Научная статья на тему 'Роль Конституции Республики Казахстан в обеспечении стабильности и развитии казахстанского общества'

Роль Конституции Республики Казахстан в обеспечении стабильности и развитии казахстанского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
805
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / КОНСТИТУЦИЯЛЫқ құРЫЛЫС / АЗАМАТТЫқ қОғАМ / ДЕМОКРАТИЯЛЫқ / құқЫқТЫқ МЕМЛЕКЕТ / АДАМ құқЫғЫ / CONSTITUTION / CONSTITUTIONAL ORDER / CIVIL SOCIETY / DEMOCRATIC / RULE OF LAW / HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нургазинов Багдат Кабылкадырович, Жанузакова Лейла Тельмановна

В статье рассматривается роль Конституции Республики Казахстан, принятой 30 августа 1995 г. на республиканском референдуме, с изменениями, внесенными законами от 7 октября 1998 года, от 21 мая 2007 года, от 2 февраля 2011 года, от 10 марта 2017 года, от 23 марта 2019 года, в становлении современного гражданского общества Республики Казахстан. Проводится сравнительный анализ её норм с положениями, закрепленными в разделе «Основы конституционного строя» первой Конституции страны от 28 января 1993 года. Авторами статьи сделан вывод о том, что, несмотря на отсутствие подобного раздела в действующей Конституции, все базовые положения, касающиеся основ конституционного строя, не только сохранены в Основном Законе Республики Казахстан от 30 августа 1995 года, но и переработаны, конкретизированы и дополнены новыми положениями. Комментируя статью 4 Конституции, авторы выражают мнение об ошибочности позиции отнесения нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан к нормативным правовым актам. Этот вывод обосновывается положениями самой Конституции и нормами Закона Республики Казахстан № 480-V «О правовых актах» от 6 апреля 2016 года. Отмечается роль Национального совета общественного доверия при Президенте Республики Казахстан (НСОД), в состав которого вошли авторитетные общественные деятели и правозащитники, в укреплении и развитии конструктивного диалога между гражданами и государством. С учётом современных тенденций и задач авторами статьи указывается на необходимость дальнейшего развития и укрепления институтов гражданского общества в стране, усиления взаимного контроля со стороны государства и общества за процессами, проходящими в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нургазинов Багдат Кабылкадырович, Жанузакова Лейла Тельмановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE CONSTITUTION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN IN ENSURING THE STABILITY AND DEVELOPMENT OF KAZAKHSTAN’S SOCIETY

The article discusses the role of the Constitution of the Republic of Kazakhstan, adopted on August 30, 1995 at a republican referendum, as amended by laws of October 7, 1998, May 21, 2007, February 2, 2011, and March 10, 2017. , dated March 23, 2019, in the formation of a modern civil society of the Republic of Kazakhstan. A comparative analysis of its norms is carried out with the provisions enshrined in the “Fundamentals of the Constitutional System” section of the first Constitution of the country of January 28, 1993. It is concluded that, despite the absence of such a section in the current Constitution, all basic provisions regarding the foundations of the constitutional system, not only preserved in the Basic Law of the Republic of Kazakhstan dated August 30, 1995, but also creatively revised, specified and supplemented by new provisions. Commenting on Article 4 of the Constitution, the authors express an opinion on the fallacy of the position of attributing normative resolutions of the Constitutional Council and the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan to normative legal acts. This conclusion is justified by the provisions of the Constitution itself and the norms of the Law of the Republic of Kazakhstan dated April 6, 2016 “On legal acts”. The role of the National Council of Public Confidence under the President of the Republic of Kazakhstan (NSOD), which includes authoritative public figures and human rights defenders, in strengthening and developing a constructive dialogue between citizens and the state is noted. Taking into account current trends and tasks, the need for further development and strengthening of civil society institutions in the country, strengthening mutual control by the state and society over the processes taking place in the country is indicated.

Текст научной работы на тему «Роль Конституции Республики Казахстан в обеспечении стабильности и развитии казахстанского общества»

УДК 340.13/.14; 342,4

РОЛЬ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ СТАБИЛЬНОСТИ И РАЗВИТИИ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Нургазинов Багдат Кабылкадырович

Руководитель отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства Республики Казахстан, кандидат юридических наук; Республика Казахстан, г. Нур-Султан; e-mail: nurgazinov@list.ru

Жанузакова Лейла Тельмановна

Главный научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, заместитель директора НИИ права университета «Туран», доктор юридических наук, профессор: Республика Казахстан, г. Алматы; e-mail: zhanleila@mail.ru

Ключевые слова: Конституция; конституционный строй; гражданское общество; демократическое, правовое государство; права человека.

