УДК - 342 СОЛНЦЕВА Софья Олеговна,
ББК - 67.400 соискатель отдела конституционно-правовых
исследований ФГБОУВО «Российский государственный
университет правосудия» [email protected]
12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс;
муниципальное право
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП РАВЕНСТВА В КОНТЕКСТЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации)
Аннотация. В статье на основе решений Конституционного Суда РФ рассмотрен конституционный принцип равенства в контексте демократического государства.
Ключевые слова: Конституционный Суд РФ, конституционный принцип равенства, демократическое государство.
SOLNTSEVA Sofya Olegovna,
applicant, Department of Constitutional Law studies of the Russian state University of justice [email protected]
THE CONSTITUTIONAL PRINCIPLE OF EQUALITY IN THE CONTEXT OF A DEMOCRATIC STATE (on the basis of decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation)
Abstract. In article on the basis of decisions of the constitutional Court considered the constitutional principle of equality in the context of a democratic state.
Keywords: Constitutional Court of the Russian Federation, the constitutional principle of equality, democratic state.
Статья 1 Конституции РФ закрепляет, что Российская Федерация — Россия, есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Конституция содержит основополагающие конституционные содержательные характеристики российского государства. Положения статьи 1 Конституции, закрепляя демократический и правовой характер государства, признают в качестве основных принципы, на которых основаны соответствующие характеристики. Одним из таких принципов является принцип правового равенства. Правовое равенство
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2017
- мерило демократического правового федеративного государства. Рассмотрим содержание принципа равенства в контексте демократического государства.
В юридической науке демократия рассматривается с разных сторон: как форма государства, как политический режим, общественно-политическая демократия, политический процесс, политическое движение [13]. Пожалуй, в Конституции нет другого понятия, содержание которого было бы столь мало определено и которое подвергалось бы столь разным интерпретациям [3].
В науке существует множество работ, посвященных демократии, множество кон-
цепций демократии.Демократическое государство не может существовать без принципа равенства.
Более чем в 400 решениях КС РФ1, где содержатся ссылки на ст. 1 Конституции и анализируется ее нормативное содержание, можно выявить следующие характеристики конституционного закрепления демократии: характеристика созданного в России государства (государственности) и основной универсальный его принцип; характеристика формы правления и формы государственно-территориального устройства России; политический режим; принцип организации публичной власти. По мнению авторов Комментария к Конституции РФ, Конституция закрепляет демократию не в смысле господства народа, основой которого могла бы быть его единодушная воля; речь идет о рациональной организации политического процесса и об обеспечении политического единства народа в условиях многопартийности и плюрализма. Именно такое понимание, основанное на отказе от интерпретации демократии как господства народа в смысле идентичной демократии, т.е. совпадения управляющих и управляемых, нашло выражение в Постановлении КС РФ от 11 июня 2003 г. № 10-П [28].
Для демократического государства характерны следующие черты и принципы:
- принцип политического единства общеобязательной воли, формирующейся в результате противоборства множества частных воль, из которого органично следует также принцип большинства;
- непосредственное волеизъявление народа на свободных демократических выборах и референдуме;
- свобода и гласность политического процесса, которые предполагают, поскольку демократия имеет плюралистический характер, защиту меньшинства и др.;
- равенство перед законом и судом.
Напомним, что равенство как составную часть демократии анализировали еще древнегреческие философы (Аристотель,
1 Анализ проведен в СПС «Консультант Плюс».
Платон и др.). Известный исследователь демократии А. де Токвиль считал равенство существенной чертой демократии. Гражданские отношения - свобода и равенство, управляющие всеми аспектами человеческой жизни, осознаются в то же время как отношения естественные (от природы все люди равны и свободны) [12]. Первые конституционные акты, закреплявшие основы демократического государства, закрепляли принцип равенства перед законом и судом. Девизом Великой французской революции стал лозунг: «Свобода. Равенство. Братство». Декларация независимости США от 4 июля 1776 г. провозглашала: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых». Декларация прав человека 1789 г. закрепляла подобные положения.
