Научная статья на тему 'Особенности обучения сотрудников УИС огневой подготовке'

Особенности обучения сотрудников УИС огневой подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
огневая подготовка / сотрудники УИС / первоначальная подготовка / обучающиеся / fire training / employees of the penal enforcement system / initial training / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юлия Александровна Мефодьева, Сергей Владимирович Беляков

В статье освещены вопросы актуальности огневой подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, выделены этапы данного обучения, рассмотрены нормативно-правовые основы специальной подготовки. Актуализированы система курса «Огневая подготовка» и особенности проведения занятий по данной дисциплине. Обозначены основные проблемы, связанные с огневой подготовкой сотрудников УИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юлия Александровна Мефодьева, Сергей Владимирович Беляков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of training of employees of the penal enforcement system in fire training

The article highlights the issues of the relevance of firepower training of employees of the penitentiary system of the Russian Federation, highlights the stages of this training, considers the regulatory framework for special training. The system of the course “Fire training" and the features of conducting classes in this discipline have been updated. The main problems associated with the fire training of the penitentiary staff are outlined.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения сотрудников УИС огневой подготовке»

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 228-231. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):228-231.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Научная статья

УДК 799.31 1.21 NIION: 2007-0062-1/22-054

doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-228-231 MOSURED: 77/27-004-2022-01-254

Особенности обучения сотрудников УИС огневой подготовке

Юлия Александровна Мефодьева1, Сергей Владимирович Беляков2, Егор Олегович Лапенков3

1 2 3 Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Вологда, Россия

1 yuliamefodeva@yandex.ru

2 offiсe@unity-dana.ru

3 office@unity-dana.ru

Аннотация. В статье освещены вопросы актуальности огневой подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, выделены этапы данного обучения, рассмотрены нормативно-правовые основы специальной подготовки. Актуализированы система курса «Огневая подготовка» и особенности проведения занятий по данной дисциплине. Обозначены основные проблемы, связанные с огневой подготовкой сотрудников УИС. Ключевые слова: огневая подготовка, сотрудники УИС, первоначальная подготовка, обучающиеся Для цитирования: Мефодьева Ю.А., Беляков С.В., Лапенков Е.О. Особенности обучения сотрудников УИС огневой подготовке // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 228-231. doi: 10.24411/2073-33052022-1-228-231.

THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

Original article

Features of training of employees of the penal enforcement

system in fire training

Yulia A. Mefodieva1, Sergey V. Belyakov2, Egor O. Lapenkov3

1 2 3 Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vologda, Russia

1 yuliamefodeva@yandex.ru

2 office@unity-dana.ru

3 office@unity-dana.ru

Abstract. The article highlights the issues of the relevance of firepower training of employees of the penitentiary system of the Russian Federation, highlights the stages of this training, considers the regulatory framework for special training. The system of the course "Fire training" and the features of conducting classes in this discipline have been updated. The main problems associated with the fire training of the penitentiary staff are outlined. Keywords: fire training, employees of the penal enforcement system, initial training, students For citation: Mefodieva Yu.A., Belyakov S.V., Lapenkov E.O. Features of training of employees of the penal enforcement system in fire training // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):228 — 231. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-228-231.

Уголовно-исполнительная система Российской Федерации относится к внутриведом ственным структурам правоохранительных органов нашей страны и имеет ряд общих особенностей, в частности, к сотрудникам УИС предъявляются требования по знанию норматив-

© Мефодьева Ю.А., Беляков С.В., Лапенков Е.О., 2022

но-правового регулирования их служебной деятельности, хорошей физической подготовке и знанию приемов и техники боевой борьбы, а также требования по знанию материальной части стрелкового оружия и навыков стрельбы. Последний аспект изучается и отрабатывается сотрудниками в рамках дисциплины «Огневая подготовка».

