teta imeni P.F. Lesgafta, No.4, Vol. 64, pp. 15-18.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.05.2012.
УДК 378.12 МАГИСТРАТУРА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В УНИВЕРСИТЕТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНЫЙ ДИСКУРС
Наталья Григорьевна Закревская, доктор педагогических наук, доцент,
Елена Владимировна Утишева, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Рассматриваются вопросы дискурсивной практики социально-культурных условий развития научно-педагогического потенциала в образовательном пространстве университета физической культуры. Для развития университетской образовательной модели характерно усиление значения социально-культурного дискурса в системе содержания образования. Ретроспективноперспективный взгляд на проблему позволяет наметить тенденции совершенствования университетской модели физкультурного образования. Междисциплинарный подход к процессу подготовки научно-педагогических кадров представляет поле для исследования факторов подготовки магистров в сфере физической культуры. В практике дискурса научно-педагогического потенциала изучались: уровни потребностей в научных знаниях на разных этапах воспроизводства научнопедагогического потенциала в университете физической культуры; социальные факторы, формирующие элиту в научном сообществе; роль преемственности в научной школе; условия, необходимые для развития научно-педагогического потенциала и включающие критерии и факторы, на основании которых исследуется эффективность отбора.
Ключевые слова: университет, физкультурное образование, магистратура, научнопедагогические кадры, социально-культурный дискурс.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.05.87.p38-42 MAGISTRACY AS CONDITION OF DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL POTENTIAL AT THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE: SOCIO-CULTURAL DISCOURSE
Natalia Grigorievna Zakrevskaya, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Vladimirovna Utisheva, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The issues of discursive practice of socio-cultural conditions for development of scientific-pedagogical potential in the educational environment of physical culture university have been examined. The development of university education model is characterized by increasing the value of the sociocultural discourse in the system of education. Retrospective-prospective approach to the problem allows identifying the trends of improvement of the university model of sports education. The interdisciplinary approach to the process of preparation of scientific-pedagogical personnel represents a field for research of factors of master's training in the sphere of physical culture. In practice of the discourse of scientific-pedagogical potential the following has been studied: levels of needs in scientific knowledge at different stages of the reproduction of scientific-pedagogical potential in the university of physical culture; social factors that form the elite of the scientific community; the role of the continuity in the scientific school; the conditions necessary for development of the scientific-pedagogical potential and including criteria and
factors, on the basis of which the effectiveness of the selection process is examined.
Keywords: university of physical culture, master's degree, scientific-pedagogical personnel, sociocultural discourse.
Двухступенчатая модель высшего профессионального университетского физкультурного образования (бакалавриат-магистратура) решает круг интеллектуальных и образовательных задач, исконно присущих университетам и академическому сообществу в принципе. Стабильность, консерватизм, противоречивость и, одновременно, гибкость классической университетской образовательной модели, ее способность выживать в разных исторических условиях и, вместе с тем, относительная автономность сферы, позволяют адаптироваться и соответствовать изменяющимся социально-экономическим условиям, открывать новые специальности и всегда иметь спрос в обществе. Однако вопрос о статусе магистратуры в структуре российского образования по-прежнему остается дискуссионным. Исторически сложилось так, что в России магистратура прекратила существование с приходом к власти большевистской партии. На смену пришла аспирантура, которая не ставила целью готовить кадры для высшей школы. Аспиранты обучались и работали, прежде всего, в научно-исследовательских институтах. Университетам отводилась образовательная роль институтов.
В 1992 году вышло постановление Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ "О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации"; в 2003 году на Берлинском коммюнике «Формирование общеевропейского пространства высшего образования» министры 33 европейских стран подписали Болонскую декларацию, в их числе была и Россия.
Многоуровневая структура образования в первое десятилетие XXI века претерпевает дальнейшее реформирование. Включение уровня магистратуры в современное российское образование не является чем-то принципиально новым, а представляет собой возврат к традиции, то есть, в сущности, является реконструкцией модели, существовавшей в России в досоветский период. Инновация состоит в том, что возрождение магистратуры в российских университетах обусловлено не столько потребностями российской образовательной системы, сколько процессами глобализации современного общества. Основной целью вхождения в Болонский процесс является формирование международного европейского пространства высшего профессионального образования для повышения уровня мобильности в условиях конкурентоспособности европейского высшего образования. Логика этого процесса приведет к упразднению аспирантуры и к изменению статуса магистратуры в России. Статус магистратуры и аспирантуры в настоящее время различен - это касается диплома, стипендии, доплаты за степень и срока обучения. Таковы социальные реалии, которые сопровождают реформы в системе современного Российского образования. В этой связи, по-прежнему, остро для академической сферы стоит вопрос о концепции российской магистратуры и об отборе студентов - будущего научно-педагогического потенциала российской академической элиты.
