DOI: 10.24412/2076-1503-2021-6-105-112 АТАБЕКОВА Н.К.,
Кыргызский государственный юридический университет (КГЮА), Кыргызская Республика, е-mail: [email protected]
БОЛОТБЕКОВА Э.К.,
Кыргызский государственный юридический университет (КГЮА), Кыргызская Республика, е-mail: [email protected]
УРИСБАЕВА А.А.,
Казахский национальный университет им аль-Фараби, Республика Казахстан, е-mail: [email protected]
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ИНСТИТУТА СЕМЬИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Аннотация. Статья посвящена сравнительно-правовому исследованию закрепления института семьи в конституционной материи ряда современных государств. В ходе исследования авторы пришли к выводу о том, что в конституционном законодательстве большинства стран мира нашли отражение нормы о приоритетной защите интересов семьи. Конституционные положения определяют ориентиры для текущего законодательства и основные приоритеты семейной политики государства, что, безусловно, положительно скажется на всей правоприменительной и правореализационной практике.
Ключевые слова: конституция, семья, материнство, отцовство, детство, социальное государство, охрана и защита, государственная семейная политика.
ATABEKOVA N.K.,
Kyrgyz State University of Law (KGUA), Kyrgyz Republic
BOLOTBEKOVA E.K.,
Kyrgyz State University of Law (KGUA), Kyrgyz Republic
URISBAEVA А.А.,
Kazakh National University named after al-Farabi, the Republic of Kazakhstan
CONSTITUTIONAL LEGAL REGULATION OF THE INSTITUTE OF THE FAMILY: A COMPARATIVE LEGAL RESEARCH
Annotation. The article is devoted to a comparative legal study of the consolidation of the institution of the family in the constitutional matter of a number of modern states. In the course of the study, the authors came to the conclusion that the constitutional legislation of most countries of the world reflects the norms on the priority protection of the interests of the family. The constitutional provisions determine the guidelines for the current legislation and the main priorities of the family policy of the state, which, of course, will have a positive effect on the entire law enforcement and law enforcement practice.
Key words: constitution, family, motherhood, fatherhood, childhood, welfare state, protection and protection, state family policy.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021
Семья, являясь основной ячейкой общества, выполняет в государстве и обществе важные социальные функции: естественно-биологическую (репродуктивную), жизнеохранительную, экзистенциальную, воспитательную, культурно-досуговую, психологическую и др. В результате выполнения данных функций семья выступает в роли поставщика человеческих ресурсов, которые, являясь гражданами соответствующего государства, участвуют потом в его дальнейшем строительстве, развитии и управлении. Государство же содействует выполнению указанных функций семьи посредством создания систем образования, здравоохранения, социальной защиты и др. В этом и заключается взаимосвязь семьи, общества и государства.
Выполнение семьей своих функций качественно и эффективно непосредственно зависит от организации защиты, охраны и поддержки со стороны государства. Вместе с тем, на жизнедеятельность семьи могут оказывать влияние также социально-экономические, геополитические, политические, природные, демографические, психологические и иные факторы, которые способствуют ослаблению действия государственных мер по ее охране и поддержке. В Докладе Министерства иностранных дел Российской Федерации «О поощрении и защите семейных ценностей на пространстве СНГ» было отмечено: «Для государств Содружества (СНГ) важной задачей является выработка эффективных организационно-правовых, экономических и информационно-просветительских мер по формированию благоприятных условий для создания семьи, охраны здоровья матери и ребенка, развития института усыновления, поддержки молодых родителей, заботы о старших поколениях» [1]. Соглашаясь с указанным мнением, считаем важным в данном ключе исследование конституционно-правовых аспектов регламентации семейно-правовых отношений, поскольку конституция, являясь основным законом государства, составляет правовую базу национального законодательства, определяет основные ориентиры государственной деятельности, закрепляет основы жизнедеятельности государства и общества.
Исследование конституционно-правовых основ какого-либо института предполагает необходимость обращения к сравнительно-правовому анализу его состояния, его регулирования в зарубежных странах, прежде всего к конституционному законодательству. Для проведения сравнительно-правового анализа в рамках исследования конституционно-правовой регламентации института семьи в качестве объекта были использованы конституции ряда зарубежных государств, а также стран СНГ.
