Научная статья на тему 'СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ПРАВОВОМ АСПЕКТЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ПРАВОВОМ АСПЕКТЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
493
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
право на образование / образовательные гарантии / социальный риск / уровень образования / государство / стратегия развития / школьное и дошкольное образование / национальная образовательная сфера / электронная очередь / государственное финансирование / уровень образования / педагогические кадры / профессиональное образование / right to education / educational guarantees / social risk / level of education / state / development strategy / school and pre-school education / national education / electronic queue / state funding / level of education / teaching staff / vocational education

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Атабекова Нургуль Каримовна, Сарманова Бахтыгуль Осмонбековна

В статье рассматриваются вопросы реализации отечественного образовательного законодательства, анализ сложившейся системы образования, ее перегибы и положительные тенденции; а также проблемы совершенствования механизма реализации конституционного права на основное общее образование в рамках социальной проблемы всеобщего охвата основным общим образованием и, как следствие, качества образования, материально-технического обеспечения и др. Авторами выработаны рекомендации по совершенствованию отечественного образовательного законодательства, направленные на улучшение образовательных отношений, повышение качества образования и усиление ответственности за получение обязательного уровня образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPHERE OF THE EDUCATION IN THE KYRGYZ REPUBLIC IN THE LEGAL ASPECT: CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

The article discusses the implementation of national educational legislation and analyzes the current educational system with its excesses and positive trends. The article covers the problems of improving the mechanism for the implementation of the constitutional right to basic general education within the framework of the social problem of universal coverage by basic general education and, as a result, the quality of education, material, and technical support, etc. The authors have developed recommendations for improving domestic educational legislation aimed at improving educational relationships, improving the quality of education and strengthening responsibility for obtaining compulsory education.

Текст научной работы на тему «СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ПРАВОВОМ АСПЕКТЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11227 АТАБЕКОВА Нургуль Каримовна,

УДК 37 0 34](575 2) кандидат юридических наук, доцент,

исполняющая обязанности профессора кафедры конституционного и муниципального права Кыргызского государственного юридического университета (КГЮА),

e-mail: [email protected]

САРМАНОВА Бахтыгуль Осмонбековна,

кандидат юридических наук, исполняющая

обязанности доцента кафедры уголовного права Кыргызского государственного юридического университета (КГЮА),

е-mail: [email protected]

СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ПРАВОВОМ АСПЕКТЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реалицации отчественного образовательного законодательства, анализ сложившейся системы образования, ее перегибы и положительные тенденции; а также проблемы совершенствования механизма реализации конституционного права на основное общее образование в рамках социальной проблемы всеобщего охвата основным общим образованием и, как следствие, качества образования, материально-технического обеспечения и др. Авторами выработаны рекомендации по совершенствованию отечественного образовательного законодательства, направленные на улучшение образовательных отношений, повышение качества образования и усиление ответственности за получение обязательного уровня образования.

Ключевые слова: право на образование, образовательные гарантии, социальный риск, уровень образования, государство, стратегия развития, школьное и дошкольное образование, национальная образовательная сфера, электронная очередь, государственное финансирование, уровень образования, педагогические кадры, профессиональное образование.

ATABEKOVA Nurgul Karimovna,

PhD in Law, Associate Professor, Acting Professor Department of Constitutional and Municipal Law,

Kyrgyz State Law University (KGUA)

SARMANOVA Bahtygul Osmonbekovna,

PhD in Law,

Acting associate professor Department of Criminal Law, Kyrgyz State Law University (KGUA)

SPHERE OF THE EDUCATION IN THE KYRGYZ REPUBLIC IN THE LEGAL ASPECT: CURRENT STATE AND PROSPECTS

OF DEVELOPMENT

Annotation. The article discusses the implementation of national educational legislation and analyzes the current educational system with its excesses and positive trends. The article covers the problems of improving the mechanism for the implementation of the constitutional right to basic general education within the framework of the social problem of universal coverage by basic general education and, as a result, the quality of education, material, and technical support, etc. The authors have developed recommendations for improving domestic educational legislation aimed at improving educational relationships, improving the quality of education and strengthening responsibility for obtaining compulsory education.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

Key words: right to education, educational guarantees, social risk, level of education, state, development strategy, school and pre-school education, national education, electronic queue, state funding, level of education, teaching staff, vocational education.

Образование является базовой составляющей развития любого государства. Фундаментальная основа интеллектуального и духовного потенциала общества способствует строительству сильного государства и формированию гражданского общества. В настоящее время в условиях глобализации можно говорить о наступлении новой эры в конкуренции между государствами, которую можно назвать эрой конкуренции знаний, и, как следствие, возрастает роль образования в экономическом, культурном, социальном и инновационном развитии государства. Мировой опыт демонстрирует, что образование и наука - это универсальные средства преодоления отсталости не только в социально-экономическом, но и в политическом плане.

В Кыргызской Республике вопросы образования являются одним из приоритетных векторов социальной политики государства. Так, в Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013 - 2017 годы в качестве одной из важных задач в социальной сфере были названы вопросы, существующие в сфере образования. В данном стратегическом документе было установлено, что «система образования должна обеспечивать конкурентоспособность и экономическое процветание страны, а также способствовать повышению стоимости и качества человеческого капитала» [8]. Несмотря на достигнутые результаты по реализации вышеуказанной программы, сфера образования продолжает оставаться проблемным социальным звеном, в котором еще открытыми остаются вопросы, связанные со всеобщим охватом основным общим образованием, качеством образования, материально-техническим обеспечением и др.

Сохраняя преемственность, первый раздел Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018 - 2040 годы, обозначен фундаментальным документом, задающим «политику развития государства во всех сферах» [9], где образование названо главным приоритетом Стратегии развития. Во втором разделе этого документа, определяющем ориентиры социального развития до 2040 г., дана установка на реализацию «модернизационной образовательной политики, направленной на новые результаты и качество образования в Кыргызской Республике» [9]. Как видно, в стратегических документах государства определяется значимость и важность образования в государственном развитии.

Отметим, что за годы независимости сформировалось национальное образовательное зако-

нодательство, сложилась национальная образовательная система, ранее основанная на советской системе образования, коренным образом изменившаяся в новых экономических и политических условиях.

В рамках социальной стратегии развития государства разработана и реализуется новая образовательная политика, которая имплементи-ровала опыт зарубежных государств, с учетом национальной специфики государственно-правового развития.

