УДК 784
АДАПТИРОВАННАЯ ИГРА РЕГБИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЗЮДОИСТОВ
1 2 © 2015 З. В. Курасбедиани , Д. А. Чевычелов
1 доцент кафедры физического воспитания, заслуженный тренер России
Юго-Западный государственный университет
2аспирант,
кафедра теории и методики физической культуры e-mail: dimas-903@mail. ru
Курский государственный университет
В статье на основе проведенного педагогического эксперимента выявлена эффективность применения игры в регби для развития специальных физических качеств и формирования двигательных навыков дзюдоистов.
Ключевые слова: специальная физическая подготовка, регби, тренировка дзюдоистов.
В отечественной практике подготовки дзюдоистов существуют удачные примеры использования подвижных и спортивных игр в качестве средства специальной физической подготовки. В то же время некоторые авторы считают неэффективным традиционный подход к освоению технико-тактических действий юных борцов, строящийся на изучении отдельных приемов и их последующем включении в борьбу [Станков 1994]. Критика объясняется тем, что при данном подходе на начальном этапе подготовки изучение базовых элементов борьбы (захваты соперника, стойки, передвижения, освобождение от захватов и другие) вырвано из контекста борьбы как целевой двигательной деятельности. Попытки закрепить разученные базовые элементы в процессе учебных, тренировочных схваток далеко не всегда приводят к формированию максимально эффективных двигательных навыков. Существенной проблемой является недостаточная специальная физическая подготовленность борцов и ряд психологических факторов, снижающих уровень реализации двигательного потенциала у юных дзюдоистов при проведении учебных схваток [Туманян 2003].
Хорошим вариантом решения данной проблемы нам кажется применение игровых методов. Применение игр в тренировке борцов способствует улучшению качества обучения их технико-тактическим действиям, повышает результативность соревновательных действий, обеспечивает сопряженность воздействия на овладение технико-тактическими действиями и развитие физических качеств юных спортсменов. Имеются данные о том, что применение игровых методов положительно сказывается на работоспособности борцов-дзюдоистов, показателях физического развития и физической подготовленности борцов классического стиля [Коджаспиров 1982].
Для применения в специальной физической подготовке борцов дзюдо специалисты стараются подбирать такие игры, которые бы имели положительных перенос как по развитию физических качеств, так и по освоению двигательных умений. Одной из таких игр является регби. Она привлекает внимание специалистов по борьбе,
потому что в ней имеются движения, похожие на борцовские действия (например, захваты соперника, отталкивание, обманные движения). Кроме того, эта игра развивает физические качества, необходимые в борьбе (силу, силовую выносливость, ловкость, общую выносливость, скоростно-силовые качества). В то же время игра полезна тем, что включает двигательные действия, которые почти отсутствуют в борьбе (бег, прыжки, метания) и поэтому в работу вводятся мышечные группы, активно не участвующие в спортивной борьбе. На этом основании игра в регби имеет конкретный интерес как новое средство совершенствования специальной физической подготовки борцов-дзюдоистов, однако в настоящее время фактически отсутствует научное обоснование методики такой подготовки.
По данным опроса специалистов, игры в спортивной борьбе оказались мощным фактором для сохранения контингента обучаемых за счет обеспечения высокого эмоционального фона, но без характерных для противоборств жестких конфликтных ситуаций. Игры в подготовке борцов позволяют охватывать большой диапазон двигательных действий, составляющих элементы действий борца из различных разделов [Игуменов 1992]. Целью применения игр в подготовке борцов является формирование прочных навыков выполнения начальных и подготовительных действий за счет высокого эмоционального возбуждения, характерного для игровых условий. Для предупреждения травматизма на занятиях по спортивной борьбе необходимо широко использовать элементы специальной акробатики, а также прививать юношам навыки страховки, самостраховки. Занимающимся следует постоянно напоминать: дисциплина и беспрекословное исполнение команд преподавателя (судьи) - основной закон на занятиях с элементами единоборства.
Следует отметить, что подростки, принимавшие участие в играх в течение предыдущих 2-3 лет, как правило, уже умеют страховаться при падениях, вовремя распускают захват при нежелательных потерях равновесия, аккуратно проводят сложные технические действия. В данной возрастной группе можно использовать все игровые задания и в зависимости от поставленных задач вводить дополнительные их усложнения.
При освоении игрового материала на разных этапах обучения необходимо придерживаться следующих рекомендаций.
1. Размеры площадок уменьшать постепенно.
2. Правила проведения соревнований по играм могут уточняться, дополняться. Так, например, можно поставить условия: маневрировать, поворачиваться - можно, отступать - нельзя.
3. В ходе поединка во избежание длительных натуживаний можно оценивать как победу самые минимальные преимущества одного соперника над другим.
