Научная статья на тему 'Образование в магистратуре как фактор подготовки научных кадров'

Образование в магистратуре как фактор подготовки научных кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНЫЕ КАДРЫ / ФУНКЦИИ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА / MAGISTRACY / SOCIOLOGY OF EDUCATION / UNIVERSITY EDUCATION / SCIENTIFIC COMMUNITY / SCIENTIFIC STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Zakrevskaya Natalia Grigorevna

Conditions and factors of training of scientific staff are determined by the university's infrastructure. Magistracy is one of the ways to train an inquiring scientist. The contemporary university of physical culture has scientific potential and social and cultural spaces for reproduction within scientific community.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Zakrevskaya Natalia Grigorevna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование в магистратуре как фактор подготовки научных кадров»

ее эффективность во многом определяется выполнением следующих методических рекомендаций.

Для развития быстроты целесообразно применять повторный, интервальный и соревновательный методы двумя вариантами: выполнение повторных упражнений в максимально быстром темпе в облегченных условиях (преодоление отрезков дистанции, бег под уклон, и т.п.); выполнение повторных упражнений в максимально быстром темпе в затруднительных условиях (удлинение пробегаемых отрезков, бег в подъем, бег на встречу сильному ветру и т.п.).Упражнения для развития быстроты целесообразно проводить несколько раз в день (в часы утренней физической зарядки, учебных занятий, массовой спортивной работы, попутной физической тренировки).

Упражнения для развития силы целесообразно выполнять сериями по 4-12 повторений с учетом индивидуальной подготовленности обучаемых. Это достигается использованием 30-70% нагрузки от максимального результата. За одно тренировочное занятие необходимо выполнять 3-6 серий. При этом тренировка для развития силы у курсантов астенического телосложения должна способствовать, в первую очередь, увеличению их мышечной массы и укреплению опорно-двигательного аппарата. Для курсантов с близким к норме росто-весовыми показателями рекомендуется использовать метод «до отказа», который представлен тремя вариантами, имеющими место в «Теории и методике физической культуры».

В процессе развития выносливости наибольший эффект был достигнут не выполнением длительной работы умеренной интенсивности, а выполнением работы в виде кратковременных повторений, разделенных небольшими интервалами отдыха. При этом каждое повторение целесообразно выполнять в анаэробных условиях.

ВЫВОДЫ

Результаты проведенного исследования позволяют заключить, что применение разработанной нами методики с акцентом на методы интегральной тренировки с учетом гетерохронности и представляющей мезоцикл, состоящий из 9 микроциклов (с применением: 2-х вариантов повторного, интервального и соревновательного методов развития быстроты; 3-6 серий упражнений по 4-12 минут повторений с 30-70% нагрузкой от максимальной для развития силы в зависимости от астенического и нормостенического типов телосложения; анаэробных условий развития выносливости) - достоверно позволяет эффективно развивать физические качества у курсантов военноучебных заведений на начальном этапе обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астафьев, К. А. Проблемы развития основных физических качеств у курсантов на начальном этапе обучения в военном инженерном вузе // Физическая культура и спорт - основа здорового образа жизни : материалы 3 Всероссийской науч.-практ. конф. - Тамбов : Изд-во Тамбовского гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 2006. - С. 31-36.

2. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской федерации (НФП- 2001) - М. : Ред.-изд. Центр ГШ ВС РФ, 2001. - 224 с.

ОБРАЗОВАНИЕ В МАГИСТРАТУРЕ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ

НАУЧНЫХ КАДРОВ

Наталья Григорьевна Закревская, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация:

Условия и факторы подготовки научных кадров обусловлены инфраструктурой университета. Магистратура - один из способов подготовки ученого-исследователя. Современный

университет физической культуры обладает научным потенциалом и социокультурным пространством для воспроизводства в научном сообществе.

Ключевые слова: магистратура, университетское образование, научные кадры, функции научного сообщества.

EDUCATION IN THE MAGISTRACY AS THE FAGTOR OF TRAINING OF

SCINTIFIC STAFF

Natalia Grigorevna Zakrevskaya, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Lesgaft national state university of physical education, sport and health, St.-Petersburg

Abstract

Conditions and factors of training of scientific staff are determined by the university's infrastructure. Magistracy is one of the ways to train an inquiring scientist. The contemporary university of physical culture has scientific potential and social and cultural spaces for reproduction within scientific community.

Keywords: magistracy, sociology of education, university education, scientific community, scientific staff.

