Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2018. - Т. 4 (70). № 4. - С. 158-163.
УДК 342.4
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ (СТРАНЫ СНГ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ)
Сушков А. В.
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
В настоящее время категория «государственная поддержка» получает все большее распространение не только в теоретическом срезе, но и в прикладном; ее реализация - сложное и динамичное направление юридически значимой деятельности. Опыт Российской Федерации состоит в том, что Базовый закон в главе о конституционном строе закрепил государственную поддержку применительно к семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам. С учетом отечественного опыта в статье осуществлен сравнительный анализ зарубежных конституций на предмет выявления в них норм о государственной поддержке. Историческая общность стала аргументом в пользу исследовательского внимания к странам Содружества Независимых Государств и странам Восточной Европы.
В статье систематизированы различные адресаты заявленной поддержки; выявлены вариативные подходы к конституционному закреплению государственной поддержки. Относительно конституционных формулировок о государственной поддержке в странах Содружества Независимых Государств сделано резюме, что заявленный правовой феномен отличается многообразным подходом: от полного игнорирования до распространения не только на определенные категории населения, но и на отдельные публичные институты. Аналитические выводы о формулировках конституций Восточной Европы указали на аутентичных адресатов государственной поддержки дополнительно к выявленным опытом стран Содружества Независимых Государств.
Ключевые слова: государственная поддержка, конституции, обеспечение, гарантии, незащищенные категории населения, традиции, местное самоуправление.
Конституции современных государств отличаются не только тем, что в своем тексте отражают многообразные субъективные права личности, но также и правовые средства их гарантирующие и обеспечивающие. На наш взгляд, отдельного внимания заслуживает государственная поддержка, которая, безусловно, является одним из специфических обеспечительных юридических ресурсов, адресованных ограниченному кругу лиц или даже субъектов.
Опыт Российской Федерации состоит в том, что Базовый закон в главе о конституционном строе закрепил государственную поддержку применительно к семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам (ч. 2 ст. 7) [1]. Таким образом, на государственно-учредительном уровне представлен определенный перечень субъектов такой поддержки. Уточним также, что в российской Конституции государственная поддержка «фигурирует» только в одной указанной норме. В ч. 5 ст. 43 отмечено, что Российская Федерация ... поддерживает различные формы образования и самообразования. Конечно, в данном случае глагол «поддерживает» может быть тождественен гарантированию, оказанию содействия. Но в связи с тем, что в России отсутствует легальное определение государственной под-
держки, мы можем интерпретировать совокупность приведенных норм как разновидности заявленной поддержки.
С учетом обозначенного российского опыта, считаем целесообразным обратиться к формулировкам зарубежных конституций с целью проведения сравнительного анализа. Полагаем, историческая общность является аргументом в пользу исследовательского внимания к странам Содружества Независимых Государств и странам Восточной Европы.
Итак, в конституциях Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана искомые нормы о государственной поддержке не обнаружены.
В Конституции Республики Киргизия ст. 9 закрепила, что государство обеспечивает поддержку социально незащищенных категорий граждан, гарантированный минимальный размер оплаты труда, охрану труда и здоровья [2]. Таким образом, в данной норме государственная поддержка адресована как определенным категориям граждан (без конкретизации, каким именно), так и социальным гарантирующим системам.
Оригинальна ст. 37 Конституции Республики Киргизия, в которой закреплена государственная поддержка народных обычаев и традиций, не ущемляющих права и свободы человека.
В конституции Республики Молдова, несмотря на наличие самостоятельной нормы «Право на социальное обеспечение и защиту» (ст. 47), отсутствует типичная формулировка о государственной поддержке [3].
Однако далее в ст. 50 «Защита матерей, детей и молодежи» установлено, что дети и молодежь пользуются особой поддержкой в осуществлении своих прав. Хотя и не указан вид поддержки и от кого она исходит.
В ч. 3 ст. 49 формализовано государственное поощрение и поддержка благотворительности в отношении детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.
Следует обратить внимание на разновидность государственной поддержки, сопряженной с реализацией свободы совести. Так, в ч. 4 ст. 31 Конституции Республики Молдова закреплено, что религиозные культы самостоятельны, отделены от государства и пользуются его поддержкой, в частности в облегчении религиозного присутствия в армии, больницах, тюрьмах и приютах.
