Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)'

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
189
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
междисциплинарная категория / социальная политика / социальное государство / концепция / модель социальной политики / признаки и принципы / конституция / права / свободы / обязанности / interdisciplinary category / social policy / social state / concept / model of social policy / signs and principles / constitution / rights / freedoms / duties

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Атабекова Н.К.

В работе представлен обзор литературы, посвященной исследованию социальной политики, являющейся междисциплинарной категорией, в силу чего при проведении исследовательских работ автор опирался на труды не только ученых-юристов, но и представителей других наук, как Кыргызской Республики, так и зарубежных стран. Цель. Обосновать в ходе исследования вывод о недостаточной разработанности в отечественной правовой науке вопросов, связанных с комплексным изучением теоретических и практических проблем конституционно-правового регулирования социальной политики Кыргызской Республики на современном этапе и необходимости разработки национальной модели социальной политики. Методология. Используются методы анализа и синтеза, диалектической логики, сравнительно-исторический и системный. Результаты. Автор констатирует междисциплинарность социальной политики, ввиду чего она исследуется представителями различных общественных и гуманитарных наук. В результате сравнительного изучения особенностей наиболее известных в мировой практике моделей социальной политики предложена авторская концепция национальной модели социальной политики Кыргызской Республики, выработанная на основе синкретизма наиболее значимых характеристик и элементов двух наиболее распространенных моделей социальной политики. Выводы. В работе сделан вывод, что социальная политика в силу междисциплинарного характера исследуется в плоскостях ряда общественных и гуманитарных наук. В сфере же права, несмотря на относительно сложившуюся теоретическую модель социальной политики социального государства, ее парадигма в науке все еще не сформировалась. В отечественной правовой науке обнаруживается важность научно-правового анализа и теоретико-методологического обоснования конституционно-правовой регламентации социальной политики в новых политико-правовых и социально-экономических условиях конституционно-правового развития Кыргызской Республики с учетом зарубежного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTUALITY OF THE DEVELOPMENT OF A NATIONAL MODEL OF SOCIAL POLICY IN THE KYRGYZ REPUBLIC (CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECTS)

The article presents an overview of literature devoted to the study of social policy, being as an interdisciplinary category, as a result of which in carrying out research works the author relied on the works not only of law scientists, but also representatives of other sciences, both of the Kyrgyz Republic and of foreign countries. The aim of the work. To substantiate in the course of the study the conclusion that there is insufficient development in domestic legal science of issues related to the complex study of theoretical and practical problems of constitutional and legal regulation of social policy of the Kyrgyz Republic at the present stage and the need to develop a national model of social policy. Methodology. Methods of analysis and synthesis, dialectical logic, comparative-historical and systemic are used. Results. The author states that despite the relatively established theoretical model of social policy of the social state, its paradigm in science has not been developed yet. As a result of the comparative study of the peculiarities of the most well-known models of social policy in the world practice, the author ‘s concept of the national model of social policy of the Kyrgyz Republic has been proposed, developed on the basis of syncretism of the most significant characteristics and elements of two different models of social policy. Conclusions. The article concluded that social policy, due to its interdisciplinary nature, is being investigated in the fields of a number of social and human sciences. In the sphere of law, despite the relatively established theoretical model of social policy of the social State, its paradigm in science has not yet developed. Domestic legal science reveals the importance of scientific and legal analysis and theoretical and methodological foundation of the constitutional and legal regulation of social policy in the new political, legal and socio-economic conditions of constitutional and legal development of the Kyrgyz Republic taking into consideration foreign experience.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)»

G^ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ^D

DOI 10.24411/2076-1503-2021-10105 АТАБЕКОВА Н. К.,

УДК 342.2 : 316.4](575.2) к ю н ' доцент,

Кыргызский государственный

юридический университет (КГЮА), e-mail: mail@law-books.ru

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)

Введение. В работе представлен обзор литературы, посвященной исследованию социальной политики, являющейся междисциплинарной категорией, в силу чего при проведении исследовательских работ автор опирался на труды не только ученых-юристов, но и представителей других наук, как Кыргызской Республики, так и зарубежных стран. Цель. Обосновать в ходе исследования вывод о недостаточной разработанности в отечественной правовой науке вопросов, связанных с комплексным изучением теоретических и практических проблем конституционно-правового регулирования социальной политики Кыргызской Республики на современном этапе и необходимости разработки национальной модели социальной политики. Методология. Используются методы анализа и синтеза, диалектической логики, сравнительно-исторический и системный. Результаты. Автор констатирует междисциплинарность социальной политики, ввиду чего она исследуется представителями различных общественных и гуманитарных наук. В результате сравнительного изучения особенностей наиболее известных в мировой практике моделей социальной политики предложена авторская концепция национальной модели социальной политики Кыргызской Республики, выработанная на основе синкретизма наиболее значимых характеристик и элементов двух наиболее распространенных моделей социальной политики. Выводы. В работе сделан вывод, что социальная политика в силу междисциплинарного характера исследуется в плоскостях ряда общественных и гуманитарных наук. В сфере же права, несмотря на относительно сложившуюся теоретическую модель социальной политики социального государства, ее парадигма в науке все еще не сформировалась. В отечественной правовой науке обнаруживается важность научно-правового анализа и теоретико-методологического обоснования конституционно-правовой регламентации социальной политики в новых политико-правовых и социально-экономических условиях конституционно-правового развития Кыргызской Республики с учетом зарубежного опыта.

