Научная статья на тему 'Ужасы в жизни учащейся молодёжи'

Ужасы в жизни учащейся молодёжи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
688
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЖАС / МОЛОДЁЖЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ФИЛЬМЫ УЖАСОВ / HORROR / YOUTH / SOCIAL PROBLEMS / TELEVISION / HORROR MOVIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хвостов А. А.

Данная статья посвящена социологическому опросу школьников и студентов Приволжского федерального округа по проблеме ужаса. На основе полученных анкетных данных показаны роль и место ужаса в жизни российских учащихся и в связи с этим рассмотрены наиболее актуальные проблемы современной молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Horrors in life of studying youth

This article is devoted to the results of a social survey carried out among pupils and students of the Volga Region Federal District concerning the problem of horror. On the basis of these results the author shows the role and place of horror in the life of Russian pupils and considers the most actual problems of modern youth.

Текст научной работы на тему «Ужасы в жизни учащейся молодёжи»

2. Профессиональный имидж социальной работы и роль СМИ в повышении ее престижа: информационно-аналитический отчет / под ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009.

УДК 316.3

А. А. Хвостов УЖАСЫ В ЖИЗНИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ

Данная статья посвящена социологическому опросу школьников и студентов Приволжского федерального округа по проблеме ужаса. На основе полученных анкетных данных показаны роль и место ужаса в жизни российских учащихся и в связи с этим рассмотрены наиболее актуальные проблемы современной молодёжи.

This article is devoted to the results of a social survey carried out among pupils and students of the Volga Region Federal District concerning the problem of horror. On the basis of these results the author shows the role and place of horror in the life of Russian pupils and considers the most actual problems of modern youth.

Ключевые слова: ужас, молодёжь, социальные проблемы, телевидение, фильмы ужасов.

Keywords: horror, youth, social problems, television, horror movies.

Мистический ренессанс в XXI в. далеко не случайное явление. Давно замечено, что потребность к ужасам и мистике возрастает во времена глубоких общественных кризисов. За последние несколько лет многие жители России (вольно или невольно) сталкиваются с понятием «ужас». Книжные лотки переполнены всевозможной литературой ужасов. В кинематографе большой популярностью пользуется жанр «фильмов ужасов». На отечественном телевидении этот жанр тоже имеет высокий рейтинг, не говоря уже о выпусках новостных программ с ужасными кадрами катастроф, стихийных бедствий и преступлений. А одним из самых известных видов преступлений на сегодняшний день является терроризм (с английского языка слово «terror» тоже переводится как «ужас»). И с этим проявлением ужаса в последнее время на всей планете мы сталкиваемся всё чаще и чаще.

Помимо прочего ужас твёрдо вошёл в наш быт и лексикон. При общении людей на различные темы можно часто услышать такие словосочетания, как «ужасная жизнь», «ужас, что творится в стране», «ужас как выглядишь» и многие другие подобные выражения. По стране появляются многочисленные шоу, театры, балаганчики, аттракционы ужасов; открываются так называемые «магазинчики ужасов», торгующие соответствующей продукци-

© Хвостов А. А., 2009

ей (кошмарные маски, одежда, предметы и т. д.). В молодёжной среде продолжает вызывать интерес и так называемый «чёрный юмор». Всё вышеперечисленное представляется сравнительно малоисследованным сюжетом в социологическом знании.

Поэтому нами было проведено пилотажное социологическое исследование на территории Приволжского федерального округа (ПФО). Цель исследования - определить на основе данных социологического опроса (в форме анкетирования) роль и место ужаса в жизни учащейся молодёжи. Опрос проводился среди студентов-очников вузов и старшеклассников школ в следующих 7 регионах ПФО: Республика Татарстан, Оренбургская область, Самарская область, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Пензенская область, Саратовская область.

Данная категория людей (учащаяся молодёжь) была выбрана не случайно. Во-первых, многочисленные исследования интересов школьников и студентов, опубликованные в научной литературе, дали возможность констатировать, что жанр ужасов среди лиц молодёжного возраста надёжно занимает по популярности высокие позиции. Во-вторых, учащихся обычно гораздо легче и быстрее можно массово опросить (например, в классе школы или в аудитории вуза), чем остальных представителей молодёжи.