Анализ социально-исторических предпосылок социологии образования во многом объясняет динамику теоретического развития этой отрасли социологии. В ней прослеживается обусловленность социальными процессами и движениями и сложными взаимодействиями смежных отраслей социальных исследований, что в совокупности предопределило темпы и характер формирования этой отрасли социологической науки.

Образование предполагает формирование особого уровня и стиля мышления, широкого взгляда на вещи и явления, самостоятельность позиции, свободы выбора и, главное, способности к творчеству - созданию нового знания.

Конкретными функциями образования выступают: познавательная, обеспечивающая трансляцию знаний и образование нового знания; социальная, культурообразующая, обеспечивающая передачу и развитие культурного наследия; гуманистическая, культивирующая и развивающая интеллектуальные и творческие способности личности.

Такая многофункциональность и объемность явления порождает многообразие точек зрения при исследовании проблем образования и всего педагогического процесса.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках проведения исследований по грантам 2003 и 2007 годов нами были проанализированы профессиональные ориентации современной российской молодежи, и был выявлен процент молодых россиян, которые хотели бы связать свою профессиональную деятельность с наукой. Опрошены были в 2003 году 1200 учащихся молодых россиян (в г. Санкт-Петербурге, Смоленске, Великих Луках, Калининграде), из них 600- студентов. В 2007 году опрошены были 610 студентов. Из них, только 47 человек хотели бы связать свою деятельность с наукой.

Вопросы профессиональной ориентации тесно связаны с процессами воспитания и образования. А вопросы предрасположенности к научной деятельности, по нашему мнению, обусловлены направленностью личности на формирование элитарных качеств. Поэтому нами был сформулирован вопрос «Должно ли воспитание быть элитарным?». Ответы распределись так - «да» - 58%. А на вопрос « Должно ли образование быть элитарным?» ответили «да» - 66%.

Полученным данным можно дать следующую интерпретацию: вероятно, в представлении наших опрашиваемых ученых элитарное воспитание ассоциируется с семьей только высокостатусной группы; а вот образование уже связывается и с возможностью обучения в таком заведении и с содержанием этого образования.

Нас интересовали качества личности и социальные факторы, формирующие элиту в научном сообществе.

Таблица 1

_________Показатели, формирующие представителей научного сообщества_________________

Качества в % от всех опрошенных Место

одаренность 94,4 % 1

способности 91,4 % 2

творческая атмосфера 87,6 % 3

целеустремленность 86,9 % 4

наличие научной школы 86,1 % 5

лидерские качества 85,8 % 6

семейные традиции 76,6 % 7

протекция 59,9 % 8

случайность 55,1 % 9

Таким образом, утверждение Френсиса Гальтона («Наследственный талант и характер», 1865) о том, что целые семьи талантливых людей встречаются чаще, чем такие, где только один талантлив, подтверждается и нашим исследованием. Из таблицы видно, как лидируют показатели - одаренность и способности. Так как мы относим данные показатели к факторам наследственности, то нас интересовала взаимосвязь этих данных. Однако, в связи с тем, что мы исследуем подготовку магистров как этап в воспроизводстве научного сообщества, то мы не можем обойти проблему формирования интеллектуальной элиты.

Таблица 2

Вопросы наследственности и подготовки интеллектуальной элиты

Наследственность играет роль в уровне интеллектуального развития? Нужно ли специально готовить интеллектуальную элиту в условиях высшей школы (в % от всех опрошенных)?

ответы да нет трудно сказать

да 83,2 11,5 5,3

нет 46,7 46,7 6,7

не знаю 75 8,3 16,7

Исследования предполагают что, для образа научного сообщества, как представителя интеллектуальной элиты, характерно усиление значения социокультурного контекста, как для содержания образования, так и в возрастании значения личностного фактора в образовании и педагогическом процессе в принципе.

Известно, что научная деятельность привлекает студентов, которые настроены на учебу, а, также студентов успешно совмещающих занятия спортом и учебой.

Таким образом, мы можем разработать механизм отбора студентов, ориентированных на научную деятельность. Основные направления данного процесса следующие:

- социализация, которая включает воспитание, элитную направленность образования и желание самой личности принадлежать к этой социальной группе;

- включение в элитную группу, усвоением субкультуры;

- социальное взаимодействие в группе, с оценкой своей деятельности;

- мотивы и потребности, познавательная активность;

- процесс личностного развития;

- востребованность как фактор самореализации.