Ключевые слова: междисциплинарная категория, социальная политика, социальное государство, концепция, модель социальной политики, признаки и принципы, конституция, права, свободы, обязанности.

ATABEKOVA N.K.,

Kyrgyz State Law University (KSLA)

THE ACTUALITY OF THE DEVELOPMENT OF A NATIONAL MODEL OF SOCIAL POLICY IN THE KYRGYZ REPUBLIC (CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECTS)

Annotation.. The article presents an overview of literature devoted to the study of social policy, being as an interdisciplinary category, as a result of which in carrying out research works the author relied on the works not only of law scientists, but also representatives of other sciences, both of the Kyrgyz Republic and of foreign countries.

The aim of the work. To substantiate in the course of the study the conclusion that there is insufficient development in domestic legal science of issues related to the complex study of theoretical and practical problems of constitutional and legal regulation of social policy of the Kyrgyz Republic at the present stage and the need to develop a national model of social policy. Methodology. Methods

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

of analysis and synthesis, dialectical logic, comparative-historical and systemic are used. Results. The author states that despite the relatively established theoretical model of social policy of the social state, its paradigm in science has not been developed yet. As a result of the comparative study of the peculiarities of the most well-known models of social policy in the world practice, the author's concept of the national model of social policy of the Kyrgyz Republic has been proposed, developed on the basis of syncretism of the most significant characteristics and elements of two different models of social policy. Conclusions. The article concluded that social policy, due to its interdisciplinary nature, is being investigated in the fields of a number of social and human sciences. In the sphere of law, despite the relatively established theoretical model of social policy of the social State, its paradigm in science has not yet developed. Domestic legal science reveals the importance of scientific and legal analysis and theoretical and methodological foundation of the constitutional and legal regulation of social policy in the new political, legal and socio-economic conditions of constitutional and legal development of the Kyrgyz Republic taking into consideration foreign experience.

Key words: interdisciplinary category, social policy, social state, concept, model of social policy, signs and principles, constitution, rights, freedoms, duties.

Введение. Конституционное развитие многих современных демократических государств демонстрирует провозглашение на конституционном уровне социального характера государства, что накладывает на государство определенную ответственность в правовом регулировании отношений в социальной сфере, прежде всего, в установлении организационно-правовых механизмов реализации института социального государства, одним из важных среди которых выступает социальная политика государства. Социальная политика социального государства имеет целью обеспечение достойных условий жизни для человека и социальное развитие населения. Ввиду сложности реализации указанной цели, исследование проблем, связанных с разработкой национальной модели социальной политики государства относится к числу актуальных задач современной правовой науки.

Методология. Методология исследования опиралась, прежде всего, на диалектический метод, наиболее распространенный и приемлемый во всех отраслях наук, метод диалектической логики. Широко использованы такие приемы познания, как анализ и синтез, позволившие сформулировать отдельные выводы научного изыскания. Обращение к сравнительно-историческому методу дало возможность рассмотреть проблематику в ретроспективе и определить особенности правового регулирования рассматриваемого феномена в различные исторические периоды развития.

Исторический экскурс в проблему исследования. Фундаментальные основы теории социальной политики государства, хотя и не обозначенные данным терминологическим сочетанием, были заложены еще в философских воззрениях античных мыслителей Платона, Аристотеля, позже Ж. Ж. Руссо.

Наибольшего развития концепция социальной политики получила в середине XIX столетия в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

связи с возникновением идей социального либерализма, основоположником которого стал Дж. С. Милль [1], а также теории социального государства основоположником которой, как отмечают исследователи [2], [3], [4], [5], стал немецкий философ и экономист Л. фон Штейн. В ряду таких ученых середины XIX века как А. Смит, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэй, великий английский экономист Дж. С. Милль имел отличительное представление о принципах экономического либерализма, что выражалось в его научных трудах, прежде всего в «Основах политической экономии» [6].

