Научная статья на тему 'Анализ влияния конвергенции на перспективы объединенного бизнеса операторов фиксированной и подвижной связи'

Анализ влияния конвергенции на перспективы объединенного бизнеса операторов фиксированной и подвижной связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
394
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНВЕРГЕНЦИЯ / ОБЪЕДИНЕННЫЙ БИЗНЕС / ОПЕРАТОР / ФИКСИРОВАННАЯ И ПОДВИЖНАЯ СВЯЗЬ.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузовкова Татьяна Алексеевна, Братанова О. В.

Представлены результаты анализа влияния конвергенции на экономическое и организационное развития операторов фиксированной и подвижной связи. Сформулировано понятие мультиуслуги и многомерности процесса ее формирования. Проанализирована текущая экономическая ситуация на мировом и отечественном инфокоммуникационных рынках, катализатором развития которых является стремительное распространение сети Internet среди частных и корпоративных клиентов и интеграция Internet ресурсов в традиционные услуги операторов. Представлены факторы, обусловливающие целесообразность объединения бизнесов фиксированной и подвижной связи, а также раскрыты потенциальные возможности развития компаний в результате реструктуризации и объединения бизнеса в составе единого универсального инфокоммуникационного оператора, дается оценка объединенного бизнеса по ключевым направлениям: клиенты, услуги и география присутствия. В качестве ключевой стратегии рассматривается выход на корпоративный рынок с предложением ИКТNуслуг, сформированных на основе технологии FMC и актуальность предоставления данной услуги частному сектору потребителей в будущем. По результатам анализа сделаны выводы о специфике и перспективах совместного развития рынков фиксированной и мобильной связи, выявлены существенные проблемы, вызванные опережающим развитием технологических возможностей и соответствующим несовершенством нормативно-законодательной базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния конвергенции на перспективы объединенного бизнеса операторов фиксированной и подвижной связи»

Анализ влияния конвергенции на перспективы объединенного бизнеса операторов фиксированной и подвижной связи

Ключевые слова конвергенция, объединенный бизнес, оператор, фиксированная и подвижная связь.

Представлены результаты анализа влияния конвергенции на экономическое и организационное развития операторов фиксированной и подвижной связи. Сформулировано понятие мультиуслуги и многомерности процесса ее формирования. Проанализирована текущая экономическая ситуация на мировом и отечественном инфокоммуникационных рынках, катализатором развития которых является стремительное распространение сети 1п1егпе1 среди частных и корпоративных клиентов и интеграция 1п1егпе1 ресурсов в традиционные услуги операторов. Представлены факторы, обусловливающие целесообразность объединения бизнесов фиксированной и подвижной связи, а также раскрыты потенциальные возможности развития компаний в результате реструктуризации и объединения бизнеса в составе единого универсального инфокоммуникационного оператора, дается оценка объединенного бизнеса по ключевым направлениям: клиенты, услуги и география присутствия. В качестве ключевой стратегии рассматривается выход на корпоративный рынок с предложением ИКТ-услуг, сформированных на основе технологии FMC и актуальность предоставления данной услуги частному сектору потребителей в будущем. По результатам анализа сделаны выводы о специфике и перспективах совместного развития рынков фиксированной и мобильной связи, выявлены существенные проблемы, вызванные опережающим развитием технологических возможностей и соответствующим несовершенством нормативно-законодательной базы.

Кузовкова Т.А.,

дэ.н., профессор, декан факультета экономики и управления, заведующая кафедрой экономики связи МТУСИ, lais51@inbox.iv

Братанова О.В.,

ведущий экономист договорного отдела ФГУП ЦНИИС, olga.bratanova@gmail.com

Развитие мирового рынка инфокоммуникационных услуг (ИКУ) происходит в направлении объединения (конвергенции) различных услуг в единый универсальный пакет. В современных условиях потребитель может быть обеспечен всеми видами инфокоммуникаци-онных услуг, предоставляемых ему в едином технологическом решении одним поставщиком услуг. Простота и удобство данного решения заключается в том, что потребитель в данном случае получает более выгодное и простое в использовании предложение из "одних рук", оплачивая единый счет за полный комплекс конвергентных ИКУ. Применяя инновационные решения в своей деятельности, операторы стремятся удовлетворить потребности клиентов в услугах, свойства которых сформированы "требованиями" информационного общества.