Обратим внимание на Конституцию Германии, которая первая в мире провозгласила социальный характер государства. В ст. 6 Конституции Германии провозглашено: «Брак и семья находятся под особой охраной государственного порядка. Забота о детях и их воспитание являются естественным правом родителей и их преимущественной обязанностью. За их реализацией следит государственное сообщество. Дети могут быть отделены от своей семьи против воли лиц, упра-вомоченных на их воспитание, только на основании закона, если управомоченные на воспитание лица не выполняют своих обязанностей или если дети по другим причинам находятся под угрозой остаться без надзора. Каждая мать имеет право на защиту и попечение общества. Внебрачным детям обеспечиваются в законодательном порядке такие же условия их физического и умственного развития и их положения в обществе, как и детям, родившимся в браке» [2]. Как видно, немецкий законодатель на конституционном уровне закрепил особое место семьи в Германии, при этом данная сфера находится под контролем государства: не только реализация права на семью, но и вытекающие из этого состояния обязанности должны быть в равной степени реализованы. Кыргызстанский ученый С.М. Муратбекова отмечает, что еще одно примечательное правило, «непосредственно касающееся семьи, содержится в ст. 7: «Все школьное дело находится под надзором государства». Этот факт лишь подтверждает, что в Германии охрана и защита семьи и детей лежит на плечах государства и является приоритетной» [3, с. 36].
В Конституции Испании, которая также вслед за Германией провозгласила социальный характер государства, достаточно широко регламентированы брачно-семейные отношения. Так, ст. 18 Конституции гарантирует право на честь, личную и семейную тайну и на собственное имя; ст. 32 Конституции Испании эксплицитно закрепляет возможность брака между мужчиной и женщиной на основе полного юридического равноправия. Часть вторая данной статьи гласит: «2. Закон устанавливает формы брака, брачный возраст, правоспособность, необходимую для его заключения, права и обязанности супругов, причины и последствия расторжения брака» [4].
Более того, согласно ст. 39 «1. Органы публичной власти обеспечивают социальную, экономическую и юридическую защиту семьи. 2. В равной мере органы публичной власти обеспечивают всестороннюю защиту детей, равных перед законом независимо от происхождения и независимо от гражданского состояния матерей. Закон способствует установлению отцовства. 3. Родители должны оказывать всяческую помощь своим
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021
детям независимо от того, рождены они в браке или вне брака, в течение их несовершеннолетия и в других случаях, установленных законом. 4. Дети пользуются защитой, установленной в международных соглашениях, заключенных для охраны их прав» [4]. Данные положения испанской конституции свидетельствуют о приоритетах государства и высокой гарантированности охраны института семьи в Испании.
Кроме того испанский законодатель на конституционном уровне провозгласил в ст. 27 не только право каждого на обучение, но и гарантии органов публичной власти на право выбора родителями для своих детей религиозного и морального воспитания в соответствии с их собственными убеждениями. При этом «4. Начальное образование является обязательным и бесплатным. 5. Органы публичной власти гарантируют всем право на обучение посредством общего планирования образования с действенным участием всех заинтересованных секторов и создания образовательных центров. 6. За физическими и юридическими лицами признается свобода создания образовательных центров при соблюдении конституционных принципов» [4]. Как видно испанский законодатель на самом высоком уровне определил приоритеты социальной, в частности, семейной политики государства.
Как правило, преамбула конституции не содержит нормативных предписаний, а в торжественной форме определяет основные ценности и ориентиры развития государства. Однако преамбула Конституции Франции содержит нормативные предписания, при этом они касаются и семьи. Так преамбула гласит: «На другой день после победы, одержанной свободными народами над режимами, которые пытались поработить и унизить человеческую личность, французский народ вновь провозглашает, что всякое человеческое существо независимо от расы, религии и вероисповедания обладает неотъемлемыми и священными правами. Он торжественно подтверждает права и свободы человека и гражданина, освященные Декларацией прав 1789 г., и основные принципы, признанные законами Республики. Он провозглашает, кроме того, как особо необходимые в наше время следующие экономические, политические и социальные принципы: Закон гарантирует женщине во всех областях равные права с мужчиной... Нация гарантирует личности и семье необходимые условия для их развития. Она гарантирует всем, в частности ребенку, матери и престарелым трудящимся, охрану здоровья, материальное обеспечение, отдых и досуг. Нация гарантирует равный доступ детям и взрослым к образованию, к приобретению профессии и к культуре. Организация общественного бесплат-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021
ного и светского образования всех ступеней является долгом государства» [2]. Как видно, французский законодатель достаточно ясно закрепил гарантированность охраны семьи на конституционном уровне.