Конституция Республики Туркмения также аутентична в формализации государственной поддержки [4]. Это выражено в ст. 22, в соответствии с которой каждый гражданин имеет право на поддержку государства в получении благоустроенного жилого помещения и в индивидуальном жилищном строительстве.
Более типична ст. 34 Конституции Республики Туркмения. В ней зафиксировано, что многодетным семьям, детям, лишившимся родителей, участникам войн и другим лицам, утратившим здоровье при защите государственных или общественных интересов, предоставляются дополнительные поддержка и льготы из общественных средств. Однако в указанной норме не конкретизирован вид поддержки и то, что она является именно государственной.
В целом же в Конституции Туркмении государственная поддержка коррелиру-ется с многообразными адресатами, а также с реализацией субъективного права жилище.
Интересными представляются нормы о государственной поддержке в Конституции Украины [5]. Так, в ст. 24 в контексте принципа равенства мужчин и женщин
Зарубежный опыт конституционного...
закреплена материальная и моральная поддержкой материнства и детства. Однако отсутствует прямое указание на такую поддержку со стороны государства.
В ст. 52 зафиксированы государственные поощрения и поддержка благотворительной деятельности в отношении детей.
Статья 142 Конституции Украины оригинальна тем, что в ней государственная поддержка адресована местному самоуправлению: государство принимает участие в формировании доходов бюджетов местного самоуправления, финансово поддерживает местное самоуправление.
В качестве резюме по осуществленной части исследования относительно конституционных формулировок о государственной поддержке в странах Содружества Независимых Государств укажем, что заявленный правовой феномен отличается многообразным подходом: от полного игнорирования до распространения не только на определенные категории населения, но и на отдельные публичные институты.
Так, в соответствии с положениями конституций стран СНГ государственная поддержка адресована:
- различным категориям населения (Киргизия);
- социальным обеспечительным ресурсам (гарантированный минимальный размер оплаты труда и охрана труда и здоровья в Киргизии);
- благотворительности в отношении детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки (Молдова, Украина);
- народным обычаям и традициям, не ущемляющим права и свободы человека (Киргизия);
- религиозным культам, в частности в облегчении религиозного присутствия в армии, больницах, тюрьмах и приютах (Молдова);
- субъективному праву на благоустроенное жилое помещение и индивидуальное жилищное строительство (Туркмения);
- местному самоуправлению (Украина).
Переходя к аналитической части исследования о конституциях стран Восточной Европы и формализации в них государственной поддержки, отметим, что базовые законы Албании, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Македонии, Словении, Хорватии, Чехии и Эстонии искомые установления не содержат. Остальные конституционные нормы можно прокомментировать следующим образом.
В ст. 110 Конституции Латвии государство защищает и поддерживает брак -союз между мужчиной и женщиной, семью, права родителей и детей [6].
Более разнообразны установления Конституции Литвы [7]. В ее ст. 39 определено, что государство опекает семьи, воспитывающие детей дома, оказывает им в установленном законом порядке поддержку.
В качестве адресата государственной поддержки в Конституции Литвы определены культура и наука (ст. 42).
Литовское государство оказывает поддержку национальным общинам (ст. 45), общественно полезным хозяйственным усилиям и инициативе (ст. 46), самоуправлениям (ст. 120).
В ст. 7 Конституции Румынии с наименованием «Румыны, проживающие за рубежом» закреплена государственная поддержка упрочения связей с румынами, проживающими за пределами страны [8].
В ч. 5 ст. 29 Конституции Румынии отражено, что религиозные культы автономны по отношению к государству и пользуются его поддержкой, включая благоприятствование религиозной помощи в армии, больницах, местах лишения свободы, приютах и сиротских домах. Вероятно, исходя из приграничного соседства и общности исторического развития, аналогичная норма появилась и в Конституции Молдовы.
Оригинальна ч. 2 ст. 58, в которой закреплена обязанность публичных властей оказывать Адвокату Народа необходимую поддержку при осуществлении им своих полномочий.
