Научная статья на тему 'Формирование научного сообщества в университете физической культуры: социально-культурный дискурс'

Формирование научного сообщества в университете физической культуры: социально-культурный дискурс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ СООБЩЕСТВА / УНИВЕРСИТЕТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ / SCIENTIFIC COMMUNITIES / PHYSICAL TRAINING UNIVERSITIES / MENTAL POTENTIAL / TEACHER-RESEARCHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закревская Н. Г.

В статье рассматриваются основные тенденции воспроизводства научного сообщества в условиях университетов физической культуры. Проанализированы основные подходы к проблемам моделирования образа жизни научного сообщества и пути реализации подготовки научных кадров в академической среде. Представлены выявленные условия и факторы, обусловливающие процесс формирования интеллектуального потенциала в университетском сообществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of scientific community at physical training university: the welfare discourse

The paper is devoted to the general tendencies in the scientific society reproduction under the conditions of physical culture universities. The author analyses the main approaches to the problems of modelling of a scientific society's life and ways of scientific personnel's training in the academic environment. The paper also covers the conditions and factors determining the process of forming intellectual potential in a university society.

Текст научной работы на тему «Формирование научного сообщества в университете физической культуры: социально-культурный дискурс»

А в заключение опроса мы просили респондентов назвать самый запомнившийся им фильм ужасов и самого ужасного киноперсонажа. Наиболее часто называлась американская версия фильма «Звонок» (5,9%), также многие называли его продолжение «Звонок-2». А ужасная девочка-убийца по имени Самара из этого фильма заняла второе место по популярности вслед за признанным лидером Ф. Крюгером. Ведь Фредди Крюгер уже много лет традиционно считается наиболее популярным киногероем у молодёжи, так как фильм «Кошмар на улице Вязов», в котором спящих детей убивает безжалостный маньяк Крюгер, посвящен помимо ужасов ещё и взаимоотношениям молодых людей - сверстникам зрителей, смотрящих это кино. Поэтому этот фильм видел практически каждый представитель молодёжи и, безусловно, навсегда запомнил ужасного Фредди. А сам фильм «Кошмар на улице Вязов» продолжает пользоваться популярностью у молодёжи (теперь уже XXI в.), потому что занял в нашем опросе второе место.

Подводя итог данного социологического исследования, можно констатировать, что изучение проблемы ужаса открывает новые возможности для широкого понимания сущности культуры, общества и конкретного человека. Например, рассматривая различные стороны жизни учащейся молодёжи через призму ужаса, можно увидеть, что ужас как социокультурный феномен пронизывает многие сферы общественной жизни и указывает на основные социальные проблемы не только нашего подрастающего поколения, но и всего российского социума. Всё это позволяет утверждать, что в будущем работу можно будет продолжить не только в данном социологическом направлении, но также и с применением междисциплинарного подхода, когда тема ужаса наконец-то станет предметом исследования целого комплекса наук.

Примечания

1. Шенкао М. А. Смерть как социокультурный феномен. Киев: Ника-Центр: Эльга; М.: Старклайт, 2003. С. 272.

2. Кинг С. Пляска смерти. М.: АСТ, 2005. С. 242.

УДК 316

Н. Г. Закревская

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА В УНИВЕРСИТЕТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ДИСКУРС

В статье рассматриваются основные тенденции воспроизводства научного сообщества в условиях университетов физической культуры. Проанализированы основные подходы к проблемам моделирования образа жизни научного сообщества и пути реализации подготовки научных кадров в академической среде. Представлены выявленные условия и факторы, обусловливающие процесс формирования интеллектуального потенциала в университетском сообществе.

The paper is devoted to the general tendencies in the scientific society reproduction under the conditions of physical culture universities. The author analyses the main approaches to the problems of modelling of a scientific society's life and ways of scientific personnel's training in the academic environment. The paper also covers the conditions and factors determining the process of forming intellectual potential in a university society.

Ключевые слова: научные сообщества, университеты физической культуры, интеллектуальный потенциал, преподаватель-исследователь.

Keywords: scientific communities, physical training universities, mental potential, teacher-researcher.

