Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКА / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / КУРСАНТ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысухин Антон Михайлович, Юрков Михаил Николаевич

Огневая подготовка курсантов ведомственных образовательных организаций высшего образования ФСИН России по значимости находится на одном из первых мест среди занятий специализирующего направления, поскольку служебная деятельность в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы России предполагает повышенный риск применения огнестрельного оружия для обеспечения безопасности. При обучении курсантов на практических занятиях по огневой подготовке возникают трудности с преодолением страха оружия, проработкой психологических блоков, эффективным и рациональным проведением занятий. Трудности эти носят как материальный, так и нематериальный характер. В статье обозначены проблемы при обучении огневой подготовке на практических занятиях. Также предлагаются пути и способы совершенствования методики обучения курсантов на занятиях по огневой подготовке для повышения эффективности и качественного усвоения знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лысухин Антон Михайлович, Юрков Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE METHODS OF TRAINING CADETS OF DEPARTMENTAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA IN FIRE TRAINING CLASSES

Fire training of cadets of departmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia is one of the first places in the classes of the specialized direction, since official activity in institutions and bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia involves an increased risk of using firearms to ensure security. When training cadets in practical classes on fire training, there are difficulties with overcoming the fear of weapons, with the development of psychological blocks, with the effective and rational conduct of classes. The perceived difficulties are both material and non-material. In the article, the authors defines the problems when teaching fire training in practical classes. The authors also suggests ways and means of improving the methods of training cadets in fire training classes to improve the effectiveness and quality of knowledge acquisition.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ»

УДК 623.55

© Лысухин А. М., Юрков М. Н., 2021

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

Огневая подготовка курсантов ведомственных образовательных организаций высшего образования ФСИН России по значимости находится на одном из первых мест среди занятий специализирующего направления, поскольку служебная деятельность в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы России предполагает повышенный риск применения огнестрельного оружия для обеспечения безопасности. При обучении курсантов на практических занятиях по огневой подготовке возникают трудности с преодолением страха оружия, проработкой психологических блоков, эффективным и рациональным проведением занятий. Трудности эти носят как материальный, так и нематериальный характер. В статье обозначены проблемы при обучении огневой подготовке на практических занятиях. Также предлагаются пути и способы совершенствования методики обучения курсантов на занятиях по огневой подготовке для повышения эффективности и качественного усвоения знаний.

Ключевые слова: огневая подготовка; методика; огнестрельное оружие; курсант; практическое занятие; эффективность обучения.

© Lysukhin A. M., Yurkov M. N., 2021

IMPROVING THE METHODS OF TRAINING CADETS OF DEPARTMENTAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA IN FIRE TRAINING CLASSES

Fire training of cadets of departmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia is one of the first places in the classes of the specialized direction, since official activity in institutions and bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia involves an increased risk of using firearms to ensure security. When training cadets in practical classes on fire training, there are difficulties with overcoming the fear of weapons, with the development of psychological blocks, with the effective and rational conduct of classes. The perceived difficulties are both material and non-material. In the article, the authors defines the problems when teaching fire training in practical classes. The authors also suggests ways and means of improving the methods of training cadets in fire training classes to improve the effectiveness and quality of knowledge acquisition.

Keywords: fire training; methodology; firearms; cadet; practical training; training effectiveness.

Значимость занятий по огневой подготовке курсантов ведомственных образовательных организаций ФСИН России обусловлена практической необходимостью личной защиты и действий в условиях чрезвычайных обстоятельств, участием в учениях, сборах и специальных операциях. Занятиям по огневой подготовке отводится большая роль в образовательном учреждении, поскольку это длительный процесс, в рамках которого необходимо обучающимся привить необходимые умения, знания и навыки, которые бы отвечали требованиям и стандартам по огневой подготовке.

Применение оружия сотрудниками УИС регламентировано Федеральным законом от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», где в ст. 31.2 изложены правила применения огнестрельного оружия. Навыки по огневой подготовке необходимы сотрудникам УИС для защиты себя и иных лиц, если существует опасность угрозы жизни и здоровья, для предотвращения завладения преступниками огнестрельным оружием, для освобождения лиц, насильно удерживаемых, и т. д.

Подготовка реализуется на занятиях практического и теоретического характера в учебных классах и стрелковом тире. Так, в рамках теоретических занятий у обучающихся формируются общие навыки и знания по теории боевого оружия, где ключевая роль отводится преподавателю огневой подготовки, который формирует знания о материально-технической части оружия, основным правилам безопасности на занятиях по огневой подготовке, теории стрельбы.

Другие важные сведения, получаемые обучающимися как на теоретических, так и на практических занятиях по огневой подготовке, — знания об изготовке для стрельбы, правильном держании оружия в руке и его хвате, технике воспроизведения выстрела, а также о том, как правильно

дышать, чтобы не сбивать момент воспроизведения выстрела.