Новый виток развития концепции социального государства, а равно социальной политики наблюдается в середине прошлого столетия, когда теоретические наработки начинают находить реальное воплощение в конституционной материи ряда западных государств: ФРГ, Испании и др.

В 90-е годы прошлого столетия концепция социального государства получила новый импульс, когда в ходе «парада суверенитетов» в конституциях государств, входящих в бывший Советский Союз, а также восточных европейских государств, отвергших социалистическую систему, была введена норма о социальности государства.

В современной науке вопросы разработки и реализации социальной политики государства в ходе исторического становления, развития и функционирования социального государства в той или иной стране являются одним из активно разрабатываемых научных направлений. Казахстанский ученый-политолог Жанатаева У. К. объясняет актуальность данной проблематики несколькими факторами, в том числе тем, что «в современном мире проведение активной социальной политики государства признается одним из ключевых направлений внутренней политики любой страны» [7, с.5].

В связи с междисциплинарным характером категория «социальная политика» подвергалась

исследованию представителями различных общественных и гуманитарных наук: философии, политологии, экономики, истории, социологии, юриспруденции. Кроме того, данная категория тесно связана с понятиями «социальное государство», «социальная функция государства», которые также были предметом изучения целого ряда ученых, мыслителей общественных и гуманитарных наук современности и прошлого.

Ученые-политологи Жанатаева У. К., Василенко И. А., Данилова Е.Н., Тезадова Д. А., Зубай-дов З. Н., Горохова К. Г., Побережная О. Е., Мату-севич Е.В. и др. подчеркивают важность правильной разработки социальной политики, которая выступает в качестве важной составляющей внутренней политики государства, применяемой для регулирования рыночных инструментов и деятельности социальных структур, оказывающей влияние на стабильность функционирования государства в целом.

Ученые-экономисты Калашников С.В., Ахи-нов Г.А., Койчуев Т. К. Гордин В. Э. утверждают зависимость социальной политики от уровня экономического развития государства и предполагают «активную деятельность общественных институтов, в особенности государства при разработке и реализации социальной политики государства в случае отсутствия достаточной ресурсной базы» [8], [9].

Шарков В. И., анализируя проблемы социальной политики с точки зрения социологической науки, отмечает, что в настоящее время «требуется методологическая и методическая разработка основ формирования социальной политики, концепции социальной политики, а на её основе -модели социальной сферы региона» [10].

Исследование исторических аспектов социальной политики в условиях общественно-политических, экономических преобразований в России, позволило Калмыкову В. В. резюмировать, что «в любом государстве социальная политика является важнейшей частью всей государственной политики» [11, с. 3]. Социальная политика — это политика государства, обращенная к социальной сфере, ко всему комплексу потребностей и интересов человека.

Конечно, научные изыскания авторов, посвященные экономическим, социологическим, политологическим, философским, историческим аспектам социальной политики относятся к плоскости других наук, а не права, однако выводы, содержащиеся в них, имеют несомненную ценность и для правовой науки, так как способствуют уяснению сущности общественных отношений в данной сфере, регулируемых правовыми, в частности конституционно-правовыми нормами.

В правовой науке институт социальной политики исследовался целым рядом ученых, при этом как с точки зрения теории права (Мамут Л. С., Воробьева Н. Ю., Пашуков А. Л., Леонов И. В. и др.), так и сквозь призму конституционно-правового регулирования данного явления (Козлов А. Е., Чиркин В.Е., Черепенников Д. Г., Галустова К. Р., Осейчук В. И., Макаров В. Ф., Хамзина Ж. А. и др.), а также в аспекте рассмотрения правовой природы социального государства (Лукашева Е. А., Хамзина Ж. А., Маликова А. Х., Сигарев А. В. И др.), системы социальных прав и свобод человека и гражданина (Иваненко, В. А., Иваненко, В. С., Лукашева Е. А. и др.), и различных элементов парадигмы социальной политики, социальной функции государства (Жильская Л. В., Родионова О. В. И др.)

Констатируя тот факт, что «на сегодняшний день ни в одной стране мира не было найдено оптимальной модели социальной политики, отвечающей всем общепризнанным мировым стандартам в области социальной защиты населения, предполагающей охват социальными мероприятиями исключительно нуждающегося в такого рода помощи населения, а также исключение развития иждивенческого подхода к получению помощи» [12, а213], полагаем, существует настоятельная необходимость в исследовании конституционно-правового регулирования данного феномена в современных условиях глобализации, в частности в Кыргызской Республике, которая встала на путь суверенного развития и на конституционном уровне провозгласила ориентир на построение социального государства. Тем более, что «остаются не выработанными единые критерии определения» [13, с. 11], чтобы отнести государство к социальному в полной мере.