4. Время, отведенное на мини-поединок, не использованное ни одним из соперников, несет поражение обоим.
5. Количество попыток в поединке с целью выявления победителя должно быть нечетным (1, 3, 5) и устанавливается тренером в зависимости от возраста, числа участников соревнований и т. п.
6. Выбор игр можно определить путем жеребьевки.
7. Содержание игр можно упрощать или заменять, но ровно настолько, чтобы тренер мог четко организовать занятие, насыщенное элементами единоборства, не опасаясь травматизма.
Интересны адаптированные игры между большими коллективами и по отдельным играм. Так, например, проведение первенства по играм-дебютам - зрелище эмоционально насыщенное, содержит много элементов спортивной борьбы. Если дать по 15 сек. на каждые из 10-12 встреч (соответственно в 10-12 весовых категориях), то
время поединков составит 2-3 мин. С трехминутными перерывами между схватками общее время встречи, например, двух школ составит примерно 40-45 мин. Эмоциональность, скоротечность поединков, массовость, простота судейства, относительная доступность для подростков и юношей - вот неполный перечень достоинств таких игр.
В этом находит свое практическое воплощение идея первоначального массового обучения подростков элементам единоборства, посредством которых не только улучшается освоение школьного программного материала, но и воспитывается ряд качеств, необходимых борцу, создаются условия, способствующие выявлению одаренных подростков. Таким образом, появляется возможность организации первичного отбора и ориентации способных подростков и юношей на специализированные занятия борьбой в течение ряда лет.
Однако следует учесть данные о том, что первоначальное изучение техники и тактики борьбы с использованием различных, в том числе и нестандартных, сковывающих захватов, дает только временное преимущество.
Не приобретенная на начальном этапе подготовки способность к активным вспомогательным техническим действиям и динамической защите, привычка использовать захваты в оборонительных целях (как статическую защиту) впоследствии оборачивается неисправимой соревновательной пассивностью.
В связи с вышеизложенным полагаем, что на начальном этапе в состав упражнений для проведения игр борца можно включить следующие упражнения:
• игры на сохранение статического равновесия (перетягивание, выталкивание, теснение, заведение);
• игры на сохранение динамического равновесия (бои «петухов», «всадников»);
• игры на силу (перетягивание, цыганская борьба, борьба за предмет);
• перевороты противника по команде;
• игры на ловкость (регби на коленях);
• игры на сообразительность и быстроту реагирования на команду (смена взаимопоз).
После усвоения основной атакующей техники и тактики ее использования в стандартных ситуациях на учебно-тренировочном этапе можно осваивать и борьбу за захваты. В связи с этим изменяется и содержание игр борца в пользу доминирования именно этой темы:
• борьба за захваты;
• борьба за сохранение положения на ковре;
• борьба с использованием преимущественной позы;
• игры на силу (перетягивание, цыганская борьба, борьба за предмет, армрестлинг);
• односторонние схватки по заданию на выполнение определенного действия;
• игры на борцовскую ловкость (борьба за мяч с использованием приемов борьбы);
• специальные координационно-силовые парные упражнения в строю.
Анализ содержания игры в регби позволяет установить, что ее спортивно значимая ценность для подготовки борцов-дзюдоистов 16-17 лет имеет несколько аспектов - биологический, прикладной, нравственный, что позволяет оценить эту игру как спортивно значимую для подготовки юных борцов дзюдо.
Вся тренировочная программа исследования выстраивается следующим образом. Общая продолжительность ее 5 месяцев. Она разбивается на отдельные мезоциклы, продолжающиеся в течение одного месяца, начиная с сентября и до января в подготовительном периоде годичной тренировки дзюдоистов Курской области.
В сентябре проводится «вводный мезоцикл» тренировки. Здесь спортсмены занимаются общефизической подготовкой, но в занятия начинают включать обучение игре в регби, осваивают защитные элементы в процессе этой игры. Затем в тренировку включают защитные элементы и саму игру до 25-30 минут, но пока в медленном темпе, обращая внимание на соблюдение правил, их усвоение и правильность выполнения защитных действий. Нагрузка здесь невысокая: игра и ее элементы выполняются на фоне ЧСС до 130-140 уд/мин.
Следующий мезоцикл - «базовый». Здесь уже освоенная игра в регби выполняется в виде защитных действий борцов и игры в регби в среднем темпе 30-35 минут. Нагрузка может доходить в данном мезоцикле до 150 уд/мин.
«Ординарный мезоцикл» включает нападающие игровые действия и игру в регби до 30-40 минут в среднем темпе. ЧСС может доходить во время выполнения игры и ее элементов до 160 уд/мин.