Пережившая серьезный кризис в начальный период суверенного развития Кыргызстана система образования в настоящее время характеризуется институциональным обеспечением, однако нуждается в дальнейшем совершенствовании. Рассмотрим проблемы и перспективы образования на каждом из этих уровней.

«В конце 90-х гг. в большинстве регионов республики наблюдалось сокращение охвата дошкольным образованием. Причины этого -закрытие дошкольных организаций, снижение доходов семей и рост прямых издержек на обучение, которые сказались, прежде всего, на детях из малообеспеченных семей и семей, проживающих в сельской местности» [19]. В тот период, когда социальная политика государства приобрела либеральный характер, предоставив граждан самим себе, система дошкольного образования испытала катастрофический спад. Анализ статистических данных с 1991 г. показал, что в первые годы было осуществлено сокращение дошкольных учреждений практически в 4 раза: с 1604 - в 1991 г. до 456 - в 1995 г. Сокращение продолжалось вплоть до 2000 г., многие здания были приватизированы или переданы другим структурам, что, безусловно, сказалось на образовании, воспитании детей того поколения, тем более что, согласно исследованиям, «посещение дошкольного учреждения сказывается на протяжении всей жизни человека» [17, с. 67].

В последнее время наметилась положительная тенденция возрождения дошкольного образования, поскольку данному уровню образования стало больше уделяться внимания. Предусматривается «увеличение числа альтернативных дошкольных учреждений и зданий для детей 3-5 лет, введение обязательной 240-часовой предшкольной программы, 100-часовой программы для детей, которые не смогли пройти 240-часовую программу» [17, с. 67, 68].

В настоящее время данный уровень образования обеспечен законодательством: принят

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

отдельный Закон «О дошкольном образовании» [6], постановлением Правительства КР от 23 октября 2012 г. № 742 утвержден государственный образовательный стандарт «Дошкольное образование и уход за детьми» [10], постановлением Правительства КР утверждено также Типовое положение о дошкольной образовательной организации [11], в котором указано, что здания государственных и муниципальных дошкольных образовательных организаций «не подлежат приватизации, продаже и перепрофилированию» [11]. Согласно данным Нацстаткома КР [20; 23], их количество в 2018 г. выросло в 2.3 раза по сравнению с 2009 г., хотя еще не достигло уровня 1991 г. Как показывает статистика, этот уровень образования получил наибольшее развитие. При этом, к сожалению, приходится констатировать, что лишь 24% детей с 1 года до 6 лет охвачено дошкольным образованием. Ввиду наибольшей важности этого уровня образования для личностного развития существует необходимость дальнейшего развития и совершенствования его организационно-правового и финансового обеспечения.

Внедренная с 2018 г. система «Электронной очереди в детскую образовательную организацию (ДОО)» с 2018 г. преследовала цель минимизации человеческого фактора в предоставлении места ребенку в детском саду, соответственно, исключение коррупционных рисков при комплектовании групп ДОО, «обеспечение равных возможностей каждого ребенка на дошкольное образование в ДОО, социальная поддержка льготных граждан, определение прав и обязанностей физических и юридических лиц в процессе комплектования детьми групп ДОО, регулирование процесса при осуществлении приема, сохранения места и отчисления детей из ДОО» [28]. Приказом Министерства образования и науки утверждена Инструкция «Об электронном комплектовании дошкольных образовательных организаций» [14]. Однако этот проект лишь частично решил проблему доступа всех детей к дошкольному образованию ввиду нехватки количества дошкольных учреждений. Появление и увеличение количества частных дошкольных учреждений также не решает проблему доступа детей к дошкольному образованию, ввиду достаточно высокой оплаты услуг в таких учреждениях.

На наш взгляд, решение данной проблемы может быть основано на реализации проектов государственно-частного партнерства, при объединении усилий государства и бизнеса.

Школьное образование, обеспечивающее получение обязательного основного общего образования и среднего общего образования, за годы независимости претерпело большое количество

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

преобразований, обусловленных сложившейся новой политической системой, появлением новых рыночных отношений, спадом социально-экономических показателей в начальный период государственного строительства, повышением самосознания граждан, веянием демократических идей и др. Этот уровень образования в переходный период страны был подвергнут крайне сложным испытаниям, что в первую очередь отразилось на кадровом обеспечении школьного образования, его критической нехватке, вследствие чего стал низким уровень образовательного процесса; материально-техническом обеспечении, что обусловило недостаток учебно-методических средств, школьных помещений; организационно-управленческом обеспечении, что детерминировало упущения в разработке стандартов образования, контроле качества образовательного процесса и иные негативные явления, повлиявшие на качество образования. Т.о. образовался замкнутый круг детерминирующих негативных причинно-следственных связей в школьном образовательном процессе.

Кроме того, низкий уровень жизни части населения, бедственное положение значительного количества граждан страны обусловило нарушение принципа всеобщего охвата школьным образованием. К примеру, «на начало 2017/2018 учебного года численность детей, не приступивших к занятиям в общеобразовательных организациях, составила 2613 человек, сократившись по сравнению с 2013/2014 учебным годом на 10%. В то же время, по сравнению с 2015/2016 учебным годом она увеличилась на 17%» [19]. Основными причинами непосещения занятий в школе являются «материальные трудности семей, увеличение расходов семьи на обучение ребенка в школе, нежелание учиться у части подростков, отсутствие подвоза к школе детей из отдаленных местностей, а также сезонные сельскохозяйственные работы» [15].

Отечественные ученые констатируют факт «ощутимого снижения финансирования системы образования» [15, с. 18], обусловленного социально-экономическим положением Кыргызстана именно в первые годы суверенного развития. Конец 90-х - начало 2000-х гг. был ознаменован катастрофически низким показателем расходов не только на образование (за исключением 1994, 1995 гг.), но и в других областях социальной сферы. В целом, стандартные демонстрируют скачкообразное повышение расходов на образование, при этом увеличение финансирования данной сферы обусловливалось лишь периодическим повышением заработной платы учителей, выплатой социальных пакетов: доплат, стипендий учащимся и др. При этом, на материально-техни-

ческое оснащение и учебно-методическое обеспечение средств достаточно не выделялось, в связи с чем в настоящее время наблюдается нехватка общеобразовательных школ, аварийное состояние ряда сельских школ, чрезмерная укомплектованность классов, нехватка учебников и др.

