Научная статья на тему 'Развитие физических качеств у сотрудников ФСИН России на начальном этапе обучения'

Развитие физических качеств у сотрудников ФСИН России на начальном этапе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1076
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL QUALITIES / ВЫНОСЛИВОСТЬ / ENDURANCE / СИЛА / STRENGTH / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ТРЕНИРОВКА / TRAINING / АНАЭРОБНЫЕ УСЛОВИЯ / ANEROBIC CONDITIONS / SPEED

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Радченко О.В., Астафьев К.А., Гниломедов Р.А.

В работе представлены методические подходы к комплексному развитию физических качеств у сотрудников ФСИН России, предполагающие преимущественное применение методов интегральной тренировки с учетом уровня развития способностей, физических качеств и соматотипа занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of physical qualities of the employees of FPS of Russia at the initial stage of learning

The paper presents an efficient method for the development of physical qualities of the students of the Voronezh Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia at the initial stage of training, involving primary use of methods of integral training taking into account the learners’ physical conditioning and their somatotypes.

Текст научной работы на тему «Развитие физических качеств у сотрудников ФСИН России на начальном этапе обучения»

научно-методическое обеспечение

о. в. радченко o. v. radchenko

начальник кафедры физической и огневой подготовки ФКОУ ВПО Воронежский институт ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент, капитан внутренней службы

К. А. АСтАФЬЕВ K. A. AsTAFIEv

доцент кафедры физической и огневой подготовки ФКОУ ВПО Воронежский институт ФСИН России кандидат педагогических наук, доцент

р. а. гниломедов r. a. gnilomedov

доцент кафедры физической и огневой подготовки ФКОУ ВПО Воронежский институт ФСИН России кандидат технических наук, капитан внутренней службы

Развитие физических качеств у сотрудников ФСИН России на начальном этапе обучения

The development of physical qualities of the employees of FPS of Russia at the initial stage of learning

Аннотация. В работе представлены методические подходы к комплексному развитию физических качеств у сотрудников ФСИН России, предполагающие преимущественное применение методов интегральной тренировки с учетом уровня развития способностей, физических качеств и соматотипа занимающихся.

Ключевые слова: физические качества, выносливость, сила, развитие, тренировка, анаэробные условия.

Abstract. The paper presents an efficient method for the development of physical qualities of the students of the Voronezh Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia at the initial stage of training, involving primary use of methods of integral training taking into account the learners' physical conditioning and their somatotypes.

Key words: physical qualities, endurance, strength, speed, development, training, anerobic conditions.

Одной из основных задач физической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы является развитие основных физических качеств (далее - ОФК): выносливости, силы, быстроты и ловкости [1]. Ряд авторов отмечают, что особая трудность в развитии ОФК возникает

на начальных этапах обучения в вузе и становления в службе [2, 3]. Во многом это связано с влиянием неблагоприятных факторов адаптационного периода учебного процесса и последующей профессиональной деятельности, характеризующегося психологически переломным этапом жизни молодых людей,

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 20

физиологической подстройкой организма к новому ритму жизни, изменением привычного распорядка дня и рациона питания, повышенной эмоциональной и конфликтной напряженностью, вынужденным пропуском ряда занятий из-за болезней.

В этой связи нами проведено исследование и обоснование методических подходов к комплексному развитию силы, выносливости и быстроты у сотрудников УИС.

В основу разработки методических подходов к комплексному развитию ОФК у сотрудников ФСИН России нами положена конверсия современных технологий спортивной тренировки в процесс физической подготовки. Предполагалось, что развитие силы, выносливости и быстроты у сотрудников УИС должно достигаться за счет реализации методов интегральной тренировки с применением стандартных тренировочных заданий. При этом каждое задание необходимо реализовывать в виде многонаправленной (интегральной) тренировки с указанием методов дозирования нагрузки различной направленности с учетом соматотипа.

