Научная статья на тему 'Конституционный Совет Республики Казахстан - Гарант охраны семьи и детства'

Конституционный Совет Республики Казахстан - Гарант охраны семьи и детства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
442
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРАНТИИ / ДЕТСТВО / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН / МАТЕРИНСТВО / СЕМЬЯ / РОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ВНЕ БРАКА / БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сейтимова Венера Хамитовна

В настоящей статье приводится достаточно глубокий анализ правовой позиции Конституционного Совета Республики Казахстан по вопросу семейных ценностей, прав и законных интересов женщин, родивших вне брака, представляющей на сегодняшний день особый интерес. Данная позиция, в свою очередь, изложена в одном из недавних Норма-тивных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан. В этой связи автором широко изучена практика Конституционного Совета РК, подробно рассмотрены ранее выработанные им подходы к толкованию конституционных положений. Кроме того, в статье также проанализирован международный опыт в контексте защиты института семьи, на основании которого выявлено, что выраженная в указанном Норма-тивном постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан правовая позиция созвучна последним тенденциям развития семейного права зарубежных государств, между-народного права прав человека и международного семейного права в том числе. Автор разделяет точку зрения о значимости раскрытия созидательного потенциала Кон-ституции Республики Казахстан. Сравнительный анализ конституций ряда передовых госу-дарств, таких как Италия, Испания и др., вместе с тем приведенные выдержки из междуна-родных актов, а также примеры из судебной практики Казахстана, по мнению автора, вкупе свидетельствуют о прогрессивных подходах Конституционного Совета к вопросам гарантий материнства и детства, охраны семьи как конституционной ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сейтимова Венера Хамитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционный Совет Республики Казахстан - Гарант охраны семьи и детства»

УДК 342

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН -ГАРАНТ ОХРАНЫ СЕМЬИ И ДЕТСТВА

Сейтимова Венера Хамитовна

Судья Суда Евразийского экономического союза,

г. Минск, Республика Беларусь; e-mail: seitimova@courteurasian.org

Ключевые слова: гарантии, детство, Конституционный совет Республики Казахстан, материнство, семья, рождение детей вне брака, брачно-семейное законодательство.

Аннотация. В настоящей статье приводится достаточно глубокий анализ правовой позиции Конституционного Совета Республики Казахстан по вопросу семейных ценностей, прав и законных интересов женщин, родивших вне брака, представляющей на сегодняшний день особый интерес. Данная позиция, в свою очередь, изложена в одном из недавних Нормативных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан.

В этой связи автором широко изучена практика Конституционного Совета РК, подробно рассмотрены ранее выработанные им подходы к толкованию конституционных положений. Кроме того, в статье также проанализирован международный опыт в контексте защиты института семьи, на основании которого выявлено, что выраженная в указанном Нормативном постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан правовая позиция созвучна последним тенденциям развития семейного права зарубежных государств, международного права прав человека и международного семейного права в том числе.

Автор разделяет точку зрения о значимости раскрытия созидательного потенциала Конституции Республики Казахстан. Сравнительный анализ конституций ряда передовых государств, таких как Италия, Испания и др., вместе с тем приведенные выдержки из международных актов, а также примеры из судебной практики Казахстана, по мнению автора, вкупе свидетельствуют о прогрессивных подходах Конституционного Совета к вопросам гарантий материнства и детства, охраны семьи как конституционной ценности.

КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЬЩ КОНСТИТУЦИЯЛЬЩ КЕЦЕС1 -ОТБАСЫ МЕН БАЛАЛЬЩТЫ ЦОРГАУ КЕП1Л1

Венера Хамищызы Сей^мова

Еуразиялыц экономикалыц одац сотыныц судьясы,

Минск ц., Беларусь Республикасы; e-mail: seitimova@courteurasian.org

ТYйiн свздер: кетлдштер, бала, Конституциялыц Кецес, ана, отбасы, некес1з бала туу, неке-отбасы зацнамасы.