Образовавшиеся проблемы решаются постепенно. Так, к 2018 г. функционирует 2262 единиц общеобразовательных организаций, что на 51 больше, чем в 2009 г. Объем расходов на сферу образования в целом по республике в 2017 г. составляет 32 281.8 млн сомов, что 2.6 раза больше, чем в 2009 г., и, составляя 7.2% в объеме к ВВП, почти приблизился к уровню расходов к ВВП в 1990 г. - 7.6%.

Отметим, что расходы на среднее образование превалируют в структуре расходов на образование в целом. Так, к примеру, в структуре расходов на образование расходы на среднее образование составляли в 2017 г. 56.1% [19].

В рейтинге стран мира, согласно исследованиям Программы развития ООН (ПРООН) / (UNDP), по состоянию на 2017 г. Кыргызстан занимает довольно высокие позиции по уровню расходов на образование: 25-е место среди 153 стран (расходы 6.2%). Беларусь занимает 83-е место (4.5%), Россия 98-е - место (4.1%), Армения -121-е (3.2%) [25]. Однако из-за низкого уровня ВВП [24] высокие позиции Кыргызстана в данном рейтинге не имеют большой ценности, поскольку в рейтинге по уровню образования наша страна демонстрирует, полагаем, крайне низкие показатели. Так, по уровню образования Кыргызстан находится на 66-м месте среди 153 стран, опережая среди стран СНГ лишь Узбекистан (76-е место) и Таджикистан (105-е место), в то время как Беларусь в данном рейтинге занимает 30-е место, Россия - 32-е, Казахстан - 40-е, Армения - 60-е место [24].

Как видно, налицо расхождение цифр по уровню расходов на образование и самого уровня образования. А это значит, несмотря на активизацию образовательной политики, проявляющуюся в последние годы, увеличением объема расходов государства на систему образования, решением ряда организационно-управленческих вопросов, связанных с материально-техническим, кадровым обеспечением, проблемы, связанные непосредственно с качеством образования, остаются на повестке дня.

Что касается организационно-правового обеспечения школьного образования, в настоящее время утвержден Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Кыргызской Республики, который является основой для разработки предметных стандартов, учеб-

ного плана и основных общеобразовательных программ [12].

С марта 2019 г. начал реализовываться проект «Электронная запись детей в государственные и муниципальные общеобразовательные организации Кыргызской Республики», который имеет целью «автоматизировать процессы регистрации, учета и обработки данных учащихся при поступлении в государственные и муниципальные общеобразовательные организации КР, а также обеспечение равных прав и возможностей каждого ребенка на получение среднего образования» [13]. Указанные меры направлены в первую очередь на решение проблем качества и доступности основного общего и среднего образования.

В переходный период, характеризующийся общим спадом социально-экономического развития государства, стало тенденциозным обучение детей в организациях среднего профессионального образования для скорейшего получения профессионального образования и устройства на работу. В начале суверенного развития страны данные учебные заведения не были столь привлекательными среди абитуриентов из-за невозможности трудоустройства. Многие из них были присоединены к вузам или переведены в статус вузов, что было продиктовано условиями рыночной экономики, когда спрос определяет предложение. Кроме того, полагаем, эта тенденция детерминирована провозглашением в Конституции КР в качестве обязательного уровня образования основного общего образования. Так, в 2018 г. функционирует 148 организаций среднего профессионального образования, что в 1.3 раза больше, чем в 2009 г., в 2.8 раза больше, чем в 2000 г.

Дальнейшее повышение квалификации лиц, получивших среднее профессиональное образование, в высших учебных заведениях чаще всего осуществляется по заочной (дистанционной) форме обучения. Кроме того, поступление в спузы стало одним из обходных путей поступления в вузы после введения института Общереспубликанского тестирования и установления порогового балла. В связи с чем, к сожалению, приходится констатировать существенное снижение качества вузовского образования.

Следует констатировать, что начальное профессиональное образование также испытало регресс в суверенный период развития. В связи со спадом экономического развития, обострением социальных проблем, сократились ряды квалифицированных инженерно-педагогических кадров, многие из которых ушли в сферу обслуживания населения либо перешли в ряды трудовых мигрантов. На фоне высоких затрат по содержанию инфраструктуры и персонала училищ при значи-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

тельном снижении спроса на начальное профессиональное образование было сокращено количество ПТУ. Так, если в начале 90-х их количество насчитывает 115, в 2018 г. их всего 99. Между тем, в настоящее время в условиях развивающихся рыночных отношений, выраженного увеличением спроса на специалистов нижнего звена, область предоставления услуг стала самой быстро развивающейся сферой. Короткий срок обучения и подготовка востребованных на рынке труда специалистов делает данный уровень образования привлекательным. Однако в силу сложившегося десятилетиями менталитета многие до сих пор настроены на получение высшего образования, продолжающегося оставаться престижным, хотя во многих случаях и недостаточно востребованным. Стоит отметить, что данный уровень образования регламентирован отдельным законом КР «О начальном профессиональном образовании».

Динамика роста учебных заведений, осуществляющих профессиональное образование, демонстрирует относительно стабильность развития высшего профессионального образования в последнее время, если учесть, что именно оно испытало наиболее существенные преобразования в начале суверенного развития. Использованная в качестве инструмента рыночных отношений на начальном этапе государственного развития страны, система высшего образования после необузданного хаотичного развития перешла в более стабильное русло. Так, если в первое время самостоятельного развития государства выросло огромное количество вузов и их филиалов, с 10 до 49 (138 с учетом филиалов), из них государственные - 33, частные - 16, то с 2009 г. сохраняется относительно стабильное их количество: 52 вуза, в т.ч. 32 государственных. Тем не менее, система высшего образования продолжает во многом оставаться сферой добывания денег. Продолжается наблюдаемое в суверенный период развития страны активное перенасыщение рынка труда специалистами юридических, экономических профилей, при острой нехватке специалистов технического, технологического профиля. Оставляет желать лучшего качество образования, поскольку в подавляющем большинстве случаев имеет место предоставление платных образовательных услуг при условиях: кто платит, тот и диктует правила. Так, при условии оплаты за обучение зачастую закрываются глаза на низкие показатели успеваемости студентов, недостаток их знаний и компетенций, что, безусловно, сказывается на овладении ими квалификаций. Однако, наряду с недобросовестными, функционируют и достаточно серьезные высшие учебные заведения, прошедшие независимую международную аккредитацию, осуществляя подготовку высококвали-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

фицированных кадров, которые оказываются востребованными не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Правоотношения в сфере высшего образования не регламентированы отдельным законом о высшем образования, принято ряд детализирующих и развивающих нормы Закона КР «Об образовании» подзаконных актов, утвержденных постановлением Правительства КР.

