Научная статья на тему 'СМИ в структуре информационного пространства международных отношений'

СМИ в структуре информационного пространства международных отношений Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное пространство / международные отношения / СМИ / санкции / общественное мнение / information space / international relations / media / sanctions / public opinion

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Чжоу Хао

В данной статье затрагивается такой важный аспект международной политики, как взаимосвязь системы международных отношений и средств массовой информации. Цель публикации – выявление характера и степени влияния СМИ на формирование политического процесса. В статье были использованы следующие методы исследования: логический метод, аналитический метод, сравнительный метод. как показали результаты исследования, один и тот же аспект международных отношений по–разному освещается в западных и российских СМИ, в результате чего автор статьи делает следующий вывод: западные СМИ освещают международные события так, как это нужно политическому руководству своей страны, а российские СМИ стараются подходить к освещению политических событий объективно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media in the structure of the information space of international relations

This article touches upon such an important aspect of international politics as the interrelation of the system of international relations and mass media. The purpose of the publication is to identify the nature and degree of influence of mass media on the formation of the political process. The following research methods were used in the article: logical method, analytical method, comparative method. as the results of the research showed, the same aspect of international relations is covered differently in the Western and Russian media, as a result of which the author of the article makes the following conclusion: the Western media cover international events as it is necessary for the political leadership of their country, and the Russian media try to approach the coverage of political events objectively.

Текст научной работы на тему «СМИ в структуре информационного пространства международных отношений»

Чжоу Хао

Магистр, Факультет мировой политики, Направление подготовки «Международные отношения», Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова.

СМИ в структуре информационного пространства международных отношений

Введение

Понятие «информационное пространство» широко освещается в научной литературе. Однако, большинство исследователей, обращаясь к данному феномену сосредотачиваются на его технических и технологических аспектах, затрагивая, в первую очередь, сферу информационных технологий. Но на наш взгляд, термин «информационное пространство», хотя и применяется слишком широко, имеет чаще всего медийный подтекст.

Если рассматривать информационное пространство с геополитической точки зрения, то сущность этого феномена можно трактовать следующим образом: информационное пространство - это «некая виртуальная территория, которая принадлежит государству, является специфическим государственным ресурсом и должна защищаться от возможных агрессоров» [2, с. 1]. Но поскольку интересы государства защищают средства массовой информации, то информационное пространство следует рассматривать как «территорию, на которой действуют СМИ, располагающие информационными ресурсами, обращенными к потенциальной аудитории» [2, с. 2].

Следствием развития глобального информационного пространства, в которое входят СМИ, является «заметное ускорение процесса трансформации международных отношений, изучением и анализом которых занимается международная журналистика» [4, с. 86]. Современные СМИ, большинство из которых «прописались» в информационном пространстве сети Интернет, оказывают глубокое влияние на международные отношения. Новые медиа, которые являются конгломератом прессы (печатных изданий), радио и телевидения стали доминирующей и наиболее эффективной формой СМИ, репрезентирующей международную политику.

Результаты

Средства массовой информации представляют собой систему сложного комплекса операций с информацией, направленную на сообщение ее через печатные, мультимедийные и другие формы населению» [5, с. 109]. Поддерживая коммуникацию между социокультурными и политическими субъектами, СМИ способствуют формированию, изменению и развитию общественного мнения.

По мнению В.Г. Сеидова, «современные СМИ это не только проводник информации международного уровня, но и самостоятельный субъект системы международных отношений» [5, с. 110]. Как показал анализ публикаций, воздействие СМИ на международную политику очень велико. Однако, к сожалению, можно наблюдать негативную сторону этого влияния. С.В. Терешкин отмечает, что «в большинстве случаев в материалах информационных агентств отсутствует серьезный и обстоятельный анализ данных, а имеющиеся сведения подгоняются под готовые субъективные выводы» [6]. Такая подача материала не просто нежелательна, но и может быть весьма опасной, ведь, комментируя то или иное событие, происходящее в сфере международных отношений, журналист должен аргументировать свою позицию, разъяснять приоритеты во внешней политике, способствовать установлению доверительных отношений между государствами, а не заниматься информационным соперничеством и популяризацией интересов тех, кто заказал ему эту публикацию, будь то государственные структуры или оппозиционно настроенные частные лица.

