СЛУЖ БА ПРИМИРЕНИЯ:
переговоры и решение конфликтов в образовательной среде
Людмила Анатальевна Степнова,
заместитель заведующего кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности по учебно-методической работе, профессор, доктор педагогических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)
Дмитрий Сергеевич Батарчук,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук РАНХиГС
Елена Александровна Батарчук,
психолог, РАНХиГС
Отмечается положительный опыт использования медиации в школах США, Великобритании, Австрии, Германии и других стран и адаптированного метода школьной медиации, учитывающий особенности российского образования, семейные отношения и социокультурные условия. В настоящее время более 300 школ из разных городов России принимают участие в масштабном эксперименте по внедрению школьных служб примирения. В одних школах данный процесс проходит быстро и продуктивно, в других он находится в исходном экспериментальном состоянии. Контрольные исследования, проведённые в ряде школ России спустя год после внедрения медиации, показали, что её эффективность составляет приблизительно 70—75%. В школах, в которых есть медиаторы-ровесники, заметно улучшается психологический микроклимат, повышаются уровень доверия, чувство защищённости. Особенно благоприятные результаты достигаются вследствие неформального сотрудничества исполнителей образовательных услуг, учащихся, их родителей и общества в целом.
• медиация • регулирование конфликтов и споров • группы ровесников
Правовая и психологическая поддержка урегулирования споров в системе управления образованием
В службе примирения в качестве ведущих при поддержке взрослого куратора работают сами школьники. Это важно, поскольку подростки лучше знают ситуацию в школе; ровесникам больше доверяют и расска-
жут то, что никогда не доверят взрослому; деятельность в качестве ведущего меняет подростков, поскольку им нужно реально проявлять толерантность, видеть разные точки зрения, помогать договариваться; это элемент истинного самоуправления, когда часть полномочий взрослых (по урегулированию споров) передаётся детям.
Цель ведущих — организовать такой диалог между сторонами, чтобы они избавились от негативных переживаний, связанных со спором, и сами нашли способ решения ситуации.
Состав службы примирения: 2—4 пары подготовленных ведущих из учеников школы 5 — 10-го класса, взрослый, курирующий службу, и несколько подростков в «группе поддержки» (например рисуют стенгазеты по школьной службе примирения).
В качестве кураторов работают социальные педагоги (Новгород), заместители директора по учебно-воспитательной работе (Москва), руководитель детской внешкольной организации (Петрозаводск) и уполномоченный по правам ребёнка (Волгоград).
Передачу информации о спорах школьные службы примирения получают от социальных педагогов, из ящика обращений, от сверстников, и при этом соблюдается конфиденциальность. В службы обращаются по разным типам ситуации: споры и конфликты между учениками, «ученик — учитель», «ученик — группа» (ситуации изгоев), кражи, драки, вымогательство, «стрелки», порча имущества, длительные прогулы, национальные конфликты и прочее. Программа школьной службы примирения состоит из трёх этапов:
1. Предварительные встречи с каждой
из сторон спора (при необходимости и с родителями).
2. Примирительная встреча.
3. Последующая работа по ресоциализации и реабилитации участников (если требуется).
Весьма актуальным является рассмотрение основных временных этапов развития альтернативного урегулирования споров между исполнителями образовательных услуг, учащимися, их родителями и обществом в целом в России.
С 2000 году издаётся Вестник восстановительной юстиции, в котором отражены как
общие концептуальные работы, так и отечественные разработки в области восстановительного правосудия по уголовным делам и общественно опасным деяниям несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности, а также использования медиации в школе (учреждениях образования); разработаны отечественные методические пособия, учитывающие правовые условия Российской Федерации и реализуемые в практической деятельности указанных служб.
