Научная статья на тему '"СЛЫШАЩЕЕ ГОСУДАРСТВО" ДЛЯ БИЗНЕСА'

"СЛЫШАЩЕЕ ГОСУДАРСТВО" ДЛЯ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / КОНЦЕПЦИЯ "СЛЫШАЩЕЕ ГОСУДАРСТВО" / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Койшыбаева М.К.

В публикации затрагивается проблема формирования концепции «Слышащего государства» в рамках поддержки предпринимательской деятельности. Проведен тщательный и детальный анализ проблем в коммуникациях между государством и предпринимателями, бюрократии, проблемам финансовой поддержки. Особое внимание было обращено автором на развитие цифровых технологий для оптимизации взаимодействия между государством и предпринимателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"СЛЫШАЩЕЕ ГОСУДАРСТВО" ДЛЯ БИЗНЕСА»

М.К. Койшыбаева

«СЛЫШАЩЕЕ ГОСУДАРСТВО» ДЛЯ БИЗНЕСА

В публикации затрагивается проблема формирования концепции «Слышащего государства» в рамках поддержки предпринимательской деятельности. Проведен тщательный и детальный анализ проблем в коммуникациях между государством и предпринимателями, бюрократии, проблемам финансовой поддержки. Особое внимание было обращено автором на развитие цифровых технологий для оптимизации взаимодействия между государством и предпринимателями.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, государственная поддержка, концепция «Слышащее государство», цифровизация, государственная программа.

В настоящее время в Казахстане развитию и поддержке предпринимательства уделяется много внимания. Вопросы поддержки и стимуляции бизнеса являются актуальными, ведь увеличивается не только расширяются сферы предпринимательства, но и охват поддержки в виде различных государственных программ, национальных проектов и т.п. Но вместе с тем, существуют препятствия для полноценной реализации концепции «Слышащего государства», для формирования открытости и прозрачности проводимых реформ.

Сейчас действует множество государственных программ, нацеленных на поддержку предпринимательской деятельности: «Дорожная карта бизнеса - 2025» (далее - ДКБ), Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Ецбек», «Государственная программа индустриального-инновационного развития Республики Казахстан на 2020-2025 годы», Национальный проект по развитию агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2021-2025 годы (далее - АПК), которые преследуют глобальные долгосрочные и благие цели, такие как: обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства, а также поддержка действующих и создание новых постоянных рабочих мест, увеличение активно действующих субъектов предпринимательства, обучение основам предпринимательства, выделение безвозмездных грантов на поддержку новых бизнес-идей, поддержка и развитие конкурентоспособной обрабатывающей промышленности, увеличение экспорта продукции АПК, продовольственное обеспечение социально-значимыми товарами и др.

Но внедрение большинства программ напрямую связано с концепцией «слышащего государства», направленной на создание современного и эффективного государства.

Впервые некоторые элементы этой концепции были обозначены в Послании Главы государства народу Казахстана К-Ж. Токаева от 2 сентября 2019 года: «Конструктивный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана», где было сказано о том, что политическая реформа «Сильный Президент -Влиятельный Парламент - Подотчетное Правительство» сможет воплотить в жизнь принцип «слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан [1]. Также, в Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» отмечается зрелость казахстанского общества, чтобы выступать полноправным актором в диалоге с государственным аппаратом [2].

Также в Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 июня 2020 года № 341 «О проекте Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан до 2025 года» указано, что результатами успешно реализованной концепции станет внедрение принципов модели "слышащего государства", доступность органов государственной власти для граждан и институтов гражданского общества [3].

Исходя из этого, можно заключить, что принцип «слышащего государства» связан со свободным доступом к коммуникациям с властью, со механизмом обратном связи, не робототизированным подходом к решению вопросов, а также улучшении качества сервиса предоставляемых государственными органами гражданам.

© Койшыбаева М.К., 2021.

Научный руководитель: Есенгельдина Анар Сатыбалдиновна - к.э.н., профессор, руководитель Центра прикладных исследований и международного партнерства Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан.