Были разработаны функции научного сообщества университета, направленные на подготовку научных кадров, и изучен механизм отбора личности, способной к научной деятельности, которая обладает качествами элитности как фактора, способствующего подготовке научных кадров.

Первый этап начинается уже на 1-ом курсе, когда студенты осваивают формы

научной деятельности, - участие (присутствие) в научно-практических семинарах, конференциях, круглых столах.

Этот этап характеризуется приобщением к научной деятельности через анализ форм, методов и средств.

Следующий этап (2, 3 курс) характеризуется формированием отношения к определенной научной школе и выработкой собственной позиции к научным теориям -участие в основных направлениях научной работы: конференциях, конкурсах, конкурсах; занятия в научных кружках при кафедрах.

Третий этап (4 курс) характеризует отношение к научной деятельности: либо студент усваивает ценностные установки научного сообщества, либо отвергает для себя научную деятельность как форму своей трудовой деятельности. На этом этапе происходит идентификация личности в ее принадлежности к членам научного сообщества. Этому процессу способствует деятельность студенческого научного общества. Именно СНО является фильтром для отбора тех, кто способен к научной деятельности.

Развивая полученные результаты, нами были проанализированы данные участников студенческой научной конференции университета физической культуры им. П.Ф.Лесгафта. В такой конференции принимали участие: студенты 1-ого курса - 3,3 %; студенты 2-ого курса - 9 %; студенты 3-ого курса - 9 %; студенты 4-ого курса - 26 %; студенты 5-ого курса - 15 %.

Анализ полученных данных показывает, что в основном принимают участие студенты 4 курса. Это связано, вероятно, с тем, что эти студенты пишут квалификационные работы, которые связаны с проведением исследования. Студентов 5 курса также больше, чем 1, 2, 3 курсов: они тоже защищают квалификационные и используют свой исследовательский материал. Однако, по нашему мнению, это не свидетельствует о готовности данной категории студентов к научной деятельности.

Для сравнения мы проанализировали участие магистрантов в такой же конференции: в среднем принимают участие 16 %. К сожалению, эти цифры не утешительны. Вместе с тем, по нашему мнению, способности к науке как к профессии, присутствуют не у всех, и, поэтому, на наш взгляд показатели вполне оптимальные.

Мы согласны с исследованиями признанных классиков, в частности, П.Бурдье, который сформулировал определенные характеристики молодого представителя научного сообщества: будущий ученый осознает роль соперничества и престижа в своем будущем успехе; должен завоевать уважение своих профессоров; ученый должен иметь также хорошую репутацию среди коллег для того, чтобы получать средства на проведение исследования, привлекать к работе хороших студентов, обеспечивать себя грантами и стипендиями, приглашениями и консультациями, знаками отличия.

Таким образом, мы можем сформулировать основное содержание социальнокультурного аспекта образования. В основных подходах к социальному аспекту образования мы согласны с логикой многих современных авторов.

Однако, анализируя функции научного сообщества, предназначение которого -воспроизводство научных кадров, мы рассматриваем не только социальный, но культурологический подход. В связи с этим нам кажется правильным рассмотреть социальные и культурные аспекты данного образования. (Рис.1)

Для реализации поставленных нами задач, были разработаны и апробированы в магистратуре курсы «Элитологические исследования. Подготовка интеллектуальной элиты в условиях университетского физкультурного образования» (2002-2006 гг.) и «Социология образования и научных сообществ» (2007 г).

Рис. 1. Социально-культурные аспекты образования в магистратуре.

ВЫВОДЫ

В ходе исследования были разработаны направления, которые дали возможность проанализировать факторы, влияющие на формирование критериев соответствия принадлежности к научному сообществу. Одним из таких факторов является обучение в магистратуре. По результатам исследования, именно, этот уровень образования обладает всеми необходимыми условия для усвоения субкультуры высокоинтеллектуальной среды и способствует подготовке научных кадров.

Разработанные курсы для магистратуры позволяют оптимизировать процесс усвоения знаний по проблемам высшего профессионального образования. Курс по эли-тологии формирует знания, необходимые для развития и самореализации личности, и направлены на воспроизводство интеллектуального потенциала. Курс по социологии образования направлен на развитие ориентации в социальном пространстве научного сообщества.

С позиций культурологического подхода, магистратура рассматривается как этап воспроизводства образцов ученого в университетском сообществе (ценностный и нормативный аспекты), направленных на трансляцию знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.