Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН'

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маланьина А.А.

Отсутствие эффективных способов финансирования малого предпринимательства, несмотря на государственную поддержку, сдерживает увеличение количества занятых в этой сфере, соответственно, пока рано говорить об увеличении доли малого бизнеса в ВВП страны. Недостаточный опыт использования значимых видов финансирования малого бизнеса, которые зарекомендовали себя в развитых странах, не дает возможности населению реализовать себя в предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»

мированными негативными ожиданиями в связи с нестабильной геополитической ситуацией в стране и мире. Разнонаправленный характер воздействия рассмотренных факторов будет способствовать сохранению неопределенности ценовых ожиданий на глобальном рынке капитала и, следовательно, высокой волатильности котировок на российском рынке акций.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2 от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ.

4. О банках и банковской деятельности: Федер. закон от 02.12.1990 г. № 395-1.

5. Об акционерных обществах: Федер. закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ.

6. О рынке ценных бумаг: Федер. закон от 22.04.1996 г. № 39-Ф3.

7. О негосударственных пенсионных фондах: Федер. закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ.

8. О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг: Федер. закон от 05.03.1999 г. № 46-ФЗ.

9. Об инвестиционных фондах: Федер. закон от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ.

10. О валютном регулировании и валютном контроле: Федер. закон от 10.12.2003 г. № 173-Ф3.

11. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

12. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах.

13. Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2014. - С. 448.

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

© Маланьина А.А.1

Костанайский филиал Челябинского государственного университета,

г. Костанай

Отсутствие эффективных способов финансирования малого предпринимательства, несмотря на государственную поддержку, сдержива-

1 Профессор кафедры Экономики, кандидат экономических наук.

ет увеличение количества занятых в этой сфере, соответственно, пока рано говорить об увеличении доли малого бизнеса в ВВП страны. Недостаточный опыт использования значимых видов финансирования малого бизнеса, которые зарекомендовали себя в развитых странах, не дает возможности населению реализовать себя в предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: активные субъекты малого предпринимательства, финансирование предпринимательской деятельности, государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства.

Субъекты малого предпринимательства играют важную роль в создании ВВП страны, Казахстан намерен довести к 2020 году долю малого и среднего бизнеса в структуре экономики до 40 %. Состояние и уровень развития сектора малого предпринимательства играет важнейшую роль в обеспечении устойчивого экономического роста страны, способствуя решению ряда проблем: безработица, бедность, отсутствие конкуренции, неэффективное использование ресурсов, зависимость от импорта. По этой причине вопросы развития малого предпринимательства в большинстве в стран, в том числе и в Казахстане, относятся к категории наиболее важных и рассматриваются на государственном уровне.

По данным Комитета по статистике Министерства Национальной Экономики Республики Казахстан [3], количество активных субъектов малого предпринимательства с каждым годом растет. Так, по сравнению с 2010 годом, общее число активных субъектов малого предпринимательства ежегодно в среднем увеличивалось на 9 % и за 5 лет возросло на 41,3 % (табл. 1). Число активных юридических лиц малого предпринимательства в среднем ежегодно возрастало на 3 % и к 2014 году увеличилось на 12,5 %. Самый динамичный рост показала численность индивидуальных предпринимателей: прирост в среднем ежегодно на 13,7 % и рост на 67 % за 5 лет. Количество крестьянских (фермерских) хозяйств уменьшилось за исследуемый период на 10,3 % с ежегодным сокращением численности в среднем на 2,7 %.

Таблица 1

Количество активных субъектов малого предпринимательства Республики Казахстан, единиц

Субъекты малого бизнеса Годы Темп роста, %

2010 2011 2012 2013 2014 к 2010 г. средний

всего, в том числе: 652886 837083 801362 879921 922285 141,3 109,0

юридические лица малого предпринимательства 66492 64457 62888 61076 74829 112,5 103,0

индивидуальные предприниматели 416085 589640 573618 660262 694759 167,0 113,7

крестьянские (фермерские) хозяйства 170309 182986 164856 158583 152697 89,7 97,3

Данные показатели являются положительными и характеризуют динамичное развитие малого предпринимательства в Республике Казахстан. Од-

нако, если рассмотреть в разрезе каждого года численность активных субъектов малого предпринимательства, то показатели претерпевают противоречивые тенденции, видны периодические спады и подъемы. Падение можно объяснить, пожалуй, в первую очередь общей тенденцией ухудшения экономической ситуации из-за мирового финансового кризиса. Увеличение количества активных индивидуальных предпринимателей в 2013 году связано с переведением в электронный формат выдачи всех лицензий и автоматизацией более 80 наиболее востребованных бизнесом разрешительных процедур.