Привлекает внимание Япония, характеризующаяся особенно глубокими семейными традициями, почитанием старших. Конституция Японии 1947 г. является второй по счету. В конституции нашло закрепление широкий перечень прав и свобод: свобода слова, мысли, вероисповедания, собраний, ассоциаций, печати и «иных форм выражения мнений» (ст. 21). В ст. 24 Конституции Японии утверждается, что «Брак заключается только при взаимном согласии обеих сторон и существует при условии взаимного сотрудничества, в основу которого положено равенство прав мужа и жены. Законы в отношении выбора супруга, имущественных прав супругов, наследства, выбора местожительства, развода и других вопросов, связанных с браком и семьей, должны составляться исходя из принципа личного достоинства и равенства полов» [5]. Японский законодатель ясно и четко определил возможность брака между мужем и женой, а также принципы личного достоинства и равенства полов. Как видно, личное достоинство является одним из важных принципов создания брачных уз в Японии. Японский законодатель не закрепил эксплицитно гарантии охраны института семьи. Однако в ст. 26 Конституция Японии закрепила равное право всех на образование в соответствии со своими способностями в порядке, предусмотренном законом. Конституция гласит «Все должны, в соответствии с законом, обеспечить прохождение обязательного обучения детьми, находящимися на их попечении. Обязательное обучение осуществляется бесплатно» [5].
В Конституции Румынии, которая провозглашена социальным государством, имеет место отдельная статья, которая так и называется «семья» и посвящена определению основных ориентиров государственной семейной политики. Так, в ст. 44 закреплены принцип обоюдного согласия супругов при заключении брака, принцип их равенства, ответственности родителей за детей, принцип законности бракосочетания, равенство прав детей рожденных в браке и вне брака. Наличие подобной статьи в конституции свидетельствует о приоритетном отношении к институту семьи румынского законодателя, важности для государства конституционного регулирования брачно-семейных отношений. Заслуживает внимания также то, что в ст. 45 румынский законодатель отдельно актуализировал внимание на охране детей и молодежи, что свидетельствует о приоритетах социальной политики государства,
которое на конституционном уровне закрепило гарантии защиты и охраны прав и свобод детей и молодежи.
Помимо этого в ст. 29 при утверждении свободы совести обнаруживается закрепление права родителей или опекунов обеспечивать, соответственно собственным убеждениям, воспитание несовершеннолетних детей, за которых отвечают [6]. В данной норме привлекает внимание наряду с провозглашением права родителей в сфере свободы совести по воспитанию детей, также ответственности за своих детей, что еще раз свидетельствует о приоритетах внутренней политики государства, конституируемого в качестве социального.
В Конституции Словении, также провозглашенной в качестве социального государства, нашли наиболее широкое закрепление нормы, посвященные защите и охране института семьи. Так, ст. 53 именуется «брак и семья» и закрепляет объекты, принципы семейной политики, основные права и обязанности родителей, права детей [7]. Статья 55 закрепляет свободу принятия решения о рождении ребенка, а ст. 56 - права детей, что свидетельствует об особой охране в Словении института детства.
В ст. 35 закреплена норма о защите частной жизни и прав личности. Закрепляя свободу совести в ст. 41 законодательство Словении, как и румынское, закрепило право родителей воспитывать детей в соответствии со своей верой и убеждениями [7]. Но вместе с тем, здесь закреплено и право ребенка на свободу совести и убеждений. Такое изобилие конституционно-правового регулирования сферы семьи свидетельствует о приоритетах внутренней государственной семейной политики Словении.
