Научная статья на тему 'Развитие физических качеств у курсантов военно-учебных заведений на начальном этапе обучения'

Развитие физических качеств у курсантов военно-учебных заведений на начальном этапе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1365
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ВЫНОСЛИВОСТЬ / СИЛА / БЫСТРОТА / РАЗВИТИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ТРЕНИРОВКА / МЕЗОЦИКЛ / МИКРОЦИКЛ / АЭРОБНЫЕ УСЛОВИЯ / PHYSICAL QUALITIES / ENDURANCE / FORCE / QUICKNESS / DEVELOPMENT / PERFECTION / TRAINING / MEZOCIKL / MIKROCIKL / AEROBIC TERMS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дмитриев Григорий Геннадьевич, Пугачев Игорь Юрьевич, Катков Андрей Анатольевич

В работе представлена эффективная методика развития физических качеств у курсантов военно-учебных заведений на начальном этапе обучения, предполагающая преимущественное применение методов интегральной тренировки с учетом гетерохронности; 2-х вариантов повторного, интервального и соревновательного методов совершенствования быстроты; 30-70% нагрузку от максимальной для совершенствования силы; анаэробных условий совершенствования выносливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дмитриев Григорий Геннадьевич, Пугачев Игорь Юрьевич, Катков Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES FOR CADETS OF MILITARY SCHOOLS ON THE INITIAL STAGE OF TEACHING

The effective method of development of physical qualities is in-process presented for the students of military schools on the initial stage of teaching, supposing primary application of methods integral training taking into account geterokhronnosti; 2th variants of the methods of perfection of quickness repeated, interval and competition; 30-70% loading from maximal for perfection force; anaerobic terms of perfection of endurance.

Текст научной работы на тему «Развитие физических качеств у курсантов военно-учебных заведений на начальном этапе обучения»

гионов России / О.Г. Румба, М. Д. Богоева // Физическая культура и здоровье студентов вузов : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., 31 марта 2008 г. / С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов. - СПб., 2008. - С. 171-172.

7. Сизоненко, К.Н. Физическая реабилитация студентов с болезнями органов дыхания, обучающихся в вузах : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Сизоненко Константин Николаевич. - Благовещенск, 2003. - 190 с.

8. Скляренко, А.В. Физическое воспитание студенток специальных медицинских групп среднего профессионального образовательного учреждения на основе комплексного использования оздоровительных гимнастических систем : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Скляренко Алёна Владимировна. - Хабаровск, 2006. - 150 с.

9. Уздинова, О.И. Медико-биологическая оценка использования нетрадиционной коррекционно-оздоровительной технологии «Бодифлекс» в процессе физического воспитания студенток / О.И. Уздинова, Р.В. Башкова, М. А. Захарова // Физическая культура и здоровье студентов вузов : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., 31 марта 2008 г. / С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов. - СПб., 2008. - С. 175-176.

10. Физическое воспитание студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья / Н.В. Сивас, С.П. Евсеев, Д.Н. Давиденко, С.С. Крючек // Адаптивная физическая культура. - 2002. - Вып. 1 (9). - С. 14-15.

11. Фирилёва, Ж.Е. Методика педагогического контроля и совершенствование физической подготовленности занимающихся художественной гимнастикой : метод. рекомендации / Ж.Е. Фирилёва. - Л. : Изд-во Гос. пед. ин-та им. Герцена, 1981. - 74 с.

12. Шульпина, В.П. Методология и технология совершенствования дыхательной функции в процессе физического воспитания школьников с различным состоянием здоровья : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Шульпина В.П. ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Красноярск, 2007. - 36 с.

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Григорий Геннадьевич Дмитриев, доктор педагогических наук, доцент,

Игорь Юрьевич Пугачев, докторант, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Анатольевич Катков, соискатель Военный институт физической культуры (ВИФК). г. Санкт-Петербург

Аннотация

В работе представлена эффективная методика развития физических качеств у курсантов военно-учебных заведений на начальном этапе обучения, предполагающая преимущественное применение методов интегральной тренировки с учетом гетерохронности; 2-х вариантов повторного, интервального и соревновательного методов совершенствования быстроты; 30-70% нагрузку от максимальной для совершенствования силы; анаэробных условий совершенствования выносливости.

Ключевые слова: физические качества, выносливость, сила, быстрота, развитие, совершенствование, тренировка, мезоцикл, микроцикл, аэробные условия.

DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES FOR CADETS OF MILITARY SCHOOLS ON THE INITIAL STAGE OF TEACHING.

Grigory Gennad'evich Dmitriev, doctor of pedagogical sciences, associate professor, Igor Ur'evich Pugachev, doktorant, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Andrey Anatol'evich Katkov, competitor Military institute of physical training,

Saint Petersburg

Abstract

The effective method of development of physical qualities is in-process presented for the stu-

dents of military schools on the initial stage of teaching, supposing primary application of methods integral training taking into account geterokhronnosti; 2th variants of the methods of perfection of quickness repeated, interval and competition; 30-70% loading from maximal for perfection force; anaerobic terms of perfection of endurance.