Обобщая индивидуальные особенности услуг связи и информационных услуг по видам и формам, можно утверждать, что до эпохи конвергенции они являлись монопродуктом , а распределение производственных ресурсов было одномерным. В условиях конвергенции связи и информатики, распространения инфокоммуникацион-ных технологий (ИКТ), цифровых систем передачи информации по 1Р-протоколу процесс производства и использования ресурсов становится многомерным, а продукт — мультиуслугой. Интенсивность сетевых ресурсов повышается за счет их использования не только собственниками сети, а другими операторами [1, с.131].

Для современного рынка инфокоммуникаций характерны следующие основные свойства: стремительное развитие инновационных технологий и конвергенция услуг, наличие взаимозаменяемых услуг связи, насыщение рынка услуг мобильной и фиксированной связи, рост влияния сети Интернет на способы коммуникации потре-

бителей, рост инфокоммуникационной составляющей в факторах производства товаров и услуг смежных секторов экономики.

Операторы фиксированной и подвижной связи ощущают влияние данных тенденций в виде напряженной конкурентной борьбы и финансовых проблем, которые вызывают неблагоприятные экономические последствия. Так отчеты о деятельности операторов фиксированной связи свидетельствуют о снижении доходов от предоставления традиционных голосовых услуг и потерю доли наземных линий доступа пользователей к сетям [4]. По результатам исследования российского рынка, проведенного КБ-СопзЛпд, выручка от предоставления услуг голосовой связи фиксированных операторов в 1 кв. 2011 г. сократилась по сравнению с 1 кв. 2010 г. на 2%.

Основными причинами тенденции снижения доходов фиксированных операторов связи называют расширение абонентской базы операторов подвижной связи и развитие сервисов Уо!Р В свою очередь рынок услуг подвижной связи за последние годы демонстрирует замедление темпов роста базы частных абонентов и неуклонное снижение А1РРи. При этом можно отметить активную деятельность операторов подвижной и фиксированной связи на рынках услуг передачи данных и широкополосного доступа (ШПД) в частном и корпоративном рыночных сегментах.

В современных рыночных условиях приоритетным становится обеспечение инновационного характера развития бизнеса операторских компаний. Одним из наиболее рациональным способом такого бизнеса является слияние отдельных компаний и консолидация не только финансовых средств, сколько производственных возможностей. В результате такого подхода к организации бизнеса становится очевидным выгода от реструктуризации компаний и объединения активов в конкурентной борьбе.

На российском рынке инфокоммуникационных услуг наиболее значимые перемены связаны со сделками М&А между операторами подвижной связи большой тройки и компаниями, предоставляющими услуги фиксированной связи и имеющих развитую инфраструктуру для предоставления услуг ШПД. Приобретение активов компаний ОАО "Комстар-ОТС", ООО "СЦС Совинтел" и ЗАО "Синтерра" компаниями ОАО "МТС", ОАО "ВымпелКом", ОАО "МегаФон" соответственно позволяет федеральным операторам подвижной связи развивать бизнес и создавать стоимость на

40

Т-Сотт, #12-2012

следующих направлениях: конвергенция фиксированной и мобильной связи, доступ к сети Интернет, цифровое телевидение, услуги передачи данных, контент-сервисы. Вместе с этими направлениями операторы связи направляют усилия на развитие собственной инфраструктуры магистральных сетей.

