Научная статья на тему 'ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРИНЦИПА СОЦИАЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В ПРАВОВЫХ ПОЗИЦИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН'

ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРИНЦИПА СОЦИАЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В ПРАВОВЫХ ПОЗИЦИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
50
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ПРИНЦИП / WELFARE STATE / WELFARING OF THE STATE / CONSTITUTIONAL LAW / BASIC OF CONSTITUTIONAL SYSTEM / CONSTITUTIONAL-LEGAL PRINCIPLE OF THE WELFARE STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аристов Евгений Вячеславович

Предметом исследования являются особенности модели социального государства, реализованной в Республике Казахстан. Показано закрепление гарантий социальности государства в конституционном законодательстве Республики Казахстан. Исследуется содержание понятия социальности государства, как одной из основ конституционного строя и как конституционного правового принципа. Методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания - общенаучные методы (анализ и синтез), частнонаучные методы (формально-юридический и сравнительно-правовой). Новизна исследования заключается в отнесении Республики Казахстан к категории «социальное государство» не только в юридическом (законодательном) обозначении как государства, принимающего и реализующего социальную политику, но и как государство, имеющее реальное, большое количество инструментов, чем просто социальная политика. На основе анализа законодательства автором сделаны выводы об особенностях социальности государства в Републике Казахстан. Описаны позиции Конституционного Совета Республики Казахстан по вопросу интерпретации содержания и значения конституционного принципа социальности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSITIONS OF THE CONSTITUTIONAL SOVIET THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN OF THE PRINCIPLE OF THE WELFARE STATE

The subject of this research is the aspects of the model of welfare state implemented in the Republic of Kazakhstan. The article demonstrates the guarantees of a welfare state set within the constitutional legislation in the Republic of Kazakhstan. The author examines the content of the concept of welfare state as one of the foundations of a constitutional structure and as a constitutional legal principle. The scientific novelty consists in designating in the Republic of Kazakhstan as a “welfare state” not only in juridical (legislative) definition of a state that enacted and practices welfare policy, but also as a state that has a real, vast number of instruments in addition to just welfare policy. Based on analysis of the legislation, the author makes conclusions on the peculiarities of the welfare statehood in the Republic of Kazakhstan: the system of social insurance is created with the special accent on covering the elderly working population; mandatory medical insurance is enacted mainly for employees in the industrial sector earning wages below a certain level; employment insurance applies mostly to the male workers. The author described the positions of the Constitutional Soviet the Republic of Kazakhstan on the question of interpretation of the content and significance of the constitutional principle of the welfare state.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРИНЦИПА СОЦИАЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В ПРАВОВЫХ ПОЗИЦИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

13. Miller M. Korruption, Kontrolle und Vorschläge zur Beseitigung von Verstößen in Politischen und Administrativen Bereichen // Die Verwaltung, 1990, № 2.

14. Rossijskij investicionnyj forum «Sochi - 2017». M.: Roskongress, 2017.

15. Orlov P. V mezhdunarodnom rozyske - korrupciya. Interv'yu ministra yusticii Rossii A.V. Konovalova // Rossijskaya gazeta. 2015. 29 oktyabrya.

16. Sostav komissii utverzhden rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 2 fevralya 2010 g. N° 98-r.

17. Doklad «Wealth Report» kompanii «Kright Frank» // Information & Data fair use policy

18. Zakonnost': teoriya i praktika. Monografiya / M.S. Andrianov i dr. Otv. red. YU.A. Tihomirov, N.V. Subanova. 3-e izd. M.: OOO «YUridicheskaya firma kontrakt», 2017. 400 s.

ОХОТСКИЙ ЕВГЕНИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - доктор социологических наук, профессор кафедры государственного управления и права Факультета управления и политики МГИМО МИД России e.ohotskii@mail.ru

OKHOTSKIY, E.V. doctor of sociology, Professor, Department of public administration and law The Department of management and policy of the MGIMO-University. E-mail: e.ohotskii@mail.ru

УДК 342.7

АРИСТОВ Е.В.

ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРИНЦИПА СОЦИАЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В ПРАВОВЫХ ПОЗИЦИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН

Ключевые слова: социальное государство, социальность государства, конституционное право, основа конституционного строя, конституционно-правовой принцип.