Такое отношение должно быть и по отношению к предпринимателям, как опоре в экономике Казахстана. Ведь в разд.Ш Развитая и инклюзивная экономика (Послания Главы государства народу Казахстана К. Токаева от 2 сентября 2019 года) имеется 8 структурных задач и одна из них, «эффективный малый и средний бизнес - прочная основа развития города и села». Для достижения данной задачи, отмечается важная роль малого, в особенности микробизнеса в социально-экономическом и политическом развитии страны [1].

Но на пути реализации глобальной концепции «Слышащего государства» возникает ряд проблем, препятствующих прогрессивному развитию коммуникаций между государством и предпринимателями, ведущих к формализации таких отношений, взаимному непониманию, бюрократии и даже коррупционным проявлениям.

В связи с этим, необходимо рассмотреть какие проблемы на сегодняшний день самые актуальные и требуют незамедлительного решения.

Для этого в рамках магистерского проекта был проведен опрос целевой аудитории среди действующих государственных служащих местных исполнительных органов (далее - МИО), где респондентам был задан уточняющий закрытый вопрос, как «Согласны ли Вы, что государственные программы в Казахстане можно описать, как «незавершенные работы», «имитация», «мимикрия», где «отсутствует четкое видение в политике и служение обществу?».

По результатам опроса 80% - респондентов дали однозначный ответ «да, согласен(а)», 15% - «отчасти согласен(а)», 5% - «не согласен(а)». Данная статистика показывает, что зачастую не налажен механизм коммуникации не только между властью и обществом, а и внутри институтов государственного аппарата, то есть между разработчиками государственных программ в лице государственных служащих Центральных государственных органов (далее - ЦГО - это Министерства) и исполнителей в регионах, то есть госслужащих местных исполнительных органов (далее - МИО), и рекомендации, которые вносят исполнители с МИО носят формальный характер.

Также согласно Закону «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» от 4 июля 2013 года №129-У, национальная палата предпринимателей в рамках проведения рейтинга «Деловой климат» сделала независимое исследование условий ведения бизнеса [4, с.30]. По результатам выявилось, что основными проблемами при взаимодействии предпринимателей с государственными органами являются бюрократия, коррупция и большие сроки рассмотрения документов (См.рис.1).

Рис.1. Основные проблемы предпринимателей при взаимодействии с государственными органами

Так, самый высокий уровень коррупции наблюдается в Атырауской и Мангистауской областях, по уровню количества проверок - Кызылординская, Северо-Казахстанская область, по некомпетентности сотрудников - Жамбылская и Карагандинская области.

Также важной проблемой является распределение финансовых расходов на поддержку предпринимательства.

Для этого приведем, несколько статей расходов, опубликованных на официальном сайте Министерства национальной экономики Республики Казахстан видно, как планируются расходы в рамках госпрограммы «ДКБ - 2025» [5]:

Таблица 1

Информация о планируемых расходах по Государственной программе поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025»

Информация о планируемых расходах по Государственной программе поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025»

В 2020 году запланировано выделение 46 439,4 млн. тенге, в том числе за счет целевых трансфертов из республиканского бюджета - 13 749,9 млн. тенге.

017 «Повышение квалификации и переподготовка кадров в сфере предпринимательства» 80 млн.тенге;

087 «Реализация мероприятий в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020»

100 «Оздоровление и усиление предпринимательского потенциала» 1 986,9 млн. тенге;

101 «Оплата услуг оператора и финансового агента» 791,0 млн. тенге;

102 «Информационное обеспечение предпринимателей» 710,0 млн. тенге;

105 «Целевые трансферты на развитие областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на развитие индустриальной инфраструктуры» 13 149,9 млн. тенге;

109 «Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на предоставление государственных грантов молодым предпринимателям для реализации новых бизнес-идей в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025» 600,0 млн.тенге;

117 «Субсидирование части ставки вознаграждения по кредитам субъектов частного предпринимательства, осуществляющих деятельность в обрабатывающей отрасли» 31 108,5 млн.тенге.

Из таблицы расходов наглядно видно, что на обучение предпринимателей запланировано выделение 80 млн.тенге, на информационное обеспечение - 710 млн.тенге, на расходы оператора - 791 млн. тенге (не совсем понятно, что это за дорогостоящий оператор), а пункт про оздоровление и усиление предпринимательского потенциала порождает вопросы, это выделение безвозмездных грантов или что-либо другое, пункт слишком абстрактный [5].