Одна из проблем в российских вузах - отмена первоначальной цели образования в магистратуре - подготовки преподавателей для высшей школы и научных работников. Магистратура чаще является продолжением образования студентов (бакалавриат, специ-алитет, магистратура). В этом случае аспирантура и докторантура рассматриваются тоже как ступени послевузовского образования. Такая подмена понятий и породила третью проблему - соотношение отечественных кандидатских и докторских степеней с PhD. В Англии PhD - это образовательная программа, а в России аспирантура - научная программа. Первоначальная идея магистратуры - подготовка преподавателей и научных работников для высшей школы за десятилетие - во многих вузах была забыта или нивелирована в силу целого ряда причин. В то же время актуальность данной проблемы не только не утрачена, а приобретает еще большую остроту, поскольку старшее поколение ученых убывает, а молодое поколение не торопится связать свою судьбу с работой в ву-
зах. Работа преподавателем в университетах принципиально связана с научноисследовательской деятельностью.
В декларации Ассоциации Европейских Университетов 2003 года подчеркивалась роль научных исследований как неотъемлемой части высшего образования. Обязательная взаимосвязь ме^ду высшим образованием и научными исследованиями занимает центральное место в европейском высшем образовании. Университеты должны настаивать на преподавании и обучении, основанных на научных исследованиях во всех университетах Европы. Выпускники всех уровней должны иметь опыт научно-исследовательской работы и обучения, которые базируются на исследованиях, с тем, чтобы отвечать потребностям европейского общества, основанного на знании. Необходимо содействие общеевропейскому взаимодействию повышения мобильности на уровне докторантов и ученых, например, путем реализации объединенных программ докторантуры в качестве дальнейшего усиления связей ме^ду высшим образованием в Европе и областью научных исследований.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
В ходе проведенных нами исследований [1-3] нами сформулированы определения уровней удовлетворения потребностей в научных знаниях на разных этапах воспроизводства научно-педагогического потенциала в университете физической культуры: общекультурный уровень образования формирует потребности в образовании и развитии научного потенциала у студентов бакалавриата; профессионально-прикладной уровень образования обеспечивает приобретение специальности и развитие научнопознавательных способностей в специалитете; научно-профессиональный уровень образования в магистратуре обеспечивает подготовку преподавателя-исследователя, деятельность которого связана с научным исследованием.
Нас интересовали качества личности и социальные факторы, формирующие элиту в научном сообществе (табл. 1).
Таблица 1
Показатели, влияющие на формирование ценностей представителей научного
сообщества
Показатели Место
Одаренность 1
Способности 2
Творческая атмосфера 3
Целеустремленность 4
Наличие научной школы 5
Лидерские качества 6
Семейные традиции 7
Протекция 8
Случайность 9
Из таблицы 1 видно, что лидируют показатели одаренности и способностей. Так как мы относим данные показатели к факторам наследственности, то нас интересовала их взаимосвязь. Однако, в связи с тем, что мы исследуем подготовку магистров как этап в воспроизводстве научного сообщества, то мы не можем обойти проблему формирования интеллектуальной элиты (табл. 2). Из таблицы 2 следует, что большинство опрошенных считает, что наследственность играет роль в уровне интеллектуального развития, и что элиту необходимо готовить в условиях высшей школы.
Таблица 2
Роль наследственности и высшей школы в подготовке интеллектуальной элиты ________________________(п=546) (в % от всех опрошенных)__________________________
Как вы полагаете, наследственность играет роль в уровне интеллектуального развития? Как вы думаете, нужно ли специально готовить интеллектуальную элиту в условиях высшей школы? (в % от всех опрошенных)
ответы да нет трудно сказать
да 83,2 11,5 5,3
нет 46,7 46,7 6,7
не знаю 75 8,3 16,7
Ретроспективно-перспективный взгляд на проблему позволяет наметить тенденции развития университетской модели физкультурного образования. Мы согласны с тем. что возрастает значение универсальности знания в связи с интеграцией современного знания на основе единого культурного поля. Результат этого - появление новых областей знаний: биоэтики, феминологии, акмеологии, теорий массовых коммуникаций, теорий социального благополучия и т.п. Социально-педагогический анализ проблемы показывает, что для развития университетской образовательной модели характерно усиление значения социокультурного контекста, как для системы, так и для содержания образования: наличие большого спроса на методики, учитывающие особенности различных групп населения, и подготовка специалистов, способных работать с различными социальными группами, а также возрастание значения личностного фактора в образовании и педагогическом процессе в принципе.