Основными ценностями демократии часто признаются равенство и свобода [4]. Принципиальная основа соотношения равенства и свободы как базовых ценностей новой российской демократии должна находиться не в плоскости приоритетов одной из них, а в достижении баланса, их оптимального сочетания. Свобода не только не противоположна равенству (правовому равенству), но, напротив, воплощена в этом равенстве. Свобода и равенство неотделимы друг от друга и взаимно предполагают друг друга. В таком единстве - залог реального обеспечения прав и свобод личности, с одной стороны, и условие успешного развития на новой основе национальных институтов демократии - с другой [4], хотя в науке есть и другой подход к вопросу о соотношении равенства и демократии. Демократия предполагает превосходство мнения большинства, тогда как о равенстве речь сразу исключается [11]. На наш взгляд, подобное утверждение неверно, поскольку основа демократии - равенство всех граждан. Не равенство результатов, т.е. учет мнения каждого в одинаковой степе-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2017
ни, а равенство возможностей для участия в управлении государством.
В настоящее время можно без преувеличения утверждать, что государство признается демократическим и является таковым только при условии, что оно признает принцип равенства в отношениях между людьми и между народами и прилагает необходимые усилия для осуществления его на практике [8, с. 3-12].
Демократия в России основывается на народовластии, которое выражается в независимости российского народа и государства, как организации, выражающей его власть, возможности народа эффективно участвовать в формировании органов государства, государственном управлении; возможностей каждого гражданина реализовать конституционные права, обеспечивающие его свободу, развитие, участие в делах государства. Народовластие как форма государства и способ правления превращается, таким образом, в организационный принцип обладания властью и ее осуществления в Российской Федерации, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему [3].
Народ осуществляет свою власть непосредственно или через представителей. Участие народа в осуществлении своей власти основано на принципе правового равенства.
Принцип равного участия граждан в управлении государством лежит в основе правового регулирования демократического государства в России. Во-первых, согласно Конституции РФ (ст. 81), Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Признаем, что закрепление принципа равного избирательного права осуществляется Конституцией только в отношении выборов Президента РФ. Тем не менее отраслевое избирательное законодательство включает этот принцип как основной и устанавливает его гарантии (ч. 2 ст. 3, ч. 6 ст. 22, ч. 1 ст. 23 Федерального
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2017
закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [29]; ч. 3 ст. 10 ч. 7.4 ст. 19 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [27]; ст. 1 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [14]; ч. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [15] и др.).
Следует обратить внимание на ряд обстоятельств.
Во-первых, действие принципа равного избирательного права. В науке конституционного права считается традиционным, что принцип равного избирательного права касается сферы реализации субъективного избирательного права на стадии голосования [1, с. 84-99]. Так, обычно в учебниках по конституционному праву пишут о том, что равное избирательное право означает, что, во-первых, каждому избирателю предоставляется равное количество голосов и, во-вторых, все граждане участвуют в выборах на равных основаниях, т.е. избирательные округа по своей численности должны быть одинаковыми [10]. Реже содержание принципа всеобщего избирательного права расширяют: он включает в себя, помимо равного числа и веса голосов, равенство прав кандидатов в процессе предвыборной конкуренции. Равное избирательное право означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, и обеспечивается это тем, что все избиратели обладают одинаковыми с юридической точки зрения возможностями для выдвижения кандидатов, имеют равные условия для голосования, на одних и тех же правовых основаниях участвуют в предвыборной агитации [2, с. 283]. Некоторые авторы включают в этот принцип равенство не только в правах, но и в обязанностях [6, с. 14] и ответственности [7, с. 79].
Однако на практике это порождает целый ряд проблем, в частности, распространение действия принципа равного избирательного права на другие стадии избирательного процесса.
Международные акты (Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. [25], Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. [5]) определения принципа равного избирательного права не содержат. Однако в 1962 г. подкомиссия ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств произвела толкование положений Всеобщей декларации прав человека и указала, что принцип равного избирательного права устанавливает равенство активного и пассивного избирательного права [9, с. 17]. В то же время некоторые международные акты отграничивают принцип равного избирательного права от принципа равенства кандидатов. Считается, что равенство пассивного избирательного права устанавливается принципом равенства кандидатов, а не принципом равного избирательного права (равного права голоса) [30]. Российской законодательство не раскрывает, на какие стадии избирательного процесса распространяется принцип равного избирательного права. Но можно сказать, что равное избирательное право распространяется на активное и пассивное избирательное право; гарантии равного пассивного избирательного права избирательное законодательство содержит в большем объеме, нежели активного.
В связи с этим интерес представляет Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г. [26], которая закрепляет более расширенное содержание равного избирательного права: установление не только равных правовых возможностей граждан участвовать не только в голосовании, но и в отдельных избирательных действиях, в отличие от некоторых зарубежных стран.
Отметим, что Конституционный Суд РФ в своих решениях расширяет действие равного избирательного права. Так, в По-
становлении № 26-П от 17 ноября 1998 г.