2000—2001 гг. — начало проектов по альтернативному урегулированию споров в школах Москвы, Великого Новгорода и Петрозаводска. Задача — доказать, что программы примирения в школе возможны. «Восстановительные программы в школах реализуются в разных вариантах:
1) взрослый ведущий (социальный педагог или психолог) сам проводит программы;
2) взрослый ведущий привлекает к своей деятельности нескольких подростков;
3) есть группа подростков, которая проводит примирительные встречи, а взрослый курирует эту группу: организует работу,
а также помогает в сложных случаях (например, если в конфликте участвуют родители). Модель школьной службы примирения разработана и внедряется в практику межрегиональным общественным центром «Судебно-правовая реформа».
Служба должна была взаимодействовать с административным процессом, то есть получать информацию о спорах от администрации и определённую информацию и ценности транслировать «наверх». А также служба получала информацию от подростков из школы и какую-то информацию о себе транслировала в школьное сообщество. Вопрос, как это должно выглядеть на практике, обсуждался в каждой конкретной школе.
Вторым направлением деятельности стал вопрос сохранения ценностей службы. В качестве ответа появились: 1) система подготовки, включающая обучение, супервизию, работу на командо-
образование, написание отчётов, изучение литературы по данной проблеме;
2) клуб ведущих, обсуждающих свои различные сложности и удачные находки;
3) вопросы рекламы службы среди учителей, учеников, родителей, жителей города;
4) дальнейшее сопровождение ведущими своих «подопечных» — своеобразное курирование
на определённый срок (обычно 1 месяц);
5) работа в парах «опытный ведущий — новичок».
При этом служба рассматривалась как:
1) помогающая социализации подрастающего поколения, поскольку подростки, владеющие «открытой коммуникацией» и ценностями примирения, смогут более успешно взаимодействовать с обществом;
2) кадровый проект для социальных педагогов школ, позволяющий им овладеть новой технологией и быть востребованными на более высоком уровне на рынке труда;
3) дающая городу новых эффективных специалистов в социальной сфере.
Обсуждается вопрос работы школьной службы примирения и социального педагога с новым объектом — «социальной связанностью».
Существует возможность создания вертикальной модели организации службы примирения. При этом следует учесть опыт Пермского края. Исходя из названного опыта работы, школьная служба примирения может курироваться муниципальной службой примирения, которая организовывается на базе центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, центра диагностики и консультирования, а также является одним из направлений работы муниципальной ювенальной службы. Первые два учреждения относятся к системе образования и являются субъектами профилактики, работа муниципальной службы примирения в них проводится по двум основным направлениям. Первое — обеспечение поддержки школьных служб примирения. В данное направление деятельности входят: проведение конференции руководителей школьных служб примирения, круглые столы, слёты учащихся; организация курсов по внедрению восстановительных технологий (метод школьной медиации), а также проведение обучения ровесников-медиаторов.
В 2012 году задача создания школьных служб примирения вошла в «План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы».
В 2012 году разработан и принят новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (основные статьи вступили в силу с сентября 2013 года), 45-я статья которого гласит о необходимости создания в каждом образовательном учреждении комиссии по урегулированию споров».
Процедуру работы комиссии по урегулированию споров Министерство образования и науки Российской Федерации относит к компетенции образовательного учреждения. Это также повысило заинтересованность в технологиях урегулирования споров.
Минобрнауки России в ноябре 2013 года подготовлены Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях, которые являются основой для разработки региональных и муниципальных программ, а также стратегий и планов. Служба школьной медиации — новое перспективное направление в работе педагога-психолога, позволяющее повысить и его личный статус, и статус школы в целом. Она должна обеспечить защиту прав детей и создать условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей.
Организация служб школьной медиации в образовательных учреждениях осуществляется согласно Распоряжению Правительства РФ от 15.10.2012 № 1916-р «О плане первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы».
Как отмечено в Рекомендациях по организации служб школьной медиации
в образовательных организациях, направлен -ных письмом Минобрнауки России от 18.11.2013 № ВК-844/07», служба школьной медиации — это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из её работников, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
В 2014 году согласно Распоряжению Правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность» была разработана «Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации».