Аннотация. В статье рассматривается роль Конституции Республики Казахстан, принятой 30 августа 1995 г. на республиканском референдуме, с изменениями, внесенными законами от 7 октября 1998 года, от 21 мая 2007 года, от 2 февраля 2011 года, от 10 марта 2017 года, от 23 марта 2019 года, в становлении современного гражданского общества Республики Казахстан. Проводится сравнительный анализ её норм с положениями, закрепленными в разделе «Основы конституционного строя» первой Конституции страны от 28 января 1993 года. Авторами статьи сделан вывод о том, что, несмотря на отсутствие подобного раздела в действующей Конституции, все базовые положения, касающиеся основ конституционного строя, не только сохранены в Основном Законе Республики Казахстан от 30 августа 1995 года, но и переработаны, конкретизированы и дополнены новыми положениями. Комментируя статью 4 Конституции, авторы выражают мнение об ошибочности позиции отнесения нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан к нормативным правовым актам. Этот вывод обосновывается положениями самой Конституции и нормами Закона Республики Казахстан № 480-V «О правовых актах» от 6 апреля 2016 года. Отмечается роль Национального совета общественного доверия при Президенте Республики Казахстан (НСОД), в состав которого вошли авторитетные общественные деятели и правозащитники, в укреплении и развитии конструктивного диалога между гражданами и государством. С учётом современных тенденций и задач авторами статьи указывается на необходимость дальнейшего развития и укрепления институтов гражданского общества в стране, усиления взаимного контроля со стороны государства и общества за процессами, проходящими в стране.

ЦАЗАЦСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ КОНСТИТУЦИЯСЫ ЦАЗАЦСТАНДЬЩ ЦОГАМНЬЩ Т¥РАЦТЫЛЫГЫ МЕН ДАМУЫН ЦАМТАМАСЫЗ ЕТУДЕГ1 РВЛ1

Багдат ^абылкадырулы Нургазинов

Казацстан Республикасы Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат институты, конституциялъщ, эюмшЫк зацнама жэне мемлекеттж басцару Бoлiмiнiц басшысы, зац гылымдарыныц кандидаты; К^азацстан Республикасы, Нур-Султан ц.; e-mail: nurgazinov@list.ru

Лейла Тельманкызы Жанузакова

Казацстан Республикасы Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат институты, конституциялыц, эюмшЫк зацнама жэне мемлекеттт басцару бoлiмiнiц бас гылыми цызметкерi, «Туран» университетШц цуцыц FЗИ директорыныц орынбасары, зац гылымдарыныц докторы, профессор; Казацстан Республикасы, Алматы ц.; e-mail: zhanleila@mail.ru

Тушн свздер: Конституция; конституцияльщ цурылыс; азаматтъщ цогам; демократи-ялъщ, цуцыцтыц мемлекет; адам цуцыгы.

Аннотация. Мацалада 1995 жылгы 30 тамызда республикалыц референдумда цабыл-данган, 1998 жылгы 7 цазандагы, 2007 жылгы 21 мамырдагы, 2011 жылгы 2 ацпандагы, 2017 жылгы 10 наурыздагы, 2019 жылгы 23 наурыздагы зацдарымен енггзтген взгергстергмен Цазацстан Республикасыныц цазiргi азаматтыц цогамыныц цалыптасуындагы Цазацстан Республикасы Конституциясыныц рвлг царастырылады. Оныц нормаларына 1993 жылгы 28 цацтардагы елгмгздщ бгртшг Конституциясыныц «Конституциялыц цурылыс неггздерг» бвлгмтде бекттген ережелермен салыстырмалы талдау журггзтедг. Цолданыстагы Кон-ституцияда осындай бвлгмшц жоцтыгына царамастан, конституциялыц цурылыс неггз-дерте цатысты барлыц негiзгi ережелер 1995 жылгы 30 тамыздагы Цазацстан Республикасыныц Негiзгi Зацында сацталып цана цоймай, шыгармашылыц турде цайта вцделгеш, нацтыланганы жэне жаца ережелермен толыцтырылганы туралы цорытынды жасалды. Конституцияныц 4-бабына тусшктеме бере отырып, авторлар Цазацстан Республикасы Конституциялыц КецеЫ мен Жогаргы Сотыныц нормативтж цаулыларын нормативтж цуцыцтыц акттерге жатцызу позициясыныц цателш туралы пкр бтдгредг. Бул цорытынды Конституцияныц взшц ережелергмен жэне «Цуцыцтыц акттер туралы»