Обращаясь к исследовательскому опыту зарубежных ученых, все же соглашаемся с Ауба-кировой И. У., которая утверждает, что «на евразийском пространстве следует исходить из своей версии современности, имеющей не «чисто» западное или восточное содержание, но и не отрицая позитивный опыт преобразований в других странах» [14].

Солидарны с Галушкиной Е. А., что «научные исследования в области социальной политики в Кыргызстане находятся пока в начальной стадии» [15]. В отечественной правовой науке же немногочисленные исследования, касающиеся рассматриваемой проблематики, посвящены теоретическим основам феномена социального государства, либо тема социального государства исследовалась в аспекте исследования отдельных его институтов, узких проблем социального государства и социальной политики.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

Истоки концепций кыргызских ученых о социальных правах, являющихся обязательным элементом социальной политики, закладывались в середине прошлого столетия в работах одного из первых отечественных ученых права Тургунбе-кова Н. Р. Так, в монографии «Конституционный статус личности» [16] содержатся прогрессивные идеи Р. Т. Тургунбекова о взаимной связи и взаимной обусловленности прав и обязанностей, что, полагаем, особенно важно для построения правового социального государства. Так, автор вполне обоснованно утверждает, что «осуществление конституционных прав было бы невозможно или затруднено, если бы в обществе не исполнялись и определенные обязанности» [16, с.14]. Считаем, данное мнение ученого крайне актуально и сегодня, когда многие наши граждане заявляют о своих правах, забывая о существовании в природе такой правовой категории как «обязанности», что отмечают и другие исследователи.

Теоретические разработки, посвященные исследованию конституционного строя, институту прав и свобод человека, организации системы органов государственной власти и местного самоуправления Кыргызской Республики, так или иначе, затрагивали проблему социальной политики государства. Это труды таких отечественных ученых как Косаков С. К., Сооданбеков С. С., Уку-шев М. К., Арабаев А. А., Рысмендеев Б. Дж., Ракимбаев Э.Н., Мукамбаева Г. А., Шерипов Н. Т., Муратбекова С. М. и др.

Данный вопрос в различных аспектах подвергался исследованию также в диссертационных работах Розахуновой Н. Р., Жумабековой Т. А., Кожомбердиева Б. К., которыми рассмотрены вопросы регламентации, мезанизма реализации института прав и свобод человека в Кыргызской Республике, соотношения международного внутригосударственного законодательства в области прав человека и др., Аленкиной Н. Б., исследовавшей институт социальных прав человека и конституционную модель данного правового института, Адамбековой А. Д., фрагментарно рассмотревшей социальную политику сквозь призму концепции социального правового государства, Андабе-ковым Н. Т., отождествлявшим социальную защиту и социальную политику, Карыновым Ч. К., осуществившим теоретико-правовой анализ вопросов социальной политики и трудового права, Нурумбетовым Ж. Б., рассмотревшим теоретико-правовые основы социальной политики государства и конституционно-правовые средства ее реализации.

Специальная актуализация проблемы исследования конституционно-правовых основ социальной политики Кыргызской Республики на уровне кандидатской диссертации была осущест-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

влена Самудиновым У. М., однако конституционные реформы, осуществленные в стране в последнее десятилетие, соответственно, структурные изменения во всех сферах жизнедеятельности государства, интеграционные процессы и мировые тенденции в сфере права предполагают необходимость комплексного рассмотрения теоретических и практических проблем конституционно-правового регулирования социальной политики Кыргызской Республики на современном этапе.

Таким образом, в отечественной правовой науке данная проблематика является сравнительно новой, хотя в зарубежных странах она имеет достаточно широкую изученность. Вместе с тем, несмотря на относительно сложившуюся теоретическую модель социальной политики социального государства, ее парадигма в науке все еще не сформировалась. Наблюдаются различные, порой противоречивые ее трактовки учеными-юристами.

Между тем от правильной разработки социальной политики государства, обоснованности ее различных аспектов и эффективности ее реализации напрямую зависит уровень жизни населения страны.