Важность и востребованность данной дисциплины в рамках подготовки сотрудников УИС к дальнейшему прохождению службы непосредственно в исправительных учреждениях наиболее подробно раскрывает в своей работе А.В. Ви-тушкин: «Специфика служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы предполагает несение службы с боевым оружием, которое может быть правомерно применено в ряде случаев, например, для защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, для освобождения заложников или при побеге осужденных и заключенных из мест лишения свободы. Для того чтобы сотрудник мог применить оружие в рамках закона, т.е. обеспечить причинение наименьшего вреда здоровью человека, в отношении которого оно применено, сотрудник должен иметь соответствующий уровень огневой подготовки, позволяющий произвести выстрел в те области человеческого тела, поражение которых несет наименьшую опасность для жизни человека. Вместе с тем применение боевого оружия должно способствовать выполнению стоящей перед сотрудником задачи» [4, с. 163—164].

Как уже отмечалось выше, дисциплина «Огневая подготовка» изучается в рамках первоначального обучения, обязательного для всех лиц, впервые принятых на службу в УИС, а также в рамках получения гражданами РФ высшего образования в образовательных учреждениях ФСИН России. Следует сказать, что совершенствование навыков стрельбы прекращается по окончании обучения, т.е. непосредственно в исправительных учреждениях занятия по огневой подготовке не проводятся, отсутствуют условия для дальнейшего развития навыков. А как многим известно, по аналогии со спортсменами, без регулярной практики умения и способности теряются.

Высшее образование в учреждениях ФСИН предоставляется по различным направлениям, срок обучения которых составляет от 4 до 5 лет, в то время как первоначальное обучение проходит в течение одного месяца. Вследствие этого курсанты, проходящие обучение в профильном вузе, изучают дисциплину «Огневая подготовка» весь период обучения, т.е. несколько лет, а лица, проходящие первоначальное обучение, — лишь месяц. Этот факт вызывает противоречивые мнения у руководителей структурных подразделений и разных ученых, поскольку изучение всего материала в столь короткий период времени, отведенный для первоначального обучения, представляется невозможным, вследствие чего невозможно сформировать у обучающихся устойчивые умения и навыки в практической стрельбе.

Одним из основных документов, регламентирующих огневую подготовку сотрудников уголовно-исполнительной системы, является приказ Минюста России от 26 февраля 2006 г. № 24 «Об утверждении Курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы», который содержит исчерпывающий перечень упражнений учебных стрельб, изучение и отработка которых требуют достаточно большого количества времени.

Стоит учитывать, что первоначальная подготовка включает занятия по разным направлениям, среди которых — физическая, боевая и огневая подготовка, делопроизводство и режим секретности, вопросы содержания осужденных, обеспечения безопасности исправительных учреждений и многое другое. При таком количестве предметных курсов занятиям по огневой подготовке отводится лишь небольшой процент от общего объема учебных часов, в связи с чем должная подготовка сотрудников УИС навыкам, знаниям и умениям по стрельбе из огнестрельного оружия невозможна.

Дисциплина «Огневая подготовка» включает в себя различные теоретические и практические вопросы, что требует от преподавателей применения специфических методик обучения, а также обуславливает необходимость длительного и планомерного изучения учебного курса. Более подробную информацию содержит научная работа С.Н. Серикова [6].

Первоочередным аспектом преподавания дисциплины является изучение правовых и теоретических основ. Прежде всего обучаемых знакомят с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок использования и применения сотрудником УИС огнестрельного оружия, мерами безопасности при проведении практических занятий, а также проводятся занятия по ознакомлению с материальной частью оружия, баллистикой. Основными источниками правового регламентирования являются Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и приказ Министерства юстиции РФ от 26 февраля 2006 г. № 24 «Об утверждении курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы». Основные положения в вопросах, связанных с баллистикой, устройством, сборкой, разборкой, уходом, сбережением, чисткой оружия, содержатся в Наставлении по стрелковому делу 1985 г. Такой объем теоретических основ дисциплины предполагает методичное и длительное изучение материала и регулярную проверку усвоения материала слушателями.