Предметом исследования являются особенности модели социального государства, реализованной в Республике Казахстан. Показано закрепление гарантий социальности государства в конституционном законодательстве Республики Казахстан. Исследуется содержание понятия социальности государства, как одной из основ конституционного строя и как конституционного правового принципа. Методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания - общенаучные методы (анализ и синтез), частнонаучные методы (формально-юридический и сравнительно-правовой). Новизна исследования заключается в отнесении Республики Казахстан к категории «социальное государство» не только в юридическом (законодательном) обозначении как государства, принимающего и реализующего социальную политику, но и как государство, имеющее реальное, большое количество инструментов, чем просто социальная политика. На основе анализа законодательства автором сделаны выводы об особенностях социальности государства в Републике Казахстан. Описаны позиции Конституционного Совета Республики Казахстан по вопросу интерпретации содержания и значения конституционного принципа социальности государства.

ARISTOV, E.V.

THE POSITIONS OF THE CONSTITUTIONAL SOVIET THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN OF THE PRINCIPLE OF

THE WELFARE STATE

Keywords: Welfare State, welfaring of the State, Constitutional Law, basic of constitutional system, constitutional-legal principle of the Welfare State.

The subject of this research is the aspects of the model of welfare state implemented in the Republic of Kazakhstan. The article demonstrates the guarantees of a welfare state set within the constitutional legislation in the Republic of Kazakhstan. The author examines the content of the concept of welfare state as one of the foundations of a constitutional structure and as a constitutional legal principle. The scientific novelty consists in designating in the Republic of Kazakhstan as a "welfare state" not only in juridical (legislative) definition of a state that enacted and practices welfare policy, but also as a state that has a real, vast number of instruments in addition to just welfare policy. Based on analysis of the legislation, the author makes conclusions on the peculiarities of the welfare statehood in the Republic of Kazakhstan: the system of social insurance is created with the special accent on covering the elderly working population; mandatory medical insurance is enacted mainly for employees in the industrial sector earning wages below a certain level; employment insurance applies mostly to the male workers. The author described the positions of the Constitutional Soviet the Republic of Kazakhstan on the question of interpretation of the content and significance of the constitutional principle of the welfare state.

Современные дискуссии в науке конституционного права о должных содержании и направленности конституционной идеологии, конституционализма в целом, конституционной парадигмы будущих времен, неизменно выводят на споры относительно качества и полноты тех или иных формулировок конституционных норм. В частности, все более актуален вопрос о том, насколько достаточны нормы конституций о социальности государства?

В этом смысле представляет интерес обзор и анализ норм конституций других государств мира о социальности государства, в том числе и Республики Казахстан. Согласно части 1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года [1], «Республика Казахстан утверждает себя ... социальным государством...». Часть 2 статьи 1 Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года устанавливает следующее: «Основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность,

экономическое развитие на благо всего народа ...». Следующие статьи Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года содержат гарантии социальных прав: статья 25 (часть 2 -создание условий для обеспечения граждан жильем), статья 27 (обеспечение защиты семьи), статья 28 (гарантии минимальных размеров заработной платы и пенсии, право на социальное обеспечение), статья 29 (право на охрану здоровья, в том числе, на бесплатную медицинскую помощь), статья 30 (право на образование, в том числе, бесплатное) [1].

Исследовательский интерес также представляют правоприменительные акты, принимаемые Конституционным Советом Республики Казахстан, содержащие указания на социальность государства. Конституционный Совет Республики Казахстан является судебным органом аналогичным Конституционному Суду Российской Федерации.

Поскольку судебные органы, по существу, вчера и сегодня реализовывали и реализуют (и будут делать это завтра) своего рода компенсаторную функцию в отношении последствий несовершенства юридической техники, следствием которого выступают правовые пробелы, отсутствие точности в интерпретации содержания ключевых юридических понятий.

По словам Б.А. Единина: «становление судебной практики как компонента и результата судебной деятельности начинается с того момента, когда суду, для того, чтобы применить закон к спорному случаю и вынести по делу правосудное решение, необходимо истолковать закон, уяснить его смысл и содержание путем конкретизации тех понятий, которые выражены в словесной формуле закона» [2].