Первой трудностью, с которой сталкиваются обучающиеся при изучении материальной части оружия и проведения теоретических занятий, является неумение распознать или определить свободный ход спускового крючка, поскольку от умения его определить зависит успешность произведения выстрела курсантом. Также на теоретических занятиях обучающиеся сталкиваются с другой трудностью — необходимостью знания технической части оружия, поскольку от правильности сборки оружия зависит сам процесс производства выстрела, недопущение осечек.

Курсантам на занятиях по огневой подготовке необходимо овладеть знаниями о правильном порядке сборки и разборки учебного оружия, укладываться в норматив по огневой подготовке и владеть знаниями о его технических характеристиках, название частей оружия. К занятиям по огневой подготовке допускаются курсанты, знающие технику безопасности и соблюдающие правила обращения с оружием. Так, на занятия по огневой подготовке используется следующее оружие: автомат Калашникова (АК-74) и пистолет Макарова (ПМ). Данные модели допускаются к занятиям, поскольку их применение достаточно широко распространено в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы для выполнения как повседневных задач, так и оперативно-служебных.

Для повышения эффективности проведения теоретических занятий по огневой подготовке необходимо внедрять интерактивные формы обучения, что отмечает Н. В. Черемин [7]. При изучении технической части оружия следует использовать презентации и проводить иллюстрированный тест на знание материально-технической части оружия и т. д. Преподаватель должен учитывать тот факт, что большая часть курсантов незнакома с оружием, не имеет первичных навыков

владения оружием, что предполагает применение индивидуального подхода при проведении занятий по огневой подготовке.

Практические занятия по огневой подготовке включают в себя выбор и отработку позиций для стрельбы с учетом индивидуальных особенностей, определение сильной руки для удержания и фиксации оружия, отработку норматива по изготовке к стрельбе, а также выполнение учебных стрельб на время или без его учета.

Новым вектором в совершенствовании методики преподавания огневой подготовки является произведение видеозаписи в замедленном режиме съемки. На основании данной видеозаписи преподаватель может наглядно проанализировать ошибки, которые совершают курсанты: чрезмерно сильный хват, мышечный тремор, кивок прицела оружия вниз, влево или вправо. Технические возможности видеозаписи в замедленном режиме позволяют продемонстрировать обучающимся излишний стресс как отрицательный фактор, который негативно влияет на воспроизведение выстрела и оценку огневой подготовки.

Одной из важных задач обучения является отработка навыков стрельбы. Очевидно, что задача заключается в том, что обучающиеся отрабатывают стрельбу в течение всего срока обучения и формируют навык, производя выстрел в центр мишени, т. е. в область сердца, где обозначена отметка «10». При выполнении служебных задач сотрудникам УИС запрещено производить выстрел в сердечно-легочную область, область головы и шеи: риск причинения тяжкого вреда человеку должен минимизироваться. Это создает неоднозначную ситуацию, когда сотрудник при выполнении служебной задачи при пресечении побега должен стрелять по конечностям, а курсанты в процессе обучения должны выработать навык стрельбы в область груди. Зачастую на занятиях по ог-

невой подготовке курсантам не всегда напоминают о необходимой концентрации на снижении тяжести последствий.

На занятиях по огневой подготовке обучающиеся стреляют неподвижно по зафиксированной фигуре. Но в повседневной деятельности подобных ситуаций статического характера не встречается. Часто обстоятельства складываются так, что приходится производить стрельбу в «подвижных» условиях — при побеге, массовых беспорядках и т. д.

Для повышения эффективность практических занятий по огневой подготовке, по мнению С. Н. Серикова, необходимо организовать условия как экстремальные и проводить их в режиме игровой деятельности при строгом соблюдении правил безопасности [6, с. 3]. Многие учебные тиры оборудованы как стандартные помещения для проведения стрельб, прямые с доступной видимостью. Имеет место малая эффективность закрепления и постоянной отработки навыков стрельбы, поскольку более распространенные ситуации на практике — это экстремальные. С. Н. Сериков предлагает проводить занятия в стрелковых тирах, специально оборудованных по новой модели, которые будут представлять собой длинные помещения с возможностью производить множественные выстрелы и смену магазинов [6, с. 2]. Данная методика позволит адаптировать обучающихся к экстремальным условиям ведения стрельбы, привыкнуть к звуку выстрелов и отработать навыки быстрой смены магазинов и снаряжения магазинов. Для того чтобы овладеть навыком и его закрепить, а также развивать свои способности, необходимо проведение как минимум трех занятий в неделю. Чтобы отработать навык быстрой и точной стрельбы, снаряжения магазина, его смены и привыкнуть к шуму выстрелов, как отмечают В. В. Черных, Н. О. Николаев, курсанты должны отстреливать не менее двух магазинов патронов [8, с. 14].