Анализ структуры социальной политики Кыргызской Республики. В предыдущих работах нами исследовалась сущность социальной политики государства [17], рассматривались различные модели социальной политики, наиболее распространенные в мировой практике [18]. В настоящей работе на основании изучения характеристики основных моделей социальной политики, представленной в научной литературе, утверждается, что в Кыргызской Республике в настоящее время фактически реализуется эклектическая социальная политика [слово «eklektikos» в переводе с греческого языка означает «выбирающий»]. Данная национальная модель социальной политики сложилась на основе синкретизма наиболее значимых характеристик «(цели, принципы, задачи)» [19] и «элементов (субъектов, методов, форм реализации)» [19] двух различных моделей социальной политики, наиболее известных в мировой практике: либеральной и корпоративной. В отечественной модели социальной политики обнаруживается соединение следующих критериев, характерных для двух разных моделей социальной политики:

признаки либеральной модели социальной политики:

- ограниченная роль государства (что обусловлено, прежде всего, недостаточностью экономических ресурсов, а также не вмешательством государства в регулирование рыночной экономики, объявлением в п.2 ст. 42 Конституции Кыр-

гызской Республики свободы экономической деятельности, что предполагает активность самих граждан);

- цель социальной политики - обеспечение минимально приемлемого уровня жизни уязвимых слоев населения (что также обусловлено недостаточностью экономических ресурсов, определением уровня жизни на основе минимального прожиточного минимума (п. 3 ст. 42 Конституции Кыргызской Республики), стремлением оценивать размер пенсий, пособий по данному критерию (п. 2 ст. 53 Конституции Кыргызской Республики);

принципы (характер) социальной политики -пассивный, защитительный характер (адресный характер социальной помощи в недостаточном объеме гарантируется только для категории уязвимых слоев населения, что отражено в законодательстве в социальной сфере);

основные субъекты социальной политики -государство, институты гражданского общества (частично);

признаки корпоративной модели социальной политики:

- механизм реализации - реализуется через институты государственного обязательного социального страхования (что отражено в Законах Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании», «О государственном социальном страховании», «О медицинском страховании граждан в Кыргызской Республике»), систему социальных пособий и льгот, перераспределение доходов, а также негосударственные страховые фонды (Закон КР «О накопительных пенсионных фондах в Кыргызской Республике»);

тип социальной политики - частично резиу-дальная (остаточная): в сферу здравоохранения, образования, науки финансовые средства выделяются по остаточному принципу; социальные проблемы решаются с помощью семьи, родственников, соседей; методом «Ашар», к примеру в регионах страны, строятся некоторые дома, школы;

частично институциональная: в Кыргызстане сформирована относительно устойчивая система социальной защиты, предполагающая системное предоставление социальной помощи уязвимым слоям населения в объеме и порядке, установленном законодательством (Закон КР «О государственных пособиях в Кыргызской Республике», Закон КР «О гарантированных государственных минимальных социальных стандартах»).

За четверть века Кыргызская Республика не смогла выйти из состояния переходного периода. «Когда правительство не может решить главные вопросы жизни общества, недовольство населе-

ния ведет к восстаниям и революциям» [20, с. 67]. Кыргызстан пережил такие события в 2005 и 2010 годах. События октября 2020 года связаны не только с недовольством итогами выборов в парламент, но в большей мере социально-экономической ситуацией, сложившейся в стране. Подобные социальные потрясения могут стать разрушительными для государства в целом. В связи с этим целесообразно изменить соотношение признаков указанных моделей социальной политики в содержании эклектической социальной политики Кыргызстана в сторону увеличения признаков корпоративной модели социальной политики:

- прежде всего, значительно усилить роль государства, оно в качестве основного субъекта социальной политики, должно определить ориентиры социальной политики, установив в качестве ее целей достижение социальной справедливости, равенства и свободы, что должно представлять:

во-первых, установление морально-нравственных ценностей, стремление к которым должно ориентировать каждого проживающего в стране, поскольку действительно, «потеря ориентиров общественного сознания не менее трудна, чем перестройка экономических механизмов: она дезорганизует общество, ведет к поляризации общественного сознания, создает противостояние различных социальных слоев» [21]. В данном аспекте следует говорить о необходимости конституционного закрепления в п. 1 ст. 4 Конституции наряду с политическим и идеологического многообразия, который бы предполагал наличие и государственной идеологии, основанной на принципах правового социального государства, а не одной доминирующей политической партии, как это было в бывшем СССР. Исключение единой государственной идеологии (несмотря на крайнюю ее негативность, связанную с тоталитаризмом) на начальном этапе суверенного развития привело к возникновению идеологического вакуума, который постепенно стал заполняться религиозными идеями, создавая угрозу распространения религиозно-экстремистских течений, как в нашей стране, так и на территории всей Центральной Азии. В целом же «отсутствие в стране, в обществе доминирующей, способной объединить и мобилизовать людей на достижение общественных целей идеи делает общество и государство аморфным образованием, где каждый преследует свои личные или групповые цели и интересы, отвергая социальную ответственность за будущее страны» [22];

во-вторых, данные целеустановки не должны заменяться принципом свободной псеводконку-ренции, когда стартовые условия граждан изначально оказываются неравными в силу проведен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

ной неконтролируемой приватизации в начале суверенного развития страны, что способствовало концентрации значительного объема государственного имущества в руках ограниченной верхушки бывшей партийной номенклатуры и обнищанию основной массы;

в-третьих, государство должно быть не пассивным перераспределителем недостающих ресурсов, а активным стимулятором пополнения государственной казны путем введения, так называемого, налога «на роскошь» по примеру России, Украины, Казахстана, США и др. стран.

