Col'll**
Стратегии операторов при взаимодействии
с поставщиками услуг
Доступ в РасеЬоок вполне может стать самой распространенной услугой международной связи. Эта новая реальность озадачила всех операторов мобильной связи. Продолжая предлагать на рынке собственный набор услуг, в котором основной доход приносит телефония, ведущие мировые операторы сетей мобильной связи предпринимают активные контрмеры, чтобы защитить свою высокодоходную бизнес-модель. Однако под давлением рынка они вынуждены внедрять более современные и модные сервисы, чтобы обеспечить жизнеспособность своего бизнеса в будущем.
В;
:
полне понятно, что при таком динамичном развитии рынка глобальные операторы и их партнеры по бизнесу рассчитывают получить максимальный выигрыш от эксплуатации сетей широкополосной мобильной связи. На развитых и вновь появляющихся рынках изыскиваются возможности использования более высокочастотных диапазонов и снижения цены за передачу бита информации. С внедрением новых технологий мобильной связи (HSPA, LTE) потребители наконец-то получат возможность пользоваться действительно новыми и, что немаловажно, доступными им по средствам услугами.
После весьма крупных инвестиций в развитие широкополосной мобильной связи операторы почти 6 лет набирались опыта в области передачи данных и экспериментировали с трафиком данных. В результате начался долгожданный переход от операторского бизнеса, ориентированного на предоставление пользователям телефонных услуг, к бизнесу, нацеленному на преимущественное предоставление услуг передачи данных.
Как ни странно, но основным стимулятором спроса на услугу передачи данных (ПД) в самом начале коммерческой эксплуатации сетей 3G оказа-
лись не широко разрекламированные приложения, а абонентские устройства типа iPhone. Компания Apple создала целую экосистему вокруг этого востребованного рынком продукта, обеспечив его владельцам мобильный доступ в Интернет с недостижимой ранее функциональностью. Успех смартфонов поддерживался за счет предложений разнообразных выгодных тарифных планов, в частности, на операцию Интернет-браузинга. Еще более важным для роста популярности услуг мобильной ПД оказалось то, что пользователи сами могли настроить смартфон под свои требования и запросы путем инсталляции прикладных программ. Такая возможность еще больше расширяла функциональность смартфона при доступе в Интернет.
К сожалению, надежды операторов на то, что сервисное разнообразие мобильного доступа в Интернет приведет к росту операторских доходов, не оправдались. Пытаясь исправить положение, операторы пошли по ошибочному пути постоянного повышения объема трафика данных. И сегодня этот фактор заставляет операторов прикладывать огромные усилия для расширения своих сетей и наращивания их пропускной способности.
5
QG
УСЛУГИ СВЯЗИ ПРАКТИКА
GG G
В дополнение вышесказанному пользователи вместо того, чтобы даже в стационарных условиях получать доступ в Интернет через портал своего традиционного оператора фиксированной связи, перенесли свои обычные привычки «лазить» по Интернету на мобильные средства связи. Этим воспользовались поставщики Интернет-сервисов, создав специальные приложения, развлекательные шеЬ-сайты и контент, ориентированные на возможности современных мобильных телефонов. Спрос на мобильный доступ в Интернет растет непрерывно. В 2009 г. он уже давал около 30% глобального объема прибыли от услуги мобильной передачи данных. В большинстве случаев роль операторов ограничивалась предоставлением базовых услуг, «поверх» которых пользователям поставлялись самые модные и востребованные приложения.
Некоторые популярные у пользователей Интернет-приложения на сетях фиксированной связи частично перекрывают операторские услуги. Сегодня это явление распространилось и на мобильных операторов. Сервис Бкуре - наиболее яркий пример «свободных» вызовов между членами Бкуре-сообщества, которые осуществляются «в обход» 1Р-сервисов, поставляемых операторами. Обычно операторы занимают оборонительную позицию по отношению к такой практике, а их реакция варьируется от полного запрета любого приложения, исходящего от мобильных абонентских устройств, до использования тарифной надбавки за доставку прикладной услуги. Занимая любую из такого рода позиций. операторы стремятся защитить услугу передачи речи, которая хотя и не приносит больших доходов, однако находится под их контролем.
Лицензии на 1Р-услуги общего пользования обычно базируются на положениях, предполагающих нейтралитет этих услуг по отношению к сети передачи. Операторы могут лишь обязать абонентов платить за доступ в сеть, но не должны прибегать к дискриминации каких-либо определенных служб, которые используют сеть в качестве среды передачи своих сервисов. Хотя данное требование окончательно сформулировано, а в ряде стран - законодательно оформлено, потребуется определенное время, прежде чем регуляторы во всех странах мира заставят мобильных операторов занять нейтральную позицию к поставщикам услуг и открыть свои сети любому Интернет-приложению без какой-либо дифференциации.
Данный принцип в настоящее время оспаривается некоторыми представителями операторского сообщества. Со-
вершенно очевидно, что результат дискуссии окажет большое влияние на наши представления о будущем развитии мировой телекоммуникационной отрасли.