Всего было опрошено 800 человек (366 студентов и 434 школьника). Возраст респондентов (старшеклассников и студентов) был в пределах от 13 до 23 лет.

Число представителей мужского пола составило 347 человек, а женского - 453 человека. Но такова демографическая ситуация в нашей стране - женщин в нашей стране больше, чем мужчин. И в учебных заведениях также - девочек больше, чем мальчиков. Их и прежде (во времена СССР) было больше. Помните старую песню, где «на десять девчонок по статистике девять ребят»? А сейчас женского пола ещё больше в процентном сравнении с мужским (например, см. ежегодные статистические данные Госкомстата). И разве это уже не ужас? Ведь заранее сегодня можно предсказать, что много девушек со временем останется одинокими (ведь на всех не хватит парней), и социальные проблемы в связи с этим ещё больше обострятся в нашем обществе.

Далее обратимся к ответам на открытые вопросы нашей анкеты. На вопрос «Читаете ли Вы в свободное время книги про мистику и ужасы?» лишь 9,1% респондентов дали положительный ответ. Очень редко их читают 44,4%. Остальные опрошенные не читают подобных книг вообще. Это говорит о том, что нынешняя учащаяся молодёжь не очень настроена на чтение ужасов. Возможно, это связано с тем, что школьники и студенты слиш-

ком загружены чтением той литературы, которую они изучают в своих учебных заведениях, и у них просто нет времени и желания читать ещё что-то дополнительно за рамками учебного процесса. К этому следует ещё добавить, что сейчас, в наш информационный век с его высокими технологиями, наблюдается всеобщая тенденция снижения интереса молодёжи к чтению любой литературы, а не только литературы ужасов.

Следующий вопрос анкеты был таким: «Кто из писателей, на Ваш взгляд, является автором самых ужасных произведений?». В подтверждение вышесказанного подавляющее большинство респондентов затруднились с ответом на этот вопрос. Но, тем не менее, остальные наиболее чаще называли Стивена Кинга (15,8%), который, несомненно, является признанным мастером жанра ужасов (его многие справедливо называют «королём ужасов»). Гораздо меньшее число учащихся (4,4%) указывали в ответах нашего классика сатиры и ужаса Николая Васильевича Гоголя, произведения которого изучают в школьной программе. Ещё упоминались два других наших классика - Михаил Булгаков (1,8%) и Фёдор Достоевский (1,6%), которых, честно говоря, с трудом можно представить как представителей жанра «хоррор». Вообще, мало ожидалось, что в первую пятёрку авторов ужасных произведений попадут сразу три классика отечественной литературы. Думалось, что чаще будут называться такие зарубежные писатели, как Г. Ф. Лав-крафт, Э. По, Д. Кунц и другие, но их не особо часто называли наши учащиеся. Вывод из этого случая такой - молодёжь сегодня практически не читает литературу жанра ужасов, а помнит лишь то, что преподают в школе, и причисляет в авторы ужасов М. Булгакова и Ф. Достоевского. Но что ещё больше всего удивило, так это то, что пятое место в списке авторов самых ужасных литературных произведений досталось известному американскому ... кинорежиссёру С. Спилбергу (1,6%), который вообще, как известно, не является писателем. Это говорит о том, что респонденты, которые его упомянули, не видят особой разницы между Стивеном Кингом и Стивеном Спилбергом, потому что не читают подобных книг, зато ответ написали просто «на слух».

То, что учащиеся мало читают зарубежную мистическую и ужасную литературу, показывают ответы на вопрос «Какое самое ужасное литературное произведение Вы читали в своей жизни?». Во-первых, подавляющее большинство респондентов не нашли ответа на этот не слишком сложный вопрос. А во-вторых, в первую пятёрку ужасных произведений вошли наши классические произведения, которые изучают в школе на уроках литературы. Вот список наиболее часто упоминаемых произведений: «Вий» - 5,5%, «Преступление и наказание» - 3%, «Война и мир» - 2,1%, «Мастер

и Маргарита» - 1,9%, «Мёртвые души» - 1,6%. Бесспорно, что повесть «Вий» относится к жанру ужаса и заслуженно находится на первом месте. Ещё можно (с большой натяжкой) отнести к ужасным книгам «Мастер и Маргариту», где говорится, в том числе, о нечистой силе. Но вот присутствие других произведений в этом списке вызывает большое удивление. Возможно, что учащимся нелегко давалось изучение классики в школе, поэтому они и причислили эти произведения к ужасным (в смысле ужасно сложным).