Численность занятого населения в малом предпринимательстве в 2014 году составила 2294442 человека или 27 % от общего числа занятых в Республике Казахстан на данный период. В 2010 году доля занятого населения в малом предпринимательстве составляла 23,2 % от общего числа занятых в государстве, таким образом, наблюдается тенденция к увеличению данного показателя. Что касается динамики, то общее количество занятых в малом предпринимательстве с каждым годом увеличивается в среднем на 5 %, за изучаемый период прирост числа занятых составил 21,9 % (табл. 2). Наибольший прирост показала численность занятых в индивидуальном предпринимательстве: 12,4 % ежегодно и, соответственно, 60 % за 5 лет. Перепады показателей отчасти связаны с тем, что 2011 году в рамках вступления в Таможенный союз Казахстан поднял импортные пошлины на ряд импортируемых товаров. В результате, среднестатистический уровень импортных пошлин в РК вырос с 6,2 % до 10,6 %. В основном подорожали промышленные товары, с 4-6 % до 8,5 %, что не могло не сказаться на предпринимательстве Казахстана. Например, многие предприниматели, импортирующие автомобили в Казахстан, прекратили свою деятельность в результате повышения импортных ставок.

Таблица 2

Численность занятых в малом предпринимательстве Республики Казахстан, тыс. чел.

Субъекты малого бизнеса Годы Темп роста, %

2010 2011 2012 2013 2014 к 2010 г. средний

всего, в том числе: 1882,3 1737,7 1707,8 1865,1 2294,4 121,9 105,1

юридические лица малого предпринимательства 746,2 539,3 500,6 527,5 849,0 113,8 103,2

индивидуальные предприниматели 710,6 771,9 831,4 990,7 1136,0 160,0 112,4

крестьянские (фермерские) хозяйства 425,5 426,5 375,8 346,9 309,4 72,7 92,3

По итогам 2015 года количество действующих субъектов малого бизнеса в Республике Казахстан насчитывало 1289683 единицы, из них 175679 юридических лиц малого предпринимательства (13,6 %) и 930 077 индивидуальных предпринимателей (72,1 %), растет число самозанятых в экономике. В территориальном разрезе среди областей по количеству действую-

щих субъектов малого бизнеса лидируют Южно-Казахстанская область и город Алматы, на них приходится по 14 % субъектов малого бизнеса, 12 % -на Алматинскую область.

Выпуск продукции субъектами малого предпринимательства (табл. 3) за 5 лет увеличился почти в 4 раза, ежегодно в среднем возрастая на 40,4 %. Юридическими лицами в сфере малого бизнеса произведено в 2014 году почти в 5 раз больше продукции по сравнению с 2010 годом.

Таблица 3

Выпуск продукции субъектами малого предпринимательства Республики Казахстан, млрд. тенге

Субъекты малого бизнеса Годы Темп роста, %

2010 2011 2012 2013 2014 к 2010 г. средний

всего, в том числе: 2514,3 2706,7 2850,1 3555,3 9766,1 388,4 140,4

юридические лица малого предпринимательства 1673,5 1445,2 1546,4 1871,1 8007,3 478,5 147,9

индивидуальные предприниматели 495,1 675,1 754,4 949,8 972,7 196,5 118,4

крестьянские (фермерские) хозяйства 345,7 586,4 549,3 734,4 786,1 227,2 122,8

Вклад субъектов малого предпринимательства (16,3 %) в валовой региональный продукт Республики Казахстан в 2014 году вырос в 2,5 раза по сравнению со средним значением за предыдущие 4 года (табл. 4). Доля ВДС среднего предпринимательства в ВРП, для сравнения, составляла в 2014 году 9,9 %. Несмотря на положительную тенденцию, это очень низкий процент в ВРП страны по сравнению с развитыми странами, где данный показатель превышает 50 %. Объясняется это тем, что значительная часть вклада в ВРП (70 %) приходится на долю крупного бизнеса, задействованного в нефтяном и горно-металлургическом секторах экономики. Это отражает структуру бизнеса Казахстана, в основном сконцентрированного на сырьевых отраслях.

Таблица 4

Динамика доли малого предпринимательства в структуре валового регионального продукта Республики Казахстан

Год 2010 2011 2012 2013 2014

Доля ВДС малого предпринимательства в ВРП, % 7,0 6,2 5,9 6,5 16,3

Субъекты малого бизнеса по итогам 2014 года в целом по Республике Казахстан получили прибыль в размере 956611320 тыс. тенге, самые высокие показатели успешного ведения бизнеса демонстрируют предприниматели Западно-Казахстанской области (461918544 тыс. тенге), а также города Алматы (155365881 тыс. тенге). В отраслевом разрезе самым прибыльным стал малый бизнес в сфере горнодобывающей промышленности и разра-

ботки карьеров (522231600 тыс. тенге). Наибольшие убытки понесли субъекты малого бизнеса, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, ремонтом автомобилей и мотоциклов (11354492 тыс. тенге), а также операциями с недвижимым имуществом (18287806 тыс. тенге).