Что операторы могут делать
С учетом текущей ситуации в отрасли логично попытаться ответить на вопрос, какие есть у операторов потенциальные возможности повысить доход от их бизнеса и расширить пользовательскую базу их сетей связи? В создавшейся ситуации реакция операторов может быть различной.
Первая и наиболее общая для большинства операторов реакция заключается в том, что они начинают занимать оборонительную позицию, ограничивая использование некоторых приложений, которые конкурируют с их собственными сервисными предложениями, как путем их полного запрета, так и посредством обложения каждого такого приложения дополнительной платой. Как упоминалось выше, такая позиция операторов может противоречить действующему или будущему регулированию, а также негативно повлиять на имидж операторской компании в обществе.
Второй тип реакции операторов можно отнести к так называемому «ничегонеделанию». Оператор уступает регулятору и открывает свою сеть для всех приложений «третьей стороны». Допуск в сеть любой сторонней услуги (например, Бкуре) может негативно отразиться на операторских доходах, однако в этом случае влияние сЬигп-эффекта на пользовательскую базу должно снизиться, а у пользователей появится мотивация подписаться на услугу передачи данных и платить по соответствующему тарифу, но уже не оператору, а третьей стороне. В этом случае оператор станет чистым поставщиком инфраструктуры, а не абонентских сервисов. Наибольшее внимание он будет вынужден уделять низко доходному процессу передачи услуг, поставляемых третьей стороной при полном контроле с ее стороны качества обслуживания пользователей. Такое положение может сохраняться до тех пор, пока оператор не откажется от парадигмы сетевого нейтралитета к передаваемым услугам и приложениям. Риск такого поведения оператора вполне реален в условиях рыночной конкуренции, особенно если и другие операторы начнут применять аналогичный подход и возрастет вероятность снижения цен на операторский сервис до убыточного уровня, что приведет к потере интереса к инвестициям в развитие бизнеса из-за риска, связанного с их окупаемостью. Возникновение на рынке подобной ситуации может привести к консолидации поставщиков инфраструктуры.
Третьим подходом может стать наступательная позиция оператора, когда он начинает внедрять собственные приложения, напрямую конкурирующие с приложениями третьей стороны. В этом случае оператор, по крайней мере, будет сохранять полный контроль за использованием своей сети и сможет внедрять свои приложения даже в тех районах, которые не покрываются его сетью. Однако он окажется прямым конкурентом на рынке хорошо освоенных и популярных приложений и услуг. Чтобы выиграть в конкурентной борьбе, ему придется детально осваивать этот по сути новый для него бизнес.
И все же, оператор имеет возможность выбрать еще один путь - стать партнером третьей стороны, полностью интегрировав с ней свои услуги и обеспечив ей свободное использование своей сети при любых планах по развитию сервисов передачи данных. Это не самая хорошая и далеко не проверенная бизнес-модель, где различные стороны - участники соглашения вносят совместный вклад в общий бизнес. Здесь нет победителя, который присваивает себе все преимущества поставщика популярных сервисов. Выигрыш получают все участники соглашения. В то время как оператор получает преимущества от внедрения приложений третьей стороны, которые обеспечивают дифференциацию сервисов, предоставляемых его сетью, и привлекают в его пользовательскую базу новых абонентов, поставщики услуг и приложений могут использовать операторскую инфраструктуру в качестве межсетевого или международного шлюза, чтобы повысить привлекательность своих услуг и расширить географию их использования.
Как операторы поступают на самом деле
Анализируя операторские стратегии, реально используемые в условиях действия рекомендаций по недискриминационному сетевому доступу, легко заметить, что большинство операторов предпочитают оборонительную стратегию с целью защиты дохода от своего базового сервиса. Классическим примером оборонительной стратегии является подход американского оператора AT&T по отношению к приложениям компаний Skype и Google Voice, доступным с помощью айфонов (iPhone). Одно приложение компании Skype было обеспечено компанией AT&T, однако аналогичные другие приложения были запрещены к использованию в общественных местах, оборудованных Wi-Fi системами компании AT&T, вплоть до внедрения своих сетей 3G. Несколько позже имел
ПРАКТИКА
в \ нн
нзн УСЛУГИ СВЯЗИ BS
в
место случай, когда приложения компании Google Voice просто удалялись из смартфонов Apple Appstore по указанию компании AT&T. Это делалось под предлогом, что AT&T имеет собственные аналогичные сервисные продукты. Компания Google Voice ответила на такие действия обращением в Федеральную комиссию по связи США (FCC), а также запуском браузера базовых приложений, позволяющего обойти, произвольно введенные компанией AT&T ограничения. В том и другом случае в конечном счете все ограничения были сняты компанией AT&T, и услуги, обеспечиваемые третьей стороной, получили доступ к ее сетям 3G. Однако по сию пору вся эта история остается ярким примером провальных планов операторов в отношении поставщиков услуг.