За тенденцией конвергентного развития последовал и национальный оператор междугородной и международной связи ОАО "Ростелеком". В соответствии с программой развития компании до 2013 г. стратегическая задача ОАО "Ростелеком" заключается в "трансформации компании в лидирующего универсального оператора, оказывающего широкий комплекс телекоммуникационных и инфокоммуникационных услуг розничным потребителям, корпоративным клиентам и операторам на уровне международных стандартов на всей территории РФ и за ее пределами" [3]. Для до-

стижения поставленной задачи компания прибегнет к возможностям как органического роста за счет собственных ресурсов, так и к росту посредством проведения политики реструктуризации, а именно слияний и поглощений. Так расходы на проведение сделок M&A, включенные в план реализации стратегии ОАО "Ростеелеком", варьируют в пределах от 30,0 до 46,7 млрд. руб. [3].

Одним из важнейших стратегических направлений развития операторов связи является концепция конвергенции фиксированной и мобильной связи — Fixed Mobile Convergence (FMC). Для клиента конвергентные решения FMC имеют как технологические преимущества (прямой дозвон с мобильного телефона на внутренний номер; большой набор функций, удобный способ управления с помощью web-интерфейса), так и экономические преимущества: экономия за счет оптимальной маршрутизации трафика, экономия за счет возможности ограничения доступа, например, к междугородней и международной телефонной связи, выставление счетов за фиксированную и мобильную связь "в одном пакете", взаимодействие с одним менеджером по всем вопросам.

По данным аналитических исследований наибольшим спросом конвергентное решение FMC пользуется в компаниях банковского сектора, промышленной индустрии, в транспортных компаниях и гостиничном бизнесе — до 80% числа клиентов подвижной связи пользуются услугой FMC [2,5]. По оценкам компании IDC, исследовавшей мировой рынок телекоммуникационных услуг, в 2010 г. во всем мире услугами FMC пользуются 47 млн. абонентов, а ежегодный доход операторов от их предоставления составляет 24 млрд. долл. (рис.1). В России данная услуга также ориентирована преимущественно на корпоративного клиента.

Таким образом, в условиях конвергентного объединения бизнесов операторов фиксированной и подвижной связи можно наблюдать становление универсальных операторов федерального уровня, предоставляющих полный пакет ИКУ. Возможности развития такого оператора представлены на рис. 2.

Рис. 2. Возможности компаний в результате объединения

T-Comm, #12-2012

41

Основными результатами объединения компаний и возможностями стратегического развития объединенного бизнеса, обеспеченного консолидацией ресурсов, являются расширение и оптимизация продуктовой линейки, создание комплексной системы обслуживания, поддержки и повышения лояльности, расширение географического присутствия, как за счет строительства инфраструктуры, так и эффективного использования совместных сетей.

Благодаря слиянию объединенная компания получает быстрый доступ к масштабным рынкам предоставления инфокоммуникационных услуг во всех четырех сегментах: частном, корпоративном, государственном и операторском, что было бы трудно добиться компании-оператору, использующему лишь возможности органического роста. На примере операторов подвижной связи большой тройки результатом объединения с операторами фиксированной связи является выход на корпоративный рынок, оптовая продажа каналов связи и оказание услуг другим операторам, а также доступ к быстрорастущему рынку широкополосного доступа в сеть Интернет. Это позволяет объединенной компании получить синергетический эффект от объединения транспортной сети, повышения операционной эффективности и координации в области продаж.

Также важным аспектом развития объединенного бизнеса является возможность диверсификация деятельности в основных трех направлениях: клиенты, услуги, география присутствия. Диверсификация бизнеса по предоставляемым услугам (мобильная связь, фиксированная связь, цифровое ТВ, ШПД, услуги контента, услуги аренды приложений и аутсорсинга информационных компонентов) сможет способствовать стабильности и росту доходов компании в условиях зрелости рынков услуг подвижной и фиксированной связи. Диверсификация по потребительским сегментам и географическому присутствию позволит в свою очередь снизить вероятность возникновения рисков, зависящих от социальных и макроэкономических факторов и условий нестабильности мировой и национальной экономик.

