Научная статья на тему 'Воспроизводство интеллектуального потенциала в университетах физической культуры'

Воспроизводство интеллектуального потенциала в университетах физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ / ЛИЧНОСТЬ / THE MENTAL POTENTIAL / THE TEACHER-RESEARCHER / THE PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закревская Наталья Григорьевна

Подготовка преподавателей-исследователей рассматривается как форма воспроизводства в научном сообществе университета физической культуры. Качества личности преподавателя формируются при условиях и факторах, которые обусловливают развитие способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The intelectual potential`s reproduction in universities of physical education

The training of teachers-researchers is considered as the form of reproduction in scientific community of university of physical education. The qualities of the teacher's person are formed under conditions and factors which cause development of abilities.

Текст научной работы на тему «Воспроизводство интеллектуального потенциала в университетах физической культуры»

5. Егорычев, А.О. Мониторинг здоровья студентов в процессе

профессионального образования / А.О. Егорычев, Н.В. Титушина, Ю.А. Смирнова // Материалы 2-го Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России» : в 2 ч. Ч. 2. - М., 2006. - С. 79-80.

6. Ильинич, В.И. Физическая культура студентов и жизнь : учебник / В.И. Ильинич. - М. : Гардарики, 2005. - 366 с.

7. Калашников, А.Ф. Физическая культура: социологические аспекты : учеб. пособие / А.Ф. Калашников. - Орел : ОРАГС, 2002. - 178 с.

8. Кислицын, Ю.Л. Физиологическое обоснование учебного процесса по физическому воспитанию учащейся молодежи : теоретические и методикопрактические аспекты : учеб. пособие / Ю.Л. Кислицын, Л.Ю. Кислицына, И.А. Пермяков. - М. : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2006. - 169 с.

9. Кобяков, Ю.П. Двигательная активность студентов : структура, нормы, содержание / Ю.П. Кобяков // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 5. - С. 44-46.

10. Малышев, Ю.И. Двигательная активность как фактор повышения здоровья и умственной работоспособности учащегося / Ю.И. Малышев // Материалы 3-й науч.-практ. конф. - Самара, 2002. - С. 63-65.

Контактная информация: kitd@orel.ru

ВОСПРОИЗВОДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В УНИВЕРСИТЕТАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Наталья Григорьевна Закревская, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Подготовка преподавателей-исследователей рассматривается как форма воспроизводства в научном сообществе университета физической культуры. Качества личности преподавателя формируются при условиях и факторах, которые обусловливают развитие способностей.

Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, преподаватель-исследователь,

личность.

THE INTELECTUAL POTENTIAL'S REPRODUCTION IN UNIVERSITIES OF

PHYSICAL EDUCATION

Natalia Grigorevna Zakrevsky, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St. -Petersburg

Annotation

The training of teachers-researchers is considered as the form of reproduction in scientific community of university of physical education. The qualities of the teacher’s person are formed under conditions and factors which cause development of abilities.

Keywords: the mental potential, the teacher-researcher, the person.

Проблемы подготовки специалистов, востребованных в современном информационном обществе, становятся наиболее актуальными в связи с ухудшением здоровья населения, что, в свою очередь, сказывается на воспроизводстве социально здорового поколения. Сфера физической культуры является тем социокультурным пространством, в котором синтезируются интеллект и физическое совершенствование. Процессы образования и проведения научных исследований в современном университете физической культуры направлены на решение задач по подготовке специалистов, обладающих знаниями, умениями, навыками по формированию

здорового потенциала нации. Личности, аккумулирующие в себе интеллектуальный потенциал, должны быть социально здоровыми, профессионально компетентными, социально и личностно самодостаточными.

Ведущая роль в определении направлений развития человечества принадлежит образованию и науке. В настоящее время существует немало подходов к изучению различных моделей образования. Один из традиционных подходов - социологический, предполагающий, в частности, изучение социальных групп в системе образования.