В Европе наблюдается двойственный характер подходов к проблеме недискриминационного доступа в сети. Небольшие операторы приветствовали услуги связи третьей стороны, тогда как крупные панъевропейские операторские компании заняли более бескомпромиссную позицию. Проведенное в 2006 г. инспектирование 27 операторов, работающих на крупнейших европейских рынках, показало, что 19 из них не обеспечивают услугу VoIP на своих широкополосных мобильных сетях, а остальные вообще запрещают ее использование. Примером первого подхода, то есть подхода малых операторских предприятий, могут служить действия компании «3» (Великобритания). В партнерстве с третьей стороной - компанией Skype - она обеспечила безлимитные вызовы пользователей приложений Skype и срочные сообщения (IM) без дополнительной оплаты для всех пользователей, обладающих мобильными телефонами, «навязанными» для своих абонентов партнерами по бизнесу. Это была попытка привлечь абонентов, как уже присутствующих в пользовательской базе, так и новых, подписаться на услуги передачи данных с тарифными планами компании «3». В течение нескольких месяцев действия нового проекта компании «3» было продано более 500 тыс. рекомендованных телефонов по заниженным ценам. Кроме того, они предлагались в качестве премии при приобретении других мобильных телефонов, распространяемых оператором. Из указанного выше количества проданных мобильных телефонов 79% составляли телефоны, купленные новыми абонентами, а доход компании «3» в 2009 г. оказался на 20% выше, чем средний доход от пользователей, полученный в предыдущий год.
С другой стороны, крупные операторы, такие как T-Mobile в Германии, хо-
тя и обеспечили мобильную услугу VoIP, но обложили ее дополнительной платой, размер которой зависит от контракта. Минимальная месячная надбавка может составлять 9,95 евро, но даже в таком размере она служит определенным препятствием для позитивного восприятия мобильной услуги VoIP пользователями.
Компания Orange также запустила аналогичный мобильный сервис в апреле 2010 г., обложив пользователей платой в 15 евро ежемесячно в качестве базисной суммы, из которой осуществляется вычет в зависимости от «нормы потребления» услуги передачи данных. Как видим, в обоих случаях доступность сети операторов обеспечивалась только для услуг VoIP и только между абонентами данных операторов, подписавшихся на нее с месячной доплатой. Кроме того, только небольшое количество мобильных телефонов соответствующей функциональности оказалось доступно пользователям, и операторы не планировали включать Интернет-телефонию в систему повременной оплаты разговоров.
Таким образом, становится понятным, что небольшие операторы рассматривают сотрудничество с третьей стороной, как средство повышения привлекательности услуг связи, тогда как крупные операторы дают понять, что такое сотрудничество является угрозой их основному бизнесу.
Весьма ограниченные усилия, которые прикладывают операторы, чтобы предложить рынку альтернативные услуги связи, не привели коммуникационное сообщество к полному пониманию важности проблемы недискриминационного доступа к ресурсам мобильных сетей со стороны поставщиков услуг. Тот уровень понимания, который все же достигнут на сегодняшний день, ни в коей мере не угрожает доходам крупных операторов. Этот вывод сделан на основании следующих предположений.
Первый довод в пользу таких заключений связан с тем, что операторы, похоже, будут стремиться зарабатывать на своей существующей инфраструктуре так долго, как это позволят сделать обстоятельства. Следовательно, они будут выделять меньше ресурсов на продвижение в своих сетях любой третьей стороны, поставляющей самые современные услуги связи. Исходя из не слишком обнадеживающих перспектив значительного расширения абонентской базы дополнительная надбавка к месячной оплате за услуги третьей стороны и даже «повременка» за соединения между абонентами службы VoIP не принесут большой выгоды операторам. Кроме того, пользовательский интерфейс с новыми службами остается нестандартным, поскольку
многие из них работают на собственной технической базе. Отсутствие интеграции с существующими услугами, такими как адресная книга, электронная почта и т.д., приводит к низкой активности пользователей в отношении освоения новых приложений. Поэтому, многие из тех, кто могли бы стать потребителями новых услуг, пока не торопятся их осваивать. Для внешних участников операторского бизнеса, предлагающих услуги связи, проблема заключается в необходимости разрабатывать такое приложение, которое обеспечит одинаковые возможности на всей сети, где могут использоваться абонентские устройства различной конструкции, с различной конфигурацией программного обеспечения.
Отсутствие единой платформы, которая могла бы внедряться в разработки любых моделей абонентских устройств, приводит к необходимости «вшивать» каждое приложение в конкретный образец мобильного телефона и повторять эту операцию для любой следующей модели. К этому следует добавить, что стало нормой регулярное обновление ПО, которое обеспечивает продление жизненного цикла приложений, но требует определенных затрат и усилий. Все эти соображения являются очевидной причиной того, почему компания Apple решила сохранить крупное подразделение по разработке базовых решений для своего единственного рыночного продукта - смартфона. Разработка приложений более высокого порядка, пригодных для всей сетевой экосистемы абонентских устройств с различными функциональными возможностями, остается проблемой, которая отпугивает операторов от сотрудничества с поставщиками современных сервисов и приложений.
В самый разгар тупиковой ситуации между большинством операторов и третьей стороной поставщиков услуг связи произошло важное событие - восстановление партнерских отношений между компаниями Verizon и Skype. Этот конкурентный вызов действиям компании AT&T открыл доступ к услуге VoIP абонентам сети 3G компании Verizon. Данное событие имеет большое значение для оценки потенциала развития отрасли мобильной связи в будущем.