[16] Конституционный Суд РФ разъяснил, что принцип равного избирательного права (равенства избирательных прав граждан) устанавливает равные права на эффективную судебную защиту, защиту законом избирательных прав без всякой дискриминации по какому бы то ни было обстоятельству. В первую очередь это означает установление равных процедур реализации, а также защиты избирательных прав. В Постановлении от 25 апреля 2000 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности положения п. 11 ст. 51 Федерального закона от 24 июня 1999 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»» Конституционный Суд РФ разъяснил, что принцип равного избирательного права также означает юридическое равенство, равный правовой статус кандидатов на стадии выдвижения списка кандидатов
[17]. В этом постановлении говорится о соблюдении не только равенства прав избирателей и кандидатов на каждой стадии процесса, но и их юридических статусов. В Постановлении от 10 июля 1995 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 42 Закона Чувашской Республики «О выборах депутатов Чувашской Республики» в редакции от 26 августа 1994 г.» [18] Суд указал, что принцип равного избирательного права определяет равный правовой статус граждан при осуществлении ими права избирать и быть избранными. В Постановлении от 19.12.2013 № 28-П [19] КС указал, что посредством подлинно свободных и справедливых выборов, осуществляемых в условиях демократии на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, граждане реализуют принадлежащие им избирательные права - активное, т.е. право участвовать в избрании своих представителей в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и пассивное, т.е. право участвовать в выборах в эти органы в качестве кандидатов.
В Постановлении от 22.12.2015 № 34-П [20] Конституционный Суд РФ признал не соответствующим принципам избиратель-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2017
ного права, в том числе принципу равенства, законодательные положения, не позволяющие лицам, находящимся под домашним арестом, реализовать свои избирательные права.
Еще больший интерес представляет Постановление Конституционного Суда от 22.04.2013 № 8-П [21]. Это решение имеет определяющее значение для развития института защиты избирательных прав в России. В этом решении Конституционный Суд признал взаимосвязанные положения ч. 1 ст. 259 ГПК РФ, п. 10. Ст. 75, п. 2, 3 ст. 77 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также ч. 4 и 5 ст. 92 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» не соответствующими Конституции РФ в той части, в какой эти законоположения, закрепляя право избирателей на обращение в суд за защитой своих избирательных прав, вместе с тем, в силу неопределенности нормативного содержания в отношении субъектов, порядка и условий обращения в суд в связи с обжалованием итогов голосования, по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой, исключают для граждан, принимавших участие в выборах в качестве избирателей, возможность обжалования решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором эти граждане принимали участие в выборах. Таким образом, Конституционный Суд признал, что действие принципов избирательного права, в том числе и равного избирательного права, распространяется и на возможность защиты активного и пассивного избирательного права после опускания бюллетеня в урну для голосования, т.е. на стадии голосования.
В отношении содержания равного избирательного права Конституционный Суд указал на то, что равенство распространяется не только на права, но и на обязанности кандидатов. Еще одним важным решением стало Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.2014 № 33-П [22], в
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2017
котором Суд указал, что хотя само по себе участие гражданина в выборах в качестве кандидата не предопределяет его избрания на ту или иную выборную должность, тем не менее (в частности, при пропорциональной избирательной системе) всем кандидатам, включенным в допущенный к распределению депутатских мандатов список кандидатов, должны быть обеспечены справедливые и формально равные условия для замещения депутатских мандатов с учетом результатов состоявшегося волеизъявления избирателей применительно к установленной политической партией очередности расположения кандидатов в списке кандидатов, которая в формально-юридическом плане характеризует только очередность получения депутатских мандатов и не может рассматриваться как подразумевающая установление для кандидатов в зависимости от их порядкового номера в списке кандидатов каких-либо особых прав и преимуществ. Таким образом, Конституционный Суд указал, что кандидаты имеют возможность на равных условиях участвовать в замещении мандатов по партийным спискам в случае выбытия одного из депутатов.
В ряде решений Конституционный Суд вслед за Европейским Судом по правам человека расширил действие всеобщего избирательного права под воздействием принципа правового равенства на отдельные категории субъектов. Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10.10.2013 № 20-П [23] КС признал, что бессрочное и недифференцированное ограничение пассивного избирательного права в отношении граждан Российской Федерации, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, не соответствуют Конституции РФ. Однако эта позиция, к сожалению, не распространилась на лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Хотя в резонансном конфликте с Европейским Судом по правам человека Конституционный Суд РФ проявил сдержанность и дальновидность. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.04.2016 № 12-П [24] КС не признал нарушения равного избирательного права субъектов, находящихся в
местах лишения свободы по приговору суда, но высказался за изменение законодательства посредством сужения понятия «места лишения свободы» за счет колоний-поселений.