Предложенный нами мезоцикл комплексного тренировочного процесса состоял из девяти микроциклов (девяти недель). Недельный микроцикл был рассчитан на три занятия в часы массовой спортивной работы. Каждое занятие было основано на использовании стандартных тренировочных заданий. При этом на выполнение тренировочного задания на развитие быстроты отводилось 10 минут, на развитие силы - 5-10 минут, на развитие ловкости и выносливости -25-30 минут. Способами организации занимающихся являлись: до 12 человек - фронтальный, более 12 человек - поточный. При поточном способе слабо подготовленные курсанты выделялись в отдельную группу.

С целью повышения или снижения интенсивности нагрузки при развитии выносливости руководитель периодически измерял частоту сердечных сокращений у лидирующих и отстающих занимающихся.

Педагогический формирующий эксперимент проводился в течение I и II семестров 2013/14 учебного года на базе Воронежского института ФСИН России.

В ходе практической реализации предлагаемой методики было установлено, что

ее эффективность во многом определяется выполением следующих методических рекомендаций.

Для развития быстроты целесообразно применять повторный, интервальный и соревновательный методы:

- повторные выполнения упражнений в максимально быстром темпе в облегченных условиях (преодоление отрезков дистанции, бег под уклон и т. п.);

- повторные выполнения упражнений в максимально быстром темпе в затруднительных условиях (удлинение пробегаемых отрезков, бег в подъем, бег против ветра и т. п.).

Упражнения для развития быстроты могут проводиться по несколько раз в день (в часы проведения утренней физической зарядки, учебных занятий, массовой спортивной работы), а также с небольшими промежутками отдыха на отдельном занятии. При этом обязательно учитываются трудность упражнения и степень тренированности занимающихся. Слишком частое проведение упражнений с большой и максимальной скоростью может вызвать излишнее утомление нервной системы и привести к снижению результатов.

Упражнения для развития силы целесообразно выполнять с учетом соматотипа и индивидуальной подготовленности обучаемых.

Тренировка силы у сотрудников астенического телосложения должна приводить к функциональной гипертрофии мышц и укреплению опорно-двигательного аппарата. С этой целью рекомендуется использовать метод повторных усилий (повторный метод), который характеризуется повторением физического упражнения с одинаковой мощностью, характером и длительностью интервалов отдыха. Упражнения выполняются сериями по 4-12 повторений с учетом индивидуальной подготовленности обучаемых (30-70 % от максимального результата). За одно занятие выполняется 3 серии. Отдых между сериями - 2-4 минуты (до полного восстановления).

Для сотрудников с близкими к норме росто-весовыми показателями рекомендуется использовать метод «до отказа», который представлен тремя вариантами в теории и методике физической культуры.

Методические подходы к комплексному развитию основных физических качеств у сотрудников ФСИН России

Создание условий для формирования мотивов деятельности при развитии ОФК у сотрудников ФСИН России

Индивидуализация педагогического взаимодействия

Рационализация

управления развитием ОФК

Организация рациональных условий обучения

Актуализация у обучаемых

функции целеполагания:

а) точное формулирование цели тренировочных занятий, знание содержания целей развития ОФК

на мезоцикл, макроцикл и на период обучения;

б) разъяснение цели по развитию отдельных физических качеств наряду с доведением цели тренировочного занятия;

в) информирование обучаемых о целях развития ОФК, разъяснение роли и значения ОФК для решения задач профессиональной деятельности;

г) нежелательность ограничения целевых установок по развитию ОФК рамками нормативных требований

Формирование информационной базы для обоснованного убеждения в возможности достичь результатов в установленное время:

а) формирование обоснованного индивидуального прогноза развития ОФК с учетом личностных исходных данных при условии выполнения требований методики и представление его обучаемому (особенно сотрудникам, имеющим низкий уровень физической подготовки);

б) формирование обоснованного группового прогноза развития ОФК и представление его командиру курсантского подразделения;

в) формирование банка истории развития ОФК для сотрудников с различным исходным уровнем развития ОФК в интересах убеждения в возможности достичь требуемых результатов

а) Разработка для каждого сотрудника личностно-ориен-тированной программы развития ОФК;

б) осуществление проектирования заданий в соответствии

с уровнем развития ОФК;

в) разделение на группы для развития ОФК целесообразно осуществлять в соответствии с уровнем развития общей выносливости в связи