Также, как и в Конституции Румынии, ст. 7а Конституции Словакии формализовала положение о том, что Словацкая Республика поддерживает национальное сознание и культурную идентичность проживающих за границей словаков, поддерживает их организации, созданные для достижения этой цели и связи с родиной [9].
В ч. 2 ст. 55 Словацкая Республика защищает и поддерживает экономическую конкуренцию.
Многочисленны формулировки о государственной поддержке в Конституции Венгрии [10]. Так, ст. D Основных пунктов соглашения определено, что ... Венгрия должна нести ответственность за судьбу венгров, проживающих вне ее границ, . должна продолжить поддерживать их усилия, направленные на сохранение их венгерской культуры...
В ч. 2 ст. М Основных пунктов соглашения закреплена формулировка «Венгрия поддерживает рождение детей».
В ч. 3 ст. IX непосредственного текста Конституции Венгрии формализована государственная поддержка за счет государственных фондов научной и творческой свободы Венгерской академии наук, Венгерской академии искусств и высших учебных заведений, обеспечения их институциональной автономии в целях ответственного управления доходами и активами государственных учреждений.
На основании ч. 4 ст. ХУШ Венгрия поддерживает интегрированную государственную пенсионную систему, основанную на социальной солидарности и функционировании добровольных социальных учреждений.
В ч. 2 ст. XXIX Венгрия поддерживает добровольную систему резервистов для вооруженных сил.
В Конституции Польши поддержка сопряжена не с государством, а с публичными властями [11]. Фрагментарно подобная формулировка нам встречалась в Конституции Румынии.
Так, согласно ст. 68 Конституции Польши публичные власти поддерживают развитие физической культуры, особенно среди детей и молодей.
В ст. 74 закреплено, что публичные власти поддерживают действия граждан, направленные на охрану и улучшение состояния окружающей среды.
В ст. 75 Конституции Республики Польша публичные власти . поддерживают развитие социального строительства, а также действия граждан, направленные на приобретение собственного жилища.
В целом, подводя итоги проведенного исследования и сравнивая формулировки о государственной поддержке в конституциях стран СНГ и Восточной Европы, отметим, что в последних искомые нормы более разнообразны. Сравнительный анализ показал, что государственная поддержка в конституциях стран Восточной Европы,
Зарубежный опыт конституционного...
помимо идентичных адресатов, указанных в конституциях стран СНГ, также сопряжена с:
- браком, семьей, правами родителей и детей (Латвия);
- культурой и наукой (Венгрия, Литва);
- национальными общинами, общественно полезными хозяйственными усилиями и инициативами (Литва);
- упрочением связей с соотечественниками, проживающими за пределами страны (Венгрия, Румыния, Словакия);
- обязанностями публичных властей оказывать Адвокату Народа необходимую поддержку при осуществлении им своих полномочий (Румыния);
- экономической конкуренцией (Словакия);
- пенсионной системой, основанной на социальной солидарности и функционировании добровольных социальных учреждений (Венгрия);
- добровольной системой резервистов для вооруженных сил (Венгрия);
- развитием физической культуры, особенно среди детей и молодей (Польша);
- действиями граждан, направленными на охрану и улучшение состояния окружающей среды (Польша).
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 5.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. - № 9. - Ст. 851.
2. Конституция Киргизии от 27 июня 2010 г. // http://russkg.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=95:-27-2010-&catid=27:2010-08-20-08-52-42&Itemid=30 (дата обращения 04.01.2017 г.).
3. Конституция Республики Молдова от 29 июля 1994 г. // http//www.spinform.ru/isp.htm (дата обращения 04.01.2017 г.).
4. Конституция Туркмении от 18 мая 1992 г. // http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2376 (дата обращения 04.01.2017 г.)
5. Конституция Украины от 28 июня 1996 г. // http//www.spinform.ru/isp.htm (дата обращения 04.01.2017 г.).
6. Конституция Латвийской Республики 15 февраля 1922 г. // http://www.krugosvet.ru/node/41814 (дата обращения 04.01.2017 г.).
7. Конституция Литовской Республики от 25 октября 1992 г. // http://worldconstitutions.ru/?p=115&page=3 (дата обращения 04.01.2017 г.).
