Научная статья на тему 'Понятие и принципы слышащего государства, соотношение с демократическим, правовым, социальным государством'

Понятие и принципы слышащего государства, соотношение с демократическим, правовым, социальным государством Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1601
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
слышащее государство / обращения граждан / демократическое государство / правовое государство / социальное государство.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баймаханова Д.М., Ибраева А.С., Есетова С.К., Конарбаева М.М.

В современных условиях развития казахстанской государственности важнейшей конституционной ценностью является демократия, а главным компонентом правовой реформы стало принятие концепции «Слышащего государства». Развитие слышащего государства напрямую связано с активностью гражданского общества, его участием в процессе принятия значимых решений. Актуальность данного исследования определяется значением и ролью слышащего государства в жизни граждан, наличием объемного нормативного материала, особой новизной самой формулировки «слышащее государство» в конституционно-правовой науке. Было проанализировано большое источников по вопросам слышащего государства, проведена масштабная работа по поиску исходных материалов, и сделан вывод, что на настоящий момент отсутствуют исследования становления и развития слышащего государства в Казахстане. Методологической основой данной работы выступает эмпирический метод получения знаний и метод сравнительного правоведения. Таким образом, мы пришли к выводу, что категория «слышащее государство» не разработана в конституционно-правовой науке. Необходима теоретическая разработка данного понятия для глубокого понимания закономерностей развития слышащего государства, выработки научно обоснованных рекомендаций по формированию модели государства, закрепленной в Конституции Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Баймаханова Д.М., Ибраева А.С., Есетова С.К., Конарбаева М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие и принципы слышащего государства, соотношение с демократическим, правовым, социальным государством»

БАЙМАХАНОВА Д.М.,

доктор юридических наук, профессор, КазНУ им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан, e-mail: dina405@mail.ru

ИБРАЕВА А.С.,

доктор юридических наук, профессор, КазНУ им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан, e-mail: ibraeva_tgp@mail.ru

ЕСЕТОВА С.К.,

кандидат юридических наук, Академия Кайнар, Алматы, Казахстан, e-mail: saltanat.yessetova@gmail.com

КОНАРБАЕВА М.М.,

магистр юридических наук, Академия Кайнар, Алматы, Казахстан, e-mail: madina.konarbayeva@gmail.com

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СЛЫШАЩЕГО ГОСУДАРСТВА, СООТНОШЕНИЕ С ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ, ПРАВОВЫМ, СОЦИАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВОМ

Аннотация. В современных условиях развития казахстанской государственности важнейшей конституционной ценностью является демократия, а главным компонентом правовой реформы стало принятие концепции «Слышащего государства». Развитие слышащего государства напрямую связано с активностью гражданского общества, его участием в процессе принятия значимых решений.

Актуальность данного исследования определяется значением и ролью слышащего государства в жизни граждан, наличием объемного нормативного материала, особой новизной самой формулировки «слышащее государство» в конституционно-правовой науке.

Было проанализировано большое источников по вопросам слышащего государства, проведена масштабная работа по поиску исходных материалов, и сделан вывод, что на настоящий момент отсутствуют исследования становления и развития слышащего государства в Казахстане.

Методологической основой данной работы выступает эмпирический метод получения знаний и метод сравнительного правоведения.

Таким образом, мы пришли к выводу, что категория «слышащее государство» не разработана в конституционно-правовой науке. Необходима теоретическая разработка данного понятия для глубокого понимания закономерностей развития слышащего государства, выработки научно обоснованных рекомендаций по формированию модели государства, закрепленной в Конституции Республики Казахстан.

Ключевые слова: слышащее государство, обращения граждан, демократическое государство, правовое государство, социальное государство.

BAIMAKHANOVA D.M.,

Doctor of Law, Professor, KazNU named after al-Farabi, Almaty, Kazakhstan

IBRAEVA A.S.,

Doctor of Law, Professor, KazNU named after al-Farabi, Almaty, Kazakhstan

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -6-87-99 МРНТИ 10.07.53

YESSETOVA S.K.,

PhD in Law, Kainar Academy, Almaty, Kazakhstan

KONURBAEVA M.M.,

Master of Laws, Kainar Academy, Almaty, Kazakhstan

CONCEPT AND PRINCIPLES OF A HEARING STATE, RELATIONSHIP WITH A DEMOCRATIC, LEGAL, SOCIAL STATE

Annotation. In modern conditions of development of Kazakhstan statehood, the most important constitutional value is democracy, and the main component of legal reform was the adoption of the concept of "Hearing State". The development of the listening state is directly related to the activity of civil society, its participation in the process of making significant decisions.

The relevance of this study is determined by the meaning and role of the hearing state in the life of citizens, the presence of voluminous normative material, the special novelty of the very formulation "hearing state" in constitutional and legal science.

A large number of sources on the issues of the hearing state were analyzed, a large-scale work was carried out to search for source materials, and it was concluded that at the moment there are no studies of the formation and development of the hearing state in Kazakhstan.

The methodological basis of this work is the empirical method of obtaining knowledge and the method of comparative jurisprudence.

Thus, we came to the conclusion that the category "hearing state" has not been developed in constitutional and legal science. A theoretical development of this concept is necessary for a deep understanding of the laws of development of the hearing state, the development of scientifically based recommendations for the formation of a model of the state, enshrined in the Constitution of the Republic of Kazakhstan.

Key words: hearing state, appeals of citizens, democratic state, legal state, social state.

Введение

В современных условиях развития казахстанской государственности важнейшей конституционной ценностью является демократия. Данная конституционная ценность предполагает, что государственная власть осуществляется в представительной форме через избранных народом органов и должностных лиц, которые самостоятельно принимают решения от имени и в интересах народа, во взаимодействии с гражданским обществом [1, с. 327].

Важнейшим компонентом конституционно-правовой реформы стало принятие концепции «Слышащего государства», которая впервые была озвучена Президентом Республики Казахстан Касым-Жомартом Токаевым в Послании народу Казахстана 2019 г. «Конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана» [2].

Основной посыл концепции слышащего государства - усиление коммуникации и оперативное взаимодействие между государством и гражданским обществом.

Следующее Послание «Казахстан в новой реальности: время действий» вновь актуализировало необходимость повышения эффективности государственного управления, а также повышения

уровня участия граждан в управлении делами государства [3].