№ 480-V2016 жылгы 6 сэуiрдегi Цазацстан Республикасы Зацыныц нормаларымен неггз-деледг. Цазацстан Республикасы Президентшц жанындагы улттыц цогамдыц сешм кецесшц (¥ЦСК) рвлi атап вт\лед\, оныц цурамына азаматтар мен мемлекет арасындагы сындар-лы диалогты ныгайту мен дамытуда беделдi цогам цайраткерлерi мен цуцыц цоргаушылары кгрдг. Цазiргi замангы урдютер мен мшдеттердг ескере отырып, елдегi азаматтыц цогам институттарын одан эрi дамыту мен ныгайту, елде втт жатцан процестерге мемлекет пен цогам тарапынан взара бацылауды кушейту цажеттг кврсеттед1

THE ROLE OF THE CONSTITUTION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN IN ENSURING THE STABILITY AND DEVELOPMENT OF KAZAKHSTAN'S SOCIETY

Bagdat K. Nurgazinov

Head of the Department of constitutional, administrative legislation and public administration of the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan, candidate of legal Sciences, the Republic of Kazakhstan, Nur-Sultan; e-mail: nurgazinov@list.ru

Leila T. Zhanuzakova

Chief researcher of the Department of constitutional, administrative Legislation and public administration of the Institute legislation and legal information of the Republic of Kazakhstan, Deputy Director of the Institute of law of the University «Turan», doctor of legal Sciences, Professor; the Republic of Kazakhstan, Almaty, e-mail: zhanleila@mail.ru

Keywords: Constitution; constitutional order; civil society; democratic; rule of law; human rights.

Abstract. The article discusses the role of the Constitution of the Republic of Kazakhstan, adopted on August 30, 1995 at a republican referendum, as amended by laws of October 7, 1998, May 21, 2007, February 2, 2011, and March 10, 2017. , dated March 23, 2019, in the formation of a modern civil society of the Republic of Kazakhstan. A comparative analysis of its norms is carried out with the provisions enshrined in the "Fundamentals of the Constitutional System " section of the first Constitution of the country of January 28, 1993. It is concluded that, despite the absence of such a section in the current Constitution, all basic provisions regarding the foundations of the constitutional system, not only preserved in the Basic Law of the Republic of Kazakhstan dated August 30, 1995, but also creatively revised, specified and supplemented by new provisions. Commenting on Article 4 of the Constitution, the authors express an opinion on the fallacy of the position of attributing normative resolutions of the Constitutional Council and the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan to normative legal acts. This conclusion is justified by the provisions of the Constitution itself and the norms of the Law of the Republic of Kazakhstan dated April 6, 2016 "On legal acts". The role of the National Council of Public Confidence under the President of the Republic of Kazakhstan (NSOD), which includes authoritative public figures and human rights defenders, in strengthening and developing a constructive dialogue between citizens and the state is noted. Taking into account

current trends and tasks, the needfor further development and strengthening ofcivil society institutions in the country, strengthening mutual control by the state and society over the processes taking place in the country is indicated.

Значимым событием для Казахстана в 2020 году является юбилейная дата - 25-летие Конституции. Конституция Республики Казахстан принята 30 августа 1995 года на республиканском референдуме. Она вобрала в себя достижения мировой и отечественной правовой мысли прошлого и современности, является воплощением духа и созидательного потенциала казахского народа.

Профессор И.И. Рогов по этому поводу пишет: «Конституция Республики Казахстан воплотила в себе передовые достижения мировой юридической науки, чётко установив приоритеты национального развития, закрепив правовые, политические и экономические предпосылки формирования новой государственности. С учётом международного опыта легитимации государственности и национальных особенностей, Конституция позволила решить основную задачу переходного периода - протекания процесса создания нового субъекта международных отношений - Казахстана исключительно в правовых рамках» [1, с. 9].

Однако это не единственная Конституция суверенного Казахстана. Первая Конституция принята 28 января 1993 года Верховным Советом, которая закрепила базовые основы устройства общества и государства, систему и полномочия государственных органов, права, свободы и обязанности граждан. После Преамбулы шел раздел «Основы конституционного строя». Понятие «конституционного строя» в литературе определяется как «система политических, экономических и социальных отношений, устанавливаемых и охраняемых Конституцией и другими конституционно-правовыми актами республики» [2, с.53].