Наряду с очевидными выгодами конвергентного развития бизнеса операторов подвижной и фиксированной связи существующая специфика рынка конвергентных услуг тормозит рост доходов операторов, затрудняет полноценное развитие конкуренции и комплексное оказания услуг потребителям всех сегментов.

Ориентированность операторов на предоставление услуг в корпоративном секторе обусловлена стремлением, в первую очередь, роста А1РРи в секторе с наивысшим уровнем доходности, а также трудностями развития таких сервисов в частном секторе из-за

их высокой цены, которая стала следствием несовершенства технологий и трудностей во взаимодействии операторов между собой. Наличие такой ситуации в частном сегменте рынка услуг FMC позволяет рассматривать ее как потенциальную возможность роста доходов операторов объединенного бизнеса.

Основная сложность в развитии FMC в России и ОТГ связана с законодательным регулированием деятельности операторов подвижной и фиксированной связи, что создает ограничения при запуске совместных конвергентных услуг. Например, отсутствие закона о виртуальных операторах, об использовании оператором одного и того же номера для мобильного и фиксированного телефона. Кроме того, сама по себе услуга FMC в России в явном виде не лицензируется, и существующая нормативная база допускает неоднозначное ее толкование [4].

Несовершенство нормативно-законодательной базы в сфере новых конвергентных услуг снижает уровень конкуренции и препятствует распространению услуг FMC. Не смотря на то, что альтернативные операторы в силу оперативности своего менеджмента отреагировали на внедрение услуг FMC раньше, существует большая вероятность того, что крупные операторы подвижной связи в силах потеснить их в сегменте услуг FMC, предоставляя им доступ к сетям связи на дискриминационных условиях. Кроме того, отчетливо прослеживающаяся тенденция монополизации рынка инфокоммуникационных услуг универсальными операторами, образованными на базе операторов подвижной связи большой тройки и группы компаний ОАО "Cвязьинвeст".

Литература

1. Кузовкова ТА, Тимошенко Л.С Анализ и прогнозирование развития инфокоммуникаций. — М.: Горячая Линия-Телеком, 2009. — 224 с.

2. Статистические профили информационного общества 2009 год CMГ — Швейцария: Женева, МО, 2009. — 64 с.

3. Стратегия ОАО "Ростелеком" на 2009-2013 гг., www.rt.ru, 10.11.2011.

4. Шеповальников Д, Фінна О. Конвергенция в сослагательном наклонении // СТАНДАРТ. — №04(63), 2008. — C. 17-19.

5. Shaw & Fixed mobile convergence: The past, present and future // http://searchunifiedcommunications.techtarget.com/news/1161577/ Fixed-mobile-convergence-The-past-present-and-future, 22.11.2011.

ANALYSIS OF THE CONVERGENCE INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT OF INTEGRATED FIXED AND MOBILE NETWORK OPERATORS' BUSINESS

T. Kuzovkova, the head of a chair of communication economics of MTUCI, Prof., Dr., tais51@inbox.ru O. Bratanova, economist of contractual dept. CNIIS, olga.bratanova@gmail.com

Abstract

In the article the results of analysis of convergence influence on economic and organizational development of fixed and mobile operators are presented. The definition of multiservice and its many-dimensional formation process are formulated. The current economic situation of international and domestic infocommunication markets, for which rapid Internet penetration among private and corporate clients and Internet resources integration in traditional operator's services are catalyst of development, is analyzed. Factors that caused the benefit for the merged fixed and mobile operators business are presented, and potential opportunities of companies' development caused by the restructure and business consolidation within a universal integrated infocommunication operator are defined and the key economical characteristics of integrated business (clients, services and territory) are estimated. The intensive coverage of the corporate market based on the FMC concept and actuality of this service for the private sector in the nearest future is regarded as a key strategy. Based on the analysis results some conclusions about specificity and prospects of joint development of fixed and mobile service markets are reached, significant problems caused by advance development of technology and inappropriate application of the normative-legal base are revealed.

Keywords: convergence, integrated business, operator, fixed and mobile networks.

42

T-Comm, #12-2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.