Обогащение отдельных лиц является результатом не только труда и предприимчивости этих лиц, но и следствием благоприятного стечения обстоятельств, в котором принимала участие и основная масса населения, продавая им свои купоны, позже покупая их товары, услуги, т.е. помогая их обогащению. Кроме того, большая часть обладателей бизнеса обогатилась за счет неконтролируемой приватизации, проведенной в начале 90-х, когда большинство государственных монополий перешли в корпоративные или частные монополии отдельных лиц, принадлежащих к номенклатурной верхушке. В связи с указанным в национальное налоговое законодательство необходимо ввести так называемый налог «на роскошь», средства от которого должны направляться исключительно в социальную сферу для оказания социальной помощи уязвимым слоям населения. Кроме того, конституционное закрепление не только неприкосновенности частной собственности, но и обязывающего характера наличия частной собственности способствовало бы активному перераспределению доходов;

в-четвертых, в качестве субъекта социальной политики необходимо официально закрепить не только государство, государственные органы, но и бизнес-структуры, что будет способствовать активному вовлечению бизнеса в функционирование государства, в реализацию социальной политики. В налоговом законодательстве необходимо предусмотреть нормы, освобождающие от налога «на роскошь» лиц, оказывающих финансовое и материальное обеспечение решения социальных проблем.

в-пятых, социальная политика должна принять активный характер. Государство должно в системе законодательства определить конкретные ориентиры социальной политики, четко указав достижимые цели и определив механизмы их обеспечения; принять организационно-правовые меры для реализации норм законодательства, прежде всего изменив систему социальной защиты, которая должна принять не вспомогательный, а предупредительный характер.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

Выводы. Таким образом, можно резюмировать, что категория «социальная политика» имеет междисциплинарный характер, в силу чего является предметом исследования ряда общественных и гуманитарных наук. В правовой науке можно говорить об относительно сформированной теоретической модели социальной политики социального государства, хотя нельзя утверждать о сложившейся до конца ее парадигме в юридической литературе. Обнаруживается важность в национальной правовой науке Кыргызской Республики научно-правового анализа и теоретико-методологического обоснования конституционно-правовой регламентации социальной политики в новых политико-правовых и социально-экономических условиях конституционно-правового развития Кыргызской Республики с учетом зарубежного опыта.

На основе системного анализа наиболее известных в мировой практике моделей социальной политики, можно в структуре социальной политики Кыргызской Республики обозначить наиболее значимые характеристики и элементы двух различных моделей социальной политики: либеральной и корпоративной, что позволяет утверждать о реализации в современном Кыргызстане эклектической социальной политики. Необходимость повышения эффективности данного правового института предполагает отход от либеральной в сторону корпоративной социальной политики, как следствие целесообразность законодательного закрепления ее принципов и элементов в национальном, и прежде всего, в конституционном законодательстве и разработки национальной модели социальной политики.

Список литературы:

[1] Суханова, М. И. Философские основы социального либерализма [Электронный ресурс] //Политико-философский ежегодник. -2008. -№1.

- Режим доступа: http://www.intelros.ru/readroom/ polШko-filosofskij-ezhegodmk/pfe-1-2008/7264-filosofskie-osnovy-socialnogo-liberalizma.html. -Дата доступа: 12.12.2015.

[2] Аникеев, А. Б. Социальное государство Лоренца фон Штейна. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.pmza. т/2017/05/29/916. Дата доступа: 7.12.2017;

[3] Выдрин, И. В., Выдрина, И. И. Концепция социального государства: от идеи к практике [Электронный ресурс] // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2015.

- №3. - С. 18-26.

[4] Дахин, А. В., Воробьев, С. А. Основы социального государства : учеб. пособие. - Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2013. -102 с.

[5] Кочеткова, Л. Н. Теория и практика социального государства: социально-философский анализ: автореф. дисс. ... д-ра филос. наук. - М., 2010 . - 42 с.

[6] Милль, Дж. С. Основы политической экономии: пер. с английского. - М., 1980. - 498 с.

[7] Жанатаева, У. К. Социальная политика Республики Казахстан в условиях политической трансформации общества: дис. ... д-ра полит. наук. -Астана, 2010. - 255 с.

[8] Ахинов, Г. А., Калашников, С. В. Социальная политика. - М.: ИНФРА, 2009. - 272 с.