В России сформировано сообщество специалистов, работающих в этой области:
• Всероссийская ассоциация восстановитель -ной медиации;
• Ассоциация кураторов служб примирения и медиаторов г. Москвы;
• Волгоградское региональное отделение Всероссийской ассоциации восстановительной медиации;
• Ассоциация медиаторов Пермского края;
• Региональная ассоциация медиаторов Новосибирска;
• Ассоциация детских служб примирения Самарской области;
• Тюменская региональная ассоциация восстановительного правосудия;
• Ассоциация кураторов служб примирения и медиаторов Чувашии;
• Ассоциация медиаторов Кировской области;
• Вологодская региональная ассоциация восстановительной медиации».
Международный опыт правовой и психологической поддержки урегулирования споров
Весьма интересен опыт альтернативного урегулирования споров в системе образования в СНГ. В настоящее время существует несколько образовательных программ, направленных на развитие у школьников навыков разрешения конфликтов ненасильственным путём. Одна из них — программа «Медиация ровесников», заключающаяся в том, что школьники-медиаторы проводят встречи с ровесниками, состоящими друг с другом в конфликте, и помогают им решить их спор с учётом интересов всех сторон. Таким образом, медиация ровесников передаёт ответственность за разрешение конфликтов в руки самих учащихся. Помимо проведения примирительных сессий, школьники-медиаторы участвуют также в мероприятиях, направленных на разъяснение важности и успешности сотруднических подходов, проводят тренинги со сверстниками и младшими школьниками.
Медиация ровесников предполагает поддержку со стороны педагогического коллектива. Как правило координатором этой программы становится кто-то из заинтересованных преподавателей. Именно он принимает решение о направлении участников конфликта на медиацию. Если медиация ровесников становится не отдельно проводимой программой, а одним из элементов воспитательной работы в школе, то данную функцию можно выполнять школьному психологу или завучу по воспитательной работе. Поскольку эти два человека в школе привлекаются в обязательном порядке к разбору возникающих инцидентов, у них, как правило, гораздо меньше по сравнению с учителями урочных часов и они более доступны в случае экстренной ситуации.
В Беларуси порядок проведения примирения и посредничества установлен Актом о процедурах урегулирования коллективных трудовых конфликтов от 18.01.1994 г.
Профсоюз может предоставить работодателю письменное предложение по созданию комитета по примирению. Представители работников и работодателей в комитете выбирают большинством голосов нейтрального члена; такой член может быть назначен Советом Министров. Предложения комитета принимаются путём принятия решения большинством голосов и передаются в письменном виде сторонам конфликта, которые могут их принять или отклонить.
Как показывает практика, программа «Медиация ровесников» позволяет формировать у школьников навыки сотрудничества, строить эффективную систему разрешения конфликтных ситуаций в школе, создавать безопасную, здоровую среду в школьных коллективах. Эта программа является эффективной при решении проблемы насилия в школах.
В Украине опыт внедрения медиации ровесников существует в Одесской (проект Одесской областной группы медиации в СШ № 4 г. Ильичёвск), Луганской (проект Луганской областной группы медиации по обучению подростков навыкам конструктивного взаимодействия в 5 школах г. Луганска) и Черкасской (центр разрешения конфликтов в 1-й гимназии) областях. В Украине, России и Молдове довольно широко известно методическое пособие для школьников и учителей по разрешению споров Даниеля Шапиро «Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов».
Есть собственные разработки и у сотрудников Украинского центра согласия. Например, «Методика коррекции отношений в детском коллективе «Необитаемый остров» В.О. Яцен-ко представляет собой ролевую многоэтапную игру, цель которой — овладение навыками ведения переговоров, принятия коллективных решений и сотрудничества.
Таким образом, важно отметить, что на сегодняшний момент в России существует довольно обширная правовая и психологическая под держка урегулирования споров в системе управления образованием.
Не менее важным является международный опыт правовой и психологической поддержки альтернативного урегулирования споров испол
нителями образовательных услуг, обучающимися, их родителями и обществом в целом.