Слышащее государство - это формула развития эффективной государственности, которое оперативно и конструктивно реагирует на каждый запрос своих граждан [4]. В этой связи, разрабатываются конкретные планы по решению проблем. Так, например, крупные резонансные события, которые произошли в Казахстане в последнее время, привели к ужесточению законодательных норм в сфере борьбы с насилием против личности [5], повышению социального пакета для многодетных семей [6], разработке концепции по развитию гражданского общества [7], усилению институтов непосредственной демократии [8] и т.д.

В 2020 г. все мы стали свидетелями беспрецедентного стресс-теста для всех государств мира - чрезвычайной ситуации, пандемии CОVID-2019, вызванной вирусом SARS-Cov2. Ситуация не стабилизировалась до сих пор, возникает множество трудностей, появляются новые вспышки, правительству приходится перестраиваться в режиме реального времени. В этих условиях крайне сложно выстраивать диалог между государством и гражданским обществом.

Население Казахстана составляет 19 027 823 человек [9]. У каждого человека, семьи,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

коллектива, организации - особенные потребности. Естественно, государственная политика не формируется под каждый субъект, она ориентирована на удовлетворение различных социальных групп в здравоохранении, занятости, безопасности, образовании и т.д.

И как бы парадоксально это не звучало, одинаковые права для разных граждан предопределяют неравенство возможностей при повседневном пользовании ими.

Так, к примеру, лица с ограниченными возможностями, не могут в полной мере воспользоваться конституционными правами на свободу труда, например, или на образование. Ведь им необходимы дополнительные возможности: дорожки, пандусы, приспособления, помещения, конструкции и оборудование.

Другой пример: жители городских окраин, отдаленных населенных пунктов не имеют равного доступа к государственным и социальным услугам, поскольку не имеют соответствующей инфраструктуры. Это наглядно продемонстрировала пандемия: если городские обучающиеся смогли легко перейти на дистанционное образование, то для огромной части населения Казахстана отсутствие качественного интернета и связи стало огромной проблемой.

Примеров - огромное множество, но основная мысль ясна. Предназначение слышащего государства - разработка и реализация дополнительных или особенных мер для того, чтобы каждый гражданин имел возможность пользоваться всеми правами.

Развитие слышащего государства в Казахстане напрямую связано с активностью гражданского общества, его участием в процессе принятия значимых решений. Не случайно, в Плане Нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ указаны меры по повышению роли гражданских институтов и формированию подотчётного обществу государства (шаг 97 - расширение возможности граждан участвовать в процессе принятия решений через развитие саморегулирования и местного самоуправления; шаг 98 - внедрение самостоятельных бюджетов местного самоуправления; шаг 99 - усиление роли общественных советов при государственных органах и акимах) [10].

В качестве реальных примеров реализации таких мер можно привести следующие: созданы и функционируют диалоговые площадки на уровне аулов, районов, городов, областей, общественные советы при министерствах и Главе государства [11]. Так, Общественная приемная акимата Open Almaty отмечена наградами за эффективность взаимодействия граждан с государством, в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

т.ч. награда в номинации «Будущее городов» в рамках «Любляна Форум-2017», награда в номинации «Лучшая трансформация клиентского опыта» на конкурсе IDCCIO Excellence Awards-2019, победитель Международного конкурса городских практик городов СНГ и ЕАЭС «Город, где хочется жить - 2017» [12].

Однако, несмотря на определенные успехи, проблем в рассматриваемой сфере еще немало. В Казахстане общество не привыкло доверять государству, а государственные органы не имеют четкого видения как изменить коммуникацию. Большинство программных документов и стратегий терпят неудачу на этапе реализации и остаются «красивыми на бумаге».

Причинами такой ситуации, по нашему мнению, являются:

- беспрецедентный уровень коррупции;

- одномоментное появление разноплановых инициатив;

- погоня за сиюминутными результатами;

- отсутствие должной координации процесса реализации инициатив.

В зарубежной научной литературе большинство казахстанских государственных программ характеризуются определениями «незавершенные», «имитация», «отсутствие четкого видения в служении обществу» [13].

Как следствие, неэффективные госпрограммы, отсутствие должной коммуникации о результатах работы, снижают доверие населения, приводят к потере общественной поддержки и даже цинизму, сводят на нет реализацию политических решений. Такая картина наблюдается в любой области - экономике, аграрном секторе, социальной работе, образовании.

В развитых странах коммуникация с общественностью является обязательным компонентом работы государственных органов. Причем набор средств коммуникации не ограничен, это может быть опрос мнений населения, открытые дебаты между оппонентами, обсуждение в средствах массовой информации. В Казахстане граждане практически не информированы о государственных инициативах - поэтому отсутствует ключевой компонент для коммуникации с государственными органами.

Таким образом, актуальность исследования определяется значением и ролью слышащего государства в жизни граждан, наличием объемного нормативного материала, особой новизной самой формулировки «слышащее государство» в правовой науке.

Обзор предыдущих исследований. Исследование правовых основ становления и развития слышащего государства в Казахстане осуществлено на основе нормативных материалов

последних лет, теоретических работ, диссертационных исследований и научной публицистики. Были изучены труды современных казахстанских правоведов по вопросам реализации конституционно-правового законодательства, содержащие концептуальные толкования понятий отдельных институтов слышащего государства: С.З. Зима-нова, Г.С. Сапаргалиева, М.Т. Баймаханова, С.С. Сартаева, Д.М. Баймахановой, Ж.Н. Баишева, О.К. Копабаева, А.К. Котова, В.А. Малиновского, Э.Б. Мухамеджанова, С.К. Амандыковой, А.С. Ибраевой [14] и др.

Некоторые теоретические вопросы становления и развития слышащего государства освещают диссертационные исследования о проблемах эффективности управленческой деятельности акимов сельских территорий - Е.А. Садырба-ева [15], о культурном пространстве цифрового поколения - Д.Р Сапаровой [16], о праве граждан на обращение в органы государственной власти - А.А. Титова [17], о проблемах развития институтов непосредственной демократии - К.С. Ахмето-вой [18], о практических проблемах отстаивания интересов граждан через обращения в органы государственной власти - Л.Н. Верещагиной [19].

Практические вопросы реализации слышащего государства подробно рассмотрены в методическом пособии Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан «Послание Президента Республики Казахстан К.К. Токаева «Казахстан в новой реальности: время действий» [20].