Аннотация. Берыген мацалада Казацстан Республикасыныц Конституциялыц КецесШц бYгiнгi тацда ерекше цызыгушылыц тугызатын отбасылыц цундылыцтар, некес1з бала туган эйелдердщ цуцыцтары мен зацды мYдделерiне цатысты мэселе бойынша цуцыцтыц уста-нымына терец талдау келтiрiлген. Бул устаным, вз кезегтен, Казацстан Республикасыныц Конституциялыц КецесШц соцгы нормативтт цаулыларыныц бiрiнде кврШс тапцан.

Осыган орай автор Казацстан Республикасыныц Конституциялыц КецесШц практика-сына жан-жацты талдау жасаган, конституциялыц цагидаларды талцылауга цатысты бурын цолданган тэсiлдердi толыц царастырган. Будан басца, мацалада сонымен цатар отбасы институтын цоргау мэнмэтiнiндегi халыцаралыц тэжiрибеге де талдау ЖYргiзiлген. Оныц негiзiнде Казацстан Республикасыныц Конституциялыц КецесШц аталмыш цаулысын-да кврШс тапцан цуцыцтыц устанымныц шетел мемлекеттерШц отбасы цуцыгыныц, халыцаралыц адам цуцыцтарыныц цуцыгы мен соныц штде халыцаралыц отбасы цуцыгыныц соцгы даму тенденцияларымен Yйлесiмдiлiгi аныцталган.

Автор Казацстан Республикасы Конституциясыныц жасампаз элеуетт ашу мацыз-дылыгына цатысты квзцарасты устанады. Италия, Испания сияцты бiрцатар озыц мемле-кеттердщ конституцияларына ЖYргiзiлген салыстырмалы талдау, сонымен бiрге халыцара-

лыцактглерден, сондай-ацКазацстанныц сот практикасынан келтгрглген Y3iHdrnep, автордыц niKipine сэйкес, жалпы алганда конституциялыц цундылыцретгндегг ана жэне бала, отбасын цоргау кепш мэселестде Конституциялыц Кецестщ оц тэсыдер цолданатынын куэландыра тYсeдi.

CONSTITUTIONAL COUNCIL OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: A GUARANTEE OF THE PROTECTION OF THE FAMILY AND CHILDHOOD

Seitimova Venera Khamitovna

The Judge of the Court of the Eurasian Economic Union, Minsk, Republic of Belarus; e-mail: seitimova@courteurasian.org

Keywords: guarantees, childhood, Constitutional Council, maternity, family. non-marital childbearing, marriage and family legislation.

Abstract. This article provides a sufficient in-depth analysis of the legal position of the Constitutional Council of the Republic of Kazakhstan on the issue of family values, the rights and legal interests of women who have given birth out of wedlock, which is ofparticular interest today. This position, in turn, is set forth in a recent Regulatory Resolution of the Constitutional Council of the Republic of Kazakhstan.

In this regard, the author has widely studied the practice of the Constitutional Council of the Republic of Kazakhstan, considered in detail the previously developed approaches to the interpretation of constitutional provisions. Furthermore, the article also analyzes international experience in the context of the family institution protection, on the basis of which it was revealed that the legal position expressed in the mentioned Regulatory Resolution of the Constitutional Council of the Republic of Kazakhstan is consonant with the latest trends in the development of family law of foreign states, international human rights law, including international family law.

The author shares the point of view about the significance of the detection of the creative potential of the Constitution of the Republic of Kazakhstan. A comparative analysis of the number of advanced states' constitutions such as Italy, Spain, etc., however, cited excerpts from international acts, as well as examples from the judicial practice of Kazakhstan, in the author's opinion, indicate the progressive approaches of the Constitutional Council to the guarantees of motherhood and childhood, protection of the family as a constitutional value.