В целом же институциональное и правовое обеспечение сферы образования способствует обеспечению реализации права на образование, важны в данном аспекте государственные меры, правильно выстроенная образовательная политика. Стоит отметить, что в процессе реализации права на образование, субъекты наделяются не только правомочиями, но и обязанностями, выполнение которых способствует более полному обеспечению реализации данного права. Что в полной мере соответствует справедливому мнению бывшего Генерального директора ЮНЕСКО Ф.Н. Сарагоса: «Право на образование - это не только право, но и обязанность человека на постоянное и непрерывное образование» [26, 98, с. 133].

Отметим лишь отдельные конституционные обязанности человека в сфере образования в Кыргызской Республике: это, прежде всего, обязанность получения основного общего образования, причем в отечественном законодательстве до последнего времени была установлена юридическая ответственность в отношении лиц (родителей, опекунов), препятствующих, либо не обеспечивающих получение данного уровня образования детьми. Так, в Кодексе КР об административной ответственности была определена ответственность за «неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетнего (подростка) родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа от трех до пяти расчетных показателей» [4]. Кроме того, в данном акте было закреплено положение о том, что «злостное невыполнение лицами, указанными выше, обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетнего (подростка) - влечет наложение административного штрафа от пяти до десяти расчетных показателей с привлечением к общественным работам на восемь часов» [4]. Однако, в связи с принятием Кодекса КР о нарушениях, Кодекс об административной ответственности утратил силу, а правовые меры, предусматривающие ответственность родителей за образо-

вание детей были утрачены, поскольку в указанном новом правовом акте отсутствуют соответствующие нормы.

Единственное, что можно найти в Кодексе о нарушениях - это ст. 61, предусматривающая ответственность за уклонение от родительских обязанностей. При этом в каждой из трех частей данной нормы речь идет только о «невыполнении родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей» [2]. Конкретное содержание того, что кроется в данном посыле, отсутствует, что дает возможность фривольного толкования содержания данной нормы. В таком случае можно усмотреть в ней наличие условия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по обучению несовершеннолетнего (подростка), а при желании и отсутствие данного условия.

Не обнаруживаются подобные положения и во вновь принятом Кодексе КР о проступках [1].

Учитывая неоценимую важность получения образования в современном мире, конституционное провозглашение обязательности основного общего образования в Кыргызской Республике, полагаем, в качестве настоятельной необходимости введение соответствующего дополнения в ст. 61 Кодекса о нарушениях в части установления ответственности родителей за невыполнение обязанностей по получению ребенком обязательного основного общего образования. В частности, в ст. 61 Кодекса КР о нарушениях [4], предусматривающей ответственность родителей за уклонение от родительских обязанностей, путем реанимирования раннее действовавшей нормы Кодекса КР об административной ответственности ввести п. 1-1 следующего содержания: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетнего (подростка) родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, влечет наложение штрафа 1 категории». Штраф 1 категории: для физических лиц в соответствии с Кодексом КР о нарушениях составляет 10 расчетных показателей, а для юридических лиц - 50 расчетных показателей [2]. Введение данной нормы, по нашему мнению, будет способствовать восполнению пробела в законодательстве и приведет его в соответствие с другими актами, установив санкцию за правонарушение, поскольку согласно ст. 27 Закона КР «Об образовании», «родители (законные представители) за неисполнение обязанностей по получению ребенком основного общего образования несут админи-

стративную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики» [7].

В ст. 61, 68 Семейного кодекса КР закреплены нормы, предусматривающие защиту прав и законных интересов ребенка, в т.ч. при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (лицами, их заменяющими) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться, а также обязывающие родителей создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе [5].

В ст. 10 Кодекса КР о детях закреплены основные гарантии прав ребенка на образование, среди которых право ребенка на обязательное начальное и основное образование, получение которого гарантируется в государственной или муниципальной образовательной организации по месту его жительства и фактического пребывания [3].

Следует отметить, что в Кодексе КР о нарушениях за совершение нарушений в качестве видов взысканий установлены лишь «предупреждение» и «штраф». Учитывая низкий уровень жизни значительной части населения, считаем, в целях повышения ответственности родителей за получение основного общего образования детей, целесообразно установить в качестве альтернативы к штрафу такой вид административного наказания, как «привлечение к общественным работам», путем установления объема часов для привлечения нерадивых родителей к общественным работам. Данная мера будет способствовать, во-первых, повышению ответственности родителей за образование детей, во-вторых, не будет усугублять материальное положение семьи, в-третьих, позволит выполнить некоторые общественные работы за счет безвозмездной рабочей силы.

Вместе с тем, есть необходимость тщательного изучения причины невыполнения родителями обязанностей по обеспечению получения детьми основного общего образования, поскольку в некоторых случаях это может быть следствием бедственного в экономическом плане положения семьи, в некоторых же случаях родители отказываются отправлять детей в школу из-за привлечения детей к труду, или из религиозных соображений и др. Полагаем, в данном аспекте весьма важна роль органов местного самоуправления, представителей гражданского общества, которые могут оказывать содействие в выявлении детей, не посещающих школу и выяснении причин их неявки в школу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

Уместно отметить, что, несмотря на конституционное провозглашение светскости нашей республики, что предполагает свободу совести и вероисповедания, и законодательного закрепления права родителей обеспечивать по своему усмотрению религиозное и нравственное воспитание своих детей, исходя из своих убеждений, родители обязаны предоставить своим детям образовательный минимум, установленный государством, при котором религиозное образование дети должны получать не в ущерб основному общему образованию. В условиях активизации радикальных религиозных течений в Центрально-Азиатском регионе, полагаем, в отечественном законодательстве необходимо закрепить уголовную ответственность лиц религиозных образовательных заведений за привлечение детей школьного возраста к обучению в ущерб основному общему образованию. Ведь заполнение идеологического вакуума, образовавшегося в стране в переходный период, религиозными идеями, пропагандируемыми массой быстро появляющихся и стремительно развивающихся религиозных учреждений, привело к тому, что немало детей перестали посещать общеобразовательные школы, заменив его обучением в медресе. Установление подобной ответственности религиозных служителей может стать действенным механизмом в предотвращении развития исламских радикальных течений в государстве, поскольку получение детьми обязательного основного общего образования является весьма важным в формировании их мировоззрения, в понимании современного мироустройства и определении своего места в жизни. Получив минимум образования, установленный в Конституции страны, который есть первая ступень к получению человеком последующего багажа знаний, необходимого для его достойной и благополучной жизни и личностного развития, молодые люди будут менее подвержены исламскому радикализму, смогут более сознательно относиться к религиозным догмам и светскости государства.