Главные усилия СМИ нынешней эпохи должны быть направлены на освещение важных общественно-политических событий, обсуждение и критику различных процессов и явлений. Но в то же время, деятельность масс-медиа преследует и довольно прагматичные, материальные цели - получение прибыли. В том числе и от спонсоров, которыми вполне могут быть политики и различные государственные структуры. В связи с этим СМИ, особенно в поиске сенсаций, нисколько не пренебрегают воздействию на общество с помощью инструментов пропаганды и манипуляций [6].

По мнению Юй Мяо, «нужную» правящей мировой элите информацию, доводят до читателя и зрителя, как правило, «глобальные» СМИ, тем самым влияя на массовое сознание и создавая общественное мнение. При этом подобная информация часто облекается в форму мифа. Так, англоязычные издания с определенной периодичностью создает «небы-

лицы», связанные с внешней политикой России. Информационный материал при этом сопровождается «неопровержимыми доказательствами», чаще всего - фотографиями [7].

Так, еще в августе 1992 года весь мир облетели снимки, сделанные британской телекомпанией 1ТЫ, на которых был запечатлен «сербский лагерь смерти» - боснийские мусульмане за колючей проволокой. Но, как оказалось (были и такие журналисты, которые провели собственное расследование), эти снимки были сфальсифицированы: на фотографиях был запечатлен лагерь беженцев, а колючая проволока служила обыкновенным забором, между школьным двором и дорогой. Но тем не менее это «задокументированное событие» стало поводом для обвинения сербов в уничтожении «босняков» (боснийских мусульман). Таким образом, СМИ способны создать «сценарий», по которому будет реализована государственная политика в том направлении, которое нужно руководству страны.

Западные СМИ крайне редко объективно оценивают международную политику. Предвзятое и субъективное мнение зарубежных корреспондентов всем хорошо известно. Российские журналисты, напротив, стараются анализировать международные отношения, опираясь на факты, логику и проверенные статистические данные, чего сознательно избегают американские и европейские журналисты.

Обсуждение

Обратимся к конкретному примеру, показывающему, как СМИ «доводят» до своей аудитории некоторые аспекты международных отношений.

Нет ни одной газеты, ни одного медийного издания в информационном пространстве современной России, в котором бы ни поднимался вопрос санкций.

Российские медиа-издания (такие как «Российская газета», «Известия», «Комсомольская правда» и др.) рассматривают санкции, прежде всего, как повод, чтобы унизить Россию (согласно русской пословице, «было бы желание, а повод всегда найдется»), в связи с чем санкции, по мнению российских корреспондентов, обусловлены идеологически: они продвигают официальную государственную позицию по основным политическим вопросам. Санкции в российских СМИ анализируются и с позиций исторического контекста, согласно которому нынешние санкции - это наказание России за вмешательство во внутреннюю политику Украины, которое началось с майдана и закончилось присоединением

Крыма к РФ в 2014 году (то, что Крым - это исторически обусловленная территория России, западными политиками в учет не принимается).

Многие публикации российских СМИ посвящены описанию мер санкционного давления на Россию. При этом указывается, что решения о санкциях принимаются и реализуются даже не конкретными акторами международных отношений, а коллективным актором, согласованно действующим против России [2, с. 76].

Российские СМИ стараются объективно подойти к политическим силам западного мира, обращая внимание, что, кроме сторонников санкций, в политическом истеблишменте «недружественных стран» есть фигуры, которые выступают против введения антироссийских санкций. Однако, как указывает «Российская газета» противников санкционного давления на Россию крайне мало.

Если сравнить публикации российских СМИ, репрезентирующими тему санкций, с таковыми в западной медиасфере, то они, в основном, представляют конкретную информацию (против кого введены новые санкции, какие сферы они затрагивают, какова, по предположению западных корреспондентов, будет сила их давления), не вдаваясь в аналитически е подробности данного явления. Русофобия, которая захлестнула информационное пространство европейских и американских СМИ, стоит особняком и не привязана к теме санкционного давления.