Действующая Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года является фундаментальной политико-правовой основой современной казахстанской государственности и составляет ядро национальной правовой системы. В Конституции Республики Казахстан закреплены базовые ценности и правовые установки, которые являются основой для развития всех социальных, политических, экономических институтов страны, указаны приоритеты общества и государства. Так, согласно пункту 1 статьи 27 Конституции Республики Казахстан брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

Указанные институты и социальные явления довольно детально регулируются специальным отраслевым законодательством, однако не случайно в конституционных нормах

указана совокупность и комплексность этих правоотношений. Они неоднократно становились предметом рассмотрения Конституционного Совета Республики Казахстан (далее -Конституционный Совет) - государственного органа, согласно статьи 1 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года «О Конституционном Совете Республики Казахстан»,обеспечивающего верховенство Конституции на всей территории государства1. В основе рассмотрения обращений уполномоченных структур данным органом всегда был и остается сбалансированный подход учета интересов всех групп населения, особенно уязвимых слоев населения. При этом учитываются базовые и специфические ценности народа Казахстана и современные общечеловеческие ценности.

На Конституционный Совет Республики

1 Конституционный закон Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года №2737 «О Конституционном Совете Республики Казахстан» // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Эдшет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adilet.zan.kz/. - Дата доступа: 24.09.2018.

Казахстан, деятельность которого регулируется специальным Конституционным законом Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года «О Конституционном Совете Республики Казахстан», возложена особая и сложная миссия. Это - хранитель Конституции, обеспечивающий одновременно стабильность конституционного правопорядка и развитие правовой системы в рамках конституционных положений. Следует признать, правовые позиции, находящие отражение в его нормативных постановлениях, - это квинтэссенция традиционных и актуальных, действительно лучших и справедливых юридических подходов к самым востребованным вопросам политического, социально-экономического, а также общекультурного развития общества и государственности.

О значимости Конституционного Совета для формы государства, для всей системы государственного управления, государственного аппарата в частности, и правовой системы свидетельствует статистика. С января 1996 года по январь 2017 года в Конституционный Совет поступило более 190 обращений: от Президента Республики Казахстан - 21 обращение, от председателей Палат Парламента Республики Казахстан и его депутатов - 77, Премьер-Министра Республики Казахстан -27, судов - 67 обращений2.

Обеспечение неукоснительного следования принципам верховенства Конституции, защиты конституционных прав и свобод граждан Казахстана, восприятие общемировых тенденций развития конституционного законодательства сформировали устойчиво позитивный имидж Конституционного Совета в международных профессиональных отношениях. В 2012 году Казахстан был принят в состав Европейской комиссии за демократию через право Совета Европы (Венецианской Комиссии), являющейся общепризнанным международным форумом по обмену идеями в сфере конституционного строительства, демократии и верховенства права. С 2013 года Конституционный Совет является членом Всемирной конференции по конституционному правосудию и Ассоциации азиатских конституционных судов и эквивалентных институтов, с 2015 года - Конференции европейских конституционных судов.

В преддверии приближающегося в 2020 году четверть-векового юбилея Конституционного Совета история его деятельности, правовые позиции, безусловно, заслуживают отдельного монографического труда, доктри-нального осмысления коллективом авторов.

Настоящая статья сосредоточена на пред-

ставляющей особый интерес правовой позиции, отраженной в одном из нормативных постановлений Конституционного Совета и касающейся семейных ценностей, прав и законных интересов матерей и детей.

В первую очередь, интерес обусловлен сложностью вопроса, возникшего в сфере, подпадающей под особую охрану государства - семьи и прав ребенка. Конституционному Совету предстояло найти баланс надлежащей охраны обеих сфер. Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 10 апреля 2018 года № 3 «О проверке конституционности пункта 5 статьи 47 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» (далее -Нормативное постановление от 10 апреля 2018 года) отражает сбалансированный и обоснованный подход к укреплению и дальнейшему развитию семейно-брачных отношений и защиты прав ребенка.