Послевузовское образование реализуется в институте соискательства, докторантуры и аспирантуры. О проблемах в данном уровне образования мы писали в наших предыдущих работах [16].

Провозглашенное в Конституции КР право на образование должно быть подкреплено гарантиями, предоставляемыми государством. С этой целью были приняты и реализованы в определенной мере государственные программы «Билим», «Аракет», «Доступ к образованию» (Жеткинчек), «Аялзат», «Маданият», «Жаштык», «Новое поколение», «Государственная доктрина образования», «Национальный план действий по ОДВ», «Комплексные основы развития», «Концепция

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

развития образования Кыргызской Республики до 2010 года», Комплексная программа «Айыл мек-теби». «Именно эти программы определили и определяют магистрали развития образования и направления его демократизации» [22, с. 61].

В рамках изучения системы образования КР, проведенного исследователями, была отмечена особая роль Государственной доктрины образования Кыргызской Республики, принятой в мае 2000 г. в ее развитии и демократизации [21, с. 70]. Даная Доктрина, как документ долгосрочной перспективы, обозначила стратегию и тактику образования на период до 2020 г. Намеченные и другие программы были реализованы с различной степенью успеха, что позволило добиться некоторых результатов в области образования. В частности, была создана законодательная база, регламентирующая правовые отношения в сфере образования, утверждены государственные образовательные стандарты школьного образования; достигнуты положительные результаты в обеспечении доступности образования, которое было ознаменовано ежегодным ростом количества школ и, соответственно, количеством учащихся.

Однако отметим, что сложная экономическая ситуация, политико-правовая нестабильность стране в переходный период, затянувшийся на длительное время, не позволили полностью реализовать все намеченные программные цели. Недостаток средств и ориентир «образование для всех» привело к тому, что образовательные услуги становились все более дорогостоящими, в т.ч. для детей дошкольного и младшего школьного возраста, при этом происходило перенасыщение республики выпускниками вузов и девальвация их дипломов. «Отмечается значительный рост доли молодежи в возрасте 15-24 лет, имеющей только начальное общее образование: с 3,9% до 12,2%, или 145 270 человек против 36 091 человек - по данным переписи 1999 г.» [19].

По мнению П. Тейлора-Губи, «необходимо эффективно реагировать на возникающие в обществе новые социальные риски, среди которых: -упрочение прямой зависимости между образованием и последующим трудоустройством (низкий уровень образования предполагает низкий уровень оплаты труда, невозможность найти работу и, как следствие, социальную исключенность граждан с подобным уровнем образования)» [29].

Государству необходимо проводить дальнейшую работу по совершенствованию нормативных основ реализации права на образование, в частности:

- целесообразно систематизировать образовательное законодательство в виде Образовательного кодекса, который вберет в себя все нормы, принципы и положения, урегулирует все

противоречия и восполнит все недочеты. Тем более что система образования всегда рассматривалась как своеобразная модель общества: какой будет система образования в стране, таким будет и общество [18], поскольку, по справедливому замечанию проф. С.Ф. Ударцева, «образование объективно выступает своего рода генетическим кодом будущего. Оно в значительной мере программирует последующий уровень, темпы и направления развития общества» [27];

- следует заложить правовой механизм реализации права на обязательное основное образование, установив административную и уголовную ответственность за прямое и косвенное воспрепятствование получению ребенком основного общего образования;

- необходимо определиться с квалификацией доктора философии (Ph.D): в образовательное законодательство она введена как квалификация, предусмотрена в системе послевузовского образования. Полагаем, по результатам образования в системе высшего профессионального образования должна присуждаться академическая степень доктора философии (Ph.D). В случае же публичной защиты диссертации после окончания обучения в базовой докторантуре (Ph.D) должна присуждаться ученая степень доктора философии (Ph.D);

- в трудовом законодательстве следует предусмотреть регламентацию трудовых отношений выпускников вузов с квалификацией бакалавра, магистра и доктора философии (PhD).

В целом, следует отметить прогрессивное стремление государства на законодательном уровне обеспечить реализацию права на образование в Кыргызской Республике, параллельно в связке решая сопутствующие социальные вопросы, возникающие в сфере образования. Исполнение их возможно при дальнейшем совершенствовании механизма реализации действующего законодательства, вместе с тем, необходимо совершенствование имеющегося законодательства и финансовое обеспечение установленных правовых норм.

Список литературы:

[1] Конституция Кыргызской Республики [Электронный ресурс]: принята референдумом 27 июня 2010 г.: в ред. Закона КР от 28 декабря 2016 г. № 218. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/ act/view/ru-ru/202913 (дата обращения: 20.03.2017).

[2] Кодекс Кыргызской Республики о проступках [Электронный ресурс]: от 1 февр. 2017 г., № 18: принят Жогорку Кенешем КР 22 дек. 2016 г.: ввод. в действ. Законом КР от 24 янв. 2017 г., № 10 с 1 янв. 2019 г. - Режим доступа: http://cbd.minjust.

gov.kg/act/view/ru-ru/111529 (дата обращения: 12.12.2018).

[3] Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях [Электронный ресурс]: 13 апр. 2017 г., № 58: принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 2 марта 2017 г.: введен в действ. с 1 янв. 2019 г.: в ред. Законов КР от 4 авг. 2018 г. № 85, 10 нояб. 2018 г. № 94. - Режим доступа: http://cbd.minjust. gov.kg/act/view/ru-ru/111565 (дата обращения: 10.01.2019).