Изучение социальных групп восходит, в свою очередь, к теории социальной стратификации, а именно - к идее социального неравенства. Подход, с точки зрения неравенства в обществе, нами выбран с целью обоснования необходимости ряда мер целенаправленного формирования в современном университете научной элиты, которая способна взять на себя функцию авангарда в обществе и идеолога в развитии отечественного образования. Научная элита - это та группа, которая существовала всегда и имела замечательные традиции, но в силу социально-исторических причин в настоящее время нуждается в специальных мерах для поддержки и развития.

Университетское образование, консервативное в своей сущности, традиционно свидетельствует о высоком социальном статусе его обладателя. Образовательная система дает возможность четко разграничить престиж по профессиональному и социальному признакам, в соответствии с существующими в системе образования уровнями.

Формирование научной элиты, а, точнее, интеллектуального потенциала - не столько результат ожесточенной борьбы за власть, сколько следствие отбора наиболее одаренных его представителей. Элитарность закономерно вытекает из равенства возможностей и не противоречит современной представительной демократии.

Интеллектуальная сфера личности предполагает способности и их развитие. Ни у кого не вызывает сомнения, что цивилизационный прогресс зависит от одаренных людей. Будущее связывается с творчески мыслящими молодыми людьми, хотя многим не дают возможности раскрыться и проявить свою индивидуальность. Задача нашего исследования - проанализировать все имеющиеся научные данные и выявить взаимосвязь одаренности и процесса формирования интеллектуального потенциала.

В своем исследовании мы рассматриваем подготовку ученого и те условия, которые необходимы для формирования его личностных качеств. Развитие научных сообществ в истории социологии образования несет в себе мысль о назначении ученого. Историческая трактовка этого утверждения содержится, на наш взгляд, в трудах И. Фихте, представителя немецкой классической философии. По мнению классика, в человеке имеются различные стремления и задатки, и назначение каждого в отдельности - развить свои задатки по мере возможности. В основе вполне возможно деления на различные сословия, согласно чистым понятиям разума должно было бы лежать исчерпывающее перечисление всех природных задатков и потребностей человека (не только его искусственно придуманных потребностей). Для культуры всякой склонности, или, что-то же самое, для удовлетворения всякой естественной потребности, основанной на изначально заложенном в человеке стремлении, может быть предназначено особое сословие. Фихте подчеркивает, что забота об однообразном развитии всех задатков человека предполагает, прежде всего, знание всех его задатков, науку о всех его стремлениях и потребностях, законченное определение всей его личности.

Для формирования качеств личности, направленных на развитие способностей, и как средства формирования интеллектуального потенциала нами предложен был курс «Социология образования и научных сообществ».

Цель изучения дисциплины «Социология образования и научных сообществ» в магистратуре - изучение теоретических основ социологии образования, освоение категориального аппарата, общих закономерностей, сходств и различий видов, уровней, форм научных сообществ в системе высшего профессионального

образования, являющихся необходимым условием успешной деятельности современного ученого. Освоение факторов, обусловливающих навыки выявления критериев для самоидентификации субъектов научной элиты; взаимодействия между социальным субъектом, социальными группами, общностями и обществом в целом в системе высшего профессионального образования.

Основные задачи курса:

• Формирование знаний о научном содержании социологии образования, ее функциях и средствах, обусловливающих ее выделение в самостоятельную научнопрактическую социологическую систему.

• Знание целей, задач и методов профессиональной деятельности специалиста в области социологии образования.

• Представление об истоках, истории и специфике развития теории социологии образования.

• Понимание зависимости образовательного процесса от изменений, происходящих в социально-экономической, политической жизни общества и научнотехнических преобразований в мире.

• Освоение различных форм научных сообществ, отвечающих потребностям информационного общества.

• Овладение методами анализа социально-образовательного пространства.

• Знание основных направлений прикладных исследований в современной социологии образования.

Курс состоит из десяти тем, которые сгруппированы в два раздела, раскрывающих основы дисциплины. К курсу дисциплины прилагается учебнометодический комплекс его обеспечения: примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, тематика рефератов, перечень примерных вопросов к зачету, рекомендуемый список литературы.