Судебная практика, по нашему мнению, выступает тем огромным ресурсом производства юридико-лексических интерпретаций, эмпирической проверки таковых и их закрепления в преемстве своих правовых позиций. Такие интерпретации могут даваться следующими основными способами:

- предложение четкого развернутого, существенно более детализированного определения понятия;

- предложение признаков, через которые и дается описание понятия;

- обозначение пределов понятия посредством исключения отдельных феноменов, отношений или элементов, не относящихся к обозначаемому понятию;

- описание онтологии той или иной правовой категории;

- обозначение пределов вмешательства или невмешательства государства, или иных субъектов в те или иные отношения или процессы;

- описание должного взаимодействия правовых категорий или правовых норм.

Поэтому судебная практика имеет колоссальное значение даже не столько для выработки

единообразного понимания, сколько для выработки юридически обоснованного понимания тех или иных правовых категорий, правовых норм, прав, свобод.

Конечно, суды разных государств, и Конституционный Совет Республики Казахстан не являются исключением. В зависимости от особенностей своей правовой системы, особенностей законодательства и конкретных правовых режимов, они могут выносить разнонаправленные интерпретации, иногда даже пространные, но разброс таких интерпретаций все же существенно меньше в этой сфере.

В первую очередь это Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 21 декабря 2001 г. № 18 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан» [3], в котором данный орган достаточно предметно подошел к определению содержания конституционного принципа социальности государства, а именно:

- «Пункт 1 статьи 1 Конституции провозглашает, что "Республика Казахстан утверждает себя ...социальным государством."» [1]. Это общее положение Раздела I Конституции означает, что Казахстан намерен развиваться как государство, которое берет на себя обязательство смягчать социальное неравенство путем создания условий для достойной жизни своим гражданам и свободного развития личности, адекватных возможностям государства. Данное положение раскрывается в различных нормах Основного Закона Республики Казахстан таких, как:

- право граждан на социальную помощь от безработицы, на отдых, на установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (статья 24);

- гарантированность минимального размера заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности (статья 28);

- право граждан на охрану здоровья, на бесплатное получение гарантированного объема медицинской помощи, установленного законом (статья 29);

- гарантированность бесплатного среднего образования, право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования (статья 30); государственная охрана окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека (статья 31);

- государственная защита семьи, материнства, отцовства и детства (статья 27);

- создание государством условий для обеспечения граждан жильем, предоставление жилья нуждающимся за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 25) [1].

В анализируемом положении пункта 1 статьи 1 Конституции применен оборот «утверждает себя», что подчеркивает поступательность развития Казахстана, как социального государства, придает характер необратимости и направленности процессу социализации. Утверждение Республикой Казахстан себя социальным государством предполагает также развитие в казахстанском обществе социального партнерства и конструктивного оппонирования. Для Республики Казахстан, согласно пункту 1 статьи 1 Конституции, «высшими ценностями являются человек, его жизнь, права и свободы". Это общее положение Раздела I Конституции свидетельствует о приоритете для Республики Казахстан общечеловеческих ценностей».

Анализируя данную правовую норму и правоприменительный акт, мы приходим к выводу о том, что социальное государство - это некий идеал, стремление государства к реализации определенного направления обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с Постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан от 21.12.2001 № 18/2 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан» [4]: «пункт 1 статьи 1 Конституции провозглашает, что "Республика Казахстан утверждает себя ...социальным государством.". Это общее положение Раздела I Конституции означает, что Казахстан намерен развиваться как государство, которое берет на себя обязательство смягчать социальное неравенство путем создания условий для достойной жизни своим гражданам и свободного развития личности, адекватных возможностям государства». Тем самым обозначаются пути развития государства, а также существующие проблемы в данной сфере, и направления их разрешения.

В Послании Конституционного Совета Республики Казахстан от 16 июня 2015 года № 112/1 «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан» [5] данный орган также отметил: «пункт 1 статьи 1 Конституции в части слов «Республика Казахстан утверждает себя... социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» означает, что «Казахстан намерен развиваться как государство, которое берет на себя обязательство смягчать социальное неравенство путем создания условий для достойной жизни своим гражданам и свободного развития личности, адекватных возможностям государства. Данное положение раскрывается в различных нормах Основного Закона страны (в статьях 24, 28, 29, 31, 27 и 25).