Конституция от 28 января 1993 года содержала 9 важных положений о: (1) демократическом, светском и унитарном характере государства, равных правах его граждан; (2) целостности, неделимости и неприкосновенности его территории; (3) признании человека, его жизни, свобод и неотъемлемых прав высшей ценностью государства и осуществлении его деятельности в интересах гражданина и общества; (4) народе Казахстана как единственного источника государственной власти, осуществления её непосредственно и через своих представителей, недопустимости при-

своения власти, принадлежности права выступать от имени всего народа Казахстана только Верховному Совету и Президенту Республики в пределах их конституционных полномочий; (5) гарантировании общественным объединениям равных правовых возможностей, недопустимости установления идеологии общественных объединений в качестве государственной; (6) разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, самостоятельности государственных органов в рамках своих полномочий и их взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов, незыблемости основ конституционного строя и осуществления государственной власти на основе Конституции и законов республики; (7) высшей юридической силе Конституции и прямого действия ее норм; (8) статусе казахского языка как государственного и русского языка как языка межнационального общения с одновременным гарантированием сохранения сферы применения языка межнационального общения и других языков, заботы об их свободном развитии, запрете на ограничение прав и свобод граждан по признаку невладения государственным языком или языком межнационального общения; 9) наличии у Казахстана своих государственных символов (герба, флага и гимна) и определения города Алматы столицей Республики Казахстан1.

В действующей Конституции предусмотрены нормы, закрепляющие основы конституционного строя. К примеру, в статье 1 Конституции закреплен не только демократический и светский характер государства, но также правовой и социальный, его высшие ценности - человек, его жизнь, права и свободы; определены основополагающие принципы деятельности Республики: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте2.

Профессор С.Н. Сабикенов, комментируя данные нормы, отмечает, что «под правовым государством, которое мы строим в Казахстане, следует понимать такую форму организа-

1 Конституция Республики Казахстан от 28 января 1993 г. (утр.силу) //Информационно-правовая система нормативных правовых актов РК «ддтет» - adilet.zan.kz

2 Конституция Республики Казахстан. Принята 30 августа 1995 г. на республиканском референдуме. С изменениями и дополнениями, внесенными законами РК от 7 октября 1998 г., 21 мая 2007 г., 2 февраля 2011 г., 10 марта 2017 г., 23 марта 2019 года //Ведомости Парламента РК. 1996. № 4.Ст. 217; 1998. № 20. Ст.245; 2007. № 10. Ст.68; 2011. № 3. Ст.29; 2017. № 5. ст.9; 2019. № 5-6. Ст.28

ции публичной власти, которая действует и развивается в рамках права в целях обеспечения прав и свобод человека. Правовое государство предполагает ограничение государственной власти правом» [3, с.23].

Нами поддерживается вышеуказанная позиция, так как с октября 1917 года по 16 декабря 1991 года, на протяжении более 74 лет существования советской власти на территории Казахстана показали, что в не правовом государстве действует обратный принцип, когда государство для достижения своих целей подчиняет себе право. Конституция советского периода принцип верховенства права подменяла принципом социалистической законности. Поэтому не о каком признании прав человека в качестве высшей ценности государства в СССР не могло быть и речи. Те права, которые провозглашались советскими конституциями, во многом носили декларативный характер, особенно это касалось гражданских и политических прав. Граждане, которые имели смелость выразить свою позицию, отличающуюся от курса Коммунистической партии, жестко преследовались, сажались в концентрационные лагеря, расстреливались или получали длительные сроки лишения свободы, помещались в психиатрические лечебницы, лишались гражданства и высылались из страны. Принцип равноправия граждан также не соблюдался. В годы революции, гражданской и Великой Отечественной войны, в послевоенные и брежневские годы «застоя», когда основная масса населения голодала или ограничивалась в полноценном питании, была лишена возможности приобретать качественные товары и услуги, партийно-государственная номенклатура во все времена имела специальные продуктовые пайки, возможность покупать дефицитные товары в закрытых магазинах и буфетах, отдыхала на курортах, получала лечение в созданных для неё лечебных заведениях.

В статье 2 Конституции Республики Казахстан установлены унитарная форма государственного устройства и президентская форма правления, целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость территории Казахстана, её столица - город Нур-Султан3.

До 23 марта 2019 года, в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Конституции Республики Казахстан столицей Казахстана являлась город Астана. «Переименование столицы требовала внесения изменений в Конституцию. Согласно пункту 1 статьи 91 изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан могут быть внесены республиканским референдумом, проводимым по решению Президента Республики, принятым им

по собственной инициативе, предложению Парламента или Правительства. Проект изменений и дополнений в Конституцию не выносится на республиканский референдум, если Президент Республики Казахстан решит передать его на рассмотрение Парламента. Решение Парламента принимается в этом случае в порядке, установленном Конституцией. Эта норма означает, что инициатива о внесении поправок в Конституцию может исходить от 3 субъектов: Президента, Парламента или Правительства. Однако следует отметить, что в данном случае высказанное Касым-Жомар-том Кемелевичем Токаевым предложение по переименованию столицы не является конституционной инициативой. В данном случае его выступление можно рассматривать как предложение о необходимости рассмотреть вопрос об изменении статьи 2 Конституции, отдавая дань вкладу Первого Президента в создании независимого Казахстана и строительство его новой столицы. Данное предложение прозвучало на процедуре инаугурации Президента и имело торжественный характер. Депутаты в данном случае просто поддержали данное предложение, но не голосовали в этот момент за изменение Конституции.