[9] Гордин, В. Э. Социальная политика в условиях становления рыночных отношений : дисс. ... д-ра экон. наук. - Санкт-Петербург, 1993.

- 304 с. (88)

[10] Шарков, В. И. Формирование и реализация социальной политики в регионе: Вопросы теории и практики. Социологический аспект : дисс. ... д-ра. соц-х наук [Электронный ресурс]. - М., 1999.

- 386 с. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/ content/formirovame-i-realizatsiya-sotsialnoi-poNtiki-v-regюne-voprosy-teorii-i-praktiki-sotsiolo#ixzz5Gbc5v55H. Дата доступа: 17.06.2016.

[11] Калмыков, В. В. Социальная политика в условиях трансформации общественно-политической системы и экономической реформы в России: Дисс. ... докт. ист. наук. - М., 2004. - 618 с.

[12] Хамзина, Ж. А. Конституционно-правовые основы государственного управления социальной сферой в РК : дисс. ... д-ра юр. наук. -Алматы, 2009. - 307 с.

[13] Шмарин, А. Г. Конституционно-правовые основы формирования социального государства в Республике Казахстан : дисс. . канд. юр. наук. -Караганда, 2004. - 170 с.

[14] Аубакирова, И. У. Демократия и социальная справедливость в контексте евразийской социокультуры// Социальная справедливость и право : проблемы теории и практики : матер. межд. научно-практ. конф.; отв. ред. Т. А. Сошникова. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2016. - С. 65-72.

[15] Галушкина, Е. А. Модели социальной политики в условиях Кыргызстана / Е. А. Галушкина. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://science.bafe.edu.kg/uploads/files/1163c777e8 02159686e7b15479b3997e.pdf. - Дата доступа: 07.09.2017.

[16] Тургунбеков, Р.Т. Конституционный статус личности. - Фрунзе, 1991. -72 с.

[17] Атабекова Н. К. О соотношении понятий «социальная функция государства» и «социальная политика государства»// Сапаргалиевские чтения: проблемы государственного строительства в Республике Казахстан в свете Стратегии «Казахстан-2050»: матер. межд. научно-практ.

конф., Алматы, 16 мая 2014 г. -Алматы, 2014. -С.35-38.

[18] Атабекова Н. К., Сыргакова А. С. Институт социальной политики в конституционно-правовом аспекте// Актуальные проблемы правового, социального и гуманитарного развития государства: матер. межд. науч.-практ. конф. // Вестник Кыргызской государственной юридической академии при Правительстве Кыргызской Республики. - 2019. - №2. - С. 28-30.

[19] Спиридонова, Н. В. Влияние глобализации на формирование моделей социальной политик [Электронный ресурс]// Проблемы современной экономики, 2017, №2 (62). Режим доступа: http://www.m-conomy.ru/art.php?nArtId=6063. - Дата доступа: 12.12.2017.

[20] Егоров, С. А. Конституицонализм в США: политико-правовые аспекты/ Отв. ред. А. А. Мишин. -М., 1993. -198 с.

[21] Общая теория прав человека [Электронный ресурс]; ред. Е. А. Лукашев. Режим доступа: https://www.pravo.vuzlib.su/book_z1039_page_14. html. Дата доступа: 12.12.2018.

[22] Мартюшов Л.Н. Государственная идеология Российской Федерации: какой ей быть? // Вестник Уральского института экономики, управления и права. -2017. -№4. - С. 4-18.

Spisok literatury:

[1] Suhanova, M. I. Filosofskie osnovy social'nogo liberalizma [Elektronnyj resurs] //Poli-tiko-filosofskij ezhegodnik. -2008. -№1. - Rezhim dostupa: http://www.intelros.ru/readroom/politiko-filo-sofskij-ezhegodnik/pfe-1-2008/7264-filosofskie-os-novy-socialnogo-liberalizma.html. - Data dostupa: 12.12.2015.

[2] Anikeev, A. B. Social'noe gosudarstvo Lor-enca fon SHtejna. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.proza.ru/2017/05/29/916. Data dostupa: 7.12.2017;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[3] Vydrin, I. V., Vydrina, I. I. Koncepciya social'nogo gosudarstva: ot idei k praktike [Elektronnyj resurs] // Vestnik Ural'skogo instituta ekonomiki, upravleniya i prava. - 2015. - №3. - S. 18-26.

[4] Dahin, A. V., Vorob'ev, S. A. Osnovy social'nogo gosudarstva : ucheb. posobie. - N. Novgorod: NIU RANHiGS, 2013. -102 s.

[5] Kochetkova, L. N. Teoriya i praktika social'nogo gosudarstva: social'no-filosofskij analiz: avtoref. diss. ... d-ra filos. nauk. - M., 2010 . - 42 s.