В конце XX в. была зафиксирована прямая зависимость между уровнем развития образования в обществе и социально-экономическим уровнем развития страны. Устойчивость развития, проблемы глобализации, решение остросоциальных вопросов общества тесно связаны с уровнем образованности всех его членов. В современном обществе ведущая роль в определении направлений развития человечества принадлежит образованию и науке. В настоящее время существует немало аспектов и подходов в изучении образования. Социологический анализ предполагает, в частности, изучение социальных групп в системе образования. Изучение социальных групп восходит, в свою очередь, к теории социальной стратификации, а именно - к идее социального неравенства. Социально-экономические преобразования в современной России отразились на сфере высшего профессионального образования, в том числе и в области физической культуры. Возросшие потребности общества потребовали повышения статуса учебных заведений до уровня университетов и, следовательно, формирования университетского научного сообщества в сфере образования, в том числе отрасли физической культуры. В этой ситуации вопросы подготовки и формирования новых поколений преподавателей-исследователей, ученых в сфере, связанной

© Закревская Н. Г., 2009

Закревская Н. Г. Формирование научного сообщества 6 университете физической культуры.

с развитием физической культуры, спорта и здоровья, становится особенно актуальным.

В декларации Ассоциации европейских университетов 2003 г. подчеркивалась роль научных исследований как неотъемлемой части высшего образования. Обязательная взаимосвязь между высшим образованием и научными исследованиями занимает центральное место в европейском высшем образовании. Необходимо полностью признавать уровень докторантуры как третий «цикл» в рамках Болонского процесса. Университеты должны настаивать на преподавании и обучении, основанных на научных исследованиях во всех университетах Европы. Выпускники всех уровней должны иметь опыт исследовательской работы и обучения, основанных на исследованиях, с тем чтобы отвечать потребностям европейского общества, основанного на знании.

Исходя из полученных данных были разработаны разные уровни подготовки научно-исследовательских кадров в условиях высшего профессионального образования отрасли физической культуры и спорта.

Удовлетворение потребностей в научных знаниях происходит на разных уровнях воспроизводства интеллектуального потенциала в университете физической культуры:

- общекультурный уровень: потребности в образовании и развитии научного потенциала у студентов; вид обучения - бакалавриат (бакалавр отрасли профессиональной деятельности); цель -получение диплома в профессиональной деятельности;

- социальный уровень: способствование приобретению специальности и развитию научных знаний; вид обучения - специалитет (специалист в профессиональной деятельности); цель - получение профессии;

- первый интеллектуальный уровень: способствование приобретению профессии, связанной с созданием и формированием научных знаний; вид обучения - магистратура (преподаватель-исследователь); цель - получение степени магистра;

- второй интеллектуальный уровень: формирование нового знания прикладного характера; вид обучения:аспирантура (ученый); цель - получение ученого звания кандидата наук;

- третий интеллектуальный уровень: формирование нового знания фундаментального характера; вид обучения - докторантура (профессор-исследователь); цель - получение ученого звания доктора наук;

- сервисный уровень: выполнение заказов на научные и исследовательские работы (государственные заказы, гранты и т. п.); уровень предполагает наличие высокого качества знаний для создания интеллектуального продукта в процессе становления научной школы; участники - представители

всех уровней, под руководством лидеров научных направлений отрасли знания.

Представленные уровни позволяют осуществлять подготовку специалистов для высшей школы в области физической культуры, спорта и здоровья и соответствовать потребностям личности, образования и общества в целом в различных формах и видах интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальный потенциал научного сообщества в широком смысле определяется системой факторов, прежде всего в отношении мыслительной деятельности индивида, однако, когда речь идет о социальной природе человека, кроме индивидуального интеллектуального потенциала конкретного человека выделяют интеллектуальный потенциал того или иного общества, который, в свою очередь, феноменально представлен сообществом ученых, органично вписанным в культуру.

Современные технологии в образовательном процессе направлены на освоение студентами педагогических, социально-культурных и профессиональных компетенций в процессе формирования интеллектуального потенциала не только личности, но и всего научного сообщества. Научное сообщество как форма социальной организации существует в полном соответствии с законами социальной природы. Оно нуждается в преемственности и поэтому выстраивает социальный обмен с окружающей социальной средой, отграничивая себя от остального мира через установление собственных социальных целей, правил, ценностей и норм. Своими требованиями научное сообщество создает для вступающих в него социально-культурные барьеры, поддерживая свою традиционную принадлежность к элитарному слою общества.

В силу структурного разобщения социальных сфер возникает противоречие между общими задачами научного сообщества в сохранении единства общества (и воспроизводстве единого интеллектуального потенциала общества) и узконаправленными задачами в различных общественных сферах, в том числе и в сфере физической культуры и спорта, где задачу воспроизводства интеллектуального потенциала решают университеты физической культуры.