Таким образом, Конституционный Суд последовательно расширяет содержание принципа равного избирательного права, расширяя сферу его действия, в том числе распространяя его действие на все стадии избирательного процесса, на всех субъектов избирательного процесса, а также на гарантии его защиты.
Принцип равного избирательного права является одним из проявлений принципа правового равенства в демократическом государстве. Принцип правового равенства является принципом народовластия в Российской Федерации и одновременно гарантией демократического характера российского государства.
Список литературы
[1] Авдеенкова М., Дмитриев Ю. Принципы избирательного права // Право и жизнь. 2000. № 28.
[2] Алешкова И.А., Умнова И.А. Конституционное право РФ: Учебник для бакалавров. М.: Издательство «Юрайт», 2012.
[3] Андриченко Л.В., Боголюбов С.А., Бондарь Н.С. и др. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотренное. М.: Норма, Инфра-М, 2011. - 1008 с.
[4] Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М.: Норма, Инфра-М, 2011. - 544 с.
[5] Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
[6] Выдрин И.В. Избирательное право Российской Федерации. М., 2004.
[7] Зиновьев А.В., Полякова И.С. Избирательная система России. СПб., 2003.
[8] Крылов Б.С. Проблемы равноправия и равенства в российском конституционном праве // Журнал российского права. 2002. № 11.
[9] Международные избирательные стандарты: Сборник документов / Отв. ред. А.А. Вешняков. М., 2004.
[10] Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. 14-е изд., перераб. и доп. М.: Юстиц-информ, 2008. - 520 с.
[11] Мухамадеева Г. Принцип справедливости в решениях Конституционного Суда Российской Федерации в сфере таможенного права // Таможенное дело. 2009. № 2.
[12] Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ. -науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. М.: Мысль, 2000-2001. 2-е изд., испр. и допол. М.: Мысль, 2010. Автор - М.М. Федорова // URL: http://iph.ras.ru/elib/2511.html.
[13] Нудненко Л.А. Теория демократии. М., 2001.
[14] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.02.2014.
[15] Парламентская газета. 15.06.2002. № 110, 111.
[16] Постановление Конституционного Суда РФ от 17.11.1998 № 26-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 30.11.1998. № 48. Ст. 5969.
[17] Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2000 № 7-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 11 статьи 51 Федерального закона от 24 июня 1999 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»» // Собрание законодательства РФ. 08.05.2000. № 19. Ст. 2102.
[18] Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.1995 № 9-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 42 Закона Чувашской Республики «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики» в редакции от 26 августа 1994 года» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 4. 1995.
[19] Постановление Конституционного Суда РФ от 19.12.2013 № 28-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 5 статьи 53 Уставного закона Красноярского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края» в связи с жалобой гражданина В.А. Худоренко» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo. gov.ru, 23.12.2013.
[20] Постановление Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 № 34-П «По делу о проверке
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2017
конституционности пункта 5 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части 8 статьи 32 Избирательного кодекса города Москвы в связи с жалобой гражданина К.С. Янкаускаса» // Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 24.12.2015.
[21] Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.2013 № 8-П «По делу о проверке конституционности статей 3, 4, пункта 1 части первой статьи 134, статьи 220, части первой статьи 259, части второй статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта «з» пункта 9 статьи 30, пункта 10 статьи 75, пунктов 2 и 3 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав иправа на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частей 4 и 5 статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобами граждан А.В. Андронова, О.О. Андроновой, О.Б. Белова и других, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Воронежской области» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.04.2013.
[22] Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.2014 № 33-П «По делу о проверке конституционности ряда положений пунктов 17 и 18 статьи 71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и частей 3 и 4 статьи 89 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Н.В. Гончарова» // Официальный интернет-портал правовой информации http: //www.pravo.gov.ru, 18.12.2014.
[23] Постановление Конституционного Суда РФ от 10.10.2013 № 20-П «По делу о проверке конституционности подпункта «а» пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части первой статьи 10 и части шестой статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан
Г.Б. Егорова, А.Л. Казакова, И.Ю. Кравцова, А.В. Куприянова, А.С. Латыпова и В.Ю. Синь-кова» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.10.2013.