Несомненный интерес представляет небольшое исследование «Работает ли в Казахстане слышащее государство?» члена общественного совета города Алматы М. Шибутова, который направил восемь писем в различные казахстанские ведомства и проанализировал кто, когда и как ему ответил [21].

В процессе анализа источников по вопросам слышащего государства нами отмечено большое количество материалов научной публицистики в период 2019-2021 годы, в т.ч. таких как: Концепция «слышащее государство»: от слов к действию (июнь, 2020) [22], Как включить «слышащее государство» (февраль, 2021) [23], «Слышащее государство» - полноправный диалог общества и власти (январь, 2021) [24], Почему Казахстану важно стать «слышащим государством»? (октябрь, 2020) [13], «Слышащее государство» - формула эффективного управления (март, 2020) [4].

При выполнении дипломной работы нами была проведена масштабная работа по поиску исходных материалов. Так, в поисковой строке браузера Google по запросу «слышащее государство» было найдено 116 000 упоминаний, изучение источников показало, что специальных науч-

ных исследований в интересующей нас сфере нет. В фондах Республиканской научно-технической библиотеки, Национальной библиотеки РК, и научной библиотеки Казахского национального университета им. аль-Фараби научные труды по вопросам слышащего государства также не были обнаружены. При детальном изучении различных источников, мы пришли к выводу о том, что на настоящий момент в юридической литературе отсутствуют диссертационные и монографические исследования становления и развития слышащего государства в Казахстане. Не являлось предметом специальных научных исследований слышащее государство и в смежных научных отраслях - политологии, социологии, теории государства и права, истории государства и права.

Методологической основой данной работы выступает эмпирический метод получения знаний. Он включает в себя наблюдение, формулирование гипотез, проверка выводов, сделанных из гипотез, уточнение или исключение гипотез на основе исследования. Это принципы научного метода, применимые ко всем научным исследованиям.

Будем исходить из тезиса сравнительного правоведения как метода исследования различных правовых явлений. Благодаря применению сравнительного метода стало возможным выявить общее и особенное в современных мировых правовых системах.

Отличительной чертой теории сравнительного правоведения как метода юридической науки является то, что она играет важную роль в толковании правовых норм, относящихся к различным правовым системам, а также в адаптации одной социально-правовой системы к другой. Некоторые компаративисты склонны рассматривать применимость сравнительного правоведения как инструмент для более глубокого понимания правовых данных, тогда как такие цели сравнительного правоведения, как правовая реформа и толкование законов, рассматриваются как второстепенные или второстепенные в сравнительно-правовых исследованиях.

Другая точка зрения состоит в том, что сравнительное правоведение - это философское направление, представляющее собой сравнительное исследование концептуальных понятий, составляющих институциональную основу одной или нескольких правовых систем. Роль сравнительного правоведения в данном случае состоит в построении методологической основы философии права и выполнении информационной функции.

В юриспруденции, как и в других дисциплинах, все чаще требуются междисциплинарные исследования. Мы исходим из того, что исследо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

вания, выходящие за рамки дисциплинарных границ, приведут к более интегрированному научному представлению. Конституционное право не избежало этой общей тенденции. Фактически, продвижение мульти-, междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований рассматривается как стратегическая цель юридической науки.

Таким образом, в данной работе нами применены следующие методы: общенаучный диалектический метод познания; метод социокультурного анализа; формально-догматический метод; герменевтический метод; историко-правовой метод; сравнительно-правовой метод; правосоци-ологический метод; метод правовой статистики; метод правового прогнозирования; метод правовой кибернетики.

Основная часть. Учитывая новизну категории «слышащее государство», отсутствие подобных категорий в конституционной науке, перед нами стоит задача раскрыть понятие и принципы слышащего государства, рассмотреть его соотношение демократическим, правовым, социальным государством.

Избрание в 2019 г. нового Президента Казахстана ознаменовало собой коренной перелом для казахстанского государства. Сейчас конституционалисты имеют возможность проанализировать и оценить, как государственные институты перешли на следующий этап развития. При Елбасы -Лидере нации Назарбаеве страна из советской республики с устаревшей экономической моделью превратилась в значимого глобального игрока, привлекающего значительные иностранные инвестиции в свои природные ресурсы. Однако, необходимо признать, что принцип «сначала экономика, потом политика» означал, что в предыдущее время политические реформы отошли на второй план [26].

Сегодня, как отечественные ученые, так и международные эксперты вынуждены признать, что Казахстан не смог создать независимую судебную систему, работоспособный парламент и пользующуюся доверием Конституцию, - т.е. те институты, которые поддерживали бы стабильное развитие страны [27]. Растет протестное настроение населения. Размах, требования и демография протестов последних лет демонстрируют масштаб задач, которые необходимо решить в ближайшее время.

Первоочередной задачей становится введение прозрачного и инклюзивного институционального управления, без которого невозможно преодолеть пропасть между населением и правящей элитой.

В рамках мер по решению указанной задачи, стало принятие концепции «Слышащего государ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

ства». Впервые она была озвучена Президентом Токаевым в Послании народу Казахстана 2019 г. «Конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана» [2]. Основной посыл концепции слышащего государства - усиление коммуникации и оперативное взаимодействие между государством и гражданским обществом.

Рассмотрим более подробно, почему так важно реализовать слышащее государство в Казахстане. Многие проблемные моменты в функционировании государственного аппарата возникают как следствие отсутствия обратной связи между населением и чиновниками. В качестве примера можно привести конфликт 2018 г. по поводу несправедливого присуждения грантов на научные исследования. Напомним, конкурс на грантовое финансирование по научным на 2018 -2020 годы проводило Министерство образования и науки Республики Казахстан. Целью конкурса было заявлено выделение финансирования на проведение научных исследований, с тем чтобы повысить уровень научных исследований, научно-технический потенциал и конкурентоспособность казахстанских ученых [28].

Результат конкурса разочаровал молодых ученых Казахстана. Сначала появилось огромное количество возмущенных постов в соцсетях, затем на официальных страницах государственных органов [29]. Официальной реакции МОН РК не последовало, тогда сообщество молодых ученых обратилось к Главе государства. Представители научного сообщества высказывали опасения, что отсутствие поддержки молодых ученых, которые признаны на международном уровне, может привести к «утечке мозгов», и впоследствии государство будет выделять финансирование на приглашение ученых из-за границы [30]. Конфликт так и не был разрешен, результаты конкурса не пересмотрели, на авторитет национальных научных советов никто не посягнул.