Восемь из 12 стран Содружества Независимых Государств провозглашены в качестве социального государства, и в этих государствах, безусловно, обнаруживаются нормы, направленные на охрану семьи, частной жизни, ответственности родителей за детей. Так, в ст. 32 Конституции Беларуси достаточно подробно отражены векторы государственной семейной политики: «Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью. Супруги равноправны в семейных отношениях. Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны
заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь. Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей. Женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья. Молодежи гарантируется право на ее духовное, нравственное и физическое развитие. Государство создает необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии» [8]. Как видно, в белорусской конституции относительно широко регламентированы брачно-семейные отношения, что обуславливает наибольшую гарантированность охраны института семьи, материнства, отцовства и детства.
В Конституции РФ, провозглашенной социальным государством, достаточно лаконично отражены положения, направленные на охрану семьи: в ст. 38 записано: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях» [Конституция Российской Федерации].
Заслуживает внимания то, что в ст. 39 социальное обеспечение наряду с жизненными рисками гарантируется также для воспитания детей. Кроме того в ходе последней конституционной реформы, проведенной в России 1 июля 2020 г., ст. 72 в ч. 1 дополнена новым п. «ж1»), которым в совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации наряду с другими вопросами введено «ж 1) защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях» [9], что свидетельствует об актуализации государственной семейной политики на самом высоком уровне.
В Конституции Таджикистана, конституируемого в качестве социального, имеются две статьи, посвященные охране семьи, материнства, детства. Так, согласно ст. 33 «Семья как основа общества находится под защитой государства. Каждый имеет право на создание семьи. Мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют право
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021
свободно вступать в брак. В семейных отношениях и при расторжении брака супруги равноправны. Многобрачие запрещается» [10].
В ст. 34 закреплено особое место в государстве матери и ребенка, а также принцип взаимной ответственности родителей и детей. Кроме того, закреплена обязанность государства по защите детей-сирот и инвалидов.
Конституция Армении, провозглашающая социальный характер государства, подобно другим «социальным» по конституции государствам утверждает человека, его достоинство, основные права и свободы высшей ценностью. Более того, она закрепляет наиболее важное положение, обеспечивающее охрану прав человека: ограничение государства основными правами и свободами человека и гражданина, являющимися непосредственно действующим правом. Эти положения, безусловно, предопределяют охрану семьи, семейных отношений, закрепление этих положений в конституции. Так, ст. 35 гласит: «Семья является естественной и основной ячейкой общества. Женщина и мужчина, достигшие брачного возраста, при своем свободном волеизъявлении имеют право на вступление в брак и создание семьи. При вступлении в брак, в супружеской жизни и при расторжении брака они пользуются равными правами. Запрещается увольнение с работы по причинам, связанным с материнством. Каждая работающая женщина в случае беременности и родов имеет право на оплачиваемый отпуск и отпуск по уходу за новорожденным ребенком или отпуск для усыновления ребенка» [11].
В ст. 36 Конституции армянский законодатель закрепил права и обязанности, принцип взаимной ответственности родителей и детей [11].
Украина, утверждающая себя социальным государством в ст. 32 провозглашает принцип суверенности личной и семейной жизни, в ст. 48 -право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилище. В ст. 51 закреплен принцип добровольности брачных отношений, принцип равенства супругов, принцип взаимной ответственности родителей и детей. Следует отметить, что в ст. 52 законодатель закрепил отдельно права ребенка, что имеет целью установление конституционной защиты и охраны детей [12].
Конституция Грузии провозглашает Грузию социальным государством в преамбуле и в ст. 5 Конституции. Провозглашая в ст. 5 социальное государство, грузинский законодатель закрепил гарантии человека в социальной сфере, в частности, по защите благосостояния его семьи; по утверждению заботы государства о физическом воспитании детей и молодежи и их вовлечении в
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021
спорт [13]. Личная и семейная жизнь человека неприкосновены, гласит Конституция Грузии в ст. 15. А в ст. 30 зафиксированы право на брак, права матерей и детей: «1. Брак как союз, в который женщина и мужчина вступают с целью создания семьи, основывается на равноправии и доброй воле супругов. 2. Права матерей и детей охраняются законом» [13].