[24] Постановление Конституционного Суда РФ от 19.04.2016 № 12-П «По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2013 года по делу «Анчугов и Гладков против России» в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 22.04.2016.Парламентская газета. 15.06.2002. № 110, 111.
[25] Российская газета. 1995. 5 апреля.
[26] Российская газета. 2003. 5 июля.
[27] Собрание законодательства РФ. 18.10.1999. № 42. Ст. 5005.
[28] Собрание законодательства РФ. 2003. № 25. Ст. 2564.
[29] Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. Ст. 3822.
[30] Худолей Д.М. О принципе равного избирательного права // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 12.
Spisok literatury
[1] Avdeenkova M., Dmitriev Yu. Principy' izbiratel'nogo prava // Pravo i zhizn'. 2000. № 28.
[2] Aleshkova I.A., Umnova I.A. Konstituci-onnoe pravo RF: Uchebnik dlya bakalavrov. M.: Izdatel'stvo «Yurajt», 2012.
[3]Andrichenko L.V., Bogolyubov S.A., Bondar' N.S. i dr. Kommentarij k Konstitucii Rossijskoj Federacii (postatejny'j) / Pod red. V.D. Zor'kina. 2-e izd., peresmotrennoe. M.: Norma, Infra-M, 2011. - 1008 s.
[4] Bondar' N.S. Sudebny'j konstitucionalizm v Rossii v svete konstitucionnogo pravosudiya. M.: Norma, Infra-M, 2011. - 544 s.
[5] Byulleten' Verxovnogo Suda RF. 1994. № 12.
[6] Vy'drin I.V. Izbiratel'noe pravo Rossijskoj Federacii. M., 2004.
[7] Zinov'ev A.V., Polyakova I.S. Izbiratel'naya sistema Rossii. SPb., 2003.
[8] Kry'lov B.S. Problemy' ravnopraviya i ravenstva v rossijskom konstitucionnom prave // Zhurnal rossijskogo prava. 2002. № 11.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2017
[9] Mezhdunarodny'e izbiratel'ny'e standar-ty': Sbornik dokumentov / Otv. red. A.A. Veshnyakov. M., 2004.
[10] Mishin A.A. Konstitucionnoe (gosudarst-vennoe) pravo zarubezhny'x stran: Uchebnik dlya vuzov. 14-e izd., pererab. i dop. M.: Yusticinform, 2008. - 520 s.
[11] Muxamadeeva G. Princip spravedlivosti v resheniyax Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii v sfere tamozhennogo prava // Tamozhennoe delo. 2009. № 2.
[12] Novaya filosofskaya e'nciklopediya: v 4 t. / In-t filosofii RAN; Nac. obshhestv.-nauch. fond; Preds. nauchno-red. soveta V.S. Stepin. M.: My'sl', 2000-2001. 2-e izd., ispr. i dopol. M.: My'sl', 2010. Avtor - M.M. Fedorova // URL: http://iph.ras.ru/elib/2511.html.
[13] Nudnenko L.A. Teoriya demokratii. M., 2001.
[14] Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii http:/ / www.pravo.gov.ru, 24.02.2014.
[15] Parlamentskaya gazeta. 15.06.2002. № 110, 111.
[16] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 17.11.1998 № 26-P «Po delu o proverke konstitucionnosti otdel'ny'x polozhenij Federal'nogo zakona ot 21 iyunya 1995 goda «O vy'borax deputatov Gosudarstvennoj Dumy' Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 30.11.1998. № 48. St. 5969.
[17] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 25.04.2000 № 7-P «Po delu o proverke konstitucionnosti polozheniya punkta 11 stat'i 51 Federal'nogo zakona ot 24 iyunya 1999 goda «O vy'borax deputatov Gosudarstvennoj Dumy' Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii»» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 08.05.2000. № 19. St. 2102.
[18] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 10.07.1995 № 9-P «Po delu o proverke konstitucionnosti chasti vtoroj stat'i 42 Zakona Chuvashskoj Respubliki «O vy'borax deputatov Gosudarstvennogo Soveta Chuvashskoj Respubliki» v redakcii ot 26 avgusta 1994 goda» // Vestnik Konstitucionnogo Suda RF. № 4. 1995.
[19] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 19.12.2013 № 28-P «Po delu o proverke konstitucionnosti polozheniya abzaca vtorogo punkta 5 stat'i 53 Ustavnogo zakona Krasnoyarskogo kraya «O vy'borax deputatov
Zakonodatel'nogo Sobraniya Krasnoyarskogo kraya» v svyazi s zhaloboj grazhdanina V.A. Xudorenko» // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 23.12.2013.