С приходом нового руководства в профильное министерство, мы наблюдаем слышащее государство в действии. Так, создан Совет молодых ученых при МОН РК; сформирована команда молодых профессионалов; формируются информационные системы, которые исключают большинство негативных моментов; налажена эффективная обратная связь; грантовое финансирование исследований молодых ученых выделено в отдельный конкурс с 2020 г. [31].

При реальном воплощении концепции «слышащего государства» казахстанская наука имеет все шансы выйти на новый уровень, а со злоупотреблениями в финансировании науки возможно эффективно бороться. Слышащее государство

продемонстрирует, что цели чиновников и ученых идентичны - обеспечить прогресс страны.

Кстати, не случайно глава государства поручил чиновникам наладить коммуникационные каналы с населением и гражданским обществом посредством организации диалоговых площадок, а также активной работы в социальных сетях. В Администрации Президента для этих целей создан Отдел по контролю за рассмотрением обращений, что свидетельствует о важности фидбэка для Главы государства. Мы используем сленговое обозначение «обратной связи», поскольку именно это заимствование англо-саксонского слова «feedback» употребляется в официальных источниках и рекомендация государственным органам (глагол feed имеет исконное значение «кормить», а слово «back» означает «назад»), и в широком смысле означает ответную реакцию на какое-либо действие или событие [32]. К примеру, на многих сайтах фидбэк - это обратная связь с посетителями, когда они сообщают своё мнение или просьбу создателям ресурса, на онлайн-аукционе фидбэк — это отзыв покупателя о добросовестности продавца, и т.д.

Связанный с вышеуказанным примером работы слышащего государства - транспарентность процедур в принятии решений Национальным центром государственной научно-технической экспертизы. Разработка интернет-ресурса https://is.ncste.kz/ привела к максимально открытой процедуре подачи, рассмотрения и принятия решений о финансировании научных проектов [33]. На ресурсе транслируются заседания национальных научных советов в режиме реального времени, записи заседаний ННС размещаются на сайте и на страницах в социальных сетях. Минимизированы личные «нерабочие» контакты членов ННС и ученых.

Таким образом, мы приходим к выводу, что слышащее государство - это такая организация политической власти, при которой государство и общество оперативно взаимодействуют, существует эффективная обратная связь, а значимые государственные вопросы решаются с учетом мнения населения и гражданского общества.

Считаем также, что слышащее государство - это одна из форм функционирования современного государства. Так, академик М.Т. Баймаханов на основе анализа понятий функционирование государства и функции государства, утверждает, что «сумма всех функций государства по своему содержанию несколько уже понятия - функционирование государства, а само государство не может быть монофункциональным, оно всегда полифункционально. Причем полифункциональность государства предполагает динамику развития его функций...» [34, с. 257].

Рассмотрим соотношение слышащего государства с демократическим, правовым, социальным государством.

Статья 1 Конституции основными характеристиками нашей страны называет демократическое, светское, правовое и социальное государство. В качестве основополагающих принципов деятельности Республики выступают политическая стабильность, общественное согласие, казахстанский патриотизм, экономическое развитие на благо всего народа Казахстана, решение самых важных вопросов жизни государства демократическими методами [35].

В официальном комментарии Конституции Республики Казахстан, опубликованном Конституционным советом Республики Казахстан, указано, что первая статья Конституции содержит два основополагающих начала:

1) использованием термина «утверждает» подчеркивается, что Республика Казахстан находится на этапе развития государства;

2) наша страна стремится развиваться по пути демократического, светского, правового и социального государства [36].

Демократические основы заложены в процедуры формирования и деятельности всех государственных органов - от Парламента до местного самоуправления. Созданы правовые условия для сотрудничества институтов государства и общества, развития политических партий и общественных движений.

Для установления правового государства республика максимально гарантирует осуществление конституционных прав и свобод человека и гражданина, гарантирует контроль выполнения конституционных обязанностей всеми государственными органами и должностными лицами.

Закреплены основополагающие социальные права, а основной задачей является формирование эффективной социальной политики и действенных механизмов обеспечения социальных прав.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основополагающими принципами деятельности институтов государства и общества Конституция закрепила:

- принцип общественного согласия;

- принцип политической стабильности;

- принцип казахстанского патриотизма;

- принцип решения наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами.

Учитывая огромное количество определений «правовое», «демократическое», «социальное» государство разных авторов, обратимся к определениям из учебника «Теория государства и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

права», рекомендованного Министерством образования и науки Республики Казахстан для студентов вузов [37].

Правовое государство - государство, которое своей основной целью ставит правовую защищенность прав и свобод личности и общества.

Социальное государство - государство, которое целенаправленно улучшает и защищает материальное благосостояние граждан, старается обеспечить человеку достойную жизнь,

утверждает в обществе принципы гуманизма и справедливости.

Демократическое государство - государство, где высшие органы власти избираются, где каждый может открыто выражать собственное мнение, где каждый гражданин может обратиться к государственным органам.

Соотношение понятий слышащее, социальное, демократическое, правовое государство приведено на рис. 1.

ГОСУДАРСТВО

СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВОВОЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ СЛЫШАЩЕЕ

целенаправленно своей основной высшие органы власти государство и

улучшает н целью ставит нзоираются, где оощество оперативно

защищает правовую кажд ый может открыто взаимодействуют,

материальное защищенность выражать собственное существует

олагосостояние прав и свооод мнение, где каждый эффективная

граждан, старается личности и гражданин может оорзтная связь, а

ооеспечитъ человеку оощества ооратитъся к значимые

достойную жизнь, государственным государственные

утверждает в органам вопросы решаются с

оощестзе принципы учетом мнения

гуманизма и населения и

справедливости гражданского общества

Рис. 1. Соотношение понятий слышащее, социальное, демократическое, правовое государство

[Составлено авторами]

Так, проводятся выборы Президента, депутатов парламента, депутатов маслихатов (3,4). Действия государственных органов должны проводиться гласно, открыто (1,2,3,4). В случае нарушения прав, любой человек может обратиться в суд (2,4). Государство гарантирует каждому всестороннее развитие личности (1,4). Все правовые акты органов государственной власти должны соответствовать законам, не противоречить им (2,4). Нормативные акты, регулирующие наиболее важные сферы жизни общества, должны учитывать мнение населения (1,4).