Следующим вопросом в анкете был такой: «Кто, на Ваш взгляд, является самым ужасным литературным персонажем?». Здесь также многие затруднились с ответом. А места наиболее часто упоминаемых героев распределились следующим образом: Ф. Крюгер - 5,4%, Дракула - 5%, Вий -3,8%, Р. Раскольников - 2%, Воланд - 1,5%, П. Чичиков - 1,4%. Как видим, наибольшей популярностью пользуется Фредди Крюгер. На самом же деле он не имеет никакого отношения к литературе, так как является знаменитым киноперсонажем американского классического фильма ужасов «Кошмар на улице Вязов», но, тем не менее, молодёжь именно его чаще называла. Зато больше всего удивляет присутствие в этом списке таких одиозных (но никак не ужасных) фигур, как Раскольников и Чичиков. На наш взгляд, скорее само жестокое преступление Раскольникова в виде убийства с помощью топора можно считать ужасным, нежели этого несчастного героя. Ну а что касается Чичикова, то здесь уместно привести следующее мнение: «Для Н. Гоголя смерть - это мир монстров, князей тлена, зооморфных чудовищ. Из-за него живое и мёртвое часто меняется местами. И действительно, Чичиков, хоть и живой, но имеет дело с мёртвыми душами, владеет ими, а они, в свою очередь, овладевают его мыслями, чувствами и помыслами, т. е. он становится живым мёртвым: человек, общающийся с ирреальными существами, сам становится фантомом. И как верному сыну России Гоголю горько и больно, что русское богатство строится на такой социальной мертвечине, как крепостничество, т. е. страна держалась на плаву на мёртвом остове. Гоголь описывает мёртвые души, как живые. Их образы оживают под его пером. Чичиков же -мертвец, так как его товар пахнет смертью, мертвечиной» [1]. Выходит, что дети как бы на подсознательном уровне почувствовали этот момент, читая «Мёртвые души»? Такой вот труднообъяснимый феномен!

Далее был вопрос «Часто ли Вы смотрите фильмы ужасов?». Почти треть опрошенных (29,9%) ответили, что часто (хотя бы 1 раз в неделю). А 51,3% респондентов ответили, что редко (хотя бы 1 раз в месяц). Остальные вообще не смотрят подобные фильмы.

На вопрос «Что заставляет Вас смотреть фильмы ужасов?» наиболее частые ответы выглядят так: интерес - 35,8%, адреналин в крови - 13,6%, наличие свободного времени - 7%, нравятся - 6,3%, настроение - 1,6%. То есть ребятами в основном движет к просмотру этих фильмов обычный интерес.

Но больше всего нас интересовали ответы на вопрос «Что Вы считаете ужасным в нашей повседневной жизни?». На него были получены такие частые ответы: социальные проблемы - 23,8%, преступность - 20,1%, взаимоотношение людей -13,5%, учёба (школа) - 9%, власть - 3,9%, терроризм - 2%, война - 1%, экология - 1%. Как видно из этих ответов, нашу учащуюся молодёжь больше всего беспокоят социальные проблемы (назывались нищета, высокие цены, безработица, алкоголизм, наркомания, СПИД/ВИЧ и т. д.) и криминализация нашего общества (убийства, изнасилования, грабежи, воровство, коррупция и т. д.). То есть многие нынешние студенты и школьники не уверены в своём будущем, не чувствуют себя в безопасности. Даже свою учёбу считают ужасом целых 9% респондентов. Поэтому власть предержащие, которых, кстати, не жалуют 3,9% наших опрошенных, должны предпринять какие-то реальные шаги для исправления той ситуации, которая сложилась в нашем обществе, где молодёжь на себе ощущает весь спектр социальных проблем.