В этом смысле университеты физической культуры играют в своей области ведущую роль в развитии научных школ и направлений, в формировании образа жизни соответствующей социальной группы. На всех уровнях воспитательного и образовательного процессов университеты вырабатывают модели, способствующие выявлению и формированию научного потенциала обучающихся.

На сегодня наиболее разработанным инструментарием для исследования дифференцирующей иерархии, ведущей к образованию элит (в частности, научного сообщества), располагает социология образования.

Подготовка личности, обладающей элитарными качествами, - одно из основных предназначений современного университета. Эта социальная группа является примером меритократического подхода в настоящем исследовании. Этот подход не рассматривает задачу анализа подготовки спортивной элиты, так как это предмет другого исследования. Наша работа направлена на изучение механизмов, влияющих на формирование интеллектуального потенциала у представителей университетского сообщества. По нашему мнению, университетское научное сообщество сферы физической культуры аккумулирует в себе потенциал физического совершенствования, направленность на формирование социального здоровья и развития интеллектуального потенциала личности.

Воспроизводство научных кадров играет ведущую роль в развитии научных школ и направлений. Образ жизни данной социальной группы является одним из условий формирования интеллектуального потенциала в современном университете. Научные исследования, посвященные анализу данной проблемы, практически отсутствуют.

Проблема исследования обусловлена противоречиями в области социально-культурных особенностей российского образования и подготовки преподавателей-исследователей в условиях современного университета, в том числе отрасли физической культуры и спорта.

На наш взгляд, основная проблема состоит в противоречии между имеющимся социальным заказом на университетское образование, соответствующее европейскому стандарту, с одной стороны, и отсутствием условий для его осуществления - с другой.

Это вызвало необходимость выявления теоретико-методологических основ, ведущих тенденций и базовых социально-культурных условий воспроизводства интеллектуального потенциала в научном сообществе современной России.

Теоретический анализ научной литературы выявил основные концепции и направления формирования и развития научных школ в различных областях, а также основные тенденции развития образования и социальных изменений в области высшего профессионального образования, в частности в сфере физической культуры.

Разработанные методики опросов выявили уровень познавательной активности социальных групп в образовательной среде, их мотивы и интересы в сфере научной деятельности, уровень социального здоровья, жизненные ориентиры студенческой молодежи, социальное самочувствие в целом (опросы 2003 и 2007 гг.). Разработаны специальные методики опроса для выявления образа жизни преподавателей высшей школы, студентов, магистрантов и аспирантов (опросы 2002, 2004, 2006, 2007 гг.).

Метод моделирования позволил изучить научное сообщество через определение характеристик его образа жизни. Модель рассматриваемого объекта исследования - образ жизни - представлена в системе элементов, воспроизводящей структурно-функциональную связь между ними. Разработана модель, которая классифицируется по следующим показателям: по объему (образ жизни), по уровню моделирующей системы (макромодель), по ориентированности на воспроизведение (структура); по способу отображения закономерностей (причинная обусловленность), по месту в структуре научного познания (описание); по уровню формализации (концепция).

Результаты исследования показали, что вопросы подготовки интеллектуальной элиты в социально-культурной среде, формирование и развитие научных школ в современном информационном обществе относятся к области социологических и педагогических проблем современности. Процесс формирования научной элиты может рассматриваться с точки зрения двух подходов. Первый подход используется в теориях, изучающих отношения власти. В исследовании этот подход характеризуется элементом внутрипрофессиональной стратификации научного сообщества. Второй подход, являющийся для исследования основным, - мери-тократический, в основе которого находится механизм отбора наиболее успешных. Власть такой элиты базируется во многом на личных качествах и таланте, именно данная элита наиболее желательна и целесообразна обществу. Научная элита относится к этой категории элит. Статус научного работника следует понимать не только как статус профессиональный, но и как интеллектуальное развитие личности, обладающей высоким педагогическим и образовательным уровнем. Показателями этого уровня являются одаренность, высокая познавательная активность, потребность в творчестве, интенсивность вертикальной мобильности, усвоение субкультуры и педагогических компетенций научного сообщества.