[6] Mill', Dzh. S. Osnovy politicheskoj ekonomii: per. s anglijskogo. - M., 1980. - 498 s.

[7] Zhanataeva, U. K. Social'naya politika Res-publiki Kazahstan v usloviyah politicheskoj transfor-macii obshchestva: dis. ... d-ra polit.nauk. -Astana, 2010. - 255 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

[8] Ahinov, G. A., Kalashnikov, S. V. Social'naya politika. - M.: INFRA, 2009. - 272 s.

[9] Gordin, V. E. Social'naya politika v usloviyah stanovleniya rynochnyh otnoshenij : diss. ... d-ra ekon. nauk. - Sankt-Peterburg, 1993. - 304 s. (88)

[10] Sharkov, V. I. Formirovanie i realizaciya social'noj politiki v regione: Voprosy teorii i praktiki. Sociologicheskij aspekt : diss. ... d-ra. soc-h nauk [Elektronnyj resurs]. - M., 1999. - 386 s. - Rezhim dostupa: http://www.dissercat.com/content/ formirovanie-i-realizatsiya-sotsialnoi-politiki-v-re-gione-voprosy-teorii-i-praktiki-sotsiolo#ixzz5Gb-c5v55H. Data dostupa: 17.06.2016.

[11] Kalmykov, V. V. Social'naya politika v usloviyah transformacii obshchestvenno-politicheskoj sistemy i ekonomicheskoj reformy v Rossii: Diss. ... dokt. ist. nauk. - M., 2004. - 618 s.

[12] Hamzina, Zh.A. Konstitucionno-pravovye osnovy gosudarstvennogo upravleniya social'noj sferoj v RK : diss. ... d-ra yur. nauk. - Almaty, 2009. -307 s.

[13] SHmarin, A. G. Konstitucionno-pravovye osnovy formirovaniya social'nogo gosudarstva v Res-publike Kazahstan : diss. ... kand. yur. nauk. - Karaganda, 2004. - 170 s.

[14] Aubakirova, I. U. Demokratiya i social'naya spravedlivost' v kontekste evrazijskoj sociokul'tury// Social'naya spravedlivost' i pravo : problemy teorii i praktiki : mater. mezhd. nauchno-prakt. konf.; otv. red. T. A. Soshnikova. — M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2016. - S. 65-72.

[15] Galushkina, E. A. Modeli social'noj politiki v usloviyah Kyrgyzstana / E. A. Galushkina. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://science.bafe.

edu.kg/uploads/files/1163c777e802159686e7b1547 9b3997e.pdf. - Data dostupa: 07.09.2017.

[16] Turgunbekov, R.T. Konstitucionnyj status lichnosti. - Frunze, 1991. -72 s.

[17] Atabekova N. K. O sootnoshenii ponyatij «social'naya funkciya gosudarstva» i «social'naya politika gosudarstva»// Sapargalievskie chteniya: problemy gosudarstvennogo stroitel'stva v Respub-like Kazahstan v svete Strategii «Kazahstan-2050»: mater. mezhd. nauchno-prakt. konf., Almaty, 16 maya 2014 g. -Almaty, 2014. - S.35-38.

[18] Atabekova N. K., Syrgakova A. S. Institut social'noj politiki v konstitucionno-pravovom aspekte// Aktual'nye problemy pravovogo, social'nogo i guman-itarnogo razvitiya gosudarstva: mater. mezhd. nauch.-prakt. konf. // Vestnik Kyrgyzskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii pri Pravitel'stve Kyrgyzskoj Respubliki. - 2019. - №2. - S. 28-30.

[19] Spiridonova, N. V. Vliyanie globalizacii na formirovanie modelej social'noj politik [Elektronnyj resurs]// Problemy sovremennoj ekonomiki, 2017, №2 (62). Rezhim dostupa: http://www.m-conomy.ru/ art.php?nArtId=6063. - Data dostupa: 12.12.2017.

[20] Egorov, S. A. Konstituiconalizm v SSHA: politiko-pravovye aspekty/ Otv. red. A. A. Mishin. -M., 1993. -198 s.

[21] Obshchaya teoriya prav cheloveka [Elektronnyj resurs]; red. E. A. Lukashev. Rezhim dostupa: https://www.pravo.vuzlib.su/book_z1039_page_14. html. Data dostupa: 12.12.2018.

[22] Martyushov L.N. Gosudarstvennaya ide-ologiya Rossijskoj Federacii: kakoj ej byt'? // Vestnik Ural'skogo instituta ekonomiki, upravleniya i prava. -2017. -№4. - S. 4-18.

\

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:

• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.

• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-ЫЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.

ч

г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.