности и характер бизнеса новых участников рынка услуг, в частности, изложен вопрос функционирования на рынке виртуальных операторов подвижной связи и контент-провайдеров. Ключевые това конверпвниия, Исходя из принципов и методов формирования аутсорсинговых структур, бизнеса обосновывается

инфокошуникации, иигег]рированные приоритетность интегрированных форм бизнеса и механизма его разработки. Поднимается вопрос о

формы бизнеса, аутсорсинг. целесообразности перехода на аутсорсинг и эффективности применения подобной модели.

Кузовкова Т.А.,

дэ.н., профессор, декан факультета экономики и управления, заведующая кафедрой экономики связи МТУСИ

Таранова А.В.,

аспирант кафедры экономики связи МТУСИ, менеджер отдела развития бизнеса ОАО "Российские космические системы"

Современный этап развития на рубеже XX и XXI в. характеризуется одним коротким словом — конвергенция. Политико-экономическую конвергенцию сегодня можно наблюдать в промышленно-развитых регионах мира, новые глубины конвергенции человека и вселенной открывает наука, а возросшие информационные потребности современного человека неизбежно влекут за собой конвергенцию связи и информатики [6, е.139-145].

На сегодняшний день инфокоммуникационный рынок предлагает множество услуг, таких как фиксированная и подвижная связь, доступ в сеть Интернет, проводная и беспроводная передача данных, сервисы на базе различных инфокоммуникационных технологий. Многообразие инфокоммуникационных услуг (ИКУ) диктует необходимость изменения существующей или создания производственно-сервисной модели бизнеса, при которой использование сервисов станет более удобным как для пользователя, так и для самого оператора. Конвергенция связи и информатики способствует созданию технической платформы реализации пакета инфокоммуникационных услуг, объединяющей в себе и обслуживание, и точки продаж, и техническую поддержку.

В условиях конвергенции на рынке услуг подвижной связи вполне предсказуемым является возникновение новых игроков, таких как операторы виртуальных сетей мобильной связи (MVNO). Если такая компания не имеет своей инфраструктуры или обладает лишь определенной ее частью, то деятельность MVNO имеет франчайзинговую форму предпринимательской деятельности. Операторы виртуальных сетей подвижной связи могут так же являться и вполне самостоятельными хозяйствующими субъектами, если полностью создают технологическую инфраструктуру доступа и предоставления услуг.

MVNO — далеко не единственные "дополнительные" игроки на рынке операторов подвижной связи. Существует еще и такое понятие, как MVNE — Mobile Virtual Network Enabler. Он выступает по-

средником между обычным и виртуальным операторами и занимается исключительно техническими вопросами. Фактически получается четкое разделение функциональных обязанностей при производстве и реализации ИКУ: оператор связи организует весь процесс и лицензирует услуги, MVNE следит за состоянием и обслуживанием сети, а MVNO разрабатывает тарифные планы, выпускает SIM-карты и обслуживает клиентов. Такая схема позволяет стать виртуальным оператором практически любой компании, затратив при этом гораздо меньше средств, чем обычно.

Старт MVNO должен был дать Приказ Минкомсвязи №116 от 19.12.2008 г., который утверждал 'Требования к оказанию услуг подвижной связи при использовании бизнес-модели виртуальных сетей...". Но издание соответствующего приказа не дает юридической и технической основы для ведения хозяйственной деятельности виртуальным операторам — им необходимо получить лицензию на деятельность, которая не может являться действительной до тех пор, пока регулятор не выделит для этих целей номерной ресурс. Несмотря на обращения операторов, ситуация не изменилась и сейчас. Более того, через несколько дней после принятия в 2010 г. Приказа Минкомсвязи №176 "О выделении ресурса нумерации в кодах DEF 958 и 959" был проведен Приказ об отмене данного нормативного акта.

Тем не менее, по данным J'son & Partners Consulting к середине 2010 г. абонентская база российских компаний, относящих себя к виртуальным операторам мобильной связи (Mobile Virtual Network Operator, MVNO), превысила 1,1 млн. пользователей [5]. Правда, более половины рынка, около 600 тыс. абонентов, занял действующий оператор подвижной связи ОАО "Мегафон" с проектом "Просто для общения". На доли остальных участников пришлось порядка 0,5 млн. пользователей, или не более 0,3% от общего числа пользователей услуг подвижной связи (по данным AC&M Consulting на 01.07.2010 г. составивших 213,9 млн.).

По мере насыщения рынка услуг подвижной связи в России и замедления роста абонентской базы партнерские отношения операторов подвижной связи и MVNO будут способствовать завоеванию новых клиентов, расширению зоны охвата за счет занятия рыночных ниш [2]. В процессе выхода на рынок и деятельности операторов виртуальных сетей появляется возможность снизить тарифы на услуги связи, повысить качество обслуживания абонентов и доходы от услуг связи за счет увеличения спроса и поддержания условий здоровой конкуренции на рынке.

