Ю. В. Назарова, Е. Б. Кудинова
Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого
КУЛЬТУРНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ КОНЦЕПТА УЖАСА (на материалах англоязычной литературы в жанре horror)
В статье рассматриваются культурные истоки жанра horror в англоязычной литературе, с целью осмысления этической проблемы транслирования ужаса и смерти в современной медийной культуре. Систематизируются концепты ужаса в литературе, анализируется их содержание. Формулируется этическая дилемма эстетизации ужаса в современной культуре, рассматриваются возможности ее разрешения.
Ключевые слова: жанр horror; эстетизация ужаса; этическая дилемма; концепты ужаса; англоязычная литература.
U. V. Nazarova, E. B. Kudinova
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia)
CULTURAL AND ETHICAL ORIGINS OF THE CONCEPT 'HORROR' (ON THE MATERIALS OF THE ENGLISH LITERATURE IN THE HORROR GENRE)
The article deals with the cultural roots of horror genre in English literature, with the aim of understanding the ethical issues broadcasting terror and death in contemporary media culture. Systematized horror concepts in the literature, and their content is analyzed. Formulated ethical dilemma aestheticization of horror in modern culture, considered the possibility of its resolution.
Keywords: genre of horror; aestheticization of horror; ethical dilemma; horror concepts; English-language literature.
Философское осмысление феномена ужаса встречается в работах постмодернистской, психоаналитической, религиоведческой,
культурологической, эстетической и этической направленности. Это говорит о том, что дискурс об ужасе не теряет свою актуальность, более того, актуализирует новые вопросы, связанные, в первую очередь, с переоценкой ценностей, происходящей в современном обществе. В этом смысле, философские аспекты ужаса наиболее полно могут раскрыть себя в этическом контексте. Так, А. Гришин в исследовании «Феномен ужаса: этико-философский анализ» [2] отмечает парадоксальную ситуацию в современной медийной культуре, где существует своеобразная территория ужаса наряду с табуированием рефлексии о смерти. В результате ужас становится синонимом смерти; страх современного общества перед смертью заставляет эстетизировать смерть средствами массовой культуры; таким образом, ужас, как эмоция, становится и средством ухода от скуки, и средством приближения к смерти, что снимает напряжение от ужаса перед смертью. Так, «эстетизация ужаса и смерти» является наиболее эффективным инструментом массового медийного производства. В этом контексте альтернативной является христианская парадигма ужаса, где последний (в форме страха) имеет духовное значение («Страх Господень - начало премудрости»)» [2, с. 9-10].
Следует отметить, что в современном обществе практически утрачено этическое, духовное значение ужаса. Эстетическое транслирование смерти, возрастающая искушенность зрителя ситуациями, вызывающими ужас, снижает порог толерантности к жестокости и смерти, требуя все новых средств эмоционального возбуждения; как отмечает В. Варава «Культура полна проекциями банального ужаса, который по мере своей эстетизации теряет глубину и остроту» [1, с. 33].
Возможно ли, что традиция эстетизации смерти, романтизации ужаса, является не исключительно продуктом современного общества потребления, а имеет более глубокие корни? В культурном контексте жанр ужаса нашел свое начало в литературе, причем наибольшее признание этот жанр завоевал в англоязычной литературе. Знаменитое эссе «короля ужаса» Г. Лавкрафта, где ужас рассмотрен в контексе литературы [5] посвящено именно англоязычной литературе. Необходимо также отметить, что появление и традиции фильмов в жанре «хоррор» принадлежит киноиндустрии США. В чем причина такого интереса к ужасному в англоамериканской культуре? Ответ на этот вопрос требует отдельного комплексного исследования. Однако анализ литературы жанра хоррор в философском контексте может помочь в ответах на вопросы о причинах специфического восприятия ужаса в современном обществе, о перспективах отношения к вопросам смерти в ближайшем будущем, о сути современного восприятия ужаса и смерти.
В XVIII веке появляется новый жанр - готический роман, своеобразная точка начала жанра horror в литературе. Основной признак готического романа - особая атмосфера мистики и фантастики, встреча читателя с чем-то сверхъестественным, неведомым, зачастую со сверхъестественными персонажами; готический роман основан на эффекте напряжения и страха. Готический роман появляется в англоязычной литературе; происхождение названия жанра связано с названием архитектурного стиля «готика», обращение к этому термину объясняется тем, что часто действие романа происходит в стенах готических зданий. Термин готика часто употреблялся как синоним к слову «средневековый».
