ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Бисенгалиева А.А.1, Смагулова Н.Т.2 Email: Bissengalyeva17137@scientifictext.ru
'Бисенгалиева Алмагуль Айдынгалиевш - магистрант; 2Смагулова Няйля Турарбековна - доктор экономических наук, профессор; кафедра экономики и бизнеса, Казахская Академия труда и социальных отношений, г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: в условиях модернизации экономики и развития малого бизнеса акцентируется внимание на повышении профессиональных качеств предпринимателей. Поэтому в статье рассматривается развитие предпринимательского образования, где выявлена роль бизнес-школ в формировании трудовых ресурсов для ведения отечественного бизнеса. Дается аналитический обзор видам предпринимательского образования и показана эффективность их применения. Со стороны государства осуществляется поддержка по обучению ведению бизнеса для сельской молодежи. Согласно государственной программе по продуктивной занятости и массового предпринимательства увеличивается количество обучаемых предпринимателей. На основе анализа состояния бизнес-образования даны рекомендации по улучшению системы предпринимательского образования.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, тренинги, стартап, международные стандарты бизнес-образования.
ANALYSIS OF THE STATE OF BISINESS EDUCATION
IN MODERN CONDITIONS
12 Bissengalyeva А.А.1, Smagulova N.T.2
'Bissengalyeva Almagul Aydyngalievna - Graduate Student; 2Smagulova Nyailya Turarbekovna - Doctor in Economic sciences, full Professor, ECONOMIC AND BUSINESS DEPARTMENT, KAZAKH ACADEMY OF LABOR AND SOCIAL RELATIONS, ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract: in the context of the modernization of the economy and the development of small business, emphasis is placed on improving the professional skills of entrepreneurs. Therefore, the article discusses the development of entrepreneurial education, which revealed the role of business schools in the formation of labor resources for the conduct of domestic business. An analytical review of the types of entrepreneurial education is given and their effectiveness is shown. State support is provided for business training for rural youth. According to the state program on productive employment and mass entrepreneurship, the number of trained entrepreneurs is increasing. Based on the analysis of the state of business education, are given to recommendations for improving the system of business education.
Keywords: Global Competitiveness Index, training, start-up, international business education standards.
УДК 338.37; 334.012
Предпринимательское образование не может развиваться в отрыве от развития отечественного бизнеса и тенденций развития глобальной экономики. Сегодня практически любая компания применяет инструменты стратегического менеджмента и маркетинга, переходит к концепции стратегического управления персоналом. Поэтому бизнес образование становиться все более проактивным, т.е. опережает
практику. К сожалению, не всегда теоретические подходы являются адаптированными к применению на практике.
Задача казахстанских тренеров, преподавателей - адаптировать, уточнить разработанные в западных странах модели управления, подсказать, что является для нас приемлемым, и какие возникают прикладные проблемы при внедрении, и как учитывать особенности страны, менталитета, ресурсов, стилей и методов [1].
Анализ исследования показал, что в настоящее время обучение предпринимательству в Казахстане носит преимущественно неформальный характер. Поэтому формирование в нашей стране системы предпринимательского образования, нацеленной на подготовку и воспитание конкурентоспособных предпринимателей, должно стать важным элементом государственной политики, ведь постоянное воспроизводство предпринимательского сословия является цементирующей основой любой эффективной национальной экономики.
По существу, предпринимательское образование включает в себя: бизнес-тренинги, занятия по бизнес-идеям, курсы по бизнес-планированию, бизнес моделированию и инвестированию, курсы по учету и налогообложению малого бизнеса, а также другие обучающие программы, в т.ч. с государственным финансированием, ориентированные на Startup и участников немногочисленных бизнес-инкубаторов.
Именно такие формы обучения наиболее популярны во всём мире и они эффективны. Естественно, они могут помочь начинающим и действующим предпринимателям, в частности:
• научиться техникам эффективных переговоров с потенциальными партнёрами;
• сформировать сплочённую и работоспособную команду;
• повысить уровень продаж;
• разработать оптимальную стратегию формирования и развития предприятия или организации;
• выработать собственный оптимальный стиль работы в своей должности;
• научиться грамотно и профессионально распоряжаться собственными рабочими ресурсами;
• и многое другое.
Сейчас в Казахстане действуют различные государственные программы по внедрению и развитию предпринимательского образования. Так, «Дорожная карта бизнеса-2020», Программой развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы предусмотрены мероприятия по обучению ведения бизнеса. Как видно из таблицы 2, количество обучаемых за период с 2015 по 2017 годы достигла 31 339 человек [2].
Исследование показало, что в последние годы для получения предпринимательского образования стали осуществляться разные программы.
Таблица 1. Показатели фонда «Даму» предпринимателей, обучаемых по программам,
за 2015 - 2017 гг.
Наименование 2015 г. 2016 г. 2017 г. % выполнения плана
Объем средств выделенных на обучение предпринимателей по программам, млрд. тг 523,7 606,0 548,49 87
Общее количество участников программ обучения,чел. 6186 13 217 11 936 212
Количества созданных рабочих мест,чел. 25 900 23 415 25 059 100
Количество клиетов получившие дисстанционные услугу и обучение, чел. 59 705 54 765 63 829 100
Примечание - составлено автором
Так, программа «Бизнес школа», которая состоит из проектов «Бизнес советник», «Бизнес Рост», «Проектное обучению с применением принципов наставничества» позволяет обучить большое количество субъектов малого бизнеса. Приведем пример только по одному проекту «Бизнес советник», так в двухдневном семинаре было обучено 1 393 чел., из них зарегистрировались в качестве субъектов частного предпринимательства - 197 участников, с последующим созданием 260 рабочих мест. Кроме того, после обучения 120 участников получили льготное кредитование на общую сумму 340,4 млн. тенге.
