Научная статья на тему 'Служебная и физическая подготовка как важнейшая составляющая профессиональной подготовки сотрудников уголовноисполнительной системы Российской Федерации: актуальные вопросы организации'

Служебная и физическая подготовка как важнейшая составляющая профессиональной подготовки сотрудников уголовноисполнительной системы Российской Федерации: актуальные вопросы организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Служебная и физическая подготовка как важнейшая составляющая профессиональной подготовки сотрудников уголовноисполнительной системы Российской Федерации: актуальные вопросы организации»

АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ ГОФМАН

доцент кафедры боевой и тактико-специальной подготовки ВЮИ ФСИН России, доцент

И gofman2351@gmail.com Владимир

АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ДЕРИПАСКО

заместитель начальника ВЮИ ФСИН России по служебно-боевой подготовке, кандидат юридических наук, полковник внутренней службы И deripas71@mail.ru Владимир

Служебная и физическая подготовка как важнейшая составляющая профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: актуальные вопросы организации

Требования к профессиональной подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее также - уголовно-исполнительная система, УИС) всегда были и остаются в числе приоритетных. В связи с этим совершенствование организации и регулирования профессиональной подготовки кадров для УИС является на современном этапе развития ФСИН России весьма важной задачей, определяющей направления кадровой политики службы.

Качество профессиональной подготовки во многом зависит от того, насколько тесной оказывается связь получаемых знаний со всем многообразием задач, решаемых в повседневной жизни органами исполнения наказаний. Приказ Минюста России от 27.08.2012 № 169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы» устанавливает, что профессиональная подготовка проводится с целью воспитания и обучения сотрудников УИС [1].

© Гофман А. А., Дерипаско А. В., 2022

Основной задачей профессиональной подготовки является организация процесса, направленного на овладение и постоянное совершенствование сотрудниками профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на УИС, и качественного выполнения ими служебных обязанностей. Решение ее возможно на основе научно обоснованной организации профессионального обучения сотрудников УИС в соответствии с рекомендациями руководящих нормативных актов ФСИН России.

Изменение социально-политической и экономической ситуации, осложнение криминогенной обстановки в стране и реформирование УИС предъявляют принципиально новые требования к деятельности органов УИС, осуществление которой невозможно без повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников, и особенно в овладении рядом специфических навыков, крайне необходимых для исполнения служебных обязанностей.

Особую актуальность данное обстоятельство приобретает сегодня, когда динамические процессы и изменяющиеся условия деятельности УИС ставят перед сотрудниками принципиально новые проблемы и требуют иного подхода к их решению. В реализации этих задач значительная роль отводится служебной и физической подготовке, которые являются важнейшими составляющими профессиональной подготовки сотрудников УИС.

Кроме того, подготовка кадров для уголовно-исполнительной системы в соответствии с Федеральным Законом от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"» предусматривает:

1. Обучение в соответствии с федеральным законом по основным образовательным программам:

а) профессионального обучения граждан, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительной системе, по программам профессиональной подготовки в целях приобретения ими основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенции, необходимых для исполнения служебных обязанностей, а также сотрудников по программам переподготовки в целях приобретения ими компетенции, необходимой для осуществления нового вида служебной деятельности и получения новой квалификации, и по программам повышения квалификации в целях совершенствования имеющейся и (или) приобретения новой компетенции, необходимой для осуществления служебной деятельности;

б) среднго профессионального образования;

в) высшего образования.

2. Обучение по дополнительным профессиональным программам.

3. Профессиональную служебную и физическую подготовку.

Профессиональная служебная и физическая подготовка осуществляется по месту службы сотрудника [2].

Служебная и физическая подготовка имеют своей целью закрепление и обновление в плановом порядке необходимых знаний, умений и навыков сотрудников в их деятельности и при возникновении чрезвычайных ситуаций. Это неотъемлемый составной элемент системы непрерывного образования сотрудников учреждений и органов УИС. Они выступают связующим звеном между базовой подготовкой и периодическим повышением квалификации в стационарных условиях и призваны обеспечить непрерывность процесса совершенствования знаний, умений и навыков сотрудников на протяжении всей их службы в подразделениях УИС.