Успех и развитие бизнеса зачастую зависит от правильного выбора вида и формы кредита. Главное для предпринимателя - ясно понимать цель привлечения заемных средств и внимательно изучать условия кредитования. Объем выданных микрокредитов на развитие малого бизнеса за 3 квартал 2015 года в целом по Республике Казахстан составил: для юридических лиц -33264927 тыс. тенге, для физических лиц - 36138126 тыс. тенге [3]. В региональном разрезе лидерами по объему кредитования юридических лиц малого предпринимательства стали Карагандинская область (13601112 тыс. тенге), Южно-Казахстанская область (4606460 тыс. тенге), а также города Астана (7 420 266 тыс. тенге) и Алматы (5365303 тыс. тенге). Город Алматы является также безусловным лидером по объемам кредитования индивидуальных предпринимателей - 24958161 тыс. тенге, или 69 % всех кредитов для данной категории.

Государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан представлена на сегодняшний день большим количеством различных организаций, оказывающих представителям малого бизнеса помощь от консультаций по вопросам создания собственного дела и выбора организационно-правовой формы до поиска партнеров за рубежом и привлечения инвестиций. АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» - национальный институт развития, оператор по управлению активами государства, предлагает широкий спектр продуктов и услуг для предпринимателей: программы кредитования через банки второго уровня, финансирование лизинговых сделок, субсидирование процентных ставок, гарантирование, обучение основам бизнеса, консультационная поддержка, распространение информационно-аналитических материалов [1]. Помимо размещения кредитных ресурсов через банки второго уровня, Фонд «Даму» реализует большое число программ, в том числе такие, как программа «Даму-Кемек» для помощи инвалидам-предпринимателям; программа «Даму-вндiрiс» для поддержки субъектов частного предпринимательства, занятых в сфере обрабатывающей промышленности. Эти программы, по большей части, направлены на повышение доли сектора обрабатывающих производств в общем объеме продукции малого и среднего бизнеса.

Проекты, которые предприниматели представляют в Фонд «Даму», проходят жесткий конкурсный отбор. Основной программой, реализуемой фондом на данный момент, является «Дорожная карта бизнеса - 2020», целью которой является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих

мест. Деятельность в рамках Программы ведется по 4 основным направлениям [2]:

- поддержка бизнес-инициатив (субсидирование процентной ставки и обеспечение государственных гарантий по кредитам для малого и среднего бизнеса);

- оздоровление предпринимательского сектора (выплата Фондом части ставки вознаграждения по кредиту);

- поддержка экспортоориентированных производств (субсидирование процентной ставки для экспортеров несырьевого сектора);

- усиление предпринимательского потенциала.

Благодаря запуску с 2010 года государственной программы «Дорожная карта бизнеса - 2020» значительно расширился спектр инструментов поддержки предпринимательства через Фонд «Даму». В частности, было начато субсидирование ставок вознаграждения по кредитам субъектов МСБ, гарантирование кредитов субъектов МСБ, а также стартовала масштабная реализация программ обучения и консультационной поддержки МСБ, что позволило существенно увеличить клиентскую базу Фонда, как финансового агента и оператора программы «ДКБ - 2020».

По состоянию на 01.05.2014 года в рамках программы «ДКБ - 2020» заключено 3628 договоров субсидирования на общую сумму кредитов 883,2 млрд. тенге [4]. По объему кредитного портфеля лидируют Алматин-ская область, г. Алматы. В структуре субсидируемых проектов преобладают обрабатывающая промышленность (39 %), сектор транспорта и складирования (29 %), а также проекты в агропромышленном комплексе (8 %).

Несмотря на достаточно развитую систему поддержи малого бизнеса, масштабы его развития не позволяют эффективно решать возлагаемые на него задачи. Одной из основных причин сложившейся ситуации является ограниченный доступ субъектов малого предпринимательства к источникам финансирования. Эффективным инструментом расширения доступа к финансовым услугам являются программы микрофинансирования. На практике вполне реальна ситуация, когда микрофинансовые институты - это единственный способ для мелких заемщиков получить доступ к внешнему финансированию, например, в ситуации, когда традиционные финансовые структуры не работают с подобного рода клиентами. Но микрофинансирование следует воспринимать как своего рода «первую финансовую помощь», его нельзя рассматривать как базовое финансирование.