с достаточно высокой кор-релированностью уровней развития скоростной и общей выносливости курсантов, наличием исходных данных уровней развития общей выносливости, получаемых в ходе вступительных экзаменов; в силу особенностей подготовки силы и быстроты в отведенный временной ресурс предполагает индивидуальный подход при развитии этих качеств;

г) обеспечение рационального объема управления за счет привлечения курсантов в качестве инструкторов-методистов

а) Организация адаптивного управления процессом развития ОФК;

б) реализация единого мониторинга индивидуальных характеристик и результатов развития основных физических качеств у курсантов

а) Внедрение комплексных методов развития общей и скоростной выносливости, быстроты и силы входе проведения занятий, учитывающих физиологические и морфологические изменения в организме обучаемых, лежащие в основе адаптации организма к физической нагрузке различной интенсивности, объема и периодичности;

б) рационализация использования временного ресурса на физическую подготовку за счет интеграции плановых занятий, мероприятий спортивной работы, утренней физической зарядки;

в) применение в ходе ОФК на начальном этапе обучения рационального перечня физических упражнений для развития быстроты, силы, скоростной и общей выносливости;

г) проведение тренировочных занятий в спортивной обуви с целью предотвращения возникновения заболеваний опорно-двигательного аппарата;

д) комплексное развитие общей и скоростной выносливости с помощью физических упражнений, выполняемых в виде кратковременных повторений, разделенных небольшими интервалами отдыха с параметрами, соответствующими уровню развития этих физических качеств;

е) обеспечение постепенного увеличения нагрузки в ходе тренировочного процесса

Метод максимальных усилий рекомендуется использовать для занимающихся с гипертрофическим развитием мышечной массы. Данный метод развивает способность к концентрации нервно-мышечных усилий и характеризуется выполнением упражнений с применением предельных и околопредельных отягощений. Для реализации метода максимальных усилий предлагается удерживать туловище выполняющего упражнение «подтягивание на перекладине» при осуществлении страховки у гимнастического снаряда, противодействовать его движению вверх. При этом вес отягощения регулируется визуально с таким расчетом, чтобы выполняющий подтягивание на перекладине проявил максимальные усилия для выполнения двух повторений. За одно занятие выполняется

3 подхода. Отдых между подходами составляет

4 минуты (до восстановления).

В процессе развития выносливости наибольший эффект был достигнут не выполнением длительной работы умеренной интенсивности, а действиями в виде кратковременных повторений, разделенных небольшими интервалами отдыха. При этом каждое повторение целесообразно выполнять в анаэробных условиях.

В обобщенном виде концептуальные организационно-методические положения разработанных нами методических подходов к комплексному развитию силы, выносливости и быстроты у сотрудников УИС представлены в таблице.

Результаты проведенного исследования позволяют заключить, что применение разработанных нами методических подходов к комплексному развитию силы, выносливости и быстроты у сотрудников ФСИН России с акцентом на методы интегральной тренировки с учетом соматотипа занимающихся, представляющей собой мезоцикл, состоящий из девяти микроциклов (с применением вариантов повторного, интервального и соревновательного методов развития быстроты; упражнений для развития силы в зависимости от астенического и нормо-стенического типов телосложения; анаэробных условий развития выносливости), достоверно позволяет эффективно развивать физические качества у сотрудников уголовно-исполнительной системы. ^

1. Наставление по физической подготовке (НФП-2001) сотрудников уголовно-исполнительной системы : прил. к приказу Минюста России от 12.11.2001 № 301. М., 2001. 57 с.

2. Коровин В.М. Технология профессионально ориентированного обучения курсантов в высшем военно-учебном заведении. Воронеж : МО РФ, 2001. 271 с. : ил.

3. Астафьев К.А. Проблемы развития основных физических качеств у курсантов на начальном этапе обучения в военном инженерном вузе // Физическая культура и спорт - основа здорового образа жизни : материалы 3 Всероссийской науч.-практ. конф. Тамбов : Изд-во Тамбовского гос. ун-та им. Г. Р. Державина. 2006. С. 31-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.