В обеспечении конкурентных преимуществ операторов подвижной связи большое значение придается созданию и оказанию дополнительных услуг. Первоначально операторы подвижной связи разрабатывали и продвигали на рынке дополнительные услуги (в основном справочно-информативного характера) самостоятельно. Но в процессе развития отрасли стало понятно, что распространение дополнительных сервисов целесообразно осуществлять с помощью контент-провайдеров. Это не отвлекает ресурсы оператора связи от основной деятельности и не требует постоянных капиталовложений. Таким образом, на рынке дополнительных услуг появился новый универсальный поставщик услуг, который занимается не только распространением контента, но обеспечением оказания услуг, сдачей в аренду приложений.

В современной модели бизнеса на рынке услуг мобильного контента и дополнительных услуг принимают участие различные хозяйствующие субъекты: контент-провайдеры, сервис-провайдеры, провайдеры доступа, провайдеры приложений, правообладатели и операторы связи, которые осуществляют часть производственных функций, могут быть разделены между несколькими игроками рынка [5, с. 93]. Модель предпринимательской деятельности, при которой возможно разделение функций по производству и реализации услуг, соответствует аутсорсинговой форме интегрированного бизнеса.

Сущность аутсорсинга заключается в оптимизации издержек, но подходы к их минимизации могут существенно различаться. С одной стороны, есть возможность передать на аутсорсинг все бизнес-процессы, которые не являются профильными для данного предприятия, с другой — не передавать только те, реализация которых требует наименьших затрат. Необходимость аутсорсинга для бизнеса состоит в том, что эта модель предоставления услуг позволяет получать стратегические, экономические и технологические выгоды и конкурентные преимущества [4, с. 39-46].

К основным задачам интегрированного бизнеса в инфокоммуни-кациях на основе аутсорсинга и франчайзинга относятся [2, с.58-59]:

• повышение качества ведения бизнеса крупной компании связи путем сосредоточения ресурсов на главных видах деятельности.

• расширение бизнеса и увеличение конкурентоспособности за счет роста доли крупной компании связи на определенных сегментах рынка;

• достижение синергетического эффекта от выведения в аутсорсинг специфических функций и некоторых бизнес-процессов.

• сокращение численности персонала крупного оператора связи и качественное изменение его структуры путем выведения ряда функций и бизнес-процессов.

В последнее время наметилась тенденции мотивации некоторыми компаниями своих пользователей по возможностям их самореализации. Вследствие этого роль пользователя на рынке изменяется, и он становится одним из ключевых игроков при создании и оказании услуг связи [3, с.51-53]. Такая модель получила название "краудсорсинг" ("crowd" — толпа, "sourcing" — подбор ресурсов).

Являясь одной из форм аутсорсинга, эта модель стала настолько популярной, что за небольшой период времени была принята к использованию крупными телекоммуникационными фирмами, которые организовали специализированные технические и научно-исследовательские центры ("бизнес-инкубаторы"). Например, оператор Deutsche Telecom на базе Берлинского технического университета создал специальную исследовательскую лабораторию, в которой студенты выполняют свои учебно-исследовательские работы [1, с.51-53]. При этом с одной стороны, подготавливаются молодые

специалисты для работы в компании, а с другой — отбираются лучшие проекты для внедрения и реализации.

За последнее десятилетие аутсорсинг получил широкое распространение во всем мире, прежде всего, благодаря бурному развитию информационных технологий и телекоммуникаций.

По данным независимой исследовательской компании Forrester Reseach ожидается, что к концу 2011 г. услуги телеком-аутсорсинга вырастут на 19% , а мировой объем ИТ-аутсорсинга достигнет 254 млрд. долл. и его доля составит более 15% рынка ИКТ.

Прежде чем прибегнуть к услугам аутсорсинговых компаний, представителям бизнеса необходимо оценить целесообразность данной сделки. Положительный результат аутсорсинга может быть достигнут при четком осознании выгоды и необходимости такого шага, психологической и материальной готовности к дополнительным расходам, которые последуют за передачей какого-либо бизнес-процесса на аутсорсинг.

Принимая решение о переходе на аутсорсинг, клиент определяет [7, c.111-114]:

во-первых, какие ключевые цели предполагается установить, какие конкретные функции необходимо передавать поставщику аутсорсинговых услуг;

во-вторых, тип поставщика услуг;

в-третьих, вид заключаемого контракта, его содержание, формат и специфику;

в-четвертых, формы контроля исполнения контракта и обеспечения выполнения работ, переданных по договору аутсорсинга;

в-пятых, длительность сотрудничества предприятия заказчика с поставщиком услуг.