Медиация как универсальная альтернативная форма разрешения споров и конфликтов распространилась и внедрилась в правовую и общественную практику почти во всех развитых странах — от Северной Америки до Европы, от Японии и Дальнего Востока до Австралии и мусульманского Востока.
Медиация легко адаптировалась к христианской и мусульманской культуре; её приняли в буддийской религии и конфуцианстве. В настоящее время медиация признана в Германии, Великобритании, Франции, Испании, Италии, Бельгии, Нидерландах, Австралии, Японии, Канаде и других странах.
По данным доклада Лиз Лоуренс, чиновника Шотландской сети по вопросам медиации, можно отметить, что медиация в Соединённых Штатах зародилась в трудовых спорах. В 1972 году возникла первая профессиональная организация медиаторов. В США вся система права направлена на то, чтобы большинство споров разрешалось добровольно до суда. Судебное разбирательство может быть прервано для обращения сторон к медиатору. Без медиаторов в сфере экономики, политики, бизнеса в этой стране не проходит ни один серьёзный переговорный процесс; выпускаются журналы, освещающие проблемы медиации; существуют Национальный институт разрешения диспутов, частные и государственные службы медиации. Большое влияние имеет Американская арбитражная ассоциация.
В 1975 году Конгресс США при поддержке общественных организаций учредил Академию мира и разрешения споров, исследующую мирное урегулирование споров на разных социальных уровнях. Исследование проблем посредничества и управления спорами также
осуществляется в конфликтологических центрах и институтах, существующих при американских университетах (например при Мичиганском университете, университете Дж. Мейсона). Посреднические переговоры осуществляются посредническим комитетом, комиссия по трудовым отношениям создаётся на трёхсторонней основе из представителей профсоюза, работодателя и общественности. За сторонами остаётся право принять предложения, выработанные комитетом, или отказаться от них.
«Арбитраж осуществляется через специальный арбитражный комитет, в который входят авторитетные члены комиссии по трудовым отношениям. Решение арбитражного комитета имеет обязательный характер для обеих сторон спора».
В США существует так называемый «суд со множеством дверей»:
• дверь медиации;
• дверь «третейский суд»;
• дверь судебного разбирательства.
Американские судьи из всех этих «дверей» выбирают медиацию, поскольку считают, что альтернативное разрешение споров более эффективно, чем суд.
С 1970-х гг. в США медиация начала широко применяться в образовательной среде. С тех пор применение этого метода на школьном пространстве в тех или иных формах стало достаточно широко использоваться во многих странах мира. Исследования Национальной ассоциации медиации в сообществах (США) показали, что в результате внедрения подобных программ в школы 90% преподавателей готовы делегировать ученикам право самим разрешать конфликты, а 80% медиаторов-школьников сказали, что процесс медиации помог им самим лучше понять людей с различными ценностями. Часто школы, в которых действуют программы медиации, отмечают 80%-ное снижение числа обращений к школьной администрации по поводу конфликтов,
80%-ное снижение количества драк среди учащихся и 75%-ное уменьшение числа случаев временного отстранения школьников от учёбы. В США в 5 из 6 школ города Нью-Йорка, принявших участие в программах школьных медиаторов по разрешению споров, наблюдалось снижение наказаний за драки на 45 — 70% в течение первого года функционирования программы.
Оценка влияния программы по креативному разрешению споров, реализованной в 4 многонациональных, разноэтнических школьных округах города Нью-Йорка (США), установила, что 84% преподавателей, принявших участие в опросе, отметили улучшение атмосферы в классах, 71% сообщили об умеренном или значительном сокращении случаев физического насилия в классах, а 66% отметили сократившееся количество словесных оскорблений. Более 98% респондентов признали, что программа медиации стала важным инструментом для выхода из конфликтных ситуаций.