Как видно из данной таблицы, все рассматриваемые понятия взаимосвязаны и в совокупности характеризуют функционирование современного государства.

Результаты и обсуждение. Проанализируем принципы социального, демократического,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

правового государства. В целях данной работы, определяем принципы как основополагающие идеи, исходные положения, которые составляют основу формирования и функционирования государства.

Формирование принципов обуславливается следующими объективными и субъективными факторами:

- уровень развития культуры, науки, образования;

- нравственно-духовный потенциал общества;

- наличие/отсутствие стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов;

- степень освоения каждым гражданином права, как меры осознанной и ограниченной свободы [38, с. 87].

С позиции развития юридической науки, можно определить следующие принципы правового государства:

- приоритет права (синонимы - верховенство права, господство права, правление права) означает рассмотрение всех вопросов с позиций права, сочетание формально-регулятивных и общечеловеческих нравственных ценностей, идеологически-правовое обоснование всех решений государственных органов, наличие понятных материальных и процессуальных гарантий и процедур;

- правовая защищенность человека и гражданина означает, что право и государство произ-водны от человека, взаимосвязь индивида и государства строится в рамках правовых отношений, при равенстве сторон и взаимной ответственности; выход за пределы правовых рамок может обернуться произволом, игнорированием нужд человека;

- единство права и закона означает, что любой нормативный акт должен быть правовым (не только по форме, но и по смыслу), должен соответствовать международно-правовым нормам, должен быть принят легитимным субъектом (законно избранным или назначенным) в рамках установленной процедуры;

- правовое разграничение означает, что различные ветви власти не могут быть сосредоточены в одних руках, должны быть разграничены и взаимодействовать на основе системы сдержек и противовесов (законодательная, избранная всенародно, - выражает суверенитет; исполнительная; производная от законодательной, - реализует законы, осуществляет оперативно-хозяйственную деятельность; судебная, являясь стержнем формирования правовой системы, - гарантирует восстановление нарушенных прав, справедливое наказание виновных);

- взаимная ответственность государства и личности означает, что государство, устанавливая свободу общества и личности, при не свободно от ограничений в своих решениях и действиях (принимая законы, государство берет на себя обязательства по обеспечению справедливости в отношениях с гражданами, определяет ответственность за действия своих должностных лиц);

- политическая стабильность обеспечивает устойчивое функционирование и согласованное взаимодействие институтов общества и государственного механизма в целом.

Наука конституционного права к принципам демократического государства относит:

- признание народа как единственного источника власти означает, что носителем суве-

ренитета является народ Казахстана, волеизъявление которого может выражаться непосредственно, либо через представителей (непосредственным выражением власти народа являются референдум и выборы, представительным -выборы депутатов парламента и маслихатов);

- существование правового государства означает, что государство своей основной целью ставит правовую защищенность прав и свобод личности и общества;

- подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении означает, что на выборах избранным признается кандидат или решение, собравшие большинство голосов избирателей;

- разделение властей означает организацию государственной власти, при которой она разделяется на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которых являются самостоятельные органы государства (парламент, правительство, суды); при этом разделение властей не ограничивается распределением функций и полномочий, а предполагает равновесие между ними, с целью предотвращения сосредоточения всей полноты власти в одних руках; такое равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», и выражается в возможности государственных органов сотрудничать и оказывать влияние друг на друга;

- выборность и сменяемость основных органов государства означает, что основные органы государственной власти сменяются посредством свободных (без опасения репрессий), справедливых (каждый голос - одинаковый вес), регулярных (в установленные законом промежутки) выборных процедур;

- контроль общества над силовыми структурами означает систему мер, принимаемых государственными и общественными институтами с целью обеспечения сложного и непрерывного социального процесса определения места и роли силовых структур в демократическом обществе, эффективность такого контроля определяется уровнем политической культуры общества, состоянием общественного сознания;

- политический плюрализм предполагает существование альтернативных источников информации, свободно конкурирующих между собой, которые выведены из-под правительственного контроля, существование разнообразных политических и общественных организаций, в т.ч., оппозиционных;

- гласность предполагает такую открытость деятельности органов государственной власти и политических институтов, при которой граждане информируются о важных решениях органов власти, имеют возможность принимать участие в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

Таблица 1

Сравнительная таблица принципов социального, правового и демократического государства

[Составлена авторами]

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

обсуждении решений органов государственной власти в СМИ.

К принципам социального государства правовая наука относит следующие:

- экономическая свобода означает право граждан на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства, за исключением видов деятельности, противоречащих законодательству;

- социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые могут быть обеспечены развитием коллективных видов собственности, путем перераспределения доходов от богатых к бедным (например, налоговых льгот и преференций), а также регулированием нагрузки трудоспособных членов общества с целью помощи менее трудоспособным;

- участие граждан в управлении государственными и общественными делами при социальном государстве означает возможность работников участвовать в управлении производством, повсеместное развитие системы социального и государственно-частного партнерства;

- общественное согласие обусловлено наличием в обществе различных разных взглядов, идей и убеждений у разных социальных, этнических и конфессиональных групп, которые могут порождать разногласия и конфликты, что, в свою очередь, может спровоцировать социальную и политическую нестабильность; необходимо обеспечивать равноправие, недопущения дискриминации усилиями институтов государства и общества;

- социальная стабильность обеспечивает устойчивое функционирование и согласованное взаимодействие институтов общества и государственного механизма в целом.

Как видим, принципы социального, правового и демократического государства во многом пересекаются. Для наглядности данного утверждения нами составлена таблица различных принципов (табл. 1).

На основе анализа принципов социального, правового и демократического государства, а также основополагающих принципов Республики Казахстан, можно выделить такие принципы слышащего государства как:

- казахстанский патриотизм - это осознание и реализация общности интересов граждан во всех сферах государственной и общественной жизни независимо от их социальных, национальных и других различий;

- приоритет права (верховенство права, господство права, правление права);

- правовая защищенность человека и гражданина;

- правовое разграничение (разделение властей, система сдержек и противовесов);

- взаимная ответственность государства и личности;

- политическая и социальная стабильность;

- признание народа как единственного источника власти;

- подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении;

- контроль общества над силовыми структурами;

- гласность (транспарентность);

- социальная справедливость и социальная солидарность общества.