В российских СМИ Россия представлена не жертвой, а сильным международным актором, способным применять контрмеры, в то время как западные СМИ выставляют Россию как страну-изгой, которая, благодаря санкциям, выведена из всех международных организаций, международных сообществ и не может обеспечить своему населению достойную жизнь.

Заключение

Глобализация приводит к кардинальной трансформации средств массовой информации, освещающих события международной политики. Учитывая тот факт, что в эпоху глобализации информация выходит на первый план, становясь основным продуктом производства, политическая жизнь общества также перемещается в информационную сферу, в связи с чем происходит так называемая медиатизация международных отношений. Таким образом, «информация превращается в важный фактор, влияющий на взаимодействие между странами, способ реализации политических, экономических и иных целей в международных отноше-

ниях» [1, с. 7-8]. Однако, западные средства массовой информации зачастую берут на себя функцию инструмента управления и тем самым оказываются вовлеченными в геополитические процессы. В России средства массовой информации также оказывают существенное влияние на международный климат. Однако, большинство СМИ в России, включая интернет-издания, стараются не оставаться инструментом тех, кто «платит и заказывает музыку», не управлять своей аудиторией, заставляя читателей/зрителей принять их точку зрения, не всегда адекватную, а аргументированно так подать материал, что у последних возникнет желание провести дискуссию, что вполне реально сделать в условиях информационного пространства Интернет-медиа.

Итак, в наш информационный век внешняя политика не может формироваться без средств массовой информации. СМИ, особенно электронные, давно превратились в элемент воздействия на массовую аудиторию. Однако, важной задачей современных СМИ, особенно электронных, является не запугивание пользователей, а объективное освещение событий сферы межгосударственных отношений.

На наш взгляд, сегодня важным компонентом современной внешней политики должна стать медиадипломатия. СМИ, являясь доминирующим источником информации и мощным игроком в международных отношениях, не должны сеять смуту в сердцах людей. Очень важно, чтобы лозунг «Тот, кто контролирует информацию, контролирует мир» отошел в прошлое, а информация на политической международной сцене стала не просто мощным инструментом, а объективной реалией политики и международных отношений.

Список литературы:

1. Быков А.Ю. Современные СМИ в глобальном мире // Современные зарубежные СМИ в условиях глобализации: сб. статей. - СПб.: Арт-Экспресс, 2011. С. 7-23.

2. Дзялошинский И. Информационное пространство России: структура, особенности функционирования, перспективы эволюции. - М.: Московский Центр Карнеги, 2001. 30 с.

3. Дубровская Т.В. Антироссийские санкции в контексте международных отношений: дискурсивные репрезентации в российских СМИ // Современный дискурс-анализ. 2018. Т. 1. № 3 (20). C. 73-80.

4. Залесский Б.Л. Масс-медиа и развитие единого информационного пространства // Вестник Белорусского государственного университета. 2011. № 3. С. 85-89.

5. Сеидов В.Г. Место и роль средств массовой информации и коммуникации в системе международных отношений // Регио-нология. 2016. № 2 (95). С. 107-116.

6. Терешкин В.В. Влияние СМИ на международные отношения // Огарёв-Онлайн. 2014. № 7 (21). С. 1-5.

7. Юй Мяо. Роль и функции СМИ в международных отношениях // Наука. Образование. Современность. 2023. № 3. // URL: https://online-science.ru.

8. Рябова Е.И., Рябова Е.Л. Дихотомия культуры: конфликт ценностей экологии и экономики // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 11-19.

9. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Боль разделенных городов - последствия геополитических игр // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 1 (27). С. 10-20.

10. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитическая авантюра: цена внешнеполитического просчета в истории // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 5 (31). С. 515-524.

11. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Политизация образов истории повседневности (на примере образа ворот) // Власть истории и

история власти. 2021. Т. 7. № 7 (33). С. 782-791.

12. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитические смыслы закрытых границ: размышления в связи с карантином // Альманах Крым. 2020. № 20. С. 11-22.

13. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экологические смыслы международного сотрудничества: все тайное становится явным // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 1 (19). С. 10-19.

14. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитика в маске // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 4 (22). С. 500-511.

15. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.

16. Байханов, И.Б. Формирование цифровых компетенций в условиях трансформации образовательных систем // Миссия конфессий, 2021. Т.10. № 7 (56). С. 705-712.

17. Байханов, И.Б. Геополитическая культура: как корабль ты назовешь // Миссия конфессий. - М.: 2021. Т. 10. № 5 (54). С. 519-524.

18. Тонконог В.В., Константинов В.М., Ананченкова П.И. Развитие образовательных услуг в сфере переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего бизнеса. Труд и социальные отношения. 2014. Т. 25. № 9. С. 106-121.

19. Тонконог В.В., Ананченкова П.И. Е-ЬЕАКЫШС: заменит ли дистант традиционные формы обучения? Труд и социальные отношения. 2017. Т. 28. № 4. С. 119-128.

20. Рябова Е.Л. К вопросу о единстве образования и воспитания: институциональный дискурс // Казачество. 2023. № 66 (1). С. 11-18.

21. Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени в политической культуре // Культура Мира. 2022. Т. 10. № 26 (1). С. 75-86.

22. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.

Bibliography

1. Bykov A.Yu. Modern media in the global world // Modern foreign media in the context of globalization: collection. articles. - St. Petersburg: Art-Express, 2011. P. 7-23.

2. Dzyaloshinsky I. Information space of Russia: structure, features of functioning, prospects for evolution. - M.: Moscow Carnegie Center, 2001. 30 p.

3. Dubrovskaya T.V. Anti-Russian sanctions in the context of international relations: discursive representations in Russian media // Modern discourse analysis. 2018. Vol. 1. № 3 (20). P. 73-80.

4. Zalessky B.L. Mass media and the development of a single information space // Bulletin of the Belarusian State University. 2011.

№ 3. P. 85-89.

5. Seidov V.G. The place and role of mass media and communication in the system of international relations // Regionology. 2016. № 2 (95). P. 107-116.

6. Tereshkin V.V. The influence of the media on international relations // Ogarev-Online. 2014. № 7 (21). P. 1-5.

7. Yu Miao. The role and functions of the media in international relations // Science. Education. Modernity. 2023. № 3. // URL: https:// online-science.ru.

8. Ryabova E.I., Ryabova E.L. Dichotomy of culture: conflict between the values of ecology and economics // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 11-19.

9. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The pain of divided cities - the consequences of geopolitical games // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 1 (27). P. 10-20.

10. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical adventure: the price of foreign policy miscalculation in history // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 5 (31). P. 515-524.

11. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Politicization of images of everyday history (using the example of the image of a gate) // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 7 (33). P. 782-791.

12. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical meanings of closed borders: reflections in connection with quarantine // Almanac Crimea. 2020. № 20. P. 11-22.

13. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Ecological meanings of international cooperation: everything secret becomes clear // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 1 (19). P. 10-19.

14. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitics in a mask // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 4 (22).

P. 500-511.

15. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea. 2022. № 31. P. 61-72.

16. Baykhanov, I.B. Formation of digital competencies in the conditions of transformation of educational systems // Mission of Confessions, 2021. Vol. 10. № 7 (56). P. 705-712.

17. Baykhanov, I.B. Geopolitical culture: what do you name the ship // Mission of Confessions. - M.: 2021. Vol. 10. № 5 (54). P. 519-524.

18. Tonkonog V.V., Konstantinov V.M., Ananchenkova P.I. Development of educational services in the field of retraining and advanced training of personnel for small and medium-sized businesses. Labor and social relations. 2014. Vol. 25. № 9. P. 106-121.

19. Tonkonog V.V., Ananchenkova P.I. E-LEARNING: will distance learning replace traditional forms of learning? Labor and social relations. 2017. Vol. 28. № 4. P. 119-128.

20. Ryabova E.L. On the issue of the unity of education and upbringing: institutional discourse // Cossacks. 2023. № 66 (1). P. 11-18.

21. Shchuplenkov N.O., Ryabova E.L. The role of the time factor in political culture // Culture of the World. 2022. Vol. 10. № 26 (1). P. 75-86.

22. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea. 2022. № 31. P. 61-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.