12 марта 2018 года в Конституционный Совет поступило представление Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Карагандинской области о признании неконституционным пункта 5 статьи 47 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье» (далее - Кодекс). Из представления следовало, что в производстве указанного суда находится гражданское дело по иску Жа-накбаевой А.А. к Жэкеш Е.Т. об установлении отцовства, взыскании алиментов на содержание ребенка и денежных расходов на свое содержание в течение дородового периода и до достижения ребенком трех лет.

Специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних усмотрел ущемление закрепленных Конституцией Республики Казахстан прав человека и гражданина в связи с противоречием пункта 5 статьи 47 Кодекса пункту 2 статьи 14 и пунктам 1 и 2 статьи 27 Конституции Республики Казахстан в части ограничения срока материального содержания женщины, родившей ребенка вне брака дородовым и послеродовым периодом.

Конституционный Совет, мотивируя основной вывод нормативного постановления, указал, что взыскание с отца ребенка денежных средств на содержание женщины, в том числе не состоящей с ним в браке, в связи с зачатием ими и рождением ею общего ребенка, является одним из способов реализации конституционных положений о защите материнства и детства, а также обеспечения выполнения обязанностей родителя по заботе и воспитанию детей.

В дородовой и последующий период, в

захстан, деятельность которого регулируя специальным Конституционным законом спублики Казахстан от 29 декабря 1995 а «О Конституционном Совете Республи-Казахстан», возложена особая и сложная ссия. Это - хранитель Конституции, обе-ечивающий одновременно стабильность нституционного правопорядка и развитие авовой системы в рамках конституцион-х положений. Следует признать, правовые зиции, находящие отражение в его норма-вных постановлениях, - это квинтэссенция адиционных и актуальных, действительно чших и справедливых юридических под-дов к самым востребованным вопросам литического, социально-экономического, а же общекультурного развития общества и сударственности.

О значимости Конституционного Совета я формы государства, для всей системы го-дарственного управления, государственно-аппарата в частности, и правовой системы идетельствует статистика. С января 1996 да по январь 2017 года в Конституционный •вет поступило более 190 обращений: от езидента Республики Казахстан - 21 обра-ние, от председателей Палат Парламента спублики Казахстан и его депутатов - 77, емьер-Министра Республики Казахстан -, судов - 67 обращений2.

Обеспечение неукоснительного следо-ния принципам верховенства Конститу-и, защиты конституционных прав и свобод аждан Казахстана, восприятие общемиро-х тенденций развития конституционного сонодательства сформировали устойчиво зитивный имидж Конституционного Совев международных профессиональных отно-;ниях. В 2012 году Казахстан был принят в став Европейской комиссии за демократию рез право Совета Европы (Венецианской миссии), являющейся общепризнанным ждународным форумом по обмену идеями фере конституционного строительства, де-кратии и верховенства права. С 2013 года нституционный Совет является членом емирной конференции по конституцион-му правосудию и Ассоциации азиатских нституционных судов и эквивалентных ин-тгутов, с 2015 года - Конференции европей-их конституционных судов.

В преддверии приближающегося в 2020 ду четверть-векового юбилея Конститу-онного Совета история его деятельности, авовые позиции, безусловно, заслуживают дельного монографического труда, доктри-льного осмысления коллективом авторов. Настоящая статья сосредоточена на пред-

2 http://ksrk.gov.kz/rus/statanalitinfo/statistika. - Дата доступа: 24.09.2018.

течение которого происходят формирование, появление на свет и развитие младенца, как ребенок, так и его мать, заботящаяся о нем, независимо от ее семейного положения, нуждаются в специальной защите, в том числе материальной поддержке. При этом в силу естественных законов природы в период беременности и в первые годы жизни детей невозможно рассматривать интересы ребенка в отрыве от его матери. Основным гарантом интересов ребенка в этот период является его мать, которая способна удовлетворить первоначальные жизненные запросы ребенка, а для матери потребности ребенка являются первостепенными и все ее усилия направлены на обеспечение надлежащего ухода за ним. В этот важный этап необходимо гарантировать адекватную защиту прав и законных интересов матери и ребенка, для которых регулярное получение средств на содержание может являться одним из основных источников средств к существованию.