В 1980-х гг. в США открылись первые курсы по медиации. В 1990-х гг. широкую популярность приобрела «медиация-онлайн», особенно в спорах за домены. С тех пор также стали распространяться частные процедуры альтернативных разре шений споров.
Медиации в США обучают в виде ролевых игр; изучения реальных дел; видео-и реальных демонстраций; демонстрации видеозаписей и их обсуждение; чтения лекций и последующих дискуссий.
В штате Джорджия, США, осенью 1994 г. 91% разногласий был разрешён в результате медиации. Национальная тенденция свидетельствует о примерно 90-процентном успехе применения медиации ровесников в школах. В 5 школах Нью-Йорка в 1996 г. 99% учителей согласились с тем, что программы медиации предоставили учащимся важное средство для альте-рурегулирования ежедневных споров, 88%
согласились с тем, что медиация помогла учащимся брать на себя больше ответственности для разрешения своих проблем.
В США существуют следующие организации, предлагающие медиацию как способ урегулирования споров в образовательной среде:
• Институт по разрешению конфликтов специализируется на применении медиации ровесников в школах, эта организация предлагает большое количество программ и услуг, а также курсы обучения разрешению споров в школе на всех уровнях: учеников, родителей и преподавателей начальной, средней и старшей школы.
• Ресурсный центр по медиации ровесников
г. Помона, штат Калифорния, США. Эта организация создаёт, проводит, поддерживает и развивает различные виды программ «вмешательства» ровесников, например «Друзья-первокурсники». Участие в программе — «Помощь ровесников».
• «Ученики предлагают поддержку» — Северно-калифорнийская организация предлагает тренинги ровесников для максимального развития школы и проведения эффективной медиации ровесников. Полный курс обучения по обоим этим направлениям включает обучение взрослых, несколько видоизменённый курс обучения по программе и тренинг для учеников-лидеров.
• «Союзники по превентивному обучению» — это некоммерческая организация, предлагающая проведение в школах таких превентивных программ, как «Помощь ровесников», «Медиация ровесников», «Курс взаимопонимания» и комбинированные программы. Они предлагают обучение по этим программам преподавательско-административному составу школы, а также проводят программы помощи для учеников и обучение ведущих подобных программ.
• «Примирители» — некоммерческая организация, основанная в 1989 году, помогла уже более 2 000 школ снизить уровень конфликтности и уменьшить количество споров с помощью обучения преподавателей, родителей и детей техникам медиации.
В Германии медиация гармонично встроена в систему правосудия. Например, посредники работают прямо при судах, значительно снижая количество потенциальных судебных тяжб. В большинстве немецких школ права введён постоянный курс медиации. Доктором Артуром Троссеном создана и успешно действует Международная ассоциация интегрированной медиации, которая объединяет медиаторов более чем из 10 стран мира.
Австрия одна из немногих стран мира, где профессия «медиатор» внесена в номенклатуру профессий. В австрийском законодательстве предусматривается, что соглашение по результатам медиации, проводимой в связи с имеющимся судебным производством, может быть признано судом, в то время как результат досудебной медиации судебной защиты не получает.
В Индии соглашения, достигнутые в ходе медиации, имеют одинаковую силу с третейскими (арбитражными) решениями, независимо от того, была ли данная процедура возбуждена в рамках уже имеющегося судебного производства или нет.
Порядка 30% споров в Китае решается во внесудебном порядке. В этой стране, а также в Венгрии и Корее, если стороны достигли соглашения в рамках медиации и утвердили его в порядке, предусмотренном для рассмотрения третейскими судами (арбитражем), такое соглашение приобретает силу третейского решения (арбитража) и подлежит исполнению в соответствующем порядке.
В Японии использование медиации как альтернативного метода разрешения споров традиционно связано с этической стороной — негативным отношением к выбору государственного суда как способа урегулирования разногласий.
«В ФРГ Законом о конституции предприятия для мирного разрешения конфликтов предусмотрено посредничество согласительно -го органа, который создаётся на паритетной основе (как правило, по два представителя с каждой стороны) во главе с нейтральным председателем, кандидатура которого одобрена обеими сторонами».