2022 / № 1 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!

229

При этом, как указывает A.B. Барабанщиков, «знания, умения и навыки органически связаны между собой. Ведущая роль в этом единстве принадлежит знаниям. На основе знаний развиваются умения и навыки. Приобретенные умения и навыки в свою очередь расширяют, углубляют и закрепляют знания» [3, с. 30].

Уже на этапе знакомства с оружием требуются дополнительные занятия для практической демонстрации работы основных частей и механизмов стрелкового оружия и отработки элементов его сборки или разборки, снаряжения магазина и др. B итоге можно сделать вывод, что для освоения лишь теоретических основ огневой подготовки требуется весомое количество учебного времени, которое не может уложиться в один месяц.

Следующим аспектом преподавания огневой подготовки является психологическое сопровождение обучающихся и в дальнейшем сотрудников. Важность данного направления обуславливается на первоначальном этапе подготовки необходимостью преодоления стрелковых рефлексов. В дальнейшем по мере развития навыков у стрелков необходимо совершенствование конкретных навыков, необходимых для достижения наилучшего результата в стрельбе. Данную тему подробно раскрывает в своем труде И.С. Абазов, указывая, что «направленность психологической подготовки, ее содержание и методические приемы должны меняться по мере совершенствования уровня подготовки обучаемого. В данном направлении необходимо учитывать и эмоции как проявления психики, которые могут оказывать непосредственное влияние на качество стрельбы слушателя. Они могут вызывать как состояние неуверенности, боязливости, робости, упадка сил, так и состояние мобилизации, внутренней уверенности, концентрации» [2, с. 372].

Следующий и главный аспект обучения огневой подготовке, как уже отмечалось нами ранее, состоит в систематичности проведения занятий после завершения изучения теоретических основ. Требуется регулярное проведение контрольных испытаний для определения уровня знаний и навыков обучающихся, о чем в своих трудах пишет Д.Ю. Дубинин [5].

Получение высшего образования в образовательных учреждениях ФСИН России предполагает изучение дисциплины «Огневая подготовка» в течение всего периода обучения. Это означает, что в отличие от первоначальной подготовки у обучающихся существует четкая дифференциация всех аспектов огневой подготовки, описанных нами выше. При этом каждому из них уделяется достаточное количество учебных ча-

сов. Соблюдается самое главное условие для достижения хороших результатов в практической стрельбе — системность и длительность. Курсанты образовательных организаций систематически и регулярно под руководством опытных преподавателей оттачивают свои навыки. При этом нельзя переоценить роль педагогов в этом процессе, которые способны указать на ошибки при стрельбе и помочь избавиться от них.

Лица, прошедшие первоначальную подготовку, прибывают на службу в исправительные учреждения, как правило, на должность младшего инспектора, которая предусматривает ношение и, в исключительных случаях, применение огнестрельного оружия. В связи с этим многие ученые, в том числе из числа сотрудников уголовно-исполнительной системы, поднимают проблемные вопросы о недостаточной подготовленности младших инспекторов, проходящих службу в исправительных учреждениях, в связи с коротким периодом их подготовки или переподготовки.

Однако следует учесть тот факт, что не все лица, проходящие первоначальную подготовку в УИС, принимаются на службу без опыта службы в различных государственных ведомствах или Вооруженных силах РФ. Прохождение службы в армии является обязательным требованием при приеме лиц мужского пола на службу в УИС, за исключением поступающих на обучение в учреждения высшего образования ФСИН России. Поэтому нам видится целесообразным перед прохождением первоначального обучения проводить исследования уровня подготовленности претендентов, т.е. в начале обучения проводить испытания, которые позволили бы определить уровень уже имеющихся навыков и знаний обучающихся.