Стоит отметить, что поддержка предпринимателей, несмотря ни на какие препятствия, существенно расширились. Появились гранты на открытие своего бизнеса для социально уязвимых слоев населения в рамках проекта «Бастау Бизнес». Также в рамках разных проектов Фонда «Даму», «Атамекен» проводится обучение предпринимателей, предлагается помощь в разработке бизнес-планов, реализации идей, бесплатные консультации финансовых экспертов, юрист-консультов. Но не всегда начинающий предприниматель может обратиться по мере надобности, у нас остается система широких коридоров, когда нужно пройти сначала ряд бюрократических процедур, прежде чем, тебя увидели и услышали.

В связи с тем, можно определить, что появление концепции «Слышащее государство» вызвано кризисом коммуникации в Казахстане.

И главным инструментом для выхода из него является перезапуск работы с обращениями граждан в цифровом формате. Несмотря на то, что в Казахстане длительное время существует портал Egov, он не затронул пока все аспекты бизнес-процессов для их последующей автоматизации и упрощения.

Например, для прекращения деятельности ТОО, необходимо все равно обращаться в налоговые органы, а затем в юстицию, до сих не существует «единого окна» подачи документов. Несмотря на внедрение новой информационной системы "Е-обращение" и центров "Нэтиже", которые будут интегрированы со всеми госорганами страны, большую часть по старинке все-таки шлют письмами по линии "Казпочты". Также предприниматели недовольны качеством обслуживания операторов, качеством предоставленных ответов, а также длительными сроками ожидания.

В этом контенте гражданских жалоб/предпринимательских жалоб, недовольств и протестов явно лидируют правоохранительные (действия прокуратуры, полиции) и судебные проблематики.

Реализация концепции "слышащего государства" продолжается при помощи цифровых технологий, которые, по идее, должны исключить соблазн государственных органов к формализму и отпискам. По крайней мере, все будет прозрачно. Действительно, мы видим ответы на вопросы государственных органов, но по ним до сих пор нет рейтинга удовлетворенности граждан полученными ответами госоргана.

На сегодняшний день важно снижение документооборота и оптимизацию длинных маршрутов писем-обращений, а также оптимизация информационных систем для защиты от повышенной нагрузки в связи с наплывом пользователем, оптимизация обновлений и т.п.

Таким образом, несмотря на ряд проблем, существующих в рамках поддержки предпринимательства, есть и положительные стороны в его развитии.

Сейчас, правительство Казахстана придерживается и усиливает работу в части концепции открытого правительства и усиливает процессы общественных консультаций. Но реализация концепции «Слышащего государства» должен иметь целостный подход, с вовлечением общественности в реализации своей политики. В управлении средствами массовой информации, особенно в условиях возрастающего влияния социальных медиа, правительство неизбежно осознает, что суть взаимодействия также важна, как ее форма и восприятие взаимодействия.

В основном вышеупомянутые государственные программы неоднократно пролонгировали, то есть программы нацеленные на поддержку предпринимательства были приняты в 2010 году (была 1 -пятилетка 2010-2015 гг., 2-пятилетка 2015-2020 гг.) и сейчас реализуется 3-пятилетка. Но вопрос эффективного освоения выделенных средств, к примеру в рамках «ДКБ - 2025» остается открытым.При дальнейшей эффективной и слаженной работе в структуре государственного аппарата, концепция «Слышащего государства» будет в полной мере реализована.

В целом изменения государственного развития, модели управления и ее эффективность отражаются, как результат, на уровне ее социального прогресса. Соответственно, благополучие предпринимателей, удовлетворенность отдельных социальных групп является отражением государственного развития и эффективности ее Правительства.

Библиографический список

1.Послание Главы государства народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана».

Электронный ресурс - https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1900002019

2.Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г.Астана, 14 декабря 2012 года, Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства, Электронный ресурс - https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050

3.Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 июня 2020 года № 341 «О проекте Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан до 2025 года» Электронный ресурс - https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2000000341

4.https://www.gov.kz/memleket/entities/economy/documents/details/132213?lang=ru

5.Электронный ресурс - https://atameken.kz/ru/services/29-issledovaniya-predprinimatel-skoj-sredy

КОЙШЫБАЕВА МАХАББАТКАНАТКЫЗЫ - магистрант, Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.