В соглашении между Verizon и Skype упомянут некий совместно разработанный модуль (клиент), который должен встраиваться в некоторые модели мобильных телефонов типа Blackberry и Android. Он должен обеспечить международные вызовы (входящие и исходящие) между абонентами службы Skype. Международные исходящие вызовы в стране пребывания оператора учитываются им по специальному тарифно-
а ::::
УСЛУГИ СВЯЗИ ПРАКТИКА
:::: н
му плану. Срочные международные сообщения (IM), содержащие «чат» и текущую международную информацию также будут обеспечены мобильным абонентам в соответствии с указанным соглашением. Важным моментом соглашения является то, что приложение Skype может быть полностью интегрировано в мобильный телефон. Следовательно, оно - не просто сменная конфигурация в мобильном телефоне, но и его неотъемлемый компонент, расширяющий доступный телефону существующий пакет услуг.
Речевой трафик передается по коммутируемым телефонным каналам компании Verizon. Высокое качество, необходимое при передаче цифровой информации (например, текущей международной информации), коротких сообщений и сигнального трафика, достигается на каналах передачи данных с коммутацией пакетов. Партнерами по соглашению обеспечена интеграция в мобильный телефон адресной книги и оптимизация режима расхода энергии аккумуляторной батареи, удлиняющая ее жизненный цикл. В настоящее время передача видео, SMS и трафика данных на сети компании Verizon не обеспечивается. Однако это временная ситуация, поскольку
пока партнеры не разработали тарифные планы, не смогли набрать необходимую пользовательскую базу, а оператор даже не может определить, способна ли его сеть обработать постоянно растущий трафик данных.
Данное соглашение, даже при всех его ограничениях, свидетельствует о наличии симбиотики, то есть взаимной заинтересованности во взаимоотношениях между двумя крупнейшими игроками телекоммуникационного рынка. Компания Verizon получает проценты от доходов компании Skype, в том числе до 25% - от программ и проектов с участием службы Skype. В то же время компания Skype получает доход от лицензий на свое ПО при продажах мобильных телефонов, в которых это ПО установлено, а также от тарифных планов на объединенный сервис речь/данные, в которых учтена доля услуг Skype.
Понятно, что продвинутые пользователи будут всячески содействовать клиентуре третьей стороны, участвующей в бизнесе компании Verizon. В этом заключен потенциал наращивания пользовательской базы компании Skype, хотя уже сегодня свыше 500 млн пользователей сети Verizon по всему миру уже могут стать абонентами сервиса Skype.
Несмотря на то, что услуги Skype могут поглотить доходы компании Verizon от международных вызовов, они служат привлекательной платформой для перехода пользователей на ее высокостоимостные тарифные планы на услуги ПД, поскольку с их помощью может обеспечиваться доступ и к другим цифровым сервисам.
Что оператор должен делать
Учитывая различные бизнес-модели, применяемые в настоящее время операторами, а также анализируя рыночные ожидания от быстрого развития отрасли связи и информационных технологий, можно утверждать, что существует только одна наиболее вероятная стратегия, которой должен придерживаться оператор в вопросе свободного доступа третьей стороны к его сети.
В ближней и средней перспективе ему следует быть крайне осторожным в использовании псевдооборонительной стратегии, призванной извлечь максимально возможную прибыль из своих существующих тарифов и цен на традиционные услуги в сети с коммутацией каналов. В этот период оператору необходимо отдавать себе отчет, что он использует последний, наиболее дли-
aBLA.COM
Облачные услуги - важный шаг к повышению эффективности Вашего бизнеса
Интернет-магазин
OBLACOM.RU
Услуги хостинга и аренды программного обеспечения
- Выделенные серверы
- Виртуальные серверы (VPS)
- Хостинг сайтов + почта
- Регистрация доменов
- Программное обеспечение по модели SaaS
Заказав услуги на OBLACOM.RU, Вы получаете необходимые серверные ресурсы и ПО в том составе, который необходим Вашему бизнесу в данный момент времени. Управление ресурсами в режиме он-лайн обеспечивает точное соответствие услуг развитию Вашей организации и минимизацию ежемесячных затрат. Разовые затраты отсутствуют.
Шрт
РТКОММ
Москва, ул. 2-я Звенигородсная, д.13. стрАЗ.
Тел. + 7 (¿95) 98820 04
info@obtacom.ru
www.oblacom.ai
ПРАКТИКА
И ч
ва
ваа
ваа
аа
в
УСЛУГИ СВЯЗИ
тельный сценарий ведения более или менее жизнеспособного операторского бизнеса. Дело в том, что с этого момента его ожидает длинный путь к «бесшовному» роумингу без дополнительной платы и исключение из практики расчетов с абонентами повременных тарифов, следовательно, он должен максимально расширять источники своих доходов. Для этого оператору весьма важно развивать партнерство с третьей стороной провайдеров услуг связи. Оно должно быть направлено на глубокую интеграцию услуг и на обслуживание пользователей, имеющих богатый опыт работы с высококачественными телекоммуникационными сервисами. Кроме того, это партнерство должно распространяться на технологические вопросы и даже на совместную деятельность в области маркетинга для обеспечения высокого уровня пользовательского интереса к совместным сервисным продуктам.