Примененное в пункте 1 статьи 1 Конституции словосочетание «утверждает себя» подчеркивает поступательность развития Казахстана как социального государства. Утверждение Республикой себя социальным государством предполагает также развитие в казахстанском обществе социального партнерства и конструктивного оппонирования». Кроме того, в данном послании отмечается, что «положения Конституции Республики Казахстан о собственности составляют политико-правовые начала утверждения Казахстана в качестве демократического, светского, правового и социального государства». Таким образом, реализуя концепцию социального государства, устанавливаются определенные, первоначальные, базовые социальные возможности государства.

Согласно Нормативному постановлению Конституционного Совета Республики Казахстан от 23 апреля 2008 г. № 4 «О проверке конституционности пункта 3 статьи 9 и подпункта 6) пункта 1 статьи 25 Закона Республики Казахстан от 26 июля 2007 года № 310-Ш "О

государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" по обращению суда № 2 города Костаная Костанайской области»: «положения Конституции Республики Казахстан о собственности составляют политико-правовые начала утверждения Казахстана в качестве демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» [6].

Как отмечается в Нормативном постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 27 февраля 2008 г. № 2 «О проверке конституционности частей первой и четвертой статьи 361 Уголовного кодекса Республики Казахстан по обращению Капшагайского городского суда Алматинской области»: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы ..., что свидетельствует о приоритете для государства общечеловеческих ценностей ... и означает, что государство "... не имеет более важной задачи, чем забота о человеке..."» [7].

Согласно Нормативному постановлению Конституционного Совета Республики Казахстан от 11 июня 2014 г. № 2 «О проверке конституционности пункта 6 статьи 218 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года № 268-XIII по представлению Карагандинского областного суда» [8], «согласно пункту 1 статьи 1 Конституции Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Это означает, что государство не имеет более важной задачи, чем забота о человеке, его материальном благополучии (нормативные постановления Конституционного Совета от 21 декабря 2001 года № 18/2, от 29 апреля 2005 года № 3, от 1 июля 2005 года № 4)». Содержание понятия социального государства как одной из важнейших конституционных ценностей раскрывается в различных нормах Основного Закона, в частности, в статье 25, которая закрепляет недопустимость лишения жилища, иначе как по решению суда, обязанность государства создавать условия для обеспечения граждан жильем. Приведенные нормы создают конституционные предпосылки для реализации социально-экономических прав граждан, закрепленных в Конституции Республики.

Согласно Постановлению Конституционного Совета Республики Казахстан от 1 июля 2005 г. № 4 «Об официальном толковании пункта 3 статьи 26 Конституции Республики Казахстан» [9]: «для демократического, светского, правового и социального государства высшими ценностями являются человек, его жизнь, права и свободы (статья 1 Конституции)». Признание их высшей ценностью означает, что государство не имеет более важной задачи, чем забота о человеке, его материальном благополучии. Государство обязано создать все зависящие от него условия для достойного существования человека.

В следующих решениях Конституционного Совета Республики Казахстан содержатся указания на социальность государства:

- Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 20 апреля 2004 г. № 3 «О соответствии Конституции Республики Казахстан подпункта 5) пункта 1 статьи 23 Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" и подпункта 1) пункта 4 "Правил осуществления пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, добровольных профессиональных пенсионных взносов из накопительных пенсионных фондов", утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июля 2003 года № 661» [10];

- Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 29 апреля 2005 г. № 3 «О проверке конституционности статьи 13 Закона Республики Казахстан "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье"» [11];

- Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 28 мая 2007 г. № 5 «Об официальном толковании пункта 3 статьи 26 и пункта 1 статьи 39 Конституции Республики Казахстан» [12].

В отдельных решениях Конституционным Советом Республики Казахстан рассматриваются вопросы, связанные с социальным обеспечением и социальной защитой населения.