Кроме того, принимая решение об использовании аутсорсинга, клиент, помимо оценки экономической эффективности, должен учитывать и возможность возникновения предпринимательских рисков.

Другой новой формой, повышающей эффективность ведения бизнеса, является модель совместного использования инфраструктуры (network sharing), которая становится все более популярной не только у западных операторов связи, но и в России. По причине распределения и совместного использования операторами подвижной связи частот LTE возникает необходимость пересмотра стратегии развития и перехода к совместному использованию сооружений и инфраструктуры связи. По мнению ряда специалистов, совместное использование инфраструктуры позволит российским операторам экономить до 40% средств, направляемых на строительство и обслуживание сетей [8, c.10].

Network sharing — одна из тенденций развития телекоммуникаций. Доля совместных проектов в мире постоянно возрастает, так как эта модель разумна и экономически эффективна.

Европейские операторы первыми в мире реализовали модель совместного использования сетей. В 2006 г. в Швеции было предложено отдать LTE-частоты той компании или группе, которая взялась бы покрыть UMTS-сетью территорию, на которой проживает 98% населения страны. Для реализации такого проекта операторы Tele2 и TeliaSonera создали компанию SUNAB. Это позволило на 50% сократить расходы на создание сети и на 30% снизить ежегодные операционные расходы участников проекта. Опыт оказался успешным, и в 2009 г. Tele2 и Telenor, объединив наличные частотные ресурсы, передали их компании Net4Mobility, которая предоставляет услуги и обслуживать совместную LTE-сеть.

Однако в России совместное использование сетей выпадает из законодательного поля. Российские компании могут совместно использовать только пассивную часть телекоммуникационной инфра-

структуры: антенно-мачтовые сооружения, ВОЛС, электрооборудование и т.п.

Существует также мнение, что дефицит LTE-частот и существенные затраты на развертывание полномасштабных сетей четвертого поколения заставят регулятора сформулировать позицию в отношении network sharing-проектов уже в ближайшем будущем.

В условиях конвергентного развития инфокоммуникаций вполне предсказуемым является появление на рынке новых игроков интегрального бизнеса. Кроме того, при существующей тенденции к снижению прибыли оператора от основной деятельности, развитие новых форм ведения бизнеса служит средством получения дополнительных источников дохода. Совершенствование и поддержка новых форм ведения интегрированного бизнеса способствует созданию новых услуг, равномерному распределению нагрузки на сетях связи, привлечению дополнительных инвестиций в отрасль.

Литература

1. Брайан Дж. Хейвуд Аутсорсинг. В поисках конкурентных преимуществ: пер. с англ. — М.: Издательский дом "Вильямс", 2002. — С. 176.

2. Дробышев Е MVNO в России: скорее мертв, чем жив. Интернет-ресурс http://nag.ru/articles/article/20154/mvno-v-rossii-skoree-mertv-chem-zhiv.html.

3. Ефимушкин И.В. Изменение роли пользователей в процессе создания и оказания услуг связи // Электросвязь, 2009. №9. — С. 3-5.

4. Кузовкова ТА, Базылова М.К. Совершенствование организационно-экономического механизма интегрированного бизнеса в сфере телекоммуникаций на основе франчайзинга. — Алматы: "LEM", 2008. — С. 164.

5. Кузовкова ТА, Тимошенко Л.С. Анализ и прогнозирование развития инфокоммуникаций. — М.: Горячая Линия-Телеком, 2009. — С. 224.

6. Мардер Н.С Современные телекоммуникации. — М.: ИРИАС, 2006. — С. 384.

7. Мухина И.С. Анализ существующих подходов к оценке эффективности использования аутсорсинга // Корпоративное управление, 2008. — № 6. — С. 111-114.

8. Синча О. Таблетка от LTE // Стандарт, 2011. №01(96). — С. 10-14.

APPLICATION OF ORGANIZATIONAL FORMS AND BUSINESS STRUCTURES DURING CONVERGENCE

OF COMMUNICATIONS AND INFORMATICS

Kuzovkova T., Taranova A.

Abstract

Nowadays infocommunications market offers variety of services such as fixed and mobile communications, access to the Internet, wired and wireless data transfer, services based on different infocommunications technologies. The variety of telecom products and services and convergence of communications and informatics require a necessity of innovative business management methods application in the field of infocommunications to make those services utilization more convenient for customers and operators. The article covers the important issues such as communications and informatics convergence impact on the process of infocommunications services selling, the essence and principles of business operations and new service market players business type, the reasoning of integrated business forms priority and mechanism of its development on the assumption of principles and methods of outsourced business structures formation. Moreover, there is discussed an issue of outsourcing mechanism advantage and its efficiency.

Keywords convergence, infocommunications, integrated business forms, outsourcing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.