В свою очередь, это предполагает установление эффективных правовых механизмов, посредством которых максимально обеспечивалось бы сохранение необходимого уровня жизнеобеспечения как ребенка, так и матери, заботящейся о нем, которые находятся в социально-уязвимой ситуации по отношению к мужчине - отцу ребенка.

Конституционный Совет отметил, что оспариваемая правовая норма затрагивает существенные интересы матери и ребенка, так как устанавливает по схожим по сути основаниям меньший объем содержания для незамужней женщины по сравнению с матерью, состоящей (состоявшей) в браке. В Кодексе в отношении последних установлены повышенные меры материальной поддержки со стороны супругов либо бывших супругов (подпункт 2 пункта 2 статьи 147, подпункт 1 пункта 1 статьи 148 Кодекса). В нем предусмотрены и более длительные сроки для получения алиментов супругами (бывшими супругами).

Однако Конституционный Совет пришел к выводу, что дифференциация права женщины на получение содержания от мужчины в период ее беременности, рождения ребенка и в последующее время в зависимости от наличия или отсутствия между ними брачных взаимоотношений связана с реализацией государством своих обязательств по защите института семьи, основанной на браке. Пункт 5 статьи 47 Кодекса в силу указанного был признан недискриминационным и не противоречащим пункту 2 статьи 14 и пунктам 1 и

2 статьи 27 Основного Закона, так как преследует конституционно-значимые ценности и цели по защите брака и семьи, материнства и детства, а также исполнению конституционных обязанностей родителями.

В конституциях многих государств закреплены положения, указывающие на особую важность института семьи. Так, в статье 41 Конституции Ирландии предусмотрено: «Государство признает Семью как естественный первоисточник и объединяющую основу общества, а также как нравственный институт, обладающий неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами, предшествующими всякому позитивному праву и высшими по отношению к нему», «Государство гарантирует защиту Семьи, ее организацию и авторитет как необходимую основу социального порядка, незаменимую для процветания народа и государства»3. В пункте 1 статьи 39 Конституции Испании закреплено, что государственные власти обеспечивают социальную, экономическую и юридическую защиту семьи4.

Изучение практики Конституционного Совета [1] позволяет проследить перспективность выводов пункта 4 Нормативного постановления от 10 апреля 2018 года. Конституционный Совет помимо прочего указал на важный аспект, который непосредственно связан с верховенством и прямым действием Конституции: недостаточное использование в рассматриваемой норме конституционно-правового смысла и потенциала Основного Закона в согласовании прав и обязанностей отца, а также матери и ребенка, нуждающихся в особой защите. Соответствующие выводы в полной мере соответствуют духу развития современных приоритетов в жизни общества, созвучны последней практике высших судебных органов зарубежных государств, международных органов по правам человека и подходам, заложенным в международно-правовых инструментах защиты прав детей.

Конституционный Совет выразил мнение, что в целях наилучшего обеспечения интересов матери и ребенка, права которых затрагиваются рассматриваемым положением пункта 5 статьи 47 Кодекса, целесообразны соответствующие законодательные меры, направленные на максимальную гармонизацию мер государственной защиты конституционных ценностей, совершенствование брачно-се-мейного законодательства и унификацию используемой в нем специальной терминологии (курсив наш - В.С.).

Такой подход Конституционного Совета

3 https://www.taoiseach.gov.ie/eng/Historical_Information/TheJOonstitution/Bunreacht_na_hËireann October_2015_Edition.pdf - Дата доступа: 24.09.2018.

4 https://www.eui.eu/Projects/InternationalArtHeritageLaw/Documents/NationalLegislation/Spain/ spanishconstitution1978.pdf - Дата доступа: 24.09.2018.

воплощает в жизнь основные направления развития национального права, установленные Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 (далее - Концепция правовой политики).