Необходимо отметить, что английское слово horror носит, помимо ужаса и страха, значение отвращения, омерзения. Литература жанра horror, по этой причине, имеет своей целью либо напугать читателя встречей со сверхъестественным, либо вызвать отвращение от описываемой, совсем не сверхъестественной реальности. Готический роман явно преследовал первую цель. Именно поэтому нарастающее внутреннее напряжение читателя (suspense) должно заканчиваться ощущением абсолютного ужаса перед сверхъестественным, или, как называл это Г. Лавкрафт, ощущением истинного ужаса, а не отвращением перед уродливыми проявлениями привычного мира. Г. Лавкрафт утверждал, что «настоящие рассказы о сверхъестественном включают в себя нечто большее, чем таинственное убийство, окровавленные кости или смутная фигура в саване... В истинно жутких рассказах должна присутствовать захватывающая дух атмосфера угрозы внешних, необъяснимых и неведомых сил в них должен быть.совершенно серьезный
намек на самую пугающую концепцию, созданную человеческим разумом - на смертельную опасность того, что незыблемые законы природы...могут временно отступить или потерпеть полное поражение перед наступлением хаоса.» [ 5, с. 1092].
Э. Биркхэд в исследовании «История ужаса: исследование готического романа» [6], систематизирует готический роман, разделяя его на следующие категории:
• Готический роман;
• Роман необъяснимой тревоги и напряжения;
• Роман ужаса;
• Восточная повесть ужаса;
• Сатира на роман ужаса;
• Короткая повесть ужаса.
Таким образом, в историко-культурном смысле, жанр horror в англоязычной литературе во многом берет свое начало из мрачных суеверий, легенд и типичных страхов эпохи позднего Средневековья, на основании которых и появляется готический роман. Г. Лавкрафт указывает на следующие причины, сформировавшие особую атмосферу средневековых страхов, которая впоследствии повлияла на содержание готических романов [5, с. 10931095]:
- Противостояние официальной церкви и тайных языческих культов, вызвавшее так называемую «охоту на ведьм» в Европе, и, впоследствии, в Новом Свете, продолжавшуюся с 1450 до 1700 гг. Ужас перед колдовством распространился также и благодаря многочисленным трактатам о демонологии и ведьмовстве, открытым судебным процессам над ведьмами [3].
- Вера в наличие неких сатанинских сект; страх перед «черными мессами» и «шабашами»; страх перед одержимостью демонами.
- Частые эпидемии, которым приписывалась мистическая природа.
Можно отметить в качестве дополнительной причины и постоянное
столкновение средневекового человека со смертью, что нашло свое отражение, в частности, во многих английских и шотландских балладах.
Кроме того, Г. Лавкрафт делает интересное замечание, отмечая, что тяга к мистическому в большей степени характерна для северных народов, чем, например, для латиноязычных, так как последние всегда пытались найти непонятным явлениям не мистическое, а рациональное объяснение [5, с. 1095].
Впоследствии готический роман формирует классический роман ужасов, меняя знаки и декорации. Так, М. Саммерс в исследовании «Готический поиск» делает анализ трансформации символов готического романа в классический роман ужаса. Замок или пещера готического романа превращаются в дом в романе классическом; рыцарь - в джентльмена; великан - в отца; ведьма - в старую экономку; полночное убийство - в свадьбу и так далее [6].
Современные представители жанра, такие как С. Кинг, Дин Кунц, Уильям Блэтти, Айра Левин, Роберт Маккаммон, Энн Райс и другие, по сути,
продолжают менять знаки и декорации, но процесс приближения читателя к тому, что Лавкрафт называл «истинным ужасом» остается прежним, и сводится к следующей схеме: изумление (astonishment); напряжение (suspense); страх (fear); и ужас (horror), являющийся целью литературного произведения.