В данном случае Правительство выдвинуло конституционную инициативу и внесло на рассмотрение Президента вопрос о проведении референдума. Президент Республики Казахстан в данном случае имеет дискреционное право выбора: вносить законопроект на республиканский референдум или в Парламент. Таким образом, обязательное решение данного вопроса на республиканском референдуме Конституция не требует.

Согласно пункту 3 статьи 91 изменения и дополнения в Конституцию Республики выносятся на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента Республики при наличии заключения Конституционного Совета об их соответствии требованиям, установленным пункта 2 вышеуказанной статьи. Речь идет о том, что пункт 2 статьи 91 запрещает менять в Конституции нормы, касающиеся независимости государства, унитарности и территориальной целостности Республики, формы ее правления, а также основополагающих принципов деятельности Республики, заложенных Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан - Елбасы, и его статуса. Поскольку изменение названия столицы этих вопросов не затрагивает, Конституционный Совет дал заключение о соответствии вносимых поправок Конституции. Также следует отметить, что конституционная инициатива - это самостоятельный институт со своими проце-

3 Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. //http: adilet.zan.kz > гш > docs

дурами и не может быть совмещена с иными полномочиями Главы государства. Таким образом, отмечается вклад Первого Президента в создании независимого Казахстана и строительство его новой столицы, а конституционная процедура не нарушена4.

Президентская форма правления в Казахстане прошла долгий путь своего становления и развития. Учрежденный в 1990 году институт президентской власти в Республике убедительно доказал свою эффективность и необходимость.

Так, академик С.С. Сартаев по этому поводу справедливо писал: «Президентская форма правления основывается на усилении роли главы государства как общенационального политического лидера, позволяет интегрировать законодательную и исполнительную ветви власти в единый работающий механизм, основанный на системе сдержек» и противовесов, эффективного их взаимодействия» [3, с.26].

Статья 3 Конституции, как и прежняя Конституция, провозглашает народ единственным источником государственной власти, формами её непосредственного осуществления являются республиканский референдум и свободные выборы и путем её делегирование государственным органам. Предусмотрены наделение Президента и Парламента в пределах их конституционных полномочий правом выступать от имени народа и государства, а Правительства и иных государственных органов - от имени государства в пределах делегированных им полномочий, запрет на присвоение власти. Принцип разделения власти дополнен положением о единстве власти5.

Следует подчеркнуть, что принцип разделения власти - это принцип любого демократического государства, так как он не позволяет сосредотачивать всю полноту власти в руках одного органа или лица. Поэтому обоснованным является включение в текст Конституции запрета на присвоение власти кем-либо. Система сдержек и противовесов обеспечивает самостоятельность каждой ветви власти в лице соответствующих органов, уравновешивает их, не позволяет им вмешиваться в дела друг друга.

В статье 4 Основного Закона страны определены источники действующего права Казахстана (нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, нормативных постановлений Конституционного Сове-

та и Верховного Суда); высшая юридическая сила и прямое действие Конституции, приоритет международных договоров, ратифицированных Республикой, перед её законами, обязательная публикация всех законов и международных договоров, официальное опубликование НПА, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, как обязательное условие их применения6.

Как отмечено авторами Научно-практического комментария Конституции Республики Казахстан, здесь «предпринята попытка очертить круг действующего в Казахстане права». Эта попытка положительна как отход от сведения права лишь к нормативным актам законодательной и исполнительной власти, для частичного официального расширения субъектов правотворчества, что важно и для юридической практики, особенно в современный динамичный период [3, с.44].

Соглашаясь с этой позицией в целом, необходимо подчеркнуть, что по нашему мнению, не правильно называть иными нормативными правовыми актами, в том числе нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан как это предусмотрено в пункте 1 статьи 4 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» от 6 апреля 2016 года № 480-У ЗРК.