Keywords: physical qualities, endurance, force, quickness, development, perfection, training, mezocikl, mikrocikl, aerobic terms.

ВВЕДЕНИЕ

Проблемная ситуация исследования определяется тем, что, с одной стороны, низкий уровень физической подготовленности и функционального состояния организма зачисленных в вуз курсантов не позволяет достичь необходимой эффективности тренировочного процесса в период начального обучения. С другой стороны, она обусловлена недостаточностью научных исследований целостного процесса физической подготовки, посвящённых изучению значимых для данного периода физических качеств и составляющих их компонентов, а также соответствующих им средств, методов и условий организации данного процесса.

Одной из основных задач физической подготовки военнослужащих является развитие основных физических качеств (ОФК): выносливости, силы, быстроты и ловкости («Наставление по физической подготовке в ВС РФ», 2001). Многие авторы отмечают, что особая трудность в развитии ОФК возникает на начальном этапе обучения в вузе (К.А. Астафьев, 2006 и др.). Во многом это связано с влиянием неблагоприятных факторов адаптационного периода военно-профессиональной деятельности, характеризующегося психологически переломным этапом жизни молодых людей, физиологической подстройкой организма к новому ритму деятельности, изменением привычного распорядка дня и рациона питания, повышенной эмоциональной и конфликтной напряженностью, вынужденным пропуском ряда занятий из-за болезней, несением гарнизонной, караульной и внутренней службы.

В этой связи целью настоящего исследования являлось обоснование методики развития ОФК у курсантов вузов на начальном этапе обучения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В основу разработки методики развития ОФК у курсантов вузов на начальном этапе обучения нами была положена конверсия современных технологий спортивной тренировки в процессе физической подготовки. Предполагалось, что развитие ОФК должно достигаться за счет реализации методов интегральной тренировки с применением стандартных тренировочных заданий. При этом каждое задание необходимо реализовывать в виде многонаправленной (интегральной) тренировки с указанием методов дозирования нагрузки различной направленности, с учетом гетерохронности.

Предлагаемый нами мезоцикл комплексного тренировочного процесса состоял из девяти микроциклов (9 недель). Недельный микроцикл был рассчитан на три занятия в часы массовой спортивной работы. Каждое занятие было основано на использовании стандартных тренировочных заданий. При этом на выполнение тренировочного задания на развитие быстроты отводилось 10 минут, на развитие силы - 5-10 мин, на развитие ловкости и выносливости - 25-30 минут. Способами организации занимающихся являлись: до 12 человек - фронтальный, более 12 человек - поточный. При поточном способе слабо подготовленные военнослужащие выделялись в отдельную группу.

С целью повышения или снижения интенсивности нагрузки при развитии выносливости руководитель периодически измерял частоту сердечных сокращений у лидирующих и отстающих курсантов.

В обобщенном виде концептуальные организационно-методические положения разработанной нами методики развития ОФК у курсантов вузов на начальном этапе обучения представлены на рисунке:

В

К

ы

ч

со

0-

Є

К

СОЗДАНИЕ УСЛОВИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАЗВИТИИ ОФК У КУРСАНТОВ

ПРЕДПОЛАГАЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (ИНСТРУКТОРА): ПО АКТУАЛИЗАЦИИ У ОБУЧАЕМЫХ ФУНКЦИИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

а) точно формулировать цели тренировочных занятий, знать содержание целей развития ОФК на мезоцикл, макроцикл и на период обучения;

б) наряду с доведением цели тренировочного занятия, разъяснять цели по развитию отдельных физических качеств;

в) информировать обучаемых о целях развития ОФК, разъяснять роль и значение ОФК для решения задач профессиональной деятельности.

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ ДЛЯ обоснованного убеждения В ВОЗМОЖНОСТИ ДОСТИЧЬ РЕЗУЛЬТАТОВ В УСТАНОВЛЕННОЕ ВРЕМЯ

а) формировать обоснованный индивидуальный прогноз развития ОФК с учетом личных исходных данных при условии выполнении требований методики и представлять его обучаемому (особенно ^рсантам, имеющим низкий уровень физической подготовки);

б) формировать обоснованный групповой прогноз развития ОФК и представлять его командиру курсантского подразделения;

в) формировать банк истории развития ОФК для курсантов с различным исходным уровнем развития ОФК в интересах убеждения в возможности достичь требуемых результатов.

II

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПЕДА1 О! ИЧЕСКО1 О ВЗАИМОДЕИСТВИЯ

|| БАЗИРУЕТСЯ НА СЛЕДУЮЩИХ ПОЛОЖЕНИЯХ

а) для каждого курсанта разрабатывается личностно-ориентированная программа развития ОФК;

б) проектирование заданий осуществляется в соответствии с уровнем развития ОФК;

в) разделение на группы для развития ОФК целесообразно осуществлять в соответствии с уровнем развития общей выносливости в связи с достаточно высокой коррелированностью уровней развития по скоростной и общей выносливостями ^рсантов, наличием исходных данных уровней развития по общей выносливости, получаемых в ходе вступительных экзаменов, в силу особенностей подготовки силы и быстроты в отведенный временной ресурс предполагает индивидуальный подход при развитии этих качеств;

г) обеспечение рационального объема управления за счет привлечения в качестве инструкторов-методистов командиров курсантских подразделений и курсантов-стажеров.