Конституция Кыргызской Республики провозглашает государство наряду с другими определениями социальным, правовым. Последняя конституционная реформа, проведенная в Кыргызстане, не только сохранила данное положение, но и существенно дополнила социальные нормы в Основном законе государства. Что же касается положений, определяющих ориентиры государственной семейной политики, то они отражены в трех статьях. Так, в главе «Социально-экономические основы конституционного строя» имеет место ст. 20, закрепляющая: «1. Семья - основа общества. Семья, отцовство, материнство и детство находятся под охраной общества и государства. 2. Уважение и забота об отце, матери - священный долг детей. 3. Дети - важнейшая ценность Кыргызской Республики. Государство, создавая условия, способствующие полноценному духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитывает в них патриотизм и гражданственность» [14]. Следует отметить, что в предыдущих редакциях Конституции КР отсутствовали положения, определяющие детей в качестве важнейшей ценности и закрепляющие гарантии государства по их развитию. Новеллой также является утверждение уважения и заботы об отце, матери в качестве священного долга детей, что значительно повышает нравственно-этическую ценность конституционных положений.
В главе «Личные права и свободы» отражены 2 статьи, посвященные регламентации брачно-семейных отношений, а также защите ребенка: ст. 26 закрепляет принципы добровольности, взаимности брака между мужчиной и женщиной, принципы равенства супругов, взаимной ответственности родителей и детей; ст. 27 закрепляет принцип обеспечения наилучших интересов ребенка, право ребенка на достойную жизнь, ответственность родителей, а также государственные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [14].
Конституция Республики Казахстан, как и конституции многих государств, провозглашает, что брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 27) [15]. Данные институты, обеспеченные таким образом конституционной защитой, находят развитие затем в текущем законодательстве, в госу-
дарственных программных документах, а также институционализации. Так, в 2016 г. была разработана и принята Концепция семейной и гендер-ной политики в Республики Казахстан до 2030 г. в качестве программного документа соотнесенная с задачами, определенными в Стратегии «Казахстан 2050» и пяти институциональных реформах. Она стала продолжением ранее принятой Стратегии гендерного равенства на 2006 - 2016 годы, разработанная по поручению главы государства на IV Форуме женщин РК в 2005 г. Правовую основу семейно-правовых отношений составляют нормы Конституции РК, Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье», Трудового кодекса РК, Гражданского кодекса РК, Закона РК «О правах ребенка» и др. В двух следующих частях ст. 27 Конституции РК закреплены взаимные социальные обязанности родителей и детей. При этом если забота о детях и их воспитание закрепляются в качестве и естественного права, и обязанности родителей, то в отношении нетрудоспособных родителей закреплена только обязанность заботиться совершеннолетних трудоспособных детей.
В конституциях других государств - участников СНГ, несмотря на отсутствие положения о социальности государства, имеет место положение об институте семьи.
Конституция Туркменистана в ст. 5 провозглашает Туркменистан государством, гарантирующим социальную защищённость каждого человека, что предполагает определенную социальность конституционно-правового регулирования, соответственно, наличие положений о семье. Так, в ст. 40 «семья, материнство, отцовство и детство провозглашаются находящимися под защитой государства. Мужчина и женщина по достижении брачного возраста имеют право по взаимному согласию вступить в брак и создать семью. Супруги в семейных отношениях равноправны. Родители или заменяющие их лица имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии, обучении, готовить их к труду, прививать им культуру уважения к законам, историческим и национальным традициям. Совершеннолетние дети обязаны заботиться о родителях, оказывать им помощь. Государство создаёт условия для осуществления прав и свобод молодёжи и содействует её всестороннему развитию» [16]. В ст. 37 же закреплено право на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну.
В Конституции Узбекистана, на многие годы ставшего закрытым государством, в отличие от других конституций обнаруживается отдельная глава, посвященная институту семьи, что свидетельствует о приоритетах государства. В четырех статьях данной главы нашли отражение основные
положения, направленные на защиту и охрану семьи, брака, материнства, детства, принципы взаимной ответственности родителей и детей. Конституция Узбекистана провозглашает семью основной ячейкой общества, имеющей право на защиту общества и государства [17]. Известно, что в Узбекистане 1998 и 2012 гг. были объявлены Годом семьи, 2001 г. - Годом матери и ребенка, 2016 г. - Годом Здоровой матери и Здорового ребенка, что подчеркивает приоритеты государственной социальной политики Узбекистана.
