Научная статья на тему 'Особенности организации служебно-боевой подготовки в Пермском институте ФСИН России'

Особенности организации служебно-боевой подготовки в Пермском институте ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гагарин А.Ю., Толченицин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации служебно-боевой подготовки в Пермском институте ФСИН России»

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. Ю. ГАГАРИН заместитель начальника

ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России по кадрам, полковник внутренней службы

А. В. ТОЛЧЕНИЦИН старший преподаватель-методист факультета очного обучения

ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, подполковник внутренней службы

Особенности организации служебно-боевой подготовки в Пермском институте ФСИН России

Процесс обучения человека непрерывен и длится в течение всей жизни, позволяя ему развиваться как личности и профессионалу в определенной области деятельности.

После окончания школы, высшего учебного заведения или любой другой образовательной организации человек как будущий специалист обладает лишь базовыми знаниями, компетенциями, необходимыми ему для дальнейшей жизни. Трудовой кодекс Российской Федерации гласит по этому поводу, что работодатель определяет необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд [1]. Не является исключением и уголовно-исполнительная система (УИС).

Порядок организации профессиональной подготовки лиц рядового и начальствующего состава Федеральной службы исполнения наказаний установлен Наставлением по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы [2].

Одним из наиболее значимых видов обучения сотрудников УИС является обучение

Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя.

Н. В. Гоголь

в процессе служебной деятельности, или слу-жебно-боевая и общественно-государственная подготовка. Все вопросы планирования, организации, порядка подготовки и проведения занятий, другие вопросы обучения подробно освещены в наставлении, поэтому рассмотрим особенности организации этого процесса в образовательной организации ФСИН России на примере ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России.

Конечно, нельзя рассматривать служебную подготовку сотрудников в институте отдельно от требований руководящих документов, но, как сказал Ф. М. Достоевский, «одно буквальное исполнение его [закона], без смысла, без понимания духа его, прямо ведет к беспорядкам, да и никогда к другому не приводило» [3].

Основным локальным нормативным актом, регламентирующим организацию служебно-боевой подготовки в институте, является приказ об организации служебно-боевой подготовки личного состава института, издаваемый ежегодно. Его содержание определено наставлением, но имеется ряд особенностей.

РАБОТА С КАДРАМИ

В институте в целях дифференциации содержания обучения в соответствии со спецификой выполняемых задач служебно-боевая подготовка организована в восьми учебных группах и на ежемесячном постоянно действующем семинаре. Так, профессорско-преподавательский состав кафедр входит в три учебные группы (создавать на каждой кафедре учебную группу нецелесообразно из-за небольшого количества личного состава на кафедрах - в среднем пять-шесть штатных единиц). Подразделения тылового обеспечения объединены в две группы: одной руководит заместитель начальника института по тылу, другой - начальник отделения автомобильного транспорта. Учебный отдел и методисты факультетов выделены в группу заместителя начальника института по учебной работе. Сотрудники кадровых подразделений, секретариата, юридической и финансово-экономической служб занимаются под руководством заместителя начальника института по кадрам. В учебных группах назначены лица, ответственные за ведение учетно-плано-вой документации, внештатные инструкторы-методисты по огневой и физической подготовке. Общую организацию служебно-боевой подготовки осуществляет сотрудник отдела кадров института.

Занятия по предметам служебной подготовки учебных групп проводятся еженедельно во второй половине дня, после завершения занятий с переменным составом. Каждый сотрудник конспектирует преподаваемый материал в служебных тетрадях, ведение записей контролируется руководителями учебных групп и сотрудником отдела кадров.

Огневая подготовка проводится ежемесячно в тире института, оборудованном современными техническими средствами, в том числе электронно-оптическими тренажерами. В ходе занятий применяется дифференцированный подход: практикуется индивидуальная работа с сотрудниками, не имеющими стабильных положительных результатов выполнения упражнений стрельб, у каждого обучаемого выявляются ошибки при проведении стрельбы, вырабатываются индивидуальные рекомендации по их устранению, а затем под руководством внештатных инструкторов-методистов по огневой подготовке обучаемые тренируют необходимые для производства меткого выстрела навыки.