«Ударный мезоцикл» включает нападающие и защитные действия с большой интенсивностью в содержании игры в регби при ЧСС 170-180 уд/мин. Продолжительность игры до 30-40 минут.
«Предсоревновательный мезоцикл» включает защитные действия и нападающие действия, а также саму игру в регби с среднем и высоком темпе с нагрузкой до 170 уд/мин продолжительностью до 30 минут.
«Соревновательный мезоцикл» предполагает применение только игры в регби в высоком темпе (ЧСС до 180 уд/мин) до 25-30 мин.
В начале и в конце тренировочной методики проводилось тестирование специальной физической подготовленности борцов-дзюдоистов.
По итогам исследования определены возможности и целесообразность применения игры в регби теоретически: они заключаются в наличии в игре регби двигательных действий, аналогичных действиям в нападении и защите в борьбе дзюдо. В то же время целесообразность заключается в том, что в регби диапазон вариативности движений шире, чем в борьбе в дзюдо, и носят комплексный характер воздействия на организм. Все это позволяет универсально влиять на физическую подготовленность борцов.
Учебно-тренировочный процесс юных спортсменов во многом зависит от целенаправленного построения содержания занятий на всех этапах тренировочной деятельности. Как известно, тренировочные нагрузки возрастают от этапа к этапу, но при этом необходимо учитывать особенности подготовки спортсменов. Согласно этому тезису, нагрузки должны быть, с одной стороны, адекватны возрастным особенностям, а с другой - быть ориентированными на спорт высших достижений.
Достижение высших спортивных результатов в дзюдо приводит к необходимости разработки нестандартных подходов в развитии двигательных функций. Интенсивность, на фоне которой выполняются технико-тактические действия, требует от спортсменов максимальных мышечных усилий и специфических умений в определенных промежутках времени.
Специальная физическая подготовка для любого спортсмена является ключевой, особенно в возрасте 16-18 лет, когда происходит совершенствование спортивного мастерства дзюдоиста. К тому же существующие традиционные системы подготовки не учитывают интенсивность современных соревновательных поединков. Для совершенствования силовых и скоростно-силовых способностей была разработана методика специальной физической подготовки дзюдоистов 15-18-летнего возраста с введением в основную часть адаптированной игры регби в каждую тренировку.
Эта методика, целью которой является повышение уровня специальной подготовки и спортивных результатов, вводится в учебно-тренировочный процесс.
В процессе исследования ежедневно проводилось только одно занятие. Все занятия подразделялись на учебно-тренировочные, тренировочные и соревновательные. В процессе учебно-тренировочных занятий осуществлялось разучивание нового материала, закрепление пройденного и уделялось большое внимание силовой и акробатической подготовке. Тренировочный процесс был построен на базе недельных микроциклов, включающих в себя 6 дней учебно-тренировочных занятий и один день активного отдыха (в соответствии с программой учреждения дополнительного образования).
Учебно-тренировочные занятия в экспериментальной группе были направлены на совершенствование как специальной, так и общей (силовой) подготовленности.
Работа на татами строилась на базе специальных упражнений дзюдоистов. По результатам оценки внешних и внутренних показателей физической нагрузки была проведена классификация как общепринятых, так и предложенных нами специальных упражнений по направленности и интенсивности физиологического воздействия на организм дзюдоистов.
К внешней стороне нагрузки отнесли следующие компоненты: продолжительность и интенсивность упражнений, продолжительность интервалов отдыха между упражнениями, характер отдыха, число повторений упражнений.
На каждой тренировке дзюдоисты ежедневно, кроме программной работы на татами, после подготовительной части занятия 20-25 минут играли в адаптированную игру регби по разработанной нами методике, остальное содержание занятий оставалось без изменений и соответствовало программному материалу.
В применении средств регби для дзюдоистов необходимо учитывать частные цели данной схватки и степень угрозы (опасности). Но из этих элементов ведущим фактором мы считаем цель действия.
В таких условиях только тренировка, опирающаяся на совершенствование процессов психомоторики, то есть на единство биологического аспекта (физического совершенствования) с психическим, позволяет эффективно проводить спортивный поединок в игровой обстановке.
Библиографический список
Игуменов В.М. Теноретико-методические основы системы многолетней тренировки борцов высшей квалификации и пути повышения эффективности их подготовки в институтах физической культуры: дис. ... докт. пед. наук / Высш. школа милиции МВД РФ. М., 1992.
Коджаспиров Ю.Г. Новое в методике начального обучения юных борцов / Спортивная борьба. М.: ФиС, 1982.
Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. М., 2005.
Станков А.Г. Подготовка дзюдоистов. М., 1994.
Туманян Г.С. Спортивная борьба. М.: ФиС, 2003.