[4] Кодекс Кыргызской Республики о детях [Электронный ресурс]: 10 июля 2012 г., № 100: Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 31 мая 2012 г.: в ред. Закона КР от 27 апр. 2017 г. № 64, 30 марта 2018 г. № 33, 24 апр. 2019 г. № 56. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ ги-ги/203700 (дата обращения: 12.12.2018).

[5] Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности [Электронный ресурс]: 4 авг. 1998 г., № 114: принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша КР 18 июня 1998 г. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/ act/view/ru-ru/6 (дата обращения: 5.10.2018). Утр. силу.

[6] Семейный кодекс Кыргызской Республики: 30 авг. 2003 г., № 201: принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 26 июня 2003 г.: с изм. и доп. по сост. на 05.06.2018 г. - Режим доступа: http://cbd.minjust. gov.kg/act/view/ru-ru/1327 (дата обращения: 12.12.2018).

[7] О дошкольном образовании [Электронный ресурс]: Закон Кыргызской Республики, 29 июня 2009 г., № 198: в ред. Законов КР от 8 авг. 2011 г. № 150, 30 мая 2014 г. № 82. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ т-т/202646/20?с!=т-т (дата обращения: 06.07.2018).

[8] Об образовании [Электронный ресурс]: Закон Кыргызской Республики, 30 апр. 2003 г. № 92: в ред. Законов КР от 28 дек. 2006 г. № 225, 31 июля 2007 г. № 111, 31 июля 2007 г. № 115, 20 янв. 2009 г. № 10, 17 июня 2009 г. № 185, 15 янв. 2010 г. № 2, 13 июня 2011 г. № 42, 8 авг. 2011 г. № 150, 29 дек. 2011 г. № 255, 29 дек. 2012 г. № 206, 4 июля 2013 г. № 110, 30 июля 2013 г. № 176, 5 нояб. 2013 г. № 199, 16 дек. 2013 г. № 221, 30 мая 2014 г. № 82, 18 июля 2014 г. № 144, 16 янв. 2015 г. № 15, 15 апр. 2015 г. № 82, 17 апр. 2015 г. № 84, 3 авг. 2015 г. № 213, 29 июня 2016 г. № 92, 22 февр. 2017 г. № 32, 23 мая 2017 г. № 84, 8 июня 2017 г. № 100, 16 февр. 2018 г. № 22, 30 июля 2018 г. № 76, 2 авг. 2018 г. № 78 , 17 мая 2019 г. № 64, 14 июня 2019 г. № 71 . - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/ act/view/ru-ru/1216 (дата обращения: 10.07.2019).

[9] Национальная стратегия устойчивого развития на период 2013-2017 годы [Электронный

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

ресурс]: утв. указом Президента Кыргызской Республики, 21 янв. 2013 г., № 11 // Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики. - Режим доступа: http://cbd. minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/61542 (дата обращения: 20.02.2015). Утр. силу.

[10] Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы [Электронный ресурс]: указ Президента Кыргызской Республики, 31 окт. 2018 г., УП № 221 // Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики. - Режим доступа: http://www.gov. kg/?page_id=125892&lang=ru (дата обращения: 18.05.2019).

[11] Об утверждении Государственного образовательного стандарта Кыргызской Республики «Дошкольное образование и уход за детьми» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Кыргызской Республики, 23 окт. 2012 г. № 742. - Режим доступа: http://balabakcha.edu.gov.kg/ ru/#laws (дата обращения: 06.07.2018).

[12] Об утверждении Типового положения о дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс]: постановление Правительства Кыргызской Республики, 2 нояб. 2012 г. № 765. -Режим доступа: http://balabakcha.edu.gov.kg/ ru/#laws (дата обращения: 06.07.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[13] Об утверждении Типового положения о дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс]: постановление Правительства Кыргызской Республики, 2 нояб. 2012 г. № 765. -Режим доступа: http://balabakcha.edu.gov.kg/ ru/#laws (дата обращения: 06.07.2018).

[14] Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Кыргызской Республики [Электронный ресурс]: постановление Правительства Кыргызской Республики, 21 июля 2014 г., № 403: в ред. постановлений Правительства КР от 15 нояб. 2016 г. № 590, 18 авг. 2017 г. № 496. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ ru-ru/96690 (дата обращения: 06.07.2018).

[15] Об утверждении Временного положения об автоматизированной информационной системе «Электронная запись детей в государственные и муниципальные общеобразовательные организации Кыргызской Республики» [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Кыргызской Республики. 31 дек. 2018 г., № 1618/1. - Режим доступа: https://drive.google.com/ file/d/1TfAKmxAZzJMdSTUpDGniUOYiw7iOtDzM/ view (дата обращения: 15.01.2019).

[16] Об утверждении Инструкции «Об электронном комплектовании дошкольных образовательных организаций» [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Кыргызской Республики. 18 мая 2018 г., № 628/1. - Режим

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

доступа: http://balabakcha.edu.gov.kg/static/media/ doc/01.pdf (дата обращения: 6.06.2018).

[17] Адиева А.А. Проблемы развития рынка труда образовательных услуг (на материалах Кыргызской Республики): автореф. дис. ... д-ра экон. наук / А.А. Адиева. -Б., 2012. - 44 с.

[18] Атабекова Н.К. О некоторых организационно-правовых проблемах подготовки и аттестации научных кадров в Кыргызской Республике // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 3 (ч. 2). - С. 267 - 271.

[19] Всеобщее основное образование к 2015 г. Глобальная инициатива «Дети, не посещающие школу». Исследование по Кыргызстану. - Б., 2012. - 127 с.

[20] Георгиева Т.С. Образование как сфера культуры: пути обновления / Т.С. Георгиева. - М., 1992. - 68 с.

[21] Образование и наука в Кыргызской Республике: Статистический сборник. - Б., 2018. Электронный ресурс: http://www.stat.kg/media/ publicationarchive/96f08785-4102-4037-9650-bfe7315eaa68.pdf№369

[22] Кыргызстан в цифрах [Электронный ресурс]: Национальный статистический комитет. -Режим доступа: http://www.stat.kg/media/ publicationarchive/ad9b72f1-e155-4455-b7fd-5dd6a3df354b.pdf (дата обращения: 10.06.2018).