Нормативный правовой акт определяется как «письменный официальный документ на бумажном носителе и идентичный ему электронный документ установленной формы, принятый на республиканском референдуме либо уполномоченным органом, который устанавливает нормы права, изменяет, дополняет, прекращает или приостанавливает их действие», закрепляются их виды и иерархия, порядок подготовки их планирования, разработки и принятия, требования к оформлению и т.д.7. На нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда все эти положения не распространяются; они находятся вне иерархии нормативных правовых актов. Более того, нормативные постанов ле-ния Конституционного Совета Республики Казахстан также содержат официальное толкование норм Конституции, а нормативные постановления Верховного Суда - официальное разъяснение норм, содержащихся в законах и иных НПА, применяемых судами, что, по сути, является толкованием права. В связи с этим нами предлагается не увлекаться чрезмерным расширением правотворческой функции государственных органов, смешивая

рами и не может быть совмещена с иными лномочиями Главы государства. Таким об-зом, отмечается вклад Первого Президента юздании независимого Казахстана и строи-льство его новой столицы, а конституцион-я процедура не нарушена4.

Президентская форма правления в Ка-хстане прошла долгий путь своего станов-ния и развития. Учрежденный в 1990 году ститут президентской власти в Республике едительно доказал свою эффективность и обходимость.

Так, академик С.С. Сартаев по этому пово-справедливо писал: «Президентская форма авления основывается на усилении роли авы государства как общенационального по-тического лидера, позволяет интегрировать конодательную и исполнительную ветви асти в единый работающий механизм, осно-нный на системе сдержек» и противовесов, фективного их взаимодействия» [3, с.26].

Статья 3 Конституции, как и прежняя Кон-итуция, провозглашает народ единствен-1м источником государственной власти, »рмами её непосредственного осуществле-я являются республиканский референдум и ободные выборы и путем её делегирование сударственным органам. Предусмотрены деление Президента и Парламента в преде-х их конституционных полномочий правом ступать от имени народа и государства, а авительства и иных государственных ор-нов - от имени государства в пределах де-гированных им полномочий, запрет на при-оение власти. Принцип разделения власти полнен положением о единстве власти5.

Следует подчеркнуть, что принцип разде-ния власти - это принцип любого демокра-ческого государства, так как он не позволяет средотачивать всю полноту власти в руках ного органа или лица. Поэтому обоснован-м является включение в текст Конституции прета на присвоение власти кем-либо. Си-ема сдержек и противовесов обеспечива-самостоятельность каждой ветви власти в це соответствующих органов, уравновеши-ет их, не позволяет им вмешиваться в дела уг друга.

В статье 4 Основного Закона страны ределены источники действующего права захстана (нормы Конституции, соответ-вующих ей законов, иных нормативных авовых актов, международных договорных иных обязательств Республики, норматив-х постановлений Конституционного Сове-

4 Нургазинов Б.К. Переименование столицы соответствует Конституции Республики Казахстан // www: baigenews.kz > news > pereimenovaniestolitsisootvetstvuetkonstitu. 23 марта 2019 года

Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. //http: adilet.zan.kz > rus > docs

6Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года // http: adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_.

7 Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 г. «О правовых актах» //adilet.zan.kz > rus > docs

создание новых норм права с их толкованием, т.е. установлением их истинного смысла и содержания и доведением до сведения субъектов права. Нормативный характер этих актов обусловлен тем, что они являются источниками действующего права и носят обязательный характер, но сами по себе не имеют самостоятельного значения и применяются только вместе с теми нормами, которые они толкуют или конституционность которых оспаривается.

Кроме того, Конституция Республики Казахстан также не относит нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан к «иным нормативным правовым актам».

Так, согласно пункту 1 статьи 4 Конституции Республики Казахстан следует, что действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики8.

Другим вопросом, предусмотренной в статье 5 Основного закона страны, из которой следует, что Конституции Республики Казахстан не только гарантирует общественным объединениям равные права, но и запрещает незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на них функций государственных органов, устанавливает принцип идеологического и политического многообразия. Установлены недопустимость создания в государственных органах организаций политических партий, запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований при них, на деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями, осуществление деятельности

иностранных религиозных объединений на территории Республики, а также назначение иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в Республике по согласованию с соответствующими государственными органами9.

Любое общество представляет собой сложный комплекс различных слагаемых, населения, культуры, традиций и т.д. Конституция регулирует лишь определенные общественные отношения и положения, относящиеся к обществу. Это общество социального капитализма. По мнению академика РАН, профессора Т.Я. Хабриевой, «современная конституция должна отразить отмеченную позицию, зафиксировать устои такого общества и обозначить основные вехи движения вперед» [4, с.327].

Независимость государства, путь его развития и дальнейшее процветание предполагает соблюдение основных норм правовой системы гражданским обществом, грамотное её использование во всех сферах его жизнедеятельности. Мировая практика показала, что создание политических партий и иных общественных объединений представляет собой базу социального общества. При этом должно быть обеспечено их активное взаимодействие с государством. Данное условие способствует реализации основных задач Конституции.