Так, например, в Постановлении от 12 марта 1999 г. № 3/2 «Об официальном толковании пункта 7 статьи 61 и пункта 1 статьи 28 Конституции Республики Казахстан» [13] Конституционный Совет Республики Казахстан отметил, что «социальное обеспечение в случае болезни возводится в ранг конституционного права и его реализация гарантируется. О гарантированности конституционных прав и свобод, следовательно, и права на социальное обеспечение в случае болезни, говорится и в пункте 1 статьи 12 Конституции Республики Казахстан, согласно которому "В Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией". Тем самым Конституционный Совет полагает, что возведение конкретной разновидности прав или свобод до уровня конституционного и объявление в Конституции о ее гарантированности означает, что государство возлагает на себя обязанность через создаваемые им системы и структуры обеспечить реализацию этих прав и свобод. Конкретно право на социальное обеспечение, в том числе на случай болезни, может гарантироваться или за счет средств государственного социального страхования, как это предусматривалось до декабря 1998 г. ... или за счет средств государственного бюджета ..., либо посредством законодательного возложения этой обязанности на работодателей независимо от формы собственности.

В Постановлении от 10 марта 1999 г. № 2/2 «Об официальном толковании пунктов 1 и 2 статьи 14, пункта 2 статьи 24, подпункта 5) пункта 3 статьи 77 Конституции Республики Казахстан» [14] Конституционный Совет Республики Казахстан отметил, что «социальная защита от безработицы не может быть сведена только к выплате пособий по безработице и ее исключение из системы защитных мер не лишает гражданина права на социальную защиту от безработицы».

В следующих Посланиях Конституционного Совета Республики Казахстан содержится указание на развитие социальной сферы в Республике:

- Послание Конституционного Совета Республики Казахстан «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан» (заслушано на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан 27 июня 2005 г.) [15];

- Послание Парламенту Республики Казахстан «О состоянии Конституционной законности в Республике Казахстан» (по итогам работы за 1999 год) [16];

- Послание Конституционного Совета Республики Казахстан № 09-3/1 от 12 июня 2013 г. «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан» [17].

В Постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 11 июля 1996 года № 3/1 «О соответствии Конституции Республики Казахстан представленного на подпись Президенту Республики Казахстан Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР "О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР"» [18] рассматривается вопрос социального обеспечения.

Анализируя вышеуказанную судебную практику - акты Конституционного Совета Республики Казахстан можно сделать следующие выводы о ее влиянии на проблематику социального государства (в части постановки проблем и способов их разрешения):

1) разграничение понятий «социальность государства» и «социальное государство», при этом социальность государства - это конституционная характеристика, это конституционный принцип социальности государства, это одна из основ конституционного строя, а социальное государство - это государство, подпадающее под определенные, минимальные императивы социальности государства, отражаемые в чертах его основ конституционного строя, государственного устройства, его текущего состояния государственной политики;

2) придание социальному обеспечению в случае болезни ранга конституционного права, определения механизма его реализация;

3) возведение конкретной разновидности социальных прав и свобод до уровня конституционного и объявление в Конституции о ее гарантированности, а также возможности реализации с помощью конкретных государственных органов;

4) гарантированность социальной защиты от безработицы, не сводящейся только к выплате пособий по безработице.

Литература и источники

1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года // <http://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution>.

2. Единин Б.А. О допустимости судебного правотворчества // Законодательство. - 2000. - № 4. - С. 52.

3. Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 21 декабря 2001 г. № 18 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан» // <http://www.ksrk.gov.kz/rus/resheniya?cid=11&rid=126>.

4. Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 21.12.2001 № 18/2 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан» // <http://www.ksrk.gov.kz/rus/resheniya?cid=11&rid=790>.

5. Послание Конституционного Совета Республики Казахстан от 16 июня 2015 г. № 11-2/1 «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан» // <http://ksrk.gov.kz/rus/resheniya/?cid=5&rid=1042>.

6. Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 23 апреля 2008 г. № 4 «О проверке конституционности пункта 3 статьи 9 и подпункта 6) пункта 1 статьи 25 Закона Республики Казахстан от 26 июля 2007 года № 310-III "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" по обращению суда № 2 города Костаная Костанайской области» // <http://www.ksrk.gov.kz/rus/resheniya?cid=9&rid=406>.

7. Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 27 февраля 2008 г. № 2 «О проверке конституционности частей первой и четвертой статьи 361 Уголовного кодекса Республики Казахстан по обращению Капшагайского городского суда Алматинской области» // <http://www.ksrk.gov.kz/rus/resheniya?cid=9&rid=391>.

8. Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 11 июня 2014 г. № 2 «О проверке конституционности пункта 6 статьи 218 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года № 268-XIII по представлению Карагандинского областного суда» // <http://ksrk.gov.kz/rus/resheniya/?cid=9&rid=958>.

9. Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 1 июля 2005 г. № 4 «Об официальном толковании пункта 3 статьи 26 Конституции Республики Казахстан» // <http://www.ksrk.gov.kz/rus/resheniya?cid=11&rid=121>.

10. Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 20 апреля 2004 г. № 3 «О соответствии Конституции Республики Казахстан подпункта 5) пункта 1 статьи 23 Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" и подпункта 1) пункта 4 "Правил осуществления пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, добровольных профессиональных пенсионных взносов из накопительных пенсионных фондов", утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июля 2003 года № 661» // <http://www.ksrk.gov.kz/rus/resheniya?cid=9&rid=221>.

11. Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 29 апреля 2005 г. № 3 «О проверке конституционности статьи 13 Закона Республики Казахстан "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье"» // <http://www.ksrk.gov.kz/rus/resheniya?cid=9&rid=799>.

12. Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 28 мая 2007 г. № 5 «Об официальном толковании пункта 3 статьи 26 и пункта 1 статьи 39 Конституции Республики Казахстан» // <http://www.ksrk.gov.kz/rus/resheniya?cid=11&rid=300>.

13. Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 12 марта 1999 г. № 3/2 «Об официальном толковании пункта 7 статьи 61 и пункта 1 статьи 28 Конституции Республики Казахстан» // <http://www.ksrk.gov.kz/rus/resheniya?cid= 11&rid= 161>.

14. Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 10 марта 1999 г. № 2/2 «Об официальном толковании пунктов 1 и 2 статьи 14, пункта 2 статьи 24, подпункта 5) пункта 3 статьи 77 Конституции Республики Казахстан» // <http://www.ksrk.gov.kz/rus/resheniya?cid=11&rid=160>.

15. Послание Конституционного Совета Республики Казахстан «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан» (заслушано на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан 27 июня 2005 г.) // <http://www.ksrk.gov.kz/rus/resheniya?cid=5&rid=228>.

16. Послание Парламенту Республики Казахстан «О состоянии Конституционной законности в Республике Казахстан» (по итогам работы за 1999 год) // <http://www.ksrk.gov.kz/rus/resheniya?cid=5&rid=232>.

17. Послание Конституционного Совета Республики Казахстан № 09-3/1 от 12 июня 2013 г. «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан» // <http://ksrk.gov.kz/rus/resheniya/?cid=5&rid=885>.

18. Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 11 июля 1996 г. № 3/1 «О соответствии Конституции Республики Казахстан представленного на подпись Президенту Республики Казахстан Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР "О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР"» // <http://www.ksrk.gov.kz/rus/resheniya?cid= 10&rid= 193>.

References and Source

1. Konstituciya Respubliki Kazahstan ot 30 avgusta 1995 goda // <http://www.akorda.kz/ru/ofiicial_documents/constitution>.

2. Edinin B.A. O dopustimosti sudebnogo pravotvorchestva // Zakonodatel'stvo. - 2000. - № 4. - S. 52.

3. Postanovlenie Konstitucionnogo Soveta Respubliki Kazahstan ot 21 dekabrya 2001 g. № 18 «Ob oficial'nom tolkovanii punkta 1 stat'i 1 Konstitucii Respubliki Kazahstan» // <http://www.ksrk.gov.kz/rus/resheniya?cid=11&rid=126>.

4. Postanovlenie Konstitucionnogo Soveta Respubliki Kazahstan ot 21.12.2001 № 18/2 «Ob oficial'nom tolkovanii punkta 1 stat'i 1 Konstitucii Respubliki Kazahstan» // <http://www.ksrk.gov.kz/rus/resheniya?cid=11&rid=790>.

5. Poslanie Konstitucionnogo Soveta Respubliki Kazahstan ot 16 iyunya 2015 g. № 11-2/1 «O sostoyanii konstitucionnoj zakonnosti v Respublike Kazahstan» // <http://ksrk.gov.kz/rus/resheniya/?cid=5&rid=1042>.