Согласно Концепции правовой политики фундаментом национальной правовой системы является конституционное право. Важнейшей задачей является полнокровная реализация принципов и норм Конституции, в первую очередь в деятельности органов государственной власти и ее должностных лиц, обеспечение при этом как прямого действия Конституции, так и реализацию ее потенциала через текущее законодательство и правоприменение. Усилия государственных и общественных институтов должны быть сконцентрированы на претворении в жизнь созидательного потенциала Основного закона страны5.

Ранее Конституционным Советом была высказана позиция о том, что законодатель при установлении законов обязан исходить из конституционных пределов допустимого ограничения прав и свобод человека и гражданина, не искажая существа конституционных прав и свобод и не вводя таких ограничений, которые не согласуются с конституционно определенными целями (курсив наш - В.С.)6.

В рассматриваемом Нормативном постановлении от 10 апреля 2018 года Консти-

туционный Совет в полной мере реализовал возможность защиты института семьи, основанной на браке, признав конституционность пункта 5 статьи 47 Кодекса о браке (супружестве) и семье, преследующего конституционно-значимые ценности и цели по защите брака и семьи. Так, Конституционный Совет последовал уже высказанному в Нормативном постановлении от 18 мая 2015 года №37 справедливому выводу: «брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства и относятся к числу фундаментальных конституционных ценностей Республики, которые закономерно вытекают из высоких целей и базовых принципов, сформулированных в Основном Законе. В своей совокупности они обеспечивают преемственность поколений, выступают условиями сохранения и развития народа Казахстана, являющегося носителем суверенитета, единственным источником государственной власти»8. Однако, взяв за основу выработанные ранее подходы к толкованию конституционных положений, Конституционный Совет использовал и рекомендацию по установлению диалога государственных органов и претворению в жизнь созидательного потенциала Конституции. В Нормативном постановлении от 10 апреля 2018 года Конституционным Советом было отмечено, что «в целях наилучшего обеспечения интересов матери и ребенка... целесообразны соответствующие законодательные меры»9.

площает в жизнь основные направления звития национального права, установлен-е Концепцией правовой политики Респу-ики Казахстан на период с 2010 по 2020 ы, утвержденной Указом Президента Ре-ублики Казахстан от 24 августа 2009 года 858 (далее - Концепция правовой политики). Согласно Концепции правовой полити-фундаментом национальной правовой стемы является конституционное право. жнейшей задачей является полнокровная ализация принципов и норм Конституции, первую очередь в деятельности органов сударственной власти и ее должностных ц, обеспечение при этом как прямого дей-ия Конституции, так и реализацию ее по-циала через текущее законодательство и авоприменение. Усилия государственных общественных институтов должны быть нцентрированы на претворении в жизнь зидательного потенциала Основного закона раны5.

Ранее Конституционным Советом была сказана позиция о том, что законодатель и установлении законов обязан исходить конституционных пределов допустимого раничения прав и свобод человека и гражда-на, не искажая существа конституционных ав и свобод и не вводя таких ограничений, торые не согласуются с конституционно ределенными целями (курсив наш - В.С.)6.

В рассматриваемом Нормативном по-шовлении от 10 апреля 2018 года Консти-

5 Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 годы. Утв. Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adilet.zan.kz/. - Дата доступа: 24.09.2018.

6 Нормативное постановление Конституционного совета Республики Казахстан от 27 февраля 2008 года № 2 «О проверке конституционности частей первой и четвертой статьи 361 Уголовного кодекса Республики Казахстан по обращению Капшагайского городского суда Алматинской области» //Официальный сайт Конституционного Совета Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://ksrk.gov.kz/solutions/np-ks-rk-ot-27022008-g-no2-o-proverke-konstitucionnosti-chastey-pervoy-i-chetvertoy-stati. - Дата доступа: 24.09.2018.