«Процедура урегулирования трудового конфликта посредством согласительного органа законодательством не регулируется. Решающая роль в примирительных процессах принадлежит председателю примирительного органа. В процессе примирения он следит за соблюдением норм действующего законодательства и принципов правосудия (например, обе стороны имеют право и обязаны подробно изложить свою точку зрения и обосновать свою правоту, заслушивание сторон происходит в присутствии всех членов примирительного органа). При недостижении договорённости между сторонами председатель высказывает своё мнение, после чего происходит голосование, сначала без участия председателя. Если оно безрезультатно, проводится повторное голосование, уже с участием председателя. Решение примирительного органа обязательно, если стороны заранее договорились об этом, или же они согласны с решением после проведения примирительной процедуры».
В Литве, совместно с действующим законодательством, спор регулируется комитетом по примирению, который состоит из представителей сторон конфликта (до 5 с каждой стороны). Комитет рассматривает спор в течение 7 дней.
«В Эстонии профсоюз имеет право обратиться за помощью в разрешении спора к организации высшего уровня (например, в профсоюз национального уровня), которая в течение 3 дней формирует комиссию по примирению из представителей работодателей и профсоюзов. Если комиссия по примирению не достигает договорённости, трудовой конфликт передаётся государственному посреднику, который может лич-
но взяться за дело или назначить местного посредника. Во время процедуры посредничества стороны обязаны присутствовать на всех заседаниях».
«В Венгрии действует Служба посредничества и арбитража социально-трудовых отношений. Посредники, которые входят в эту службу, назначаются министром труда по согласованию с социальными партнёрами».
«Финансирование службы осуществляется из государственного бюджета. Служба обязана ежегодно предоставлять отчёт
0 своей работе в трёхсторонний Национальный совет по примирению интересов».
«В Польше по закону «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» предусмотрено привлечение посредника с целью достижения договорённости между сторонами».
В Чешской Республике стороны трудового конфликта могут выбирать посредника, который в течение 15 дней должен предоставить письменное предложение по урегулированию конфликта. «Например, в Словении такое предложение должно содержать:
• чёткую идентификацию сторон спора;
• факты и пункты, по которым стороны не смогли договориться;
• рекомендации посредника и их обоснование;
• дату, подпись и полное имя посредника.
В Хорватии посредничество является обязательным при разрешении конфликтов, связанных с подписанием, внесением дополнений или пролонгацией коллективного договора. Прочие производственные споры также могут подлежать обязательной процедуре посредничества, если стороны не заключили соглашение об альтернативных методах урегулирования таких споров. «В случае возникновения спора создаётся «совет посредников» из 3 членов:
1 работник, 1 работодатель и 1 «посредник», который назначается из списка,
составленного Экономическим и Социальным советом. Посредничество должно быть завершено в течение 5 дней».
В Норвегии в 45 школах созданы 13 команд по разрешению споров и конфликтов, а также обучающая программа, способствующая развитию лидерских качеств, уверенности в себе, самоуважения. В Осло существует сеть из 48 школ, предлагающих медиацию ровесников, а пилотный запуск программы медиации ровесников был высоко оценён, и, как результат, Правительство выступило с инициативой использовать медиацию во всех школах.
Характерные особенности медиации в датской школе: 20 медиаторов-ровесников; команда медиаторов формируется исходя из потребностей конкретной ситуации; споры учеников 7—9-х классов медиируются взрослыми; часто споры касаются сильных эмоций, связанных с любовными романами, дружбой, соперничеством или борьбой за определённый статус; результатом медиации является снижение числа продолжительности споров.
Ученики школы становятся медиаторами с 4-го класса, и некоторые из них продолжают участвовать в проекте до 9-го класса. Преимуществом такого значительного разброса возрастов является то, что у учеников есть возможность приобретения достаточно большого опыта в качестве медиаторов. Это означает, что они становятся всё более профессиональными с возрастом, и со временем они могут делиться своими советами и руководствами с новыми медиа торами.