Учебные программы по служебной и физической подготовке способствуют обучению сотрудников умелому выполнению служебных обязанностей в соответствии с нормативными правовыми актами, позволяют личному составу твердо усваивать требования инструкций, наставлений, приказов и указаний Минюста России, ФСИН России и умело применять их в повседневной служебной деятельности.

При проведении занятий по служебной и физической подготовке предполагается широкое использование передового опыта и практики работы сотрудников органов и подразделений УИС. Регулярно проводимые в подразделениях смотры-конкурсы по служебной и физической подготовке среди учреждений и подразделений УИС не только способствуют повышению профессионального мастерства личного состава, воспитанию

ответственности и гордости за свое подразделение, но и дают возможность обмениваться передовым опытом.

Обеспечению постоянной готовности к выполнению оперативно-служебных задач, действиям в условиях сложной оперативной обстановки способствуют тактико-специальные учения с оперативным штабом и сводным отрядом по темам «Действия исправительного учреждения при проведении специальной операции по розыску и задержанию вооруженных или иных особо опасных преступников, совершивших побег из-под стражи либо при конвоировании», «Действия сводного отряда при проведении специальной операции по пресечению групповых неповиновений (хулиганских действий) и ликвидации массовых беспорядков в учреждениях ФСИН России» и другим. Это позволяет обучить личный состав решительным и квалифицированным действиям в сложной обстановке, усовершенствовать навыки руководящего состава в организации и проведении специальных операций.

Тактико-специальные учения по пресечению противоправных действий осужденных должны быть приближены к реальной обстановке и проводиться в несколько этапов:

- сбор личного состава учреждения по тревоге;

- проверка вещевых мешков и экипировки;

- приведение личного состава в боевую готовность;

- проведение специальной операции по пресечению неправомерных деяний «осужденных»;

- подведение итогов: выявление имеющихся недостатков, разбор действий каждого сотрудника, принимающего участие в учениях.

Проведение специальной операции необходимо снимать на видеокамеру и

затем при демонстрации видеофрагментов проводить воссоздание внешней картины чрезвычайной ситуации и действий каждого подразделения.

Преимущество командно-штабных и комплексных оперативных учений перед другими формами обучения состоит в том, что они могут воспроизводить ситуации, возникающие при выполнении комплекса служебных задач по предотвращению развития в учреждениях УИС чрезвычайных обстоятельств. Данные виды профессиональной подготовки личного состава к действиям в условиях сложной оперативной обстановки являются на сегодня наиболее приемлемыми.

Заслуживает внимания практика, когда руководитель органа УИС выносит на обсуждение анализ итогов обучения личного состава за прошедший год, предложения о мерах по его совершенствованию и проекты установочных документов на новый учебный год. Начальниками органов УИС ежеквартально проводятся служебные совещания, на которых анализируется состояние профессиональной подготовки подчиненных отделов и служб, а также курируемых служб подразделений. Такое обсуждение повышает ответственность начальников служб, учреждений и подразделений за организацию служебной и физической подготовки личного состава.

Важную роль в успешном выполнении сотрудниками своих служебных обязанностей играет физическая подготовка. Она направлена на приобретение умений и навыков, физических и психических качеств, способствующих успешному выполнению оперативно-служебных задач, сохранение высокой работоспособности и включает в себя общефизические (на силу, быстроту, выносливость, ловкость) и служебно-прикладные (боевые приемы борьбы, преодоление полосы препятствий и другие) упражнения.