[23] Каниметов Ж.К. Основные направления демократизации образования в Кыргызской Республике / Ж.К. Каниметов. - Б., 2004. - 225 с.

[24] Каниметов Ж.К. Теория и практика демократизации образования в Кыргызской Республике / Ж.К. Каниметов. - Б., 2005.

[25] Национальный статистический комитет Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://stat.kg/ru/ (дата обращения: 16.06.2013).

[26] Рейтинг стран мира по уровню образования. - Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/ education-index/education-index-info#kyrgyzstan

[27] Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info#kyrgyzstan

[28] Сарагоса Ф.Н. Завтра всегда поздно / Ф.Н. Сарагоса. - М., 1989. - 251 с.

[29] Ударцев С.Ф. О правовой политике в области образования / С.Ф. Ударцев // Правовая реформа в Казахстане. - 2001. - № 4 - 5. - С. 59 -64.

[30] Что такое электронная очередь в ДОО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// balabakcha.edu.gov.kg/ru/ (дата обращения: 6.06.2018).

[31] Taylor-Gooby P. New Risks, New Welfare: Transformation of the European Welfare State. -Oxford: Oxford Univ. Press, 2007. - P. 1 - 7.

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Kyrgyzskoj Respubliki [Elek-tronnyj resurs]: prinyata referendumom 27 iyunya 2010 g.: v red. Zakona KR ot 28 dekabrya 2016 g. № 218. - Rezhim dostupa: http://cbd.minjust.gov.kg/act/ view/ru-ru/202913 (data obrashcheniya: 20.03.2017).

[2] Kodeks Kyrgyzskoj Respubliki o prostupkah [Elektronnyj resurs]: ot 1 fevr. 2017 g., № 18: prinyat Zhogorku Keneshem KR 22 dek. 2016 g.: vvod. v dejstv. Zakonom KR ot 24 yanv. 2017 g., № 10 s 1 yanv. 2019 g. - Rezhim dostupa: http://cbd.minjust. gov.kg/act/view/ru-ru/111529 (data obrashcheniya: 12.12.2018).

[3] Kodeks Kyrgyzskoj Respubliki o narusheni-yah [Elektronnyj resurs]: 13 apr. 2017 g., № 58: prin-yat Zhogorku Keneshem Kyrgyzskoj Respubliki 2 marta 2017 g.: vveden v dejstv. s 1 yanv. 2019 g.: v red. Zakonov KR ot 4 avg. 2018 g. № 85, 10 noyab. 2018 g. № 94. - Rezhim dostupa: http://cbd.minjust. gov.kg/act/view/ru-ru/111565 (data obrashcheniya: 10.01.2019).

[4] Kodeks Kyrgyzskoj Respubliki o detyah [Elektronnyj resurs]: 10 iyulya 2012 g., № 100: Prinyat Zhogorku Keneshem Kyrgyzskoj Respubliki 31 maya 2012 g.: v red. Zakona KR ot 27 apr. 2017 g. № 64, 30 marta 2018 g. № 33, 24 apr. 2019 g. № 56. -Rezhim dostupa: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ ru-ru/203700 (data obrashcheniya: 12.12.2018).

[5] Kodeks Kyrgyzskoj Respubliki ob adminis-trativnoj otvetstvennosti [Elektronnyj resurs]: 4 avg. 1998 g., № 114: prinyat Zakonodatel'nym sobraniem Zhogorku Kenesha KR 18 iyunya 1998 g. - Rezhim dostupa: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/6 (data obrashcheniya: 5.10.2018). Utr. silu.

[6] Semejnyj kodeks Kyrgyzskoj Respubliki: 30 avg. 2003 g., № 201: prinyat Zakonodatel'nym sobraniem Zhogorku Kenesha Kyrgyzskoj Respubliki 26 iyunya 2003 g.: s izm. i dop. po sost. na 05.06.2018 g. - Rezhim dostupa: http://cbd.minjust.gov.kg/act/ view/ru-ru/1327 (data obrashcheniya: 12.12.2018).

[7] O doshkol'nom obrazovanii [Elektronnyj resurs]: Zakon Kyrgyzskoj Respubliki, 29 iyunya 2009 g., № 198: v red. Zakonov KR ot 8 avg. 2011 g. № 150, 30 maya 2014 g. № 82. - Rezhim dostupa: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/202646/20?-cl=ru-ru (data obrashcheniya: 06.07.2018).

[8] Ob obrazovanii [Elektronnyj resurs]: Zakon Kyrgyzskoj Respubliki, 30 apr. 2003 g. № 92: v red. Zakonov KR ot 28 dek. 2006 g. № 225, 31 iyulya 2007 g. № 111, 31 iyulya 2007 g. № 115, 20 yanv.

2009 g. № 10, 17 iyunya 2009 g. № 185, 15 yanv.

2010 g. № 2, 13 iyunya 2011 g. № 42, 8 avg. 2011 g. № 150, 29 dek. 2011 g. № 255, 29 dek. 2012 g. №

206, 4 iyulya 2013 g. № 110, 30 iyulya 2013 g. № 176, 5 noyab. 2013 g. № 199, 16 dek. 2013 g. № 221, 30 maya 2014 g. № 82, 18 iyulya 2014 g. № 144, 16 yanv. 2015 g. № 15, 15 apr. 2015 g. № 82, 17 apr. 2015 g. № 84, 3 avg. 2015 g. № 213, 29 iyunya 2016 g. № 92, 22 fevr. 2017 g. № 32, 23 maya 2017 g. № 84, 8 iyunya 2017 g. № 100, 16 fevr. 2018 g. № 22, 30 iyulya 2018 g. № 76, 2 avg. 2018 g. № 78 , 17 maya 2019 g. № 64, 14 iyunya 2019 g. № 71 . -Rezhim dostupa: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ ru-ru/1216 (data obrashcheniya: 10.07.2019).

[9] Nacional'naya strategiya ustojchivogo razvi-tiya na period 2013-2017 gody [Elektronnyj resurs]: utv. ukazom Prezidenta Kyrgyzskoj Respubliki, 21 yanv. 2013 g., № 11 // Centralizovannyj bank dannyh pravovoj informacii Kyrgyzskoj Respubliki. - Rezhim dostupa: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ ru-ru/61542 (data obrashcheniya: 20.02.2015). Utr. silu.