6. Normativnoe postanovlenie Konstitucionnogo Soveta Respubliki Kazahstan ot 23 aprelya 2008 g. № 4 «O proverke konstitucionnosti punkta 3 stat'i 9 i podpunkta 6) punkta 1 stat'i 25 Zakona Respubliki Kazahstan ot 26 iyulya 2007 goda № 310-III "O gosudarstvennoj registracii prav na nedvizhimoe imushchestvo i sdelok s nim" po obrashcheniyu suda № 2 goroda Kostanaya Kostanajskoj oblasti» // <http://www.ksrk.gov.kz/rus/resheniya?cid=9&rid=406>.

7. Normativnoe postanovlenie Konstitucionnogo Soveta Respubliki Kazahstan ot 27 fevralya 2008 g. № 2 «O proverke konstitucionnosti chastej pervoj i chetvertoj stat'i 361 Ugolovnogo kodeksa Respubliki Kazahstan po obrashcheniyu Kapshagajskogo gorodskogo suda Almatinskoj oblasti» // <http://www.ksrk.gov.kz/rus/resheniya?cid=9&rid=391>.

8. Normativnoe postanovlenie Konstitucionnogo Soveta Respubliki Kazahstan ot 11 iyunya 2014 g. № 2 «O proverke konstitucionnosti punkta 6 stat'i 218 Grazhdanskogo kodeksa Respubliki Kazahstan (Obshchaya chast') ot 27 dekabrya 1994 goda № 268-XIII po predstavleniyu Karagandinskogo oblastnogo suda» // <http://ksrk.gov.kz/rus/resheniya/?cid=9&rid=958>.

9. Postanovlenie Konstitucionnogo Soveta Respubliki Kazahstan ot 1 iyulya 2005 g. № 4 «Ob oficial'nom tolkovanii punkta 3 stat'i 26 Konstitucii Respubliki Kazahstan» // <http://www.ksrk.gov.kz/rus/resheniya?cid=11&rid=121>.

10. Postanovlenie Konstitucionnogo Soveta Respubliki Kazahstan ot 20 aprelya 2004 g. № 3 «O sootvetstvii Konstitucii Respubliki Kazahstan podpunkta 5) punkta 1 stat'i 23 Respubliki Kazahstan "O pensionnom obespechenii v Respublike Kazahstan" i podpunkta 1) punkta 4 "Pravil osushchestvleniya pensionnyh vyplat iz pensionnyh nakoplenij, sformirovannyh za schet obyazatel'nyh pensionnyh vznosov, dobrovol'nyh

professional'nyh pensionnyh vznosov iz nakopitel'nyh pensionnyh fondov", utverzhdennyh postanovleniem Pravitel'stva Respubliki Kazahstan ot 4 iyulya 2003 goda .№ 661» // <http://www.ksrk.gov.kz/rus/resheniya?cid=9&rid=221>.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Postanovlenie Konstitucionnogo Soveta Respubliki Kazahstan ot 29 aprelya 2005 g. № 3 «O proverke konstitucionnosti stat'i 13 Zakona Respubliki Kazahstan "O social'noj zashchite grazhdan, postradavshih vsledstvie ehkologicheskogo bedstviya v Priaral'e"» // <http://www.ksrk.gov.kz/rus/resheniya?cid=9&rid=799>.

12. Normativnoe postanovlenie Konstitucionnogo Soveta Respubliki Kazahstan ot 28 maya 2007 g. .№ 5 «Ob oficial'nom tolkovanii punkta 3 stat'i 26 i punkta 1 stat'i 39 Konstitucii Respubliki Kazahstan» // <http://www.ksrk.gov.kz/rus/resheniya?cid=11&rid=300>.

13. Postanovlenie Konstitucionnogo Soveta Respubliki Kazahstan ot 12 marta 1999 g. .№ 3/2 «Ob oficial'nom tolkovanii punkta 7 stat'i 61 i punkta 1 stat'i 28 Konstitucii Respubliki Kazahstan» // <http://www.ksrk.gov.kz/rus/resheniya?cid=11&rid=161>.

14. Postanovlenie Konstitucionnogo Soveta Respubliki Kazahstan ot 10 marta 1999 g. .№ 2/2 «Ob oficial'nom tolkovanii punktov 1 i 2 stat'i 14, punkta 2 stat'i 24, podpunkta 5) punkta 3 stat'i 77 Konstitucii Respubliki Kazahstan» // <http://www.ksrk.gov.kz/rus/resheniya?cid=11&rid=160>.