В случае если в рамках материально-технической базы образовательного учреждения невозможно воссоздать модели игровых режимов проведения стрельбы, необходимо максимально приблизить имеющиеся условия к экстремальным, например, отработка всех предусмотренных упражнений учебных стрельб изо всех положений: стоя, боком, с одной руки, с колена, лежа. Расширение прорабатываемых учебных упражнений стрельб позволит приблизить курсантов к тем условиям стрельбы, с которыми им предстоит потенциально столкнуться.

Как отмечает А. Ю. Кобленко, боязнь звука выстрела является сильным стрессовым фактором, который усугубляет психологическое состояние на уровне инстинктивного восприятия громких звуков [3, с. 23]. Поэтому для обучающихся важно привыкнуть к шуму выстрелов и не реагировать на него испугом, стрессом, поскольку данные восприятие снижаем морально-психологическую готовность к стрельбе, т. е. нарушает боевой настрой курсанта.

Содержание обучения следует усовершенствовать путем увеличения количества учебных вопросов по дисциплине, чтобы охватить в рамках учебных занятий все важные аспекты — психологический, теоретический и практический. Необходимо, чтобы дисциплина «Огневая подготовка» включала в себя несколько блоков, которые раскрывают каждый из изучаемых аспектов, поскольку последовательное преподавание данных блоков позволит выстроить полноценную систему подготовки обучающихся.

Психологическое сопровождение процесса стрельбы должно помочь скорректировать эмоциональное состояние курсанта, предупредить развитие и прогрессирова-ние нестабильного эмоционального фона в

случае создания стрессовой ситуации. Сильным стрессовым фактором является боязнь звука выстрела. Поэтому для обучающихся важно привыкнуть к шуму выстрелов и не реагировать на него испугом, стрессом, поскольку данное восприятие снижает морально-психологическую готовность к стрельбе, т. е. нарушает боевой настрой курсанта. Для курсанта важно уметь контролировать чувство страха путем психологической готовности к выстрелу. Для этого рекомендуется использовать разработанную и усовершенствованную преподавателями огневой подготовки в Кузбасском институте ФСИН России методику привыкания. Суть методики заключается в следующем: на исходный рубеж выставляется стреляющая смена, а за ней следующая подготовительная смена, которая слушает впереди стреляющую смену. После отработки упражнений стреляющая смена уходит, на ее место встает подготовительная смена и заходит новая смена.

Таким образом, курсанты получают комплексные знания о внутренних психофизиологических состояниях, которые влияют на результат обучения по огневой подготовке.

Подводя итог, отметим, что огневая подготовка — важное умение сотрудника УИС, необходимое для обеспечения как личной, так и общей безопасности. Выявленные проблемы в процессе обучения курсантов возможно минимизировать, поскольку их наличие обусловлено материально-техническим оснащением учебных классов и применяемыми методиками преподавания. Считаем, что решение данных проблем возможно с помощью внедрения интерактивных форм обучения и совершенствования методики проведения занятий по огневой подготовке.

Литература

1. Амельчаков, И. Ф. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации // Вестник кадровой политики. — 2008. — № 1.

2. Амельчаков, И. Ф. Развитие системы специальной профессиональной подготовки - основной фактор в обеспечении деятельности ОВД // Вестник кадровой политики. — 2008. — № 2.

3. Кобленко, А. Ю., Новожилова, П. С., Саенко, М. А. Опыт психологической и огневой подготовки курсантов и слушателей к применению огнестрельного оружия при несении службы // Концепт. — 2014. — № 5.

4. Кундозерова, Л. И., Бойченко, Г. Н. Теория обучения. Педагогические технологии : учебное пособие. — Новокузнецк : ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2017.

5. Практика применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками ОВД : информационно-аналитический обзор. — Москва, 2012.

6. Сериков, С. Н. Современные методики обучения огневой подготовке сотрудников силовых структур, необходимые для качественного выполнения оперативно-служебных задач // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2014. № 1 (70).

7. Черемин, Н. В. Применение системы стрелковых тренажеров «СКАТТ» на практических занятиях по дисциплине «огневая подготовка» // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. — 2020. — № 2 (10).

8. Черных, В. В., Николаев, Н. О. Влияние международной конфедерации практической стрельбы iPSC (техника, тактика стрельбы, методика обучения обращению с оружием) на развитие огневой подготовки в органах внутренних дел и проблемы огневой подготовки сотрудников ОВД // Концепт. — 2014. — № S20.

Сведения об авторах

Антон Михайлович Лысухин: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры боевой и физической подготовки. E-mail: lisuhin@bk.ru

Михаил Николаевич Юрков: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры боевой и физической подготовки. E-mail: mihail-yurkov@mail.ru

Information about the authors

Anton M. Lysukhin: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Chair of Combat and Physical Training. E-mail: lisuhin@bk.ru

Mikhail N. Yurkov: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Chair of Combat and Physical Training. E-mail: mihail-yurkov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.