7 Нормативное постановление Конституционного совета Республики Казахстан от 18 мая 2015 года № 3 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 27 Конституции Республики Казахстан и о проверке на соответствие Конституции Республики Казахстан Закона Республики Казахстан «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Официальный сайт Конституционного Совета Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ksrk.gov.kz/solutions/np-ks-rk-ot-18052015g-no3-o-zaschite-detey-ot-informacii-prichinyayuschey-vred-ikh. - Дата доступа: 24.09.2018.

8 Нормативное постановление Конституционного совета Республики Казахстан от 18 мая 2015 года № 3 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 27 Конституции Республики Казахстан и о проверке на соответствие Конституции Республики Казахстан Закона Республики Казахстан «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Официальный сайт Конституционного Совета Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ksrk.gov.kz/solutions/np-ks-rk-ot-18052015g-no3-o-zaschite-detey-ot-informacii-prichinyayuschey-vred-ikh. - Дата доступа: 24.09.2018.

Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 10 апреля 2018 года № 3 «О проверке конституционности пункта 5 статьи 47 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» // Официальный сайт Конституционного Совета Республики Казахстан [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ksrk.gov.kz/solutions/np-ks-rk-ot-10042018-g-no3-o-proverke-konstitucionnosti-punkta-5-stati-47-kodeksa. - Дата доступа: 24.09.2018.

Сущность рекомендаций законодателю по защите прав матери и ребенка совпадает с современной направленностью развития семейного права. Вопрос равных прав детей вне зависимости от происхождения и их равной защиты становится все более актуальным. При этом диалог органов, уполномоченных на изменение и совершенствование законодательной сферы, и органов, призванных стать гарантом ее конституционности и стабильности, способен дать полезных результатовв виде конструктивных, обдуманных и поступательных изменений, которые гармонично отражают развивающиеся общественные отношения.

В качестве примера можно привести эволюцию семейного права Италии, где масштабная реформа законодательства 20122013 гг., призванная отменить любые формы дискриминационного отношения к детям, рожденным вне брака, стала возможной благодаря активному судебному диалогу, как среди национальных судов Италии, так и между Европейским судом по правам человека (далее - ЕСПЧ) и национальными судами. К слову, ЕСПЧ не единожды указывал на достаточность норм-принципов, заложенных в Конституции Италии, которые получали неполное развитие в специальном законодательстве о браке и семье [2]. Аналогичным образом, решение ЕСПЧ по делу Mazurek против Франции [3] побудило французского законодателя принять Закон от 3 декабря 2001 года, вводящего равенство между «законными» детьми и детьми, рожденными вне брака, однако дискриминирующая терминология была упразднена лишь со вступлением в силу Ордонанса № 2005-759 от 4 июля 2005 года [2]. В указанных делах ЕСПЧ констатировал, что, по сути, все основы для соблюдения предписаний Конвенции имеются в Конституциях соответствующих государств, которым не соответствует специальное регулирование, взяв на себя роль, схожую с функцией органа по охране Основного закона.

В Республике Казахстан в рассматриваемой сфере правоотношений, охраняемой государством, Нормативным постановлением от 10 апреля 2018 года Конституционный Совет сделал веское и авторитетное заявление по вопросу дальнейшего развития гарантий матери и ребенку, родившемуся вне брака. В высказанном Конституционным Советом посыле давно назрела необходимость, а верность диалектики рассуждений государственного органа, обеспечивающего верховенство Конституции на всей территории государства, подтверждается мировым опытом.

Положение о равных правах берет свои истоки в Международном билле о правах, в том числе Всеобщей декларации прав челове-

ка 1948 года, Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года, а также в Конвенции о правах ребенка1989 года, региональных актах - например, Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (Европейской конвенции по правам человека), Европейской конвенции о правовом статусе внебрачных детей 1975 года. В зарубежной юридической литературе встречаются ссылки и на акты рекомендательного характера международных организаций. Отмечается особая значимость в становлении и развитии принципа равенства детей, рожденных в браке и вне брака, наполнения его содержания путем закрепления совместных и единоличных обязанностей родителей в таких документах как Рекомендация Кабинета Министров Совета Европы о родительской ответственности от 28 февраля 1984 года, «Белая книга» о принципах, касающихся установления происхождения (материнства, отцовства), и его правовых последствиях 1997 года и других [4].