Увеличение прибыли должно осуществляться за счет широкого внедрения тарифных планов с повышенными ценами на интегрированные цифровые сервисы (так называемые
«дейта-планы»). В то же время операторы должны быть готовы заменить свое технологическое оборудование на современные цифровые системы передачи данных, чтобы снизить затраты на содержание выделенной сети 3в при ее работе с услугами передачи речи. Внедрение на сети высокоскоростных услуг (таких как передача видео и компьютерных файлов) может способствовать росту объемов передачи данных и, в зависимости от тарифных условий, послужить толчком для еще большего роста доходов. В случае гибридной сети оператор может сдать в аренду часть своего технологического имущества, включая межсетевые и международные шлюзы, внешним участникам своего бизнеса и получить дополнительную прибыль.
На любом этапе эволюции своего бизнеса оператору следует уделять особое внимание количеству партнеров и при необходимости ограничивать его для сохранения управляемости совместного комплексного предприятия. По мере развития и усложнения своего предприятия оператору желательно занять место центра управления различными услуга-
ми и приложениями. На этом пути оператор должен отслеживать некоторые пользовательские процессы, в частности, каких «клиентов» устанавливают пользователи в свои мобильные телефоны, и оперативно привлекать в свой бизнес те новые услуги, которые могут базироваться на его операторской платформе. Поскольку мировая телекоммуникационная отрасль повсеместно внедряет IP-сети в экосистему, включающую в себя несколько различных игроков(иногда несовместимых друг с другом), операторам открываются широкие возможности для расширения своей деятельности, в данном случае в качестве организатора новых видов сервиса.
В долгосрочной перспективе оператор перестанет быть «королем» телекоммуникационного рынка. Если же он поставит перед собой цель как можно дольше сохранить контроль над совместным телекоммуникационным бизнесом, то ему придется переквалифицироваться из короля в королевского имиджмейкера. Так он достигнет большего успеха. ■
По материалам журнала Detecon Management
оциальные ообществ ети с
Ежегодный рост числа посетителей Интернета, использующих услуги социальных сетей, наблюдается во всем мире. Человек может размещать в социальной сети практически любую информацию о себе - будь то отзыв о проведенном отпуске, о знакомствах или работе. Такие примеры иллюстрируют изменения, которые вносят социальные сети в способы общения между людьми, а также открывают операторам новые возможности для получения дополнительных доходов. Каковы эти возможности?
Новые возможности для развития мобильного операторского бизнеса
О
ператорским компаниям предоставляется право выбора характера деятельности, исходя из следующего перечня направлений:
^ владелец цифровых каналов (Bit Pipe) - в данном случае роль оператора строго ограничена предоставлением услуг передачи данных;
^ разработчик интерфейсов приклад-
ного программирования (API) или услуг, которые генерируют дополнительные доходы для членов данной социальной группы и операторов социальных сетей:
^ партнерство в кооперативных предприятиях с уже существующими операторами социальных сетей;
^ организатор социальных сообществ: создание собственных социальных
УСЛУГИ СВЯЗИ
а
□в
qqg
QQC □ В G
ПРАКТИКА
сообществ и размещение сведений об их членах на предварительно созданных домашних страницах в абонентских терминалах.
Какой из приведенных вариантов сможет принести наиболее долгосрочный и весомый вклад в успех операторской компании? Каким образом (в зависимости от природы социальной сети и возможностей оператора) можно будет перекрыть все вышеперечисленные функции? Рассмотрим эти и другие вопросы подробнее.
Социальные сети становятся все более популярным местом времяпровождения Интернет-пользователей. К числу самых востребованных пользователями социальных сетей, генерирующих максимальные объемы трафика данных, относятся Facebook, YouTube, Twitter, Wikipedia, MySpace.
В Германии, например, в период с августа 2009 по июнь 2010 гг. число пользователей только одной сетью Facebook увеличилось на 275% и достигло 9,54 млн человек. Если же говорить обо всем мире, то количество пользователей указанной сети в июле 2010 г. составляло 500 млн человек, что принесло доход в размере 800 млн долл. В течение первой половины 2010 г. бизнес-сеть Xing дала возможность увеличить общие продажи на 20% - до 25,86 млн евро (предварительная прибыль за год - 2,6 млн евро). Число пользователей услугами сети во всем мире - около 9,63 млн человек, при этом 718 тыс. из них оплачивают дополнительные услуги.
Ответ на вопрос, что делает социальные сети настолько популярными у населения, дает маркетинговое исследование, проведенное 150 студентами. В течение трех месяцев они анализировали 600 социальных сообществ и 60 тыс. характерных пользовательских профилей участников опроса. Наряду с подтверждением того большого значения, которое имеют социальные сети в деле общения между людьми, выяснилось также, что немалый интерес у пользователей вызывают такие области применения социальной сети, как загрузка изображений и передача сообщений. Кроме того, получение средств от размещения рекламы или загрузка онлайновых игр также напрямую влияют на коммерческий успех социальных сетей.