Медиаторы-ровесники обучаются социальным педагогом. Медиаторы-ровесники обучаются
каждый год: частично в течение обучающего дня для медиаторов-новичков, частично — на следующий день для всех медиаторов — и новичков и уже имеющих опыт проведения медиаций.
В первый день социальный педагог освещает теоретические вопросы о том, что такое медиация, какова её цель, какую роль выполняет медиатор и т.д. Кроме того, в первый день происходит работа с различными конкретными примерами применения медиации. На следующий день проводится только разбор конкретных примеров.
Медиация стала частью культуры в школе. Все учителя и ученики знают о медиации как о возможном способе разрешения споров, и многие пользуются преимуществами этого метода.
Следующий опыт урегулирования споров в школе, который заслуживает внимание, — это опыт школ Новой Зеландии.
В Новой Зеландии в некоторых школах Окленда действуют школьные конференции. Никакого долгосрочного лишения права посещать занятия или исключения из школы подростка не может состояться без проведения перед этим школьной конференции. Цель школьной конференции — предотвратить принятие неправильного решения, проведя встречу до того, как решение об отчислении или отстранении принято; рассмотреть все возникающие проблемы и трудности и избавиться от них с пользой для всех участников (ученика, учителя и всей школы), и сделать это так, чтобы не приостанавливать на неопределённое время (или не прекращать) обучение подростка.
В Швеции в 100 из 280 школ предлагаются услуги медиации ровесников.
В Финляндии Программа по медиации ровесников была начата Финским отделением Красного Креста в 2000 г.
В Дании (25% от общего количества детей обучается в частных школах) медиация применяется примерно в 30—50 школах из примерно 2 000. Так, в школах Дании работают с медиацией с весны 2004 года. Идея возникла в ученическом совете и была положительно принята школьными учителями и руководством. Опыт школы показывает, что очень правильным является следование определённым рекомендациям при выборе медиаторов для различных типов конфликтов.
В Нидерландах в марте 2000 г. прошёл Международный семинар по разрешению конфликтов в школах.
Перспективы решения споров в образовательной среде
Таким образом, урегулировать споры в подростковом возрасте в малых группах можно следующими способами: медиация ровесников, школьные конференции и школьные службы примирения.
С периода, когда школы начали использовать медиацию ровесников, количество продолжительных споров между учениками снизилось, так как многие проблемные ситуации разрешаются с помощью медиации ещё до того, как они перерастут в конфликт. На практике это означает большее благополучие в школе и, соответственно, лучшие условия обучения для учеников школы.
В связи с этим возникает необходимость помимо медиации развивать другие восстановительные программы, такие как «Круги поддержки сообщества», «Школьные восстановительные конференции», «Семейные конференции», позволяющие подключить силу и мудрость группы к решению сложных конфликтных ситуаций.
Результаты исследований показали, что школьные конференции помогают сообща
рассмотреть все возникающие проблемы и трудности решения конфликтов и избавиться от них с пользой для всех участников (ученика, учителя и всей школы).
Эффективность российской медиации в современном её виде во многом не отличается от эффективности медиации в других странах.
Разница существует не в технологии медиации, а в системе её внедрения и адаптации к российской культуре. В российской ситуации наибольшая трудность в премедиации (действия медиатора по подготовке сторон к медиации). Дороговизна и продолжительность судебного процесса в западных странах, развитые институты медиации, законодательная поддержка государств, наднациональное европейское законодательство по медиации стимулируют развитие медиации. Россия же только вступает в процесс применения медиации, причём осуществляет этот процесс своеобразно — путём прямого переноса модели западной медиации в свою культуру, что будет сопровождаться большими трудностями.
Спектр проблем, связанных с профилактикой детских и подростковых споров, требует более углублённой научной проработки и апробации в плане повышения уровня конфликтологической компетентности и культуры в системе школьного образования в целом. НО