[20] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 22.12.2015 № 34-P «Po delu o proverke konstitucionnosti punkta 5 stat'i 33 Federal'nogo zakona «Ob osnovny'x garantiyax izbiratel'ny'x prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossijskoj Federacii» i chasti 8 stat'i 32 Izbiratel'nogo kodeksa goroda Moskvy' v svyazi s zhaloboj grazhdanina K.S. Yankauskasa» // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 24.12.2015.
[21] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 22.04.2013 № 8-P «Po delu o proverke konstitucionnosti statej 3, 4, punkta 1 chasti pervoj stat'i 134, stat'i 220, chasti pervoj stat'i 259, chasti vtoroj stat'i 333 Grazhdanskogo processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii, podpunkta «z» punkta 9 stat'i 30, punkta 10 stat'i 75, punktov 2 i 3 stat'i 77 Federal'nogo zakona «Ob osnovny'x garantiyax izbiratel'ny'x prav iprava na uchastie v referendume grazhdan Rossijskoj Federacii», chastej 4 i 5 stat'i 92 Federal'nogo zakona «O vy'borax deputatov Gosudarstvennoj Dumy' Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii» v svyazi s zhalobami grazhdan A.V. Andronova, O.O. Andronovoj, O.B. Belova i drugix, Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii i regional'nogo otdeleniya politicheskoj partii SPRAVEDLIVAYa ROSSIYa v Voronezhskoj oblasti» // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 24.04.2013.
[22] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 16.12.2014 № 33-P «Po delu o proverke konstitucionnosti ryada polozhenij punktov 17 i 18 stat'i 71 Federal'nogo zakona «Ob osnovny'x garantiyax izbiratel'ny'x prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossijskoj Federacii» i chastej 3 i 4 stat'i 89 Federal'nogo zakona «O vy'borax deputatov Gosudarstvennoj Dumy' Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii» v svyazi s zhaloboj grazhdanina N.V. Goncharova» / / Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 18.12.2014.
[23] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 10.10.2013 № 20-P «Po delu o proverke konstitucionnosti podpunkta «a» punkta 3.2 stat'i 4 Federal'nogo zakona «Ob osnovny'x garantiyax
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2017
izbiratel'ny'x prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossijskoj Federacii», chasti pervoj stat'i 10 i chasti shestoj stat'i 86 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii v svyazi s zhalobami grazhdan G.B. Egorova, A.L. Kazakova, I.Yu. Kravcova, A.V. Kupriyanova, A.S. Laty'pova i V.Yu. Sin'kova» // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii http:// www.pravo.gov.ru, 15.10.2013.
[24] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 19.04.2016 № 12-P «Po delu o razreshenii voprosa o vozmozhnosti ispolneniya v sootvetstvii s Konstituciej Rossijskoj Federacii postanovleniya Evropejskogo Suda po pravam cheloveka ot 4 iyulya 2013 goda po delu «Anchugov i Gladkov protiv Rossii» v svyazi s
zaprosom Ministerstva yusticii Rossijskoj Federacii» // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 22.04.2016.Parlamentskaya gazeta. 15.06.2002. № 110, 111.
[25] Rossijskaya gazeta. 1995. 5 aprelya.
[26] Rossijskaya gazeta. 2003. 5 iyulya.
[27] Sobranie zakonodatel'stva RF. 18.10.1999. № 42. St. 5005.
[28] Sobranie zakonodatel'stva RF. 2003. № 25. St. 2564.
[29] Sobranie zakonodatel'stva RF. 06.10.2003. № 40. St. 3822.
[30] Xudolej D.M. O principe ravnogo izbiratel'nogo prava // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2007. № 12.
Объединенная электронная редакция
ЮРКОМПАНИ
www.publish.law-books.ru
НАУЧНО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ЮРКОМПАНИ»
специализируется на выпуске профессиональной юридической литературы и издании научных рецензируемых журналов, www.law-books.ru
Объединенная электронная редакция «ЮРКОМПАНИ» предлагает помощь в коммерческом издании ваших книг (монографий, учебников, учебных пособий, УМК) в самые сжатые сроки (2-3 недели). Возможно присвоение грифов:
1) Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата),
2) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки (с указанием названия грифа на обложке и выдачей Сертификата),
3) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом проблем образования и права (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата).
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 4 • 2017