Подводя итог, следует еще раз обозначить проблемный круг вопросов при прохождении дисциплины «Огневая подготовка» в период первоначального обучения лицами, впервые принятыми на службу в УИС:

1) краткосрочность первоначального обучения;

2) отсутствие сведений об имеющихся знаниях и навыков обучающихся;

3) фактическое прекращение какой-либо подготовки, предусмотренной в рамках дисциплины «Огневая подготовка».

В связи с выявленными недостатками нами предлагается следующее:

1) увеличить срок первоначального обучения до трех месяцев, что позволит увеличить количество учебных часов по дисциплине «Огневая подготовка», как следствие, увеличится количество теоретических и практических занятий;

2) предусмотреть в первую неделю первоначального обучения проведение контрольных тестов и стрельб для определения имеющихся знаний и навыков в рамках дисциплины «Огневая подготовка» , что позволит построить процесс обучения таким образом, при котором большее внимание будет уделяться «слабым местам» обучающихся;

3)предусмотреть практические занятия по стрельбе с сотрудниками исправительных учреждений не реже двух раз в месяц;

4) младших инспекторов исправительных учреждений не реже одного раза в год направлять в образовательные учреждения ФСИН России для повышения профессионализма владения стрелковым оружием, с возможностью проведения дополнительных занятий с профессорско-преподавательским составом для устранения имеющихся пробелов в навыках сотрудников УИС.

На наш взгляд, данные меры будут способствовать повышению профессионализма сотрудников УИС, что снизит вероятность неправомерного применения огнестрельного оружия в отношении осужденных и, как следствие, приведет к повышению престижа службы сотрудников ФСИН России.

Список источников

1. Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» / / Собрание законодательства РФ. 2018. № 30. Ст. 4532.

2. Абазов И.С. Некоторые психологические особенности огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 4. С. 372—374.

3. Барабанщиков A.B. Педагогические основы обучения советских воинов. М.: Воен. издат. МО СССР, 1962.

Информация

4. Витушкин А.В. Особенности огневой подготовки сотрудника уголовно-исполнительной системы / / Вестник Кузбасского института. 2017. № 4 (33). С. 162—167.

5. Дубинин Д.Ю. Методика и организация проведения занятий по огневой подготовке / / Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-4. С. 74—78.

6. Сериков С.Н. Современные методики обучения огневой подготовке сотрудников силовых структур, необходимые для качественного выполнения оперативно-служебных задач // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2014. № 3 (70). С. 251 — 254.

References

1. Federal Law of July 19, 2018 No. 197-FZ "On Service in the Penitentiary System of the Russian Federation and on Amendments to the Law of the Russian Federation "On Institutions and Bodies Executing Criminal Punishments in the Form of Deprivation of Liberty" / / Collected Legislation RF. 2018. No. 30. Art. 4532.

2. Abazov I.S. Some psychological features of fire training of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation / / Gaps in Russian legislation. 2018. No. 4. Р. 372—374.

3. Barabanshchikov A.V. Pedagogical foundations for the training of Soviet soldiers. M.: Voen. publisher MO USSR, 1962.

4. Vitushkin A.V. Features of fire training of an employee of the penitentiary system // Bulletin of the Kuzbass Institute. 2017. No. 4 (33). pp. 162—167.

5. Dubinin D.Yu. Methodology and organization of fire training classes // Problems of modern pedagogical education. 2020. No. 66-4. pp. 74—78.

6. Serikov S.N. Modern methods of training in fire training for employees of law enforcement agencies, necessary for the high-quality performance of operational tasks / / Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 3 (70). pp. 251—254.

об авторах

Ю.А. Мефодьева — преподаватель; С.В. Беляков — преподаватель; Е.О. Лапенков — курсант.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors

Yu.A. Methodieva — teacher; S.V. Belyakov — teacher; E.O. Lapenkov — cadet.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 18.02.2022; одобрена после рецензирования 02.03.2022; принята к публикации 15.03.2022.

The article was submitted 18.02.2022; approved after reviewing 02.03.20222; accepted for publication 1 5.03.2022.

2022 / № 1 Education. Science. Scientific personnel 231

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.