15. Poslanie Konstitucionnogo Soveta Respubliki Kazahstan «O sostoyanii konstitucionnoj zakonnosti v Respublike Kazahstan» (zaslushano na sovmestnom zasedanii Palat Parlamenta Respubliki Kazahstan 27 iyunya 2005 g.) // <http://www.ksrk.gov.kz/rus/resheniya?cid=5&rid=228>.

16. Poslanie Parlamenta Respubliki Kazahstan «O sostoyanii Konstitucionnoj zakonnosti v Respublike Kazahstan» (po itogam raboty za 1999 god) // <http://www.ksrk.gov.kz/rus/resheniya?cid=5&rid=232>.

17. Poslanie Konstitucionnogo Soveta Respubliki Kazahstan .№ 09-3/1 ot 12 iyunya 2013 g. «O sostoyanii konstitucionnoj zakonnosti v Respublike Kazahstan» // <http://ksrk.gov.kz/rus/resheniya/?cid=5&rid=885>.

18. Postanovlenie Konstitucionnogo Soveta Respubliki Kazahstan ot 11 iyulya 1996 g. N° 3/1 «O sootvetstvii Konstitucii Respubliki Kazahstan predstavlennogo na podpis' Prezidentu Respubliki Kazahstan Zakona Respubliki Kazahstan "O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Zakon Kazahskoj SSR "O pensionnom obespechenii grazhdan v Kazahskoj SSR"» // <http://www.ksrk.gov.kz/rus/resheniya?cid=10&rid=193>.

АРИСТОВ ЕВГЕНИИ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ - доктор юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса Пермского государственного национального исследовательского университета. ARISTOV, EVGENII V. - Doctor of Law, Associate Professor, Department of business law, civil and arbitration process, Perm State University (welfarestate1@gmail.com).

УДК 34.03

АМИРОВ И.М., ФЕДОРЕНКО С.А. МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ И МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО В ЕВРОПЕ И РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Ключевые слова: мультикультурализм, мультикультурное общество, толерантность, культурная интеграция, правовая политика.

В статье исследуется многогранная междисциплинарная проблема концептуализации и практического воплощения идеи мультикультурного общества, а также сущностные основы и результаты политики мультикультурализма в Европе и России. Делается вывод о своеобразии российского социума, в силу чего североамериканские и западноевропейские принципы построения межкультурного диалога и интеграции в условиях глобализирующегося общества должны рассматриваться и применяться с учетом исторических, культурных, правоментальных и конфессиональных особенностей. Определены направления отечественной правовой политики в сфере построения мультикультурного общества в Российской Федерации.

AMIROV, I.M., FEDORENKO, S.A. MULTICULTURALISM AND THE MULTICULTURAL SOCIETY IN EUROPE AND RUSSIA: SOCIO-LEGAL

DIMENSION

Keywords: multiculturalism, multicultural society, tolerance, cultural integration, legal policy.

The article examines the multifaceted and interdisciplinary problem of conceptualization and practical embodiment of the idea of a multicultural society, as well as the essential foundations and results of the policy of multiculturalism in Europe and Russia. The authors make a conclusion about the peculiarity of the Russian society: the North American and West European principles of building intercultural dialogue and integration in the conditions of a globalizing society should be considered and applied taking into account historical, cultural, legal and confessional features. The directions of the domestic legal policy in the sphere of building a multicultural society in the Russian Federation have been determined.

17 октября 2010 г. канцлер Германии А. Меркель во время конференции молодежной организации Христианско-демократической партии в Потсдаме публично признала «совершенный провал» мультикультурного общества. Именно этот термин услышали из ее уст участники конференции, в отличие от неверно переведенного и привычно употребляемого в отечественной и зарубежной печати термина «мультикультурализм», подразумевающего продуманную целенаправленную политику. Но именно ее, по справедливому замечанию С.В. Погорельской, в Германии не было, а крах потерпела «та разновидность «мультикультурного общества», которая стихийно сложилась в Германии в силу недостатков иммиграционной и интеграционной политики» [1]. Вслед за Меркель, в 2011 г., подобные признания в отношении своих государств сделали Н. Саркози и Д. Кэмерон. Начиная с этого момента (в плане нескрываемой констатации существующих проблем) постоянно растущий интерес к указанной проблеме постоянно «подогревался» выступлениями представителей политических элит,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.