В Конституции Молдовы, в ст. 28 зафиксированы гарантии охраны семейной и частной жизни. А в ст. 48, 49, 50 закреплены права, принципы, гарантии охраны семьи, материнства, детства [18].
Конституция Республики Азербайджан в разделе, устанавливающем основы конституционного строя, закрепила положение об охране института семьи. Так, в ст. 17 утверждается, что семья как основная ячейка общества находится под особой опекой государства [19]. В данной статье также нашли закрепление гарантии защиты детей: «II. Забота о детях и их воспитание являются долгом родителей. Государство осуществляет контроль за выполнением этого долга. III. Дети, не имеющие родителей или опекунов, лишенные родительской заботы, находятся на попечении государства. IV. Запрещается привлекать детей к деятельности, могущей представлять угрозу их жизни, здоровью или нравственности. V. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не могут быть приняты на работу. VI. Государство контролирует осуществление прав ребенка» [19].
Таким образом, в конституционном законодательстве большинства стран мира нашли отражение нормы о приоритетной защите интересов семьи. Конституционно-правовая регламентация института семьи способствует решению задачи укрепления семьи и семейных ценностей, что крайне важно в условиях кризиса института семьи, наблюдаемого практически во всех государствах. Конституционные положения определяют ориентиры для текущего законодательства и основные приоритеты семейной политики государства, что, безусловно, положительно скажется на всей правоприменительной и правореализационной практике.
В государствах, провозглашенных социальным, обнаруживаются положения, направленные на защиту и охрану семейных ценностей, института семьи и ее составляющих: материнства, отцовства, детства, что соответствует международным стандартам. При этом используются термины «особая охрана», «защита», «гарантии». Кроме того, конституционные положения по рассматриваемому вопросу отражаются в различных
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021
частях конституции: в разделе, посвященном правам и свободам человека, в разделе, раскрывающем основы конституционного строя, и даже в преамбуле; отражаются в рамках одной статьи либо целой главы, содержащей несколько статей. Все это, на наш взгляд, свидетельствует о приоритетах государственной семейной политики.
В конституциях государств - членов СНГ также имеет место конституционно-правовая регламентация защиты и охраны семьи, материнства, отцовства и детства. Кроме того, ориентиры семейной политики отражены в статьях, посвященных личной неприкосновенности, праву на образование, правам ребенка и др. В конституциях Беларуси, Узбекистана, Кыргызстана наиболее широко регламентированы вопросы защиты и охраны семьи, детей. Необходимо лишь создание действенного механизма реализации данных положений, что обеспечит интересы семьи в процессе общественного развития; будет способствовать созданию необходимых условий для реализации семьей социальных функций.
Список литературы:
[1] Доклад Министерства иностранных дел Российской Федерации «О поощрении и защите семейных ценностей на пространстве СНГ» https:// www.mid.ru/foreign_policy/humanitarian_ cooperation/-/asset_publisher/bB3NYd16mBFC/ content/id/4109071. - М., 2020.
[2] Конституции зарубежных государств. -М.: Бек, 1996. - 406 с.
[3] Муратбекова С.М. Правовые основы охраны и защиты семьи в конституциях зарубежных стран и стран СНГ: сравнительно-правовой анализ // Вестник КГЮА. - Бишкек, 2016. - № 1. -С. 35 - 41.
[4] Конституция Королевства Испания от 27 декабря 1978 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://legalns.com/download/books/cons/ spain.pdf
[5] Конституция Японии 1947 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://legalns. com/download/books/cons/japan.pdf
[6] Конституция Румынии: принята Конституционной ассамблеей 21 ноября 1991, одобр. референдумом[ и вступ. в силу 8 дек. 1991 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// legalns.com/download/books/cons/romania.pdf
[7] Конституция Республики Словения: принята Скупщиной Республики Словения 25 июня 1991 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://legalns.com/download/books/cons/slovenia. pdf
[8] Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс]: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 ноябр. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. №
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021
1. - Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-
informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-
respubliki-belarus/
[9] Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993: с учетом поправок, внес. Законами РФ о поправках к Конституции РФ по сост. на 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_28399 (дата обращения: 14.04.2018).