Конечно, государство в определенной мере держит под контролем создание общественных институтов и их взаимодействия с государственными органами путем принятия законов, регламентирующих порядок их создания, государственной регистрации и прекращения из деятельности, основные права и обязанности, а также через финансовую и организационную поддержку общественных объединений.

К примеру, в Казахстане приняты законы «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О профессиональных союзах», «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан», регулирующих эти вопросы10.

Вместе с тем, справедливым представляется замечание профессора Т.Я. Хабриевой о том, что «излишнее государственное регулирование», как и «отделение государства от общества неприемлемы» [4, с. 331-333]. Это, действительно, так. Взаимодействие государства и общества должно осуществляться на

8

Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г.

9 Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г.

10 Законы рК от 31 мая 1996 г. «Об общественных объединениях», от 15 июля 2002 г. «О политических партиях», от 12 апреля 2005 г. «О профессиональных союзах», «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан», от 27 июня 2014 г. «О профессиональных союзах» //Ведомости Парламента РК.1996. № 8-9. Ст.234; 2002. № 16. Ст.153; 2005. № 6., Ст.8; 2014. № 11. Ст.66

основе доверительных отношений и защищать права и интересы гражданского общества. Ученый предлагает «очертить круг отношений», куда вмешательство государства не является обязательным и который будет считаться независимым от него [4, с. 331-333].

В связи с этим, созданный Указом Президента 12 июня 2019 года в соответствии с подпунктом 20) статьи 44 Конституции Национальный совет общественного доверия при Президенте Республики Казахстан (НСОД), в который вошли известные общественные деятели, призван наладить конструктивный диалог между обществом и государством. НСОД разработал ряд законопроектов, направленных на развитие гражданской активности населения в разных сферах жизни общества, в том числе касающихся порядка проведения митингов, выборов, создания политических партий.

В статье 7 Конституции отражен государственный статус казахского языка. Прежний, не совсем ясный статус русского языка заменен принципом его официального употребления наравне с казахским в государственных организациях и органах местного самоуправления. Сохранены нормы о заботе со стороны государства в части создания условий для изучения и развития языков народа Казахстана. Запрет на дискриминацию по мотивам языка установлен пунктом 2 статьи 14 Конституции11.

Казахстан - это многонациональное государство, где представители различных национальных культур и этносов живут в мире и согласии. Данный аспект также можно отметить в Основном Законе, где политическая стабильность и развитие государства в условиях межнационального и межконфессионального консенсуса - есть начало мощной консолидации граждан. В настоящее время статьи 7, 93 Конституции Республики Казахстан стали стержневыми основаниями для разработки государственной Программы по реализации языковой политики в Республике Казахстан на 2020-2025 годы12.

В статье 9 Конституции имеются положения о государственных символах13. «Государственные символы представляют собой официальные атрибуты государственного суверенитета. Им присуща правовая определенность описания формы и обязательность использования в конкретно установленных законом случаях. В них в образном и лаконич-

ном виде заключена информация об исторических корнях и ценностях, на которых зиждется национальная идеология» [3, с.95].

Не случайно описание и порядок использования государственных символов регулируются конституционным законом14.

Таким образом, мы видим, что Конституция Казахстана от 30 августа 1995 года не только сохранила основополагающие положения Конституции от 28 января 1993 года, но и развила их, а также наполнила новым конкретным содержанием.

Можно отметить, что в разделе 1 «Общие положения» также 9 статей, в которых нашли отражение основы конституционного строя. Но помимо дополненных и конкретизированных норм, воспринятых из текста первой Конституции, Конституция от 30 августа 1995 года содержит еще две статьи, которые отсутствовали прежде в разделе «Основы конституционного строя».

Так, ст.6 говорит о признании и равной защите в Республике Казахстан государственной и частной собственности, её назначении служить общественному благу, регулировании законом субъектов и объектов собственности, объема и пределов осуществления собственниками своих прав, гарантий их защиты, нахождении всех природных богатств в государственной собственности и возможности нахождения земли в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом15.

Конечно, утверждать отсутствие в Конституции от 28 января 1993 года норм о собственности нельзя. Но они, во-первых, были закреплены в разделе II «Общество, основы его устройства»; во-вторых, все природные ресурсы, включая землю, находились в исключительной собственности государства.

Между тем, данный вопрос носил принципиальный характер для первых лет независимости, когда государство было вынуждено проводить социально-экономические реформы методом «шоковой терапии», чтобы перевести экономику Казахстана на рыночные рельсы, обеспечить свободу предпринимательства и привлечь иностранных инвесторов.