Служба в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации подразумевает постоянную необходимость повышения требований к развитию профессионально важных качеств сотрудников УИС. Среди них уровень развития физических качеств является одним из важных показателей степени профессиональной подготовленности сотрудников пенитенциарной системы. На важность формирования физически развитых, готовых к решению различных профессиональных задач сотрудников неоднократно указывалось руководством Минюста России и ФСИН России. Их успешные умения целесообразно связывать с совершенствованием педагогических основ физической подготовки, внедрением новых, имеющих профессиональную направленность методик обучения. Предлагается в процессе обучения сотрудников, впервые принятых на службу, формировать их служебно-при-кладную физическую подготовленность посредством программно-целевого планирования учебного процесса в системе служебной подготовки. Имея общую основу со всем профессиональным мастерством сотрудника, физическая подготовка обладает существенными особенностями. Теоретические предпосылки и первичный анализ практики позволяют предположить, что специфика этой подготовленности выражается в наличии у сотрудников специальных знаний, умений и навыков, психической подготовленности, развитых физических качеств, таких как сила, выносливость, скорость, ловкость и другие. Представляется, что физическая подготовленность сотрудника к служебной деятельности являет собой не просто сумму этих качеств, а единый интегративный комплекс.

Физическая подготовка сотрудников УИС к служебной деятельности будет более результативной при условии:

- создания эффективной системы управления в организации физической подготовки во всех структурных подразделениях;

- изучения условий служебной деятельности различных категорий сотрудников и требований к проведению занятий по физической подготовке;

- использования комплекса объективных методов изучения и оценки реальной физической готовности сотрудника к действиям в условиях противоборства осужденного.

Для научного подтверждения эффективности перечисленных выше педагогических мероприятий необходимо решить следующие задачи:

- обосновать структурные компоненты физической подготовленности сотрудников различных категорий к служебной деятельности;

- определить существующий уровень физической подготовленности различных категорий сотрудников;

- провести анализ действий сотрудников в условиях активного физического сопротивления осужденных, в том числе вооруженного;

- определить зависимость качества выполнения служебных обязанностей различными категориями сотрудников УИС от их физической подготовленности;

- оценить эффективность форм и методов физической подготовки сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях;

- разработать научно обоснованный комплекс практических рекомендаций по совершенствованию физической подготовки различных категорий сотрудников УИС.

После реализации данных задач необходимо разработать новое Наставление по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы, ибо

Наставление по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденное приказом Минюста России от 12.11.2001 № 301 [3], уже не отвечает существующим реалиям.

В новом Наставлении по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы должны быть закреплены следующие задачи:

- овладение навыками выполнения боевых приемов борьбы, в том числе после значительных физических нагрузок и психических напряжений в условиях, максимально приближенных к реальным, и их совершенствование;

- преодоление различных препятствий;

- совершенствование навыков коллективных действий на фоне больших физических нагрузок;

- развитие общей и скоростной выносливости, ловкости, пространственной ориентации;

- воспитание смелости и настойчивости при действиях в сложных и экстремальных ситуациях.

Специальная направленность физической подготовки должна обеспечиваться в следующих условиях:

- на учебных занятиях через включение в их содержание соответствующих разделов (тем) физической подготовки, рациональное распределение учебного времени для отработки их содержания, преимущественное использование физических упражнений, обеспечивающих развитие наиболее важных прикладных навыков, физических, специальных и психических качеств;

- во время проведения утренней физической зарядки через применение преимущественно общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на развитие наиболее важных физических качеств;

- в процессе служебной деятельности через использование физических упражнений, наиболее характерных для конкретной профессиональной группы, а также отбор комплексов упражнений и соответствующих методических приемов;

- во время спортивно-массовой работы и физкультурно-оздоровительных мероприятий через использование служеб-но-прикладных видов спорта;

- в процессе самостоятельных занятий через отработку наряду с общеразви-вающими специальных и имитационных упражнений и действий, освоенных ранее на учебных занятиях.

Одним из приоритетных направлений профессиональной подготовки сотрудников УИС является огневая подготовка. Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"» предусматривает для сотрудника право на ношение и хранение огнестрельного оружия, а также на его применение в законодательно закрепленном порядке [2]. Соответственно, обязательным требованием, предъявляемым к сотруднику УИС, является наличие навыков владения табельным огнестрельным оружием.