[10] Конституция Республики Таджикистан [Электронный ресурс]: принята всенарод. референдумом 6 нояб. 1994 г.: с изм. и доп., принятыми на референдумах 26 сент. 1999 г., 22 июня 2003 г. и 22 мая 2016 г. - Режим доступа: https://www. tajikemb.kg/index.php?option=com_content&view=a rticle&id=58&Itemid=117.
[11] Конституция Республики Армения [Электронный ресурс]: в ред. Законов Республики Армения от 27.11.2005 г., 06.12.2015 г. - Режим доступа: http://www.gov.am/u_files/file/Constitution/ Constitution-nor.pdf
[12] Конституция Республики Украина [Электронный ресурс]: принята на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 года № 254к/96-ВР: в ред. Законов Украины с изм. и доп. по сост. на 07.02.2019 г. № 2680-VIII). - Режим доступа: https://meget.kiev.ua/zakon/konstitutsia-ukraini/
[13] Конституция Грузии [Электронный ресурс]: принята парламентом Республики Грузия 24 авг. 1995 г. № 786. - Режим доступа: https://www. matsne.gov.ge/ru/document/ view/30346?publication=33
[14] Конституция Кыргызской Республики. Изложена в Законе Кыргызской Республики «О Конституции Кыргызской Республики» от 5 мая 2021 г. № 59 [Электронный ресурс] http:// cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/112215
[15] Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.03.2019 г.) https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=1005029#pos=1247;-57/
[16] Конституция Республики Туркменистан [Электронный ресурс]: в ред. Конст. законов Туркменистана с изм. и доп. по сост. на 09.10.2017 г. - Режим доступа: http://infoabad.com/ zakonodatelstvo-turkmenistana/konstitucija-turkmenistana-novaja-redakcija.html
[17] Конституция Республики Узбекистан [Электронный ресурс]: принята 8 дек. 1992 г. на одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан двадцатого созыва: в ред. Законов РУ с изм. и доп. по сост. на 05.03.2019 г. № ЗРУ-527. - Режим доступа: http://www.lex.uz/ acts/35869 (дата обращения: 02.06.2018).
[18] Конституция Республики Молдова [Электронный ресурс]: принята 29 июля 1994 г.: в ред. Законов Респ. Молдова с изм. и доп. по сост. на 22.11.2018 г. № 255. - Режим доступа: http://lex. justice.md/viewdoc.php?id=311496&lang=2.
[19] Конституция Азербайджанской Республики. (1995, с изм. от 2016. Электронный ресурс. https://mincom.gov.az/ru/view/pages/13/
Spisok literatury:
[1] Doklad Ministerstva inostrannyh del Rossijskoj Federacii "O pooshchrenii i zashchite semejnyh cennostej na prostranstve SNG" https:// www.mid.ru/foreign_policy/humanitarian_coopera-tion/-/asset_publisher/bB3NYd16mBFC/content/ id/4109071. - M., 2020.
[2] Konstitucii zarubezhnyh gosudarstv. - M.: Bek, 1996. - 406 s.
[3] Muratbekova S.M. Pravovye osnovy ohrany i zashchity sem'i v konstituciyah zarubezhnyh stran i stran SNG: sravnitel'no-pravovoj analiz // Vestnik KGYUA. - Bishkek, 2016. - № 1. - S. 35 - 41.