8. Конституция Румынии от 21 ноября 1991 г. // http://constitutions.ru/archives/184 (дата обращения 04.01.2017 г.).
9. Конституция Словацкой Республики от 1 сентября 1992 г. // http://pandia.ru/text/77/352/37184.php (дата обращения 04.01.2017 г.).
10. Конституция / Основной закон Венгрии от 25 апреля 2011 г. // http://worldconstitutions.ru/?p=298&page=3 (дата обращения 04.01.2017 г.).
11. Конституция Республики Польша oт 2 a^eM 1997 г. // http://worldconstitutions.ru/?p=112 (дата обращения 04.01.2017 г.).
Sushkov A. V. Foreign experience of constitutional consolidation of public support (cis countries and eastern Europe) // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. -2018. - Т. 3 (70). № 4. - Р. 158-163.
Currently, the category of «state support» is becoming increasingly widespread not only in theoretical terms, but also in the application; its implementation is a complex and dynamic direction of legally significant activities. The experience of the Russian Federation is that the Basic law in the Chapter on the constitutional system has consolidated state support in relation to the family, motherhood, fatherhood and childhood, the disabled and elderly citizens. Taking into account the domestic experience, the article provides a comparative analysis of foreign constitutions in order to identify the norms of state support in them. The historical com-
CymKoe A. B.
monality was an argument in favor of the research attention to the countries of the Commonwealth of Independent States and the countries of Eastern Europe.
The article systematizes the various addressees of the declared support; the variative approaches to the constitutional consolidation of the state support are revealed. With regard to the constitutional formulations of state support in the countries of the Commonwealth of Independent States, a summary is made that the claimed legal phenomenon is characterized by a diverse approach: from complete disregard to the spread not only to certain categories of the population, but also to certain public institutions. Analytical conclusions on the wording of the constitutions of Eastern Europe pointed to the authentic recipients of state support, in addition to the experience of the Commonwealth of Independent States.
Key words: state support, constitutions, provision, guarantees, unprotected categories of population, traditions, local self-government.
Spisok literatury:
I. Konstituciya Rossijskoj Federacii prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 5.02.2014 g. № 2-FKZ) // SZ RF. 2014. № 9. St. 851.
2. Konstituciya Kirgizii ot 27 iyunya 2010 g. //
http://russkg.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=95:-27-2010-&catid=27:2010-08-20-08-52-42&Itemid=30 (data obrashcheniya 04.01.2017 g.).
3. Konstituciya Respubliki Moldova ot 29 iyulya 1994 g. // http//www.spinform.ru/isp.htm (data obrashcheniya 04.01.2017 g.).
4. Konstituciya Turkmenii ot 18 maya 1992 g. // http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2376 (data obrashcheniya 04.01.2017 g.)
5. Konstituciya Ukrainy ot 28 iyunya 1996 g. // http//www.spinform.ru/isp.htm (data obrashcheniya 04.01.2017 g.).
6. Konstituciya Latvijskoj Respubliki 15 fevralya 1922 g. // http://www.krugosvet.ru/node/41814 (data obrashcheniya 04.01.2017 g.).
7. Konstituciya Litovskoj Respubliki ot 25 oktyabrya 1992 g. // http://worldconstitutions.ru/?p= 115&page=3 (data obrashcheniya 04.01.2017 g.).
8. Konstituciya Rumynii ot 21 noyabrya 1991 g. // http://constitutions.ru/archives/184 (data obrashcheniya 04.01.2017 g.).
9. Konstituciya Slovackoj Respubliki ot 1 sentyabrya 1992 g. // http://pandia.ru/text/77/352/37184.php (data obrashcheniya 04.01.2017 g.).
10. Konstituciya / Osnovnoj zakon Vengrii ot 25 aprelya 2011 g. // http://worldconstitutions.ru/?p=298&page=3 (data obrashcheniya 04.01.2017 g.).
II. Konstituciya Respubliki Pol'sha ot 2 aprelya 1997 g. // http://worldconstitutions.ru/?p=112 (data obrashcheniya 04.01.2017 g.).