Статья 8 Конституции закрепляет основы внешней политики Республике Казахстан, выражающиеся в уважении принципов и норм международного права, проведении политики сотрудничества и добрососедских отношений

11 Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г.

12 Постановление Правительства РК от 31 декабря 2019 г. № 1045 «Об утверждении Программы по реализации языковой политики в Республике Казахстан на 2020-2025 годы» //Информационно-правовая система нормативных правовых актов РК «Эдглет» - adilet.zan.kz

13 Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г.

14 Конституционный закон РК от 4 июня 2007 г. «О государственных символах» //Ведомости Парламента РК. 2007. № 11. Ст.72

15 Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г.

между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров, отказа от применения первой вооруженной силы16.

И это закономерно, поскольку Казахстан является суверенным государством и полноправным членом международного сообщества. Наша страна провозглашает миролюбивую политику в отношении с другими государствами, добровольно отказалась от части ядерного потенциала, который достался в наследство от Советского Союза, закрыла ядерный полигон, запретила испытания ядерного оружия и других наиболее опасных видов вооружений, подписала со многими странами договоры о сотрудничестве.

Конституция является ядром правовой системы любого государства. От качества разработанности и объективности её норм и механизмов зависит не только ее стабильность, но и будущее развитие государства и общества в целом. Исходя из этого, в конституции современного общества заложен созидательный потенциал.

Нами поддерживается позиция известного общественного и политического деятеля Р.К. Сарпекова, по мнению которого бесспорен тот факт, что Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года отвечала основным требованиям, предъявляемым конституционным моделям, а также «не только

реалиям 90-х годов прошлого века, но и потребностям нового независимого государства, несмотря на непродолжительный собственный опыт, основанный на Конституции Республики Казахстан от 28 января 1993 года» [5, с.72,73].

Считается, что многие проблемы во взаимоотношениях между государством и обществом возникают из-за отсутствия соответствующего контроля. Контроль соблюдения всех норм Конституции Республики, по-нашему мнению, должен осуществляться как со стороны государства, так и гражданского общества. Ведь конституция - это своего рода общественный договор между государством и его гражданами, который должен соблюдаться обеими сторонами. Она направлена на формирование ответственности не только чиновников, но и каждого гражданина перед нынешним и будущим поколениями.

В этой связи общественные объединения могли бы не только контролировать взаимодействие государства и общества, но и стать основным примером для создания грамотного правового общества современного Казахстана.

Таким образом, Конституции Республики Казахстан является главным ориентиром в развитии нашей страны как демократического, правового государства, ключевыми условиями которого являются процветание и конкурентоспособность государства на мировой арене.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рогов И.И. Конституция Казахстана - основа поступательного развития общества и государства // Право и государство. - 2015. - № 3 (68). - С.6-11.

2. Сапаргалиев Г.С. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс.- Алматы: Жет1 Жаргы, 2002. - 528 с.

3. Конституция Республики Казахстан. Научно-практический комментарий. - Астана, 2018. - 640 с.

4. Хабриева Т.Я. Избранные труды: в 10 т. Том 2, Монографии. Конституционный контроль. Правовая охрана Конституции. Теория современной конституции. - М.: 2018. - 448 с.

5. Сарпеков Р.К. Республика Казахстан: Опыт конституционных реформ //Конституция 1993 года Была ли альтернатива? // Гайдаровский форум - 2019 «Россия и Мир: Национальные цели Развития и Глобальные тренды» материалы Круглого стола. -М., 16января 2019 г. - С.72-78.

REFERENCES

1. Rogov I.I. Konstitucija Kazahstana - osnovapostupatel'nogo razvitija obshhestva i gosudarstva // Pravo i gosudarstvo. - 2015. - № 3 (68). - S.6-11.

2. Sapargaliev G.S. Konstitucionnoe pravo Respubliki Kazahstan: Akademicheskij kurs.- Almaty: Zheti Zharsy, 2002. - 528 s.

3. Konstitucija Respubliki Kazahstan. Nauchno-prakticheskij kommentarij. - Astana, 2018. - 640 s.

4. Habrieva T.Ja. Izbrannye trudy: v 10 t. Tom 2, Monografii. Konstitucionnyj kontrol'. Pravovaja ohrana Konstitucii. Teorija sovremennoj konstitucii. - M. : 2018. - 448 s.

5. Sarpekov R.K. Respublika Kazahstan: Opyt konstitucionnyh reform // Konstitucija 1993 goda Byla li alternativa? // Gajdarovskij forum - 2019 «Rossija i Mir: Nacional'nye celi Razvitija i Global'nye trendy» materialy Kruglogo stola. - M., 16 janvarja 2019 g. - S.72-78.

16 Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.