Следующий уникальный проект - «Бастау Бизнес», определенный на 2017-2021 годы, запустила Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен». Так, в 2017 г. прошли обучение 15 тыс. чел. и защитили свои проекты - 8285 чел., что составило 56% от общего числа прошедших обучение, из них 3314 чел. открыли или расширили свой бизнес. А в 2018 г. по этому проекту было уже охвачено 28 тыс. чел. со всех районных центров страны, из них 19,5 тыс. чел. защитили бизнес-проекты, что составило 60% от всех обучившихся, из них 8 тыс. чел. открыли или расширили бизнес. В 2019 г. по данному проекту запланированно обучение 40 тыс. чел. из сельской местности (в основном для безработной сельской молодёжи, мигрировавшая в город). После обучения участникам проекта будет выделено средств через микрокредитование до 63 млрд тенге [3].
Анализ показал, что в процессе модернизации экономики в стране акцентируется внимание на развитие предпринимательского сектора, в результате чего, необходима эффективная система подготовки предпринимательских и управленческих специалистов страны.
Инновационные направления со стороны государства осуществляются в программах поддержки старапов, нацеленные и обучение по созданию своего собственного дела. Следует отметить, что одной из самых действенных мер поддержки предпринимателей в стартовый период является бизнес- инкубирование. Сюда можно отнести программу, созданную при поддержке АО "QazTech Ventures», где предоставляется технологический консалтинг и методологическое обучение.
Кроме того, предпринимательское образование получают через бизнес-школы, реализующие программы бизнес экономического профиля на уровне высшего и послевузовского образования. Отечественные ВУЗы - Алматы Менеджмент Университет, КИМЭП, UIB, Назарбаев университет позиционируются самостоятельными бизнес школами, а IBS при NARXOZ или Школа финансов и экономики при КБТУ выступают как факультеты университета. Также, независимые тренинговые центры и консалтинговые компании, реализуют краткосрочные бизнес курсы повышения квалификации и предлагают консалтинговые услуги («Renome Plus», Центр развития личности «Содействие Плюс», «KeyPartners Consulting», Компания «INTERPROFF Интегрированные Решения для бизнеса» и др.). Еще учебные центры и корпоративные университеты при крупных компаниях, обучают собственные кадры в соответствии с профилем компании (Академия корпоративного обучения PWC, Учебный центр АО «Казахтелеком», Корпоративный университет Самрук-Казына) [4].
Следовательно, сегодня рынок бизнес-образования в Казахстане является относительно сформировавшимся. Отечественные бизнес школы получили общественное признание и успешно работают на рынке.
Однако, в республике для улучшения системы предпринимательского образования необходимо использовать новые виды - такие как: экшн-трениги, которые направлены на улучшение предпринимательской среды, а также сплочение коллективов, что является эффективным способом для формирования корпоративной культуры и выевления лидерских качеств у будущих бизнесменов.
Таким образом, в результате проведенного исследования выявлено, что в бизнес-образовании большей популярностью пользуются краткосрочные программы (тренинги, курсы). Кроме того, особый интерес проявили молодые предприниматели
к Стартапам, бизнес-инкубаторам, где есть возможность реализовать свои бизнес идеи. Еще в инновационных условиях необходимо акцентировать внимание на новые виды предпринимательского образования (экшн-тренинг, коучинг, стартап).
Список литературы /References
1. Кузнецова О. «Бизнес-образование в Казахстане». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cbor.kz/stateiki/. (дата обращения: 12.03.2019).
2. «ДКБ -2020»: Сервисная поддержка помогла открыть 7,6 тысяч новых проектов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pcao.kz/ru/news/ (дата обращения: 14.03.2019).
3. Итоги реализации за 2017 год Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.enbek.gov.kz/ru/node/ (дата обращения: 15.03.2019).
4. Реализация Государственной программы по итогам 2018 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.enbek.gov.kz/ru/node/ (дата обращения: 16.03.2019).
ВОПРОСЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ УЗБЕКИСТАНА В УСЛОВИЯХ РИСКА
12 Ашуров М.С. , Шокирова Ю.С.
Email: Ashurov17137@scientifictext.ru
1 Ашуров Махаммаджон Сотволдиевич - кандидат экономических наук, доцент; 2Шакирова Юлдуз Сайдалиевна - старший преподаватель, кафедра менеджмента, факультет управления в производстве, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются существующие проблемы функционирования промышленных предприятий Республики Узбекистан, появления риска и неопределенности в условиях радикальной макроэкономической перестройки в результате либерализации экономики. Проведенный авторами анализ выявил ряд существенных системных проблем устойчивого развития промышленных предприятий в национальной экономике. На основе выявленной проблематики предлагается ряд решений, а также направления дальнейшего развития промышленных предприятий Узбекистана в условиях риска и неопределенности. Ключевые слова: риск, анализ риска, управления рисками, промышленные предприятия, экономическая стабильность, стратегия, менеджер.
ISSUES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES OF UZBEKISTAN IN RISK CONDITIONS Ashurov M.S.1, Shokirova Yu.S.2
1Ashurov Makhammadzhon Sotvoldievich - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor; 2Shakirova Yulduz Saidalievna - Senior Lecturer, DEPARTMENT MANAGEMENT, FACULTY OF PRODUCTION MANAGEMENT, FERGANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article discusses the existing problems of the functioning of industrial enterprises of the Republic of Uzbekistan, the emergence of risk and uncertainty in a radical