Повышенный уровень криминогенной обстановки в исправительных учреждениях в конечном итоге приводит к тому, что сотруднику каждый день приходится сталкиваться с опасностями, сопряженными с покушением на его жизнь и здоровье.

Вместе с тем в настоящее время недостаточно изучена область огневой подготовки сотрудников, касающаяся стрельбы в реальных условиях и в ситуациях служебной и физической деятельности,

что не позволяет в полной мере сформировать необходимые навыки, предъявляемые к профессиональной компетенции сотрудников.

Если раньше было достаточно просто хорошо стрелять, то сегодня сотрудник УИС должен быть в постоянной готовности к тому, чтобы при необходимости из любого положения, независимо от способа ведения огня и от того, в какой руке находится оружие, суметь дать достойный отпор преступникам и поразить цель с одного-двух выстрелов.

Для достижения высоких результатов в стрельбе из табельного оружия сотрудники должны иметь глубокие теоретические знания, хорошую техническую, тактическую и физическую подготовку, высокие морально-волевые и психологические качества.

Огневая подготовка является составной и неотъемлемой частью всего процесса обучения сотрудников в системе служебной подготовки. Это, в свою очередь, вызвано спецификой профессиональной деятельности сотрудников УИС: служба в местах лишения свободы всегда связана с риском возникновения чрезвычайных ситуаций (массовые беспорядки, вооруженное сопротивление при задержании бежавших осужденных, захват сотрудников в заложники, совершение нападения на сотрудников и так далее).

Моделирование чрезвычайных ситуаций осуществляется на учебных занятиях по огневой подготовке в стрелковом тире. Однако максимально приблизить условия выполнения упражнений учебных стрельб к реальным ситуациям практической деятельности не позволяет приказ Минюста России от 26.02.2006 № 24 «Об утверждении Курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы» [4], поскольку он уже не соответствует современным требованиям.

Отсюда следует вывод: назрела необходимость пересмотреть систему огневой подготовки в УИС, чтобы по окончании обучения в образовательной организации сотрудники могли грамотно и уверенно владеть оружием. Для более качественной и высокопрофессиональной огневой подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России нужен новый Курс стрельб, который позволил бы отрабатывать упражнения в условиях, максимально приближенных к реальной обстановке. В него должны войти упражнения по стрельбе из пистолета с двух рук, со сменой магазина, с левой и правой руки, в ограниченное время, навскидку, спаренными выстрелами (флеш) и после физической нагрузки, а из автомата - стрельба с места и после передвижения по появляющимся и движущимся целям и с постовой вышки.

На практике сотрудник УИС все указанные способы ведения огня обязан выполнять в комплексе. Каждый из них имеет свои особенности и требует специальной подготовки, а значит, для обучения им необходимо использовать подготовительные и специальные упражнения, которые должны быть прописаны в Курсе стрельб. Однако действующая редакция данного документа их не содержит, и поэтому, по мнению Гофмана А. А. и Степановой Т. В., нуждается в переработке [5].

Говоря об особенностях применения огнестрельного оружия при несении службы сотрудниками УИС, следует подчеркнуть ответственность за результативность стрельбы. Так как случаи применения огнестрельного оружия в достаточной степени редки (по соотношению количества сотрудников и случаев), в момент его применения необходимы четкость действий и соблюдение правовых норм применения оружия.

Однако в связи с тем, что отделы (отделения) профессиональной подготовки

в территориальных органах не проводят обучение сотрудников практическим навыкам стрельбы из табельного оружия, ощущается недостаток в таких специалистах на местах. Сотрудники отделов профессиональной подготовки, как правило, являются организаторами и руководителями стрельб, но не методистами, которые могут увидеть ошибки сотрудников во время выполнения учебных упражнений или устранить возникающие во время стрельбы задержки. Вследствие этого назревает острая необходимость в подготовке внештатных инструкторов по огневой подготовке из числа сотрудников отделений профессиональной подготовки.