Одновременно с ростом числа пользователей социальными сетями продолжаются поиски «жизнестойких моделей», приносящих дополнительные доходы, которые смогли бы противодействовать снижению прибылей компаний от услуг передачи речи и данных. Если рост спроса на услуги передачи цифровой информации будет продолжаться, а вывод на
Сферы компетенции операторов
Компетенция Описание
Идентификация и авторизация личности Проверка специфических персональных идентификационных характеристик для обеспечения аутентификации личности и допуска ее к другим системам
Биллинг и оплата Заключение индивидуальной сделки об оплате продуктов и услуг
Маркетинговые услуги и услуги интеллектуализации бизнеса Создание анонимных и агрегированных профильных данных и контекстно связанных с ними поведенческих данных о пользователях
Телекоммуникационные услуги Использование услуг телекоммуникационного сектора для функций передачи текстовых сообщений, речи и данных
рынок инновационных идеи ускорится, то появится необходимость в организационных изменениях в сфере разработки сервисных продуктов и пересмотре требований к ним. Быстрой реакцией операторов на изменения, происходящие на рынке, может стать разбивка услуг на отдельные модули. Если принять такой подход, то новая продукция может быть построена на базе уже существующих услуг. Конкурентоспособность оператора сети может возрасти за счет поставки на рынок дополнительных услуг, организованных и используемых внутри самих социальных сообществ.
Характеристики существующих социальных сообществ
В течение последних нескольких лет появилось много различных социальных сообществ. Все они, будь то социальные сети, медиа- или виртуальные мобильные сообщества, имеют одно общее свойство - это сообщества людей, желающих поделиться своими идеями, которые влияют на стиль их жизни.
Далее приведем пятибалльную шкалу оценки функциональных возможностей различных услуг с точки зрения их возможностей поддерживать режим «разговора» (чата).
^ функция чата недоступна;
^ пользователи могут общаться друг с другом на публичных чат-форумах;
^ в дополнение к публичному чату может быть предоставлена возможность частного разговора между отдельными пользователями;
^ чат-сообщения могут быть выделены различными путями - жирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием;
^ кроме общения индивидуальных пользователей возможна пересылка файлов и т.д.
Анализ социальных сообществ показал, что они делятся на четыре основные категории.
Сообщества, ориентированные на стиль жизни
В данном случае делается акцент на пользователей и их потребность делиться своим опытом и мыслями друг с другом. Наиболее известными сообще-
ствами такого рода являются Facebook и Schuler Studi MeinVZ. К числу других услуг относится возможность загружать личное видео и обмениваться комментариями. Facebook интегрирует новые функции внутри сообщества посредством открытых интерфейсов. Самым известным примером является игровой тренажер Farmville, запрограммированный компанией Zynga.
Сообщества, ориентированные на передачу медиаинформации
К наиболее известным сообществам данного типа относятся сообщества сети MySpace (для США) и сети Bebo (для Европы). На сайтах этих сетей проходят дискуссии по поводу известных и малоизвестных музыкантов и музыкальных групп, размещается видеоинформация, связанная с ними. Профили пользователей могут быть персонализированы с учетом их музыкальных предпочтений и загружаемых изображений.
Сообщества, ориентированные на бизнес-пользователей
Их цель - объединение бизнес-пользователей и установление связей между представителями деловых кругов. Одним из самых многочисленных сообществ в Германии является Xing. К наиболее значительному сообществу международного класса относится сообщество на платформе LinkedIn. Члены этих сообществ часто объединяются в различные предметно ориентированные дискуссионные группы.
Сообщества, ориентированные на розничную торговлю
Данные сообщества обмениваются мнениями по поводу активизации розничной торговли. Типичные примеры - ThisNext и Venterprivee, позволяющие осуществлять торговлю без посредников и получать необходимую ее членам информацию о продукции различного типа.
Основные сферы компетенции операторов и их прибавочная стоимость внутри социальных сообществ
В последние годы был проведен ряд исследований для определения сферы компетенции операторов. Цель дан-
ПРАКТИКА
в \ нн
нзн УСЛУГИ СВЯЗИ BS
в
ных исследований - идентификация новых источников доходов, получаемых от предоставления услуг передачи речи и данных, ставших классическими. Акцент, сделанный на компетенции операторов, отражает тот факт, что они, в отличие от так называемых главных игроков социального бизнеса, не в состоянии быстро и эффективно продвигать инновационную версию сети Web 2.0 из-за организационных особенностей своих бизнес-структур. C другой стороны, распространение сфер компетенции операторов на такие сети должно способствовать их дальнейшему развитию в области услуг социальных сетей.
Четыре сферы компетенции операторов, определенные выше, особенно хорошо согласуются с контекстом социальных сообществ. Приведем примеры, которые иллюстрируют то, каким образом эти ключевые компетенции используются в социальных сообществах.