Заключение. Таким образом, мы рассмотрели теоретические основания слышащего государства, предложили авторское определение слышащего государства, осуществили сравнительное исследование принципов демократического, социального и правового государства, и на основе проведенного анализа вычленили принципы слышащего государства в Казахстане.

Вместе с тем, мы пришли к выводу, что категория «слышащее государство» не разработана в правовой науке. Необходима теоретическая разработка данного понятия для глубокого понимания закономерностей развития слышащего государства, выработки научно обоснованных рекомендаций по формированию модели государства, закрепленной в Конституции Республики Казахстан.

Список литературы:

[1] Чиркин В.Е. и др. Конституция в XXI веке: сравнительно-правовое исследование. - М: Норма, 2011. - 656 с.

[2] Послание Главы государства народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана» [Электронный ресурс]. http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1900002019

[3] Послание Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий». - Электронный ресурс: https://www.akorda.kz/ru/addresses/ addresses_of_president/poslame-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1-sentyabrya-2020-g

[4] Черных И. Слышащее государство - формула эффективного управления. - Электронный ресурс: https://www.lenta.inform.kz/ru/ekspert-slyshaschee-gosudarstvo-formШa-effektivnogo-upravleniya_a3562141

[5] Об утверждении Дорожной карты по усилению защиты прав ребенка, противодействию бытовому насилию и решению вопросов суици-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

дальности среди подростков на 2020-2023 годы.

- Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 марта 2020 года № 156 [Электронный ресурс]. http://adilet.zan.kz/rus/docs/ P2000000156/info

[6] Об утверждении Правил назначения и выплаты государственных пособий семьям, имеющим детей. - Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 5 мая 2015 года № 319 (в редакции приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 05 января 2020 № 1) [Электронный ресурс]. http:// adilet.zan.kz/rus/docs/V1500011507

[7] Об утверждении Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан.

- Указ Президента Республики Казахстан от 27 августа 2020 года № 390. [Электронный ресурс]. http://adilet.zan.kz/rus/docs/U2000000390

[8] О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан. - Закон Республики Казахстан от 25 мая 2020 года № 333-VI [Электронный ресурс]. https://online.zakon.kz/ document/?doc_id=36271780

[9] Счетчик населения Казахстана. - Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН: Отдел народонаселения [Электронный ресурс]. https://countrymeters.info/ru/Kazakhstan

[10] План нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева от 20 мая 2015 года [Электронный ресурс]. https://online. zakon.kz/document/?doc_id=31977084

[11] О Национальном совете общественного доверия при Президенте Республики Казахстан. -Указ Президента РК от 17 июля 2019 года № 63 [Электронный ресурс]. https://www.akorda.kz/ru/ legal_acts/decrees/ob-utverzhdenii-polozheniya-i-sostava-nacionalnogo-soveta-obshchestvennogo-doveriya-pri-prezidente-respubliki-kazahstan

[12] Борисова С. Open Almaty: диалог власти и общества в действии [Электронный ресурс]. https://qmonitor.kz/society/1261

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[13] Джаненова С. Почему Казахстану важно стать «слышащим государством»? [Электронный ресурс]. https://vlast.kz/avtory/36231-pocemu-kazahstanu-vazno-stat-slysasim-gosudarstvom.html

[14] Ибраева А.С., Есетова С.К., Сейфул-лина А.Б. Актуальные проблемы обеспечения транспарентности в деятельности государственных органов Республики Казахстан. - Вестник КазНУ. Сер. юридическая. - 2015. - № 4(76). - С. 60

- 67.

[15] Садырбаев Е.А. Повышение эффективности управленческой деятельности Акимов сельских территорий: дис. ... д-ра философии (PhD).

- Астана: ЕНУ им. Гумилева, 2019. - 155 с.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

[16] Сапарова Д.Р. Культурное пространство цифрового поколения: дис. д-ра философии (PhD). - Алматы: КазНУ им. Аль-Фараби, 2020. -139 с.

[17] Титов А.А. Право граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти: конституционно-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. - М.: Университет прокуратуры РФ, 2019. - 220 с.

[18] Ахметова К.С. Проблемы развития институтов непосредственной демократии в Республике Казахстан (в контексте сравнения с Российской Федерацией): дис. ... канд. юрид. наук.

- М.: МГУ им. Ломоносова, 2017. - 180 с.

[19] Верещагина Л.Н. Практика отстаивания интересов граждан через обращения в органы государственной власти как форма социального контроля: дис. ... канц. соц. наук. - Ростов-н/Д.: Краснодарский ун-т МВД РФ, 2011. - 166 с.

[20] Послание Президента Республики Казахстан К.К. Токаева «Казахстан в новой реальности: время действий»: метод. пособие. -Нур-Султан: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК, 2020. -176 с.

[21] Шибутов М. Работает ли в Казахстане слышащее государство? - Алматы, 2020 [Электронный ресурс]. https://disk.yandex. kz/i/1XD6GLeJzbepFA

[22] Нуршаихова Ж. Концепция «слышащее государство»: от слов к действию [Электронный ресурс]. https://strategy2050.kz/ru/news/ kontseptsiya-slyshashchee-gosudarstvo-ot-slov-k-deystviyu/

[23] Абдулов А. Как включить «слышащее государство» [Электронный ресурс]. https://ratel. kz/outlook/kak_vkljuchit_slyshaschee_gosudarstvo

[24] Ибраев А. «Слышащее государство» -полноправный диалог общества и власти [Электронный ресурс]. https://www.kazpravda.kz/fresh/ view/slishashchee-gosudarstvo---polnopravnii-dialog-obshchestva-i-vlasti

[25] Касимова Г. Некоторые аспекты исследования онлайн петиции как новой формы гражданского активизма. - Казахстан. - Спектр. - 2020.

- № 4(96). - С. 76 - 83.

[26] Назарбаев Н.А. Конституция РК «не исчерпала своих возможностей» [Электронный ресурс]. http://nomad.su/?a=3-200208300014

[27] Бор А., Брауэр Б., Гулд-Дэвис Н. и др. Казахстан: испытание «транзитом власти». Доклад Chatham House. - Лондон: Королевский Институт Международных Отношений, 2019. -173 с.