ВЫВОДЫ
В проведенном исследовании были разработаны условия, необходимые для развития научно-педагогического потенциала и включающие критерии и факторы, на основании которых можно исследовать эффективность механизма преемственности научных школ. К критериям отбора студентов, способных к научно-исследовательской деятельности, относятся: показатели познавательной активности (интерес, самостоятельность, творчество) и соответствующий уровень их развития (непродуктивный, продуктивный, творческий). На показатели влияют такие факторы, как личностные качества (целеустремленность, лидерство, познавательные способности), а также создание творческой атмосферы и сформированная научная школа.
Вышеперечисленные показатели, в свою очередь, влияют на усвоение компетенций, необходимых будущему преподавателю-исследователю, так как уровень развития познавательной активности у всех студентов будет разный, то и овладевать компетенциями студенты будут в разной степени. Для овладения всеми компетенциями на высоком -продуктивном - уровне, по результатам самооценки студентов, необходимы следующие средства и методы: участие в научной деятельности кафедр, факультетов, лабораторий университета; публикации в сборниках научных трудов; конкурсы студенческих работ членов СНО; участие в научно-практических конференциях, семинарах, диспутах и т.п.; спецкурсы, основанные на авторских методиках.
Результатом эффективности отбора и усвоения компетенций является переход способных студентов с одного образовательного уровня на другой. При этом на качество перехода на следующий уровень будут оказывать влияние факторы образа жизни в условиях научного сообщества: культура, социальные установки, социальная стратификация, условия возможностей и направленность на успех. Факторы - это те показатели, которые усваиваются личностью на каждом уровне в процессе социализации. Факторы одновременно взаимосвязаны с уровнями. Если студент с первого курса активно усваивает субкультуру научного сообщества, то переход на следующий образовательный уровень происходит наиболее эффективно. Результаты исследования доказывают, что только студенты с высоким уровнем познавательной активности - продуктивным, овладевшие всеми
компетенциями и усваивающие субкультуру научного сообщества, достигают наивысшего уровня в научно-образовательной среде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Здоровый образ жизни молодежи в контексте социального здоровья. Опыт со-циолого-философского анализа : [монография] I Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург ; под ред. А. А. Козлова и Е. В. Утишевой - СПб. : Стратегия будущего, 2010. - 183 с.
2. Закревская, Н.Г. Развитие научно-педагогического потенциала в университетах физической культуры современной России : монография I Н. Г. Закревская ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б. и.], 2009. - 165 с.
3. Традиции и инновации российского высшего образования в сфере физической культуры. Опыт транскультурного ориентирования : монография I Е. В. Утишева [и др.] ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург ; под ред. Е.В. Утишевой, Н. Г. Закревской. - СПб. : Стратегия будущего, 2011. - 274 с. -ISBN 978-5-4268-0005-2.
REFERENCES
1. Ed. Kozlov A.A. and Utisheva E. V. (2010), Youth healthy lifestyle in a context of social health. Experience of the sociology-philosophical analysis, publishing house Lesgaft University, Strategy for the future, St.-Petersburg, Russian Federation.
2. Zakrevskaya, N.G. (2009), The development of the scientific-pedagogical potential of the University ofphysical culture of modern Russian: monograph, , publishing house Lesgaft University, St.-Petersburg, Russian Federation.
3. Ed. Utisheva E.V. and Zakrevskaya N.G. (2011), Traditions and innovations of Russian higher education in the sphere of physical culture. Experience transculture orientation: monograph , publishing house Lesgaft University, Strategy for the future, St.-Petersburg, Russian Federation, ISBN 978-5-4268-0005-2.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.05.2012.
УДК 796
ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
ПАУЭРЛИФТЕРОВ
Виктор Дмитриевич Зверев, кандидат педагогических наук, профессор, Дмитрий Даниилович Дольский, старший преподаватель,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),
Эдуард Васильевич Науменко, подполковник медицинской службы, кандидат медицинских наук, врач-хирург,
Филиал № 4 Главного военного клинического госпиталя имени Н.Н. Бурденко, Москва (филиал № 4 ГВКГ им. Н.Н. Бурденко, Москва)
Аннотация
В данной работе рассматриваются вопросы использования оперативного контроля функционального состояния пауэрлифтеров для коррекции спортивных нагрузок. В исследовании определены 5 спортивно-медицинских тестов, которые позволяют непосредственно охарактеризовать состояние сердечно-сосудистой и нервной систем, как тех систем организма человека, которые наиболее оперативно реагируют на эмоциональные и физические нагрузки: 1) ортостатическая