Использование этой методики позволило добиться достаточно высоких результатов огневой выучки постоянного состава института. Несмотря на то что около 26,5 % личного состава составляют женщины, не имеющие большого опыта обращения с оружием, при контроле огневой выучки на инспекторской проверке 30 % сотрудников по результатам контрольного упражнения получили оценку «отлично», 29 % - «хорошо», 38 % - «удовлетворительно» и только два сотрудника (3 %) из 80 (52,3 % от списочного состава института) получили неудовлетворительную оценку.

Стоит отметить, что в образовательных организациях достаточно сложно обеспечить посещаемость сотрудниками занятий по физической подготовке в установленные распорядком дня и расписанием занятий по служебно-боевой подготовке часы, так как это может повлиять на основной образовательный процесс. Поэтому физическую подготовку целесообразно организовывать в рамках практических занятий в составе учебных групп в виде самостоятельных занятий с ежеквартальным приемом нормативов в ходе контрольно-проверочных занятий. Однако вызывающие сложность самостоятельного изучения и травмоопасные упражнения разделов «Боевые приемы борьбы» и «Преодоление препятствий» желательно осуществлять в составе группы под руководством внештатного инструктора-методиста по физической подготовке.

Еще одной проблемой является недостаточная мотивация сотрудников УИС, в том числе и образовательных организаций, к повышению уровня своей физической подготовленности. По результатам исследований, проведенных среди личного состава территориальных органов, курсантов образовательных организаций ФСИН России, можно сделать выводы о низкой мотивации большинства сотрудников к физкультурно-оздоровительной деятельности. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что она еще не стала для них насущной потребностью. Среди причин называются напряженный график работы, физическая и психологическая усталость, отсутствие свободного времени.

При планировании занятий по служеб-но-боевой подготовке за основу принимается обозначенный приказом минимум занятий (не менее двух часов в неделю), однако в теории

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2017

организация служебной деятельности

и методике спортивной тренировки ведущими учеными этой области давно определены более продолжительные временные рамки для достижения и поддержания различных степеней «физической кондиции», то есть установленного минимума явно недостаточно [4].

Выход в сложившейся ситуации может быть только один - самостоятельные занятия физической культурой. Огромное значение при этом имеет вовлечение личного состава в регулярные занятия физической культурой и спортом посредством проведения различных спортивно-массовых мероприятий, в том числе соревнований. В институте среди постоянного состава ежегодно проходит спартакиада по восьми видам спорта: лыжным гонкам, легкой атлетике, гиревому спорту, настольному теннису, баскетболу, волейболу, зимнему мини-футболу, стрельбе из боевого оружия. При подведении итогов спартакиады команды, завоевавшие призовые места, кроме переходящих кубков получают денежные премии за счет членских взносов в Пермскую краевую организацию Общественно-государственного объединения «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо», что является хорошей мотивацией сотрудников для достижения дальнейших спортивных результатов. При организации соревнований и спортивных праздников

используется не только учебно-материальная база института, но и спортивные объекты ПКО ОГО ВФСО «Динамо».

Таким образом, создание необходимых условий для организации целенаправленного процесса служебно-боевой подготовки, а также участие руководителей, начальников всех уровней в профессиональной подготовке сотрудников позволяет поднять их личную заинтересованность в улучшении своей профессиональной подготовленности. ^

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (с изм. и доп. от 31.07.2016) // СЗ РФ. 2002. № 1, ст. 3.

2. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 27.08.2012 № 169 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 41.

3. Достоевский Ф. М. Записки из мертвого дома // Собр. соч. в 15 т. Т. 3. Л. : Наука, 1988.

4. Солоницин Р. А., Карачев Б. Г. Мотивационная составляющая на занятиях физическими упражнениями // II Педагогические чтения, посвященные памяти профессора С. И. Злобина (10-12 окт. 2016 г.) : сборник материалов. Пермь : ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, 2016. С. 118-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.