Всё вышесказанное подтверждают ответы на следующий (можно сказать ключевой) наш вопрос «Ужасно ли жить в XXI веке?». Большинство учащихся (50,6%) ответили, что жить в наше время в России не ужасно. Но, тем не менее, 17,7% твёрдо ответили, что жизнь ужасна. А остальные респонденты (более 30%) затруднились с ответом (выходит, что они тоже не уверены в прекрасности жизни). Значит, у них есть большие сомнения по поводу того, хороша их жизнь или плоха. И над этим следует хорошенько задуматься. Обычно детские годы являются самыми лучшими в биографии каждого человека, если они, конечно, не омрачены войнами, эпидемиями или какими-либо стихийными бедствиями. Сейчас в нашей стране глобальных катастроф не происходит, но учащиеся не решаются твёрдо ответить, что жить в нашем веке не ужасно, а, наоборот, прекрасно. А что же их ждёт тогда дальше, когда они подрастут и начнут трудовую жизнь? Они тогда станут считать свою жизнь большим кошмаром? Это говорит о том, что они далеко не уверены, что живут нормально. Так что властям нужно было бы задуматься и над этим тоже.

Далее вопросы предназначались лишь для тех, кто часто смотрит фильмы ужасов, и чтобы не запутаться, проценты в ответах по-прежнему приведены от всей выборки опрошенных (800 человек). Так что не следует особо удивляться относительно небольшим процентам в ответах.

Большинство любителей фильмов ужасов смотрят их в формате DVD - 38,9% (вот что значит технический прогресс!), значительно меньшее число респондентов посещают ради них кинотеатры (11,8%) и смотрят их по ТВ (10,9%). А видео потихоньку уходит в прошлое (его отметили лишь

5,8%).

Наиболее часто пропагандирующим фильмы ужасов телевизионным каналом является ТВ3, который отметили 15,8%, что не является большим секретом - достаточно посмотреть в телепрограмму на любой неделе и легко убедиться в этом. К слову, осенью 2007 г. ТВ3 запустил новый проект (как принято сейчас говорить про новые передачи), посвящённый интересным старым фильмам ужасов. Название этого проекта было «Другое кино», а в роли ведущего выступал известный рок-музыкант Александр Ф. Скляр.

Что касается эмоций, которые испытывают учащиеся во время просмотра фильмов ужасов, то здесь преобладают страх (27%), затем (как ни странно) смех (14%) и непосредственно сам ужас (10,9%).

Интересно то, что нелепые и ужасные смерти героев в фильмах жанра «хоррор» всё же заставляют задуматься большинство их смотрящих о цене собственной жизни. Таких ответов было 29,6%. То есть в данном случае фильмы ужасов как бы выполняют предостерегающую функцию, показывая молодым людям, что с ними может произойти в реальной жизни, если они будут себя вести так же, как жертвы из некоторых фильмов. Ведь довольно часто в первую очередь в фильмах ужасов погибают те, кто на самом деле заслуживает смерти своим поведением и не особо ценит свою жизнь. Здесь вполне уместно привести слова эксперта в этом жанре С. Кинга: «И вот окончательная истина фильмов ужасов: они не любят смерть, как думают некоторые; они любят жизнь. Они не прославляют деформацию и уродство, но, показывая их, воспевают здоровье и энергичность. Показывая нам несчастья проклятых, они помогают нам заново открыть маленькие (но никогда не мелочные) радости нашей жизни. Они - пиявки цирюльника для души, только высасывают не плохую кровь, а тревоги... хотя бы на какое-то время.

Фильм ужасов спрашивает вас, хотите ли вы вблизи взглянуть на "дохлую кошку" (или на "фигуру под простынёй".). но не взглядом взрослого человека. Никакой философии, никакой религии, никаких идей о загробной жизни; фильм ужасов предлагает нам увидеть физический аспект смерти. .Вот конец. Но самый главный подтекст, который есть во всех хороших фильмах ужасов, таков: но он ещё не настал. Не в этот раз. Потому что, в конечном счёте, фильм ужасов - это праздник того, кто чувствует, что может смотреть на смерть, ибо она ещё не живёт у него в сердце» [2].