[4] Konstituciya Korolevstva Ispaniya ot 27 dekabrya 1978 goda. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://legalns.com/download/books/cons/ spain.pdf
[5] Konstituciya YAponii 1947 goda. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://legalns.com/ download/books/cons/japan.pdf
[6] Konstituciya Rumynii: prinyata Konstitucion-noj assambleej 21 noyabrya 1991, odobr. referendu-mom[ i vstup. v silu 8 dek. 1991 g. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://legalns.com/download/ books/cons/romania.pdf
[7] Konstituciya Respubliki Sloveniya: prinyata Skupshchinoj Respubliki Sloveniya 25 iyunya 1991 g. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// legalns.com/download/books/cons/slovenia.pdf
[8] Konstituciya Respubliki Belarus' [Elektronnyj resurs]: s izm. i dop., prinyatymi na resp. referendu-mah 24 noyabr. 1996 g. i 17 okt. 2004 g. № 1. -Rezhim dostupa: http://pravo.by/pravovaya-informat-siya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubli-ki-belarus/
[9] Konstituciya Rossijskoj Federacii [Elektron-nyj resurs]: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993: s uchetom popravok, vnes. Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF po sost. na 21.07.2014 g. № 11-FKZ. - Rezhim dostupa: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (data obrashcheniya: 14.04.2018).
[10] Konstituciya Respubliki Tadzhikistan [Elektronnyj resurs]: prinyata vsenarod. referendumom 6
noyab. 1994 g.: s izm. i dop., prinyatymi na referen-dumah 26 sent. 1999 g., 22 iyunya 2003 g. i 22 maya 2016 g. - Rezhim dostupa: https://www.tajik-emb.kg/index.php?option=com_content&view=arti-cle&id=58&Itemid=117.
[11] Konstituciya Respubliki Armeniya [Elektronnyj resurs]: v red. Zakonov Respubliki Armeniya ot 27.11.2005 g., 06.12.2015 g. - Rezhim dostupa: http://www.gov.am/u_files/file/Constitution/Constitu-tion-nor.pdf
[12] Konstituciya Respubliki Ukraina [Elektronnyj resurs]: prinyata na pyatoj sessii Verhovnoj Rady Ukrainy 28 iyunya 1996 goda № 254k/96-VR: v red. Zakonov Ukrainy s izm. i dop. po sost. na 07.02.2019 g. № 2680-VIII). - Rezhim dostupa: https://meget. kiev.ua/zakon/konstitutsia-ukraini/
[13] Konstituciya Gruzii [Elektronnyj resurs]: prinyata parlamentom Respubliki Gruziya 24 avg. 1995 g. № 786. - Rezhim dostupa: https://www. matsne.gov.ge/ru/document/view/30346?publica-tion=33
[14] Konstituciya Kyrgyzskoj Respubliki. Izlozhena v Zakone Kyrgyzskoj Respubliki «O Konstitucii Kyrgyzskoj Respubliki» ot 5 maya 2021 g. № 59 [Elektronnyj resurs] http://cbd.minjust.gov.kg/act/ view/ru-ru/112215
[15] Konstituciya Respubliki Kazahstan (prinyata na respublikanskom referendume 30 avgusta 1995 goda) (s izmeneniyami i dopolneniyami po sos-toyaniyu na 23.03.2019 g.) https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=1005029#pos=1247;-57/
[16] Konstituciya Respubliki Turkmenistan [Elektronnyj resurs]: v red. Konst. zakonov Turkmenistana s izm. i dop. po sost. na 09.10.2017 g. - Rezhim dostupa: http://infoabad.com/zakonodatelstvo-turk-menistana/konstitucija-turkmenistana-novaja-redak-cija.html
[17] Konstituciya Respubliki Uzbekistan [Elektronnyj resurs]: prinyata 8 dek. 1992 g. na odinnadca-toj sessii Verhovnogo Soveta Respubliki Uzbekistan dvadcatogo sozyva: v red. Zakonov RU s izm. i dop. po sost. na 05.03.2019 g. № ZRU-527. - Rezhim dos-tupa: http://www.lex.uz/acts/35869 (data obrashcheniya: 02.06.2018).
[18] Konstituciya Respubliki Moldova [Elektronnyj resurs]: prinyata 29 iyulya 1994 g.: v red. Zakonov Resp. Moldova s izm. i dop. po sost. na 22.11.2018 g. № 255. - Rezhim dostupa: http://lex.justice.md/ viewdoc.php?id=311496&lang=2.
[19] Konstituciya Azerbajdzhanskoj Respubliki. (1995, s izm. ot 2016. Elektronnyj resurs. https://min-com.gov.az/ru/view/pages/13/
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021