Идентификация и авторизация
Сообщество по продажам ThisNext ежедневно рекомендует своим членам новые разнообразные продукты из всех стран мира - от электротоваров до парижских модных моделей одежды. Пользователи могут купить выбранные ими изделия простым «кликаньем» мышью на продуктовой линейке. В идеальном случае пользователи заранее сообщают о себе контактные данные, адрес и банковские реквизиты. Поскольку не все пользователи готовы сообщать подобные сведения, ThisNext дает им возможность идентифицироваться через мобильный телефон. Пользователи посылают подтверждающее текстовое сообщение на сетевую платформу сообщества для идентификации своей личности и подтверждения сделанной ими покупки. Поставщик услуг в этом случае сам находит адрес доставки.
Биллинг и оплата
Социальные сообщества предлагают своим пользователям некоторые платные дополнительные функции. Например, сообщество Xing предоставляет своим пользователям услугу по пересылке и хранению различных справок и сертификатов качества, оплачиваемую по дополнительному тарифу. Социальная сеть Facebook предлагает виртуальную валюту, которая может быть использована для оплаты дополнительных услуг, в частности, игровых приложений. Согласно традиции, в таких случаях используется либо кредитная карта, либо PayPaL (система, при помощи которой через Интернет можно оплачивать счета и покупки). Кроме того, чтобы провести такие
процедуры, поставщик услуги должен передать на мобильный телефон пользователя уведомление об оплате. Facebook и Xing могут разрешить пользователям идентифицировать себя через оператора и осуществлять оплату именно через эту компанию.
Маркетинговые услуги и интеллектуальные методы ведения бизнеса
Как уже указывалось, одним из основных источников получения доходов социальными сетями является целевая реклама, а реквизитами для ее размещения - идентификационные данные пользователей. Информация о них, получаемая во время использования услуг в рамках социального сообщества, служит основой для проведения анализа их поведения. Кроме данных, получаемых самой компанией, «выдают» о себе информацию и сами пользователи. В результате операторам открывается доступ к анонимным и обобщенным о них сведениям, а полученная таким образом информация дает возможность посылать пользователям целевую рекламу.
Телекоммуникационные услуги
Интеграция телекоммуникационных услуг в социальные сети - еще один интересный пример. Яркой иллюстрацией является сотрудничество Facebook с 82 провайдерами из тридцати пяти стран. Провайдеры позволяют пользователям менять свой статус путем отправления соответствующего текстового сообщения, поэтому они не ограничены лишь сайтом Facebook. Подобное сотрудничество в настоящее время только начинается. К другим возможностям для пользователя относятся речевая почта или сохраненные в его мобильном телефоне мелодии для оповещения об изменении пользовательского статуса в социальных сообществах.
Кроме перечисленных примеров существует множество других, которые должны быть детально изучены в соответствии с бизнес-ориентацией той или иной компании.
Социальные сообщества как источник дополнительных доходов операторов
Альтернативные варианты, упомянутые в начале статьи, - bit pipe, разработка API’s, сотрудничество и создание собственной компании - представляют собой четыре базовые бизнес-модели для операторов.
Владеющие большим объемом видео- и музыкальной информации медиа-ориентированные сообщества представляют наибольший интерес для операторов, избравших стратегию bit pipe.
Bit pipe означает, что компания единолично участвует в доходах от предоставления данных. Однако эти поступления составляют лишь незначительную часть от суммарных доходов, получаемых от социального сообщества (сети). Поскольку операторы имеют широкий спектр компетенций, они должны избирать стратегию bit pipe лишь в исключительных случаях.
Разработка интерфейсов, которые создатели приложений или сами сообщества могут использовать напрямую, является еще одной возможной бизнес-моделью. Оператор может создать свой собственный SDK (software development kit - пакет программ для разработки приложений), а затем обеспечить для сообществ интерфейсы к таким основным системам, как биллинг и идентификационные системы, которые позволят им в полной мере реализовывать свои ключевые функции. Для оператора это еще один путь получения доходов. Решающий момент в данном случае - тесное сотрудничество между оператором и социальным сообществом его сети и диверсификация относительно конкурирующих компаний.
Кроме уже существующих, есть и «нишевые» сообщества (например, велосипедистов, рыбаков и др.), которые также являются целевыми благодаря их массовости, что позволяет использовать дополнительные услуги, включая биллинг, идентификацию и маркетинговые услуги интеллектуального бизнеса, предоставляемые оператором или поставщиком услуг. Предложение услуг через определенные интерфейсы не означает, что сообщества теряют свою независимость, поскольку оператор предлагает только некую функцию, а основным элементом для сообщества продолжает оставаться контент.
Возможность установления сотрудничества с уже существующими сообществами также представляет несомненный интерес для оператора. Однако интересы в данном случае могут расходиться. Операторы инфраструктуры мобильной сети хотят участвовать в обороте и получать эксклюзивные преимущества для своих собственных пользователей. Операторы же социальных сетей заинтересованы в участии третьих фирм в обороте и обеспечении доступа максимальному числу участников. Тем не менее и этот вариант работает, как это видно на примере компании E-Plus: сокращенная версия Facebook (Facebook Zero) была подготовлена для пользователей услугами ее мобильных сетей. Данной версией абоненты сети могли пользоваться без оплаты трафика данных. Однако когда дело касается
s
as
УСЛУГИ СВЯЗИ ПРАКТИКА
□ С
а
просмотра изображений, то тут уже возникает необходимость в оплате. Связь социальных сообществ и услуг по передаче текстовых сообщений и речевой почты, упомянутая выше, также является интересной возможностью, поскольку эти услуги оказывают прямое воздействие на поведение пользователя и могут обеспечивать попадание иБР (уникальное предложение о продаже товара) на рынок.