[28] Конкурс на грантовое финансирование по научным и (или) научно-техническим проектам

на 2018-2020 годы [Электронный ресурс]. https:// is.n cste .kz/competition/vi ew/51

[29] Ергалиев Г. Сетевые СМИ о скандальном распределении грантов на научные исследования [Электронный ресурс]. https://zonakz. net/2018/02/12/nauku-v-kazaxstane-osoznanno-razrushayut/

[30] Подробные комментарии и аналитика, подготовленные Комитетом науки МОН РК и АО НЦГНТЭ по итогам Первого грантового конкурса молодых ученых [Электронный ресурс]. https://www.facebook.com/ncste.kz/ posts/3023729774519952/

[31] Конкурс на грантовое финансирование молодых ученых по научным и (или) научно-техническим проектам на 2020 - 2022 годы [Электронный ресурс]. https://is.ncste.kz/competition/view/80

[32] Лисовский Е. Фидбэк — что это такое? Определение, значение, перевод [Электронный ресурс]. https://newslab.ru/article/262060

[33] Ибраев А. «Слышащее государство» -полноправный диалог общества и власти. - Казахстанская правда. - 2019. - 4 окт. - С. 3.

[34] Баймаханов М.Т. Функции государства в современный период: понятие, содержание, классификация. Нормативно-правовой механизм осуществления функций государства // Баймаханов М.Т. Избр. тр. по теории государства и права. -Алматы: Эдтет, 2003. - 708 с.

[35] Конституция Республики Казахстан. Принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года [Электронный ресурс]. http:// adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_

[36] Конституция Республики Казахстан. Научно-практический комментарий (под общ. ред. М.Т. Баймаханова, С.З. Зиманова, Г.С. Сапаргали-ева, С.С. Сартаева) - Алматы: Раритет, 2010. -400 с.

[37] Ибраева А.С., Есетова С.К., Ибраев Н.С., Сартаев С.А., Сейфуллина А.Б. Теория государства и права. - Алматы: Жети Жаргы, 2017. -344 с.

[38] Баймаханов М.Т., Джусупова Г.С., Салимбаева Ж.Ч. Становление правового государства и конституционный процесс в Республике Казахстан. - Алматы: КазГЮА, 2001. - 287 с.

Spisok literatury:

[1] CHirkin V.E. i dr. Konstituciya v XXI veke: sravnitel'no-pravovoe issledovanie. - M: Norma, 2011. - 656 s.

[2] Poslanie Glavy gosudarstva narodu Kazah-stana ot 2 sentyabrya 2019 goda «Konstruktivnyj obshchestvennyj dialog - osnova stabil'nosti i procvetaniya Kazahstana» [Elektronnyj resurs]. http:// adilet.zan.kz/rus/docs/K1900002019

[3] Poslanie Glavy gosudarstva narodu Kazahstana ot 1 sentyabrya 2020 goda «Kazahstan v novoj real'nosti: vremya dejstvij». - Elektronnyj resurs: https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_ president/poslanie-glavy-gosudarst-va-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazah-stana-1-sentyabrya-2020-g

[4] CHernyh I. Slyshashchee gosudarstvo - formula effektivnogo upravleniya. - Elektronnyj resurs: https://www.lenta.inform.kz/ru/ekspert-sly-shaschee-gosudarstvo-formula-effektivnogo-uprav-leniya_a3562141

[5] Ob utverzhdenii Dorozhnoj karty po usileniyu zashchity prav rebenka, protivodejstviyu bytovomu nasiliyu i resheniyu voprosov suicidal'nosti sredi podrostkov na 2020-2023 gody. - Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstan ot 30 marta 2020 goda № 156 [Elektronnyj resurs]. http://adilet.zan.kz/ rus/docs/P2000000156/info

[6] Ob utverzhdenii Pravil naznacheniya i vyplaty gosudarstvennyh posobij sem'yam, imeyush-chim detej. - Prikaz Ministra zdravoohraneniya i social'nogo razvitiya Respubliki Kazahstan ot 5 maya 2015 goda № 319 (v redakcii prikaza Ministra truda i social'noj zashchity naseleniya RK ot 05 yanvarya 2020 № 1) [Elektronnyj resurs]. http://adilet.zan.kz/ rus/docs/V1500011507

[7] Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya grazh-danskogo obshchestva v Respublike Kazahstan. -Ukaz Prezidenta Respubliki Kazahstan ot 27 avgusta 2020 goda № 390. [Elektronnyj resurs]. http://adilet. zan.kz/rus/docs/U2000000390

[8] O poryadke organizacii i provedeniya mirnyh sobranij v Respublike Kazahstan. - Zakon Respubliki Kazahstan ot 25 maya 2020 goda № 333-VI [Elektronnyj resurs]. https://online.zakon.kz/document/?-doc_id=36271780

[9] Schetchik naseleniya Kazahstana. - Depar-tament po ekonomicheskim i social'nym voprosam OON: Otdel narodonaseleniya [Elektronnyj resurs]. https://countrymeters.info/ru/Kazakhstan

[10] Plan nacii - 100 konkretnyh shagov po real-izacii pyati institucional'nyh reform Glavy gosudarstva Nursultana Nazarbaeva ot 20 maya 2015 goda [Elektronnyj resurs]. https://online.zakon.kz/document/?-doc_id=31977084

[11] O Nacional'nom sovete obshchestvennogo doveriya pri Prezidente Respubliki Kazahstan. - Ukaz Prezidenta RK ot 17 iyulya 2019 goda № 63 [Elektronnyj resurs]. https://www.akorda.kz/ru/legal_acts/ decrees/ob-utverzhdenii-polozheniya-i-sostava-na-cionalnogo-soveta-obshchestvennogo-doveri-ya-pri-prezidente-respubliki-kazahstan

[12] Borisova S. Open Almaty: dialog vlasti i obshchestva v dejstvii [Elektronnyj resurs]. https:// qmonitor.kz/society/1261

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

[13] Dzhanenova S. Pochemu Kazahstanu vazhno stat' «slyshashchim gosudarstvom»? [Elek-tronnyj resurs]. https://vlast.kz/avtory/36231-poce-mu-kazahstanu-vazno-stat-slysasim-gosudarstvom. html

[14] Ibraeva A.S., Esetova S.K., Sejfullina A.B. Aktual'nye problemy obespecheniya transparentnosti v deyatel'nosti gosudarstvennyh organov Respubliki Kazahstan. - Vestnik KazNU. Ser. yuridicheskaya. -2015. - № 4(76). - S. 60 - 67.