Таким образом, выраженная в Нормативном постановлении от 10 апреля 2018 года правовая позиция созвучна последним тенденциям развития семейного права зарубежных государств, международного семейного права и права прав человека. При неукоснительном следовании принципу верховенства Конституции и защите конституционных прав и свобод человека и гражданина Конституционным Советом раскрывается глубина и направленность конституционных положений на созидательность и укрепление казахстанской государственности, социального единства, семьи. Такая позиция свидетельствует о серьезной и кропотливой работе главного органа по охране Конституции Республики Казахстан, нацеленности на диалог с законодательной властью, что реализует поставленные Президентом Республики Казахстан задачи в сфере конституционного правопорядка и крайне важно для интенсивного и полномасштабного развития Республики Казахстан.

ЛИТЕРАТУРА

1 Сборник нормативных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан / Под общ. ред. Рогова И.И. - Астана, 2017. - 600 с.

2 Valongo A. Children Born Out of Wedlock: The End of Anachronistic Discrimination // The Italian Law Journal. Vol.1. 2015.

3 Mazurek v. France, Application No. 34406/97, Judgement of 1 February 2000//https://hudoc.echr. coe.int/fre?i=001-58456#%20. - Дата доступа: 24.09.2018.

4 Nikolina N. The Influence of International Law on the Issue of Co-Parenting Emerging Trends in International and European Instruments // Utrecht Law Review. Vol. 8. Issue 1. 2012.

REFERENCES

1 Sbornik normativnyh postanovlenij Konstitucionnogo Soveta Respubliki Kazahstan / Pod obshh. red. Rogova I.I. - Astana, 2017. - 600 s.

2 Valongo A. Children Born Out of Wedlock: The End of Anachronistic Discrimination // The Italian Law Journal. Vol.1. 2015.

3 Mazurek v. France, Application No. 34406/97, Judgement of 1 February 2000//https://hudoc.echr. coe.int/fre?i=001-58456#%20. - Data dostupa: 24.09.2018.

4 Nikolina N. The Influence of International Law on the Issue of Co-Parenting Emerging Trends in International and European Instruments // Utrecht Law Review. Vol. 8. Issue 1. 2012.

УДК 340

О РОЛИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В ЗАКОНОТВОРЧЕСТВЕ И КРИТЕРИЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНОВ

Тлембаева Жанна Урумбасаровна

Заместитель директора ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан», кандидат юридических наук, доцент; Республика Казахстан, г. Астана, e-mail: zhanna.ot@mail.ru

Ключевые слова: законотворчество, юридическое прогнозирование, методические рекомендации по определению правовых последствий действия законов.

Аннотация. В современных условиях возникает настоятельная необходимость осуществления качественного прогнозирования, усиления прогностического аспекта законотворчества и предвидение правовых последствий действия принимаемого закона. В этой связи в статье анализируется роль прогнозирования в законотворчестве как важной части законодательной деятельности, потребность в котором определяется возрастающей в последние годы нормотворческой активности органов государственной власти.

Автором отмечается недостаточно внимательное отношение в законотворческой деятельности к вопросу о прогнозировании последствий действия принимаемого закона и настоятельная необходимость осуществления качественного прогнозирования, оценки влияния принимаемого закона на социальные процессы под возможным воздействием законопроекта.

Отдельно проанализированы действующие механизмы осуществления прогноз действия законодательных актов: экспертизы законопроектов; финансово-экономического обоснования законопроектов; анализ регуляторного воздействия и правового мониторинга.

Автор заключает о необходимости комплексного подхода к прогнозу эффективности правового регулирования, разработки и закрепления системы правил научного прогнозирования как при разработке перспективных планов развития законодательства, так и при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.