Перспективными методами активного вливания в экономику Казахстана новых инвестиций являются венчурный капитал и помощь бизнес-ангелов. Венчурное инвестирование существует в Казахстане более 10 лет, однако, этот рынок не смог стать принципиально устойчивым. Согласно статистике Единого регистратора ценных бумаг, сегодня в Казахстане зарегистрировано 28 венчурных фондов. Одним из основных игроков на этом рынке выступа-

ет НАТР (Национальное агентство по технологическому развитию), которое за время своей деятельности совместно с казахстанскими и зарубежными инвесторами поддержало 7 отечественных венчурных фондов. Отсутствие развитого рынка IPO становится одним из сдерживающих факторов для венчурных инвесторов в Казахстане. Кроме того, хорошо подготовленных к венчурному инвестированию заявителей очень мало. Имеется большое предложение хороших изобретений, но подготовлены к таким инвестициям лишь немногие.

Бизнес-ангелы занимаются прямым инвестированием в коммерческую деятельность, обычно на ранних стадиях ее развития. Однако они не просто пассивные инвесторы, среди них есть состоявшиеся бизнесмены, которые готовы предложить свои советы и опыт, необходимые для успешного воплощения в жизнь бизнес-идеи.

На сегодняшний день финансирование малого предпринимательства, несмотря на государственную поддержку, развито недостаточно. Отсутствие эффективных способов финансирования тормозит увеличение количества занятых в малом предпринимательстве, а, соответственно, пока рано говорить об увеличении доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны. Недостаточный опыт использования значимых видов финансирования малого бизнеса, которые зарекомендовали себя в развитых странах, не дает возможности населению реализовать себя в предпринимательской деятельности. На практике существует много способов развития начинающего и действующего бизнеса, однако, отсутствие опыта и примера экспертов в данной области не дают субъектам малого предпринимательства Казахстана принимать решения, которые возможно, принесли бы значительную прибыль.

Список литературы:

1. АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал АО «ФОНД НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ «САМРУК-КАЗЫНА». - Режим доступа: http ://sk.kz/company/28.

2. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан [Электронный ресурс] // Современное состояние системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан. - Режим доступа: http://www.mspbank.ru/ files/analytical_center/analytical_reports/researches/Kazaxstan-2012.pdf.

3. Малое и среднее предпринимательство [Электронный ресурс] // Сайт Комитета по статистике Министерства Национальной Экономики Республики Казахстан. - Режим доступа: http://www.stat.gov.kz/faces/wcnav_exter-nalId/homeNumbersSMEnterprises?_afrLoop=35436386787613777#%40%3F_ afrLoop%3D35436386787613777%26_adf.ctrl-state%3Dt81eqhces_127.

4. Стратегия развития акционерного общества «Фонд развития предпринимательства «Даму» на 2014-2023 годы [Электронный ресурс] // Сайт АО «Фонд развития предпринимательства «Даму». - Режим доступа: http://www.damu.kz/content/files/StrategiyaRazvitiyaAO_FondRazvitiyaPredprin ^ек^а_Бати_Ма2014_2023 Gody.pdf.

ФИНАНСЫ ДОМОХОЗЯЙСТВ КАК ИСТОЧНИК ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

© Маланьина А.А.1

Костанайский филиал Челябинского государственного университета,

г. Костанай

Экономическую основу формирования финансов домохозяйств создают процессы, направленные на финансирование полноценного воспроизводства человеческого капитала. Финансирование жизнеобеспечения человеческого капитала выступает главной экономической миссией финансов домохозяйств. Неудовлетворительная структура доходов и расходов, низкий сберегательный потенциал, недостаточно эффективное управление финансами домохозяйств Казахстана не позволят осуществлять полноценное воспроизводство человеческого капитала, а в этом заинтересованы как государство, так и все субъекты рынка.

Ключевые слова: воспроизводство человеческого капитала, финансы домохозяйства, структура доходов и расходов бюджета домохозяйства, управление финансами домохозяйства.

Тема воспроизводства человеческого капитала остается актуальной на протяжении последних лет. Не случайно в Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 17 января 2014 года № 732, среди пяти стратегических направлений долгосрочного развития Казахстана на первом месте стоит развитие человеческого капитала. Концепция ставит целью «опережающее развитие человеческого капитала и его становление главным драйвером массового создания инноваций». Это предполагает расширение возможностей для самореализации, творческого развития и высокопроизводительного труда человека путем развития сфер образования и науки, системы социальной защиты, сферы здравоохранения.

Инвестиции, направленные на формирование и воспроизводство человеческого капитала, включают расходы:

- на содержание и воспитание детей в семье до трудоспособного возраста;

1 Профессор кафедры Экономики, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.