[15] Sadyrbaev E.A. Povyshenie effektivnosti upravlencheskoj deyatel'nosti Akimov sel'skih terri-torij: dis. ... d-ra filosofii (PhD). - Astana: ENU im. Gumileva, 2019. - 155 s.

[16] Saparova D.R. Kul'turnoe prostranstvo cifrovogo pokoleniya: dis. d-ra filosofii (PhD). -Almaty: KazNU im. Al'-Farabi, 2020. - 139 s.

[17] Titov A.A. Pravo grazhdan Rossijskoj Fed-eracii na obrashchenie v organy gosudarstvennoj vlasti: konstitucionno-pravovoe issledovanie: dis. ... kand. yurid. nauk. - M.: Universitet prokuratury RF, 2019. - 220 s.

[18] Ahmetova K.S. Problemy razvitiya institu-tov neposredstvennoj demokratii v Respublike Kazahstan (v kontekste sravneniya s Rossijskoj Fed-eraciej): dis. ... kand. yurid. nauk. - M.: MGU im. Lomonosova, 2017. - 180 s.

[19] Vereshchagina L.N. Praktika otstaivaniya interesov grazhdan cherez obrashcheniya v organy gosudarstvennoj vlasti kak forma social'nogo kon-trolya: dis. ... kanc. soc. nauk. - Rostov-n/D.: Krasno-darskij un-t MVD RF, 2011. - 166 s.

[20] Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan K.K. Tokaeva «Kazahstan v novoj real'nosti: vremya dejstvij»: metod. posobie. - Nur-Sultan: Kazahstan-skij institut strategicheskih issledovanij pri Prezidente RK, 2020. - 176 s.

[21] SHibutov M. Rabotaet li v Kazahstane sly-shashchee gosudarstvo? - Almaty, 2020 [Elektronnyj resurs]. https://disk.yandex.kz/i/1XD6GLeJzbepFA

[22] Nurshaihova ZH. Koncepciya «slyshash-chee gosudarstvo»: ot slov k dejstviyu [Elektronnyj resurs]. https://strategy2050.kz/ru/n ews/kontseptsi-ya-slyshashchee-gosudarstvo-ot-slov-k-deystviyu/

[23] Abdulov A. Kak vklyuchit' «slyshashchee gosudarstvo» [Elektronnyj resurs]. https://ratel.kz/ outlook/kak_vkljuchit_slyshaschee_gosudarstvo

[24] Ibraev A. «Slyshashchee gosudarstvo» -polnopravnyj dialog obshchestva i vlasti [Elektronnyj resurs]. https://www.kazpravda. kz/fres h/view/sli-shashchee-gosudarstvo---polnopravnii-dialog-obsh-chestva-i-vlasti

[25] Kasimova G. Nekotorye aspekty issledo-vaniya onlajn peticii kak novoj formy grazhdanskogo

aktivizma. - Kazahstan. - Spektr. - 2020. - № 4(96). - S. 76 - 83.

[26] Nazarbaev N.A. Konstituciya RK «ne ischerpala svoih vozmozhnostej» [Elektronnyj resurs]. http://nomad.su/?a=3-200208300014

[27] Bor A., Brauer B., Guld-Devis N. i dr. Kazahstan: ispytanie «tranzitom vlasti». Doklad Chatham House. - London: Korolevskij Institut Mezh-dunarodnyh Otnoshenij, 2019. - 173 s.

[28] Konkurs na grantovoe finansirovanie po nauchnym i (ili) nauchno-tekhnicheskim proektam na 2018-2020 gody [Elektronnyj resurs]. https://is.ncste. kz/competition/view/51

[29] Ergaliev G. Setevye SMI o skandal'nom raspredelenii grantov na nauchnye issledovaniya [Elektronnyj resurs]. https://zonakz.net/2018/02/12/ nauku-v-kazaxstane-osoznanno-razrushayut/

[30] Podrobnye kommentarii i analitika, podgot-ovlennye Komitetom nauki MON RK i AO NCGNTE po itogam Pervogo grantovogo konkursa molodyh uchenyh [Elektronnyj resurs]. https://www.facebook. com/ncste.kz/posts/3023729774519952/

[31] Konkurs na grantovoe finansirovanie molodyh uchenyh po nauchnym i (ili) nauchno-tekhnich-eskim proektam na 2020 - 2022 gody [Elektronnyj resurs]. https://is.ncste.kz/competition/view/80

[32] Lisovskij E. Fidbek — chto eto takoe? Opredelenie, znachenie, perevod [Elektronnyj resurs]. https://newslab.ru/article/262060

[33] Ibraev A. «Slyshashchee gosudarstvo» -polnopravnyj dialog obshchestva i vlasti. - Kazah-stanskaya pravda. - 2019. - 4 okt. - S. 3.

[34] Bajmahanov M.T. Funkcii gosudarstva v sovremennyj period: ponyatie, soderzhanie, klassifik-aciya. Normativno-pravovoj mekhanizm osushchest-vleniya funkcij gosudarstva // Bajmahanov M.T. Izbr. tr. po teorii gosudarstva i prava. - Almaty: 9dilet, 2003. - 708 s.

[35] Konstituciya Respubliki Kazahstan. Prin-yata na respublikanskom referendume 30 avgusta 1995 goda [Elektronnyj resurs]. http://adilet.zan.kz/ rus/docs/K950001000_

[36] Konstituciya Respubliki Kazahstan. Nauch-no-prakticheskij kommentarij (pod obshch. red. M.T. Bajmahanova, S.Z. Zimanova, G.S. Sapargalieva, S.S. Sartaeva) - Almaty: Raritet, 2010. - 400 s.

[37] Ibraeva A.S., Esetova S.K., Ibraev N.S., Sartaev S.A., Sejfullina A.B. Teoriya gosudarstva i prava. - Almaty: ZHeti ZHargy, 2017. - 344 s.

[38] Bajmahanov M.T., Dzhusupova G.S., Sal-imbaeva ZH.CH. Stanovlenie pravovogo gosudarstva i konstitucionnyj process v Respublike Kazahstan. -Almaty: KazGYUA, 2001. - 287 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО N 6 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.