і—

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОФК Щ !1

II ПРЕДПОЛАГАЕТ: 1

а) организацию адаптивного управления процессом развития ОФК; б) реализацию единого мониторинга индивидуальных характеристик основных физических качеств у курсантов. и результатов развития

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИИ ОБУЧЕНИЯ

ПРЕДПОЛАГАЕТ:

а) внедрить комплексные методы развития общей и скоростной выносливости, быстроты и силы в ходе проведения занятий, учитывающие физиологические и морфологические изменения в организме обучаемых, лежащие в основе адаптации организма к физической нагрузке различной интенсивности, объема и периодичности;

б) рационализировать использования временного ресурса на физическую подготовку за счет интеграции плановых занятий, мероприятий МСР, утренней физической зарядки и системы формирования команднометодических навыков у курсантов;

в) применять в ходе развития ОФК на начальном периоде обучения рациональные наборы физических упражнений для развития быстроты, силы, скоростной и общей выносливости;

г) с целью предотвращения возникновения заболеваний опорно-двигательного аппарата проводить тренировочные занятия в спортивной обуви, что позволяет снизить количество курсантов, заболевших периоститом нижних конечностей и остановить развитие потертостей ног в результате ношения военной обуви в 2,6 раза.

д) общую и скоростную выносливость целесообразно развивать комплексно с помощью физических упражнений, выполняемых в виде кратковременных повторений, разделенных небольшими интервалами отдыха с параметрами соответствующими уровню развития этих физических качеств;

е) в ходе тренировочного процесса необходимо обеспечить постепенное увеличение нагрузки за счет изменения вида упражнений, а также объема, интенсивности и периодичности.

Рис.1. Методика развития основных физических качеств у курсантов вузов на начальном этапе обучения

Педагогический формирующий эксперимент проводился в течение 1-2 семестров обучения 2006-2007 гг. на базе Тверской академии ПВО.

В ходе практической реализации предлагаемой методики было установлено, что

ее эффективность во многом определяется выполнением следующих методических рекомендаций.

Для развития быстроты целесообразно применять повторный, интервальный и соревновательный методы двумя вариантами: выполнение повторных упражнений в максимально быстром темпе в облегченных условиях (преодоление отрезков дистанции, бег под уклон, и т.п.); выполнение повторных упражнений в максимально быстром темпе в затруднительных условиях (удлинение пробегаемых отрезков, бег в подъем, бег на встречу сильному ветру и т.п.).Упражнения для развития быстроты целесообразно проводить несколько раз в день (в часы утренней физической зарядки, учебных занятий, массовой спортивной работы, попутной физической тренировки).

Упражнения для развития силы целесообразно выполнять сериями по 4-12 повторений с учетом индивидуальной подготовленности обучаемых. Это достигается использованием 30-70% нагрузки от максимального результата. За одно тренировочное занятие необходимо выполнять 3-6 серий. При этом тренировка для развития силы у курсантов астенического телосложения должна способствовать, в первую очередь, увеличению их мышечной массы и укреплению опорно-двигательного аппарата. Для курсантов с близким к норме росто-весовыми показателями рекомендуется использовать метод «до отказа», который представлен тремя вариантами, имеющими место в «Теории и методике физической культуры».

В процессе развития выносливости наибольший эффект был достигнут не выполнением длительной работы умеренной интенсивности, а выполнением работы в виде кратковременных повторений, разделенных небольшими интервалами отдыха. При этом каждое повторение целесообразно выполнять в анаэробных условиях.

ВЫВОДЫ

Результаты проведенного исследования позволяют заключить, что применение разработанной нами методики с акцентом на методы интегральной тренировки с учетом гетерохронности и представляющей мезоцикл, состоящий из 9 микроциклов (с применением: 2-х вариантов повторного, интервального и соревновательного методов развития быстроты; 3-6 серий упражнений по 4-12 минут повторений с 30-70% нагрузкой от максимальной для развития силы в зависимости от астенического и нормостенического типов телосложения; анаэробных условий развития выносливости) - достоверно позволяет эффективно развивать физические качества у курсантов военноучебных заведений на начальном этапе обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астафьев, К. А. Проблемы развития основных физических качеств у курсантов на начальном этапе обучения в военном инженерном вузе // Физическая культура и спорт - основа здорового образа жизни : материалы 3 Всероссийской науч.-практ. конф. - Тамбов : Изд-во Тамбовского гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 2006. - С. 31-36.

2. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской федерации (НФП- 2001) - М. : Ред.-изд. Центр ГШ ВС РФ, 2001. - 224 с.

ОБРАЗОВАНИЕ В МАГИСТРАТУРЕ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ

НАУЧНЫХ КАДРОВ

Наталья Григорьевна Закревская, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация:

Условия и факторы подготовки научных кадров обусловлены инфраструктурой университета. Магистратура - один из способов подготовки ученого-исследователя. Современный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.