Сюжеты жанра horror не имеют четкой системы. Однако их можно было бы систематизировать в виде концептов, проявляющих себя как в литературе, так и в киноискусстве, в центре которых лежит понятие опредмеченного хаоса [4], как основного ядра сюжета. Концепты ужаса могут включать в себя легенды, суеверия и страхи, характерные для конкретных поколений. По сути, ужас может выступать своеобразным языком пересказа культуры. Можно выделить следующие концепты жанра:
• Ужас перед территорией хаоса (замок, дом, квартира с «плохой» историей; кладбище; место убийства и т.п.);
• Ужас перед реальностью (маньяки; массовые убийства; пытки; каннибализм);
• Ужас перед женским началом (ведьмы; жрицы);
• Ужас перед десакрализацией тела (трансформация тела; превращение; оборотничество; вампиризм; восстание мертвых);
• Ужас перед жертвоприношением хаосу (мистическая смерть).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Этическая дилемма литературы жанра horror заключается в следующем: может ли транслирование ужаса и смерти нарушить границы восприятия должного у представителя современного общества потребления, или жанр horror все-таки имеет глубокие корни, являясь неотъемлемой частью любой культуры, как реакция на «темную» сторону жизни, выявляющую страхи и проблемы современного человека, и, помогающую если не решить их, то преодолеть? В литературе жанр horror был порожден готическим романом, который, в свою очередь, явился проекцией легенд, суеверий и страхов Средневековья. Особое отношение к мистическому свойственно культуре тех наций, которые формировались в тяжелых природных и исторических условиях, в частности, разнообразие сюжетов horror наблюдается в англоязычной литературе, так же, как и в киноискусстве. В центре сюжетов жанра стоит так называемый «опредмеченный хаос», черты которого можно реконструировать, рассмотрев определенные концепты ужаса, основанные на страхах, легендах и суевериях, характерных для конкретного поколения. Таким образом, жанр horror в литературе имеет глубокие культурно-исторические и социально-культурные корни. В этом смысле этическим критерием при разрешении данной дилеммы является мастерство автора, превращающее «бульварный» сюжет в средство приобщения к неведомому, и заставляющее читателя на границе сверхъестественного и необъяснимого столкнуться с предельными метафизическими вопросами.
Границы ужасного расширяются, и его новые концепты рождаются благодаря новым страхам, суевериям и легендам новых поколений. Тем не менее, нельзя оценивать привлекательность сюжета только его содержанием: «какой бы редкостный шедевр не появился завтра, произведенный на свет иллюзией или ужасом, он будет принят только благодаря литературному мастерству, а не симпатичности темы» [5, с. 1161]. Это высказывание заставляет поспорить с теми критиками, которые считают жанр horror не более чем развлекательным жанром. «И все же кто скажет, что чернота тематики является определенным препятствием? Сияющая красотой Чаша Птоломеев была вырезана из оникса» [5, с. 1161].
Литература
1. Варава, В. В. Адвокат философии [Текст] / В. В. Варава. М. : Этерна, 2014. 352 с.
2. Гришин, А. А. Феномен ужаса: этико-философский анализ [Текст] : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.05 / Гришин Андрей Александрович. Иваново, 2015. 21 с.
3. Гуили, Р. Э. Энциклопедия ведьм и колдовства [Текст] / Р. Э. Гуили. М. : Вече, 1998. 672 с.
4. Комм, Д. Е. Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов [Текст] / Д. Е. Комм. СПб. : BHV-Петербург, 2012. 224 с.
5. Лавкрафт, Г. Хребты безумия [Текст] / Г. Лавкрафт. М. : АСТ : ХРАНИТЕЛЬ, 2007. 1164 с.
6. Хэйнинг, П. Комната с призраком: английская демоническая повесть. Из истории готического романа [Электронный ресурс] / П. Хэйнинг // Booksonline.com.ua : сайт. URL: http://booksonline. com. ua/view. php?book =105729 (дата обращения: 20.05.2016).
Bibliography
1. Varava, V. V. Advokat filosofii [An advocate of Philosophy] [Text] / V . V. Varava. Moscow: Eterna, 2014. 352 p.
2. Grishin, A. A. Fenomen uzhasa [Phenomenon of horror]: ethic and philosophical analysis [Text]: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk: [Abstract of Cand. Dis. ... Cand. Philos. Sciences] 09.00.05 / Grishin Andrey Aleksandrovich. Ivanovo, 2015. 21 p.
3. Guili, R. E. Entsiklopediya ved'm i koldovstva [Encyclopedia of Witches and Witchcraft] [Text] / R. E. Guili. Moscow: Veche, 1998. 672 p.
4. Komm, D. E. Formuly straha [Formulae of fear]. Vvedeniye v istoriyu i teoriyu fil'ma uzhasov [Introduction to history and a theory of a horror film] [Text] / D. E. Komm. Saint Petersburg: BHV-Peterburg, 2012. 224 p.
5. Lovecraft, H. At the Mountains of Madness [Text] / H. Lovecraft. Moscow: АСТ: HRANITEL', 2007. 1164 p.
6. Haining, P. Komnata s prizrakom [Room with a ghost: English demonic tale. From a story of a gothic novel] [Electronic resource] / P. Haining // Booksonline.com.ua: site. URL: http://booksonline.com.ua/view.php7book =105729 (accessed: 20.05.2016).