[10] Nacional'naya strategiya razvitiya Kyrgyzskoj Respubliki na 2018-2040 gody [Elektronnyj resurs]: ukaz Prezidenta Kyrgyzskoj Respubliki, 31 okt. 2018 g., UP № 221 // Centralizovannyj bank dannyh pravovoj informacii Kyrgyzskoj Respubliki. -Rezhim dostupa: http://www.gov.kg/?page_ id=125892&lang=ru (data obrashcheniya: 18.05.2019).

[11] Ob utverzhdenii Gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta Kyrgyzskoj Respubliki «Dosh-kol'noe obrazovanie i uhod za det'mi» [Elektronnyj resurs]: postanovlenie Pravitel'stva Kyrgyzskoj Respubliki, 23 okt. 2012 g. № 742. - Rezhim dostupa: http://balabakcha.edu.gov.kg/ru/#laws (data obrashcheniya: 06.07.2018).

[12] Ob utverzhdenii Tipovogo polozheniya o doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii [Elektronnyj resurs]: postanovlenie Pravitel'stva Kyrgyzskoj Respubliki, 2 noyab. 2012 g. № 765. - Rezhim dostupa: http://balabakcha.edu.gov.kg/ru/#laws (data obrashcheniya: 06.07.2018).

[13] Ob utverzhdenii Tipovogo polozheniya o doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii [Elektronnyj resurs]: postanovlenie Pravitel'stva Kyrgyzskoj Respubliki, 2 noyab. 2012 g. № 765. - Rezhim dostupa: http://balabakcha.edu.gov.kg/ru/#laws (data obrashcheniya: 06.07.2018).

[14] Ob utverzhdenii Gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta srednego obshchego obra-zovaniya Kyrgyzskoj Respubliki [Elektronnyj resurs]: postanovlenie Pravitel'stva Kyrgyzskoj Respubliki, 21 iyulya 2014 g., № 403: v red. postanovlenij Pravitel'stva KR ot 15 noyab. 2016 g. № 590, 18 avg. 2017 g. № 496. - Rezhim dostupa: http://cbd.minjust.gov. kg/act/view/ru-ru/96690 (data obrashcheniya: 06.07.2018).

[15] Ob utverzhdenii Vremennogo polozheniya ob avtomatizirovannoj informacionnoj sisteme «Elek-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

tronnaya zapis' detej v gosudarstvennye i munici-pal'nye obshcheobrazovatel'nye organizacii Kyr-gyzskoj Respubliki» [Elektronnyj resurs]: prikaz Min-isterstva obrazovaniya i nauki Kyrgyzskoj Respubliki. 31 dek. 2018 g., № 1618/1. - Rezhim dostupa: https:// drive.google.com/

file/d/1TfAKmxAZzJMdSTUpDGniUOYiw7iOtDzM/ view (data obrashcheniya: 15.01.2019).

[16] Ob utverzhdenii Instrukcii «Ob elektron-nom komplektovanii doshkol'nyh obrazovatel'nyh organizacij» [Elektronnyj resurs]: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Kyrgyzskoj Respubliki. 18 maya 2018 g., № 628/1. - Rezhim dostupa: http://balabak-cha.edu.gov.kg/static/media/doc/01.pdf (data obrashcheniya: 6.06.2018).

[17] Adieva A.A. Problemy razvitiya rynka truda obrazovatel'nyh uslug (na materialah Kyrgyzskoj Respubliki): avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk / A.A. Adieva. -B., 2012. - 44 s.

[18] Atabekova N.K. O nekotoryh organizacion-no-pravovyh problemah podgotovki i attestacii nauch-nyh kadrov v Kyrgyzskoj Respublike // Mezhdunarod-nyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij.

- 2017. - № 3 (ch. 2). - S. 267 - 271.

[19] Vseobshchee osnovnoe obrazovanie k 2015 g. Global'naya iniciativa «Deti, ne poseshchay-ushchie shkolu». Issledovanie po Kyrgyzstanu. - B., 2012. - 127 s.

[20] Georgieva T.S. Obrazovanie kak sfera kul'tury: puti obnovleniya / T.S. Georgieva. - M., 1992.

- 68 s.

[21] Obrazovanie i nauka v Kyrgyzskoj Respublike: Statisticheskij sbornik. - B., 2018. Elektronnyj resurs: http://www.stat.kg/media/publicationarchive/9 6f08785-4102-4037-9650-bfe7315eaa68.pdf№369

[22] Kyrgyzstan v cifrah [Elektronnyj resurs]: Nacional'nyj statisticheskij komitet. - Rezhim dostupa: http://www.stat.kg/media/publicationarchive/ ad9b72f1-e155-4455-b7fd-5dd6a3df354b.pdf (data obrashcheniya: 10.06.2018).

[23] Kanimetov Zh.K. Osnovnye napravleniya demokratizacii obrazovaniya v Kyrgyzskoj Respublike / Zh. K. Kanimetov. - B., 2004. - 225 s.

[24] Kanimetov Zh.K. Teoriya i praktika demokratizacii obrazovaniya v Kyrgyzskoj Respublike / Zh. K. Kanimetov. - B., 2005.

[25] Nacional'nyj statisticheskij komitet Kyrgyzskoj Respubliki [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://stat.kg/ru/ (data obrashcheniya: 16.06.2013).

[26] Rejting stran mira po urovnyu obrazovaniya. - Rezhim dostupa: https://gtmarket.ru/rat-ings/education-index/education-index-info#kyr-gyzstan

[27] Rejting stran mira po urovnyu raskhodov na obrazovanie [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-edu-cation/info#kyrgyzstan

[28] Saragosa F.N. Zavtra vsegda pozdno / F.N. Saragosa. - M., 1989. - 251 s.

[29] Udarcev S.F. O pravovoj politike v oblasti obrazovaniya / S.F. Udarcev // Pravovaya reforma v Kazahstane. - 2001. - № 4 - 5. - S. 59 - 64.

[30] Chto takoe elektronnaya ochered' v DOO [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://balab-akcha.edu.gov.kg/ru/ (data obrashcheniya: 6.06.2018).

[31] Taylor-Gooby P. New Risks, New Welfare: Transformation of the European Welfare State. -Oxford: Oxford Univ. Press, 2007. - P. 1 - 7.

ЮРКОМПАНИ

^ www.law-books.ru

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:

• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.

• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-ЫЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.

V.

г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.