Существует много причин, по которым мобильным операторам труд-
но создавать свою собственную социальную сеть. Те немногочисленные социальные сети, эксплуатируемые ими, насчитывают, как правило, небольшое число участников и способны предоставлять весьма незначительное количество функций и услуг.
Сотрудничество между социальными сетями и операторами будет продолжаться, чтобы воздействовать на жизнь самых различных категорий людей. В какой форме это сотрудниче-
ство будет реализовано - пока остается неясным, но в то же время оно позволит операторам в долгосрочной перспективе дистанцироваться от своих конкурентов и получать дополнительные источники доходов. Особенно перспективным представляется создание общей платформы для небольших сообществ и сотрудничество с уже существующими социальными сетями. ■
По материалам журнала Detecon Management Report
ERP;
системы информационного обмена; системы информационной и технической безопасности; комплексные решения для энергообъектов; программное обеспечение и системы автоматизации; диагностика;
инженерные решения для ИТ-инфраструктуры; стандартизация объектов управления; информационные системы и приложения; системы энергосбытового технического биллинга и энерготрейдинга.
На конференции «Информационные технологии в энергетике 2011» выступят руководители ведущих зарубежных и российских энергетических компаний, органов власти, финансовых институтов, научных и проектных организаций,
производители оборудования и технологий, поставщики ИТ-услуг и инвесторы.
Большое внимание будет уделено проектированию энергетических объектов на основе применения новых программных продуктов, вопросам укрепления межрегиональных и международных связей для развития ТЭК и строительства новых платформ единого информационного пространства.
Ключевые темы конференции: обзор реальных проектов: успехи и проблемы;
«Целевая модель «интеллектуальной сети»; цифровая подстанция; автоматизация распределительных сетей; магистральные электрические сети; интеллектуальный учет;
ИТ в электроэнергетике;
планирование и управление электрическими сетями; малая генерация и интеллектуальная сеть. ■
www.itenergy-expo.ru
НОВОСТИ -» NEWS -» НОВОСТИ -» NEWS -» НОВОСТИ -» NEWS -» НОВОСТИ -» NEWS -» НОВОСТИ -» NEWS
«Информационные технологии в энергетике-2011»
Этой осенью специалисты компаний ТЭК, заинтересованные в современных и оптимальных решениях, смогут увидеть весь спектр рынка ИТ-услуг.
Сегодня информационная составляющая в деятельности организаций топливно-энергетического комплекса во многом определяет стабильность и эффективность его работы.
Министерство энергетики РФ и ОАО «Выставочный павильон «Электрификация» приглашают принять участие во 2-й Международной выставке и конференции «Информационные технологии в энергетике-2011», которая будет проходить 6-8 сентября 2011 г.в выставочном павильоне «Электрификация» № 55 на ВВЦ в Москве.
Партнеры: НП «ИНВЭЛ», ФГУ «Российское энергетическое агентство», НП «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике». Соорганизатор конференции: информационно-аналитический журнал «Энергоэксперт». Организатор Совета по ИТ в ТЭК: 4CIO club. Генеральные информационные партнеры: журналы «ТЭК. Стратегии развития», «Энерго-info».
«Информационные технологии в энергетике-2011» - это последние достижения в области ИТ-разработок для ТЭК. В международной выставке и конференции примут участие руководители и специалисты энергетических компаний, главные энергетики, директора по ИТ и телекоммуникациям, представители отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов, компаний - системных интеграторов в области автоматизации и ИТ в энергетике.
В экспозиции примут участие ОАО «Холдинг МРСК», ОАО «СО ЕЭС», ДжиИ Рус (General Electric), 1С, Zelax, ЗАО «Ай-Теко», ООО «АМС», ООО «ДИРЕКТУМ», ЗАО «МДИС», ООО «МОДУС ЭНЕРГО», ЗАО «МОНИТОР ЭЛЕКТРИК» (МО-НИТЕЛ), ООО «НИС-21», «Профконсалт» (Роботрон), ЗАО «ИКГ», «СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ», ЗАО «ИТФ», ООО «ИЦ ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ» и др.
Тематические разделы выставки «Информационные технологии в энергетике-2011»:
* источники энергоснабжения, системы питания и спецо-борудование;
* ИТ-услуги: консалтинг, аудит;
* АИСТУЭ;
* телекоммуникационные системы для энергетики;
* системы управления активами в энергетике;
* ИТ-решения для управления транспортировкой электроэнергии;
* оборудование и технологии связи;
* аутсорсинг ИТ-инфраструктуры в энергетической отрасли;
Зам. директора Департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго России Олег Токарев и член правления ОАО «СО ЕЭС», директор по ИТ Михаил Абраменко открывают Международную выставку и конференцию «Информационные технологии в энергетике-2010».