Научная статья на тему 'Специальная физическая подготовка дзюдоистов с использованием элементов игры в регби'

Специальная физическая подготовка дзюдоистов с использованием элементов игры в регби Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / РЕГБИ / ТРЕНИРОВКА ДЗЮДОИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чевычелов Д. А., Павлов П. В.

В статье рассматриваются возможности применения игры регби в учебно-тренировочном процессе дзюдоистов 16-17 лет. Приведен комплексный теоретический анализ эффективности применения регби как средства специальной физической подготовки дзюдоистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специальная физическая подготовка дзюдоистов с использованием элементов игры в регби»

УДК 796.015

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЗЮДОИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРЫ В РЕГБИ

© 2014 Д. А. Чевычелов1, П. В. Павлов2

1 аспирант каф. теории и методики физической культуры e-mail: [email protected] 2канд. пед. наук, доцент

доцент каф. теории и методики физической культуры Курский государственный университет

В статье рассматриваются возможности применения игры регби в учебнотренировочном процессе дзюдоистов 16-17 лет. Приведен комплексный теоретический анализ эффективности применения регби как средства специальной физической подготовки дзюдоистов.

Ключевые слова: специальная физическая подготовка, регби, тренировка

дзюдоистов.

В отечественной практике подготовки дзюдоистов существуют удачные примеры использования подвижных и спортивных игр в качестве средства специальной физической подготовки. В то же время некоторые авторы считают неэффективным традиционный подход к освоению технико-тактических действий юных борцов, строящийся на изучении отдельных приемов и их последующем включении в борьбу [Станков 1994]. Критика объясняется тем, что при данном подходе на начальном этапе подготовки изучение базовых элементов борьбы (захваты соперника, стойки, передвижения, освобождение от захватов и другие) вырвано из контекста борьбы как целевой двигательной деятельности. Попытки закрепить разученные базовые элементы в процессе учебных, тренировочных схваток далеко не всегда приводят к формированию максимально эффективных двигательных навыков. Существенной проблемой является недостаточная специальная физическая подготовленность борцов и ряд психологических факторов, снижающих уровень реализации двигательного потенциала у юных дзюдоистов при проведении учебных схваток [Туманян 2003].

Хорошим вариантом решения данной проблемы нам кажется применение игровых методов. Применение игр в тренировке борцов способствует улучшению качества обучения технико-тактическим действиям борцов, повышает результативность соревновательных действий спортсменов, обеспечивает

сопряженность воздействия на овладение технико-тактическими действиями и развитие физических качеств юных спортсменов. Имеются данные о том, что применение игровых методов положительно сказывается на работоспособности борцов-дзюдоистов, показателях физического развития и физической подготовленности борцов классического стиля [Коджаспиров 1982].

Для применения в специальной физической подготовке борцов дзюдо специалисты стараются подбирать такие игры, которые бы имели положительный перенос как по развитию физических качеств, так и по освоению двигательных умений. Одной из таких игр является регби. Она привлекает внимание специалистов по борьбе, потому что в ней имеются движения, похожие на борцовские действия (например, захваты соперника, отталкивание, обманные движения). Кроме того, эта игра развивает физические качества, необходимые в борьбе (силу, силовую выносливость, ловкость,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

общую выносливость, скоростно-силовые качества). В то же время игра полезна тем, что включает двигательные действия, которые почти отсутствуют в борьбе (бег, прыжки, метания), и поэтому в работу вводятся мышечные группы, активно не участвующие в спортивной борьбе. На этом основании игра в регби имеет конкретный интерес как новое средство совершенствования специальной физической подготовки борцов-дзюдоистов, однако в настоящее время фактически отсутствует научное обоснование методики такой подготовки.

По данным опроса специалистов, игры в спортивной борьбе оказались мощным фактором для сохранения контингента обучаемых за счет обеспечения высокого эмоционального фона, но без характерных для противоборств жестких конфликтных ситуаций. Игры в подготовке борцов позволяют охватывать большой диапазон двигательных действий, составляющих элементы действий борца из различных разделов [Игуменов 1992]. Целью применения игр в подготовке борцов является формирование прочных навыков выполнения начальных и подготовительных действий за счет высокого эмоционального возбуждения, характерного для игровых условий.

Анализ содержания игры в регби позволяет установить, что ее спортивно значимая ценность для подготовки борцов-дзюдоистов 16-17 лет имеет несколько аспектов - биологический, прикладной, нравственный, что позволяет оценить эту игру как спортивно значимую для подготовки юных борцов дзюдо.

Вся тренировочная программа исследования выстраивается следующим образом: общая продолжительность ее 5 месяцев. Она разбивается на отдельные мезоциклы, продолжающиеся в течение одного месяца, начиная с сентября и до января в подготовительном периоде годичной тренировки дзюдоистов Курской области.

В сентябре проводится «вводный мезоцикл» тренировки. Здесь спортсмены занимаются общефизической подготовкой, но в занятия начинают включать обучение игре в регби, осваивают защитные элементы в процессе этой игры. Затем в тренировку включают защитные элементы и саму игру до 25-30 минут, но пока в медленном темпе, обращая внимание на соблюдение правил, их усвоение и правильность выполнения защитных действий. Нагрузка здесь невысокая: игра и ее элементы выполняются на фоне частоты сердечных сокращений (ЧСС) до 130-140 уд/мин.

Следующий мезоцикл - «базовый». Здесь уже освоенная игра в регби выполняется в виде защитных действий борцов и игры в регби в среднем темпе 30-35 минут. ЧСС может доходить в данном мезоцикле до 150 уд/мин.

«Ординарный мезоцикл» включает нападающие игровые действия и игру в регби до 30-40 минут в среднем темпе. ЧСС может доходить во время выполнения игры и ее элементов до 160 уд/мин.

«Ударный мезоцикл» включает нападающие и защитные действия с большой интенсивностью в содержании игры в регби при ЧСС 170-180 уд/мин. Продолжительность игры до 30-40 минут.

«Предсоревновательный мезоцикл» включает защитные действия и нападающие действия, а также саму игру в регби с среднем и высоком темпе с нагрузкой до 170 уд/мин продолжительностью до 30 минут.

«Соревновательный мезоцикл» предполагает применение только игры в регби в высоком темпе (ЧСС до 180 уд/мин.) до 25-30 мин.

В начале и в конце тренировочной методики проводилось тестирование специальной физической подготовленности борцов-дзюдоистов.

По итогам исследования определены возможности и целесообразность применения игры в регби теоретически: они заключаются в наличии в игре регби двигательных действий, аналогичных действиям в нападении и защите в борьбе дзюдо. В то же время целесообразность заключается в том, что в регби диапазон

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)

Чевычелов Д. А., Павлов П. В. Специальная физическая подготовка дзюдоистов

с использованием элементов игры в регби

вариативности движений шире, чем в борьбе в дзюдо, и они носят комплексный характер воздействия на организм. Все это позволяет универсально влиять на физическую подготовленность борцов.

Библиографический список

Игуменов В.М. Теноретико-методические основы системы многолетней тренировки борцов высшей квалификации и пути повышения эффективности их подготовки в институтах физической культуры: дис. ...докт. пед. наук / Высш. шк. милиции МВД РФ. М., 1992.

Коджаспиров Ю.Г. Новое в методике начального обучения юных борцов // Спортивная борьба. М.: ФиС, 1982.

Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. М., 2005.

Станков А.Г. Подготовка дзюдоистов. М., 1994.

Туманян Г. С. Спортивная борьба. М.: ФиС, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.