По результатам проведенного нами исследования было подготовлено к публикации учебное пособие (хрестоматия «Социология образования и научных сообществ»), включающее в себя материал из работ русских и зарубежных классиков социологии, в которых поднимаются проблемы стратификации, мобильности не только в обществе, но и в академической среде. Рассмотрение этих вопросов направлено на углубление знаний в области социологии образования.

Тексты отбирались с учетом отражения в них различных социальнофилософских и культурно-исторических направлений при исследовании формирования и развития научных сообществ, а также роли интеллектуала в университете и в обществе. Хрестоматийный материал сгруппирован в трех разделах. Первый раздел «Социальная дифференциация в сфере образования как проблема» включает в себя общие вопросы проявления социального неравенства в истории социологии и раскрывает культурно-исторические предпосылки развития социологии образования. Второй раздел «Роль образования в формировании социальной элиты» раскрывает вопросы функционирования элиты, механизмов формирования научной и интеллектуальной элит в контексте социально-культурного воспроизводства общества. Третий - «История социологии о научных сообществах» - рассматривает

социокультурные условия и социальные установки в академической среде, вопросы подготовки научных кадров в историческом процессе общества.

Именно данный курс дает возможность проанализировать исторические предпосылки, роль и задачи научных сообществ в современном обществе, а также выявить основные факторы и условия подготовки преподавателя-исследователя в университете физической культуры. И, как следствие, данный курс направлен на формирование интеллектуального потенциала научного сообщества в университете физической культуры.

ВЫВОДЫ:

1. Воспроизводство научных кадров играет ведущую роль в развитии научных школ и направлений, в формировании образа жизни данной социальной группы как одного из направлений социокультурного моделирования и развития интеллектуального потенциала у современного студента.

2. Формирование интеллектуального потенциала - это совокупность средств, форм, условий и факторов, которыми обусловлено воспроизводство в научном сообществе. Интеллектуальный потенциал научного сообщества университета физической культуры - это социально и физически здоровая, профессионально компетентная, готовая к научно-исследовательской деятельности личность.

3. Формирование научного сообщества имеет целью преемственность, что обеспечивает нормальное социокультурное воспроизводство в условиях университета, и как один из возможных способов формирования научных кадров рассмотрены условия подготовки преподавателей-исследователей в магистратуре в современном университете.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фихте, И.Г. О назначении ученого / И.Г. Фихте ; пер. под ред. и со вступ. ст. В. Вандека ; Моск. историко-философский ин-т. - [М.] : Соцэкгиз, 1935. - 140 с. : ил.

Контактная информация: zakrevskaya_n@mail.ru

ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ НА ОСНОВЕ БЛОЧНОМОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПОСТРОЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Марина Евгеньевна Злобина, старший преподаватель,

Геннадий Николаевич Германов, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой

Воронежский государственный институт физической культуры (ВГИФК)

Аннотация

Апробирована программа физической подготовки учащихся 5-х классов подготовительной медицинской группы, построенная на основе стандартных двигательных заданий; она обеспечивает повышение эффективности физической подготовки школьников, оздоровительного эффекта занятий.

Ключевые слова: общеобразовательная школа, урок физической культуры, физическая подготовка, учащиеся подготовительной группы, двигательное (тренировочное) задание, блочно-модульная технология построения урока.

THE PHYSICAL TRAINING PROGRAM FOR THE 5-TH YEAR SCHOOLCHILDREN OF PREPARATORY MEDICAL GROUP ON THE BASIS OF BLOCK-MODULAR TECHNOLOGY OF PHYSICAL CULTURE LESSONS'

ORGANIZATION

Marina Evgenievna Zlobina, the senior lecturer,

Gennadiy Nikolaevich Germanov, the candidate of science, the professor,

Head of department,

The Voronezh State Institute of Physical Education

Annotation

The physical training program for the 5-th year schoolchildren of preparatory medical group on the basis of standard motor tasks was tested. This program contributes to increasing the efficiency of schoolchildren’s physical training and health-improving effect from classes.

Key words: the secondary school, the physical culture lesson, the physical training, the preparatory group’s schoolchildren, the motor task, the block-modular technology for lesson's

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.