Целесообразно было бы введение штатной должности «инструктор боевой подготовки». Их обучение можно было бы проводить ежегодно на месячных учебно-методических сборах в образовательных организациях высшего образования ФСИН России на кафедрах боевой подготовки. Как один из вариантов - на выпускном курсе создать одну учебную группу (25 человек) из уверенно владеющих оружием курсантов и членов группы спортивного совершенствования по стрельбе из боевого оружия для подготовки будущих инструкторов боевой подготовки для территориальных органов, занятия проводить в факультативной форме обучения, по окончании выдавать удостоверение.

В целом мы считаем, что основными направлениями формирования у сотрудников УИС огневой подготовленности в процессе служебной и физической подготовки должны стать:

- совершенствование педагогического мастерства преподавателей, предполагающее создание в образовательных организациях высшего образования ФСИН России целенаправленной системы профессионально-педагогического обучения преподавателей огневой подготовки;

- проведение всероссийских и региональных совещаний, конференций по вопросам огневой выучки курсантов и сотрудников, обобщения передового опыта обучения, а также выработки мер по совершенствованию данного вида обучения;

- обсуждение вопросов повышения огневой подготовленности курсантов и сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях служебной деятельности при проведении ежегодных учебно-методических сборов профессорско-преподавательского состава и при составлении планов по служебной подготовке;

- регулярное проведение семинаров по наиболее эффективным формам и методам огневой выучки сотрудников с приглашением к участию в них лиц, ответственных за проведение учебных занятий в рамках служебной подготовки, а также внештатных инспекторов по огневой подготовке;

- обеспечение преподавателей образовательных организаций ФСИН России и лиц, проводящих занятия по служебной подготовке в территориальных органах, учебной, информационной и методической литературой, кино-, фото- и видеоматериалами по проблемам обучения сотрудников огневой подготовке;

- совершенствование учебно-материальной базы (оборудование учебных полигонов, полос препятствий, специальные тренажеры, современные технические средства обучения (стрелковый тренажер 8КЛТТ, интерактивный тир) и так далее);

- оснащение занятий по огневой подготовке достаточным количеством учебного оружия;

- проведение учебных занятий в условиях, максимально приближенных к реальности.

В связи со спецификой профессиональной деятельности сотрудников УИС

особое значение приобретают вопросы обеспечения личной безопасности, которая в полной мере зависит от степени общей профессиональной подготовленности сотрудников и наличия у них профессионального опыта, от эффективности специального обучения стратегии, тактике и приемам обеспечения личной безопасности. В этом вопросе мы полностью разделяем точку зрения профессора Буданова А. В. о необходимости включения в программу служебной подготовки вопросов обеспечения личной безопасности сотрудников [6].

Итак, профессиональная подготовка сотрудников является постоянным и непрерывным процессом, обеспечивающим нормальное функционирование

объектов УИС. Основные виды профессиональной подготовки необходимо рассматривать в единстве, не отдавая предпочтение ни одному из направлений. Считаем, что следует выработать единые программы подготовки сотрудников к действиям в условиях оперативной обстановки учреждений УИС.

Только своевременно спланированная и правильно организованная профессиональная подготовка при действенном контроле за ее состоянием позволит обеспечить выполнение одной из главных ее задач - совершенствование профессионального мастерства рядового и начальствующего состава органов и подразделений УИС в ходе их повседневной практической деятельности.

1. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 27.08.2012 № 169 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 41.

2. О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» : федер. закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ // Российская газета. 2018. 25 июля.

3. Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России : приказ Минюста России от 12.11.2001 № 301 (документ опубликован не был). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Об утверждении Курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 26.02.2006 № 24 (документ опубликован не был).

5. Гофман А. А., Степанова Т. В. Действующий Курс стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы: целесообразность совершенствования // Вестник Владимирского юридического института. 2016. № 1. С. 19-21.

6. Буданов А. В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. М. : Академия МВД России, 1997. 134 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.