А в заключение опроса мы просили респондентов назвать самый запомнившийся им фильм ужасов и самого ужасного киноперсонажа. Наиболее часто называлась американская версия фильма «Звонок» (5,9%), также многие называли его продолжение «Звонок-2». А ужасная девочка-убийца по имени Самара из этого фильма заняла второе место по популярности вслед за признанным лидером Ф. Крюгером. Ведь Фредди Крюгер уже много лет традиционно считается наиболее популярным киногероем у молодёжи, так как фильм «Кошмар на улице Вязов», в котором спящих детей убивает безжалостный маньяк Крюгер, посвящен помимо ужасов ещё и взаимоотношениям молодых людей - сверстникам зрителей, смотрящих это кино. Поэтому этот фильм видел практически каждый представитель молодёжи и, безусловно, навсегда запомнил ужасного Фредди. А сам фильм «Кошмар на улице Вязов» продолжает пользоваться популярностью у молодёжи (теперь уже XXI в.), потому что занял в нашем опросе второе место.

Подводя итог данного социологического исследования, можно констатировать, что изучение проблемы ужаса открывает новые возможности для широкого понимания сущности культуры, общества и конкретного человека. Например, рассматривая различные стороны жизни учащейся молодёжи через призму ужаса, можно увидеть, что ужас как социокультурный феномен пронизывает многие сферы общественной жизни и указывает на основные социальные проблемы не только нашего подрастающего поколения, но и всего российского социума. Всё это позволяет утверждать, что в будущем работу можно будет продолжить не только в данном социологическом направлении, но также и с применением междисциплинарного подхода, когда тема ужаса наконец-то станет предметом исследования целого комплекса наук.

Примечания

1. Шенкао М. А. Смерть как социокультурный феномен. Киев: Ника-Центр: Эльга; М.: Старклайт, 2003. С. 272.

2. Кинг С. Пляска смерти. М.: АСТ, 2005. С. 242.

УДК 316

Н. Г. Закревская

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА В УНИВЕРСИТЕТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ДИСКУРС

В статье рассматриваются основные тенденции воспроизводства научного сообщества в условиях университетов физической культуры. Проанализированы основные подходы к проблемам моделирования образа жизни научного сообщества и пути реализации подготовки научных кадров в академической среде. Представлены выявленные условия и факторы, обусловливающие процесс формирования интеллектуального потенциала в университетском сообществе.

The paper is devoted to the general tendencies in the scientific society reproduction under the conditions of physical culture universities. The author analyses the main approaches to the problems of modelling of a scientific society's life and ways of scientific personnel's training in the academic environment. The paper also covers the conditions and factors determining the process of forming intellectual potential in a university society.

Ключевые слова: научные сообщества, университеты физической культуры, интеллектуальный потенциал, преподаватель-исследователь.

Keywords: scientific communities, physical training universities, mental potential, teacher-researcher.

В конце XX в. была зафиксирована прямая зависимость между уровнем развития образования в обществе и социально-экономическим уровнем развития страны. Устойчивость развития, проблемы глобализации, решение остросоциальных вопросов общества тесно связаны с уровнем образованности всех его членов. В современном обществе ведущая роль в определении направлений развития человечества принадлежит образованию и науке. В настоящее время существует немало аспектов и подходов в изучении образования. Социологический анализ предполагает, в частности, изучение социальных групп в системе образования. Изучение социальных групп восходит, в свою очередь, к теории социальной стратификации, а именно - к идее социального неравенства. Социально-экономические преобразования в современной России отразились на сфере высшего профессионального образования, в том числе и в области физической культуры. Возросшие потребности общества потребовали повышения статуса учебных заведений до уровня университетов и, следовательно, формирования университетского научного сообщества в сфере образования, в том числе отрасли физической культуры. В этой ситуации вопросы подготовки и формирования новых поколений преподавателей-исследователей, ученых в сфере, связанной

© Закревская Н. Г., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.