Образ жизни научного сообщества является одним из важнейших элементов социально-культурной составляющей, где основные показатели образа жизни научного сообщества определяют и формируют педагогическую и научную культуру сообщества, социальный статус, социальные установки и ожидания, социальные возможности и перспективы. В результате исследования была разработана концептуальная модель образа жизни научного сообщества в университете физической культуры, которая является теоретической основой для определения направления развития научного сообщества и позволяет решить социально-культурные задачи, такие, как создание эталона образа жизни на основе идеологии научного сообщества; создание культурного образца в повсед-

Закревская Н. Г. Формирование научного сообщества в университете физической культуры.

невной жизни на основе практики; перспективное изменение (формирование) эталона в связи с требованиями образовательной среды с учетом принятой субкультуры. Выявлены особенности образа жизни научного сообщества. Исследование образа жизни научного сообщества для определения направления его развития является необходимым социально-педагогическим условием для разработки совокупности способов жизнедеятельности научного сообщества. Показателями факторов взаимосвязей между элементами образа жизни являются культура сообщества, социальные установки, внутрипрофессиональная стратификация, условия возможностей, направленность на успех.

Выявление студентов, магистрантов, аспирантов, способных к научной деятельности в процессе педагогического отбора, обусловлено следующими критериями:

- социализацией, которая включает воспитание, элитную направленность образования и желание самой личности принадлежать к этой социальной группе;

- включением в элитную группу и усвоением субкультуры;

- наличием мотивов и потребностей, развитием познавательной активности.

В ходе работы над решением проблемы выявлены условия, необходимые для успешного функционирования научного сообщества, где эффективность обусловлена целенаправленным процессом формирования сообщества:

- создание корпоративной культуры университета (усвоение понятий, терминологии, манер, стиля поведения);

- возможности достижения наивысшего образовательного уровня;

- поддержка статуса академической интеллектуальной среды (повышение престижа научно-педагогической деятельности);

- получение наивысших результатов, направленных на развитие творческих способностей личности.

Изучение особенностей образа жизни научного сообщества позволило выявить основные факторы, которые влияют на мотивацию к научной деятельности:

- наличие высшего образования у родителей, детей, жен и мужей;

- отношение к научной работе и максимальное удовлетворение ее результатами;

- роль преемственности в уровне интеллектуального развития в первичной социальной группе;

- тенденция к более высокому социальному статусу;

- положительное отношение к представительству интеллектуальной элиты в политических институтах власти;

- необходимость подготовки интеллектуальной элиты в условиях современной высшей школы.

Исследование академической мобильности является важным при определении социально-педагогических условий, необходимых для формирования личности ученых, которые включают направления для развития академической мобильности: развитие познавательной активности как фактора, обусловливающего формирование интеллектуального потенциала; развитие магистратуры как формы воспроизводства научных кадров.

Данные факторного анализа и результатов тестирования показателей исследуемой социально-культурной среды доказывают следующее:

- желание заниматься научной деятельностью взаимосвязано с лидерскими качествами и целеустремленностью;

- подготовка интеллектуальной элиты должна осуществляться при наличии сформированной научной школы;

- преемственность в первичной социальной группе влияет на развитие способностей.

Использование базовых понятий теории социального здоровья позволило выявить интеллектуальный потенциал современных студентов.

Социальное здоровье, являясь базовым философским понятием, определяется как состояние социального благополучия, выраженное в более широких по смыслу и более сложных характеристиках (показателях), таких, как социальное самочувствие, социальная удовлетворенность, социальное равновесие, входящих в класс понятий «социальное настроение».

Исходя из данного понимания социального здоровья установлено, что социальное здоровье современной российской студенческой молодежи можно оценить как высокое. Это означает, что социальный состав современной студенческой молодежи представляет собой позитивную социальную группу, способную в перспективе занять лидирующие позиции в обществе, в том числе и в научно-педагогическом сообществе университета.

К основным характеристикам социального здоровья студенческой молодежи можно отнести социальный оптимизм, ориентацию на успех и витальные ценности, высокую субъективную оценку здоровья и положительное отношение к настоящему.

Современное студенчество положительно относится к содержанию российского образования, не стремится к обучению в западных университетах и рассматривает статус ученого как представителя высокопрестижной научно-педагогической деятельности.

Очевидно, что основное предназначение университетского образования - воспроизводство интеллектуального потенциала общества. Воспроизводство научного сообщества в сфере физической культуры и спорта - необходимая часть этого процесса, где данную задачу решают университеты физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.